Хорошо, конечно, и необходимо читать книги святых отцов и запоминать прочитанное. Плохо только, когда эти книги становятся для нас чем-то вроде картин в музее: подошел, полюбовался, пережил «катарсис», запомнил автора и отошел с веселым сердцем. Рассказал другому о богатстве внутреннего мира живописца, о фактуре красок на полотне, о символике сюжета и уникальности композиции. Потом, глядишь, сходит в этот музей друг, и вы уже будете вдвоем такие духовно богатые. Книги святых отцов – это не картины, а скорее схемы. Или карты. Или планы эвакуации. Зашел в незнакомое здание причудливой архитектуры получить справку, а тут на беду – пожар. Куда бежать? Глянул на пожарную схему – и спасся из огня. Так и в жизни. Родились мы в причудливое время, когда не понятно, каким путем можно спастись, прочитали книгу – и стало ясно из нее кое-что. Из другой – еще немного. Так, глядишь, и путь спасения обрящешь. Книги отцов – это карта, которая указывает, как и куда нужно идти, чтобы попасть в Царство Небесное. Они созданы не для интеллектуального наслаждения, а с конкретной практической целью руководства. Они намечают и своеобразные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. Скажем, ходишь в церковь, ходишь, а как ругался с утра до вечера с женой, так и ругаешься. Значит, батенька, не туда или не так идешь. Поэтому книги отцов, как и карту местности, нужно не читать, а изучать. Обнаружил способ действия, приносящий пользу, дающий конкретный эффект против определенной страсти, опробовал его, значит, можно и с другим поделиться, страждущим тем же духовным недугом, что и ты, – глядишь, и ему поможет. Так точно и на бытовом уровне: в больнице, например, лежат в палате все язвенники и обмениваются опытом, что кому лучше помогает от болезни. Так вот пастырь поставлен в такое положение, когда должен знать лекарства от всех болезней. Не только как доктор, теоретически, а еще и опытно, как переболевший всем. Если бы все советы, которые я даю людям, я бы мог давать из личного опыта! Пускай бы даже не как победитель страстей, а хотя бы как борец с ними. Тогда бы я истинно заслужил звание «духовник». А так… Приходится иногда делать назначение наугад. Ну, попробуйте вот эту таблетку. Не помогает? Тогда вот эту мазь. И эта не идет? Тогда физиопроцедуры. А больной тем временем теряет в весе и бледнеет, и уже нет у него сил на духовные эксперименты.

http://pravoslavie.ru/91854.html

И все же. Господь уловляет людей разными путями. Кого-то из захожан и водяных приведет-таки к Чаше. Глядишь, он возле нее и останется. Кого-то из настоятелей, почивших в захожанском материальном достатке, обернет снова лицом к людям. Как жертва языческая противна Богу, так и приятие такой жертвы под видом христианской вряд ли Богу угодно. Вот и упраздним ее. На поле нашем Церковном множество произрастает волчцов и терний. Глядишь, и подрасчистится слегка. Глядишь, и поросль молодая здоровая кое-где всходить начнет. Конечно же, самое время тут воскликнуть: – Да ведь ты же подрываешь самую экономическую основу существования Церкви! Что ответить? Да ничего я не подрываю. Просто я верю в милость Божью. И в то, что Господь не даст нам пропасть. Убережет Церковь Свою. И Пастырей Своих не оставит Своей милостью. И семьи их прокормит, и жертвователей из стада Своего пошлет, и храмы благоукрасит. Лишь бы нам уклониться от неправды и положиться во всем на Него. Ибо сказано, что «хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит». Напоследок расскажу вам, братия, еще одну байку. Один замечательный батюшка, помню, на лекциях нам говорил: – Помните, ребятки, фильм про Электроника. Помните, какой главный вопрос там был? Правильно. «Где у него кнопка?» Что такое язычество в Церкви? Попытаться понять, где кнопка у Христа. Что нужно сделать, чтобы ее нащупать? Свечки? Поклоны? Посты? Жертвы денежные? Храм благоукрасить? Что надо сделать, чтобы оно получилось? Чтобы оно, наконец, заработало. Скажите же, наконец, где у Него кнопка? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 17 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 апреля, 2023 31 декабря, 2022

http://pravmir.ru/nepristoynoe-predlozhe...

