Закрыть «Вспоминаем их подвиги человеческие и радуемся их нынешней небесной славе...» 24 июня - Собор преподобных отцев Псково-Печерских 22.06.2018 1063 Время на чтение 9 минут Со­бор Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых - празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли. Празд­ну­ет­ся в 4 неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це. Дол­гое вре­мя па­мять пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­лась от­дель­но каж­до­го. Но неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен, быв­ший в свое вре­мя игу­ме­ном Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, бла­го­сло­вил уста­но­вить день празд­но­ва­ния Со­бо­ра всех Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых. К то­му же еще во вре­мя пре­бы­ва­ния его в оби­те­ли им из осо­бой люб­ви к свя­тым по­кро­ви­те­лям Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря был со­став­лен осо­бый ака­фист его свя­тым. Для празд­но­ва­ния Со­бо­ра Ю.Г. Мал­ков со­ста­вил по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) текст служ­бы. В 1988 го­ду, в юби­лей­ный год 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, на Свя­той гор­ке Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли был за­ло­жен храм в па­мять сон­ма свя­тых пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских. В 1994 го­ду впер­вые воз­нес­лась в церк­ви об­щая мо­лит­ва и служ­ба всем Пско­во-Пе­чер­ским свя­тым. В лик Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых вхо­дят: Прп. Марк (XV в., па­мять 29 мар­та) Прп. Иона († ок. 1480, па­мять 29 мар­та) Прп. Вас­са († ок. 1473, па­мять 19 мар­та) Прмч. Кор­ни­лий († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прмч. Вас­си­ан Му­ром­ский († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прп. До­ро­фей Юг­ский († 1622) Прп. Ла­зарь про­зор­ли­вый, схим­ник († 1824) Сщ­мч. Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­еп. Харь­ков­ский († 1940, па­мять 11 мая, 30 ок­тяб­ря) Прп. Си­ме­он (Жел­нин), иерос­хим. († 1960, па­мять 5 ян­ва­ря) Публикуем слово ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи...

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

В хра­ме свя­то­го – тро­па­ри дня: «Апо­сто­ли свя­тии…», «Пра­ви­ло ве­ры…». Тро­парь хра­ма , «Бо­же отец на­ших…», «Иже во всем ми­ре…». «Сла­ва» – «Со свя­ты­ми упо­кой…», «И ныне» – «Мо­лит­ва­ми, Гос­по­ди…». Ли­тур­гия в этот день не со­вер­ша­ет­ся. Б. И сра­зу на­чи­на­ет­ся ве­чер­ня. Чтец: «Аминь» . «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды), 103й пса­лом. Ве­ли­кая ек­те­ния. Сти­хо­сло­вит­ся 12я ка­физ­ма, по­сле ко­то­рой – ма­лая ек­те­ния. На «Гос­по­ди, воз­звах» сти­хи­ры Бо­го­ро­ди­цы (служ­бы в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Дер­жав­ная») – 6 (см. 2 мар­та). «Сла­ва, и ныне» – Бо­го­ро­ди­цы (служ­бы в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Дер­жав­ная»). Вход с ка­ди­лом. «Све­те Ти­хий». Диа­кон (или иерей) воз­гла­ша­ет (в ал­та­ре): «Вон­мем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И ду­хо­ви тво­е­му». Диа­кон (или иерей): «Пре­муд­рость. Вон­мем». Чтец – про­ки­мен Три­о­ди (дня), глас 5й: «Бо­же, во имя Твое спа­си