Несомненно, роль А. В. не ограничивалась пределами Египта: по сути глубокий кризис Церкви в империи, вызванный арианством, был преодолен при активном личном участии А. В. Этот процесс не оставался лишь внутрицерковным, охватив значительную часть населения империи, гос-во, институт имп. власти,- и роль А. В. в нем тем и значительна, что он своими деяниями и творениями был обращен ко всей Церкви, ко всей империи и ко всему ее населению. Отстаивание Православия и Соборного единства Церкви было важнейшим этапом в деле распространения христианства во всей империи и становления новых отношений между Церковью и христ. гос-вом. Прот. Валентин Асмус, И. С. Чичуров Творения В обширном лит. наследии А. В. нашли отражение разные области богословия, что позволяет соответственно классифицировать весь корпус творений святителя. Апологетические Свт. Афанасий Великий. Роспись Богородичной ц. мон-ря Студеница в Сербии. 1208 - 1209 гг. Свт. Афанасий Великий. Роспись Богородичной ц. мон-ря Студеница в Сербии. 1208 - 1209 гг. Эту группу составляют ранние сочинения А. В.: «Слово против язычников» (Λγος κατ Ελλνων, Oratio contra gentes) и «Слово о воплощении Бога Слова» (Λγος περ τς νανθρωπσεως το Λγου, Oratio de incarnatione Verbi). Они написаны ок. 318 г. (335-337; здесь и далее датировки по К. Ле Башле (DTC), альтернативные - по М. Тецу (TRE)), однако уже содержат основные положения учения святителя. Оба Слова связаны между собой и, согласно блж. Иерониму (De vir. illustr. 87), объединялись под общим названием «Две книги против язычников» (Adversum gentes duo libri). 1-е сочинение по теме и содержанию близко к апологиям II в.: в нем дается критика языческой мифологии и обрядов как идолопоклонства, а также намечается путь истинного богопознания через созерцание красоты тварного мира и самопознание. Во 2-м А. В. раскрывает смысл Боговоплощения. Это важнейшее произведение для восточнохрист. антропологии и сотериологии. Догматико-полемические Критике арианства А. В. посвятил 3 «Слова против ариан» (Λγοι κατ Αρειανν, Orationes contra Arianos, 356-361 или 345-346; 4-е слово, по мнению большинства исследователей, не принадлежит А.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Вернувшись домой в сумерки и пообедав, я толковал потом с одним пришедшим просить крещения; это, по словам Павла Саймару, довольно замечательная в Ооцу личность; сей человек, Тецу, был два года тому назад самым рьяным врагом Саймару – за христианство его; тогда было здесь почти возмущение, вследствие которого Павел и Андрей Саймару оставили начальственные посты; они лучшие здесь люди для выборов на служебные по городу посты, но они христиане; язычники побоялись дать им власть в руки, «мол, весь город обратят в христианство»; и вот главным внушителем сего и возмутителем народа был означенный человек. Затем он мало-помалу совсем переменился, и из врага Павла сделался самым искренним приверженцем его, так что между ними возник союз вроде родственного: Павел – отец, он – сын, так Павел и отрекомендовал себя и его мне, будучи прежде врагом христианства, он мало-помалу возжелал узнать его поближе и принять. Но попал сначала на лживый путь. У него два брата в Токио сделались последователями синкёо (протестантства); по одному названию «новой веры», не доверяя протестантству, он взялся за старую «киу-кёо», то есть католичество. Призвал сюда патера иностранца, а сей поставил здесь катехизатора; полгода держал его в своем доме, слушал у него учение и помогал ему распространять его; патер также весьма часто приходил сюда, но не почувствовал сердечного влечения к католичеству и отослал патера и его катехизатора назад: «Не хочу, мол, принять киу-кёо, душа не лежит к нему»; патер и катехизатор удалились, хотя и доселе иногда пишут ему. Теперь он, вероятно, под влиянием Саймару, хочет принять православие и прямо просит крещение. Я отказал в сем до времени, пока не узнает яснее веру и будет узнан, искренне ли и твердо прилепится к ней; обещал выслать ему из Токио Догматику и сравнительное Богословие; катехизатор и Павел Саймару помогут ему лучше ознакомится с православием , а о. Фаддей, пришедши сюда в следующем месяце, испытает его и крестит, если он окажется достойным. Дух католичества, между прочим, виден в следующем: в разговоре с сим человеком я привел тест из Священного писания и указал, где он, в какой книге; он отозвался, что