За свою борьбу с духами злобы он терпел тяжелые скорби и раздоры в семье, несчастья с детьми 877 . Одесские моряки старались не выходить в море без благословения о. Ионы. В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» прот. Иона уговорил городские власти разрешить отпевание зачинщика восстания, матроса Г. Валенчука, что предотвратило дальнейший обстрел города и Спасо-Преображенского собора из бортовых орудий корабля. В период распространения властями обновленчества храм, где служил прот. Иона, был единственным православным храмом в городе. Во время кампании по ликвидации церковных ценностей о. Иона был арестован, но был выпущен по требованию горожан и вскоре скончался от тяжелой болезни. В последний путь, несмотря на противодействие властей, его провожали огромные толпы народа 878 . Прот. Иона Атаманский канонизирован в 1996 году решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эти пастыри показали миру пример смирения и любви и привели ко Христу огромное множество людей. Личной святости они достигли в служении людям и полном самоотречении. Их жизнь показывает, как можно в миру угодить Богу и достигнуть святости через заботу о ближних и мирскую деятельность, если ей сопутствуют молитва и истинная любовь к ближним. Приложение к теме 6 Приложение 1. Список святых мирян По месяцеслову всех святых 1891 г 879 1 . Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября 880 . 2 . Авив, сын Гамалиила. 2 августа. 3 . Александр, отец мч. Аистиона Монаха (†ок.290). 7 июля. 4 . Александр Невский (в схиме Алексий), великий князь. 23 ноября. 5 . Андрей, юродивый Цареградский. 2 октября. 6 . Андрей Боголюбский. 4 июля. 7 . Андрей, князь Смоленский. 27 октября. 8 . 7 отроков Ефесских, уснули при Декии (ок. 250 были замурованы в пещере за веру), пробудились при Феодосии Младшем (408–450) 881 . 4 августа. 9 . Артемий Веркольский (12-летний мальчик, убит молнией). 23 июня. 10 . Ахаз праведный. 1 апреля. 11 . Борис и Глеб, страстотерпцы. 24 июля. 12 . Василий и Константин Ярославские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сколь ни чудесна эта история, но она имеет весьма сильные доказательства своей достоверности. Писатель св. Иоанн Колов, современник сего события († ок. 422 или в 1 половине 5 века, см. 9 ноябр.) говорит о сем событии в житии Паисия Великого 19 июня. Православный епископ саругенский Иаков в Месопотамии из начала 6 века, сирский писатель, оставил описание сего события; перевод его известен был Григорию турскому в том же веке († 594). Марониты сирийцы, в 7 веке отделившиеся от православной церкви, чтут в своей службе святых отроков. Они находятся в ефиопском календаре и древних римских мартирологах. История их известна была самому Магомету и многим арабским писателям. Григорий гурский (de gloria martyr. lib. I. сар. 95) говорит, что сии мужи даже до сего дна в том самом месте почивают, одетые в шелковые и тонкие полотняные одежды. У Григория Ямвлих назван Малхом и вместо Антонина Серапион. Западные писатели 8 и 11 веков говорят также о мощах их в пещере. Бароний сделал несколько неважных возражений против сей истории, наприм. что нет современных свидетелей сего события (это неверно), что на халкидонском соборе не было говорено об ереси отвергавших воскресение мертвых (это не существенно и неважно) и т. п. Тильмон вопреки ясным всеобщим свидетельствам полагает, что найдены были только нетленные тела отроков, но не живые восстали. Неважны некоторые разногласия в повествованиях касательно года их обретения и имени епископа, при котором они восстали. Феофан полагает восстание их от сна в 434 году, Дионисий патриарх иаковитский в 425 году, другие в 437 году; но все сходятся в том, что относят сие событие в царствованию Феодосия Младшего. В месяцеслове Василия и за ним в других историях говорится, что они восстали через 372 года по успении, тогда как от гонения Декия (250) до конца царствования Феодосия Младшего (408–450) прошло только 200 лет. Ошибки в цифрах, которые заменялись буквами, очень часты и дело обыкновенное. Если вместо 372 читать 172; то выйдет год обретения их при Феодосии 432 или 433 близкий к указаниям историков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. папы Стефана . МГр. Шиф. (2 авг.) Ап. Куарта . 