мя…»; стих: «Бо­же, услы­ши мо­лит­ву мою…». Диа­кон (или иерей): «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Ио­и­ле­ва чте­ние». Диа­кон (или иерей): «Вон­мем». Чтец чи­та­ет па­ри­мию Три­о­ди. Диа­кон (или иерей): «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен Три­о­ди, глас 6й: «Да упо­ва­ет Из­ра­иль на Гос­по­да…»; стих: «Гос­по­ди, не воз­не­се­ся серд­це мое…». По­сле про­ким­на чи­та­ют­ся па­ри­мии Бо­го­ро­ди­цы – 3 (с обыч­ны­ми воз­гла­ше­ни­я­ми: «Пре­муд­рость» и «Вон­мем»). (Ек­те­ния су­гу­бая: «Рцем вси…» не про­из­но­сит­ся.) По­сле па­ри­мий – «Спо­до­би, Гос­по­ди…». Ек­те­ния про­си­тель­ная: «Ис­пол­ним ве­чер­нюю мо­лит­ву…», и мо­лит­ва гла­во­пре­кло­не­ния. На сти­ховне сти­хи­ры Три­о­ди, глас 3й (с при­пе­ва­ми обыч­ны­ми). «Сла­ва, и ныне» – Бо­го­ро­ди­цы (служ­бы в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Дер­жав­ная»). По Три­свя­том – тро­парь Бо­го­ро­ди­цы (ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Дер­жав­ная»), глас 4й (еди­но­жды). Ек­те­ния су­гу­бая: «По­ми­луй нас, Бо­же…». Иерей – воз­глас: «Яко Ми­ло­стив и Че­ло­ве­ко­лю­бец…». Хор: «Аминь». При­ме­ча­ние. По­сле воз­гла­са ек­те­нии: «Яко Ми­ло­стив…» – обыч­ный воз­глас: «Пре­муд­рость», хор: «Бла­го­сло­ви», иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Мо­лит­ва: «Небес­ный Ца­рю…» [или: «Утвер­ди, Бо­же…»] , по­сле че­го – 3 ве­ли­ких по­кло­на с мо­лит­вой прп. Еф­ре­ма Си­ри­на (ср.: Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 170–172, 230–234, 326).

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

В кон­це изоб­ра­зи­тель­ных со­вер­ша­ет­ся чин по­кло­не­ния Кре­сту. При­ме­ча­ние. По­кло­не­ние Кре­сту со­вер­ша­ет­ся не на 1м ча­се, а по со­вер­ше­нии ча­сов, т. е. по­сле то­го, как про­чи­та­ны бу­дут при­со­еди­ня­е­мые к 9му ча­су мо­лит­во­сло­вия из по­сле­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных. Та­ким об­ра­зом, чин по­кло­не­ния Кре­сту в пят­ни­цу сле­ду­ет со­вер­шать по­сле мо­лит­во­сло­вий, ко­то­ры­ми окан­чи­ва­ют­ся ча­сы с изоб­ра­зи­тель­ны­ми, т. е. по­сле мо­лит­вы прп. Еф­ре­ма Си­ри­на (с 16 по­кло­на­ми), ко­неч­но­го Три­свя­то­го, «Гос­по­ди, по­ми­луй» (12) и мо­лит­вы «Все­свя­тая Тро­и­це…». Имен­но это име­ет в ви­ду Три­одь Пост­ная, ко­гда го­во­рит: «И бы­ва­ет кре­сто­по­кло­не­ние по от­пе­тии ча­сов по по­след­нем Три­свя­том» (чин по­кло­не­ния Кре­сту см. 26 мар­та). Так­же су­ще­ству­ет прак­ти­ка со­вер­шать по­кло­не­ние Кре­сту по­сле от­пу­ста изоб­ра­зи­тель­ных (ср.: Бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год. С. 82). По­сле по­кло­не­ния иерей бе­рет Чест­ной Крест и вно­сит его в свя­той ал­тарь (че­рез цар­ские вра­та, в пред­не­се­нии ка­ди­ла и све­чи), а от­ту­да в со­су­до­хра­ни­тель­ни­цу. Да­лее обыч­ное (для сре­ды и пят­ка) окон­ча­ние изоб­ра­зи­тель­ных. Иерей (или диа­кон): «Пре­муд­рость». Пев­цы: «До­стой­но есть…» до слов: «и Ма­терь Бо­га на­ше­го» (вклю­чи­тель­но). Иерей: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас». Пев­цы: «Чест­ней­шую Хе­ру­вим…». Иерей: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же…». Пев­цы: «Сла­ва, и ныне», «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Бла­го­сло­ви». Иерей