Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Большинство вредителей у боярышника общие с другими плодовыми деревьями, но есть и собственные. Расскажем о них и о борьбе с ними. Вредители боярышника перелетают, переползают и перепрыгивают почти со всех плодовых постояльцев сада, на которых обосновались. Много общих, паразитирующих на плодовых, насекомых у боярышника с яблоней, сливой, грушей. Декоративные насаждения тоже могут стать источником нашествия. Сам боярышник тоже может поделиться вредоносными насекомыми . Есть у него «именные», например, боярышница. Больше других досаждают растению: Мучнистый червец Оригинальное насекомое. Самцы — безвредные мошки, типа комариков. Даже рта они не имеют, вообще не питаются. Зато самки и потомство их — необычайно прожорливы. И на самцов ничем не похожи. Самка — овальная и плоская, как крошечная камбала, многоножка с усиками. Цвета она белого и вся «мучнистая», будто белой пылью посыпана. Размером она невелика — до полусантиметра длиной. А вред от мохнатой вши (так прозвали ее за вид и «деятельность») велик. Червецы женского пола облепляют зеленые части растения практически сплошь, будто мукой обсыпают. Происходит это быстро. Определяют вредителя по симптомам: Клейкие сладкие выделения, прилипшие на растениях — хороший субстрат для спор грибных болезней. Мучнистый червец, наносит сразу два удара: сам вредит и способствует расселению болезней. Боярышник и его родственников по семейству (шиповник, розу) мохнатая вошь особо обожает. Поражает и ягодные кустарники, может перейти на боярышник с них. Боярышниковая горностаевая моль Роскошное название дано не менее роскошному по виду насекомому. Красивая бабочка, около двух сантиметров в размахе крыльев. Задние и передние крылья отличаются по цвету. Передние — белые, усеянные чёрными точками, края — с серой бахромой. Задние — пепельного цвета. Личинку, грязно-жёлтую (иногда – серую) гусеницу, красивой не назовешь. В листья она не внедряется, питается на поверхности, выедая ткани, скелетируя их до жилок. Живут гусеницы коллективно, сплетают гнезда из паутины, склеивая по два листа, обосабливая так свое жилище. Яблонная запятовидная щитовка

http://azbyka.ru/garden/vrediteli-boyary...

Мысль о Виновнике бедствия, пред волей Которого следует преклониться, была вызвана в фараоне тяжестью бедствия, казни. С ее прекращением исчезла и она. «Сообразно с сердцем людей, – говорит блаженный Августин , – одних милосердие Божие приводит к покаянию, других вооружает против Него, укрепляет во зле». Исх.8:16 .  И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри [рукою] жезл твой и ударь в персть земную, и [будут мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная] сделается мошками по всей земле Египетской. Исх.8:17 .  Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Третья казнь заключалась в появлении из земли по удару жезла множества «кинним», по переводу LXX «скнипов». По мнению Филона и Оригена , разделяемому многими толковниками, это были мошки, москиты, обычный бич Египта в период наводнения. По словам же Иосифа Флавия, свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса, согласному с ним взгляду некоторых ученых – Буксторфа, Буддея, под «кинним» разумеются вши. Наибольшая достоверность этого последнего понимания подтверждается следующими данными. «Кинним», по библейскому повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются «из воды»: относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на людях и на скоте» (ст. 17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение «вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX – « σκνφες». Употребление этого выражения у древних греческих авторов – Феофраста, Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную вошь, и червей, и блох. Исх.8:18 .  Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. Исх.8:19 .  И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. Бессилие магов, общечеловеческое бессилие вызвать к бытию новую тварь, всего яснее сказалось в словах: «это перст Божий», дело высшей божественной силы ( Пс. 8:4 ). Признанный самими волхвами сверхъестественный характер третьей казни виден из ее происхождения, причиной которого был удар жезла Ааронова, а равно и объема: вся персть обратилась во вшей, ни одна часть страны не была свободна от них (ст. 17, Пс. 104:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:7: «И вы (Израиль) узнаете, что Я Господь, Бог ваш». 