92. Сельскохозяйственная инфраструктура крупной феодальной вотчины в XVII – первой половине XVIII в.//Динамика и темпы аграрного развития России: Инфраструктура и рынок. Материалы XXIX сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Орел, 2006. С. 117–128. 93. Документы из архива Троице-Алатырского монастыря начала XVII в.//Марийский археографический вестник. 2006. 16. С. 121–140. 94. Венечные сборные книги Новгородской митрополии XVII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 2006. С. 105–107. 95. Землевладение Ростовской митрополичьей кафедры в Вологодском уезде в XVI–XVII вв.//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 249–263. 96. К изучению делопроизводства севернорусских монастырей в XVII – начале XVIII в.//Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 40–49. 97. Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI–XVII вв. Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг [рецензия на книгу]//Отечественная история. 2006. 6. С. 205–207. 98. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце XIX в.//Сельская Россия: Прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни). Материалы всероссийской научной конференции. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244–250. 99. Милосердие в средневековой Руси: идеи, нормы, практика (XI–XVII вв.)//Историческое краеведение и архивы. Вып. 12. Вологда, 2006. С. 3–17. 100. Вологда в период Петровских реформ: Сборник документов и материалов. Вологда, 2007. 187 с. (в соавторстве с А. Н. Гуслистовой). 101. Вотчина Троице-Сергиева монастыря в Юрьевецком уезде в XVII – первой половине XVIII в.//Мининские чтения: Труды научной конференции. Нижний Новгород, 2007. С. 422–431. 102. К изучению Устюженской десятины Новгородской митрополии//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Великий Новгород, 2007. С. 98–103. 103. Монастырские крестьяне Ростовского уезда в конце XVII в.//История и культура Ростовской земли. 2006. Ростов, 2007. С. 97–106.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

98) От Московского священника Д. И. Ромашкова – его брошюра: О любви к отечеству. Москва, 1908, три экземпляра. 99) От Омского Епархиального Наблюдателя церковных школ Протоиерея Д. И. Садовского – его брошюра: Истинный путь. Сергиев Посад, 1909. 100) От Справщика Московской Синодальной Типографии Н. И. Серебрянского – аа) его труды: а) Житие преп. Евфросина. Спб., 1909, и б) Заметки и тексты из Псковских памятников, I–V. Москва, 1910; и бб) Труды Псковского Церковного Историко-Археологического Комитета: Псковская Старина, 1. Псков, 1910. 101) От Н. Μ. Смирнова – его брошюра: Муки юной души. Москва, 1910. 102) От Московского Протоиерея С. В. Страхова – его брошюра: В защиту религиозного обучения в раннем возрасте. Москва, 1910. 103) От А. А. Титова – его издание: Проповеди Свят. Димитрия Ростовского на украинском наречии. Москва, 1909. 104) От Священника Рязанской епархии К. Ф. Черкасова – его труд: Вечный календарь (Текст и таблица). Москва, 1891, два экземпляра. 105) От Справщика С.-Петербургской Синодальной Типографии Н. Чуриловского – его брошюра: О Новом Завете на четырех языках. Спб., 1909. 106) От П. И. Щукина – его издание: Щукинский Сборник. 8. Москва, 1909. 107) От студента LXVI курса Академии Г. Богоявленского – книга: Taciti Libri qui supersunt, rec. Halm, tomus 1-ог. editio stereotypa. Lipsiae, 1905, gb. 108) От студента LXV курса Академии Свящ. А. Князева – книга: Виноградов, Раскол старообрядчества, 1. Рязань, 1909. —506— 109) От студента LXVI курса Академии Свящ. Т. Лаврова – книга: Гедеон, Слова, т. III, s. t. 110) От студента LXIV курса Академии С. Лебедева – книга: Nowack, Biblische Archäologie, 1–2. Freiburg i. B., 1894. 111) От студента LXVI курса Академии Н. Малышева – его брошюра: «Страждущий Христос». Сергиев Посад, 1910, три экземпляра. 112) От студента LXVI курса Академии Н. Протасова – а) его брошюра: К вопросу о религиозном элементе в посвящениях у дикарей. Сергиев Посад, 1910; и б) брошюра: Марков, Кустари Сергиева Посада. Сергиев Посад, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В тот же день, 24 января, в газете «Голос Москвы» появилась статья Новосёлова «Голос православного мирянина 100 ». В статье вопрошалось: «Доколе, в самом деле, Святейший Синод, перед лицом которого уже несколько лет разыгрывается этим проходимцем преступная трагикомедия, будет безмолвствовать и бездействовать?» И далее: «Быть может, ему недостаточно известна деятельность Григория Распутина? В таком случае прошу прощения за негодующее, дерзновенное слово и почтительно предлагаю высшему церковному учреждению вызвать меня для представления данных, доказывающих истинность моей оценки хитрого обольстителя» 101 . Эти данные вместе с антираспутинскими статьями Новосёлова были собраны им в книге «Распутин и мистическое распутство» 102 . Книга печаталась, но печатание было приостановлено из-за конфискации всего напечатанного 103 . Конфискована была и газета «Голос Москвы» от 24 января 1912 г. 25 января на вечернем заседании Государственной Думы был сделан запрос Министерству Внутренних Дел по конфискации газет «Голос Москвы» и «Вечернее Время». В речах А.