1370. МГр. 1818 (10 нояб.). Муч. Феодотии в Никее и чад ее. 1246. 1345. (29 июля). Досы пресвитера и Ии. ЧГр. у Лямбоции VIII. 200 (4 авг. Ии, а Досы или Дисака 9 апр.). Веры, Надежды и Любви . Ап. 346 (17 сент.). Кудровия еп. Филим. (27 авг. Осии кордувского). Благоверного Вел. князя Андрея Боголюбского. 1621 (30 июня). 4 I. Свв. 7 отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Ексакустодиана, Иамелила, Мартиниана, Дионисия, Иоанна и Антонина . Уснули при Декии ок. 250 г., пробудились при Феодосии Младшем (408–450). У 1298, Хил. МГр. Coф. 1. XV в. Канон в Богородичных Климента у – по Гр. М. 1970. Служба. (Син. 1. апр. 18 Конст. Флор. 1. Остр. 240. МКр. 2 авг. 1345. М. 12 в. авг. 7. Белоз. авг. 14 Неап. авг. 17. Син. 2. Лавр. сент. 1. Акад. Сирм. МГр. 22 окт. Вас. Нан. 1. Охр. Рум. 23 окт. ЧГр. 25 окт. М. Р. У. июля 27. Р. А. Н. 27 июня. Копт. 1426 авг. 13. Абис. и Копт. у Люд. 8 янв., 4 марта и 20 апр.). Св. муч. Елевфериа при Максимиане из Византии. Петр. 43. Мст. Рум. 240. ЧГр. у Лямбец. (1295. Мак. МГр. Пролог и др. 15 дек.). Св. преподобномуч. Евдокии в Персиде пострадавшей ок. 362–364. Она же Иа. Кал. Флор. 1. Акад. 1. Вепс. и др. †. М. 12 в. По М. 79 канон Феофана. В Амад. Петр. и 1429 Евдокии и Ии ныне равзделено. (Конст. Кап. Остр. Ии 5 авг. Белов. 492 авг. 14. Фтлтк. 13 авг. Антон. 21 авг. МГр. 1295 10 сент. Вас. 1295 сент. 11. Остр. втор. и 1295 тре- 25 сент. 1295 еще 13 февр. ЧГр. у Лямбеция с Досою пресвитером 3 авг. М. Р. Ии 4 авг. II. Муч. Фафуила , на яблони повешенного. 1370. Унд. 85 (Дом. Тур. 5 авг.). Освящение монастыря Пантократа (Вседержители в Царьграде в XII). 1370. Никод. Св. 13 авг. Священномуч. равноапостольного Космы в Албании, 1779 г. Афон. патер. IV. Память св. отцов и архиепископов в Ефесе Иоанна монаха и Иоанна нового. Дом Тур. (в Деян. св.) Освящение церкви св. Прокопия . Сирм. (Сн. 5. Была в Царьграде близ Хелони. Создана Константиновом В., возобновлена Зиноном (474–491). Ирины муч. Пар. 1. (Царица 7 авг?).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Муч. Дометия . Син. 1 (августа 7). Неофита, Гаия и Гаиана . 1370. Шиф. (5 мая МГр.). Иова . Син. 1 (6 мая). Кодрата никомидийского при Декии и дружины его Руфина и Саторинина. В М. Греч. 1817 и 1843 стихра. В новом Лимонаре греч. житие (10 марта). Иоанна психаита. МГр. (26 мая). Муч. Максима . МГр. (14 мая). Муч. Варвара . 240 (6 мая). Преставление Антония печерского. Белоз. 493. Рум. 321. Соф. М. 1515 г. и др. (10 июля). Пр. Нила сорского. Филим. (7 апр.). 8 I. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Все. МКр. М. 11 и 12 в. Служба. Стих. Германа и других. Канон Феофана по Гр. М. 1870 г. что и у нас, а по М. Гр. 1843 он же I. монаха. (Копт. 1425 и 1338 мая 11. Копт. 1338 еще 21 мая пренесение тела его). Пр. Арсения великого, наставника императоров Аркадия и Гонория, † 449 или 450. Вас. Иер. Кал. Мст. и др. Копт. МКр. М. 11 и 12 в. Служба. Канон I. монаха (по Филарету и Долоцкому). (Флор. XI в. 9 мая. Син. 1 янв. 24. Син. 1 и 2. Екл. 26 сент. Екл. 30 янв. Деч. 31 янв. М. Р. 19 июля). II. Мила песнопевца в мире. 1370. Целой стражи (спиры воинов) мечем. 1370. III. Пр. Арсения новгородского. Истор. Слов. о св. См. 12 июля. IV. Никомы муч. Сирм. (Сн. 6 и 7 мая). Иеракса пустынника. 51. (Сн. 5 мая. Отшельник нитрийский, гонимый Феофилом, патриархом александрийским, прибег к I. Златоустому, † после 408 г. В каноне Сырной Субботы и Достопамятных сказаниях см. сие имя). Св. о. Касьяна епископа. 