Рассмотрение истории движения за восстановление западного обряда в Православии, начавшегося в первой половине XX века и к настоящему времени выродившегося в церковную схизму, может послужить прекрасным уроком для будущих поколений церковных служителей и миссионеров. Ясное понимание универсальности христианства, его открытости ко многим культурным традициям, отличавшие церковную политику митрополита Сергия (Страгородского) , содействовали плодотворному осуществлению миссионерского служения Православной Церкви в Западной Европе. И, напротив, консервативный подход, отождествляющий христианство лишь только с византийской богослужебной практикой, воспрепятствовал творческому развитию западноевропейской церковной миссии, максимально адаптированной к окружающему её культурному контексту. В связи с этим, новую остроту и актуальность приобретают слова блаженного Августина , который ещё в начале V века учил о том, что в главном должно быть единство, во второстепенном – свобода и во всём – любовь. IV.10.16. «Католическая православная церковь Португалии» Возникновение «Католической православной церкви Португалии» самым непосредственным образом связано с именем архимандрита Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Иоанна (Роша) (в миру Эдуардо Энрико Пинто да Роша). В 1966 году португалец Эдуардо Энрико Пинто да Роша, ранее являвшийся римо-католическим монахом, с именем Иоанн присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Воцерковляясь, он прожил девять месяцев в афонском монастыре Хиландар, после чего архиепископом Женевским и Западно-Европейским Антонием (Бартошевичем) был рукоположен во иеромонаха и вскоре возведён в сан архимандрита. Проходя своё пастырское служение в Париже, архимандрит Иоанн (Роша) тесно соприкасался со священнослужителями Сен-Денийской епархии РПЦЗ, именуемой «Французской православной церковью». Ярчайший пример плодотворного миссионерского служения в инославной среде священнослужителей Сен-Денийской епархии подвиг архимандрита Иоанна на организацию православной миссии в парижской общине португальских эмигрантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибывши в Корекозево 9 августа небольшим отрядом из г. Калуги были освобождены заключённые Гречанинов и Чугрин. Отряд был встречен набатным звоном как с сельской, так и с монастырской колоколен. Крестьянами была устроена засада. К вечеру, когда уже стемнело, и отряд с арестованными монахами возвращался из монастыря, то со стороны Оки была открыта редкая стрельба. 11 августа, по объявлению осадного положения в Перемышльском уезде, прибывшими войсками было отобрано оружие у крестьян села Корекозева и произведённым расследованием установлено: 1). факт восстания монахов и крестьян против Советской Власти. 2). Виновность иеромонахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Никанора, Корнилия, Иоаникия, иеродиакона Пафнутия. Непосредственное участие в восстании против Перемышльского Совета 51-го крестьянина села Корекозева, объяснивших своё участие влиянием агитации как монахов, так руководителей и агитаторов. 3) Установлена виновность крестьян села Корекозева: Борисова Ивана, Крюкова Григория, Мартышова Дмитрия, Букина Якова, Фролова Максима, Негодяева Дмитрия, Конова Якова, Букина Ивана, Никонова Малахея и деревни Горки Дерябкина Фёдора. 4). Установлена виновность скрывшегося игумена Иосифа и крестьян села Корекозева: Сухачева Дмитрия, Фролова Андрея, Аксенова Бориса, Никитина Петра, Маркина Ивана, Конова Трофима, Никонова Дмитрия, Крюкова Козьму, Абрамова Василия, Фролова Ивана, Букина Ивана, Маркина Ивана, Букина Ивана Константинова, Гусакова Кирилла, Маркина Петра, Крюкова Павла. На основании изложенного штаб именем Российской Федеративной Советской Республики монахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Пафнутия, Никанора, Корнилия, Иоаникия, гражданина Ивана Ивановича Борисова, Григория Алексеевича Крюкова, Дмитрия Ивановича Мартышова, Якова Ивановича Букина, Максима Петровича Фролова, Дмитрия Васильевича Негодяева, Якова Карповича Конова, Ивана Ивановича Букина, Малахея Дмитриевича Никонова, Фёдора Михайловича Дерябкина объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян, за участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской Власти и разоружение в Перемышле постановляет: подвергнуть к расстрелу, скрывшихся и поименованных в пункте 5-м лиц объявить подлежащими розыску и преданию Революционному Трибуналу.