Мое здоровье сейчас ничего себе – учусь с ребятами, немного шью, гуляю. Дети учатся. Наташа шьет на раненых и Вера Николаевна тоже. Сегодня получила второе письмо от Голубцовых семинаристов 87 – просят денег на одежду для непринятого на казну брата. Думаю завтра послать 8 рублей, тете Кате подожду посылать до того месяца. Милая Маруся, напиши пожалуйста, Николаю Ивановичу чай, уж забыла? Какие отношения у Вани с Милей и у тебя с Никол. Ник. Приоровым 88 или никаких? Меня все это безпокоит. Скажи Сержику спасибо за письмецо. Желаю ему успешно заниматься в Архиве. Экземпляр издания «У Троицы в Академии» предназначенное тебе, остался пока у нас – приедешь, возьмешь, а я пока почитаю; Аббас–Туман 89 то в Швейцарии ты поместила. Напрасно нам не дала предварительно прочесть, избегла бы таких ошибок. Ну, прости за все, что я тебе наговорила, не сердись, а будь простой откровенной дочкой избегай отчуждающей скрытности и вредного деликатничанья с матерью; попроще, попроще, пооткрытее, подоверчивее, поближе к матери – от этого нам всем будет лучше. Я сама очень страдаю какой–то глупой стеснительностью; иногда чувствую, что надо бы сказать, спросить, ан язык прилипнет к гортани и добрый порыв так и останется порывом; это мой грех , – молчу, когда надо говорить, и иногда говорю, когда надо молчать. Ну, будь здорова, приезжай с Сержиком на Воздвиженье, поменьше занимайся, дай лошадке–то отдохнуть, не заганивай. Крепко вас обоих целую, обнимаю и благословляю и желаю всего лучшего. Остаюсь любящая вас мать ваша О.Голубц. Дети все вас целуют. Поклон всем Пономаревым. Приписка: Милая Маруся, пожалуйста, ничего не позволяй вольнодумного против всякой святыни, царя и начальства, всячески учись держать язык за зубами, в сердце крепко храни православную чистую веру без всяких примесей толстовства, протестантизма, неохристианства и т.п. Очень прошу серьезно к этому относиться и бегать легкомыслия. 26. 6 окт. 1914 г. Милая Марусечка! Сейчас только получила письмо от тебя и от Вани. Очень беспокоюсь за Ваню, что так много ему занятий и всяких волнений, очень он устает, как бы не захворал нервным расстройством. Уж хоть бы он в Архиве повольготнее работал и отдыхал. Сима выздоровел, дети учатся ничего, Павлик ходит к учительнице, – кажется, строгая. Сегодня собираемся рубить капусту, а завтра ждем прачку. Что–то никак не войдем в мирную колею и не наведем какой–нибудь относительный порядок – все суета и какое–то нагромождение дел и забот, и страшно плывут деньги из рук. Ну, пока до свиданья. Наташа торопится застать Паню, чтобы отправить тебе платье и книжку. Целуй Ваню и Сережу – напиши еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