7:5: «Тогда узнают Египтяне, что Я Господь». 7:17: «Из сего узнаешь (фараон), что Я Господь» (первая казнь). 8:10: «Дабы ты (фараон) узнал, что нет никого, как Господь Бог наш» (вторая казнь). 8:22: «Дабы ты (фараон) знал, что Я Господь среди земли», (четвертая казнь). 9:14: «Я пошлю все язвы Мои ... дабы ты (фараон) узнал, что нет подобного Мне на всей земле» (седьмая казнь). 9:29: «Я... (Моисей) простру руки мои к Господу ... града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля» (также седьмая казнь). 10:2: « ... о знамениях Моих, которые Я (Господь) показал в нем (в Египте), и чтобы вы (Моисей и Израиль) знали, что Я Господь» (восьмая казнь). 11:7: «Дабы вы (Моисей и Израиль) знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (десятая казнь). 14:4: «И покажу славу Мою на фараоне ... и познают Египтяне, что Я Господь» (переход через море). 14:18: «И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». Употребление этого слова продолжается в Книге Исход и дальше, как указывает Исход (16:6:12). В пустыне Израиль «узнает», что Он является Господом Богом благодаря Его чудесной заботе. Назначение казней Преобладание темы знания Господа поднимает назначение казней выше наказания. Казни не являются Божьим возмездием фараону. Намерение Господа состоит не в том, чтобы оставить в Египте побитого и окровавленного фараона, и не в том, чтобы впечатлить его невероятными чудесами. Божье намерение заключалось в том, чтобы фараон и его народ – не говоря уже об израильтянах – действительно приобрели познание об истинном Боге. Это будет знанием, основанным на наблюдении и сопоставлении, а не на слухах. Знать Господа – значит признавать Его власть и подчиняться ей. Такой выбор стоит перед фараоном, и он призван его сделать. Написано о следующих десяти казнях: 1 . 7:14–25 – превращение воды в кровь; 2 . 8:1–15 – множество жаб; 3 . 8:16–19 – мошки (или вши);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Гнездилов Михаил, крестьянин, 1610 г., Белев Гнездо, Гнездовы : Захарий Михайлович Гнездо Шетнев [см. Шетень], конец XV в., Тверь; Михаил Александрович Гнездов, 1530 г., Суздаль Гнезник, Гнезниковы : Гнезник, солевар, конец XV в., Соль Галицкая; от него – Гнезниковы Ср. существующее ныне у Соли Галицкой село Гнезниково Гнетнев Максим Андреев, посадский человек, 1625 г., Торжок Новый Гнида, Гнидины : Иван Гнида, крестьянин, 1500 г., Новгород; Гнидины, XVII в., Устюг Гнида – яйцо вши Гнилобоков Гаврила Юрьевич, посадский человек, 1646 г., Казань Гнильевы, Гнильевские : Гридя [см. Гридя] Захаров Гнильев, дьяк кн. Дмитрия Ивановича Жилки, 1508 г.; его потомки назывались Захаровыми и Гнильевскими (вотчины в Ростове) Гнус, Гнуса : кн. Иван Иванович Гнус Долгорукий [см. Долгорукий], середина XVI в.; кн. Иван Федорович Гнуса Ромодановский, первая половина XVI в. Гнус – мелкие мошки, мошкара, бич для человека и животных в лесах и болотах Севера России и Сибири Гобислов Вассиан, чернец Волоколамского монастыря, середина XVI в. Гобола Феодосий, мясник, 1459 г., Псков Говоровы : Павел Иванович, 1553 г., Рязань; другой род Говоровых – солевары, XVI в., Соль Галицкая; много лиц в XVI–XVII вв. в Рязани Говорухин Семен Григорьев, откупщик, 1569 г., Владимир Говырин Гридя Суровцев [см. Гридя, Суровец], пристав вел. кн., 1514 г., Нижний Новгород Гоголь, Гоголевы : Иов Гоголь, крестьянин, 1495 г., Новгород; Дмитрий Гоголев, прасол, 1554 г., Двина В XVI–XVII вв. один из станов Московского уезда назывался Гоголевым Гоголь – водяная птица, род уток Гогунин Иван, крестьянин, 1648 г. Гогуров Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Годовиков Федор Федорович, подьячий, а затем дьяк, 1664–1700 гг., Москва Годун, Годуновы : Иван Иванович Годун Зернов, конец XIV в.; от него – Годуновы [см. Асан, Зерно, Мигун, Толстой, Чермный, Язка] Годун – воспитанник, приемыш (ярослав.) Гойтан , старшина мастеров, строивших храм Спаса на Бору, 1345 г., Москва Гоконов Григорий Ильич, иноземец, помещик, 1616 г., Белевский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