И. Гучкова и В.Н. Львова ясно указывалось, что дело идёт не о конфискации газет, а о той личности, по поводу которой произошла конфискация. К запросу единогласно присоединилась вся Дума (кроме барона Черкасова): и левые, и правые. Дело окончилось ничем, но шум в прессе был большой. Синод ответил «москвичам» в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где давались требуемые объяснения по делу еп. Гермогена, объяснялась его вина и правомерность наказания, конечно, без упоминания имени Распутина. Еп. Гермоген обвинялся в догматических расхождениях со Св. Синодом по поводу возможного учреждения корпорации диаконис и каноничности моления при погребении неправославных христиан, а также в нежелании подчиниться указу Св. Синода о выезде из Петербурга. При этом отрицалась всякая связь дела еп. Гермогена с Распутиным. Здесь же высказан упрёк в адрес «москвичей», устроивших «суд над церковной властью» через газету, что вносит соблазн в умы, вредит Церкви. Наконец, «москвичам» напоминается правило Трулльского Собора, запрещающее мирянину «перед народом» рассуждать о вере или «учить как учителю " 104 . «Москвичи» – все члены Новосёловского кружка, – защищая своё понимание отношений между иерархией и мирянами, выступили с полемической статьёй в тех же «Московских Ведомостях» за теми же подписями (кроме В.М. Васнецова). Они утверждали, что Соборное установление, на которое ссылается Синод, запрещает мирянам всего лишь учить в Церкви догматам веры, но не запрещает высказывать своё суждение о действиях представителей церковной власти. В статье ещё раз было прямо сказано о связи дела еп. Гермогена с Распутиным и повторялось требование созыва специального Собора для расследования этого дела 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Князю. Такой же высокий, стройный, светлый и прекрасный, не замедлил явиться к нам и Его Высочество , В. К. Константин Константинович 102 . Экая троица ангеловидная! Тут же познакомились и с «батюшкой» фрегатским, которым оказался памятный паломник иерусалимский и часовщик о. Агафангел 103 , По окончании всех переговоров, компания наша оставила корабль и возвратилась на берег. Златоносцы отправились в Русский приют, а мы, черноризцы, – в Русский сад. Впрочем, Виссарион с Симоном застряли в некоей локанде 104 у знакомого грека, а мы с драгоманом подхватили свою кароцу 105 , и укатили в Св. Тавифу, полные удовольствия и пота. Вел. Князья ступят на Святую Землю в час пополудни, и немедленно сядут в коляску. Ночуют у Латруна, и завтра между 9-ю и 10-ю часами будут в Иерусалиме. Отдых и обед. Сборы всякие. Ненужные презенты стариковы фруктами и пр. Возвращение локандцев с известием, что Их Высочества уже уехали. Бахшиши многие. Отъезд из рая сладости в 3 часа с лишечком. Не жарко и очень весело. Удобный бы момент для нашего Пифагора 106 , да вместо него носится перед взором что-то в роде мандрагора... В Рэмли на прежнем месте стакан пива, и марш вперёд. В потёмках уже проехали мимо великокняжеского лагеря и часам к 9-ти достигли Баб-эль-уади. Четверток, 21 мая. Под памятною смоковницею постлали рогожку и расположились на ней отдыхать на полтора часа, разумеется, не обошлось при сем без закуски. Попотчивали на беду свою и Негг’а Kumscher’a шнапсом, да потом едва могли стащить его с Ноева ложа. Медленно поднимались в горы и только к свету достигли кое-каких своих построек. Сон до 8-ми часов. Ревизия всего дома и инструкции всем и каждому. В 9 часов отправляюсь в город, и встречаю Севастийского 107 , уже приветствовавшего Их Высочеств в Колонии. В алтаре храма и потом в ризнице ожидание благостного звона. Патриарх в дремоте и в видимой заботе о своей речи высоким гостям. Наконец «едут» и «идут»! Принимаем Их Высочеств у дверей храма. Патриаршее им приветствие, читанное по тетрадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пс.105:8.   И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою. Пс.105:9.   И запрети Чермному морю, и изсяче, и настави я в бездне, яко в пустыни. Пс.105:10.   И спасе я из руки ненавидящих, и избави я из руки врагов. Пс.105:11.   Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть. Пс.105:12.   И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Бог поразил «Чермное море» жезлом Моисея и оно иссохло на средине, и, таким образом, провел евреев морем, сделав бездну его проезжею «пустынею» , и «избавил их» от фараона и египтян, потопив их всех в «воде» . Увидев это, евреи поверили обещаниям Божиим и воспели победную песнь: «поим, Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Причиною спасения было не достоинство их, но человеколюбие Божие (Златоуст, Феодорит). Пс.105:13.   Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его. Пс.105:14.   И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога в безводней. Пс.105:15.   И даде им прошение их, посла сытость в душы их. Хотя евреи роптали и искушали Бога в «пустыне» , Он не презрел их, но оказал снисхождение, все делая с тем, чтобы привлечь их; и как человеколюбивый Отец терпит детям, плачущим напрасно, так и Бог им (Златоуст). Пс.105:16.   И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня. Пс.105:17.   Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона. Пс.105:18.   И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники. Жестокой казнью поразил Господь мятежников для вразумления других — почитать удостоенных Богом высокого сана священства, ибо не надлежало рабам Божиим быть в презрении (Златоуст, Евсевий). Пс.105:19.   И сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному. Пс.105:20.   И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву. Пс.105:21.   И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Пс.105:22.   Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем. Очень искусно изобразил псалмопевец ужас их безумия. Они безсильного скота предпочли Богу всяческих (Феодорит). Пс.105:23.   И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.105:33.   Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнами своима. Моисей, объятый скорбью и гневом по причине необузданности своего народа, исполнял божественное повеление без обычного спокойствия: выразив некоторое сомнение в словах, он ударил по скале и извел воду, это и значит сказанное: «разнствова» (раздвоился) «устнама своима» , т.е. сказал, чего не следовало говорить. За это и вознегодовал на него Бог и не допустил его ввести народ в землю обетованную. Если великий угодник Божий Моисей не за что-либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: «еда из камене сего изведу вам воду?» (Числ. 20:10), и после этого ударил жезлом своим дважды в камень, и потекло много воды, вместо того, чтобы только сказать скале, и она дала бы воду без ударения. Итак, поскольку не сказал камню, как повелел ему Бог, во славу Божию, но говорил народу с негодованием и небрежно: за одно это только получил угрозу, что он не войдет в землю Обетованную. — Когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: «аще праведник едва спасается, нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:18) (Феодорит, Василий В.). Пс.105:34.   Не потребиша языки, яже рече Господь им. Пс.105:35.   И смесишася во языцех, и навыкоша делом их. Пс.105:36.   И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. Пс.105:37.   И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. Пс.105:38.   И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми. Пс.105:39.   И осквернися в делех их, и соблудиша в начинаниих своих. Пс.105:40.   И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое. Пс.105:41.   И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. Отступление от Бога называется блудодейством. Ибо Бог оказывал о них попечение такое, какое муж о жене своей; а они отступили и предались идолам (Златоуст, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

По справедливости они были осуждены на гибель, но по человеколюбию Своему Господь допустил им спастись — ради святости ходатая; ибо много может молитва святых к Богу за грешников (Златоуст). Пс.105:24.   И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его. Пс.105:25.   И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. Пс.105:26.   И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни. Пс.105:27.   И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны. Это — новое свидетельство их неверия: они воспротивились повелению Божию вступить в обетованную землю, утверждая, что хананеи так сильны, что они не в силах бороться с ними. Они забыли дела Спасшего их. И за неверие Бог наказал их гибелью не вдруг, но по частям, сохраняя по Своему человеколюбию их потомство (Златоуст). Пс.105:28.   И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых. Пс.105:29.   И раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. «Веельфегор» — идол. Именно с блуда началось идолослужение. Евреи, пожелав дочерей моавитских, убеждены ими были поклоняться идолам (см. Числ. 25). Поэтому общение с иноплеменницами и было запрещено законом (Златоуст). Пс.105:30.   И ста Финеес, и умилостиви, и преста сечь: Пс.105:31.   И вменися ему в правду, в род и род до века. История свидетельствует, что «Финеес» мечем предал смерти одного из начальников вместе с соблудившею с ним женою (см. Числ. 25:7) и, таким образом, остановил не только болезнь, но и гнев Божий. Так сильна справедливость одного мужа, что прекращает общий погром. Обращай внимание не на самые события, но на цель их, и на намерение тех, кто совершал такие дела. «Финеес» не был человекоубийцей, но только необычайный ревнитель. Ибо он делал угодное Богу, и поэтому прославляется за ревность. А иначе, если просто будешь судить о событиях и не станешь везде искать цели, то как бы и «Финееса» не назвать человекоубийцею. Не был «Финеес» человекоубийцей, но необычайный ревнитель был (Златоуст, Исидор). Пс.105:32.   И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

«И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его». Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен – Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их. Пс.105:13 .   Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения. Пс.105:14 .   Увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. «Ускориша, забыша дела Его: нестерпеша совета его»: «И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней». Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей. Пс.105:15 .   И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их. «И даде им прошение их, посла сытость в души их». Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, и хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду. Пс.105:16 .   И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню. «И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня». Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства. Пс.105:17 .   Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона. Пс.105:18 .   И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых. «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона»: «И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на что они отважились. Пс.105:19 .   Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану. «И сотвориша телца в Хориве». Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И поклонишася истуканному». И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование. Пс.105:20 .   И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. «И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву». Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих. Пс.105:21 .   Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте. Пс.105:22 .   Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря. «И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте». «Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем». Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это. Пс.105:23 .   И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их]. «И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их». Ибо, когда изрек Бог всяческих: «остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик» ( Исх. 32, 10 ); тогда блаженный Моисей сказал: «аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси» ( Исх. 32:32 ). Пс.105:24 .   И презрели они землю желанную, не верили слову Его. Пс.105:25 .   И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня. «И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его»: «И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня». Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 105-го. «Аллилуия» В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде. Пс.105:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое. Пс.105:2 .   Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?» Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих. Пс.105:3 .   Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! «Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время». За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, – ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды. Пс.105:4 .   Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим. «Помяни нас Господи во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим». Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое. Пс.105:5 .   Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. «Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим». То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010