М., 1999; Прп. Тихон, Калужский чудотворец. СПб., 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Правосл. Церкви. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия. Калуга, 2000; Земля Калужская - земля святая/Общ. ред.: архиеп. Климент (Капалин). М., 2003; Легостаев В. В. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Кн. 1. Ч. 1-3; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Жидкаев С. Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. людиновского Св.-Лазаревского храма]//Известия. 2007. 78, 7 мая. С. 1-2; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Оптинский альманах. 2007-2009. [Вып. 1-3]; Штепа А. В. Социальное служение Рус. Правосл. Церкви в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст.; Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Климент (Капалин), митр. Возрастание в вере. Калуга, 2009; Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин). М., 2010. Первые храмы на территории К. и Б. е. появились в городах-крепостях в XI-XII вв., напр. в Козельске (не сохр.). На посаде в Калуге в 90-х гг. XVI в. существовали храмы с престолами: в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Французова. 2002. С. 222), Воскресения Христова (Там же. С. 229, 230), Богоявления (Там же. С. 237, 240), во имя арх. Михаила (Там же. С. 227), прор. Илии (Там же. С. 243). Было 2 храма вмч. Георгия - «на Варобьевки» (Там же. С. 245) и «Егорья Христова мученика», к-рый упоминается за пределами острога и «рыбной слободки» (Там же. С. 250). Возможно, к посвящениям церквей восходили названия посадских «сотен»: Покровская (Там же. С. 221, 248), Егорьевская «близ острожных ворот» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

