4) они не усматривали в таком понимании вечной участи человечества никакого противоречия словам Христовым о том, что пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ), видя в них большее, чем прямой смысл. Как и сама Церковь в совершенно ясных, кажется, словах Христовых о необходимости человеку для спасения принятия Крещения и Евхарстии, увидела не букву, а дух, и причислила многих, не принявших этих Таинств (праведников Ветхого Завета, новозаветных мучеников), к лику святых» с. 127–128]. Рассмотрим данный пассаж. Для удобства рассредоточим указанное профессором А.И. Осиповым обоснование и внимательно исследуем некоторые из перечисленных во фрагменте аргументов (исследование прочих «аргументов» см. в статье: « Вечны ли адские муки? »). Сначала определим, насколько справедливо суждение о том, что «Святые Отцы говорили о вечности мучений: 1) просто веря в это, не ставя никаких вопросов; 2) поскольку отказывались отвечать на этот сложнейший вопрос и потому без объяснений приводили известные слова Евангелия». Для того, чтобы разрешить наше недоумение, обратимся к учению Церкви, проповедовавшемуся (ею) на раннем этапе развития: прибегнем к Преданию и посмотрим, что говорили о будущих муках христианские авторы первых веков. Одним из наиболее древних дошедших до нас памятников церковной письменности является «Учение двенадцати апостолов ( Дидахэ )» (кон. I в.). Главным направлением этого произведения является учение «о двух путях»: «Два есть пути, один — жизни и другой — смерти, и велико различие между этими двумя путями» с. 41]. Согласно обозначенному источнику, путь жизни — путь в Боге, жизнь по вере: «Ты, Владыко, Вседержитель, создал все Имени Твоего ради, пищу и питие дал человекам в наслаждение, чтобы благодарили Тебя. Нам же Ты даровал духовную пищу и жизнь вечную чрез , Отрока Твоего» с. 53], исполнение заповедей: «Если можешь понести все иго Господне, будешь совершен, если же не можешь, что можешь, то делай» с. 49 — 50]; он (путь жизни) стяжается в Церкви, подразумевает общение со святыми с. 47], всецелое единение верующих между собой: «Как был этот [Хлеб] преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство» с. 52–53] (отметим, что и термин «спасение», как эквивалент греческого слова «σωτηρα», имеет, помимо значений: «благо», «сохранение», «счастье», значение: «целение» — единение, приведение в цельность). Согласно «Дидахэ», путь смерти — жизнь вне Христа, не по Христу. Путь этот таков: «Прежде всего, он лукав и исполнен проклятия» с. 49]. Отсюда и призыв: «Смотри, чтобы кто тебя не заблудил с сего пути учения, поскольку учит тебя вне Бога» с. 49]. Результатом шествия по первому пути будет вечная блаженная жизнь, по второму — смерть.

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasutsya-l...

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. 2. Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу. 3. Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу. 4. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 127 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская» , преподобному Льву Оптинскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста акафиста благоверному князю Олегу Брянскому . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. 2. Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу. 3. Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу. 4. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 127 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб  Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская» ,  преподобному Льву Оптинскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста  акафиста благоверному князю Олегу Брянскому . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4726695...