http://sobory.ru/article/?object=20661

Наталья 2 февраля 2013, 23:05 Моя девичья фамилия- Маркина.Я думала,что фамилия посвящена обычной почтовой марке. А оказывается посвящена она как раз святителю Марку.Я была в Эфесе,чему я очень рада. А мама моя(Маркина) отошла ко Господу как раз в день Святого Марка 1 февраля 2006 года. Валентина 2 февраля 2013, 22:18 Как же не молить Бога за такую благодать!Как нам, и особенно молодым, необходимо больше такой информации!Помолись за нас, Святителю Марк Эфесский!Прошу тебя,попроси перед Богом Ангелине найти работу, прости нас грешных! раба Божия Татьяна 2 февраля 2013, 21:59 Отче Святый, Марк Ефесский! Моли Бога о моей дочери Елене, внучке Сонечке(ей предстоит операция), и о всех наших детях и o нас, грешных! МАРК 2 февраля 2013, 14:41 меня родители назвали вчесть МАРКА ЕФЕССКОГО Мария 2 февраля 2013, 12:55 Свт.Марк!Помоги обрести друга-мужа достойного по жизни :Екатерине,Александре и иже с ними,Марине,Александре,Наталии,Ксении,Евгении. Ты перед престолом Божьим моли Господа,да устроит Он спасительное. Артемий 2 февраля 2013, 02:16 С праздником! Святой Марк, моли Бога о нас! Елена 2 февраля 2013, 01:01 Святитель Марк Эфесский, моли Бога о нас! Как сильна молитва! Слава Богу! Lyudmila Toll 2 февраля 2013, 00:26 Отче святый Марк Евгеник архиепископ Эфесский . моли Бога о здравии рабов Сергия Вячеслава Кийса Людмилы мл Даниила,Галины Екатерины , только сейчас услыхала о силе твоих святых молитв пред престолом Божиим ! буду поминать до конца дней моих день памяти твоей 1 февраля. низкий поклон р Б Людмила Наталия 1 февраля 2013, 22:34 р.б. Наталия: Святителю Марк Эфесский, моли Бога о нас. Святителю Марк, укрепи мою веру, помоги в устройстве личной жизни и в том, чтобы найти хорошую работу, помоги с устройством жилья, мне очень сложно, я совсем одна осталась в земной жизни и кроме Господа и его святых мне некому помочь, защити и помоги. Спасибо за статью, как мало мы знаем о святых, прости нас Господи и спасибо, что даешь нам знания нужные через людей и его святых. Слава Богу за все.

http://pravoslavie.ru/59159.html

Подобные вклады помещали в личные святыни - ковчеги-мощевики, из к-рых известны также произведения петровского времени: серебряный золоченый крест-мощевик (1720, мастер Г. Ф. Копылов), ковчег из Вознесенского мон-ря Московского Кремля (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), состав святынь в к-ром указывает на возможную принадлежность святыни матери царя Михаила Феодоровича Марфе Иоанновне. Частицы мощей М. хранятся в Москве (в ц. свт. Николая Чудотворца в Пыжах), в С.-Петербурге (в домовой ц. прп. Андрея Критского дома Об-ва ревнителей веры и милосердия (ныне здание Покровской богадельни в пос. Володарском (Сергиеве)); в Саратове (в Свято-Алексиевском мон-ре). Частицы мощей находились в кипарисовом кресте-мощевике 1699 г., вложенном С. В. Леонтьевым в Воскресенский мон-рь с. Павлова (ныне город Нижегородской обл.); в небольшом кресте-мощевике, вделанном в икону с изображением двунадесятых праздников (не сохр.) в Покровской ц. бывш. Пустынно-Подлесской Николаевской пуст. (ныне дер. Пустое Подлесье Нелидовского р-на Тверской обл.). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 303; он же. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 17, 63, 66, 97; Ч. 2. С. 175; Редков Н. Н. Историко-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1. С. 352; Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина. Новг., 1993. Вып. 2. С. 41, 47; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997; Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 10. С. 57, 177; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в. М., 2003. Кат. 63, 75, 131, 158, 190, 203, 272, 274, 372. С. 90-92, 104-105, 153-154, 160, 203, 244-245, 260, 335, 339, 439; она же. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Моск. Кремля//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 259, 261, 266, 270; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 595; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Ставрографический сб. 2003. Кн. 2. С. 231-233, 241; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Там же. С. 118; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 95. С. 270; Янин В. Л. Денежно-весовые системы домонг. Руси и очерки истории денежной системы средневек. Новгорода. М., 2009; Менжинская Н. К. Новгородская и Венецианская ремесленно-торговые республики в XII-XV вв.//Тр. СПбГУ культуры и искусств. 2010. Вып. 190. С. 479-493.