— Ребят с ментальными нарушениями «условно нормальные» на службе с трудом переносят, — рассказывает духовник особенных людей. — Люди с аутизмом или синдромом Дауна могут постоянно ходить, издавать звуки, садиться на пол, бурно реагировать. Для их родителей это постоянный стресс, а в церковной среде нередко их просят выйти из храма. Иногда обидно до слез. Однажды, когда мы были в паломничестве с особыми ребятами и я отвлекся, подошел служитель. Глядя на мальчика с синдромом Дауна, он сказал сопровождающему его другу (хорошо, не родителю): «Наверное, вы пили, раз у вас родился такой ребенок?» В приходе у отца Димитрия особым людям не отказывают в обладании сложным и красивым внутренним миром. Петропавловские «Вера и Свет» много путешествуют по разным странам, отчего, например, подопечный Костя стал полиглотом. Он любит приветствовать местных на их языке. Правда, однажды на территории Палестины Костя громогласно обратился к местным арабам: «Шалом!» Костин духовник шуткой спас группу от международного конфликта. Духовная семья, а не милая компания После трапезы семьи с детьми расходятся по домам. Остаются большинство мужчин и женщины помоложе. Сегодня — общение с настоятелем в форме вопросов и ответов. Он устраивается на высоком табурете, открывает интернет (некоторые пишут в вотсапе) и читает вопрос. История Церкви, Священное Писание, богословие, а также литература, культура — это любимые темы отца Димитрия. Он легко переходит от одной области знаний к другой, расцвечивая речь примерами и шутками. Въедливей всех за ходом мысли настоятеля следит Алексей, молодой мужчина, пару лет назад перешедший в православие из протестантизма. — Почему нельзя создать Литургию, такую же краткую и емкую, как «Отче наш»? — Потому что трудно определиться, Алексей, какой она должна быть. Для вас нужно покороче, но поглубже. Для вашей жены подлиннее, но попроще. Для Ольги (еще одна прихожанка улыбается) покороче и попроще, ей домой пора. Но я считаю, что вариант будничного или походного чина, более краткий, но с сохранением всего самого важного, необходим. Хотя бы для такого «малобюджетного» храма, как наш. Тогда в день памяти какого-то святого мы с женой вдвоем могли бы отслужить (я служу, а она — поет), а кто-то из прихода смог бы присоединиться. Правда, боюсь, небыстро появляются такие чины.

http://pravmir.ru/horosho-chto-u-vas-net...

Причем, получается, любить-то я ее не буду. Потому что как только я ею восхищаюсь по-настоящему – она сразу переходит в категорию «не для меня». Поскольку «плохой» человек не имеет права на счастье – возникает внутренний запрет на счастье: если «я плохой», то я не достоин ничего хорошего в этой жизни. Просто подумайте, произнесите вслух: «Это не для меня», «Мне бы чего-нибудь попроще» – ведь знакомые фразы, не так ли? Ведь вы наверняка думали ими когда-то! Постарайтесь почувствовать, отзываются ли они эмоционально в глубине вашей души или согласием обреченного человека, или протестом? Человеку свойственно пытаться быть хорошим! – Как это все связано между собой: ответственность, инфантилизм, установка «я плохой», «мне бы что попроще»? – Дело в том, что личность человека стоит на четырех ножках: первая – я, вторая – ты (или вы), третья – они (то есть все люди, или все представители какой-то категории людей: все мужчины, все женщины, все американцы, все евреи, все украинцы, все мусульмане, все католики и т.д.) и четвертая ножка – труд. В идеале должно быть так: «Я хороший, я творение Божье, а Бог плохого не творил». «Ты – тоже хороший, ты – такое же Божие творение и такой же образ Божий, как и я». «Они все хорошие, плохих людей не существует». «Труд – это хорошо, это моя самореализация в этом мире, реализация даров Святого Духа, плюс хлеб насущный, которые меня радуют». Часто люди затрудняются ответить на вопрос: «Ты – хороший человек?», апеллируя к тому, что Церковь якобы призывает считать себя плохим, хуже всех, без этого немыслимо смирение и так далее. На самом деле, мой грех – это моя грязь. Да, ты, может быть, сам виноват в том, что выпачкался, ты можешь со смирением понимать, что ты грязнее всех, кто тебя окружает, но в любом случае грязь – это не я, а я – это не грязь. Человек сотворен по образу Божию. Образ, по-гречески, «εικνα» – «икона». Человек – это икона Бога, которая может оказаться и в сточной канаве, вся запачканная и поцарапанная, но от этого она не перестанет быть иконой. И если я увидел и осознал себя грязным, это повод пойти в душ, отстираться, переодеться. Если я осознаю, что я весь запачкался грехами, это повод пойти на исповедь, на Причастие, это повод сделать выводы и больше не вляпываться в эту грязь. Но очень часто люди начинают ассоциировать грех с собой: «Это я такой. Грех – это часть меня. Я – плохой».

http://azbyka.ru/semya/protoierej-aleksa...