ЖМП. 1972. 8. С. 4. 114 Там же. 115 См: МЦВ. 1991. 5. С. 8. 116 Приводится в русской транслитерации (Прим. Ред.). 117 Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967. С. 12. 118 Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. С. 15 — 16. 119 Пальмов И. Указ. изд. С. 16 — 36. 120 В середине XVII в. Сербская Церковь насчитывала 40 епархий — 8 митрополий и32 епископии. См.: Е. Голубинский, проф. Краткий очерк истории Православных ЦерквейБолгарской, Сербской и Румынской, или Молдо–Валашской. М., 1871. С. 491. 121 Цит. по: Д, Слийепчевич. Историйа Српске Православие Цркве. 1 кнь. Минхен, 1962.С. 115. 122 Снегаров И., проф. Кратка историа на съвременните Православии Църкви. Том втори.София, 1946. С. 319. 123 Из двенадцати Архиепископов Автокефальной Сербской Церкви семь (вместе со св. Саввой) вышли из Хилендарской обители. Все они причислены к лику святых. Это: Савва II, Иоанникин I, Евстафий I, Савва III, Никодим и Даниил II. 124 Вскоре после кончины св. Саввы было написано его Житие. В 1254 г. оно было составлено Хилендарским иеромонахом Дометианом, а около 1330 г. — монахом того же монастыря Феодосией. Последнее отличается живостью, ясностью и поэтичностью изложения. Эти жития представляют собой главный источник сведений о деятельности св. Саввы, в частности по вопросу об учреждении им Архиепископии. 125 27 апреля (по старому стилю) православные сербы молитвенно вспоминают сожжение турками св. мощей первого Сербского Архиепископа. См. об этом ниже. 126 Краткие жития сербских Архиепископов и затем Патриархов см.: Голубинский Е., проф. Указ. изд. С. 449–459; 473–487. 127 Управление Сербской Церковью «за время ее самостоятельного существования до1766 г., — по утверждению М. П. Чельцова, — было весьма просто и несложно. Во главе Сербской Церкви стоял Архиепископ, а с 1346 г. Патриарх — из сербов родом (среди последних Патриархов были и греки. — К. С.). Им принадлежала вся власть в Сербской Церкви как административная, так и судебная… По временам, нужды ради, созывались или церковной властью, или светской Соборы из епископов страны и правителей Сербии. На них решались общие церковные, а иногда и гражданские дела, напримеро венчании Стефана Дечанского королевским венцом. Избирались и поставлялись Архиепископы, а затем и Патриархи Собором местных архиереев. И только в XVIII столетии некоторые из сербских Патриархов были присланы из Константинополя турецким правительством, по желанию, конечно, Константинопольского Патриарха». (Чельцов М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879—1896):(Историко–канонический очерк). СПб., 1899. С. 58—59). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

119 Библия короля Якова — см. коммент. к " Ланселоту Эндрюсу " . 120 Тейлор, Иеремия (1613–1667) — английский священник, автор популярных в свое время книг " Правило и практика святой жизни " (1650), " Правило и практика святого ухода из жизни " (1651), проповедей и молитв, писал просто и ярко. 121 Кларендон, Эдуард Хайд (1609–1674) — граф, лорд-канцлер Англии (16601667), роялист, автор первой истории английской революции " Правдивое историческое повествование о бунте и гражданских войнах в Англии " (опубл. 1702–1704). Гиббон, Эдуард (1737–1794) — автор " Истории упадка и разрушения Римской империи " (1776–1788), истории Рима и Византии с конца II b. до 1453 г. 122 Брэдли — см. эссе " Фрэнсис Герберт Брэдли " . Бюффон, Жорж Луи Леклерк (1707–1788) — французский естествоиспытатель, автор " Естественной истории " (т. 1-36, 1749–1788). 123 Воэн, Крэшо, Джордж Герберт — см. эссе " Поэты-метафизики " , коммент. к " Ланселоту Эндрюсу " и к эссе " Что такое " малые поэты " ? " . Саут- велл, Роберт (1561?-1595) — английский поэт, католик, причислен к лику святых в 1929, в 1970 канонизирован. 124 Хопкинс, Джерард Мэнли (1844–1889) — английский поэт, в 1866 стал католиком, в 1868 — иезуитом, автор философской лирики (размышлений о греховности и необоримости плоти, противостоянии Богу и т. д.), основанной на необычных ломаных ритмах. Считается одним из основоположников современной англоязычной поэзии. При жизни не печатался, первое издание стихов вышло в 1918 г. 125 " Человек, который был Четвергом " — роман (1908) Гилберта Кита Честертона; " Отец Браун " — имеются в виду его сборники рассказов о сыщике — католическом священнике: " Неведение отца Брауна " (1911), " Недоверчивость отца Брауна " (1926). 126 Бенъян — см. коммент. к эссе " Классическая филология и литератор " . 127 Элиот, Джордж (псевд., наст, имя Мэри Энн Эванс, 1819–1880), Мередит, Джордж (1828–1909), Гарди, Томас (1840–1928) — английские романисты. 128 [я не] смешиваю Бернарда Шоу с Ноэлем Коуардом, а миссис Вулф с мисс Маннин… — Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