про­из­но­сит от­пуст: «Хри­стос, Ис­тин­ный Бог наш…». Пев­цы: «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды). Мно­го­лет­ны, по тра­ди­ции, не по­ют­ся. По­дроб­ное из­ло­же­ние по­ряд­ка бо­го­слу­же­ния ве­чер­ни в со­еди­не­нии с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров см. 7 мар­та. На ве­черне – ка­физ­ма 18я. На «Гос­по­ди, воз­звах» сти­хи­ры на 10: са­мо­гла­сен Три­о­ди, глас 7й: «Страс­тем по­ра­бо­тив…» (два­жды), му­че­нич­ны Ок­то­и­ха, глас 3й – 4 (1й: «Страж­ду­ще доб­лии му­че­ни­цы…», 2й: «Ве­лия Кре­ста Тво­е­го, Гос­по­ди, си­ла…», 3й: «Ве­лия му­че­ник Тво­их, Хри­сте, си­ла…», 4й: «Про­ро­цы, и апо­сто­ли Хри­сто­вы…»), и сти­хи­ры Ми­неи, глас 8й – 4 (сщ­мч. Ипа­тия, еп. Ган­гр­ско­го, с 31 мар­та; пер­вая сти­хи­ра – два­жды). «Сла­ва» – мерт­вен Ок­то­и­ха, глас 3й: «Все су­е­тие че­ло­ве­че­ское…», или: «Че­ло­ве­цы, что всуе мя­тем­ся?..» (см. в сти­хи­рах на сти­ховне в пя­ток ве­че­ра; по вы­бо­ру), «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Ка­ко не ди­вим­ся…».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

По «От­че наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец: «Аминь», «Гос­по­ди, по­ми­луй» (12), «Сла­ва, и ныне» , «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды) и пса­лом 69й: «Бо­же, в по­мощь мою вон­ми…». При­ме­ча­ние. Этот пса­лом чи­та­ет­ся в на­ча­ле по­ве­че­рия толь­ко в пер­вые че­ты­ре дня 1й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста в свя­зи с по­ло­жен­ным здесь пе­ни­ем Ве­ли­ко­го ка­но­на прп. Ан­дрея Крит­ско­го. В дру­гие дни он чи­та­ет­ся на сво­ем ме­сте – по­сле мо­лит­вы «Вла­ды­ко, Бо­же От­че Все­дер­жи­те­лю…». По тра­ди­ции, во вре­мя чте­ния псал­ма иерей в епи­тра­хи­ли ис­хо­дит на се­ре­ди­ну хра­ма, где сто­ит ана­лой с при­го­тов­лен­ным тек­стом Ве­ли­ко­го ка­но­на прп. Ан­дрея Крит­ско­го. По окон­ча­нии псал­ма лик по­ет ир­мос: «По­мощ­ник и По­кро­ви­тель…», и да­лее сле­ду­ет ка­нон (ир­мо­сы по два­жды, тро­па­ри все, сколь­ко есть). Пев­цы по­ют ир­мо­сы и при­пе­вы . Ек­те­ний и ка­та­ва­сий не по­ло­же­но. По 6й пес­ни – «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Сла­ва, и ныне», и кондак Ве­ли­ко­го ка­но­на, глас 6й: «Ду­ше моя, ду­ше моя…». По 9й пес­ни по­вто­ря­ет­ся ир­мос: «Без­се­мен­на­го за­ча­тия…» (и по­клон). По окон­ча­нии ка­но­на про­дол­жа­ет­ся по­ве­че­рие от псал­ма «Вне­гда при­зва­ти…». По­сле псал­ма 90-го – пе­ние (по Уста­ву, ан­ти­фон­ное): «С на­ми Бог…» с при­пе­вом: «Яко с на­ми Бог» на каж­дый стих. По­сле сти­ха «Отец бу­ду­ща­го ве­ка» и при­пе­ва «Яко с на­ми Бог» чред­ной лик по­ет пер­вый стих: «С на­ми Бог…» (с при­пе­вом), за­тем по­ет­ся (обо­и­ми ли­ка­ми): «С на­ми Бог, ра­зу­мей­те, язы­цы, и по­ка­ряй­те­ся, яко с на­ми Бог». За­тем «Сла­ва» – пер­вый лик: «С на­ми Бог…», «И ныне» – вто­рой лик: «С на­ми Бог…» . И в за­вер­ше­ние – оба ли­ка: «Яко с на­ми Бог». По­сле «С на­ми Бог…» – тро­парь: «День пре­шед, бла­го­да­рю…». «Сла­ва» – «День пре­шед, сла­во­слов­лю…», «И ныне» – «День пре­шед, пес­но­слов­лю…», «Без­п­лот­ное есте­ство хе­ру­вим­ское…» и «Ве­рую…» . По­сле «Ве­рую…» по­ют­ся «мо­ли­тель­ные сти­хи» .