51. (сн. 8 авг.). Архангел. Михаила и Гавриила . Син. 1 и 2. Кап. В Неап. и М. Р. явление арх. Михаила на Гарганской горе. Об нем в Четьей Минее 6 сент. V. Пр. Тарасия , чудотворца в Ликаонии. Клар. (9 марта). Пр. Акакия . Кап. Екл. (7 июля). Варвара муч. Син. 1 и 2 в Мефоне. Клар. (6 мая). 9 I. Св. прор. Исаии в 8 веке до Р. Хр. Все почти за Неап. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Феофана. Служба. (М. Р. Б. мР. Р. В. А. У. 6 июля. Копт. 1286 авг. 31. Копт. Калькас. сент. 3. Копт. у Люд. 22 дек. Хлуд. 35 апр. 3. У. 905 июня 15). Св. муч. Христофора при Декии в Ликии, † ок. 250 г. Неап. Син. I. Кап. Вас. Иер. Флор. Сир. Асс. Готв. Слепч. и др. Соф. М. 11 в. Служба. Канон соединен с каноном Исаии и приписывается Феофану по М. Греч. 1870 года, не 1. Дамаскину, как у Долоцкого. (Иерон. мР. и др. М. Р. 25 июла. Деч. Р. втор. Ф. 28 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

50 . Тифлис 72 (XVI в.): Евхологий 392 : а) " панихида за живого человека»: (подобная Тифлису 450) с прибавлением после Пс. 19 : Пс. 119 и слл. как «антифоны». Примеч.: Вопреки неопределенности описания здесь можно увидеть снова появление антифонов, потерянных в Тифлисе 450. б) (другая) «панихида за живого человека»: как Тифлис 450 с другими покаянными стихирами. После канона: Трисвятое. Отче наш. Тропари. Ектения. Отпуст. 51 . Тифлис 519 (XVII в.): Евхологий 393 : а) " панихида, освобождающая душу усопшего от огненной Геенны»: отсылка к Тифлису 450. б) Погребальная служба: отсылка к Тифлису 194. здесь не описанной. 52 . Тифлис 633 (XVII в.): Евхологий 394 : а) " Панихида, освобождающая усопшего от огня и мучений ада«: отсылка к Тифлису 450. б) «Панихида за живого человека»: как Тифлис 450, кроме: 1 . Пс. 142 . 2 . Ектения. Стихи псалмовые, Аллилуия и тропари как Тифл. 450. 3 . Пс. 118 . Благословен еси Господи. (Ектения. Молитва). 4 . Пс. 119 и слл. Ектения. Молитва . Стихиры. 5 . Пс. 50 . 7 . Канон. (После 6-ой песни): Ектения (великая). Седален. Илакой. Трисвятое. Отче наш. Покаянные тропари. Ектения сугубая и просительная. Молитва. Раздача антидора. Примеч.: Эта схема более сходна с Песненной Паннухис, хотя Пс. 118 и Пс. 119 и слл. вместе нам представляется чрезмерной псалмодией, если их не считать как две псалмодии, которые могут быть употребляемы в разных случаях отдельно одна от другой. 53 . Тифлис 620 (XVII в.): Евхологий 395 : «Панихида за живого человека»: отсылка к Тифлису 633. 54 . Тифлис 448 (XVII в.): Евхологий 396 : Чин литии и бдения: 1 . Пс. 142 . 2 . Ектения. Пс. 117 . Тропари покаянные. Пс. 8 . Припев (к каждому стиху): Яко благоутробен. Тропари. 3 . Ектения. Молитва сообразно обстоятельствам. Пс. 101 . Припев: Милостивый. 4 . Ектения. Молитва . Пс. 78 . Припев: Помилуй нас. 6 . Степенны. Венков дыхание. Евангелие. 7 . Канон. Отпуст. Примеч.: Несмотря на введение Псалма 117, три антифона появляются с припевами, которые в их русско-грузинском переводе имеют сходство с древними припевами Паннухис Дрезден 104. Евангелие также, как в этой же рукописи, предшествует канону, а не помещено после 6-ой песни, как в большинстве рукописей. Каким образом эта архаическая Паннухис находилась еще в грузинском кодексе XVIII столетия, это можно объяснить только тем фактом, что грузины хранили старые традиции дольше, чем какая-либо другая византийская церковь 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слова «грамоту незнаему и страннолепну» (400) вообще типичны для Епифания, сравним: «страннолепно некако и незнаемо» (Житие Стефана. С. 61), «незнаемою подписью и страннолепно» (Письмо к Кириллу), «странна и незнаема» (Житие Сергия: МДА, 88. Л. 286, 293, 295, 342 об.). Высказано убеждение, что Епифанию Премудрому принадлежит плач о епископе тверском Арсении, читающийся в Новгородской IV летописи под 1409 г. Подмечена одна черта стиля, роднящая какбудто плач с произведениями Епифания: употребление слова «посетитель» в значении «епископ». Но в данном случае мы сталкиваемся как раз с той ситуацией, когда сочинение нельзя атрибутировать, основываясь только на одном признаке. Из текста