455 Срав. Макария, Ист. рус. Цер. т. XI. стр. 426; Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 89; Свод галиц. рус. лет. Петрушевича, I. стр. 471. 456 О действиях Ипатия Потея см. Арх. юго-зап. России, ч. I, т. VI. стр. 308, 311, 320, 325, 338, 505; Вест. юго-зап. и зап. России, 1863 г., март, отд. 1, 27; Свод галиц. рус. лет. I Петрушевича, стр. 403, 404; Макарий Лет. рус. цер. т. IX, стр 648, 649 (примеч), т. X. стр. 262, 325, 398 . О действиях Русского. См. Вилен. Арх. Сбор. т. V. 12, стр. 17. 457 О нападениях на школы в г. Львове, Минске, Луцке, Вильне – Макария, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 528. т. X, стр. 427, 451; Вестн. юго-зап. и зап. России, 1863 г. сентябрь (о напад. на брат. школ. учреж. при Минск. Петропав. монастыре); Арх. юго-зап. России, ч. 1, т. VI, стр. 590, 592, 685; Вилен. Губ. Вед. 3 фев. 1894 г. 10, заметка Спрошса. 458 Макарий, Ист. Рус. цер. т. X, стр. 279 (акт конфедерации 1599 I) 427, 428, т. XI, 425 (запись православных); Вилен. Арх. Сбор. т. VIII. стр. 77, а также т. VI, стр. VII; Вилен. Акт. т. XI, стр. XVI. 459 Вилен. Арх. Сбор. т. I, стр. 349; Вилен. Акт. т. XXIII, стр. 162 177); Витеб. Стар. V, стр. 201. 460 Докум. объясн. ист. зап. рус. края XIX, стр. 231–311. См. особенно стр. 251, 285, 293, 295, 297, 299; Записки игумена Ореста, Вилен. Арх. Сборн. т. II, прилож. стр. IX; Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии. стр. 68; Макарий Ист. рус. цер. т. IX, стр. 649; Акт. юж. и зап. России, I, 220. 461 Письмо Льва Сопеги – Вилен. Арх. Сборн. т. II, стр. 30, Вест. юго-зап. и зап. России. 1862 г. авг. отд. I, стр. 65–80; Коялович. Литов. цер. уния, т. II, стр. 121, 127, 128, и прим. 182 и 185. Есть указания, что Кунцевич, находясь в Вилен. Троиц. монастыре доводил себя до исступления, и сидя на камне бичевал себя до крови, взывая: «Господи, уничтожь схизму (православие) и подай унию» («Tolle, Domine, schizma da unionem»); см. Вил. Арх. Сбор. т. X, стр. 306. В 1624 году папа Урбан VIII сопричислил гонителя православия Иосафата Кунцевича к лику блаженных (beati), а при последних смутах, волновавших западный край, папа Пий IX канонизировал Иосафата, 2 мая 1865 года, сопричислив его к лику святых (sancti) римской церкви с наречением патроном Белоруссии; Пам. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. 1, описание г. Владимиро-Волынского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

118 Срав. Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 426; Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 89; Свод. галиц. рус. лет., Петрушевича, I, стр. 471. 119 О действиях Ипатия Потея см. Арх. юго-зап. России, ч. I, т. VI, стр. 308, 311, 320, 325, 338, 505; Вест. юго-зап. и зап. России, 1863 г., март, отд. I, 27; Свод. галиц. рус. лет., I, Петрушевича, стр. 403, 404; Макарий Ист. рус. цер., т. IX, стр. 648, 649 (примеч.), т. X, стр. 262, 325, 398. О действиях Рутского см. Вилен. Арх. Сборн., т V, 12, стр. 17. 120 О нападениях на школы в г. Львове, Минске, Луцке, Вильне – Макария, Ист. рус. цер., т. IX, стр. 528, т. X, стр. 427, 451; Вестн. юго-зап. и зап. России, 1863 г., сентябрь (о напад. на брат. школу учреж. при Минск. Петропав. монастыре; Арх. юго-зап. России, ч. I, т. VI, стр. 590, 592, 685; Вилен. Губ. Вед. 3 фев. 1894 г., 10, заметка Серошса. 121 Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 279 (акт конфедерации 1599 г.), 427, 428, т. XI, 425 (запись православных); Вилен. Арх. Сбор., т. VIII, стр. 77, а также т. VI, стр. VII; Вилен. Акт., т. XI, стр. XVI. 122 Вилен. Арх. Сбор., т. I, стр. 349; Вилен. Акт., т. XXIII, стр. 162 177); Витеб. Стар., V, стр. 201. 