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Иерей во вре­мя пе­ния этих сти­хов, стоя (сто­ят и все свя­щен­ни­ки, со­вер­ша­ю­щие со­бор­ное слу­же­ние) пе­ред пре­сто­лом, со­вер­ша­ет каж­де­ние. При пе­нии на кли­ро­се «Да ис­пра­вит­ся…» по­сле сти­ха: «Не укло­ни серд­це…» иерей пе­ре­хо­дит к жерт­вен­ни­ку и ка­дит пе­ред жерт­вен­ни­ком. За­тем от­да­ет ка­ди­ло диа­ко­ну и, бла­го­го­вей­но по­кло­нив­шись свя­тыне (по­яс­ной по­клон), от­хо­дит к пре­сто­лу. При за­клю­чи­тель­ном пе­нии «Да ис­пра­вит­ся…» пред­сто­я­тель (и все свя­щен­ни­ки, со­вер­ша­ю­щие со­бор­ное слу­же­ние) пре­кло­ня­ет ко­ле­на и по­вер­га­ет­ся ниц пред пре­сто­лом, а диа­кон про­дол­жа­ет ка­дить Свя­тые Да­ры до окон­ча­ния пе­ния. По окон­ча­нии пе­ния «Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя…» иерей, по обы­чаю, про­из­но­сит мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на (с тре­мя ве­ли­ки­ми по­кло­на­ми). При­ме­ча­ние. В Ти­пи­коне и тра­ди­ци­он­ных из­да­ни­ях Слу­жеб­ни­ка от­сут­ству­ют ука­за­ния о про­из­не­се­нии на Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров мо­лит­вы прп. Еф­ре­ма Си­ри­на. Бо­го­слу­жеб­ные кни­ги пред­пи­сы­ва­ют со­вер­ше­ние трех по­кло­нов по­сле пе­ния Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя и по­сле Ныне си­лы Небес­ныя (по ве­ли­ком вхо­де), а так­же трех «ме­та­ний» на Бу­ди имя Гос­подне. В со­вре­мен­ной бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ской Церк­ви со­вер­ше­ние этих по­кло­нов, по обы­чаю, со­про­вож­да­ет­ся чте­ни­ем свя­щен­ни­ком мо­лит­вы прп. Еф­ре­ма Си­ри­на (по­сле Бу­ди имя Гос­подне мо­лит­ва прп. Еф­ре­ма Си­ри­на чи­та­ет­ся обыч­но толь­ко в Ве­ли­кую Сре­ду). Вслед за мо­лит­вой прп. Еф­ре­ма Си­ри­на (с тре­мя ве­ли­ки­ми по­кло­на­ми) – про­ки­мен, Апо­стол, ал­ли­лу­и­а­рий и Еван­ге­лие , ес­ли по­ло­же­но по Уста­ву. Ес­ли же нет Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, цар­ские вра­та за­тво­ря­ют­ся. Ек­те­ния «Рцем вси…», и за­тем со­вер­ша­ет­ся про­чее по­сле­до­ва­ние Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров . На пе­ние «Ныне си­лы Небес­ныя…» от­вер­за­ют­ся цар­ские вра­та. Диа­кон ка­дит свя­той ал­тарь, а так­же свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, при этом ико­но­стас и мо­ля­щих­ся диа­кон не ка­дит.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ве­ли­ко­пост­ные ча­сы 3й, 6й и 9й обыч­но со­вер­ша­ют­ся вме­сте с изоб­ра­зи­тель­ны­ми и ве­чер­ней (ес­ли не со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров). По тра­ди­ции, пе­ред каж­дым ча­сом уда­ря­ют в ко­ло­кол со­от­вет­ствен­но 3, 6 или 9 раз, пе­ред изоб­ра­зи­тель­ны­ми – 12 раз, пе­ред ве­чер­ней – звон в два ко­ло­ко­ла. 3й час . Иерей в епи­тра­хи­ли, пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми (за­ве­са не от­кры­ва­ет­ся) со­вер­шив три по­кло­на (по­яс­ных), про­из­но­сит