Тиберия. Если считать от смерти имп. Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 авг. 28-го по 19 авг. 29 г. по Р. Х. Однако Климент считал весну 29 г. уже 16-м годом правления имп. Тиберия. Для зимы 27/28 г. 15 тобе егип. календаря соответствует 28 дек. юлианского календаря (воскресенье по подвижному егип. календарю, применявшемуся в астрономических таблицах) или 10 янв. (суббота в неподвижном «александрийском» календаре юлианского типа), а 11 тобе соответствует 25 дек. (четверг по подвижному календарю) или 7 янв. (среда по неподвижному календарю). Для зимы 28/29 г. 15 тобе соответствует 29 дек. (понедельник по подвижному календарю) или 11 янв. (воскресенье по неподвижному календарю), а 11 тобе - 24 дек. (пятница по подвижному календарю) или 6 янв. (среда по неподвижному календарю). Т. о., появление даты 15 тобе, по мнению П. В. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить К. Г. к воскресному дню. Следов., первоначальным вариантом исторической даты К. Г. логичнее признать 11 тобе, с воскресеньем не совпадающее. Именно дата 11 тобе «александрийского» юлианского года (неподвижный календарь), к-рая в переводе на рим. календарь соответствует 6 янв. (в невисокосный год), получила широкое распространение на Востоке. При этом важно учитывать, что К. Г. могло иметь место в тот же день, что и Рождество Спасителя (на основании Лк 3. 23). Климент Александрийский в своей хронологической системе помещал Рождество Христово на 6 янв. (дата конкретно не названа, но установлена на основании расчетов); эту же дату отстаивал и свт. Епифаний Кипрский. При этом егип. традиция празднования К. Г. 11 тобе может быть соотнесена с празднованием Рождества Христова 25 дек. в западной традиции, поскольку по подвижному календарю 11 тобе 27/28 г. соответствует этой дате. Кроме того, в Римской империи 25 дек. отмечались праздники, связанные с зимним солнцеворотом, к-рые, согласно одной из гипотез, при Константине Великом были трансформированы в торжества по случаю Рождества Спасителя, истинного Солнца праведности (см.: Кузенков.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Помимо Начального, Великого и поста Пятидесятницы в арм. обряде имеются малые посты, по 5 дней, перед Преображением, Успением, Воздвижением, перед обретением мощей св. Григория Просветителя и накануне времен года (лета - прор. Илии, осени - Варагского Креста, зимы - св. Иакова Нисибинского). Памяти святых совершаются только в те дни, когда нет праздников или постов, за исключением памяти прор. Ионы (в пятницу Начального поста), Усекновения главы Иоанна Предтечи (в субботу после Пасхи), памяти прор. Илии (в седмицу после Пятидесятницы). Коптское богослужение Копт. Церковь доныне следует александрийскому году, к-рый сходен с юлианским (отличаются названия месяцев, каждый из 12 месяцев состоит из 30 дней, в конце года имеется дополнительный, 13-й, месяц (Επαϒμεναι μραι), состоящий из 5 или 6 (каждый 4-й год) дней). Начало Г. ц. приходится в зависимости от 4-летнего цикла на 29 или 30 авг. (по юлианскому календарю). К числу 7 великих Господских праздников относятся Рождество Христово (29 (28) Хойака (Киака)/25 дек.), Крещение (11 Тобе/6 янв.), Благовещение (29 Паремготепа/25 марта), Вход Господень, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. Празднованию Рождества Христова предшествует подготовительный период и навечерие. На следующий день после него совершается праздник Поклонения волхвов. Богоявлению также предшествует навечерие. Малыми Господскими праздниками считаются: Обрезание Господне (6 Тобе/1 янв.), Чудо в Кане (13 Тобе/8 янв.), Сретение (8 Эмшира/2 февр.), Великий четверг, Фомино воскресенье, Вхождение Христа (или Св. Семейства) в Египет (24 Пашонса/19 мая), Преображение (13 Месоре/6 авг.), а также Освящение храма Воскресения в Иерусалиме и Обретение (Воздвижение) Креста (16-17 Тоута/13-14 сент.; Обретение Креста св. Еленой и имп. Ираклием празднуется также 10 Паремготепа/6 марта). К малым праздникам причисляется и Новый год (Навруз - 1 Тоута/29 авг.). Неск. раз в календаре фигурирует однодневное празднование Благовещения, Рождества Христова и Воскресения Господня (24 янв., 23 февр., 23 июля), что, видимо, связано с характерной для коптов и эфиопов практикой частого воспоминания ряда центральных событий Свящ. истории и наиболее почитаемых народом святых. Вместе с тем др. примеры указывают на попытки привязать подвижные праздники к конкретным числам (напр., 25 марта - Воскресение Христа из мертвых, 1 апр.- явление Иисуса Христа ап. Фоме, 3 мая - Вознесение Христово). В нек-рых календарях Рождество Христово отмечается 22 авг.

