Беседы Григория Двоеслова на Евангелие (Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; РНБ. Погод. 70) Беседы Григория Двоеслова на Евангелие (РНБ. Погод. 70). Иисус Христос, святитель Григорий Двоеслов и мученик Евстафий Плакида Содержащаяся в рукописи миниатюра изображает Господа Иисуса Христа с предстоящими святыми – Григорием Двоесловом и мучеником Евстафием Плакидой. Евангелие (Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; ГТГ. 5348) Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Один из удачных примеров «позднекомниновского маньеризма». Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист К сожалению, начиная с XIV века, Южные и Западные районы Руси перестали в полной мере воспринимать византийскую традицию, так как на несколько столетий подпали под влияние католицизма. Спасское Евангелие апракос (Ростов, середина XIII в.; Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 15690) Спасское Евангелие (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 15690) Эта рукопись является несомненным списком рукописи более древней, восходящей к изысканной комниновской манере письма. Переписчик, как нам кажется, не разгадал виртуозную стилизацию греческого художника. Из-за этого перерисованные фигуры и в особенности лики евангелистов выглядят не просто статично, но и неестественно искаженными. Уваровская кормчая (Новгород, вторая половина XIII в.; ГИМ. Увар. 124) Уваровская кормчая (ГИМ. Увар. 124) Этот сборник канонов содержит миниатюру с изображением двух безымянных святителей, венчаемых Самим Христом. Симоновское Евангелие апракос (Новгород, 1270; РГБ. Рум. 105) Симоновское Евангелие (Рум. 105). Евангелист Матфей Одно из самых замечательных произведений средневековой книжной культуры. Написано писцом Георгием по заказу инока новгородского Юрьева монастыря Симона. Святые евангелисты изображены в полный рост в плоскостной, практически фресковой манере, которая роднит эти миниатюры с каппадокийскими и южно-италийскими рукописями.

http://pravoslavie.ru/30762.html

В предреволюционные годы Н. вернулся к созданию большой картины на тему судьбы рус. Православия и написал полотно «Душа народа» («Христиане», «На Руси») (1914-1916, ГТГ), на к-ром представлен обобщенный образ русского народа, идущего по берегу реки в поисках Бога и правды. Впереди шествия изображен крестьянский мальчик, символизирующий душевную чистоту («Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф 18. 3); на первоначальных эскизах рядом с ним присутствовал образ Христа, однако в окончательном варианте Н. отказался от букв. истолкования, оставив на картине лишь икону Спасителя в руках участников крестного хода. Среди изображенных персонажей присутствуют как собирательные образы - царь, духовенство, юродивые, простонародные крестьянские и городские типажи, так и реальные фигуры - напр. портреты современников - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва. После Октябрьской революции Н. стал более активно заниматься портретной живописью, перенеся в этот жанр как лучшие художественные качества своих сюжетных картин, так и задачу поиска духовно-нравственного идеала. Н. писал портреты людей либо близких по духу, либо способных заинтересовать художника силой личности. Писатели и мыслители запечатлены Н. в момент философских раздумий - портреты Л. Н. Толстого (1907, ГМТ), П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917, ГТГ), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921-1922, ГРМ). Архиеп. Антония (Храповицкого) Н. изобразил произносящим проповедь в церкви московского Петровского монастыря («Архиерей», 1917, ГТГ). Среди портретов Н. есть тонкие и поэтические жен. образы: жены художника Е. П. Нестеровой (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда», 1923, ГТГ) - дочерей художника. Людей искусства Н. изображал в момент творческого или духовного напряжения - портреты В. М. Васнецова (1925, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930, ГТГ), И. Д. Шадра (1934, ГТГ), Е. С. Кругликовой (1938, ГТГ), В. И. Мухиной (1940, ГТГ), А. В. Щусева (1941, ГТГ). Принцип портретирования Н., показывающего модель за работой, часто в окружении профессиональных атрибутов, оказался близок ранней советской эстетике: в 1941 г. художник получил Сталинскую премию за портрет физиолога И. П. Павлова (1935, ГТГ), который отличает внутренняя сосредоточенность изображенного ученого. В апр. 1935 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом состоялась персональная выставка Н. В 1942 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