123 Докум. объясн. ист. зап. рус. края, XIX, стр. 231–311, см. особенно стр. 251, 285, 293, 295, 297, 299; Записки игумена Ореста, Вилен. Арх. Сборн., т. II, прилож. стр. IX; Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 68; Макарий, Ист. рус. цер., т. IX, стр. 649; Акт. юж. и зап. России, I, 220. 124 Письмо Льва Сопеги – Вилен. Арх. Сборн., т. II, стр. 30; Вест. юго-зап. и зап. России, 1862 г. авг., отд. I, 1, стр. 65–80; Коялович, Литов. цер. уния, т. II, стр. 121, 127, 128, и прим. 182 и 185 Есть указания, что Кунцевич, находясь в Вилен. Троиц. монастыре доводил себя до исступления, и сидя на камне бичевал себя до крови, взывая: «Господи, уничтожь схизму (православие) и подай унию» («Tolle, Domine, schizma da unionem»); см. Вил. Арх. Сбор., т. X, стр. 306. 125 В 1624 году папа Урбан VIII сопричислил гонителя православия Иосафата Кунцевича к лику блаженных (beati), а при последних смутах, волновавших западный край, папа Пий IX канонизировал Иосафата, 2 мая 1865 года, сопричислив его к лику святых (sancti) римской церкви с наречением патроном Белоруссии; Пам. стар. зап. губ., Батюшкова, вып. I, описание г. Владимиро-Волынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Анастасия Романовна (урождённая Захарьина-Юрьева), царица (1547–1560), жена Ивана IV 128 об. Анна Алексеевна, царевна (1655–1659) 126 об. Анна Михайловна, царевна (1630–1692) 126 Василий III Иванович, великий князь (1505–1533), в иночестве Варлаам 128 Дмитрий Иванович Жилка (1481–1521), князь Угличский 9 об. Евдокия Алексеевна, царевна (1650–1712) 126 об. Евдокия Лукьяновна (урождённая Стрешнева), царица (1626–1645), жена Михаила Федоровича 128 об. Екатерина Алексеевна, царевна (1658–1718) 127 Иван IV Васильевич Грозный, великий князь с 1533, царь (1547–1584), в иночестве Иона 87 об., 91, 128 Иван Иванович, царевич (1554–1581) 92, 95 об., 128 Иннокентий, ученик преподобного Кирилла, второй игумен Кирилло-Белозерского монастыря (1427) 11 Ирина Михайловна, царевна (1627–1679) 126 Ирина Федоровна (урождённая Годунова), царица (1584–1598), жена Федора Ивановича, в иночестве Александра 128 об. Мария Алексеевна, царевна (1660 – 1723) 127 Мария Ильинична (урождённая Милославская), царица (1648–1669), жена Алексея Михайловича 124 об. Марфа Алексеевна, царевна (1652–1707) 126 об. Михаил Андреевич, князь Верейско-Белозерский (1432–1486) 10 об. Михаил Федорович, царь (1613–1645) 128 об. Никон, патриарх (1653–1658) 134 об. Софья Алексеевна, царевна (1657–1704) 127 Татьяна Михайловна, царевна (1630–1706) 126 Телятевский Федор Андреевич, князь, в иночестве Епифаний 50 об. Федор Иванович, царь (1584–1598) 128 Христофор, ученик преподобного Кирилла, третий игумен Кирилло-Белозерского монастыря (1428–1434) 93 Шереметев Федор Иванович, боярин, в иночестве Феодосий 51 Приложения Приложение 1 Главизна выписана из устава. Чин о поставлении келаря, и казначея, и пономаря, и торговца, посланных на службу. Покладают ключи на престоле и шед игумен или иерей взимают ключи с престола, и дает нареченному на службу, и глаголет: «Брате и отче имярек, се от рукы Христовы и от престола славы его приемлеши сию службу, имей же страх его пред очима си и подщися порученное тебе дело непорочно съвершити да и венца от Христа достоин будеши, и да мнит ти ся он престол вышний, его же виде Исайя, к нему же един от серафим послан бысть, имея угль горящ, не опаляя пророка, но просвещая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первыми нашими святыми были страстотерпцы Борис и Глеб. Но страстотерпцев, понесших насильственную смерть от руки Святополка, было не двое, а трое, – вместе с Борисом и Глебом был убит последним третий брат Святослав. Если причислены были к лику святых не все трое, понесшие совершенно одинаковую насильственную смерть, то причиной сего было то, что не всех троих, а только двоих первых Бог прославил даром чудотворений, На могилах Бориса и Глеба, погребенных в Вышгороде, скоро начали совершаться чудеса; но могила Святослава, на которой бы могли совершаться чудеса, отсутствовала, ибо убитый во время бегства в Венгрию где-то в горах Карпатских он не был привезен в Россию, а погребен был на месте убиения, и вот, хотя и совершенно одинаковый с Борисом и Глебом страстотерпец, но не явленный подобно ваг от Бога чудотворцем, он и не причислен был вместе с ними к лику святых. Затем, и в самой истории причисления Бориса и Глеба к лику святых, которая