ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ ШУАРТКЛЕЛИ еп. Ацкурский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.) - см. Георгий Мацкверели, свт. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) 99-103 103-104 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) 104-106 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 106-108 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича

http://pravenc.ru/vol/xi.html

ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1193 - 1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ, ПАХОМИЙ, ФЕОДОСИЙ преподобные, священномученики (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1998

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ Вокняжение в Муроме блгв. кн. Георгия Ярославича. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " . 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) Вокняжение в Муроме блгв. кн. Георгия Ярославича. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " . 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), потомок блгв. кн. муромского Давида (Петра) Георгиевича и св. кнг. Февронии (Евфросинии) . Правление Г. Я. началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/46 г. К этому времени, по-видимому в результате разорения города и его округи монголо-татарами в 1281, 1288 и 1293 гг., Муром запустел, княжеская резиденция находилась вне его; в 1330 г. кн. Ярослав, отец Г. Я., был должен митр. Феогносту 15 гривен церковных даней ( Присёлков М. Д. , Фасмер М. Р. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Рус. Церкви XIV в.: (Посвящ. В. Н. Бенешевичу). I-IV//ИОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68). Обновление блгв. кн. Георгием Ярославичем Благовещенского храма. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " . 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) Обновление блгв. кн. Георгием Ярославичем Благовещенского храма. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " . 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) В 1351 г. Г. Я. «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60). В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, к-рые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами» (Повесть о Рязанском еп. св. Василии 40-х гг. XVI в. сообщает, что Г. Я. «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» - Памятники. Вып. 1. С. 235.)

http://pravenc.ru/text/164467.html

Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; 106 мч. Уару, 19 окт.; 107 вмч. Артемию, 20 окт.; 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; 116 мч. Епимаху, 31 окт.; 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; 124 прп. Матроне, 9 нояб.; 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап. Апфии, 22 нояб.; 131 свт. Григорию, еп. Акрагантскому, 23 нояб.; 132 вмч. Меркурию, 24 нояб.; 133 сщмч. Клименту, папе Римскому, 25 нояб.; 134 прп. Алипию Столпнику, 26 нояб.; 135 прп. Палладию, 27 нояб.; 136 прмч. Стефану Новому, 28 нояб.; 137 мч. Парамону, 29 нояб.; 138 свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, 7 дек.; 139 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 140 св. праотцам, 10 дек.; 141 прп. Даниилу Столпнику, 11 дек.; 142 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 143 мч. Севастиану, 18 дек.; 144 мч. Вонифатию, 19 дек.; 145 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; 146 на предпразднство Рождества Христова, 21 дек.; 147 мц. Иулиании, 21 дек.; 148-149 на предпразднство Рождества Христова, 23 дек.; 150 на предпразднство Рождества Христова, 24 дек.; 151 на Собор Пресв. Богородицы, 26 дек.; 152 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/673697.html

