Около 1051 г. переселились в Киев из Царяграда три греческие певца со своими семействами и от этих-то певцов началось в Русской земле, по выражению Степенной книги, ангелоподобное пение, именно: изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное демественное пение, получившее свое имя от так называвшихся доместиков (учителей, уставщиков пения в церкви, по-нынешнему — регентов) . В чем бы ни состояли означенные виды церковного пения, введенные у нас греческими певцами, пришедшими при великом князе Ярославе, но нельзя отвергать, что переселение к нам этих певцов сопровождалось добрыми последствиями для Русской Церкви. Еще прежде 1074 г. мы видим в Киево-Печерском монастыре доместика Стефана, а около 1134 г. в Новгородском Юрьевском монастыре — доместика Кирика, которые, следовательно, управляли хорами певчих или были уставщиками пения в своих обителях . Естественно предположить, что такие же доместики и хоры существовали при митрополите и епископах или при соборных церквах каждой епархии . В Киеве к концу XI и в начале XII в. известен был двор доместиков за Десятинною церковию, где, должно быть, доместики жили и обучали русских церковному пению . Около 1130 г. пришли из Греции к великому князю Мстиславу († 1132) еще три гораздые певца, которые, вероятно, также обучали русских пению и из которых один, Мануил, поставлен в 1136 г. епископом на Смоленскую епархию . Достойно замечания, что некоторые краткие молитвы и стихи у нас пелись тогда по-гречески. Многочисленные толпы народа при двоекратном торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба (в 1072 и 1115 гг.) единогласно взывали: «Кирие, елеисон». Звенигородцы в 1146 г., освободившись от врагов, также взывали: «Кирие, елеисон» . В Нижегородском Кондакаре, как мы видели, целая ипакои на Воздвижение написана сначала по-славянски, потом по-гречески, а, кроме того, в так называемых азматиках наряду со славянскими стихами положены на ноты и греческие стихи, писанные славянскими буквами. Например, азматика в гласе 1: «Раби Господа, алелугиа; по всей земли, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; о Феос моу, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ен оли кардиа моу вселенной... Боже мой... от всего сердца моего, алелугиа...» В гласе 3: «Исповемься Тебе, Господи, алелугиа; по всей земли, алелугиа, алелуиа, алелуиа, алелуиа, докса си о Феос (слава Тебе, Боже греч.), слава Тебе, Боже, алелугиа». В гласе 4: «И Святому Духу, алелугиа; ке Àгио то Пневмати (и Святому Духу греч.), алелугиа». В гласе 8: «Епи си, Коурие, илписа (на Тебя, Господи, надежда моя греч.), алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; и Святому Духу, алелугиа...» и пр. (л. 114–121). Судя по тому, что в азматиках положены на ноты только некоторые слова стихов, можно думать, что это сделано для образца и что по указанным образцам пелись и остальные слова тех же стихов .

