С. 232), Никольская (Там же. С. 234), Варварская (Там же. С. 236), Рождественская (Там же. С. 246); улиц: Пятницкая (Там же. С. 225), Никольская (Там же. С. 236, 237); острожных башен: Варварская (Там же. С. 238); ворот: Егорьевские острожные (Там же. С. 232, 233), Рождественские водяные (Там же. С. 239, 247). До сер. XVII в. доминировало деревянное строительство, каменные сооружения были единичными. Сведения о формах деревянных храмов отрывочные: в описи Калуги 1626 г. названы 20 церквей, все деревянные, в т. ч. собор Св. Троицы «о дву шатрах» (вероятно, имевший вертикально вытянутую композицию), в старом остроге - храм апостолов Петра и Павла, «клетцкий, о трех верхах», храм Покрова Пресв. Богородицы, «клетцкий, о дву верхах». В Тихоновой пуст. вскоре после Смутного времени была возведена «соборная шатровая церковь» ( Преображенский. 1891. С. 10). К кон. XIX в. деревянные церкви без перестроек были сооружены «не далее конца XVII столетия» (Там же. С. 9). В XVIII-XIX вв. из немногим более 500 сельских церквей, перечисленных Н. И. де Рошефором, ок. 1/3 были деревянными ( Рошефор. 1882). К нач. XXI в. уцелели ц. Покрова Пресв. Богородицы (кон. XVII в. или нач. XVIII в.) в бывш. мон-ре в с. Высоком (ныне в черте г. Боровска; в нач. XXI в. отреставрирована) и церковь в скиту Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (1822, отреставрирована). Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Боровске. Кон. XVII в. или нач. XVIII в. Фотография. 2007 г. О формах деревянных храмов кон. XVII-XIX в. можно судить по данным из публикации М. Т. Преображенского ( Преображенский. 1891), фотоархива ИИМК РАН (неск. фотографий нач. XX в.), по паспортам 70-80-х гг. XX в. из архива Отдела Свода памятников Гос. ин-та искусствознания (Москва). В лесных и небогатых уездах (Жиздринский, Медынский или Малоярославецкий) строились храмы простого клетского типа, напр. ц. Рождества Пресв. Богородицы (1675 (?)) в с. Передоль под Малоярославцем (ныне деревня Жуковского р-на) с подведенными под общую 2-скатную крышу с небольшой луковичной главкой трапезной и наосом (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

3292 Даниил Викулин умер в 1733 году. Катал. Павла Любопытного 39. Чтения в Обществе Истории и Древностей 1863 г., кн. 1-ая. Отд. II, стр. 140. А по краткому Летописцу, умер в 1734 году. (Яковлев. Извещение Праведное, стр. 151). 3293 Павел Любопытный вот что о нем пишет: «Данил Матвеевич Выгорецкий отличный житель и ревностный учитель Поморской церкви, муж благочестивый, твёрдого духа, учёный и хороших талантов, славный писатель догматических предметов и нравственности в защиту и созидание Христовой (Поморской) церкви». (Ливаи. Раскольники и Острожн. т. 4, 41). Чтения в обществе Истории и Древностей 1863 г., кн. I, отд. II. 29–30, 140–141. – В бытность иеромонаха Неофита не малое усердие при сочинении ответов, и вручении их и разговорах с ним показа с Манойлом (Петровым) и с прочими бывшими пред ним, за что в соборные со старшими учинён был и начат оттогда по праздником и воскресным дням всенародно книгу чести и поучати к перекрещиванию и казанья производити с раскольническим обыкновением и разумом. (Яковлев 1 р. Извещ. Правед., стр. 85). 3294 Иногда крещение совершалось в кадке или чане, и только над теми, кто был крещён в православной церкви уже после патриарха Никона . Сам обряд совершения крещения был не одинаков. Григорий Яковлев говорит: овии без священнических молитв совершают (крещение), овии же с молитвами; бывало, что и патрахиль с поручами надевали, а инии с проклятием некаким своемышленным совершали. И тое (крещение) овии простым чином на реке действующе, токмо с восприемники, овогдаже и заочно крещающе их, а овии вместо купели, бочку или чан имеют, по священнически со свещами совершающе; имя же крещаемому дают не от оглашения по чину церковному, но от крещения (и перекрещивания) своемышленне в осьмой день. Гораздо подробнее говорит об этом сам Алексей Родионов: «Крещение совершает у безпоповцев или мужик простой, или монах самопостриженный или монах, убежавший из православного монастыря. Вместо «благословен Бог наш» крестящий возглашает «за молитвы святых отец наших»; потом обычное начало. По трисвятом тропари: «во Иордане крещающуся Тебе Господи» и прочия по дню и по повелению крещающего. Потом отрицание сатаны и обещание Христу; проклятие на еретиков, неведомо на коих. Некоторые проклинают святейшего патриарха Никона . Далее читается символ веры . По прочтении Евангелия, произносят Господи помилуй 40 раз, слава и ныне, Честнейшую Херувим и отпуст. Ни эктении, ни молитв не произносится, миропомазания не совершается. (Раскол. д. 18 в., 421, 423. Извещ. Правд. 53. Сочин А. Родионова, вып. 3, 87–88).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...