http://pravenc.ru/text/165235.html

Первые указания на то, что нужно двоить, а не троить при богослужении сугубую аллилуйю мы находим в двух–трех богослужебных книгах XIV века. 794 Появившись в это время, обычай сугубить при богослужении аллилуйя перешел и в начало XV века и в это время вместе с последователями нашел и своих обличителей. В «уставе о пении мефемона» в рукописи того времени, между прочим говорилось: «иже мнози поют двоицю – аллилуиа, а не втрегубна, на грех себе поют. Пети: алелуиа, алелуиа, алелугиа, слава Тебе, Боже. Алелугия речется: пойте Богу, – то Отцу; второе: пойте Богу, – а то Сыну; а се третье: пойте Богу, а то святому Духу. Тоже: слава Тобе, Боже. Первое, пой алелугиа трижды Пресвятей Троици – Отцу и Сыну и Святому Духу», а се единому Богу в троице суще: слава Тобе. Пой же вся сокрестьяны, но по-трижда; а не подважда, аще ли подвоижды, то разлучаешь Отца и Сына и Св. Духа». 795 В каких местах появился было у нас обычай сугубить при богослужении аллилуйя и явились многие последователи его и кто написал против них приведенное обличение и наставление, неизвестно. Но в 1419 г. недоумение относительно аллилуйи обнаружилось именно в Пскове и по поводу этого недоразумения вызван был подать свой голос сам митр. Фотий, который тогда же отвечал псковичам: «что ми пишете о аллилуии..., сице глаголи: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе, Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе Боже». 796 Не смотря, однако ж, на такое ясное и решительное наставление м. Фотия, данное псковичам, Псков в скором времени сделался местом самых горячих споров о сугубой аллилуйи. В первой четверти XV века в одном из псковских монастырей – Снетогородском принял пострижение вместе с именем Евфросина, один из местных поселян, некто Елеазар, который потом в 1425 г. удалился из монастыря в пустыню, в 25 стадиях от Пскова и основал в последствии на реке Толье свой монастырь, названный по имени его основателя. Этот то инок Евфросин, как свидетельствует спасатель его жития (живший в начале XVI в.), еще до принятия монашества и по принятии скорбел и «сетовал безмерною печалию пред Богом о пресвятыя аллилуиа», потому что видел будто бы «велик раскол посреди Христовой церкви и разногласие, овем бо двоящим, овем троящим пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И яко же изыиде епископ от благороднаго, повеле же и посолником да внидуть в град. От того же часа изыиде в слух по всему граду, яко дни сего хощеть великыи князь Михаило Александровичь оставити княжение и хощеть пострищися и черноризець быти. И дивляхуся людие зело, инии же не вероваху глаголемым, и сбирахуся людие, яко на дивное чюдо. Бояре же и отроци по малу, склоншеся друг ко другу, слезы истачаху, тако же и княгини его и сынове его особь плакахуся. Пред ним никто же не смея что рещи, бояху бо ся его, яко бе мужь страшен, и сердце ему, яко сердце льву. Послании же яко же поидоша во град, носяще честнаа и бесценнаа скровища. Епископ же и весь собор и множество народа изыдоша с свещами и с кандилы в сретение честныя иконы, ликующе и поюще Господеви. Изыде же и сам благоразумныи великыи князь Михаило Александровичь и яко же честне въсрете святую икону, и видев ю, возрадовася духовным веселием сердца, и со слезами и радостию поклонение сотвори, со страхом же и верою знаменашеся от нея, в он же благодаряше Господа Бога, сице глаголя: «О слава Тобе, слава Тобе, премногыи в милости и человеколюбивыи Боже, яко толику грешну и недостоину ми сущу, по безмернеи Ти милости желание сердца моего дал ми еси, да слава Тобе, благыи богатодавче Боже, слава Тобе». Посолници же въдаша ему грамоту преподобнаго патриарха и от всего святаго събора, мир и благословение и разрешение в неи ему имеющи. Повеле же епископу да в полатнеи церкви святаго Михаила поставлеше честную