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Естественно предположить, что такие же доместики и хоры существовали при митрополите и епископах или при соборных церквах каждой епархии 1531 . В Киеве к концу XI и в начале XII в. известен был двор доместиков за Десятинною церковию, где, должно быть, доместики жили и обучали русских церковному пению 1532 . Около 1130 г. пришли из Греции к великому князю Мстиславу († 1132) еще три гораздые певца, которые, вероятно, также обучали русских пению и из которых один, Мануил, поставлен в 1136 г. епископом на Смоленскую епархию 1533 . Достойно замечания, что некоторые краткие молитвы и стихи у нас пелись тогда по-гречески. Многочисленные толпы народа при двоекратном торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба (в 1072 и 1115 гг.) единогласно взывали: “Кирие, елеисон” 1534 . Звенигородцы в 1146 г., освободившись от врагов, также взывали: “Кирие, елеисон” . В Нижегородском Кондакаре, как мы видели, целая ипакои на Воздвижение написана сначала по-славянски, потом по-гречески, а, кроме того, в так называемых азматиках наряду со славянскими стихами положены на ноты и греческие стихи, писанные славянскими буквами. Например, азматика в гласе 1: “Раби Господа, алелугиа; по всей земли, алелугиа; ти икоумени (τη οικουμνη), алелугиа; о Феос моу (ο Θεος μου), алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ен оли кардиа моу (εν ολη καρδα μου [вселенной... Боже мой... от всего сердца моего (греч.)]), алелугиа...” В гласе 3: “Исповемься Тебе, Господи, алелугиа; по всей земли, алелугиа, алелуиа, алелуиа, алелуиа, докса си о Феос (δοξ σοι ο Θεος [слава Тебе, Боже (греч.)]), слава Тебе, Боже, алелугиа”. В гласе 4: “И Святому Духу, алелугиа; ке Агио то Пневмати (και Αγιω τ Πνυματι [и Святому Духу (греч.)]), алелугиа”. В гласе 8: “Епи си, Коурие, илписа (επι σοι, Κριε [на Тебя, Господи, надежда моя (греч.)]), алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; и Святому Духу, алелугиа...” и пр. (л. 114 – 121). Судя по тому, что в азматиках положены на ноты только некоторые слова стихов, можно думать, что это сделано для образца и что по указанным образцам пелись и остальные слова тех же стихов 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Песненное последование», весьма древнее по своему происхождению, как свидетельствует об этом Симеон Солунский , 218 будучи в обычае в церквах Антиохийской, Константинопольской и Фессалоникской, перешло и к нам, и существовало быть может как исключительное явление только в некоторых церквах. Такое мнение относительно существования «песненного последования» на Руси в рассматриваемое нами время дает нам право высказывать и до некоторой степени поддерживать отсутствие свидетельств о нем и единичность и, так сказать, исключительность того памятника, в котором мы находим незначительные следы его. Памятник этот – кандакарь XII в., принадлежавший некогда Новгородскому Благовещенскому монастырю, а теперь хранящийся в Императорской публичной библиотеке. В нем мы находим азматики, распетые на восемь гласов, но не те, пение которых в «песненном последовании» указывает Симеон Солунский . 219 Особенно замечательна в этом случай та смесь славянских и греческих слов, которую мы встречаем здесь. Для образца выписываем азматик первого гласа: «Раби Господа, алелугиа; по всей земли, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; о Феос, моу, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ен оли кардиа моу, алелугиа; помилуи мя Боже, помилуи мя, алелугиа; Иерусалиме, алелугиа; и Святому Духу, алелугиа». 220 Из этого мы можем видеть, что еще в XII веке, т. е. спустя по меньшей мере век с небольшим после принятия русскими христианства, в богослужении церкви Русской сказывалась особенная зависимость её от богослужебной практики церкви греческой, – зависимость, простиравшаяся до того, что перевод некоторых богослужебных песней, представлял почти на половину смесь славянских слов с греческими. Эта же зависимость богослужения церкви Русской от богослужения церкви Греческой служила причиною и того обстоятельства, что на Руси, как в конце XI, так и в XII веках, существовал обычай возглашать всему присутствующему народу некоторые молитвенные воззвания на греческом языке, в чрезвычайных, впрочем, случаях. Так, при двукратном торжественном перенесении мощей св. Бориса и Глеба (в 1072 и 1115 годах) многочисленные толпы народа восклицали: «Кирие елеисон!». Звенигородцы, в 1146 году, освободившись от врагов, возглашали то же самое молитвенное воззвание, и т. д. 221 V. Последование таинств и других чинов в конце IX и в XII веках