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина В предлагаемом тексте мы обращаемся к прославленной иконе «Четырехчастная» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля 922 . История этого памятника связана с периодом восстановительных работ в Кремле после пожара 1547 г. и с церковным собором 1553–1554 гг. На соборе рассматривалось так называемое «дело дьяка Висковатого» – о правомочности создания иконописных образов усложненного богословского содержания, в том числе и иконы «Четырехчастная». Сохранившиеся письменные источники – материалы «дела Висковатого» 923 – приводят немало сведений о «Четырехчастной» и созданных одновременно с нею памятниках. Мы узнаем, например, что «Четырехчастная» была выполнена около 1551 г. псковскими мастерами, а заказчиками ее являлись наиболее влиятельные государственные деятели: скорее всего, сам государь Иван IV, митрополит Макарий и иерей Благовещенского собора Сильвестр. Столь исключительное положение «Четырехчастной» иконы в истории русской культуры, особый характер ее образного строя, свидетельствующий о повороте культурно-мировоззренческих процессов в середине XVI в. от Средневековья к новому времени, привлекли внимание к ней и к материалам «дела Висковатого» значительного количества исследователей. Об этих памятниках писали почти все крупные историки и культурологи XIX в., среди них издатель материалов О.М. Бодянский, Д.А. Ровинский 924 , Ф.И. Буслаев 925 , Н.П. Кондаков 926 , П.П. Муратов 927 , Е.Е. Голубинский 928 , Н.В. Покровский 929 , В.Н. Щепкин 930 , Л.А. Мацулевич 931 . Но первые собственно научные исследования, как в плане подробного разбора материалов «дела», так и анализа «Четырехчастной», ее содержания, стиля и связанной с нею богословской проблематики стали появляться с 30-х годов XX в. Главными здесь являются работы Н.Е. Андреева 932 , Л.А. Успенского 933 и О.И. Подобедовой 934 . Нами затрагивается только один аспект в изучении «Четырехчастной»: богослужебный контекст ее образной структуры. Этот аспект еще не поднимался исследователями, и он представляется немаловажным в свете культурологического исследования содержания иконы. Данную работу, таким образом, можно рассматривать как попытку анализа функциональной роли «Четырехчастной» в структуре храмового ансамбля, стержнем которого является богослужебный чин.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Т.В. Маркина Скачать epub pdf Отечественная война 1812 года – время испытания веры русского народа. В тот год искушения одна Россия противостояла стихийному нашествию французов, а с ними и других европейских народов. Военные события в Европе начала XIX века, предшествовавшие войне двенадцатого года, ясно показали, что грядет завоеватель (Священный Синод объявил его антихристом), который мечтал о мировом господстве, отрицал установленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. И вот уже сама Россия, главный оплот православия, в опасности. По промыслу Божьему на полях нашего отечества решались жизненные вопросы: быть или не быть русской православной государственности, обретут ли свою независимость покоренные народы Европы... Предстояла война народная. Из Полоцка 6 июля император Александр I обратился ко всем сословиям с высочайшим манифестом. Самодержец Всероссийский призывал своих верноподданных «...единодушным и общим возстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений», «...соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, никакия силы человеческия вас не одолеют» 1 . Русский народ, послушный воле своего избранника, восстал по первому его зову. Христолюбивые воины призваны были защищать святую Церковь , государя, Помазанника Божия на земле, Отечество, с разрушением которого пала бы отечественная власть и поколебалась бы евангельская вера. Но, обнажив меч против супостатов, защитники Отечества возлагали свои надежды на Всемилостивейшего Бога. Православное духовенство, данной ему Свыше благодатию и словом истины, укрепляло христианские души. Святитель Платон, митрополит Московский и Коломенский, послал в благословение императору Александру I образ преподобного Сергия Радонежского «святого поборника российских военных сил», твердо исповедуя, что «много может молитва праведнаго споспешествуема». «Отец Московского духовенства» неоднократно писал государю, не скрывая при этом «смертоносных ужасов» предстоящей войны, предвидя «реку крови человеческой». В утешение всем он пророчески предсказал конечную победу русских над силами зла: «Покусится алчный враг простерть за Днепр злобное оружие – и етот фараон погрязнет здесь с полчищем своим, яко в Чермном море». Письмо написано 23 июля 1812 года в Вифании 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Удивительным для небольшого города по размаху стало комплексное