воз­глас: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш…» и про­чее по­сле­до­ва­ние 3го ча­са, как обыч­но. По окон­ча­нии тре­тье­го псал­ма – «Сла­ва, и ныне», «Ал­ли­лу­ия» – и сти­хо­сло­вит­ся ря­до­вая (в по­не­дель­ник – 7я) ка­физ­ма, раз­де­лен­ная на три «Сла­вы» (по­ря­док чте­ния тот же, что ука­зан на 1м ча­се). По­сле ка­физ­мы иерей (или «учи­нен­ный чтец») пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми по­ет тро­парь ча­са, глас 6й: «Гос­по­ди, Иже Пре­свя­та­го Тво­е­го Ду­ха…» и сти­хи: «Серд­це чи­сто со­зи­жди во мне, Бо­же…»; «Не от­вер­жи мене от ли­ца Тво­е­го…». По ис­пол­не­нии тро­па­ря и по­кло­нов иерей (или «учи­нен­ный чтец»): «Сла­ва». Чтец: «И ныне» – Бо­го­ро­ди­чен ча­са: «Бо­го­ро­ди­це, Ты еси ло­за ис­тин­ная…». По­сле мо­лит­вы «Иже на вся­кое вре­мя…» иерей (на со­лее) про­из­но­сит воз­глас: «Бо­же, ущед­ри ны…» . Чтец: «Аминь». Иерей чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с 16 по­кло­на­ми. Мо­лит­ва: «Вла­ды­ко Бо­же…», и на­чи­на­ет­ся 6й час. 6й час . Псал­мы и ка­физ­ма (в по­не­дель­ник – 8я) чи­та­ют­ся в том же по­ряд­ке, что и на 3м ча­се. По­сле ка­физ­мы, как и на 3м ча­се, по­ет­ся тро­парь ча­са, глас 2й: «Иже в ше­стый день же и час…». Сти­хи: «Вну­ши, Бо­же, мо­лит­ву мою…»; «Аз к Бо­гу воз­звах…». «Сла­ва». Чтец: «И ныне» – Бо­го­ро­ди­чен ча­са: «Яко не има­мы дерз­но­ве­ния…». Тро­парь про­ро­че­ства (из Три­о­ди) . «Сла­ва, и ныне» – тот же тро­парь. Иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен (Три­о­ди), глас 4й: «Весть Гос­подь путь пра­вед­ных, и путь нече­сти­вых по­гиб­нет», со сти­хом.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Иерей (или диа­кон): «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Ис­а­и­и­на чте­ние». Иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чи­та­ет­ся па­ри­мия Три­о­ди. По окон­ча­нии чте­ния па­ри­мии иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен (Три­о­ди), глас 7й: «Ра­бо­тай­те Гос­по­де­ви со стра­хом и ра­дуй­те­ся Ему с тре­пе­том», со сти­хом. По­сле пе­ния про­ким­на чтец: «Ско­ро да пред­ва­рят ны…», Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас. Чтец – тро­парь: «Спа­се­ние со­де­лал еси…», «Сла­ва» – «Пре­чи­сто­му Об­ра­зу Тво­е­му…». На «И ныне» – в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг – «Ми­ло­сер­дия су­щи Ис­точ­ник…»; в сре­ду и пят­ни­цу – Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен: «Пре­п­ро­слав­ле­на еси, Бо­го­ро­ди­це Де­во…». «Гос­по­ди, по­ми­луй» (40). Мо­лит­ва: «Иже на вся­кое вре­мя…». «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Сла­ва, и ныне», «Чест­ней­шую Хе­ру­вим…», «Име­нем Гос­под­ним…». Иерей (на со­лее): «Бо­же, ущед­ри ны…» и чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с 16 по­кло­на­ми. Мо­лит­ва: «Бо­же и Гос­по­ди Сил…», и на­чи­на­ет­ся 9й час. 9й час со­вер­ша­ет­ся