Все древние (кроме Оригена ) единогласно утверждают, что рассматриваемое послание было первоначально написано на арамейском языке ( Климент Александрийский , Евсевий, Евфалий, бл. Иероним, бл. Феодорит и другие), причем на греческий язык его перевел или Лука ( Климент Александрийский ), или Климент Римский (Евсевий); последнее мнение более, думаем, вероятно, ввиду сходства послания Климента с посланием к Евреям, какое сходство говорит больше, чем о простом только знакомстве Климента с посланием к Евреям и пользовании им. Мы не имеем оснований оспаривать это единогласное мнение древних церковных писателей. Но если даже признать, что первоначальный язык послания – язык греческий, и в таком случае, на основании языка и стиля послания, нельзя отрицать его подлинности. В самом деле, между стилем послания к Евреям и стилем других посланий св. Павла никак нельзя усматривать большего различия, чем между стилем Апокалипсиса и четвертого Евангелия, и, однако, многие противники подлинности рассматриваемого послания считают Апокалипсис и четвертое Евангелие принадлежащими одному лицу – ап. Иоанну. Стиль посланий св. Павла не стереотипный, а он изменяется сообразно тому, кому пишет апостол, при каких обстоятельствах и по какому поводу он пишет. Поэтому в послании к Евреям, само собою разумеется, нельзя ожидать той порывистости, стремительности речи, какую находим в четырех «главных» посланиях апостола языков; здесь нет никакого указания на иудействующих, никакой полемики с ними, никакой защиты апостольского достоинства, а потому – нет обычных «вопросов», нет и «ответов». Насколько св. Павел пишет красноречиво, – какие употребляет дивные образы, сравнения, искусные риторические обороты, это видно из второго послания к Коринфянам; послание к Евреям не отличается больше по стилю от других писаний апостола языков, чем 13 глава первого послания к Коринфянам от других частей этого послания. Из Евр.13:19 : «особенно же прошу делать это (т. е. молиться), дабы я скорее возвращен был вам» можно заключать, что послание написано в узах (ср. Евр.10:34 ). Но из Евр.13:23 , где апостол выражает твердую уверенность узреть читателей, когда Тимофей будет освобожден, ясно видно, что узничество о Господе св. Павла приближалось уже к концу. Это были, конечно, его первые римские узы и, след., послание написано из Рима, около 63–64 г. Столь спорное в экзегетике; «иже от Италии сущии» ( Евр.13:24 ) указывает несомненно на происхождение, подобно: «иже от Киликии и Асии» ( Деян.6:9 ); «сущии от Италии» означает след.: италийцы, или христиане Италии, принадлежащие Италии. Нет основания понимать эти слова в смысле: «прибывшие, или пришедшие из Италии», ибо тогда необходимо придать подобный же смысл выражениям: «иже от Иоппии» ( Деян.10:23 ), «иже от Солуня иудеи» ( Деян.17:13 ), тогда как на самом деле они указывают только, что первые названные лица были по происхождению иоппийцы, вторые – фессалоникийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

е. что генеалогия Господа у Луки оправдывает наименование Адама υ ς το θεο – сын Бога, очевидно, что θες потому только поставлено в этом родословии, что последнее принадлежит не обычному члену человеческого рода, но Богочеловеку. В книге Деяний 17:28 мы читаем – мы Его (т.е. Божий) род, но из контекста видно, что Апостол привел в данном случае изречение греческого поэта, каковое предполагал известным для образованных членов Ареопага, следовательно, аргументировал κατ´ νθρωπον, а потому опора толкования «от единаго» на данном месте оказывается шаткою. Если остановимся на значении выражения ξ νς в данном месте послания к евреям, то окажется, что Апостол употребил эту формулу для оттенения мысли о тождественности Освящающаго и освящаемых по источнику их бытия, но очевидно при отнесении ξ νς к Богу никакого сходства между людьми и Богочеловеком быть не может, ибо Он не πρωτοκτστος – первозданный, но πρωτ τοκος – перворожденный, в отношении к Нему Бог – Отец в буквальном ипостасном смысле, относительно же людей Бог , прежде всего Творец и только в несобственном нравственном смысле Отец, как Промыслитель. Против отнесения «от единаго» – к Богу говорит и цель приведения места, как указания на общность между Освящающим и освящаемыми, при отнесении же «от единаго» к Богу у Освящающего окажется близость не только к людям, но и к ангелам, следовательно, сила доказательства необходимости воплощения крайне ослабится. Небезынтересною является аргументация в пользу чтения ξ νς θεο на основании приложения к Богу наименования «отец духов» в 12, 9 того же послания. В виду противоположения этого наименования речению – отцы по плоти некоторые экзегеты извлекают из указанного предиката подтверждение креационизма, т. е. допускают, что души создаются Богом, и лишь тело заимствуется от родителей – отцов плоти. Это выражение о Боге встречается и в ветхозаветной Библии, так в Чис. 16:22 : Они пали на лицо свое и сказали: Боже духов всякой плоти (элогэ гарухот лехоль басар, у 70 перевод неточен: θες τν πνευμτων κα πσης σαρκς; коррелята для союза и в подлиннике нет, но находится перифрастический родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