согласных с ними библеистов, чем противоположному пониманию немецких гебраистов. Последние приводят и некоторые другие более решительные доводы, и подтверждение своего взгляда: так напр. говорят, что вши не составляют такого обычного и сильного бича в Египте как москиты или мошки (Кнобель и Дильман). Что касается этого основания, то оно имеет конечно силу с точки зрения библейской критики, старающейся прежде всего поставить египетские казни в адекватные отношения к явлениям египетской природы и вследствие этого стремления избирающей из ряда естественных явлений те, которые сколь возможно ближе подходят к библейскому повествованию; для нас же достаточно вообще указания (см. ниже) путешественников по Египту, что жители этой страны так же мало избавлены от вшей, как и жители других стран, – чтобы установить связь третьей казни с особенностями египетской природы, которая, будучи вспомоществуема высшей силой своего Творца, служит орудием наказания египтян. – Еще менее заслуживает внимания толкование Михаэлиса, который произвольно предполагает, что при наведении третьей кавни имелось и виду указать на непостоянстно и тленность человеческой жизни, для каковой цели будто бы более соответствующим символом были мошки, чем вши: «в данном месте (т. е. Исх.8 ), говорит Михаэлис, удобнее под понимать culices чем pediculos: мы хотя признаем последних смертными существами, но мы не видим как они умирают, разве как только в тех случаях, когда их убивают силой; или – лучше – мы не знаем, как долго они (вши) живут; напротив, жизнь мошек не превышает года, и определенное время года они умирают и исчезают – поэтому они служат более лучшим и не гнусным (nec turpis) образом краткости жизни» (Suppl, ad Hebr. Lexic). То же самое говорит и Geddes: лучше понимать в значении мошки, чем вши, думает он, for the ephemerical life of any species of gnats, would be a fitter image of the transitoriness of human life, than the very uncertain duration of the louse; besides that the figure would be less ignoble, and more congruous to the dignity of the subject» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Во всяком случае фараон изменил своему слову и вновь отказал в отпуске израильтян. Тогда последовала третья казнь, и уже без предостережения, которыми сопровождались первые две. Почва берегов Нила, как и все там, считалась священною и ее боготворили под именем Себ или отца богов. Теперь она должна была подвергнуться осквернению. Вся земля обратилась в мошек и разных насекомых. «И были мошки на людях и на скоте» ( Исх. 8:18 ). Подлинник дает более широкое понятие, под которое подводятся все паразитные насекомые: клопы, клещи, вши и т. п. Особенно ненавистны были египтянам последние. Они настолько считались нечистыми, что жрецы обязаны были тщательно брить на себе волосы, чтобы иначе как-нибудь случайно не занести такой нечисти в храмы. В основе этой казни также лежит естественное явление, замечаемое на берегах Нила. «Когда наводнение, говорит Осборн, поднимается над уровнем каналов и быстро покрывает всю поверхность земли, то тонкая пыль, в которую обыкновенно обращается грязь после предшествовавшего наводнения, и которая покрывает все поля, представляет необычайное явление. Как только она пропитывается влагой, из нее появляются бесчисленные мошки и насекомые всякого рода, нарождающиеся из яичек, заложенных во время убыли прежнего наводнения. По мере притока воды, черные тучи этих насекомых поднимаются над землею и несутся перед потоком, привлекая в свою очередь тучи птиц, охотящихся за ними, что все представляет крайне своеобразное зрелище» 415 . Подлинное слово, употребленное в книге Исход, по-видимому, включает различных ядовитых мошек и нечистых насекомых. Греческие переводчики, жившие в Египте и потому знакомые с особенностями этой страны, употребляют слово (σχνφες), которое означает не только безвредных мошек, но и ядовитых насекомых, причиняющих страшные страдания не только людям, но лошадям и вообще скоту. Но и помимо страдания, самое появление насекомых, особенно вшей, было великим бедствием для египтян, гордившихся своею чистоплотностью и с презрением относившихся к другим народам, как грязным и немытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Однако к общей своей совокупности изложенная аргументация представляется имеющей значительную силу; в частности для уяснения данной спорной подробности библейского текста много силы и значения имеет ссылка на талмудическое употребление слова «кинна» в значении «вошь»; правда Гезениус 274 и другие позднейшие гебраисты (Кнобель и Дильман) утверждают, что из такого талмудического употребления нельзя сделать определенного вывода, так как служит обозначением и других насекомых, как напр. хлебных червей; но то, не укрывшееся от указанных гебраистов 275 обстоятельство, что в Талмуде употребляется во всяком случае в применении только к бескрылым насекомым, к разряду которых принадлежит и вошь, более благоприятствует пониманию в значении вши, чем в значении мошки или москита, так как последнее насекомое не принадлежит к этому разряду бескрылых насекомых. Поэтому в виду главным образом указанного талмудического употребления слова , а также отчасти и в виду других вышеизложенных доводов нельзя не отдать преимущества пониманию библейского «кинним» в значении вши пред ходячим мнением о мошках, как орудии третьей казни 276 ; это понимание «кинним» в значении pediculi не препятствует и поставлению третьей казни в особое отношение к религиозным суевериям египтян и их религиозной обрядовой практике. Но как с таким пониманием примирить перевод LXX? Действительно ли греческое слово σνιψ имеет такое ограниченное значение, какое придали ему Филон и Ориген ? Лучшим критерием при определении значения этого греческого слова может служить, конечно, употребление его у древних греческих авторов; немногочисленные же случаи такого употребления 277 показывают, что греческий термин имел обширное значение, обнимающее и травяную вошь, и червей и блох, большей же частью прилагался именно к травяной вше или aphides, которая по органическому строению ближе стоит к pediculus, чем к мошке или к какому-нибудь виду из семейства culicidae 278 и в классификациях некоторых ученых (напр. Бурмейстера) относится к одному порядку с pediculus.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Параллельно с указанным пониманием еврейского слова «кинним» в библейско-исторической литературе существует, однако другое понимание, представляемое многими древними переводами и, если не превосходящими представителей первого понимания по количеству, то едва ли уступающими им по авторитетности исследователями-библеистами. Иосиф Флавий, излагая историю третьей казни, говорит: φϑειρν γρ τος Αιγπτοις ζνϑησεν πειρν τι πλϑος νδοϑεν ναδιδομνων (бесчисленное множество вшей появилось на египтянах, выступив извнутри тел последних) 266 ; в том же значении φϑερες (pediculi, вши) переводят еврейское «кинним» Бохарт 267 , который ссылается в подтверждение своего мнения на древние переводы – халдейский таргум Онкелоса, Самаританское, Сирское и Арабское Пятокнижия 268 , Буксторфий 269 , Буддей 270 , Иак. Бриант 271 и другие новейшие английские исследователи; последние помимо тех или других соображений имеют за себя авторизованный английский перевод Библии , в котором, как и в переводе Лютера, kinnim переведено словом lice (у Лютера Läuse) 272 . Защитники этого второго понимания основываются на следующих доводах: 1) «кинним» по библейскому повествованию выводятся из персти земной, тогда как москиты обыкновенно происходят из воды; 2) мошки хотя сильно раздражают людей и животных, однако относительно их нельзя сказать, чтобы оне были «на» () людях и «на» скоте; 3) название «кинним» происходит от корня , означающаго «утверждать, установлять, укреплять»; заключающееся в этом корне понятие стойкости, постоянства, больше подходит к представлению о вше, чем о мошке; 4) в талмуде «кинна» () имеет значение: вошь; на еврейское слово намекает и греческое ονις – гнида и ινα– маленькие вши 273 . Можно оспаривать состоятельность некоторых из приведенных аргументов: так как казнь имела неоспоримо сверхъестественный характер, то вследствие этого напр. указание библейского повествования об изведении «кинним» из земной персти не может служить основанием к какому-нибудь положительному, категорическому выводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