С сер. 70-х гг. XIX в. в творчестве К. заметно увлечение искусством Запада. Он интересуется современной ему франц. живописью, античной классикой, изучает наследие старых европ. мастеров: А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Харменса ван Рейна Рембрандта. В портретах В. Н. Третьяковой (1879, ГТГ), С. Н. Крамской (1879, ГТГ), В. В. Самойлова (1881, ГТГ) К. обращается к традиции старой испанской живописи. Портрет А. Д. Литовченко отличает свободное энергичное письмо, что позволяет говорить об определенном влиянии искусства Э. Мане и Э. Дега. В кон. 70-х - 80-х гг. XIX в. в жизни К. наступил период тяжелого кризиса. Он болезненно реагировал на происшедшую в обществе утрату близких ему идеалов; тяжело пережил смерть Ф. М. Достоевского, был не удовлетворен ходом работы над картиной «Хохот». Отношения К. с членами Товарищества обострились, его идеи о необходимости обновления организационных форм выставочного объединения не нашли у них понимания и привели к конфликту. В эти годы К. получил славу модного портретиста. Он писал портреты императора, императрицы, представителей великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. Однако в письмах он признавался, что устал от публики и тяготится работой на заказ. Несмотря на депрессию и болезнь, К. продолжал много работать, не прекращал творческих поисков и создал ряд необычайно выразительных образов, среди которых - портреты И. И. Шишкина (1880), А. С. Суворина (1881), дочери С. И. Крамской (1882), Вл. С. Соловьёва (1885, все - в ГРМ). В 80-х гг. XIX в. К. написал несколько значительных картин. Полотно «Лунная ночь» (1880, ГТГ), главной темой к-рого стало преображение человека под воздействием сил природы, было воспринято многими как красивый, но поверхностный образец салонного искусства. Еще более резкой критике подверглась картина «Неизвестная» (1883, ГТГ). Картина «Неутешное горе» (1884, ГТГ) написана К. под впечатлением от смерти 2 младших сыновей и воплощает драму человека, ищущего опору при столкновении с трагическими обстоятельствами. Облик матери в трауре выражает безмолвное отчаяние, глухую боль, но в то же время - огромную внутреннюю силу, готовность противостоять судьбе. В 1884 г. К. приступил к написанию последней большой картины на евангельский сюжет «Иродиада перед головой Иоанна Крестителя» (1884-1886, не окончена, ГТГ), к-рая стала своеобразной предсмертной исповедью художника. Небольшой по размеру автопортрет с дочерью (1884, ГТГ) пронизывает сознание неумолимого движения жизни.

http://pravenc.ru/text/2458927.html

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. Н. совершил путешествие в Австрию, в Италию, во Францию, в Германию. Во время поездки Н. написал ряд пейзажей и познакомился с совр. европ. искусством; художнику оказалось особо близким творчество П. Пюви де Шаванна и Ж. Бастьен-Лепажа. В путешествии Н. задумал полотно, к-рое затем считал своим лучшим произведением,- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, ГТГ) на сюжет Жития прп. Сергия Радонежского. Чудо явления ангела в иноческом облике юному прп. Сергию помещено в узнаваемый пейзаж окрестностей Троице-Сергиевой лавры, написанный с натуры (лишь деревянная церковь является реконструкцией). Не ориентируясь на изображения житийных сцен преподобного в иконописи, Н. создал собственную интерпретацию сюжета, редкую для станковой живописи по силе образной выразительности. Картина стала первой из серии работ, посвященных прп. Сергию Радонежскому и приуроченных к 500-летию со дня его кончины: «Юность преподобного Сергия» (1892-1897, ГТГ), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897, ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), эскиз к неосуществленной картине «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» (1897, ГТГ), в которых образ прп. Сергия предстает как нравственный идеал. Перекликаясь с полотном «Юность преподобного Сергия», национально-романтическую линию продолжила картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), в которой изображение отрока, вдохновленное иконописными образами, сочетается с реальным пейзажем Углича, написанным с натурного этюда, а тему монастырской жизни продолжила картина «Под благовест» (1895, ГРМ). В 1903 г. Н. посетил Соловецкий мон-рь, после чего сюжеты на тему отшельничества, ухода от мирской суеты соединились с образами сев. природы: картины «Молчание» (1903, ГТГ), «Лисичка» (1914, ГТГ). Вдохновившись романами П. И. Мельникова-Печерского о старообрядчестве, Н. создал цикл картин, посвященных судьбе рус. женщины: «На горах» (1896, КМРИ), «Великий постриг» (1897-1898, ГРМ; за эту работу Н. получил в 1898 звание академика), «Думы» (1900, ГРМ), «В лесах» (1917-1922, НГХМ). Работы развивают лирический жен. образ, найденный Н. в одной из ранних картин - «Христова невеста» (1886, частное собрание), написанной под впечатлением от семейной трагедии - потери первой жены художника, М. И. Мартыновской, умершей при родах.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

