Примечания к главе II Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Литературные исследования об Уложении: «Историко-юридическое исследование Уложения 1649 г.» Строева. Спб. 1833. Против этого сочинения— брошюра: «Взгляд на сочинения г. Строева о Уложении». Г. З. Спб. 1834. Университетская речь Ф. Морошкина: «Об Уложении и последующем его развитии» 1839 г. «Исследование начал Уголовного права, излож. в Уложении» Линовского. 1847 Одесса. «Литературная разработка и общая характеристика Уложения 1849 г.» статья Есиповича в Ж. М. Ю. 1859. Июль. II ч. 1—33. Также см. в сочинениях: «Основные начала русского судоустройства от уложения до учреждения о губерниях» Кавелина. М. 1844. «История судебных инстанций» Дмитриева стр. 298- 361 и прч. «Разбор сочинения г. Линовского» Неволина в VI т. П. Собр. сочин. Спб. 1859 стр. 631 и проч. В указе об издании Уложения. Гл. XV, 1. XVI, 41. XIX, 3. XX, 104. XXVII, 8. 87. 45. См. Строева «Исследование». «В Уложении часто нет единства в началах, говорит Есипович, часто противоречие непримиренное, часто сближение и смешение начал разнородных оно само подрывает иногда свои основы, само разрушает иногда свое же создание; удерживая начала старые, оно невольно потрясает их допущением новых начал; признавая действие новых начал, оно противодействует им своею симпатиею с старыми началами». Улож. XIII ст. 1. Рукопись Академии Наук за 82 и 85. См. напр. «Dissertations on subjects relating to the «Orthodox» or Eastern – Catholic Lond. 1853. (by Palmer). Нрав. Собес. за 1860. стр. 338 и след. Гл. XIII, ст. 2. Там же ст. 3. Гл. XII. ст. 1. Там же. Гл. XII, ст. 2. Там же ст. 3. П. С. З т. I. 505. Патриарх жаловался: «И ныне, Государь, в твоих государевых судных, в Володимирском и Московском и в иных приказах домовые наши дела и домовых наших приказных и детей боярских и иных чинов людей на сторонних людей в обидах поумножились; a за утеснение и за множеством дел, указу по тем делам нет, и за несвершенньем домовым нашим людям и крестьянам чинятся многая волокита и убытки, и от сторонних людей обид разоренье. Милосердый Государь! пожалуй меня, богомольца твоего, из судного володимирского и из московского и из иных приказов те наши домовые дела засуженные и не засуженные снесть и впредь ведать в одном приказе, в котором ты, великий Государь, укажешь».