икону и вослють благодарныя песни Господ еви Богу. Епископ же и весь събор въ светлах ризах воздааху благодарныя песни, Господеви Богу молящеся и Пречистеи Его Матери, и самь же богоразумныи князь частыми воздыханми сердца и многыми слезами молящеся и благодаряще Господа Бога. И по скончании же молитвенемъ сотвори обед честен и учрежение велие епископу же и всему собору и маломощным, и много имениа ереом же и маломощным раздаваше. Повеле же и несоша пред ним святую икону в соборную церковь Святаго Спаса, сам же радуяся, въ след ея грядяше. И поставиша честную икону близ святаго олтаря на деснеи стране. И яко же святыя иконы дожда святаго патриарха вселенскаго събора, еже в грамоте благословением даровася, и сиа вся желаннаа получив, Давидьскы рещи, яко многую користь обрет ея, зело радовашеся, целова же святыя иконы в соборнеи церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; 106 мч. Уару, 19 окт.; 107 вмч. Артемию, 20 окт.; 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; 116 мч. Епимаху, 31 окт.; 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; 124 прп. Матроне, 9 нояб.; 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап. Апфии, 22 нояб.; 131 свт. Григорию, еп. Акрагантскому, 23 нояб.; 132 вмч. Меркурию, 24 нояб.; 133 сщмч. Клименту, папе Римскому, 25 нояб.; 134 прп. Алипию Столпнику, 26 нояб.; 135 прп. Палладию, 27 нояб.; 136 прмч. Стефану Новому, 28 нояб.; 137 мч. Парамону, 29 нояб.; 138 свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, 7 дек.; 139 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 140 св. праотцам, 10 дек.; 141 прп. Даниилу Столпнику, 11 дек.; 142 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 143 мч. Севастиану, 18 дек.; 144 мч. Вонифатию, 19 дек.; 145 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; 146 на предпразднство Рождества Христова, 21 дек.; 147 мц. Иулиании, 21 дек.; 148-149 на предпразднство Рождества Христова, 23 дек.; 150 на предпразднство Рождества Христова, 24 дек.; 151 на Собор Пресв. Богородицы, 26 дек.; 152 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/673697.html

О дате праздника К. Г. (6 янв.) существуют 2 конкурирующие гипотезы. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. празднование 6 янв. появилось в качестве замены языческим праздникам, отмечавшимся в тот же день. В «Панарионе» Епифания Кипрского († 403) со ссылкой на прп. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. е. 6 янв. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. (11 тобе, 21 алеома) совершалось празднование в честь рождения языческого бога (Эона, Душары) от девственницы (Коры, Хаам), сопровождавшееся торжественной ночной процессией, пением и музыкой ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 22). Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально (при старом подвижном календаре - в 27 г. по Р. Х.) совпадала с рим. днем зимнего солнцестояния (25 дек.) и лишь впосл. в результате перехода на неподвижный юлианский календарь переместилась на 6 янв., праздник в честь Эона можно отождествить с праздником в честь Кроноса (Сатурна). Т. о., христ. праздник 6 янв. на Востоке мог быть установлен в противовес языческому празднованию, приуроченному ко дню зимнего солнцестояния. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. А. Баумштарком и в особенности Б. Боттом (см.: Botte. 1932). По поводу 6 янв. Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. обычай: в этот день, 11 тобе по егип. календарю, существовала традиция принесения и сохранения воды из Нила; также он сообщает, что вода приобретала вкус вина ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. христиане вспоминают чудо Христа в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11). Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. для одного из дней попразднства К. Г. (на сам праздник читается отрывок о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне) (см.: Geymonat M. Un antico lezionario della Chiesa di Alessandria//Laurea corona: Studies in Honour of E. Coleiro. Amst., 1987. P. 186-196). Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» ( Plin. Sen. Natur. hist. II 106), но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны (5 янв.) в святилище Pater Liber на о-ве Андрос вода в источнике всегда имеет вкус вина. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания ( Pausan. Descript. 6. 26): на праздник в честь Диониса в Элее в святилище помещались пустые сосуды, которые на другой день чудесным образом наполнялись вином. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 янв. воспоминания о чуде в Кане и соответственно на появление особых обрядов, совершаемых над водой в день К. Г.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Аполлос Алексеевский 19 дек. 1816 перев. из Тольгского монастыря, а 20 дек. 1817 – в Московский Богоявленский. Феоктист Орловский , игум., из инспекторов Перервинской семинарии, произведён 30 дек. 1817, а 19 авг. 1818 произведён в архим. Серпуховского Высоцкого монастыря. Аристарх , 19 авг. 1818 перев. из Нижегородского Благовещенского монастыря, а в 1821 – в Макариев Желтоводский. Гавриил Игнатьев 12 сент. 1821 перев. из Серпуховского Высоцкого, а 18 мар. 1825 – в Иосифов мнтрь. Гавриил , 24 мар. 1825, из наместн. Чудова монастыря; 28 мар. 1830 перев. в Высокопетровский. Евлампий Пятницкий 28 мар. 1830 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 24 мая 1831 – в Лужецкий мнтрь. Феофил , 24 мая 1831, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, а в дек. перев. в Тверской Отрочь мнтрь. Платон Казанский в дек. 1831 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 28 апр. 1833 – в Нижегородский Благовещенский мнтрь. Иоаким 28 апр. 1833 перев. из Нижегородского Благовещенского, а 29 дек. 1838 – в Коломенский Новоголутвин мнтрь. Митрофан Воронцов 29 дек. 1838 перев. из Московского Златоустова, а 5 окт. 1845 – в Богоявленский мнтрь. Иоанникий Холуйский , Чудовский наместн., 3 дек. 1845 перев. из Московского Златоустова, а 31 дек. 1850 – в Богоявленский мнтрь. Леонид Краснопевков 31 дек. 1850 перев. из Московского Златоустова, а 22 янв. 1854 – в Заиконоспасский мнтрь. Иннокентий Орлов 18 мар. 1854 перев. из Лужецкого, а 7 авг. 1859 – в Московский Богоявленский мнтрь. Игнатий Рождественский определён 7 авг. 1859, а 25 окт. 1863 перев. в Московский Богоявленский мнтрь. Сергий Спасский определён 25 окт. 1863; до ныне (1868). 18 Златоустов (Иоаннозлатоустовский) в Москве, в Белом городе, существовал в начале XV столетия (упом. 1413 г.); возобновлён около 1480 г. Ныне третьеклассный. [IV, 187.] Игумены Иосиф , около 1547. Макарий , 1578, 86, 98. Пимен , в 1624–31. Савватий , 1636 и 37. Иона , в сент. 1645. Феодосий , 21 дек. 1653, в июле 1654. Мисаил , 1658–61. Гермоген , 1662–67. Феоктист бывший упом. 1666 (Соб. Деян., V, 457).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

29 дек. 358 С. 1 : Крестница герцогини: Роман Мерувеля. XXXIXXLIII: (Оконч.)/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 28 декабря: (О залогах промышленников в казну)/+ (Ф. А. Гиляров); Выборы профессора в Московском университете. Ученые записки Московского университета. Фотографические снимки с Бахчисарайского дворца для мануфактурной выставки. По театру. Премия от Общества любителей художеств. Общество книгопечатного дела. Альбом «Баян» ((М., 1880)). (ЗиИ); (Рец. на кн.: Щербаков Н. В. О необходимости некоторых изменений в законоположениях о пограничной страже. СПб., 1880). (НК); С. 23 : Из Уфы. 5 дек.: История церкви Св. Троицы; С. 3 : Из Нижнего Новгорода. 25 дек.: Даровая раздача книг. Водоснабжение. Недостаток дров; Из Переславля-Залесского. 