С именем Д. без достаточных оснований связывают роспись алтарной преграды с изображением преподобных, пустынников и постников собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря в Звенигороде, 1-я треть XV (?) в. (Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей) (Чураков); ряд икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (т. н. Васильевский иконостас), до недавнего времени считавшегося совместной работой Д. и прп. Андрея, созданной вместе со стенописью Успенского собора во Владимире,- в действительности изготовлен в Москве в 10-х гг. XV в., вероятно, по заказу митр. Фотия мастерами из его окружения (Чураков, Брюсова); надвратную сень с изображением Евхаристии из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, не ранее сер. XV в. (ГТГ) (Антонова); икону «Арх. Михаил с деяниями ангелов» из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, созданную, возможно, Феофаном Греком или его учеником, ок. 1399 г. (Брюсова); икону «Св. Иоанн Предтеча» работы мастера из ближайшего окружения (ученика?) Д. и прп. Андрея, 1-я (?) пол. XV в. (ЦМиАР) (Чураков); икону «Благовещение» из Троице-Сергиевой лавры, написанную греч. (?) мастером, работавшим в Москве в кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) (Брюсова); икону «Преображение» из Переславля-Залесского работы московского художника, ок. 1403 г. (ГТГ) (Брюсова); икону «Рождество Христово» из Звенигорода, созданную московским живописцем, не ранее 2-й четв. XV в. (возможно, новодел кон. XIX - нач. XX в.) (ГТГ) (Брюсова); икону «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную художником московской традиции, ок. 1497 г. (ГТГ) (Грабарь); икону «Успение» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную тем же художником, что и «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ) (Грабарь, Брюсова); миниатюру «Евангелист Иоанн» (Л. 229 об.) из Евангелия Успенского собора Московского Кремля, 10-е гг. XV в. (ГИМ. Усп. 2-п) (Брюсова); миниатюры Морозовского Евангелия, написанные греч. мастерами из окружения митр. Фотия в дополнение к созданным ок. 1400 г. заставкам и инициалам, 1414-1415 (?) гг. (ГММК. Оружейная палата) (Чураков, Плугин, Брюсова); рисунок покрова (знамение) с изображением прп. Сергия Радонежского, ок. 1422 г. (СПГИАХМЗ) (Н. А. Маясова). Иконография

http://pravenc.ru/text/171187.html

Эта группа икон неожиданно малочисленна. Архетипом ее является Вл., се довольно точно копирует Кир. Тот же протограф использован в Глуш. (округлая форма рукавов хитона отличается от Кир.). От Кир происходят Зуб. (странную форму левого рукава у правого архангела можно объяснить стремлением сделать оба рукава широкими при опущенной руке). К Глуш. восходит Тв. (на обеих лор переброшен через руку, держащую посох). В целом стемма 2-й редакции имеет следующий вид (ил. 6). К 3-й редакции, самой многочисленной, принадлежат иконы преимущественно новгородского про похождения, Древнейшая из них – Соф., к которой непосредственно восходят многие иконы. Большинство икон – продукт старательного копирования. На иконах этой редакции архангелы облачены в хитоны с оплещем и гпматии. спадающие с одного плеча. В одной руке архангел держит посох, другая, держащая -зерцало, обращена к себе. Конец плаща сзади образует сложную складку. Сюда входят: ГТГ-54, Гост., ГТГ-254, Мол., Ляд., Пел., Юкс., Влас., Мур. и др. Многие их них чрезвычайно близки между собой по рисунку, что говорит о несомненном использовании одной прориси (ил. 7). На группе икон этой редакции наблюдается одна иконографическая особенность: -здесь правый архангел точно следует обычной иконографии, а левый – существенно отличается от нее: рука с -зерцалом не вывернута, а поставлена прямо, свисающий конец гиматия расположен не сзади, а спереди, причем его рисунок в точности повторяет рисунок правого архангела. В эту группу входят: ГТГ-97, Фер., ГТГ-81, ГТГ-132, ГТГ-320. Видимо, все они восходят к общему протографу I. Рисунок икон 3-й и 2-й редакций имеет некоторое сходство: в обоих архангелы изображены шагающими, одинаково положение рук, форма складок и высветлений на открытом плече и даже отчасти на бедре, хотя -здесь в одном случае далматик, в другом – хитон. Эго сходство наводит на мысль о наличиии генетической связи между иконами 2-й и 3-й редакций Общественное различие между ними – характер верхней одежды. Трудно представить себе, что в этом случае художник обошелся без образца. Эго противоречит ранее сделанным наблюдениям. Противоречие разрешится, если мы обратим внимание на то обстоятельство, что рисунок гиматия на иконах архангела Михаила 3-й редакции довольно точно совпадает с рисунком гиматия на иконах апостола Петра. Такое же сходство наблюдается между иконами архангела Гавриила и апостола Павла 3-й редакции (см. ниже). Здесь также кисть руки вывернута на себя, тс же формы складок. Итак, художник исходил из композиции 2-й редакции, но заменил плащ на хитон, заимстовав рисунок из другого образца. По-видимому, его не удовлетворяла ни 1-я, ни 2-я редакции. Почему? На этот вопрос у нас нет ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

http://pravenc.ru/text/187063.html

Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010