265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия ), первым Вятским архиереем стал еп. Александр . Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов) , чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. К. занимался изучением документов, отражающих связи Московского государства с правосл. Востоком, прежде всего материалов из МГАМИД (ныне РГАДА): из фондов Посольского и Тайного приказов и др. В 1883-1884 гг. в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» К. публиковал части кн. «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.». Издание 3-й гл. («Перенесение в Москву святынь с Востока») было остановлено духовной цензурой, посчитавшей, что автор дискредитирует московские святыни, раскрывая подробности их приобретения. Московский митр. Иоанникий (Руднев) снял запрет на публикацию на том основании, что автор в исследовании опирался на архивные источники; сочинение было издано отдельной книгой в 1885 г. Монография состоит из 3 отделов: «Москва - Третий Рим», «Русский царь есть опора и покровитель всего вселенского Православия», «Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире». В книге на основе архивных документов рассмотрен широкий круг тем: утверждение царского венчания Иоанна IV Васильевича К-польской Патриархией, учреждение в России Патриаршества, перенесение в Москву правосл. святынь с Востока, благотворительность рус. государей правосл. Востоку, выявление фактов обмана греками русских при приезде в Москву и заведение в отношении авантюристов следственных дел, организация царским правительством после Смутного времени порядка приезда просителей в Москву, исполнение начиная со времени правления Иоанна Грозного представителями греч. духовенства, а также светскими лицами роли рус. агентов на Востоке. К. сделал вывод, что рус. правительство к кон. XVII в. под влиянием греков начало признавать своей миссией освобождение правосл. Востока от османского ига. К. проследил, как в России в XVI-XVII вв. (до реформ патриарха Никона ) формировалось негативное отношение к греческому благочестию, дал характеристику рус. богослужебной реформе сер. XVII в. (считал ее следствием грекофильства Никона), отметил уменьшение греч. влияния на рус. церковную жизнь во 2-й пол. XVII в. и окончательное утверждение в кон. XVII - нач. XVIII в. зап. влияния (историк объяснял эти процессы корыстолюбием греков, их склонностью к интригам). К. ввел в научный оборот огромный по объему новый материал, однако мн. выводы и оценки исследователя были необъективны. Широко изучая рус. архивный материал, К. не привлекал к исследованию греч. документы. Не являясь специалистом по истории внешней политики, К. не мог в полной мере оценить значение тех сведений, к-рые доставляли в Москву греки. Историк полагал, что греки равнодушно отнеслись к организации в Москве уч-ща в 30-40-х гг. XVII в., но новейшие исследования не подтверждают эту т. зр. (см.: Флоря Б. Н. Вопрос о создании греч. училища и греч. типографии в Москве в 30-40-х гг. XVII в.//Греч. культура в России XVII-XX вв. М., 1999. С. 12-20; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009).

http://pravenc.ru/text/Каптерев.html

В сер. XIII - сер. XVI в. память о М. Г. была связана исключительно с принадлежностью князя к правящей в Сев.-Вост. Руси великокняжеской династии. Имя М. Г. было записано в отдельный княжеский синодик владимирского Успенского собора (не сохр.). Позже его древнейшая часть была внесена в соборные синодики др. городов Сев.-Вост. Руси, а также мон-рей. Так, «дети великого кн(я)зя Юр(ь)я Всеволодича», в том числе «кн(я)зь Мстислав», поминались в синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. (см.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новгород, 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.). Имя М. Г. было записано также в синодик Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.; список нач. XIX в.), а также указано в статье под киноварным заголовком «Благоверных князеи» в древнейшем из сохранившихся пергаменных списков синодика Троице-Сергиева монастыря (РГБ. Ф. 304/III. Собр. ТСЛ. Ризница. 25. Л. 9 об. Список 1575 г.). Кроме того, в нач. 1557 г. в К-поль вместе с миссией Евгрипского и Кизического митр. Иоасафа и архимандрита суздальского Спасо-Евфимиева муж. мон-ря Феодорита К-польскому патриарху Иоасафу II Великолепному был отправлен текст царского синодика, в к-рый для поминания был включен и М. Г. (Россия и греческий мир в XVI в. В 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 216, 399, 403). В XVI в. в общерус. летописных сводах, Хронографе рус. редакции 1512 г. (и его позднейших редакциях - кон. XVI - сер. XVII в.), «Книге степенной» , созданной на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., гибель М. Г. описана лишь в общих чертах, характерных для памятников лаврентьевско-троицкой группы. В сер. XVII в., как установил А. В. Сиренов, текст, близкий к Симеоновской летописи кон. XV в., был использован для создания Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича; в этом же тексте содержатся сведения и о его детях. Об обстоятельствах смерти М. Г. говорилось также в «Листе над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», к-рый находился на стене над их гробницами (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.; Сиренов. 2003. С. 86). Текст «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, к-рая прошла 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался: напр., как установил Сиренов, его включили в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.). В кон. XVII в. эта рукопись находилась в составе б-ки владимирского Успенского собора ( Сиренов. 2003. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Фрески Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. ( Ξυγγπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδκης, Δρακοπολου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу. В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков. В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому) . Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича . З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» ( Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь ). Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Ykpaïhcьki nлaщahuцi//Наша bipa: Всеукр. правосл. газ. 2002. 5. Травень.

http://pravenc.ru/text/200039.html

Мнения о времени кончины З. архиеп. Филарета (Гумилевского) (1550) и Е. Е. Голубинского (после 1592), повлиявшие на справочную лит-ру, ошибочны. Вопреки т. зр. Голубинского в грамотах 2-й пол. XVI в., данных пустыни (в их числе - жалованные грамоты царей Иоанна Васильевича 1566 и 1567 гг., Феодора Иоанновича, подтвержденные царями Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Иоанновичем Шуйским, данные и завещания кон. 60-х гг. XVI - нач. XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой. (Возможно, на определение даты кончины З. повлияло существование в XVI в. соименного ворбозомского монаха, автора грамматического трактата.) Указанными царскими грамотами Ворбозомскому мон-рю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского оз. и др. земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т. д.; в XVI в. вклады в мон-рь делали также митр. Ростовский Варлаам (Рогов) , царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568) и др. (к кон. XIX в. подлинники грамот XV-XVI вв., данных Ворбозомскому мон-рю, не сохр., они были известны Н. П. Успенскому по отписным книгам Ворбозомского мон-ря XVII в.). «Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 175, 2-я пол. XVIII в.). Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) В 1612 г. Ворбозомский мон-рь был ограблен польско-литовскими интервентами. К кон. XVII в. в обители имелся 2-этажный деревянный храм: верхняя холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт.

http://pravenc.ru/text/200015.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010