08.10.1364 – ? Русская историческая библиотека… Приложения, столб. 91–92. 1354 – 1355 1362 – 1376 Лебедев А. П. Исторические очерки... С. 213. 05.1354 – до 01.1355 02.1364 – 09/10.1376 Филофей (Коккин), свт. Три речи к епископу Игнатию... С. 4. 1354 – 1355 1362 – 1376 Филофей (Коккин, патр. Константиноп., свт.), Житие и деяния преподобного Саввы Нового… С. 20. 11.1353 – 22.11.1354 08.10.1364 – Сентябрь 1376 Кучкин В. А. Сергий Радонежский… С. 80 (в прим. 29 автор ссылается на монографию: Grumel V. La Chronologue. Paris, 1958. P. 437). 1353 – кон. 1354 1364 – 1376 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль... С. 95–96. 11.1353 – 1354 02.1364 – 1376 Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… Σ. 26, γραμμς 5–11. после 08.1353 – 11.1354 08.10.1364 – 1376 1353 – 1354 1365 – 1376 Дунаев А. Г. Путь к священному безмолвию С. 12 нач. 09.1353 – 12.1354/01.1355 08.10.1364 – 09.1376/06.1377 Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ . 374–375 1353 – 1354 1364 – 1376 Дунаев А. Г. Исихазм: аннотированная библиография… С. 415 1353 – 1355 Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон… С. 88–100. 1353 – 1354 1364 – 1376 Статья «Память святителя Филофея…» по изданию: Ιερς Μεγστης Μονς Βατοπαιδου, γιον ρος, 2007. 1354 – 1355 1362 – 1376 Антология восточно-христианской богословской мысли... С. 738 После 20.06.1354 – 1355 1364 – 1376 Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь… С. 626–628. 1353 – 1355 1364 – 1376 Тафт Р. Ф. Гора Афон... С. 179. серед. 08.1353 – 12.1354/01.1355 11.10.1364 – 08.1376/06.1377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer... P. 65–67, 69–72, 76–84. 10. Хронология жизни свт. Филофея (Коккина) по результатам обзора библиографии 463 Шкала времени Хронология жизни свт.Филофея (Коккина) События современной свт.Филофею эпохи 1290 г. ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике с именем Фока ок. 1296 1300 г. Детство и образование в Фессалонике у Фомы Магистра ок. 1307 † прп. Никодим Новый 1310 г. 1320 г. 1320-е 1321–1328 Гражданская война ок. 1325 г. ок. 1328 г. Принятие монашеского пострига с именем Филофей

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

3 июля 1552 года войско во главе с Иваном IV двинулось через Владимир и Муром к Казани. В Муроме царь провел несколько дней. В городском соборе Рождества Богородицы он молился перед гробницами муромских святых Петра и Февронии и князей Константина, Михаила и Федора, которых почитал как сродников, и просил их помощи. По преданию, в случае победы над Казанью царь Иван дал обет воздвигнуть в Муроме каменные соборы (вместо деревянных). 20 июля войско переправилось через Оку и продолжило свой путь. Некоторые историки отмечают особый героизм, проявленный муромскими воинами при осаде Казани. После завоевания Казани на восточной границе Русского государства наступил покой. Муром перестал быть пограничным городом. Настал период мирного развития муромской земли. Но, несмотря на это, всю вторую половину XVI века город оставался довольно укрепленным и служил местом сбора войск. В течение второй половины XVI века на восточных границах русского государства по-прежнему было неспокойно. В 1573 году в Казани случился бунт. Русское войско находилось там с 1572 года, а в 1573 туда через Муром было послано другое, более сильное, во главе с боярами Мстиславским, Шереметевым, Захарьиным. Снова Муром заполнился ратными людьми. Узнав о приближении войска, казанцы прибыли в Муром и «добили челом» – у них не было войска для вооруженного сопротивления. В 1565 году в России была учреждена опричнина. Муром попал в особое, опричное, владение Ивана Грозного. Вскоре после завоевания Казани царь Иван IV начал войну за Ливонию, длившуюся с 1558 по 1583 годы. В ходе ее обострились отношения со шведами, и в 1571 году царь сослал шведских послов в Муром – Московские государи по-прежнему считали Муром одним из оплотов державы. Послы находились в Муроме около года. Пятнадцать из них умерли от моровой язвы, эпидемия которой в 1570 году унесла много муромских жителей. В ноябре 1572 года царь приказал привезти шведов в Москву. Для покупки лошадей в Муроме сопровождающим выдали из царской казны девяносто рублей. 28 ноября пленники покинули Муром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Во многих древних месяцесловах наблюдаются разные сочетания памятей А., свт. Григория, еп. Акрагантийского, ап. Филимона и попразднства, или отдания, праздника Введения во храм Пресв. Богородицы . В разных списках Типикона Великой ц . Х в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 70, 111, 128) память А. обозначается под 19 окт., 22 нояб., 12 дек. Стишной Пролог Христофора Митилинского XI в. под 23 нояб. фиксирует память А. и свт. Григория ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 425). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 99, XII в.) 23 нояб. отмечена память только свт. Григория. Это противоречит рус. студийским Минеям, в к-рых под 22 нояб. выписаны службы отдания праздника Введения во храм Пресв. Богородицы и ап. Филимона; под 23 нояб.- память А., под 24 нояб.- свт. Григория (ГИМ. Син. 161, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 31). Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) указывает 23 нояб. память А. и чтение на утрене его жития, память свт. Григория здесь помещена под 24 нояб.; попразднство Введения оканчивается 22 нояб. (Ibid. P. 60). По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. 23 нояб. поются службы отдания праздника Введения, ап. Филимона и А., на утрене читается полностью житие А., память свт. Григория празднуется на следующий день, хотя чтение его жития начинается уже на утрене 23 нояб. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) память А. и свт. Григория фиксируется под 23 нояб., а память ап. Филимона - под 22-м. По первому рус. печатному Типикону 1610 г., так же как и по принятому ныне в РПЦ Типикону, 23 нояб. указывается служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения (см. Знаки праздников месяцеслова ). За числом в этот же день по Типикону 1610 г. указана полиелейная, а по Типиконам XVIII-XX вв.- славословная служба св. блгв. кн. Александру Невскому . В совр. греч. Церквах 23 нояб. также положена служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения.