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

• Т.Г.Раковой, учителю музыки МОУ «Лицей 6» Арсеньевского городского округа Приморского края. Дипломы в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» присуждены: • Коллективу авторов ДОУ «Дом детского творчества 4», студия духовно-эстетического развития «Родник» (г. Новокузнецк, Кемеровская область); • Н.Н.Михеевой, заместителю директора по научно-методической роботе МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края; • А.В.Елисову, учителю истории и обществоведения учреждения Саваслейская средняя общеобразовательная школа Кулебакского района Нижегородской области. Дипломы в номинации «Лучший издательский проект года» присуждены: • Коллективу авторов муниципального детского образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад 49 г. Городец Нижегородской области; • И.Ю.Коноваловой, преподавателю воскресной школы храма в честь святителя Николая Чудотворца при ТКПБ г. Томска; Коллективу авторов МОУ «Гатчинская гимназия имени К.Д.Ушинского» Ленинградской области. Дипломы в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» присуждены: • Коллективу авторов методического объединения преподавателей курсов «Основы православной культуры и нравственности» г. Энгельс Саратовской области; Творческой группе МОУ гимназия 56 г. Томска; • Т.Ю.Иванцовой, педагогу дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества " Юность " » Петропавловск-Камчатского городского округа; Н.Н.Соколовой, руководителю Детского православного лагеря «Изборский Посад». Дипломы в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» присуждены: • Коллективу авторов МОУ СОШ 19 (г. Пятигорск); Г.И.Кубриной (г. Челябинск), заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59; • В.А.Гагинян, учителю математики, классному руководителю МОУ СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Диплом в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» присужден И.И.Паньковой (г. Ростов-на-Дону), доценту кафедры педагогики и педагогической психологи факультета психологии Южного федерального университета, заместителю директора по научно-экспериментальной работе МОУ СОШ 37.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Русская Православная Церковь и Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей Президента России в федеральных округах проводят конкурс в три этапа: I региональный (областной), II окружной и III всероссийский  этап. 15 февраля 2009 года в рамках церемонии открытия XVII Рождественских чтений состоялось награждение премиями «За нравственный подвиг учителя» победителей всероссийского этапа педагогического конкурса, представивших лучшие методические воспитательные проекты. Премии и дипломы вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Премия первой степени и диплом присуждена А.В.Аркадьевой (г. Дмитров), преподавателю авторского историко-православного класса Дмитровской средней школы 1 с углубленным изучением предметов, заслуженному учителю Российской Федерации за работы «Основы православия для детей. Премии второй степени и диплом присуждены: • И.П.Чепурышкину (Смоленская область), директору Смоленского областного государственого учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов», заслуженному учителю РФ, кандидату исторических наук; • Г.Г.Негер (Курская область), преподавателю ОПК МОУ «Бобрышевская средняя общеобразовательная школа». Премии третьей степени и диплом присуждены: • Н.В.Ситниковой, педагогу дополнительного образования МОУ СОШ 12 г. Твери; Кротову В.Н., учителю русского языка и литературы ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 30 II вида; • Т.С.Рублевой (г. Болотный Новосибирской области), педагогу дополнительного образования детей МОУ ДОД «Дом детства и юношества». Дипломы в номинации «Лучшая инновационная разработка года» присуждены: • А.Н.Филинковой (г. Невьянск), методисту, педагогу дополнительного образования МОУ ДОД ЦРТДЮ; В.П.Казаковой (г. Ачинск), педагогу дополнительного образования краевого государственного образовательного учреждения «Ачинская Мариинская женская школа-интернат»;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2. Мирошников Георгий, Мирошникова Надежда. «Живу в гармонии с природой», «Путешествие одуванчика». Рук. Мирошникова Е.