В Своих речах Иисус Христос весьма часто приводил ветхозаветные изречения, как обоснования и оправдания Своих действий ( Мф.12:2–5; 15, 4, 7–9; 19:4; 21:23; 22,32,37 и мн. др.), как пророчества, исполнившиеся и имевшие на Нем исполниться и подтверждавшие Его Мессианское достоинство ( ; Лк.4и др.). Кроме пророчеств и их точного исполнения в новозаветные времена, Иисус Христос нередко приводил ветхозаветные прообразы и указывал на их исполнение на Себе и в Своем служении. Таковы: служение пророка Ионы и его трехдневное пребывание во чреве кита ( Лк.11:29–30 ), покаяние ниневитян ( Мф.12:41 ), состояние людей перед потопом ( Мф.24:37 ...), повешенный Моисеем медный змий ( Ин.3:14 ) и пр. Вообще, Ветхий Завет, по учению Иисуса Христа, имел смысл и значение для человечества не сам по себе, а как предуказание и приготовление к Новому Завету, принесшему обещанное и ожидаемое в Ветхом и исполнившееся в Новом Завете спасение людей ( Ин.8:56 ). Апостолы, руководясь этим учением, также признавали Ветхий Завет руководителем и пестуном ко Христу. Так, евангелист Матфей каждое почти событие в жизни Иисуса Христа признает исполнением ветхозаветных пророчеств (1:22–23; 2, 6, 17–18, 23; 4:14–16; 8:17... в каждой главе); много пророчеств приводят и другие евангелисты. Апостол Павел в посланиях, особенно к Римлянам (1:2–4; 2:24; 3:10–13, 21–22; 4, 6, 17, 23–25... и др.) и Евреям (1:1–2, 6–14; 2:7–9, 12–13; 3:5...), также приводит очень много ветхозаветных пророчеств. Прообразовательное значение ветхозаветных лиц ( Евр.4–7 глл.), событий ( Гал.4:22–31 ) и установлений, особенно законов: жертвенных, о скинии, дня очищения ( ) и вообще всего ветхозаветного закона, как сени грядущих новозаветных благ ( Евр.10:1 ), – всесторонне раскрывает апостол Павел в послании к Евреям. Таковы, в общем, основоположения для христианского понимания ветхозаветных писаний, данные Иисусом Христом и апостолами: ветхозаветные писания авторитетны и для христиан, они наполнены пророчествами и прообразами, исполнившимися на Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

12) видеть в посылаемых Богом бедствиях знаки отеческой Его любви к человеку, желающей отвести его от пути неправды и наставить на путь правды и добродетели. Вторая половина стиха 12 – несколько иначе читается в евр. масор., Вульг. и русск.: укеав эт бен ирце, quasi pater in filio complacet sibi, «и благоволит к тому, как отец к сыну», – чем у LXX и слав.: μασιγο δ παντα ιν, ν παραδχεται, «биет же всякаго сына, его же приемлет». Ввиду того, что при чтении LXX слав. гораздо лучше удерживается параллелизм обоих половин 12-го стиха чем, при чтении еврейск. масор. т., – чтение LXX-mu заслуживает предпочтения (аналогию ст. 12 представляет Иов 5.17–18 ), тем более, что это чтение буквально воспроизведено и в послании к Евреям, Евр 12.6 . Приведя в Евр 12.5–6 слова Притч 3.11–12 , священный писатель послания к Евреям в пояснение слов Премудрого присоединяет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания..., то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр 12.7–8 ). Притч.3:13 .  Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – Притч.3:14 .  потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: Притч.3:15 .  она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Притч.3:16 .  Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава;– Притч.3 :16а.  –[из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] Притч.3:17 .  пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Притч.3:18 .  Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее! Премудрый как бы поет целый гимн истинной мудрости, под которой здесь (ст. 13 и дал.), по связи с предыдущим (ст. 11–12), ближе всего разумеется опытное, основанное на терпеливом перенесении посылаемых Богом скорбей жизни, уразумение действия в них карающей, наказующей и вместе милующей руки Промысла Божия, – а затем вообще духовная и житейская опытность; источником и последним основанием такой мудрости служит и всегда остается всецелая преданность человека воле всеведущего и всеблагого Промыслителя – Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.13:17 .  Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие». Апостол увещевает учеников быть послушными учителям. Но в то же время возбуждает и учителей к большему усердию, ибо учит их быть бдительными и страшиться ответственности. Евр.13:18 .  Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. «Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити». На Апостола клеветали евреям, что проповедует противное закону. Посему извещает их, что делает все не ради чего иного, а только из повиновения Божию слову. Посему-то и «совесть» призвал в свидетельство. Евр.13:19 .  Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. «Лишше же молю, сие творите, да вскоре возвращуся к вам». Подайте помощь молитвами, содействуйте моему усердию. Ибо сильно желаю увидеть вас. Евр.13:20 .  Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа. Евр.13:21 .  Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. «Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго Кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа», «да совершит вы во всяцем деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом: Ему же слава во веки веков, аминь». К учению по необходимости Апостол присовокупил благословение и как бы некие печати наложил на многие слова. «Пастырем» же «овцам великим» нарек Владыку Христа. Ибо Его это слова: «Аз есмь пастырь добрый» ( Ин. 10, 11 ). А «вечным» назвал Новый Завет, так как после него не будет другого. Ибо, чтобы не предположил кто, будто бы и этот прекратится ради иного завета, справедливо указал на его нескончаемость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Обращаясь к текстам, в которых раскрываются богословские темы, мы можем узнать несколько больше о нуждах читателей послания и цели, которую преследовал его автор. Послание начинается пассажем, в котором обосновывается превосходство откровения, данного нам в Сыне Божьем (1:1 – 14). Автор призывает читателей не отступать от истины, которая превосходит даже «через Ангелов возвещенное слово» (2:1–4). Это весть о вечном спасении, совершенном Сыном Божьим в Его страдании и в вознесении небесном (2:5–18). Автор всячески старается подчеркнуть, что христианство есть исполнение всего того, что было открыто Богом Израилю в законе и пророках. В качестве ободрения читателей, призывая их твердо держаться веры, автор далее начинает развивать мысль о том, что Иисус был «милостивым и верным Первосвященником перед Богом» (2:17–18; 4:14 – 5:10). Это представление Иисуса как Первосвященника продолжается в гл. 7, где проводится мысль о том, что человеческое «совершенство» не может служить средством приближения к Богу, как это предписывалось традициями иудейского священства. Далее в гл. 8 утверждается, что высшее священство Иисуса являет собой инаугурацию, учреждение нового завета, обетование которого дается в Иер. 31:31–34 . Смерть Иисуса и Его небесное вознесение рассматриваются как исполнение и замещение всей системы жертвоприношений «первого завета», гарантирующие вечное прощение грехов и обещанное наследие в вечности (9:1 – 10:18). Этот стрежневой фрагмент послания написан серьезно и основательно. Его положения убедительно истолковываются сравнением условий Моисеева закона и достижений Христа. Все это позволяет понять, что те, кому адресовано послание, были преимущественно христианами из иудеев. Хотя название книги «Послание к Евреям» относится ко II в., оно, вероятно, не было ее изначальным названием. Несмотря на это, большинство комментаторов утверждают, что оно ведет нас в правильном направлении. По крайней мере некоторые из тех, к кому было обращено послание, испытывали искушение вернуться в лоно иудаизма или не хотели порвать последних нитей, связывавших их с родовой религией. Возможно, что со стороны иудеев на них оказывалось определенное давление, или это было просто искушением вернуться в привычное русло старых привычек. С точки зрения автора, возвращение к религии Ветхого Завета в действительности означало отступление от живого Бога (3:12), поскольку Сын Божий открыл совершенство нового завета (9:11 – 15) и реализовал то, что в Ветхом Завете было лишь тенью «будущих благ» (10:1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