так же, как и преды­ду­щие (в по­не­дель­ник на 9м ча­се – 9я ка­физ­ма) . Тро­парь 9го ча­са, глас 8й: «Иже в де­вя­тый час…». Сти­хи: «Да при­бли­жит­ся мо­лит­ва моя…»; «Да вни­дет про­ше­ние мое…». В кон­це 9го ча­са, по­сле «Бо­же, ущед­ри ны…», иерей чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с тре­мя ве­ли­ки­ми по­кло­на­ми . Мо­лит­ва: «Вла­ды­ко, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш…», и на­чи­на­ют­ся изоб­ра­зи­тель­ны. Об­ра­зец со­вер­ше­ния изоб­ра­зи­тель­ных в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Изоб­ра­зи­тель­ны. По­сле мо­лит­вы 9го ча­са иерей, по тра­ди­ции, об­ла­ча­ет­ся в фе­лонь, как на утрене . По обы­чаю, от­вер­за­ет­ся за­ве­са цар­ских врат. Хор по­ет: «Во Цар­ствии Тво­ем по­мя­ни нас, Гос­по­ди, егда при­и­де­ши во Цар­ствии Тво­ем». За­тем по­ют­ся сти­хи бла­женн с при­пе­вом к каж­до­му сти­ху: «По­мя­ни нас, Гос­по­ди, егда при­и­де­ши во Цар­ствии Тво­ем».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

По­сле по­кло­нов с мо­лит­вой прп. Еф­ре­ма Си­ри­на, по­ло­жен­ных в кон­це изоб­ра­зи­тель­ных, чтец: «Аминь» . «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды) и пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом: «Бла­го­сло­ви, ду­ше моя, Гос­по­да…». (Иерей чи­та­ет пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми све­тиль­нич­ные мо­лит­вы.) По псал­ме – ве­ли­кая ек­те­ния. За­тем ка­физ­ма 18я: «Ко Гос­по­ду, вне­гда скор­бе­ти ми…» (по­ря­док чте­ния тот же, что и на ча­сах, но пе­ред 1й «Сла­вой» не про­из­но­сит­ся «за­ход»: «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды) и «Сла­ва, и ныне»). По­сле ка­физ­мы – ма­лая ек­те­ния. «Гос­по­ди, воз­звах» во глас сти­хир Три­о­ди. Во вре­мя пе­ния сти­хир со­вер­ша­ет­ся обыч­ное каж­де­ние. Сти­хи­ры на 6: Три­о­ди, глас 2й и глас 5й – 3, и Ми­неи (мчч. 42х во Ам­мо­рее, с 6 мар­та), глас 4й – 3. «Сла­ва , и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Ми­неи, глас тот же: «Иже бла­го­чест­но…». Вхо­да нет. Чтец (или хор): «Све­те Ти­хий…». Диа­кон воз­гла­ша­ет (в ал­та­ре): «Вон­мем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И ду­хо­ви тво­е­му». Диа­кон: «Пре­муд­рость. Вон­мем». Чтец – про­ки­мен пер­вой па­ри­мии Три­о­ди, со сти­хом. Диа­кон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Бы­тия чте­ние». Диа­кон: «Вон­мем». Чте­ние пер­вой па­ри­мии. По окон­ча­нии па­ри­мии диа­кон: «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен вто­рой па­ри­мии Три­о­ди, со сти­хом. Диа­кон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Прит­чей чте­ние». Диа­кон: «Вон­мем». Чте­ние вто­рой па­ри­мии. При­ме­ча­ние. Во всю св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цу на ве­чер­нях чи­та­ют­ся: пер­вая па­ри­мия – из Бы­тия, вто­рая – из кни­ги Прит­чей. По окон­ча­нии па­ри­мий чи­та­ет­ся: «Спо­до­би, Гос­по­ди…». Ек­те­ния про­си­тель­ная, и мо­лит­ва гла­во­пре­кло­не­ния. По воз­гла­се пев­цы по­ют сти­хи­ры на сти­ховне из Три­о­ди, глас 3й (с обыч­ны­ми при­пе­ва­ми). «Сла­ва , и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Три­о­ди, глас тот же: «Бо­го­ро­ди­це, Пред­ста­тель­ство всех…». По­сле сти­хир чи­та­ет­ся: «Ныне от­пу­ща­е­ши», Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас (на со­лее): «Яко Твое есть Цар­ство…».