С. 232), Никольская (Там же. С. 234), Варварская (Там же. С. 236), Рождественская (Там же. С. 246); улиц: Пятницкая (Там же. С. 225), Никольская (Там же. С. 236, 237); острожных башен: Варварская (Там же. С. 238); ворот: Егорьевские острожные (Там же. С. 232, 233), Рождественские водяные (Там же. С. 239, 247). До сер. XVII в. доминировало деревянное строительство, каменные сооружения были единичными. Сведения о формах деревянных храмов отрывочные: в описи Калуги 1626 г. названы 20 церквей, все деревянные, в т. ч. собор Св. Троицы «о дву шатрах» (вероятно, имевший вертикально вытянутую композицию), в старом остроге - храм апостолов Петра и Павла, «клетцкий, о трех верхах», храм Покрова Пресв. Богородицы, «клетцкий, о дву верхах». В Тихоновой пуст. вскоре после Смутного времени была возведена «соборная шатровая церковь» ( Преображенский. 1891. С. 10). К кон. XIX в. деревянные церкви без перестроек были сооружены «не далее конца XVII столетия» (Там же. С. 9). В XVIII-XIX вв. из немногим более 500 сельских церквей, перечисленных Н. И. де Рошефором, ок. 1/3 были деревянными ( Рошефор. 1882). К нач. XXI в. уцелели ц. Покрова Пресв. Богородицы (кон. XVII в. или нач. XVIII в.) в бывш. мон-ре в с. Высоком (ныне в черте г. Боровска; в нач. XXI в. отреставрирована) и церковь в скиту Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (1822, отреставрирована). Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Боровске. Кон. XVII в. или нач. XVIII в. Фотография. 2007 г. О формах деревянных храмов кон. XVII-XIX в. можно судить по данным из публикации М. Т. Преображенского ( Преображенский. 1891), фотоархива ИИМК РАН (неск. фотографий нач. XX в.), по паспортам 70-80-х гг. XX в. из архива Отдела Свода памятников Гос. ин-та искусствознания (Москва). В лесных и небогатых уездах (Жиздринский, Медынский или Малоярославецкий) строились храмы простого клетского типа, напр. ц. Рождества Пресв. Богородицы (1675 (?)) в с. Передоль под Малоярославцем (ныне деревня Жуковского р-на) с подведенными под общую 2-скатную крышу с небольшой луковичной главкой трапезной и наосом (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Егорьевск. Казанской иконы Божией Матери (старая). церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1790. Год утраты:приблизительно 1984 (разобрана после пожара в 1982 году) Адрес: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Октябрьская, д. 18а. Координаты: 55.383525, 39.031116 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с ныне несохранившимся Георгиевским (“Красным”) собором стояла церковь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построенная в 1790 г. (но на этом месте деревянная церковь стояла ещё в 1705 г.). Её обновили после пожара в 1804 г. Казанский храм был полковой церковью 139-го пехотного Моршанского полка, расквартированного в Егорьевске. В советское время она закрыта и перестроена, сбита главка. Сгорела в начале 1970-х гг. Восстанавливается в прежних формах после 2000 г. C самого начала восемнадцатого века в с. Высоком, вблизи несохранившегося Георгиевского (Красного) собора стояла церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была второй по времени построения церковью в городе. О ней упоминается уже в переписных книгах Коломенского уезда за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и холодной. А в 1790 году на месте этой, устаревшей к тому времени церкви, была построена новая, теплая церковь того же храмонаименования. Здание ее было рубленным из дерева, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. Имя архитектора не сохранилось. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году, по дозволению епархиального ведомства, церковь была отремонтирована. Находившаяся при ней колокольня из-за ветхости была разобрана в 1850 году. Позднее на стенах храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов. После 1893 года церковь Казанской иконы Божий Матери стала полковой церковью Моршанского полка, расквартированного в городе после стачки рабочих на бумагопрядильной фабрике братьев Хлудовых. Постановлением Московского Областного Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 11 июня 1935 года церковь была закрыта. Сначала в ней устроили библиотеку. В конце пятидесятых годов прошлого века в церкви оборудовали квартиры для персонала находящейся рядом тюрьмы. Позже церковь была закрыта. В начале восьмидесятых годов двадцатого века произошел пожар, который полностью ее уничтожил.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Егорьевск. Церковь Алексия, митрополита Московского. Алексеевская церковь Карта и ближайшие объекты В Егорьевске широко почитался святитель Алексий Митрополит Московский. По местному преданию, он передал с. Высокое (будущий Егорьевск) в московский Чудов монастырь, в котором принял схиму. В день перенесения мощей святителя совершался крестный ход вокруг всего города. Церковь очень маленькая, построена в начале XX в. В народе она называется Нечаевской, по пригородному селу, в память о котором сохранилось название улицы. Из кн.: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, М., 2001 Первая часовня в деревне Нечаевская Егорьевского уезда была построена в нач. ХХ в. С прошением о том, чтобы построить эту часовню в деревне, в 1904 году к церковным властям обратился крестьянин Иван Акатьев. На своём земельном участке и на собственные деньги Акатьев уже через год построил часовню. Здание было возведено в честь рождения цесаревича Алексея, а освящено именем его небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского. Эта часовня имела статус приписной при Успенском соборе города Егорьевска, но уже через несколько лет стала храмом, так как стараниями прихожан к часовне были пристроены алтарная часть и колокольня. Церковь получилась небольшой (здание вмещало только сто человек), её стены были сложены из кирпича, а декор выполнен в псевдорусской стилистике. Невысокий бесстолпный храм выделен боковыми фигурными фронтонами и миниатюрной главкой над двускатной кровлей. Двухъярусная колокольня завершена шатром. В обработке окон использованы полуколонки, углов - плоские пилястры. Горизонтальное членение решено фризом с поребриком. Повторное освящение обновлённого храма состоялось в 1910 году. Главной святыней храма стала икона святителя Алексия, митрополита Московского с частицей его мощей. В 1929 году Нечаевская была включена в состав территории Егорьевска, и Алексеевская церковь оказалась в его пределах. В годы гонений церковь не была закрыта, но её настоятель был арестован и расстрелян. В 1930-е гг. в Алексеевскую церковь был перенесён на сохранение образ святителя Николая из закрытой Никольской часовни. В нач. XXI в. церковь вновь была обновлена - в ней отреставрировали стенную роспись, на колокольне установили восемь новых колоколов, специально отлитых на Урале.

