Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Тучапский Макарий; † 1548 (?)), правосл. Львовский еп. В документах 20-х гг. XVI в. львовянин Макарий Тучапский упоминается как один из «старших» общины правосл. «русских» мещан Львова (ныне Украина) и предместий. Положение этих мещан было нелегким. Они не могли занимать городские должности, им был затруднен доступ во мн. цехи, во Львове «русские» мещане могли владеть землей и домами лишь на территории небольшого квартала в районе Русской ул., ограничивалась свобода правосл. богослужения. В документах 20-х гг. XVI в. Макарий Тучапский выступает в числе тех, кто отстаивали права правосл. мещан в спорах с властями города. В 1530 г. Тучапский упоминается как один из выбранных общиной опекунов львовской Успенской ц. Особенность церковной жизни на землях Русского воеводства Польского королевства состояла в том, что в сер. XV в. местная правосл. Галицкая епархия перестала существовать и управление духовенством находилось в руках наместников, к-рых назначал король по рекомендации католич. Львовского архиепископа. Еще в 1522 г. король «с согласия» Львовского архиеп. Бернарда назначил наместником на территории Галицкой епархии правосл. шляхтича Яцека Гдашицкого. Приняв монашество с именем Исаакий, Гдашицкий вступил в контакт с Киевским митр. Иосифом II , и в 1526 г. митрополит назначил Гдашицкого своим наместником в Галицкой епархии. После вмешательства Львовского архиепископа Гдашицкий был отстранен от должности, и архиепископ назначил нового наместника - Яцко Сикору. В ответ на это митр. Макарий II поставил своим наместником некоего «Гошовского попа» (вероятно, свящ. Иосифа Гошовского). Такое решение вызвало недовольство местного православного населения, и митрополит согласился назначить наместником того, кого выберет паства. Тогда духовенство, шляхта, мещане и «все поспольство... земль Русских и Подольских» предложили кандидатуру львовского мещанина Макария Тучапского. Митрополит благословил Тучапского на наместничество. По ходатайству митрополита и правосл. шляхты кор. Сигизмунд I утвердил это решение и поручил правосл. Перемышльскому епископу ввести Тучапского в должность.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩИНСКИЙ [польск. Wereszczyski] Иосиф (ок. 1530, г. Збараж (ныне Тернопольская обл., Украина) - 26.03.1598), католич. епископ Киевский, писатель. Род. в правосл. семье помощника холмского судьи Андрея Верещинского. Воспитывался и обучался в Красном Ставе (ныне Красныстав, Польша), где в то время располагалась кафедра католич. епископа Холмского. Духовный сан принял в молодые годы, однако неизвестно, когда и от кого он был посвящен во иерея, а также когда и при каких обстоятельствах перешел в католицизм. Ф. Жепницкий утверждает, что В. имел степень д-ра теологии, но не уточняет, где он ее получил. Образованность, усердие и семейные связи способствовали церковной карьере В. 24 марта 1571 г. он подписался как епископский плебан (епархиальный приходской священник). В 1577 г. был каноником холмским и читал проповеди (изд. в 1584). В 1581 г. был избран комендаторийным аббатом бенедиктинского аббатства в Сецехове. После смерти Стефана Батория приложил много усилий для избрания на трон Сигизмунда III Вазы . В знак признательности Сигизмунд III в 1589 г. назначил В. епископом-номинатом Киевским, с сохранением права управления аббатством. 5 июня 1592 г. папой Климентом VIII В. был канонически утвержден в сане епископа Киевского, но рукоположен так и не был. О состоянии дел в Киевском еп-стве в кон. XVI в. сведений очень мало. Известно, что не было ни кафедрального собора, ни резиденции епископа; к 1592 г. сохранился только один католич. доминиканский мон-рь с одним монахом. Укр. казачий гетман Ян Орышовский упоминает о намерении Киевского еп. Иосифа В. превратить в кафедральный костел древний храм Св. Софии, но осуществить эту затею ему не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов - имение, перешедшее к католич. епископам в 1560 г. Там был построен укрепленный замок с костелом, устроена типография. В. даже хотел перенести туда кафедру, но этот замысел не был реализован. Ему удалось вернуть под юрисдикцию Киевского католич. еп-ства ранее утраченные земельные владения.

http://pravenc.ru/text/150413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Волчанский; † 14.10. 1754, Могилёв), еп. Могилёвский и Мстиславский. Время и место рождения неизвестны, предположительно происходил из западнорусских дворян. Был братом Могилёвского еп. Иосифа (Волчанского) . Окончил КДА. Время и обстоятельства принятия монашеского пострига неизвестны. В 1734 г. был назначен игуменом вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря . В 1742 г. избран на Могилёвскую кафедру, остававшуюся единственной православной на территории Речи Посполитой . Его назначению препятствовали католики при поддержке папы Римского Бенедикта XIV , к-рый пытался перевести епархию в унию. В 1744 г. И. получил королевский привиллей на управление епархией, 2 окт. 1744 г. в Москве состоялась архиерейская хиротония. 9 янв. 1745 г. И. был встречен близ Смоленска делегацией из представителей духовенства и мирян Могилёвской епархии. 23 янв. 1745 г. И. приехал в Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , 25 янв. в могилёвской ратуше ему был объявлен королевский привиллей на управление епархией. 27 янв. того же года И. отслужил литургию в соборе могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря и прибыл в Могилёв. В 1740-1744 гг., во время Кричевского восстания под рук. Василя Ващилы, польск. власть принимала жестокие меры по его подавлению, репрессиям подвергалось и православное духовенство, священнослужители без суда и следствия заключались под стражу, подвергались пыткам, облагались штрафами. И. решительно приступил к возрождению правосл. жизни в епархии, восстановлению церквей. Еще в Москве он обсуждал вопрос о возможности подчинения Могилёвскому епископу мон-рей на территории епархии. Деятельность архиерея вызвала противодействие со стороны власти Речи Посполитой и католич. населения. В 1745 г. И. дважды безрезультатно посылал доверенных лиц в С.-Петербург с просьбами о покровительстве. Также И. не получил поддержки и со стороны русского посла в Варшаве гр. Г. К. Кейзерлинга и резидента Голембовского, к-рые писали имп. Елизавете Петровне о «беспокойном» архиерее, вызывая недоверие к его прошениям о нуждах епархии.