не знает сей книги, Евангелия; про Священное Писание у его учителей и речи не было, и он оставался в полном неведении о Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Итак, в школах – вот какие люди, по сложившемуся (как видно) понятию извне и по самой сущности внутри. На службе могут ли быть другого качества?.. О. Фаддей Осозава пишет из Маебаси, что, по поверке кружки, Петр Кураока оказывается совершенно неповинным ни в каком заимствовании из нее. Спасибо хоть за это! Были двое христиан из Симоямада, в Эцинго; христиане усердные; члены местной компании, разрабатывающей керосинные источники. Был, вместе с Саввой Хорие, Ока Кейске, знаменитый сендайский синолог, мой давний знакомый; к сожалению, христианство от гордых ушей «гакуси» отстоит на недосягаемое пространство. С шести часов была всенощная, ибо завтра японский гражданский праздник «кигенсецу». Все учащиеся были в Церкви. Пели причетники, служил новопоставленный иерей о. Андрей Метоки, и очень хорошо. 30 января/11 февраля 1897. Четверг. С восьми часов Обедня, которую служили три священника. На молебен выходил и я, и было пять священников. Многолетие оба хора совокупно заразнили так, что хоть из Церкви бежи – один язычник и убежал. – После Обедни я посоветовался с о. Павлом Савабе о Павле Окамура, и положили мы: на родине ли, или где хочет, – и в продолжение одного года непременно явить плоды своей деятельности, то есть приготовить несколько язычников к крещению; под этим условием он будет нынешнее свое полное содержание получать; иначе, если совсем устранится от катехизаторской деятельности, дана будет ему в пенсию половина, и пусть потом трудом рук добывает, что достанет на пропитание семьи. Вызов тотчас же и послан. Было немало посетителей. Между прочим, один семинарист привел трех своих родственников, язычников, – врач, его сын, его племянник – студент Философской школы (Тецу-гаккан); говорил я им о необходимости веры, о Спасителе, но я мог бы говорить к своей двери или, обращаясь, в пустое пространство с тем же успехом. Вечером крайне рассердил Кавамото; лишь только, в шесть часов, я сел с Накаем за перевод, является и просит дать свободу от занятий ученикам на вечер и вследствие того свободу от уроков на завтрашний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Тецу – 663 Тиверий – 378 Тихай Елена Акимовна – 490 Тихай Игнатий – 131 Тихай Яков Дмитриевич – 119,122, 131, 136, 142, 143, 164, 260, 285, 286, 293 Тоба Александр – 633 Тоба Иоанн – 623 Тоба Моисей – 631, 633 Товит – 353, 394, 427, 580, 594, 633 Тогаси Вера – 164 Тогаси Павел – 163–166 Тода, князь – 218 Тода, врач – 563 Тода Агафья – 184 Тода Алексей – 184 Тода Афонасий – 699 Тода Гавриил – 323 Тода Иеремия – 696, 698 Тода Матфей – 328, 696, 698 Тода Никанор – 370, 781 Тода Петр – 184, 185 Тоде Василий – 539 Тоёкава Петр – 57 Тоета Елисавета – 172, 177 Тозаки Александр – 531 Токеда Василий – 265 Токеотани Гедеон – 528 Токи Стефан – 794 Токугава – 153, 194, 209, 298, 541 Токугава Иеясу – 226 Толстой Л. Н. – 290 Томида Ефрем – 235 Томизава Петр – 51, 52 Томизава Симеон – 363 Томизава Яков – 478–482, 776, 777 Томии Симеон – 630 Томинага Мария – 213 Томита Василий – 451 Томита Матфей – 226 Томогами Моисей – 365 Томоко Козьма – 579 Томоко Филарет – 579 Томонага Василий – 201 Томура – 623, 691 Томура Павел – 392 Тоносава – 321 Тоодзе Авраам – 216 Тоодзе Елисавета – 216 Тоокайрин Симон – 425–427, 429, 430 Тории Григорий – 196 Тории Мария – 196 Тосима Авраам – 633 Тосима Давид – 631, 633 Тосима Моисей – см. Хасегава Моисей Тосима Симеон – 631, 633 Тото Павел – 89 Тянькунь – 279 Удзигами Хаката – 161 Удзие Антоний – 39 Удзие Исайя – 376 Удзие Петр – 45, 332, 357 Удзии – см. Удзие Уеда Матфей – 65, 130, 273, 693 У еда Стефан – 382 Уемацу Иоанна – 203 Уемура Евфимий – 195 Уетани Анна – 189 Уетани Илия – 186 Уетани Иоанн – 186–188, 561–563 Уетани Иосиф – 186, 562, 563 Уетани Мария – 186 Уетани Николай – 562 Узава Александр – 640, 641 Узава Филипп – 640–644 Умата Петр – 655, 658 Унно Петр – 723, 724, 727 Уода Иоанн – 692 Урада Павел – 510 Уракава Алексей – 228 Ураками – 151 Урано Яков – 85, 366 Урусидо Моисей – 67, 88 Усидзима Яков – 152, 153 Утано Ками – 182, 567, 568 Уцида – 177, 463 Уцида Петр – 728, 729 Уцида Яков – 172 Уцино Матфей – 241, 244, 245 Фанака Семен – 589 Феврония, повитуха – 669

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...