не безпокою вас многословием. Мне кажется, что (евреи) не были враждебно расположены к Тимофею; потому (Павел) и поставляет его на первом месте. «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас» ( Евр.13:23 ). «Освобожден», – говорит. Откуда? Думаю, что он был посажен в темницу; а если не так, то «освобожден» из Афин, как пове­ствуется об этом в Деяниях ( Деян.17 ). «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» ( Евр.13:24–25 ). Смотри, как (апостол) внушает, что добродетель происходить ни от одного Бога всецело, ни от одних нас; это он объясняет словами: «да усовершит вас во всяком добром деле», и последующими, – как бы так говорит: вы имеете добродетель, но нуждаетесь в усовершении её. А когда он говорит: «во всяком слове и деле благом» ( 2Сол.2:17 ), то внушает, что нужно иметь и жизнь, и учение правые. Прекрасное сделал он прибавление: «производя в вас благоугодное Ему», говорит, потому что величай­шая добродетель – делать благоугодное пред Богом. Так говорит и пророк: «по чистоте рук моих пред очами Его» ( Пс.17:21, 25 ). Написав столько, (апостол) называет это малым, сравнивая с тем, что хотел написать, как и в другом месте он говорит: «(о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» ( Ефес.3:3–4 ). И посмотри на мудрость его. Не сказал: прошу вас, примите слово увещания, но: «примите сие слово утешения 13 " , т.е. ободрения, поощрения; никто, говорит, не может тяготиться обширностью сказанного. Как? Неужели и этим они тяготились? Нет; но он хочет внушить и сказать им: вы малодушны; таким именно (малодушным людям) свойственно тяготиться продолжительной речью. «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас». Этого достаточно было, чтобы они со­блюдали кротость, если он сам с учеником готов был придти к ним. «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых». Смотри, какую он оказал им честь, написав послание к ним, а не к этим (наставникам).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Основная идея этой статьи была разработана в книге о развитии апостольской проповеди (1936). Д. отмечает, что общая схема керигмы ап. Павла, восстанавливаемой из его посланий, выглядит следующим образом: пророчества исполнились, с приходом Христа наступил новый век; Христос родился от семени Давидова, умер, согласно Писанию, чтобы освободить нас от нынешнего злого века; Он был погребен, воскрес, согласно Писанию, на 3-й день, вознесся одесную Бога как Сын Божий и Господь живых и мертвых; Он приидет как Судия и Спаситель людей (The Apostolic Preaching. 1944. P. 17). Та же самая схема в принципе прослеживается в речах ап. Петра (которые, как подчеркивает Д., не были созданы автором кн. Деяний св. апостолов и не обнаруживают признаков влияния посланий ап. Павла), а также предполагается в Послании к Евреям и 1-м Послании ап. Петра. Данная схема керигмы по сути также совпадает с той, к-рая образуется в результате сопоставления непрерывного повествования «обобщающих резюме» Евангелия от Марка. Евангелие от Марка, т. о., можно, по мнению Д., понимать как расширенную форму керигмы, в к-рой служение Христа изображается как развернутая преамбула к повествованию о страстях. В повествованиях евангелистов Матфея и Луки (в значительной степени из-за их соединения «учения» с «провозвестием») оригинальная перспектива керигмы изменена; в 4-м Евангелии, однако, схему исторической керигмы можно увидеть «не менее ясно, чем у Марка» (Ibid. P. 69), и именно 4-е Евангелие дает «наиболее проникновенное изображение» центрального смысла провозвестия Христа (Ibid. 75). Д., применявший метод анализа форм к исследованию евангельских текстов, довольно высоко оценивал историческую достоверность евангельской традиции. В статье о «Форме диалога в Евангелиях» (BJRL. 1954/1955. Vol. 37. P. 54 sqq.) Д. выделил среди уже отмеченных др. исследователями форм лит. форму диалога. Он может быть простым (разговор о подати в Мк 12. 14-17, вопрос о власти в Мк 11. 27-33) или более сложным (беседа с богатым юношей (Мк 10. 17-27), ответ на вопрос сыновей Зеведеевых (Мк 10. 35-45) и др.). Особенностью лит. формы диалога в более пространных беседах в 4-м Евангелии (напр., с Никодимом или с самаритянкой) является, по мнению Д., то, что здесь собеседники Христа играют пассивную роль. Однако за разнообразием этой формы диалога Д. видит единство темы; это, по его мнению, предполагает, что синоптическая и Иоаннова традиции вместе восходят к более ранней «несформировавшейся» (unformed) традиции учения Христа, большую часть к-рой можно восстановить из диалогов 4-го Евангелия, не имеющих параллелей в синоптической традиции, но согласованных с ней тематически.