архитектурное решение по организации целого культурного микрорайона в историческом центре – реставрировалась не только сама Георгиевская церковь, а целиком вся Георгиевская улица вместе со всеми прилегающими зданиями. Так помимо церкви отреставрировано здание 1805 года постройки - Первой городской аптеки. Бывший советский медвытрезвитель (ул. Георгиевская, 2б) стал Домом народного творчества, а Дом Губернатора, выходящий на Георгиевскую улицу своим широким углом (Большая Московская, 24) стал областным Центром изобразительного искусства, освободившись от почтового отделения и мелких арендаторов. Сама Георгиевская улица стала пешеходной, со старинными фонарями и мощением булыжником. Тем временем внутри Георгиевского храма продолжались работы по реставрации живописи, которая тщательно отмывалась от техногенной грязи сантиметр за сантиметром, и поновлялась по специально утвержденной в Министерстве Культуры методике на огромных площадях. Открытие и первые концерты Центра хоровой музыки под руководством народного артиста России профессора Э. М. Маркина состоялись в 1986 году. Надо сказать, изначально в проекте Эдуарда Маркина смущало некое обстоятельство, - Театр хоровой музыки расположился в храме. Но по тем советским временам оно было малосущественным. В церквях города Владимира расположены планетарий, архив, проектное учреждение, музей и т.п. За счет размаха и масштаба осуществленного проекта по Георгиевской улице это обстоятельство долгое время было в тени. Спустя 20 лет ситуация переменилась, а бывшая такой нарядной и красивой, Георгиевская церковь сильно сдала, обветшала фасадами, давно не слышно и анонсов концертов Театра Хоровой музыки. 11 января 2006 года Георгиевская церковь возвращена Владимиро-Суздальской епархии Московского патриархата, а Театр хоровой музыки видимо переедет в другое место. Хорошо это или плохо, однозначно трудно сказать. Во всяком случае, хорошо известна пословица " чему быть, того не миновать " .

http://sobory.ru/article/?object=01842

Так завершились реставрация и приспособление архитектурного памятника. Сохраненная часть старой церкви Козьмы и Дамиана стала, наряду с Дмитровской башней кремля и Рождественской Строгановской церковью, одним из объектов, отреставрированных к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Проведенные нами исследования позволили проследить ход подготовки и осуществления данной реставрации, определить ее результаты, установить участие в ней Р. Ф. Мельцера - ранее неизвестный факт из биографии этого петербургского архитектора. Что же касается дальнейшей судьбы архитектурного комплекса церкви Козьмы и Дамиана, то в советское время он был уничтожен. Сейчас всю восточную сторону площади Маркина занимает административное здание «Нижновэнерго». А.И. Давыдов. К истории реставрации старой церкви Козьмы и Дамиана на Рождественской улице в Нижнем Новгороде. А.И. Давыдов (НИП «Этнос») Козьмо-Дамианская церковь Храм редкой красоты и величественности находился на Софроновской площади (ныне площадь Маркина), что при Рождественской улице. «О Козьмодамианской церкви упоминается еще в Сотной грамоте 1621 г., и она в то время была деревянною. Вместо неё в том же XVII в. построена была каменная церковь с колокольнею». Ко времени XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в Н. Новгороде в 1896 г. прежняя церковь была разобрана, сохранены только колокольня и трапезная. В трапезной была устроена библиотека-читальня епархиального ведомства. 24 августа 1872 г. при епископе Филарете (Малышевском) было заложено, а 26 августа 1890 г. при епископе Владимире (Петрове) освящено новое здание церкви – пятиглавый храм в русском стиле. Построена церковь была по проекту архитектора Л.В. Даля на средства прихожанина Козьмодамианской церкви Дмитрия Алексеевича Обрядчикова. Главный престол был во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана и св. Великомученика Дмитрия Солунского (в память строителя храма Д.А. Обрядчикова), правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя прп. Мирона Пустынника, а левый – во имя свмч. Антипы и мч. Трифона. Все эти престолы были расположены в ряд. Другой именитый прихожанин церкви, А.И. Зайцев, устроил дорогой резной иконостас, с иконами академического письма. Полы и колонны были сделаны из мрамора, стены отделаны под мрамор. В левом приделе храма хранилась древняя икона смч. Антипы, которая почиталась чудотворной. Вместо часовни, существовавшей при старой Козьмодамианской церкви, была выстроена новая. В ней находился древний и, по преданию, чудотворный образ Спаса Нерукотворного, перенесенный сюда из сгоревшей в 1715 г. церкви Спаса Всемилостивого.