23 дек.: Новые распоряжения полиции. Цены; Из Самары. 20 дек.: XVI губернское земское очередное собрание/Р. (ВИ). 30 дек. 359 С. 1 : Рассказ святочной елки: (Посвящ. малым и старым)/Ков. ((Ф)); С. 2: Москва, 29 декабря: (О ненужности России трех официозов: «Journal de St.-Pétersbourg», «Agence Générale Russe» и «Nord» – в поддержку мнения на сей счет И. С. Аксакова в газ. «Русь»)/(Г.-П.); С. 23 : Речь Ф. Н. Плевако по делу крестьян села Люторич: (Из газ. «Рус. вед.»); С. 3 : Ялта. 18 дек.: Отношение земства к городу. Город без больницы. Непроизводительная трата земских денег на оклады. Падеж скота в деревне Кижильтам. Деятельность городской Думы. Любительские спектакли. (ВИ); Франция: Некролог (Л.-О.) Бланки. (ИИ). 31 дек. 360 С. 1 : О том и о другом: Рождественские праздники. Святки. Предания о святках и масках. Ряженые. Святочные удовольствия. Загородные рестораны и цыгане. Предсказания Епинета Епинетовича/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 декабря: (Итоги новой правительств. программы и ее практического осуществления)/+ (Ф. А. Гиляров); Г-жа (Л. Н.) Гейтен в роли Жизели в балете Теофиля Готье того же названия. «Старый барин» и дебют артиста г. (Н. П.) Киреева на сцене театра (С. М.) Малкиеля. Два слова о комедии (П. М.) Невежина и А. Н. Островского «Блажь». Новая комедия г. (И. В.) Шпажинского («Кручинушка»)/Заурядный зритель (А. М. Дмитриев). (ТиМ); С. 23 : Из Иваново-Вознесенска. 23 дек.: Городской бюджет. Цены. Аресты воров и уменьшение случаев мошенничества. Открытие больницы и школы. Село Тейково. Неимение запасов хлеба в земстве/S. S. (В. Белов?); С. 3 : Из Одессы. 24 дек.: Тиф. Постройка дома для умалишенных. Умалишенные. Бал студенческий. Землетрясение. Дела в окружном суде. (ВИ); Из Афин. 20 дек.: Греческий вопрос. (ИИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В честь Божией Матери установлено ок. 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апр. и 7 сент.), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 нояб.), Ее явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 янв.) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 авг.), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по копт. календарю регулярно совершается празднование в честь Божией Матери. Периоды поста схожи с периодами поста в визант. традиции. К главным относятся Великий пост (7 недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский (с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа)), Рождественский (43 дня начиная с 16 Хатора/12 нояб.; при этом первые 3 дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976-979)) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сир. традиции заимствован 3-дневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и 7-дневный пост Ираклия (за 8 недель до Пасхи; этот пост считается также 1-й седмицей Великого поста, к-рая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы). В богослужении копт. Церкви отразилось и древнеегип. деление года на 3 больших периода: разлив Нила (12 Паоне - 9 Паопе/6 июня - 6 окт.), сев (10 Паопе - 10 Тобе/7 окт.- 5 янв.), урожай (11 Тобе - 11 Паоне/6 янв.- 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы. В копт. календаре помимо общехрист. имеется множество имен егип. и сир. святых, среди к-рых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти арх. Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мц. Феклы повторяются неск. раз в год. Среди оригинальных праздников - исцеление Иова (1 Тоута/29 авг.), чудо свт. Василия (13 Тоута/10 сент.), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение прор. Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится неск. воспоминаний освящения храмов. Эфиопское богослужение

http://pravenc.ru/text/165235.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010