Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАШКОВЦЫ Одно из направлений в движении евангельских христиан (см. в ст. Баптисты ) в России в посл. четв. XIX - нач. XX в. Движение возникло под влиянием англичанина Г. В. Редстока , который по приглашению Е. И. Чертковой в 1874 г. прибыл в С.-Петербург и в аристократических салонах столицы начал проповедь идей, близких к баптизму. В России Редсток пробыл 6 месяцев, в 1876 г. приехал вновь, в 1878 г. правительство запретило ему въезд в страну. Помощником Редстока в его 1-й приезд стал крупный рус. землевладелец полковник В. А. Пашков (1831-1902), благодаря к-рому проповеди стали читаться на рус. языке, что привело к расширению круга слушателей. Община получила название от фамилии Пашкова, ставшего лидером движения (название «редстокисты» было менее распространенным). Среди П. были представители знатных рус. семей: церемониймейстер имп. двора гр. М. М. Корф, министр путей сообщения гр. А. П. Бобринский, кнг. В. Ф. Гагарина и ее сестра кнг. Н. Ф. Ливен, Черткова, на сестре которой был женат Пашков, и др. Собрания, проходившие в особняке Пашкова в С.-Петербурге, могли посещать все желающие, были организованы дешевые обеды для неимущих, проводились беседы с посетителями, раздавали НЗ, др. религ. книги. В основе неявно декларируемого учения П. лежало общепротестант. положение об оправдании только верой: Христос Своими страданиями уже искупил грехи людей, для спасения необходимы лишь вера, молитвы и добрая христ. жизнь. Каждый верующий может понимать и толковать Свящ. Писание. П. отвергали церковные таинства , почитание икон и святых, иерархию, однако для них не была характерна критика правосл. Церкви. Богослужение сводилось к молитве, проповеди и пению стихов, собранных в брошюре «Любимые стихи». В С.-Петербурге П. открыли швейные мастерские, в к-рых девушки обучались швейному мастерству и слушали проповеди. Черткова организовала ночлежный приют и Дамский комитет посетительниц тюрем. В нояб. 1876 г. Пашков учредил Общество поощрения духовно-нравственного чтения, распространявшее за небольшую плату Свящ. Писание и сочинения духовно-нравственного содержания. Об-во выпустило свыше 200 переводных (с нем. и англ. языков) и оригинальных брошюр (нек-рые выдержали до 12 изданий), к-рые продавались по небольшой цене или раздавались даром. Брошюры содержали беседы о вере и христ. нравственности, разъяснения текстов Свящ. Писания, выдержки из сочинений свт. Тихона Задонского и бесед митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . В 1882 г. по инициативе Британского Библейского общества на средства Пашкова был издан синодальный перевод Библии на рус. язык. Значительный вклад в распространение учения П. внес созданный ими ж. «Русский рабочий» (1875-1886). Пашков и Корф вели переписку с баптистами на Кавказе, в Закавказье (в частности, с В. Г. Павловым), на юге России, посылали им материальную помощь, книги.

http://pravenc.ru/text/2579882.html

(Тарнавский Михаил Иванович; 14.02.1904, с. Бурдяковцы, Галиция, Австро-Венгрия (ныне Борщёвского р-на Тернопольской обл., Украина) - 25.09.1943, близ с. Свинарин Турийского р-на Волынской обл., Украина), еп. Владимир-Волынский. Семья принадлежала к Украинской греко-католической Церкви. Был крещен с именем Северин. В 1922 г. окончил гимназию в г. Черткове (ныне Чортков Тернопольской обл., Украина). В 1922-1924 гг. учился в духовном уч-ще при василианском Креховском мон-ре близ Львова. В 1928 г. поступил на пастырские курсы при Пинской католической семинарии, к-рые окончил в 1930 г. Из-за введенного для выпускников семинарии, желающих принять священнический сан, обязательного условия целибата отказался от намерения стать клириком. Преподавал в Станиславовской униатской семинарии, готовил к защите диссертацию в Львовской богословской академии. В нач. 30-х гг. XX в. познакомился с преподавателем Православного богословского фак-та Варшавского ун-та проф. И. И. Огиенко (см. митр. Иларион (Огиенко) ). Под его влиянием 12 сент. 1932 г. перешел из греко-католичества в Православие, изменив имя на Михаил (2-е его имя при крещении). Находился в юрисдикции Православной Церкви в Польше (ПЦП), неканонически провозглашенной автокефальной в 1924 г. В 1932-1933 гг. учился на Православном богословском фак-те Варшавского ун-та. В марте 1933 г. рукоположен во диакона, в авг. того же года - во иерея. Проходил богослужебную практику в г. Кременце, затем был назначен настоятелем храма в с. Батьков (ныне Радивиловского р-на Ровненской обл.). Вскоре овдовел. С 17 июля 1936 г. окружной миссионер 4-го (Дубенского) благочиннического окр. Волынской епархии. 3 дек. того же года перемещен настоятелем в с. Жуковец (ныне Гороховского р-на Волынской обл.), преподавал Закон Божий в местной школе. В 1935-1938 гг. опубликовал ок. 20 работ в офиц. органе Волынской епархии «Церква i hapiд», также печатался в ж. «Шлях», издававшемся в Луцке правосл. об-вом им. Петра Могилы. Неск. его проповедей были опубликованы в луцкой газ. «Украïньска нива».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