http://sedmitza.ru/lib/text/439430/

1196. Высочайшим рескриптом от 11 июля 1858 г. Государь Александр II повелел открыть в Ставрополе «Комитет для составления проекта правил об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян» (Сборник правительственных распоряжений и официальных известий по улучшению быта помещичьих крестьян. М, 1858. Ч. 2. С. 10–12). 1197. [ Щапов А. П.] Голос древней Русской Церкви об улучшении быта несвободных людей//Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. 1859. Ч. 1. [Январь]. С. 40–76. (Далее — Православный собеседник); [ Иоанн ( Соколов) , архимандрит.] Слово об освобождении крестьян в день восшествия на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 19 февраля 1859 г.//Православный собеседник. 1859. Ч. 1. [Март. С. 334–355. 1198. «Собеседник», стр. 354, месяц март. ( Примеч. свт. Игнатия.) 1199. «Собеседник» подчинился этому насилию принятого им метода. Признав несвободное состояние, состояние холопа, унизительным и неестественным для человечества, он устами Даниила Заточника называет холопами вельмож и бояр Царя. Умалчиваемая здесь мысль очень ясна, очень сильна: она — необходимое последствие сказанного (Январь, стр. 48). ( Примеч. свт. Игнатия.) 1200. Св. Иоанна Златоустаго толкование на послание к Ефесеем, Patrologiae Cursus Completus. Chrisostomi in Epist. ad Ephes. Homilia XXII. ( Примеч. свт. Игнатия). Цитируется издание: S. Ioannes Chrysostomus. Homiliae in Epistolam ad Ephesios//Patrologiae Cursus Completus…/Accurante J.-P. Migne. Series Graeca. Parisiis, 1862. T. 62. P. 157. Русский перевод см.: Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 1. С. 194 (Далее — Иоанн Златоуст. Творения…). 1201. Русская Беседа, 1859 года, книжка 14, «Крестьяне на Руси», стр. 94. ( При меч. свт. Игнатия.) Цитируется работа: Беляев И. Д. Крестьяне на Руси//Русская беседа. 1859. М., 1859. Т. 2. Кн. 14. Раздел «Науки». С. 39–94. 1202. Указ Императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения, согласно которому церковные и монастырские крестьяне передавались в ведомство государства, вышел в 1764 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва (РАО; см. в ст. Археологические общества ), выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. Печаталось в типографии С.-Петербургской АН отдельными выпусками, к-рые составляли тома (том содержал до 6 вып.), всего вышло 10 томов. Первые выпуски ИРАО совпали по времени выхода с последними томами др. издания РАО - «Записок императорского Русского археологического общества» (ЗРАО). Создать ИРАО было решено 16 февр. 1855 г. на внутреннем собрании Отд-ния русской и слав. археологии РАО как издание для оперативной публикации протоколов заседаний и заметок, по размеру и характеру не соответствующих уровню ЗРАО. Идею поддержало общее собрание РАО 30 дек. того же года. Помимо протоколов общих заседаний, заседаний каждого отд-ния и особых комитетов об-во постановило печатать в ИРАО библиографическое обозрение археологической лит-ры, выходящей в России и в Европе, а также исследования и материалы, по разным причинам не подошедшие ЗРАО. Тираж ИРАО планировался в 500 экз. (на 200 экз. больше, чем у ЗРАО) для рассылки всем членам об-ва и лицам, принимающим участие в его деятельности. Первым редактором ИРАО стал управляющий Отд-нием русской и слав. археологии И. И. Срезневский (1859. Т. 1. Вып. 1). Затем журнал редактировали Д. В. Поленов (1859. Т. 1. Вып. 2; 1861. Т. 2. Вып. 1-4; 1877. Т. 8. Вып. 1), секретарь РАО П. С. Савельев (1859. Т. 1. Вып. 3-6), В. В. Стасов (1861. Т. 2. Вып. 5/6; Т. 3. Вып. 1-6; 1863. Т. 4. Вып. 1-6; 1865. Т. 5. Вып. 1-6), В. В. Вельяминов-Зёрнов (1868. Т. 6. Вып. 1-3; 1872. Т. 7. Вып. 1-4), А. И. Савельев (1877. Т. 8. Вып. 2-5; 1880. Т. 9. Вып. 1-5), И. В. Помяловский (1884. Т. 10. Вып. 1-6). Небольшой по объему 1-й т. помимо протокольной части содержал библиографию и заметки постоянных авторов ЗРАО: «О рунических надписях на Пирейском льве» Поленова (1859. Т. 1. Вып. 2. Стб. 65-74), «Икона с славянской надписью в храме св. Петра в Риме» А. Н. Попова (Там же. Стб. 96), «О бывшем доме Романовых в Москве на Варварской ул. при Знаменском монастыре» П. И. Иванова (Там же. Вып. 3. Стб. 129-137), статьи В. В. Григорьева, П. С. Савельева, Срезневского. Были опубликованы «Материалы для истории икон и иконописания» (Там же. Вып. 6. Стб. 337-358).

http://pravenc.ru/text/293864.html

(22) См.: Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). - С. 33 - 34.; Спутник по Казани. - С. 214. (23) Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). - С. 67. (24) См.: Там же.; Посещение Государем Императором, Наследником Цесаревичем и Великим Князем Владимиром Александровичем Мариинской гимназии и Родионовского института//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 67 (1 сентября). - С. 5. (25) Вдова штабс-капитана Анна Григорьевна Волкова (1828 - 3 марта 1875) была избрана начальницей училища (гимназии) после увольнения 22 октября 1867 г. прежней начальницы - П.О. Бакаевой, прибыв к месту нового служения 7 января 1868 г. До этого - с 1863 г. - она являлась начальницей Вологодской женской гимназии. Умерла в возрасте 46 лет. «Много говорит в пользу нравственной характеристики покойной Начальницы и то обстоятельство, - указывалось, в частности, в " Историческом очерке Казанской Мариинской Женской Гимназии..., - что она пользовалась замечательною расположенностью и уважением со стороны тогдашнего Архиепископа Казанского, Преосвященного Антония (скончался в 1879 г.). Правда, это был Святитель, замечательно сердечно относившийся к людям вообще, но к покойнице он питал такое преимущественное уважение, что, по кончине её, сам ездил с Н.Е. Боратынским лично выбрать ей место для могилы в стенах Спасо-Преображенского Казанского Монастыря». (См.: Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования/1859 - 1884 г.г./. - С. 79 - 80, 83). (26) См.: Посещение Государем Императором, Наследником Цесаревичем и Великим Князем Владимиром Александровичем Мариинской гимназии и Родионовского института. - С. 5.; Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). - С. 68. (27) Там же. - С. 5. (28) См.: Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). - С. 71.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