На основании этих данных можно, кажется, не ограничивать греческого слова, употребленного в переводе LXX для передачи еврейского «кинним», значением «мошки», и не видеть со стороны перевода LXX препятствия к пониманию «кинним» в смысле pediculi 279 . Когда священная река Нил была обращена в кровь, тогда через эту казнь не только нанесен был потрясающий удар религиозным воззрениям египетского народа в центральном их пункте, но и должен был нарушаться порядок их религиозной обрядности, во многих своих частях приуроченной к священной реке. Когда над водными потоками разразилась вторая казнь, частые очищения, которым жрецы придавали величайшую важность 285 , во второй раз встретили для себя препятствия; настоящая третья казнь так же должна была неблагоприятным образом отразиться на религиозной церемониальной практике египтян в силу особых воззрений того времени. Было уже упомянуто, что египетские жрецы особенно славились чистоплотностью, возводившейся ими на степень религиозной обязанности; жрецы старались особенно оберегать себя и храмы от вшей и других нечистых насекомых и пресмыкающихся животных, считая смертельным оскорблением для своих храмов, если в них случайно появлялись или были заносимы подобные, возбуждающие чувство гадливости животные 286 . По словам Геродота «жрецы каждые три дня стригли волосы на всем теле, чтобы не иметь на себе вшей или другой какой-нибудь скверны во время служения богам» 287 . «Народ, говорит тот же историк в другом месте, никогда не носил шерстяного платья, когда входил в храм, равным образом не употреблял его и при погребении, потому что почитал его нечистым» 288 . «Жрецы Изиды, говорит Плутарх, носили полотняные одежды, которые меньше других могли производить вшей» 289 . Теперь жрецы, покрытые вшами, не могли совершать служения богам, народ не мог быть допущен за пороги своих храмов; если бы хотели принести жертву, не могли найти для этой цели чистого животного, так как вши были и на людях, и на скоте. И проклятие за такое унижение и осквернение народа лежало на иле, который считался священным и боготворился под именем Себа, отца богов 290 . Черная плодотворная почва нильского бассейна, называвшаяся Хеми, была предметом особенного почитания наравне с другими важнейшими силами и главнейшими стихиями природы; теперь эта уважаемая и высоко почитаемая стихия Египта сделалась источником унижения египтян и предметом омерзения в глазах их. Омерзительный характер этой казни, оскорбление, нанесенное религии осквернением божеств и прекращением религиозных церемоний – было самой тяжелой чертой её (казни). Глава VI. Знамение пятое или казнь четвертая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Подлинник даёт более широкое понятие, под которое подводятся все паразитные насекомые: клопы, клещи, вши и т.п. В основе этой казни также лежит естественное явление, замечаемое на берегах Нила. «Когда наводнение, говорит Осборн, поднимается над уровнем каналов и быстро покрывает всю поверхность земли, то тонкая пыль, в которую обыкновенно обращается грязь после предшествовавшего наводнения и которая покрывает все поля, представляет необычайное явление. Как только она пропитывается влагой, из неё появляются бесчисленные мошки и насекомые всякого рода, нарождающиеся из яичек, заложенных во время убыли прежнего наводнения. По мере притока воды, чёрные тучи этих насекомых поднимаются над землёй и несутся перед потоком, привлекая в свою очередь тучи птиц, охотящихся за ними, что всё представляет крайне своеобразное зрелище» 163 . Подлинное слово, употреблённое в книге Исход, по-видимому, включает различных ядовитых мошек и насекомых. Греческие переводчики, жившие в Египте и потому знакомые с особенностями этой страны, употребляют слово (σκνυφες), которое означает не только безвредных мошек, но и ядовитых насекомых, причиняющих страшные страдания не только людям, но лошадям и вообще скоту. Но собственно ядовитые насекомые явились вследствие четвёртой казни, наведшей на страну «песьих мух». Эти злые и ядовитые мухи иногда тучами наполняют воздух и бывают истинным бичом для людей и для животных. Они обыкновенно приносятся южным ветром с больших болотных мест верхнего Нила и своей чёрной массой покрывают всё. Укушение их причиняет страшное воспаление и в Абиссинии их так боятся, что при приближении их в известное дождливое время года жители удаляются со своими стадами. Подобные насекомые и в обыкновенное время составляют истинное наказание для людей и животных. Когда же страна покрывается водой, то они увеличиваются до ужасного количества. Никакими занавесами не закроешься от них. Так как наводнение, покрывая землю, уменьшает вообще их пищу, то они как бы с голодным бешенством набрасываются на людей и на скот и тучами устремляются на всё, что только может служить для них пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010