О, отлетели от нас птицы доброгласные, соловьи громкозвучные, ласточки сладкоглаголивые – божественные святители и великие чудотворцы Петр и Алексий, и прочие православные святители, которые посреди сада церковного возвещали внимающим учение Православия; отлетели будто орлы крылатые, когтями своими растерзавшие очи не видящих истинное попечение Христово; отлетели ко Христу те, кто крыльями своими покрывали верных множество; и оставили нас сиротами. краткой редакции следом читается: «Скверный же и злобесный волк облачился в пастырское одеяние и кого попроще находил, тех упаивал ядом жидовским, некоторых же осквернял он содомитскими сквернами, змей пагубный; и сам объедался, и упивался, и свинской жизнью жил; и всякое бесчестие, и вражду, и смуту на непорочную христианскую веру навлекал; и Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, хулил и говорил, будто бы Христос сам себя называл Богом; также и на Пречистую Богородицу многие хулы наговаривал; и божественные животворящие кресты в скверные места бросал; и святые иконы в огне сжигал, идолами их называя; и Евангельские предания, и апостольские уставы, и всех святых писания отрицал; и говорил так: «А что такое царство небесное? А что такое второе пришествие? А что такое воскресение мертвых? Ничего этого нет. Умер если кто, то умер. До той поры и И вот имена иных учеников Алексея протопопа и Дениса попа: Федор Курицын, дьяк великого князя, да Сверчок, да Ивашка Максимов, да Семен Кленов; и не мало было других, которые в тайне исповедовали многие ереси, с помощью десятословия жидовству учили, и саддукейскую 49 и мессалианскую 50 ереси соблюдали, и многие развращения творили. А в ком видели богомысли и Писаний Божественных разумение, тех сразу в жидовство воздерживались обращать, но отдельные места Божественного Писания – Ветхого и Нового Заветов – превратно им толковали и своей ересью соблазняли их, и баснословиям некиим и звездозакониям постепенно учили, и по звездам угадывать и предсказывать рождение и судьбу человеческую, а Писание Божественное презирать как не имеющее смысла и не нужное людям. Тех же, кто попроще, прямо жидовству обучали. И если кто и не обращался в жидовство, то все же многие научились от них Писания Божественные укорять, и стали на торжищах и по домам о вере спорить, и сомнение возымели.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Строительство началось примерно в 1900 г. Прорабом строительства был мастер по фамилии Девяткин. Мастер Котов на строительстве занимал должность старшего каменщика. В 1911 г. Березанский храм Вознесения Христа был освящен.С началом коллективизации началось наступление государства на церковь и в рамках этой кампании — разрушение Вознесенского храма. Председателем сельсовета был в то время Лаврентий Павлович Алешечкин и начальный этап разрушения проходил под его руководством. Демонтировали церковную ограду. Оград было две. «Парадная» — с фасадной стороны церкви и остальная — попроще. Частью ограды, что «попроще», огородили врачебный участок, а парадную ограду, якобы, вывезли в Усть-Лабинск. Сняли кресты, колокола, разрушили иконостас и алтарь. В пустом здании устроили склад. В таком виде церковь простояла до войны. Во время войны немцы взорвали колокольню – она служила ориентиром для наших бомбардировщиков. Завершил черное дело разрушения церкви Василий Иванович Ломачев уже в послевоенное время. (Об этом говорил Г.М. Скиба и Д.И. Назарько). Церковь взорвали, часть кирпича пошла на стройки зерносовхоза Новоберезанский, часть на строительство Зареченской психбольницы, а часть на мелкие местные нужды. Собственно, церковным именно кирпичем воспользоваться не удалось. Потому что раствор оказался крепче самого кирпича, и отодрать кирпичи друг от друга не получалось. Зато получился щебень. Много. Им отсыпали бейсугские дамбы. Церковную утварь грузили в ящики и куда-то вывозили. Сегодня на месте церкви находится стадион спецшколы. Единственный материальный след – это кусок несущей колонны на ул. Красноармейской. Ничто не напоминает больше о былом величии храма. История после началась в 1991 г. В этот год Березанский сельский совет народных депутатов принял решение отдать в реконструкцию мехток под храм. Первым священником в станице по благословению Архиепископа Исидора стал иеромонах Серафим (Гольдберг) с 1 июня 1991 г. Собиралась община. Началась стройка. 1 марта 1993 г. Владыка Исидор направляет настоятелем в станицу священника Петра Прокопец, которому  достался основной труд по строительству и росписи храма. 