http://sobory.ru/article/?object=01795

3292 Даниил Викулин умер в 1733 году. Катал. Павла Любопытного 39. Чтения в Обществе Истории и Древностей 1863 г., кн. 1-ая. Отд. II, стр. 140. А по краткому Летописцу, умер в 1734 году. (Яковлев. Извещение Праведное, стр. 151). 3293 Павел Любопытный вот что о нем пишет: «Данил Матвеевич Выгорецкий отличный житель и ревностный учитель Поморской церкви, муж благочестивый, твёрдого духа, учёный и хороших талантов, славный писатель догматических предметов и нравственности в защиту и созидание Христовой (Поморской) церкви». (Ливаи. Раскольники и Острожн. т. 4, 41). Чтения в обществе Истории и Древностей 1863 г., кн. I, отд. II. 29–30, 140–141. – В бытность иеромонаха Неофита не малое усердие при сочинении ответов, и вручении их и разговорах с ним показа с Манойлом (Петровым) и с прочими бывшими пред ним, за что в соборные со старшими учинён был и начат оттогда по праздником и воскресным дням всенародно книгу чести и поучати к перекрещиванию и казанья производити с раскольническим обыкновением и разумом. (Яковлев 1 р. Извещ. Правед., стр. 85). 3294 Иногда крещение совершалось в кадке или чане, и только над теми, кто был крещён в православной церкви уже после патриарха Никона . Сам обряд совершения крещения был не одинаков. Григорий Яковлев говорит: овии без священнических молитв совершают (крещение), овии же с молитвами; бывало, что и патрахиль с поручами надевали, а инии с проклятием некаким своемышленным совершали. И тое (крещение) овии простым чином на реке действующе, токмо с восприемники, овогдаже и заочно крещающе их, а овии вместо купели, бочку или чан имеют, по священнически со свещами совершающе; имя же крещаемому дают не от оглашения по чину церковному, но от крещения (и перекрещивания) своемышленне в осьмой день. Гораздо подробнее говорит об этом сам Алексей Родионов: «Крещение совершает у безпоповцев или мужик простой, или монах самопостриженный или монах, убежавший из православного монастыря. Вместо «благословен Бог наш» крестящий возглашает «за молитвы святых отец наших»; потом обычное начало. По трисвятом тропари: «во Иордане крещающуся Тебе Господи» и прочия по дню и по повелению крещающего. Потом отрицание сатаны и обещание Христу; проклятие на еретиков, неведомо на коих. Некоторые проклинают святейшего патриарха Никона . Далее читается символ веры . По прочтении Евангелия, произносят Господи помилуй 40 раз, слава и ныне, Честнейшую Херувим и отпуст. Ни эктении, ни молитв не произносится, миропомазания не совершается. (Раскол. д. 18 в., 421, 423. Извещ. Правд. 53. Сочин А. Родионова, вып. 3, 87–88).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского города Егорьевск. Московская обл, Егорьевский район, дер. Гриди но, д. 155а, Храм Казанской иконы Божией Матери. Проезд от московской автостанции «Выхино» до города Егорьевск, далее автобусом N228 до дер. Гриди но. Тел. 8–916-901–48-28. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет. 5) Семейная община трезвости «Вера». Московская обп, г. Коломна, Свято-Богоявленский храм, ул. Гончарная, д. 8. Проезд до станции «Коломна» (Казанское направление). Тел. 8–916-600–27-39. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах. 6) Общество трезвости «Соратник» города Подольск. Московская обл, г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, Свято-Геогриевский храм. Проезд до станции «Кутузовская» (Курское направление). Тел. 8–915-140–52-87. По субботам после литургии в 10 ч Молебен о страждущих недугом пьянства и алкоголизма. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Терапевтические беседы с психологом. Курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. Обеты трезвости. 7) Семейный клуб трезвости при Храме Пророка Божия Илии поселка Лесной. Московская обл, Пушкинский район, пос. Лесной. Проезд до станции «3еленоградская» (Ярославское направление), далее авт. 38 до остановки «Улица Гагарина». Тел .. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам. Петрозаводск 1) Православное общество трезвости “Неупиваемая чаша” . Санкт-Петербург 1) Александро-Невское общество трезвости . 2) Православное братство трезвости во имя святого мученика Вонифатия храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры Общества трезвости по епархиям Абаканская и Кызылская епархия Иерей Андрей Габченко, клирик храма Святителей Московских, г. Абакан, тел: (39022) 4–60-11.

http://azbyka.ru/zdorovie/spisok-obshhes...