Ю., МКОУ«Беловская СОШ» Беловского района Курской области, сл. Белая. Художественное выразительное чтение (чтецы): исполнение стихов или прозаических произведений о подвигах и святых земли Русской, стихов поэтов о природе, о России, о красоте родной земли, отрывков древнерусской и классической литературы . 1. Викторов Мирослав. 11класс. Чтение « Русь» И. Никитин.МОУ «Школа г. Донецк , ДНР 2. Красноносова Анна. 1 класс. Стихотворение « Мне дедушка и папа говорили...». Рук.Король О.А., МОУ ОШ 36 г. Макеевки, г. Макеевка, ДНР 3. Чавкина Дарья. 4 класс. Художественное слово. Рук. Котикова И.Н., МОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка, р.п. Чамзинка, Мордовия 4. Шилова Ирина. 16 лет, отрывок из повести Николая Гайдука « Зачем звезда герою», Рук. Ашмарина Т.А., Театральная студия «Непоседы», г. Бийск, Алтайский край. 5. Балчугов Иван , 1класс, Рук. Сергеева В.В., МКЛУ " Клетская средняя школа " Клетского муниципального района Волгоградской области. 6. Плаксин Григорий. 6 класс. Отрывок из стихотворения Константина Симонова « Сын артиллериста». Рук.Селютина Ю.А., МАУ Культурный центр», г. Кемерово. 7. Гринь Ксения. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зеленый»,К. Ибряев«С чего начинается Родина». Рук. Гринь А.В., МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 18», г. Ливны. Орловская обл. Форма участия: коллективная «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»; «Сохраним Русь и передадим потомкам»; «У нас на всех одна планета…»; «Человек отвечает за жизнь на земле…»; «Живу в гармонии с природой»; «Культура – есть память»; «А я в Россию, домой хочу» (М.И. Ножкин); «О, Русская земля! Ты уже за холмами…»; «Русская классика о красоте русской земли», «Слово о полку Игореве», «За други своя», «Узнаю Отечество святое…»; «Святые подвижники земли Русской», «Славянское единство и защита Святой Руси»; «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…»;«Есть у подвига крылья»; «России славные годины»; «Герои Российской истории»; «В жизни всегда есть место подвигам».

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/16/...

Рисунки, посвященные природе родного края, его красоте и славе, людям, их делам, которые они совершали во имя Родины. Исторические герои Отечества, полководцы, святые, битвы и духовные подвиги. Святые места Отечества. Рисунки о том, как люди веками сражались за Добро против зла, о Победе доброго начала над силами зла. 1. Кравцов Виталий. 3 класс. Рисунок « Никита Кожемяка». Рук. Севрюкова О.М., МОУ «Школа г. Ясиноватая, ДНР. 2. Шестакова Алина. 14 лет. Рисунок « Врачи» (гуашь). Рук. Тукмачев С.В. Бийская ДХШ, г. Бийск, Алтайский край. 3. Федоров Илья. 12 лет. Рисунок « Часовня» (гуашь). Рук. Говтван О.В.,МБУДО ДДТ Литературно-художественная студия «Жар-птица».г. Бийск, Алтайский край. 4. Ларионова Дарина. 8 лет. « Защитник Древней Руси». Рук. Тимофеева А.Ф., МБУДО «ЦДТ «Солнечный», г. Рыбинск, Ярославская обл. 5. Костикова Светлана. 10 кл. Рисунок « В бой». Рук. Степаненко К.А., МОУ «Лицей 8 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда». 6. Хиврич Сергей, 4 класс, 10 лет. Рисунок « Партизаны». Рук. Кузина Т.Ю., МОУ " Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Волжского Волгоградской области " . 7. Алина Клочко.17 лет. Рисунок « Слезы матери». г. Николаев, Украина . 8. Чеснокова Елизавета. 11 кл. Рисунок « Наследникам Великой Победы». Рук. Затурская Н. Ю. ГОУ ЛНР «Перевальская средняя школа им. Геннадия Ширко». г. Перевальск, ЛНР. 9. Лазарева Арина. 11 лет. «Олег Кошевой». «Правофланговые комсомола». Рук. Лазарева С.Н., МБОУ СОШ 1 п. Ханымей , Пуровской р-н, ЯНАО. 10. Фомичев Алексей. 14 лет. “ История одного храма”, эссе, иллюстрированное акварельными этюдами. Рук. Жиляева Т. А., МБУДО «Школа искусств им. А.Д. Кившенко», п. Серебряные пруды, Московская обл. 11. Нехороших Елизавета. 13 лет. «…с кровавых непришедшие полей». Рук. Черников А.М., МКУ ДО Карсунская ДШИ им. А. Пластова, р.п. Карсун, Ульяновская обл. 12. Артемьев Юлиан. 10 класс. « У Бога все живы». Рук. Полищук В.Н., ГБПОУ КСТ (Колледж современных технологий им. героя Советского Союза М.Ф.Панова), г. Москва

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/16/...

