Ист.: ЖСв. Февраль. С. 277-282; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167; Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366; P é trid è s S. Notes d " hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence//BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178; Ka dan A. Auxentios//ODB. 1991. Vol. 1. P. 236; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331; PG. 114. Col. 1377-1436; ActaSS. Febr. Т. 2. Col . 769-782; BHG, N 199-203С; Joannou P. -P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132. В. В. Василик, А. Ю. Никифорова Гимнография Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) В визант. Месяцесловах память А. регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа : «Τπος γγονας τς γκρατεας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 99-110об.) содержат память А. и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон (Arranz. Typicon. P. 122) предписывает петь службу с общим тропарем преподобному (Минея Общая. Л. 69об.). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40) А. указана служба с Аллилуия . По совр. рус. и греч. Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Канон А. (4 гласа) написан прп. Феофаном Начертанным († 845), без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 66v - 68) известен др. канон (8 гласа) Германа («λδβλθυοτεΟτι ν ρει πρας τς σας χερς σου»), со 2-й песнью, без акростиха (Ταμεον. 494. P. 166). Служба, выписанная в печатной рус. Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

http://pravenc.ru/text/62824.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Лит.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 362-363; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64; Т. 3. С. 94; Delehaye. Origines. P. 163, 168; Halkin F. S. Conon l " Isaurien//AnBoll. 1935. T. 53. P. 369-374; MartRom. Comment. P. 87; Van Doren R. Conon//DHGE. T. 13. Col. 460-461; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 173; Sauget J.-M. Conone l " Ortolano//BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154; Κνων//ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 800; The Acts of Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XXXII-XXXIII; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Στ. 256; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 359. А. Н. Крюкова Иконография Идентификация К. Г. бывает затруднена, что связано с одновременным почитанием 5 марта соименного ему святого - исп. Конона Исаврийского, а также с памятью 6 марта прмч. Конона Иконийского. В юж. люнете на юго-зап. стене основного объема ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320), в настенном минологии, оплечно представлен образ св. Конона, память к-рого П. Мийович относит к 5 марта и идентифицирует его как К. Г. или исп. Конона Исаврийского ( Менолог. С. 295. Схема 27 на с. 300). Однако это изображение может рассматриваться и под 6 марта, в таком случае святой должен быть определен как прмч. Конон Иконийский. На миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. кон. XV в.) образ св. Конона представлен дважды. Один раз в составе мучеников в медальоне оплечно, как средовек с короткими волосами и круглой короткой бородой, в лиловом гиматии и зеленом хитоне (Л. 57 об.; определен как Конон, прмч. Иконийский, см.: Евсеева. Афонская книга. С. 220); второй раз представлен в минейной части рукописи под 5 марта - фронтально, в рост, голова повернута на 3/4, облачен в лиловый гиматий с синим тавлионом и голубой хитон (Л. 102 об.; ошибочно атрибутирован как Конон, прмч. Иконийский, см.: Там же. С. 281). В обоих случаях не представляется возможным аргументированно определить это К. Г. или, что более вероятно, исп. Конон Исаврийский.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

Серг. П., 1901. М., 1995р. Т. 6; [Феодор Мопсуестийский]//PG. 66. Col. 304-317; Образцов П. Св. пророк Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении. Смоленск, 1861; Палладий (Пьянков), еп. Толкование на св. пророков. Вятка, 1873. Вып. 2: Толкование на Амоса и Авдия; Смирнов И. К. Амос и Авдий. Рязань, 1874; Якимов И. С. Когда пророчествовал Авдий//ХЧ. 1885. 3-4; Бирюков Н. Пророк Авдий и его книга//ЧОЛДП. 1894. Январь; Юнгеров П. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Каз., 1907. Вып. 2: Пророческие и неканонические книги; Рыбинский В. П. Книга пророка Авдия. К., 1909; он же. Книга пророка Авдия// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1910. Т. 7; Watts J. D. W. Obadiah: Critical and Exegetical Commentary. Grand Rapids, 1969; Rudolph W. Obadia. Lpz., 1971; Wolff H. W. Dodekapropheton 3: Obadija und Jona. Tüb., 1977. (BKAT; 14/3); Deissler A. Obadia. Lpz., 1984; Dietrich W. Obadja/Obadjabuch//TRE. 1994. Bd. 24 [библиогр.]. Свящ. Афанасий Гумеров Прор. Авдий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) А. Ю. Никифорова Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - он облачен в хитон и гиматий , в левой руке свиток (тексты на развернутом свитке могут варьироваться: Авд 1-4, 8; 1-17), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Одно из самых ранних изображений А.- мозаичный медальон в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, где А. представлен погрудно в виде средовека с короткими темными волосами с проседью и небольшой бородой. Существовало неск. традиций изображения А., представляемого и старцем, и средовеком, и юношей. Напр., в новгородских росписях XIV-XV вв., на подпружных арках в медальонах ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре и ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре ,- молодой безбородый пророк. В росписи барабанов ц. Спаса Преображения на Ковалеве и ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде; на миниатюрах в Толкованиях на книги пророков (Кон.