http://pravenc.ru/text/114614.html

Осенью 1408 года огромное ордынское войско во главе с вельможей Едигеем вторглось в русские пределы. Едигей разорил почти все области Московского княжества, в том числе и Муром, взял с Москвы «откуп» и безнаказанно вернулся в Орду. Русские города были сожжены и разграблены. По духовному завещанию великого князя Василия Дмитриевича, скончавшегося в 1425 году, Муром и Нижний Новгород достались в наследство его сыну Василию Васильевичу, провозглашенному великим князем. Право Василия Васильевича на великое княжение было оспорено дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В эту междоусобную войну был вовлечен и Муром. Великий князь Василий Васильевич восстановил и укрепил муромскую крепость, пострадавшую в ходе татарского нашествия в 1408 году. В знак благодарности жители города сохранили верность великому князю на всем протяжении междоусобной войны. Примерно в это же время один из ордынских царевичей, Улу-Махмет, основал на речке Казанке (приток Волги) город Казань. Оттуда он совершал походы на пограничные русские земли. Осенью 1444 года Улу-Махмет захватил Муром. Узнав об этом, великий князь Василий Васильевич послал передовой отряд, который разбил татар под Муромом и Гороховцом. Татары отступили в Муром, где Улу-Махмет провел зиму 1444–45 годов. Весной 1445 года его сыновья внезапно напали на княжеский стан под Суздалем и захватили великого князя Василия Васильевича в плен. Оттуда со знатным пленником отправились через Муром в Курмыш (крепость на Оке ниже по течению), где в это время находился УлуМахмет. Этим воспользовались его враги, которые хотели захватить власть в Москве. Однако татарский хан Улу-Махмет, узнав о том, освободил великого князя. Муромский наместник, князь Иван Стрига Оболенский, арестовал у себя в городе татарского чиновника Бегича, через которого Дмитрий Шемяка вел переговоры с ханом о захвате власти в Москве. Из плена Василий Васильевич возвращался через Муром. Желая оказать честь своему верному наместнику и горожанам, он провел в городе две недели, после чего отправился в Москву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