http://pravenc.ru/text/293698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА II († кон. 1507), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). До принятия монашества был приходским священником, имел жену и сына Семена (Сенька Кривой). Возможно, И. был правосл. виленским священником, ставшим духовником Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны (1495-1506), о к-ром она писала отцу, Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу : «А есть со мною другой поп из Вильны, и он добре добр». В грамоте кор. Александра Ягеллончика от 7 марта 1502 г. минскому Вознесенскому мон-рю И. назван архимандритом (предшествующие настоятели обители имели сан игумена). Приблизительно в это же время состоялась хиротония И. во епископа Владимирского и Берестейского, а также последовавшее вскоре поставление его на Киевский митрополичий престол. Писатели XVII в. ( Сильвестр (Косов) , Иоанн (Дубович)), характеризовавшие И. как благочестивого и «простого», утверждали, что определяющую роль при выборе кандидатуры на пустовавшую в течение 2 лет митрополичью кафедру сыграла вел. кнг. Елена. Это подтверждается покровительством, к-рое оказывала вел. кнг. Елена Иоанновна минскому Вознесенскому мон-рю, когда им управлял И. В 1-й пол. 1503 г. кор. Александр и правосл. «князи и панове» обратились к К-польскому патриарху с просьбой утвердить И. Киевским митрополитом, что означало восстановление церковного общения Западнорусской митрополии с К-полем, прерванного в результате высказанного Киевским митр. Иосифом (Болгариновичем ; † ок. сер. 1501) желания перейти под власть папы. В июне К-польский патриарх Пахомий I подписал настольную грамоту И., однако и в окт. 1503 г., при освящении Благовещенской ц. в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , И. еще титуловался «освященным епископом, нареченным митрополитом Киевским и всея Руси». Униат. писатели XVII в. называли И. московитом, что, возможно, указывало на его происхождение из Московского гос-ва или на его нетерпимость к идее унии католич. и правосл. Церквей. Я. Кулеша утверждал, что «при нем схизма (Православие.- С. Л.) подняла голову» и церковными делами стали интересоваться не только простолюдины, но и шляхта и магнаты. Ю. Бартошевич считал, что именно позиция И. привела к отказу Западнорусской митрополии от унии с Римом, заключенной Иосифом (Болгариновичем). И. пользовался поддержкой правосл. магнатов Великого княжества Литовского. Митрополит передал право патроната над гродненским Коложским монастырем королевскому писарю Богушу Боговитиновичу (20 июля 1506), который восстановил разрушенную обитель и наделил ее землями. Митрополит в присутствии своего буд. преемника Смоленского еп. Иосифа (Солтана) отказался от имущественных прав на этот монастырь и разрешил ктитору-мирянину назначать игумена.

http://pravenc.ru/text/578332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТИЙ [греч. στειος, στιος] (нач. II в.), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля), еп. г. Диррахий (Иллирик), пострадал при имп. Траяне . Однажды А. увидел во сне предстоящие ему мучения за Христа и велел причетникам оставить его. По приказу городских начальников А. был схвачен. Когда он отказался принести жертвы идолам, его привели к правителю Агриколе, к-рый приказал бить А. оловянными прутьями и воловьими жилами, затем его обмазали медом и в жару распяли на кресте. Страдая от укусов шершней и мух, он предал дух Господу. Над местом погребения А. впосл. был возведен храм. Под 5 июля память А. отмечена в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 797–799), в одной из редакций Студийского Устава — Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), а также в большинстве памятников Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.— Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Под 6 июля память А. указана в Типиконе Великой ц. IX - XI вв. ( Mateos . Typicon. Т. 1. P. 332), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 525–528), в греч. Синаксарях (напр., Paris. 1617, 1071 г.) и в печатной греч. Минее (Венеция, 1591). В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 6 июля; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,— под 4 июня. В ВМЧ краткое житие А. помещено также под 4 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 210 (2-я паг.)), эта дата является в наст. время днем празднования А. для РПЦ. Гимнография По описанию, данному в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), известно последование А., не вошедшее в печатные богослужебные книги и состоящее из стихир 4-го гласа и канона Иосифа Песнописца 4-го гласа с седальном. Оно содержится в рукописных греч. Минеях: Paris. 13, Paris. 1575, XII в. и др. В 1918 г. было издано позднее последование А., составленное митр. Диррахийским Иаковом (Мосхонисиосом) (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 15). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, указанное последование А. не вошло. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 6 июля, по 6-й песни канона утрени, помещен синаксарь без стихов (Mhna‹on. " IoÚlioj. S. 53).

http://pravenc.ru/text/420183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010