произведения с очевидностью следует, что автор был тверичем, причислял себя к пастве Арсения и присутствовал при последних днях жизни епископа: «многолетствовахом пастырю и учителю своему в неделю Сборную, в понеделник же учение слышахом от уст его и некаа исправлениа от законных дел, после же взем благословение и прощение и отъидохом въ свояси» (408). Автор называет Арсения «нашь учитель», «пастырь наш и учитель» (408). В терминологии плача явно чувствуется стиль тверской повести о преставлении князя Михаила Александровича: город Тверь называется «богоспасаемым» (408)  , епископ Арсений — «священным» (408) (в Повести — «блаженый» ), Спасский собор — «сборныа великиа церкви святаго Спаса» (408) (в точности — как в Повести ). Даже такая деталь, что «глубоце нощи сущи, приседяху у него 10 черноризцев» (408), роднит плач по Арсении с Повестью о преставлении Михаила Александровича: князь скончался «вечеру глубоку сущу», при этом присутствовали архимандрит Корнилий и священноинок Парфений . Как было отмечено, в плаче Арсений называется «посетителем» (409), но это слово знает и автор Повести о Михаиле Александровиче и объявляет князя «посетителем нашим»  . Повесть о Михаиле Александровиче, как и всю Тверскую переработку Троицкой летописи мы атрибутировали архимандриту Кириллу Тверскому, значит, и плач о епископе Арсении должен принадлежать тому же автору.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Годы после Р. Х. Аркадий 395–408 Феодосий 408–450 Маркиан 450–457 457–474 474–475 474–475 Василиск 475–477 Зенон (по восстановлении) 477–491 Анастасий 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий II 578–582 Маврикий 582–601 602–610 Ираклий 610–641 Константин III 641–641 Ираклион 641–641 Констанс II 641–668 Константин IV (Погонат) 668–685 Юстиниан II 685–695 Годы после Р. Х. Ап. Петр Клит, Анепклит или Апаклит Климент 91–100 Еварист 100–109 Александр I 109–119 Ксист или Сикет I 119–128 Телесфор 128–139 139–142 142–157 Аникита или Аницет 157–168 168–176 Елефверий 177–190 190–202 Зефирин 202–218 Каллист или Каликст 218–223 Урбан I 223–230 Понтиан 230–235 235–236 Фабиан 236–250 Корнелий (Новациан 251 г.) 250–252 Луций I 252–253 Стефан I 253–257 Сикст или Ксист II 257–258 Дионисий 259–269 Феликс I 269–274 Евтихиан 275–283 283–296 Марцеллин (Вакансия в течение четырех лет) 296–304 Марцелл 308–310 Евсевий (апреля 18-сентября 26) 310–310 Мелхиад 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк (янв. 18-окт. 7) 336–336 337–352 Либерий (Феликс II 355–8) 352–366 Дамас (Урсин 366–7) 366–384 Сириций 384–398 Анастасий I 398–401 Иннокентий I 402–417 417–418 Бонифаций I (Евлалий 418–19) 418–422 422–432 Сикст III 432–440 440–461 Иларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах (Лаврентий 498–505) 498–514 Ормизда 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Бонифаций II (Диоскор сент. 17-окт. 14:530) 530–532 Иоанн II 532–535 Агапет I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 555–560 Иоанн III 560–573 Бенедикт I 574–578 Пелагий II 578–590 Григорий I 590–604 Сабиниан 604–606 Бонифаций III (февр. 19-ноябрь 12) 607–607 Бонифаций IV 608–615 Деусдедит 615–618 Бонифаций V 619–625 Гонорий I 625–638 Северин 638–640 Иоанн IV 640–642 Феодор 642–649 Мартин I 649–653 Евгений I 654–657 Виталиан 657–672 Адеодат 672–676 676–678 Агафон 678–681 682–683 Бенедикт II 683–685 Иоанн V 685–686 Конон (Пасхалий 687–92) (Феодор сент.-дек. 687) 686–687

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