А.А. Половцов Чертков, Иван Дмитриевич Чертков , Иван Дмитриевич, двора Его Императорского Величества шталмейстер, почетный опекун С.-Петербургского Опекунского Совета, управлявший Мариинским сиротским отделением, учрежденным при Соборе всех учебных заведений, и Вдовьим домом; почетный член Демидовского дома призрения трудящихся; член комитета о коннозаводстве, Попечительного Совета заведений общественного призрения в С.-Петербурге и комитета главного Попечительства детских приютов, попечитель Александринского сиротского дома. Из дворян Воронежской губернии. Сын Дмитрия Васильевича Черткова (см.). Родился в 1797 г. В службу вступил 15-ти лет, в 1813 г. (25-го марта), «к делам Воронежского гражданского губернатора», причем произведен был в коллежские регистраторы. В том же году (окт. 13) переведен в Арзамасский конно-егерский полк прапорщиком и с тех пор 20 лет провел на военном поприще, принимая деятельное участие в кампаниях 1813–1814 гг., Турецкой 1828–1829 гг. и Польской 1881 г. Поступив в военную службу, он состоял при шефе своего полка генерал-майоре Хрущеве, командовавшем 1-ю конно-егерскою дивизией, для исправления должности адъютанта; в 1814 (февраля 12-го) награжден, за отличие в сражениях, орденом св. Анны 4-й степ.; в том же году, 13-го марта, произведен в поручики, а 18-го марта награжден орденом св. Владимира 4-й степ. с бантом; в ноябре того же года назначен бригадным адъютантом к ген-м. Хрущову; в 1816 г. (июля 1-го) адъютантом к командиру 4-го резервного кавалерийского корпуса, генерал-лейтенанту графу Палену 2-му; в авг. 1816 г. переведен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк; в 1817 (февраля 13-го) произведен в поручики, 1819 (февраля 2-го) – в ротмистры; 13-го ноября 1820 г. назначен адъютантом к командовавшему гвардейским корпусом генерал-адъютанту Васильчикову; 1-го февраля 1822 г. – адъютантом к начальнику Главного Штаба Его Величества, генералу от инфантерии, князю Волконскому, к которому был прикомандирован еще с 1-го января 1821 г., а 1-го января 1825 г. «обращен в полк». В 1826 (января 28-го) произведен в полковники и в том же году (ноября 27-го) назначен адъютантом к Его Императорскому Высочеству великому князю Михаилу Павловичу; в 1827 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. Приняв участие в Турецкой кампании 1828–1829 гг., Чертков, по покорении крепости Браилова, награжден был орденом св. Владимира 8-й степ. и, сверх того, получил за эту компанию в числе прочих, не в зачет годовое жалованье. За польскую кампанию 1831 г. он получил орден св. Станислава 2-й степ. и золотую саблю с надписью «за храбрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ (Чертков Василий Григорьевич; † 18.05.1688, Крутицкое подворье в Москве), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий). 9 апр. 1671 г. В. был хиротонисан во архиепископа Смоленского из архимандритов московского Нового Симонова мон-ря . В 1672 г. возил из Смоленска в Москву 2 чудотворные иконы Богоматери «Одигитрия» (из Успенского собора и Надвратного храма) для поновления, был представлен царю Алексею Михайловичу . В марте 1676 г. поставлен в сане митрополита на Сарскую и Подонскую (Крутицкую) кафедру. С 6 сент. по дек. 1681 г. являлся Тверским митрополитом. Это назначение было частью задуманной царем Феодором Алексеевичем в 1681 г. обширной реформы епархиальной структуры Русской Церкви; одной из мер реформы, по сообщению Сильвестра (Медведева) , должно было стать упразднение Крутицкой кафедры, для чего В. был переведен в Тверь. Однако большая часть преобразований не была проведена в жизнь, в частности, в отношении Крутицкой кафедры, и в дек. 1681 г. В. вновь стал Крутицким митрополитом. В. присутствовал на церковных Соборах (в т. ч. на Большом Московском Соборе 1666-1667 г. , будучи еще архимандритом Симонова монастыря), в сане митрополита Сарского и Подонского принимал участие в торжественных богослужениях в присутствии Патриархов и царей, в венчаниях на царство Феодора Алексеевича, Петра и Иоанна Алексеевичей , погребении Патриарха Иоасафа , епископских хиротониях и др. В 1682 г. В. присутствовал на Земском соборе, отменившем местничество. 5 июля того же года вместе с др. архиереями во главе с Патриархом Иоакимом участвовал в прениях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) в Грановитой палате Кремля. В 1682 г. на Крутицком подворье по инициативе В. началось строительство Успенского собора (на месте старого). Нижний храм нового собора (во имя апостолов Петра и Павла) стал усыпальницей Крутицких владык, первым здесь был погребен В. (в юж. стене храма справа от арки сохр. надгробная плита).