обстоятельно передана нами выше, совершенно ясно дается знать, что они причислены к лику святых не как страстотерпцы, а как чудотворцы, хотя при этом и нужно, конечно, подразумевать, что они стали чудотворцами, поскольку были страстотерпцами. Прежде Бориса и Глеба надлежало бы стать нашим святым крестителю Руси вел. кн. Владимиру. Но по поводу того, что он не стал первым нашим святым, нам и делается совершенно ясное заявление, что основанием для причтения к лику святых у нас служило прославление даром чудотворения. Нам ясно говорится, что вел. кн. Владимир потому довольно долго не был причисляем к лику святых, что Господу не угодно било прославлять его, как чудотворца (выше). Третьим нашим святым после Бориса и Глеба был пред. Феодосий Печерский . Но он был великим нашим подвижником и отцом истинного у нас монашества вместе с преп. Антонием, пред которым он был меньший, как ученик пред учителем. Если был причислен к лику святых он (Феодосий) и прежде него или вместе с ним не был причислен к лику святых Антоний, удостоившийся сего причтения спустя не менее полустолетия после пего: то единственное, чем можно объяснять это, есть предположение, что Господу угодно было прославить даром чудотворений его (Феодосия) и не угодно было одновременно с ним прославить тем же даром Антония. В Ростове в 1164-м году по одному и тому же поводу копания рвов для фундамента новой церкви обретены были мощи епископов Леонтия и Исаии, и тогда как первый из них был причислен к лику святых в 1190-му году, второй удостоился сего причтения только уже спустя много времени. Единственным объяснением того, что в 1190-м году не были причислены к лику святым оба епископа, а один первый, может быть предположение, что к 1190-му году только один первый из них прославился даром чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Затем, и в самой истории причисления Бориса и Глеба к лику святых, которая обстоятельно передана нами выше (стр. 66 sqq), совершенно ясно дается знать, что они причислены к лику святых не как страстотерпцы, а как чудотворцы, хотя при этом и нужно, конечно, подразумевать, что они стали чудотворцами, поскольку были страстотерпцами. Прежде Бориса и Глеба надлежало бы стать нашим святым крестителю Руси вел. кн. Владимиру. Но по поводу того, что он не стал первым нашим святым, нам и делается совершенно ясное заявление, что основанием для причтения к лику святых у нас служило прославление даром чудотворения. Нам ясно говорится, что вел. кн. Владимир потому довольно долго не был причисляем к лику святых, что Господу не угодно было прославлять его, как чудотворца (выше стр. 78). Третьим нашим святым после Бориса и Глеба был преп. Феодосий Печерский . Но он был великим нашим подвижником и отцом истинного у нас монашества вместе с преп. Антонием, —71— пред которым он был меньший, как ученик пред учителем. Если был причислен к лику святых он (Феодосий) и прежде него или вместе с ним не был причислен к лику святых Антоний: то единственное, чем объясняется это, есть предположение, что Господу угодно было прославить даром чудотворений его (Феодосия) и не угодно было прославить тем же даром Антония. В Ростове в 1164-м году одновременно обретены были мощи епископов Леонтия и Исаии, и тогда как первый из них был причислен к лику святых в 1190-м году, второй удостоился сего причтения только уже спустя много времени. Единственным объяснением того, что в 1190-м году не были причислены к лику святых оба епископа, а один первый, может быть предположение, что к 1190-му году только один первый из них прославился даром чудотворений. Сейчас приведенные нами, относящиеся к периоду домонгольскому, четыре примера ясно доказывают, что в период этот единственным общим основанием для причтения усопших подвижников благочестия к лику святых служило у нас прославление подвижников даром чудотворений. Но предполагать, чтобы от правила, которое принято было у нас сначала и которое было наблюдаемо у нас довольно долгое первое время, было сделано отступление впоследствии, невероятно было бы и само по себе, ибо отступление означало бы ослабление строгости в признании усопших подвижников благочестия святыми, а ослабление этой строгости было бы делом необъяснимым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010