357. „Помощника и покровителя“ станут петь — канон преславный, а надо мною, когда подохну, всего-то лишь „кая житейская сладость“ — стихирчик малый. — Канон (греч. χανν) песнопение в честь святого или какого-либо церковного праздника, Стихира (греч. στιχηρ) — песнопение на библейские темы. Слова стихиры „Кая житейская сладость“ принадлежат знаменитому автору церковных песен Иоанну Дамаскину (VII–VIII bb.). Мотивы этой стихиры были использованы А. К. Толстым в поэме „Иоанн Дамаскин“ (1859). 358. Всего-то антидорцу кусочек, надо быть, пожевал — Антидор (греч. ντι — против, вместо; δωρον — дар) — часть особой просфоры, которая раздается молящимся в конце литургии. 359. Гешефт (нем. Geschäft) — выгодное предприятие, мелкая сделка, спекуляция; здесь: неразборчивая нажива. 360. Это только басня, но она хорошая басня — Вот она эта басня…— По поводу легенды о луковке Достоевский писал H. A. Любимову 16 сентября 1879 г. „…особенно прошу хорошенько прокорректировать легенду о луковке. Это драгоценность, записана мною со слов одной крестьянки и уж конечно записана в первый раз. Я по крайней мере до сих пор никогда не слыхал“. Достоевскому по-видимому не был известен сборник А. Н. Афанасьева (Народные русские легенды собранные Афанасьевым. Лондон 1859. M., 1859), где приводится легенда „Христов братец“ со схожим сюжетом (см. Народные русские легенды собранные Афанасьевым. M., 1859. С. 30–32) и в приложении указывается ее малороссийский вариант, почти совпадающий с тем, который дает Достоевский (Там же. С. 130–131). См.: Пиксанов H. К. Достоевский и фольклор/Советская этнография. 1934. 2, С. 162. Иначе об этом см.: Лотман Л. М. Романы Достоевского и русская легенда//Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 305–307. 361. Сорву я мой наряд, изувечу я себя, мою красоту, обожгу себе гицо и разрежу ножом, пойду милостыню просить. — Звучат житийные мотивы. См., например, житие преподобной Мастридни девицы (Пролог. 24 ноября). См. также в Синайском патерике рассказ о юноше Магистрияне (Срезневский И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках//Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1879. Т. 20. С. 82–83).