335 О большом количестве смешанных браков (собственно браков женщине – христианок с язычниками) свидетельствует блаж. Иероним в цит. месте своего сочинения Adversus Iovinianum. Сн. Моу, о. с., S. 197–198. 336 См. Zhishman, о. с., S. 507–508; свящ. Ф. Преображенский, Древние матери-христианки, стр. 10–13, 42–61, М. 1893. 338 De fide et oper. c. 19, n. 35, – Migne Patr. lat., t. XL, col. 221. Если – справедливо замечает по этому поводу Е. v Моу – так было в чрезвычайно строгой африканской церкви, то тем боле то же самое могло иметь место в Восточных церквах (о. с., S. 196). 339 Ср. суждение об этом проф. и. А. Заозерского – в цит. журн. соед. заседаний отделов Предсоб. Присутствия, стр. 37–38. 340 См. толкование Зонары на второе из приведенных в тексте правил (Σντ. III, 190; р. дерев, в Правилах св. поместн. соборов с толков., изд. Моск. Общ. Л Д. Пр., вып. 1, стр. 244). 342 Толков. Вальсамона на 14 пр. IV Всел. Соб.: „еретики разделяются на двое – на приемлющих наше таинство и божественное пришествие на землю, но погрешающих в некоторых частях учения, каковых, при обращений их к нам, мы одним миром помазуем, и на совершенно не приемлющих сего, каковы неверные, то есть иудеи и еллины, которых мы крестим» (Σντ. II, 253; р. перев. в Правилах св. Всел. Соб. с толков., изд.: Общ. Л. Д. Пр., стр. 215). См. ещё ответ того же Вальсамона на вопрос Александрийского патриарха Марка относительно православных жен, вступающих в браки с сарацинами и еретиками (Σντ. IV, 476): здесь слово αετικòς употреблено в применении к сарацину (проф. М. Е. Красножен , Иноверцы на Руси, т. 1, стр. 52, Юрьев 1900). 343 Σντ. III, 198–199; р. перев. в цит. изд. правил поместн. соборов с толков., стр. 243–245. Это же мнение разделяет E. v Moy, o. c., S. 197. 345 Последние слова могут служить подтверждением высказанной нами выше догадки, что под „еретиками», которых имеют в виду лаодикийские правила, разумеются не одни только еретики в точном значении этого названия, но также и иноверцы – иудеи и язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

постная Новгородской Софийской – ныне библиотеки Петер­бургской Дух. Академии по Уставу Синодальному, студийскому, в Алексеевской редакции певческое исполнение нередко совершалось по хирономии с точным указанием, когда певцы, правый и левый хор, поют вместе, когда попеременно, что по уставу студийскому и что по Уставу Великой Церкви (Софии Константинопольской). Так как Устав, по редакции своей, второй половины XI в., и так как в Киево-Печерском монастыре в той же второй половине XI века был введен преп. Феодосием студийский устав, а этот Синодальный список есть древнейший по редакции, как полагает проф. Мансветов, то и является возможным допустить господство этой редакции устава в Киево-Печерском монастыре. Но как этот устав представляет собой состояние церковного пения в период господства хирономии и осмогласия, не упоминая о певческом письме – симиографии, так другой Устав Типографский, напротив, не упоминая о хирономии, как бы уже забытой, излагает песнопения в певческом письме, крюковой симиографии – знаменной и кондакарной, и, следовательно, отмечает период в состоянии русского церковного пения более поздний, который естественно падает на конец XI века. Крюковая симиография Устава могла явиться скорее всего в Киеве же, или при участии трех греческих певцов, или их русских учеников, при их непосредственном руководстве, и могла быть заимствована, скорее всего, с Афона, так как ни кандакарная симиография Устава, ни его знаменная симиография, не находят себе ничего подобного в Византии, в