http://pravenc.ru/text/62666.html

А. А. Лукашевич Иконография Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о виде Г. сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Г. дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII в.): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в к-ром также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В. Д. Фартусовым, Г. предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел». Единолично в рост Г. представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV в.); в росписи - в настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на иконах - XVI в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г. П. Тепчегорского, 1714 и 1722 гг. и работы И. К. Любецкого, 1730 г. Образ Г. нередко включался в состав избранных святых, гл. образом на полях икон: напр., на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX в., Черемисский историко-лит. музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (кон. XIX в., ЦАК МДА). Резное изображение Г. в рост помещено на оборотной стороне ковчега кн. Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 гг. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/165129.html

А. Н. Крюкова Иконография Изображения Е., З. и М. в мучении или единолично известны гл. обр. по миниатюрам в минологиях, в настенных или иконных минеях предпочтение отдается изображению под 6 сент. «Чудо арх. Михаила в Хонех». В мучении Е., З. и М. представлены в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 18, 976-1025 гг., К-поль); единолично они изображены в Житиях святых (Marc. 586. Fol. 62v, XI в., Венеция) - в рост, вместе с мучениками Мелитинскими (между Е. и З.) изображен мч. Ромил Римский, день памяти к-рого приходится также на 6 сент., в Минологии c Житиями за сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 67r., кон. XI в.) - оплечно в медальоне, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 76 об.) - только Е. (в рост), средовек с темными вьющимися волосами чуть ниже ушей и короткой бородой, облачен в хитон и красный гиматий, в правой руке держит крест. Смешение житий мучеников Мелитинских и мч. Ромила отразилось в наставлениях к изображению святых в греч. ерминиях и рус. иконописных подлинниках. Так, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 6 сент. сказано: «Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсеченные головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил, старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач усекает его в выю» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дается описание обликов только Ромила и Е.: «Евдоксий саном комит; подобием аки Димитрий лицеем, риза воинская, в руке свиток простерт» ( Филимонов. С. 146), но при этом упоминается супруга Е. мч. Василисса: «…ризы как у княгини, на главе платок» (Там же). Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 197; Филимонов. Иконописный подлинник. 1874; Евсеева. Афонская книга. С. 232; Менолог. 1973. С. 192, 196.

http://pravenc.ru/text/187108.html

А. Н. Крюкова Иконография Как правило, Д. изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с темными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д " Оро (собор Сан-Марко, Венеция) - погрудно, в руке крест. Как правило, Д. изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - юный, с короткой бородой, необычно то, что, подобно др. св. целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Д. изображен в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы) (РНБ. O. I. 58. Л. 125). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; под 11 авг. изображен вместе с мч. Зеноном в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- полуфигура. В рус. минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 авг. Нерукотворного образа Спасителя, Д. также представлен, напр., в гравированных святцах на август гравера Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , описание Д. дано в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 авг.: «…молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна» (Ч. 3. § 22); в рус. традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мч. Флор Иллирийский.- Авт.), власы с ушей кратки, брада невелика, в трех ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 121). Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 376, 390; Евсеева. Афонская книга. Кат. 177. С. 324.

http://pravenc.ru/text/178291.html

В неизданных греч. рукописях (Ταμεον. Ν 566. Σ. 188) сохранился канон Феодора 4-го гласа с акростихом «Κλος μαθητν ελογ τν δευτρων» (греч.- Славу вторых учеников благословляю). Разночтения и дополнения к канону Иосифа в печатных Минеях изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником ( Hannick Ch. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 54-55). Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Собор святых 70 апостолов. Каз., 1907. С. 190-194; Redlich E. B. S. Paul and His Companions. L., 1913; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. (WMANT; 50). А. Ю. Никифорова Иконография. А. изображается седовласым старцем, в хитоне, гиматии, с евангелием в руках, с омофором или без него (в визант. памятниках); бывает представлен единолично (в рост), в мучении, в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен: в Минологии (Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг.- под 15 апр.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 110, XV в.- под 14 апр.) - единолично, в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.- в рост; на минейной иконе на апрель (15) кон. XVI в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ) - с апостолами Трофимом и Пудом, в подписи назван «Арист»; на иконе «Ап. Аристарх и мц. Александра перед Тихвинской иконой Божией Матери», сер. XIX в. (ГМЗРК), принадлежавшей прот. Аристарху Израилеву . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. сказано: «Старец кудрявый» (Ч. 3. § 7. 30), под 15 апр. его также указано изображать с апостолами Пудом и Трофимом (Ч. 3. § 22). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 15 апр. описаны А.- «сед, аки Николае, риза вохра с белилом», Пуд и Трофим, о к-рых сказано: «Стоят три во амфорех [омофорах], в руках кресты (в прориси без крестов.- Э. Ш.)». В Соборе апостолов представлен в нижней части иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 г., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/75964.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010