Торжества в честь святителя Алексия в мае 1912 года посетил епископ Рязанский и Зарайский Дмитрий. Иерарх участвовал в ежегодном крестном ходе, служил во всех городских церквях. 22 мая преосвященный Дмитрий посетил и небольшую Алексеевскую церковь в деревне Нечаевской. Вот как описан визит высокого гостя в Рязанских епархиальных ведомостях: «В 9 часу того же 22 мая Его Преосвященство изволил посетить и осмотреть недавно выстроенную церковь при Нечаевской деревне, отстоящей в двух не более верстах от города и входящей в состав соборного прихода. Церковь каменная, устроена крестьянином этой деревни на свои средства из часовни. Она небольшая, но очень хорошенькая; иконостас золоченый. При ней есть церковная утварь и облачения… Владыка благословил строителя и принял его просьбу посетить его дачу». После революции 1917 года Нечаевский храм продолжал действовать, несмотря на попытки властей его закрыть. Репрессиям и давлению подвергалось местное духовенство. Так в 1919 году священник соседнего села Рыжево Нечаевской волости Василий Митродоров жаловался во ВЦИК на действия Волостной реквизиционной комиссии, которая забрала у него последнюю корову – единственное, что составляло его капитал. Из текста жалобы становится известно, что отец Василий принял сан незадолго до революции и состоял корреспондентом Губернского и Уездного статистического бюро. В 1941 году имя священника встречается в отчете партийных работников А. А. Лаврова и Б.Н. Вампилова: «Возьмем пример церкви в селе Рыжове. Недавно поп этой церкви, гр-н Митродоров, ссылаясь на невозможность платить налоги… отказался от службы в селе Рыжове, перевез дом в гор. Егорьевск и теперь устроился вторым попом в Нечаевской церкви в Егорьевске». В военные годы о. Василий Митродоров значился в списке духовенства Московской области, представленного к награждению медалью «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 годов». Трагически сложилась судьба другого священнослужителя – настоятеля Алексеевской церкви и благочинного Егорьевского округа Андрея Ясенева. В 1938 году он был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. В 2003 году подвижник веры был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. Согласно клировой ведомости Успенского собора города Егорьевска за 1914 год, в деревне Нечаевской находился «молитвенный дом с алтарём», приписанный к городскому Успенскому собору, и окормлялся соборным духовенством.

http://sobory.ru/article/?object=01795

13. Владыка, благословите! Я слышал, что в Русской духовной миссии в Иерусалиме не хватает священнослужителей. По какому признаку отбирают туда священников и может ли священник из провинциальной епархии попасть туда на служение? Что для этого нужно? игумен Серафим (Семилетов), г. Александров Здравствуйте, о. Серафим. В настоящее время в Русской духовной миссии в Иерусалиме священнослужителей достаточно. Но так как климатические условия на Святой Земле весьма непростые, нередко по прошествии какого-то срока священники там меняются. Не стоит забывать, что клирики на Святой Земле окормляют большое число паломников из России и со всего мира, ежегодно посещающих места евангельских событий. Это колоссальная нагрузка, поэтому священник должен обладать крепким здоровьем. Критерии отбора кандидатов на служение за рубежом были перечислены мною в одном из предыдущих ответов. Принадлежность к провинциальной епархии не является препятствием для кандидата. 14. Здравствуйте, владыка! Вы носите титул «Егорьевский». Скажите, как часто Вы бываете в городе? Что для Вас значит этот город? Вы занимаетесь служением в Управлении по зарубежным учреждениям. В связи с этим Вы не присутствовали на патриаршем богослужении в соборе Александра Невского? Денис, г. Егорьевск Здравствуйте, Денис. Отрадно получить вопрос из Егорьевска. Я люблю этот подмосковный город и храм святого благоверного князя Александра Невского. Сердечно благодарю всех, кто возносит за меня молитвы за богослужениями в храмах города. С тех пор как я стал епископом Егорьевским, стараюсь ежегодно посещать Егорьевск, хотя канонически он, конечно, относится к Московской областной епархии и местные приходы подчиняются митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Что касается минувшего патриаршего богослужения в Егорьевске, то изначально я планировал эту поездку и был внесен в список служащих. Однако незадолго до праздника Святейший Патриарх благословил мне лететь в командировку на Святую Гору Афон, поскольку там в эти дни проходило очень важное совещание.

http://sinfo-mp.ru/zadajte-vopros-arxiep...