византийской симиографии, но, вместе с тем, близки к симиографии греко-сирийской. Что Устав имеет русскую и киевскую именно обработку, видно из наличности в нем текста кондака свв. мучч. Борису и Глебу, но еще без певческих знаков. Благовещенский кондакарь весьма интересен в том отношении, что содержит в себе явные следы византийского песенного последования в асматике и полиелее, украшенных прибавлением греческих слов и попевок: о Феос моу, ен оли кардиа моу, епи си Курие ильписа и проч. и, кроме того, содержит кондаки преп. Феодосию Печерскому и свв. мучч. Борису и Глебу, что указывает время его редакции и письма не ранее XII века. С признаками же песенного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

г. Себежа. Монастырь основан около 1600 г. Мстиславским воеводой Иосифом Корсаком. С 1844 г. считается внештатным, а в 1896 г. преобразован из мужского в женский. В нем два храма с тремя приделами. Соборный храм в честь Покрова Богоматери воздвигнут в 1796 г. При этой общежительной обители имеется смешанная церковноприходская школа и иконописная мастерская. Управляет игуменья. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцком уезде. Спасо-Евфросиниевский первоклассный (с 1842 г.) необщительный монастырь, расположенный на правом берегу р. Полоты и в 2 в. от уездн. гор. Полоцка, основан около 1125 г. известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславой. Судьба этой знаменитой по древности и историческому значению для края обители тесно связана с судьбой Белорусского края и в особенности с судьбой города Полоцка. Этот город, подпав в конце XIV в. под власть поляков, долгое время находился под гнетом иноверного правительства и насильно навязанной унии. Обитель в 1579 году была отдана иезуитам, а в 1654 г. возвращена православным. Затем в 16 37 г. она снова достается иезуитам, и снова они изгоняются из Полоцка; в 1820 г. обитель переходит в казну, а в 1832 г. отдается в православное духовное ведомство. Она восстановлена была в 1840 г. по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским . В монастыре два каменных храма: Спасо-Преображенский, построенный основательницей обители не позже 1160 г., и трехпрестольный в честь Воздвижения Креста Господня. В 1870 г. в обитель были принесены часть мощей прп. Евфросинии Полоцкой, скончавшейся в Греции 23 мая 1173 г. и покоящиеся в Феодосиевской пещере Киево-Печерской лавры. Вещественными памятниками преподобной остаются в основанном ею монастыре ее келья в Спасовом храме и ее драгоценный шестиконечный крест 1161 года, длиной в 11,75 вершка, с заключающимися в нем частицами мощей святых. Крест этот обложен золотым и серебряными листами с мозаичной орнаментикой и 20 небольшими образами, из которых один – Григория Богослова – утрачен. На боковых сторонах его вырезана на славянском языке следующая надпись: «въ л. и. Х покладать фросинь чьстьныи крстъ, въ манастыри въ цркви. стго спса. чьстьно дрво бсцньно сть. акованье его. злото. и сребро. и камнье. и жьнчюгъ. къ р гривнъ. а др… м гривнъ. да низносетьс из манастыр. никогдаже ко ни продати. ни аще се кто прслоушать. изнесть и манастыр да не боуди моу помощникъ. чьстьныи крстъ ни въ сь вкъ ни въ боуд. щин. и да боудеть проклтъ стою животворщею троицею. и стыми тци. ти. семию съборъ стыхъ отцъ. и боуди моу часть съ июдою. иже прда хса. кто же дрьзнетъ сътвори с… властелинъ. или кнзь. или пискоупъ или игоумнь. или инъ которыи любо члвкъ а боуди мой клтваси. фросинь же раба Хва. сътжавъши крстъ сии приметь вчню жизнь съ вс… и с.»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010