http://sobory.ru/article/?object=07642

Когда гости удалились, я подсела к матушке и хотела попросить ее подарить платочек мне. А она уже гладила меня по голове и приговаривала: «Помог платочек? Ты его никогда не снимай. Другие всякие фасоны на голове наводят, а ты в платочке ходи, и голова болеть не будет». Наталья про свои болезни у матушки спрашивать не стала, вроде и забыла, зачем ехала, да и людей было много. За хлопотами по хозяйству день прошел быстро. Прощаясь с Натальей, матушка обняла ее, приголубила, поцеловала в голову и пообещала: «А головушка твоя болеть больше не будет, только фасонов не наводи да платочек не снимай». Наталья, по молодости, старалась светскую моду соблюсти, даже пыталась как-то оправдаться перед матушкой. А та ей свое: «Попроще одевайся, Наталочка, попроще»… Как-то зимой в очередной свой приезд в Харьков я застала старицу оживленной и радостной. Среди ее духовных чад нашлись люди со связями. Они решили устроить ее в хорошую больницу, чтобы сделать операцию глаз. А через две недели картина была иной. Матушка открыла мне дверь. В комнате не топлено, по всему видно, что ее несколько дней никто не посещал. Лицо и платочек на голове выпачканы сажей, верно, сама пыталась печку растопить. Сжалось у меня сердце: «Что, матушка, не взялись доктора вам зрение вернуть?» А она мне спокойно так отвечает: «Вот ведь искушение какое! Засобиралась на старости лет перед смертью свет Божий повидать, на мир посмотреть. Да на ночной молитве явился мне дорогой батюшка Иоанн с одной стороны и батюшка Серафим с другой. Батюшка Иоанн и говорит мне: «Негоже тебе, Наталичка (так он называл меня в детстве), о телесном зрении заботиться. Телесное зрение приобретешь, а духовное потеряешь». Благословили меня святые отцы и ушли. Так зачем же мне оно, плотское зрение? Раз батюшка запретил, значит, так доживать стану». Скончалась матушка Наталия в 1985 году, тихо, как и жила, похоронена в Харькове. За год до того умерла ее младшая сестра Степанида. Муж Степаниды Василий взял матушку к себе в дом, где она была окружена теплом и заботой…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1806 году батальон ветеранов перестал существовать, а в 1809 году умер последний русский из его рядов. Потом православная жизнь в Потсдаме, должно быть, настолько замерла, что местные хроникеры совсем не упоминали о ней, а потому можно считать, что между русскими «длинными малыми» Петра I и строительством через 100 лет церкви Александра Невского прямой связи нет. На этот раз новая церковь в противоположность предшественнице должна была войти в историю архитектуры Гогенцоллернов как произведение искусства. При этом главный заказчик строительства король Фридрих Вильгельм III утвердился во мнении , что зданию следует придать все признаки русской церковной архитектуры в сочетании с возможностями берлинского романтического классицизма. Храм Александра Невского начали строить практически в одно и то же время с Александровкой. Чертеж поступил из царского дома Романовых, а автором был придворный архитектор Василий Петрович Стасов. В 1827 году капитан Шнетлаге (Snetlage), строивший Александровку отослал предварительные наброски интерьера церкви в Санкт-Петербург для обсуждения и согласования. На всякий случай царь Николай I распорядился подготовить два проекта храмового интерьера, для чего привлек лучших художников. В начале 1828 года в Пруссию прислали два эскиза внутреннего убранства церкви, один более пышный, другой - попроще. Немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel) скорректировал по своему усмотрению эскизы, внес изменения и дополнения в угоду «простоты и спокойствия». В свою очередь король признал не все замечания и предложения Шинкеля, хотя принципиальные и поддержал. Храм Александра Невского начали строить практически в одно и то же время с Александровкой. Чертеж поступил из царского дома Романовых, а автором был придворный архитектор Василий Петрович Стасов (1769–1848). В 1827 году капитан Шнетлаге (Snetlage), строивший Александровку отослал предварительные наброски интерьера церкви в Санкт-Петербург для обсуждения и согласования. На всякий случай царь Николай I (1796–1855) распорядился подготовить два проекта храмового интерьера, для чего привлек лучших художников. В начале 1828 года в Пруссию прислали два эскиза внутреннего убранства церкви, один более пышный, другой – попроще. Немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781–1841) (Karl Friedrich Schinkel) скорректировал по своему усмотрению эскизы, внес изменения и дополнения в угоду «простоты и спокойствия». В свою очередь король признал не все замечания и предложения Шинкеля, хотя принципиальные и поддержал.