За тем Святитель Василий, занимавший доселе 4-е место в ряду Иерархов Рязанских и называвшиеся I-м в нынешней Рязани, поставлен у него уже одиннадцатым. Такое мнение г. Иловайского и автора истории Русской Церкви, несмотря на приведенный ими основания, не может быть принято, как противное древнему преданию и всеобщему верованию Рязанцев. Василий II не может быть признан за одно лицо с Василием Святым, приплывшим из Мурома в Рязань на мантии. Основанием сему служат следующие соображения: А) В сказании об изгнании из Мурома святого Василия, помещённом в Прологе под 21 мая, прямо говорится, что он посвящен в епископа города Муром и притом к церкви Бориса и Глеба по-прежнему. В другом сказании, помещённом в Румянцевском музее 364, л. 191), назван он Епископом только Муромским. О Рязани при этом случае ни в одном сказании не упоминается. Василий II, как значится в летописи, поставлен Епископом в Рязань и Муром (Никоновская летопись. Т. III, с. 206). И в грамоте, данной ему Святым Алексием на Червленый Яр, назван только Рязанским. Очевидно, что в первом случае, при Василии Святом, Муром имел еще преимущество в иерархии; в нём поставлен епископ по-прежнему. Во втором случае, при самом поставлении Василия II в сан Епископа, Рязань взяла уже преимущество над Муромом; Муром занял второе место в иерархии. При Василии Святом, как видно из сказания, Рязань тогда только стала именоваться кафедрою Епископов, когда он, изгнанный из Мурома, приплыл в неё на мантии. Но и тут заметно было еще колебание между Рязанью и Муромом: Святители, имея кафедру в Рязани, стали именоваться сначала Рязанскими, а потом Муромскими. Впрочем, когда посещали Муром, именовались сначала Муромскими, потом Рязанскими. Когда уже посвящен был Василий II, колебание между Рязанью и Муромом прекратилось; в закон было поставлено быть Рязани первою в иерархии; Василий II и посвящался в Епископа прямо в Рязань и Муром. Следовательно, с самого начала служения должен был именоваться сначала Рязанским и потом уже Муромским. Отсюда выходят несообразности, с которыми трудно согласиться, если Василия II за одно лицо с Василием Святым, упоминаемым принять в сказании Муромских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Спустя несколько месяцев великий князь был пленен Дмитрием Шемякой во время своего богомолья в Троице-Сергиевой Лавре и ослеплен. Его малолетних сыновей, Ивана (будущего Иван III) и Юрия, отправили в Муром, как наиболее укрепленный город с испытанным в верности народом и наместником. В том же году за великокняжескими детьми прибыл в качестве посредника епископ Рязанский и Муромский Иона. В городском соборе Рождества Богородицы княжичи были переданы под его покровительство. Впоследствии государь всея Руси Иван III на всю жизнь сохранил благодарную память о Муроме. Согласно завещанию Василия Темного Муром, наряду с другими городами, имевшими стратегическое значение, отошел к его старшему сыну Ивану III. Когда в сентябре 1458 года в Муроме произошел сильный пожар, во время которого сгорел почти весь город, Иван III приложил старания к восстановлению, укреплению и увеличению города. Самая ранняя из известных, жалованная грамота городу Мурому относится именно ко времени его правления и адресована городскому собору Рождества Богородицы. В XV веке Муром служил оплотом московской власти в укреплении и централизации русского государства. Во время борьбы за присоединение Новгорода шестерых самых непокорных новгородских бояр заключили под стражу и сослали в Муром. В их числе был и Федор Борецкий – сын Марфы Посадницы, которая возглавила борьбу новгородцев за независимость от Москвы. Его заточили в муромской крепости, где он и умер 9 мая 1476 года. А после покорения Новгорода по указу Ивана III несколько тысяч новгородцев (бояр, именитых граждан и купцов) были переселены в Муром. В целом вторая половина XV – начало XVI века были для Мурома временем постоянного противостояния с Казанским царством. Например, в 1448 году казанский царь Мамутек направил «всех князей своих со многою силою воевати Муром и Володимер… Князь же Великий посла противу их сына своего, Ивана». В 1463 году «татарове имаша около Мурома в неделю Святых Жен Мироносиц и отыдоша. Того же лета воеваша около Мурома. Князь Данило Дмитриевич Холмский иде за ними прочь из Мурома и постиже и бив их». Исторические источники указывают, что чаще других от казанских набегов страдала муромская земля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010