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

Отрывок из первого известного литературного произведения (1827 г.). 197. [О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви]: (в сокр.)//Там же. — С. 398–404. 198. Первоклассной Троицкой Сергиевской пустыни настоятеля архимандрита Игнатия же пустыни иеромонахам Феофану и Аполлосу — инструкция [Об обязанностях наместника и казначея пустыни, от 29 сент. 1836 г.]//Там же. — С. 149–150. 199. [Предложение еп. Игнатия в Кавказскую Духовную консисторию о постройке архиерейского дома в Ставрополе от 7 мая 1858 г.]//Там же. — С. 237–238. 200. [Предложения еп. Игнатия о наблюдении за нравственным состоянием братства Черноморской Екатеринолебяжской пустыни от 17 авг. и от 2 нояб. 1859 г.]//Там же. — С. 257. 201. [Прошение митрополиту Антонию от 19 мая 1847 года]//Там же. — С. 175–177. 202. [Рапорт еп. Игнатия о посещении им станиц Казачьего линейного войска от 13 мая 1858 г.]//Там же. — С. 252–254. 203. [Рапорт Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года об увольнении от управления Кавказскою епархией и о предоставлении в управление Николаевского Бабаевского монастыря]//Там же. — С. 298. 204. [Резолюции еп. Игнатия Кавказской Духовной консистории по делу прот. К. Крастилевского от 24 сент., 24 нояб., 12 дек. 1858 г., от 24 апр., 5 мая 1859 г.]//Там же. — С. 220–224. 205. [Резолюции, рапорты еп. Игнатия по Кавказской Духовной семинарии за 1859–1860 гг.]//Там же. — С. 267–276. В т. ч. о необходимости преподавания осетинского языка, о недостатках делопроизводства семинарского правления, об учениках семинарии, отличившихся благонравием и о мерах к ученикам, обнаружившим недостаток духовной дисциплины. 206. [Резолюция в Кавказскую Духовную консисторию от 1858 г. по различным судебным делам кавказского духовенства]//Там же. — С. 259–263. 207. [Резолюция еп. Игнатия об окончании постройки архиерейского дома в Ставрополе от 13 августа 1859 г.]//Там же. — С. 241. 208. [Речь преосвященного Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского на торжестве по случаю покорения Восточного Кавказа, произнесенная 25 авг. 1860 года в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя Кавказского]//Там же. — С. 295–296.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Галятовский велит проповеднику рассказывать, как покойник творил добро, хранил православную веру, помогал бедным милостынью, давал пособие церквам и монастырям, принимал в свой дом странников, выкупал пленных из неволи и пр., хотя бы за покойником и не ведомы были такие добродетели. " Можешь, - говорит он, - кроме того припомнить его фамилию, сказать, что она древняя, существует сто лет или, пожалуй, тысячу лет на свете, что она находилась в родственной связи со знатными домами; можешь взять прозвище покойного; напр., если он назывался Броницкий, ты говори: он так назывался оттого, что боронил отчизну; или, напр., умерший назывался Любомирским; ты говори: это он оттого Любомирский, что мир возлюбил. Можешь взять то же крестное имя. Умершего звали Стефаном, ты говори: Стефан значит венец, и тут скажи, что покойник приобрел себе венец как бы из цветов или драгоценных камней; или, напр., умершего звали Дорофей; ты обратись к слушателям и скажи: Православные христиане! Дорофей значит дар Божий. И наш Дорофей, которого видите на гробовых носилках, был истинным даром для отчизны и для кафолической церкви. Можешь также взять герб покойного: если в гербе у него была стрела, ты припомни текст: покажи мя, яко стрелу избранну; если у него в гербе башня - скажи текст: бысть упование мое столб крепости " и пр. Можно подозревать, что тут проповедник с юмором говорит о проповедях своего времени. То же можно было бы сказать относительно наставления, как следует говорить проповеди на дни святых. Галятовский говорит: " Проповедь, которую ты произносил в день какого-нибудь святого, напр. Николая, можешь произнести на день другого святого, напр. Василия; только в тех местах, где ты говорил " Николая архиепископа Мирликийского " , восхваляй Василия Великого или Григория Богослова и т. п. Можно даже то, что ты говорил об Иоанне Крестителе, перенести на архистратига Михаила... " Замечательно, как Галятовский щадит своих слушателей и боится огорчить их своими пастырскими угрозами. В проповеди на день Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

3. Напр., что древние изображали мир в виде девицы в белой одежде, попирающей ногами всякого рода оружие, или сравнивает Сына Божия, Христа, победившего дьявола, с сыном Юпитера, Персеем, победителем Медузы. 4. Напр., о жиде, давшем христианину деньги с условием, в случае неуплаты, вырезать из его тела кусок мяса, или, напр., о девице, которая влюбилась в молодца и не могла исцелиться от своей любви, пока не явился ей Христос и не сказал: люби меня! 5. Напр., раз двое поспорили между собою за кирпич, и один из них уступил другому, из чего выводится, что большею частью ссоры бывают за твое и мое и прекращаться могут легко, когда кто скажет - твое. 6. Напр., лев, осел и лисица условились охотиться за добычей. Поймавши добычу, стали делить. Лев поручил дележ ослу. Осел, не обративши достодолжного внимания на то, что лев есть царь и ему подобает уважение, счел себя равным льву и разделил добычу на три равные части. Лев за то растерзал осла и приказал делить добычу лисице. Лисица уступила льву большую часть. " Кто тебя научил так поступить? " - спросил лев. " Случай с ослом " , - отвечала лисица. Отсюда вытекает, что так и Христос не вытерпит, когда кто в гордости равняет себя ему и, получивши блага мира сего: славу, почести, богатства, приписывает чести столько же себе, сколько Христу. 7. К таким местам принадлежит одна из его проповедей на святой неделе: он порицает греховное провождение христианских праздников: когда же больше бывает ссор, нечистоты, прельщения, пьянства, как не в праздник? В первый день Воскресения Христова празднуется Богу-Отцу, во второй Богу-Сыну, в третий Духу Святому, придет день четвертый, или совсем минут праздники, -мы, как и прежде бывало, остаемся холодными к богослужению, не хотим смириться и покаяться в грехах своих пред духовным отцом. 8. На заглавном листе " Меча Духовного " представлены символические изображения всадников, едущих восхищать Царствие Божие, образы царей Давида, Константина, наконец царя Алексея Михайловича, царицы, трех царевичей, родословное Царское дерево и пр. Самое видное место занимает здесь над царем и его семейством изображение двуглавого орла с тремя венцами. В предисловии автор делает объяснение, что этот орел есть символ двух естеств Христовых; венец посредине - " Христос посреди " , под ногами у орла луна - знамение варваров, которое орел сотрет силою крестною. Орел парит по воздуху, он царь всех птиц и покоряет их своею властью.