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Чтец – Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец – Бо­го­ро­ди­чен дня (в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг – «Пре­слав­ную Бо­жию Ма­терь…»; в сре­ду и пя­ток – «Ско­ро пред­ва­ри…»). «Гос­по­ди, по­ми­луй» (40). Мо­лит­ва: «Иже на вся­кое вре­мя…». «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Сла­ва, и ныне» – «Чест­ней­шую Хе­ру­вим…», «Име­нем Гос­под­ним…». Иерей (на со­лее): «Бо­же, ущед­ри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го…», с 16 по­кло­на­ми. Чи­та­ет­ся ко­неч­ное Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас. Чтец: «Аминь», «Гос­по­ди, по­ми­луй» (12). Иерей: «Хри­сте, Све­те Ис­тин­ный…». Пев­цы (по обы­чаю): «Взбран­ной Во­е­во­де…». Иерей: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же…». Пев­цы: «Сла­ва, и ныне», «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Бла­го­сло­ви». От­пуст ве­ли­кий и мно­го­лет­ны. По Уста­ву, по окон­ча­нии 1го ча­са со­вер­ша­ет­ся ли­тия о усоп­ших, ко­то­рая, по мыс­ли Ти­пи­ко­на, яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью утрен­не­го бо­го­слу­же­ния. За­упо­кой­ная ли­тия по окон­ча­нии 1го ча­са на­зна­ча­ет­ся Ти­пи­ко­ном во все сед­мич­ные дни. В суб­бо­ту, Неде­лю и в празд­нич­ные дни этой ли­тии нет. Та­кая же ли­тия на­зна­ча­ет­ся Уста­вом и по­сле от­пу­ста ве­чер­ни в том слу­чае, ес­ли ве­чер­ня не со­еди­ня­ет­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров, т. е. в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг. (В сре­ду и пят­ни­цу ве­чер­ня слу­жит­ся в со­еди­не­нии с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров.) Не по­ла­га­ет­ся ли­тии о усоп­ших и по­сле ве­чер­ни по­не­дель­ни­ка, ко­то­рая слу­жит­ся в Неде­лю ве­че­ром. Та­ким об­ра­зом, в пе­ри­од Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Ти­пи­кон на­зна­ча­ет ли­тии по окон­ча­нии 1го ча­са и по от­пу­сте ве­чер­ни. Раз­ли­ча­ют­ся они лишь тем, что на ли­тии по­сле 1го ча­са по­ла­га­ет­ся чте­ние Огла­ше­ний прп. Фе­о­до­ра Сту­ди­та (в сре­ду и пят­ни­цу): «И чтут­ся Огла­ше­ния пре­по­доб­на­го от­ца на­ше­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та от пред­сто­я­те­ля или от екк­ли­си­ар­ха, яко пред­пи­са­ся, си­речь в сре­ду и пя­ток» (см.: Пост­ная Три­одь, служ­ба по­не­дель­ни­ка 1й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста) .

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010