http://pravenc.ru/text/Додд.html

Иисус наставлял учеников использовать молитву как средство служения, а не достижения личной власти. Он молился за тех, в ком видели только обузу, например, за детей ( Мф.19:13 ). Он удалялся молиться, когда чувствовал необходимость получить силу для продолжения служения ( Лк.5:16 ). В Его молитве благословения и ходатайства в Ин.17 отражается язык публичных ветхозаветных молитв в соответствии с Его образом пророка, священника и царя ( Ин.17:1–26 ). В Послании к евреям Иисус показан как Первосвященник, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за [нас]» ( Евр.7:25 ), в противоположность образу сатаны, непрестанно клевещущему на нас ( Откр.12:10 ). Образы уникальной силы молитвы . Молитва уникальным образом позволяет чадам Божьим присутствовать в двух мирах. В Откровении старцы, поклоняющиеся Господу, держат «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Молитва не похожа на другие виды общения, ибо в молитве мы можем рассчитывать, что Тот, к Кому обращаемся, поймет наши невнятные стоны и переведет их на язык действенной молитвы. Образ напоминает любящего родителя, слушающего путаные жалобы ребенка и откликающегося на его неясно выраженные, но горячие желания. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Мы можем думать порой, что молитва не имеет особого значения, но Иисус напоминает нам, что она может совершать удивительные вещи: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: “исторгнись и пересадись в море”, то она послушалась бы вас» ( Лк.17:6 ). Образы искренней молитвы . Самые яркие, пожалуй, образы молитвы связаны в Библии с теми, кто молился особенно искренне, как, например, Авраам, молившийся за Содом ( Быт.18:16–33 ) и за свою бесплодную жену Сарру ( Быт.15:1–4 ). Волнующая картина того, как Бог услышал отчаянный вопль Своего народа и приступил к действиям, показана в рассказе об израильском рабстве в Египте ( Исх.3:7 ). Моисей вступил в мучительный диалог с Богом по поводу его пригодности на роль вождя народа ( Исх.3:1–4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2 Цар. 7, 14; Евр. 1, 5); «Бог» (Пс. 45, 6–7; Евр. 1, 8–9; Ис. 9, 6); «первенец» (Пс. 89, 16; Евр. 1, 6; Кол. 1, 17); и носящий имя от Бога (Фил. 2, 11). Как только отождествление статуса Иисуса со статусом Премудрости и, следовательно, Его самого с Премудростью было осознано, Его последователи в связи с представлением об Иисусе, посланном от Бога (Гал. 4, 4; Мк. 10, 45; 12, 6; Лк. 4, 18), стали воспринимать Его как подобного Премудрости или как собственно Премудрость, существующую от начала с Богом и, следовательно, участвующую в творении. Павел, вероятно, предполагает это, когда говорит об Иисусе как о «Премудрости Божьей» (1 Кор. 1, 24. 30) и пишет о Нем как о Том, «через кого всё» (1 Кор. 8, 6). Отсылки к образу Премудрости часто встречаются в поэтических произведениях, включаемых в раннехристианские послания. Например, в Послании к Колоссянам говорится: Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 15–17). Аналогичная образность в Послании к Евреям: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте (Евр. 1, 1–3). То, что евреи говорили о Премудрости, раннехристианские писатели говорят об Иисусе. Вместо того чтобы видеть в Нем соперника Премудрости, они фактически отождествляют с Ним Премудрость и Логос. Это вызывало вопросы тогда, вызывает вопросы у нас. Означает ли это отождествление, что точно так же, как Премудрость входила в души праведников в прошлом, она теперь вошла в Иисуса из Назарета, которого воспринимали как представителя Премудрости? Или речь о чем-то большем?

http://aquaviva.ru/journal/v_nachale_byl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010