http://sedmitza.ru/lib/text/435669/

Третье пятикнижие составляют книги, написанные стихами: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст его же и Песнь Песней его же. Четвертое пятикнижие — пророческое: двенадцать пророков, как одна книга, Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил; наконец, две книги Ездры, соединяемые в одну, и Есфирь. Παναρετος же, т.е. книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по-еврейски, а внук его Иисус, сын Сираха, перевел по-гречески, хотя они назидательны и прекрасны, но не входят в (это) число и в ковчеге не хранились. Книги Нового Завета — следующие: четыре Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых Апостолов, записанные евангелистом Лукою; семь соборных посланий: одно — Иакова, два — Петровых, три — Иоановых и одно Иудино; четырнадцать посланий Апостола Павла, Апокалипсис евангелиста Иоанна, Правила святых Апостолов, (собранные) Климентом. Глава XVIII О речениях, употребляемых о Христе Речений, употребляемых о Христе — четыре рода. Одни приличествуют Ему до вочеловечения; другие — в соединении (естеств), третьи — после соединения, четвертые — после воскресения. Речений, (приличествующих Христу) до вочеловечения, имеется шесть видов. Первые из них обозначают нераздельность естества и единосущие с Отцем, как напр.: «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. X:30 ). «Видевый Мене, виде Отца» ( Иоан. XIV:9 ). «Иже во образе Божий сый» ( Фил. 2:6 ) и подобные им. Вторые речения обозначают совершенство ипостаси, как напр.: «Сын Божий и образ ипостаси Его» ( Евр. 1:3 ) «Велика совета Ангел, чуден Советник» ( Иса. IX:6 ) и тому подобные. Третьи обозначают взаимное проникновение ипостасей, как напр.: «Аз во Отце и Отец во Мне» ( Иоан. XIV:10 ), и неразлучное пребывание (одной ипостаси в другой), как напр. (выражения): слово, премудрость, сила, сияние. Ибо слово — в уме (я разумею слово в его сущности), а также и премудрость, сила — в сильном, сияние — в свете пребывают неразлучно, изливаясь из них 196 . Четвертые обозначают, что Христос — от Отца, как Своего Виновника, напр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В это время Харьковскую кафедру занимал архиепископ Филарет (Гумилевский), выдающийся историк и богослов, давний научный оппонент преосвященного Макария. Каково же было удивление Тамбовского архиерея, когда он узнал о решении переместить его на Харьковскую кафедру в связи с переводом архиепископа Филарета на Черниговскую епархию. 21 мая 1859 г., в день праздника Вознесения Господня преосвященный Макарий попрощался со своей паствой и спустя два дня покинул Тамбов. Вот что писал об отъезде владыки тамбовский священник протоиерей В. Е. Певницкий: «Много было при проводах искренно плачущих. Утешались все понимающие дело люди только тем, что этому редкому в архипастырстве архипастырю предстоит быть светилом Русской Церкви, светящимся на высоте, и принести великую пользу ей во главе управления, что и оправдалось» . Тамбовская епархия могла утешиться тем, что на место преосвященного Макария был назначен ректор Санкт-Петербургской Академии святитель Феофан Затворник. VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) 3 июня 1859 г. преосвященный Макарий прибыл в Харьков и в первое же воскресенье 7 июня отслужил литургию в Харьковском кафедральном соборе. Харьковская епархия была весьма благоустроена, чему способствовали бывшие тут до преосвященного Макария выдающиеся архиереи Иннокентий (Борисов) и Филарет (Гумилевский). Деятельность преосвященного Макария достойным образом продолжила деяния предшественников. Его попечениями улучшились условия жизни простых сельских священников, владыка заботился о повышении образованности в духовной среде, о культуре проповедничества, о строгом соблюдении церковной дисциплины. Его проповеди (будучи Харьковским архиереем преосвященный Макарий написал 68 проповедей) призывали паству к исполнению христианского долга и покаянию. Труды преосвященного Макария были высоко оценены Святейшим Синодом: спустя три года после перевода на Харьковскую кафедру он был возведен в сан архиепископа, в 1865 г. был сопричислен к ордену святого Владимира 2-й степени большого креста, а 16 апреля 1867 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010