Вскоре пришла печальная весть: в Ленинграде арестован брат отца Сергия – Владимир Семёнович Новочадов. Шкафы с рукописями и библиотекой были опечатаны. В ночь ареста брат жены, В. Н. Шелков, вскрыл печати, открыл шкаф и вынул из него все одиннадцать томов рукописной Энциклопедии и унес их домой. Все тома Энциклопедии были сохранены родственниками даже во время блокады Ленинграда. После ареста Владимира Семёновича, Людмила Михайловна перевезла восьмидесятилетнюю свекровь в Егорьевск. Когда после войны стали наводить справки о судьбе Новочадова, то ответ был один – о «таких» ничего не сообщают… Позже стало известно, что Владимир Семенович Новочадов был расстрелян 20 декабря 1937 года в Ленинградской области, на Левашовской пустоши. В Егорьевске тоже становилось неспокойно. Храмы закрывались, началась новая волна репрессий. Во второй половине 1930-х годов судимым по политическим статьям разрешалось проживать не ближе сто первого километра от Москвы. В Егорьевске поселилось очень много прошедших лагеря и ссылки священников. В гости к Новочадовым часто приходили друзья отца. Среди них протоиерей Петр, настоятель храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, священник из г. Спасска (ныне Пензенской области, расположен в десяти километрах от родного села отца Сергия – Лопатино) отец Александр. Очень дружили Новочадовы с игуменией Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря Вячеславой, которая после смерти в 1907 году игумении Олимпиады, родной сестры Никифора Михайловича Бардыгина, приняла под своё начало монастырь. После казахстанской ссылки мать Вячеслава с сестрами Троицкого монастыря вернулась в Егорьевск и ходила молиться в Алексеевскую церковь . Отец Сергий долгие часы проводил в беседах с матушкой Вячеславой, иногда они даже вместе пели что-то из песнопений. При случае отец Сергий передавал приветы «бабушке» – так конспиративно называли игумению. В то время очень трудно было с вещами. Летом дети бегали босиком, зимой носили лапти. Ольга научилась очень искусно шнуровать лапти, они всегда выглядели очень привлекательно. Но наступал новый учебный год, а Ольге даже нечего было в школу надеть. Монахиня Вячеслава принесла свое монашеское облачение – теперь его никому нельзя было даже показывать. Из игуменской мантии Ольге сшили к школе платье. Смастерила платье Анастасия Николаевна, искусная портниха. Она была женой Бориса Степановича Балашова, регента Елоховского собора Москвы. Балашовы жили в Егорьевске и тоже очень дружили с Новочадовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Рассказывать о своем отце Ольга Сергеевна очень любила. О. Сергий, без сомнения, предполагал, что в любой момент он может разделить судьбу многих священнослужителей и вновь оказаться под арестом, и поэтому много времени уделял своим детям, словно спешил их воспитывать. Всего несколько лет дети провели с отцом, но драгоценное семя, посеянное им в их душах, возросло и принесло плоды. Мне всегда казалось, что дочь хранит не только добрую память о нем, но и частичку его чистого, честного, любящего, мужественного сердца. Как Ольга Сергеевна печалилась о том, что самый младший брат, Николай, не сохранил в памяти ласки и заботы своего папы! Отец Сергий не успел, многое не успел. Большевистский террор и последующие репрессии, будто кровавый нож, рассекли судьбы людей, разделили семьи, заставили раздвоиться человеческие души. Вскоре, осенью, храм закрыли. Отец Сергий поехал в Москву к «дедушке» (так на конспиративном языке называли митрополита Сергия (Страгородского) , будущего Патриарха). По благословению владыки священник Сергий Новочадов в середине 1930-х годов переехал в Егорьевск и стал служить в храме святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с ним переехала в Егорьевск и вся его семья. Отец Сергий вновь часто брал дочь с собой на службы. После службы она всегда тихонечко сидела в стороне и ждала отца. Ольга стала учиться в пятом классе школы 5. Эта школа считалась образцовой, а Ольга была одной из лучших ее учениц. Самый первый свой диктант в этой школе она написала без единой ошибки. И на протяжении всей ее учебы лучше нее диктанты в школе не писал никто! Через год на красном полотнище при входе в школу появилось имя Ольги Новочадовой как лучшей ученицы школы. Я спрашивала Ольгу Сергеевну: «А здесь, в Егорьевске, как относились к Вашему происхождению – из среды духовенства?» Она ответила, что в школе детей никто не дразнил, многие из учителей сами были благородного происхождения, «из бывших», и верующие. Вспоминала Ольга Сергеевна такой случай: учительница Антонина Андреевна должна был провести с детьми антирелигиозную беседу. Она сумела построить свой рассказ так, что в нем не прозвучала хула на Бога. Один из учеников встал и сказал, что у них в классе учится дочка попа. Реакцию учителя на уроке Ольга Сергеевна не помнила, но Антонина Андреевна вскоре появилась в доме Новочадовых. Они с матушкой Людмилой очень долго о чем-то разговаривали, а после этого визита Антонина Андреевна стала дружить с семьей своей ученицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010