http://sobory.ru/article/?object=11358

В многодетной семье после приобретения телевизора и “видака” детей как подменили: стали хуже запоминать прочитанное, пока совсем не перестали читать; словарный запас снижается до междометий и рекламных выкриков; развивающие игры сменились бесконечными потасовками и капризами; старшие дети стали скрытными, младшие – непослушными… Семилетний С. злобным, недетским голосом вопит: “Не выключайте телевизор, я вам кишки выпущу!”. Подкравшись к бабушке, деревянным молотком бьет по загипсованной руке; на лице бабушки – ужас, слезы от боли, а у мальчика – неописуемый восторг. Сказки, обучающие и развивающие программы ТВ (хороших мало, но все-таки они есть), детские концерты мастеров искусств, рассказы о живописи и природе ему неинтересны. “Переключай, противно!” Часами готов он “балдеть” под мельтешение напичканных бесами, чудовищами, убийцами, переполненных кровью и долларами мультиков, изготовленных за океаном в стране, которая, как мы убеждаемся, дала миру наибольшее количества зла. Ребенок все меньше спит, уроки не учит, под глазами – синие круги, матовая, почти пепельная кожа… Неужели он растворится в массе безликих выкрестов, не полюбивших, не знающих своей Родины? Участь их – одиноко болтаться, наподобие мультипликационной нежити, в мертвом, холодном и темном мировом пространстве. Мне всегда приятно беседовать с другом-крестьянином. Я ему – информацию из СМИ, он мне – продукт собственного анализа. Никакого “верхнего” образования, но как точно он характеризует любое политическое событие, как неожиданно просто, правильно и ясно комментирует происходящее в мире. И ни одного стандартного мнения! Часто он просто предсказывает события. Почему? Да потому, что в стороне от той самой наглой своры – “референтной” группы, называемой СМИ, от “наших” телепрограмм, составленных и жестко контролируемых забугорными даллесами. Он просто живет – работает, помогает нуждающимся, молится, ходит в церковь. Он читает, но даже здесь старается потреблять пищу поздоровее и попроще (попроще ли?!) – творения святых отцов, книги духовных писателей, старые русские журналы…

http://azbyka.ru/zdorovie/razdumya-pravo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010