http://sobory.ru/article/?object=33400

братьями Алфановыми и новгородскими князьями. Судя по перечисленным произведениям, образ Н., как и образ блж. Феодора, был непременной частью развернутого варианта иконографии Собора Новгородских чудотворцев и в соответствии со своими внешними признаками тяготел к лику св. князей. Вероятно, изредка Н. изображали в произведениях с индивидуальной программой. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона избранных новгородских святых - в основном преподобных - с образом Божией Матери «Знамение» вверху. На ней были представлены Антоний Римлянин, Александр Свирский, Савва Вишерский, Варлаам Хутынский, Никандр Пустынножитель (Псковский?), а также прав. Иаков Боровичский и Никола, возможно именно Н. (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина . Новг., 1993. Вып. 2. С. 78; она же без перечисления всех святых упом. в Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). Если не считать подобных памятников, образы святого по-прежнему были редки, а композиции с парными фигурами Н. и юродивого Феодора, чье почитание оформилось к рубежу XVII и XVIII вв., по-видимому, отсутствовали, следов., новгородская иконографическая традиция не испытала воздействия парных образов московских и устюжских юродивых. Исторические связи Новгорода и долгое время входивших в его епархию сев. земель могли привести к созданию пядничной иконы «Свт. Иоанн Златоуст и Николай Кочанов в молении Нерукотворному образу Спасителя» XVIII в. из Воскресенской ц. в Каргополе (КИАХМЗ; Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАХМЗ. М., 2014. Кат. 36. С. 78, 129), однако более вероятно, что замысел этого произведения был определен частным заказом и имел патрональный характер. Образ исполнен местным мастером, знавшим об основных признаках иконографии Н., но изобразившим его с крестом в воздетой деснице (возможно, в соответствии с рекомендациями нек-рых иконописных подлинников) и в короткой подпоясанной шубе, с руками, продетыми в ее рукава. Несмотря на явное родство с древними прототипами, этот образ Н. внешне далек от его изображений в привычных княжеских одеяниях.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Маргарит 1641 – Маргарит. М., 1641. Маркина 2000 – Маркина Н. Д. Икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи»//Христианские реликвии 2000. С. 292 – 293. Мартынова 2004 – Мартынова М. В. Бармы царя Алексея Михайловича//Россия и Христианский Восток 2004. С. 363 – 376. Матвеева 1993 – Матвеева Е. Н. Игнатий Иевлевич И Словарь книжников 3/2. С. 32 – 33. Материалы 1, 5, 6, 7 – Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1875. Т. 1; М., 1883. Т. 5; М., 1884. Т. 6; М., 1885. Т. 7. Маттес-Хохлфелд 1970 – Matthes-Hohlfeld Elke. Der Brief des Moskauer Patriarchen Nikon an Dionysios, Patriarch von Konstantinopel (1665). Text-ausgabe und sprachliche Beschreibung von zwei bisher nicht veroffentlichten Handschriften (Cod. Guelf. 210.5. Extravag. Bl. 415 – 437 und Sbomik BAN SSSR ILeningradl 16.18.14. Bl. 2–29). Amsterdam, 1970. Матхаузерова 1976 – Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 271 – 284. Матхаузерова 1976а – Матхаузерова С. «Слагати» или «ткати»? (Спор о поэзии в XVII в.)//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 195 – 200. Махов 2006 – Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., 2006. Маясова 1985 – Маясова Н. А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 189 – 214. Мельник 2003 – Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII века//Восточ- нохристианские реликвии/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2003. С. 533 – 551. Мельников 2004 – Мельников А. В. Неопубликованная статья академика М. М. Богословского 1924 г. «Имущество ар- химандрита Воскресенского монастыря Никанора 1686 – 1698»// Патриарх Никон 2004. С. 290 – 313. Минея 1644 – Минея. Сентябрь. М., 1644. Минея 1645 -– Минея. Декабрь. М., 1645. Минея 1646 – Минея. Август. М., 1646. Минь PG – Patrologiae cursus completus. Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Paris, 1857 – 1866. Минь PL – Patrologiae cursus completus. Accurante J.-P. Migne. Series latina. Paris, 1844 – 1865. Мир культуры 2000 – Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010