она была истощена физически и морально из-за страданий и одиночества. Иоанн Златоуст ободрял ее, в письмах сообщал новости о самом себе и высказывал надежду на скорую встречу ( Malingrey. 1968. P. 368). Перед смертью она вверила паству Марине, своей родственнице и духовной дочери (Ibid. P. 426; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Согласно Житию, О. скончалась 25 июля, при имп. Аркадии (395-408) ( Malingrey. 1968. P. 430). Буске считал, что ее кончина произошла ок. 408 г. ( Bousquet. 1906. P. 230), по мнению Малингрей, О. скончалась после 408 г., согласно Дельмеру,- в 407 или 408 г. ( Delmaire. 1991. P. 146). После смерти О. явилась во сне епископу Никомидии (известно, что в 408 это был Пансофий - в 401 его рукоположил свт. Иоанн Златоуст - Sozom. Hist. eccl. VIII 6; однако, по мнению Малингрей, эти сведения из Жития не заслуживают доверия, поэтому не следует отождествлять епископа из Жития с историческим лицом - Malingrey. 1968. P. 428. Not. 1), повелела положить ее тело в гроб и спустить в море; в месте, где по воле Божией лодка с гробом остановится, следовало ее похоронить. Епископ исполнил волю усопшей: около полуночи лодка пристала к берегу напротив мон-ря св. ап. Фомы во Врохфи (вероятно, мон-рь располагался на азиатской стороне Босфора, в совр. р-не Кандилли или Ваникёй - Janin R. Constantinople byzantine. P., 1950. P. 441), о чем игумену было дано указание во сне. При большом стечении клира и мирян останки святой погребли в этом монастыре. У ее могилы происходили исцеления от различных болезней ( Malingrey. 1968. P. 426-430). После кончины О. устроенным ею мон-рем руководила Марина, а после ее смерти абатиссой была избрана диаконисса Елисанфия (Ibid. P. 432-434). В конце Жития автор восхваляет добродетели О.: святая помогала церквам, мон-рям, заботилась о бедных, узниках, а также об изгнанниках и достигла вершин милосердия и смирения. Ее жизнь была лишена суетной славы, нрав - хитрости, внешность - украшений, ночные бдения - сна. О. отличалась благоразумием, скромностью, невозмутимостью, простотой, великодушием, носила безыскусную одежду.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

5606 365. Аркадий совместно со своим братом Гонорием правил тринадцать лет./исправлено: 5607 (395–408 гг.) 369. В это время епископ Августин за свою мудрость и ученые знания почитается выдающимся человеком. 370. Воздаются почести славным епископам Иоанну Константинопольскому и Феофилу Александрийскому. 366. Во времена этого императора Эпирский епископ Донат 47 почитается выдающимся человеком за свои необычные достоинства. Он убил дракона, плюнув ему в пасть, и дракон был столь огромен, что восемь пар быков еле смогли дотащить его до костра, на котором он был сожжен, чтобы гнилостью своей не отравлять воздух. 367. В это же время промыслом Божиим обретены тела святых пророков Аввакума и Михея. 368. Готы вторгаются в Италию, а вандалы и свевы – в Галлию. 369. В это время епископ Августин за свою мудрость и ученые знания почитается выдающимся человеком. 370. Воздаются почести славным епископам Иоанну Константинопольскому и Феофилу Александрийскому. 5621 371 . Гонорий правил пятнадцать лет совместно с Феодосием Младшим, сыном своего брата./исправлено: 5622 (395–423; 408–450 гг. ) 372. В их правление готы захватывают Рим. 373. Вандалы занимают Гиспанию, а свевы – Галисию./исправлено: Вандалы, аланы и свевы захватывают все Гиспании. 374. В это время Пелагий выступает против Христа с проповедью своей ереси. Чтобы осудить его, в Карфагене собирается собор из двухсот четырнадцати епископов. 375. В это время Александрийский епископ Кирилл почитается выдающимся человеком. 5648 376. Феодосий Младший, сын Аркадия, правил двадцать семь лет./исправлено: 5649 (408–450 гг.) 377. Народ вандалов уходит из Гиспаний в Африку и там полагает конец католической вере, укоренив арианскую ересь./исправлено: Вандалы уходят из Гиспаний в Африку и там полагают конец католической вере, укоренив арианскую ересь. 378. В это время Несторий, епископ Константинопольский, являет свою мерзкую ересь. Собор, собравшийся в Эфесе, осуждает его безбожное учение. 379. В это же время дьявол , явившийся евреям Крита в образе Моисея, обещает провести их в землю обетованную через море, даже не замочив ног. Однако множество их погибло, а уцелевшие обратились в веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010