http://pravenc.ru/text/154363.html

П.В. Долгоруков Бароны Шёпинги Баронское достоинство утверждено за фамилиею Шёпинг указом Правительствующего Сената курляндскому дворянскому комитету, от 21 сентября 1853 года, во исполнение Высочайшего указа 10 октября 1852 года (см. Сенатские ведомости 1852 года). Фамилия оп-ден-Гамм-фон-Шёпинг (op den Hamm genannt Schöppingk) принадлежит к древнейшему германскому дворянству. Барон Леопольд Ледебур, в своих исторических розысканиях о древних германских родах, утверждает, что фамилия Шёпинг принадлежала, в двенадцатом веке, в Вестфалии, к сословию дворянства иммедиатного, то есть зависящего непосредственно от одного Германского Императора (unmittelbare ritterstand). Иоанн Шёпинг переселился из Вестфалии в Курляндию в конце XV века, и получил в лен, от знаменитого гермейстера Вальтера Плеттенберга, в 1499 году, поместья Борнсмюнде и Пламборн, доныне принадлежащие потомкам его. Барон Иоанн-Эрнест Шёпинг, живший в средине XVIII века, имел дочь Ульяну Ивановну, за генералом от кавалерии графом Петром Алексеевичем Паленом. Старший брат Иоанна-Эрнеста, барон Вильгельм-Фридрих, женат был на Эмеренцие Будберг; имел сына барона Эрнеста-Дитриха, который, после присоединения Курляндии к России, пожалован был в российские тайные советники; женат был на графине Стакельберг; оставил трёх сыновей и двух дочерей: 1) баронесса София Дмитриевна была, в 1-м браке, за графом Францом Фюнфкирхеном; во 2-м браке за графом Михаилом Эстергази; 2) баронесса Евгения Дмитриевна была за бароном Петром Николаевичем Корфом; 3) барон Фёдор Дмитриевич, (Магнус-Фридрих), действительный каммергер и тайный советник († 1855), женат был на графине Доротее Карловне Медем; оставил двух сыновей: барона Фёдора Фёдоровича, статского советника, находящегося при посольстве в Берлине, и барона Алексея Фёдоровича, отставного гвардии ротмистра, женатого на княжне Ливен; 4) барон Эрнест-Пётр скончался холостым; 5) барон Оттон Дмитриевич (Оттон-Густав), был флигель-адъютантом Императора Александра I, ныне генерал-майор в отставке; женат на Марие Дмитриевне Чертковой, имеет сына барона Дмитрия Оттоновича, женатого на Марие Петровне Языковой. Герб: в золотом поле следующий знак: ΔΛ, чёрного цвета. На гербе дворянский шлем с баронскою короною; намет чёрный, подложенный золотом. Щит держат: справа лев, слева чёрный граф. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Святыня храма Икона Божией Матери " Феодоровская " Икона Божией Матери " Феодоровская " доступна для поклонения в храме свт. Николая в Котельниках г. Москва На сегодняшний день это единственный святой образ, который находился в Храме до революции 1917-го года и сохранился до нынешних времен. Сохранила его с Божией помощью дочка последнего настоятеля храма до его закрытия Ирина Николаевна Черткова. Ее отец, протоиерей Николай Феоктистович Чертков, служил в Никольской церкви больше 30 лет. Известно, что священник отошел ко Господу в ночь, когда его должны были арестовать чекисты. Рискуя своей жизнью и свободой во времена иконоборчества, семья священника сохранила святой образ иконы Божией матери «Феодоровская» до 90-х годов ХХ-го века. Когда храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, Ирина Николаевна передала икону обратно в храм. См. так же Православные святые места Российской Федерации ). добавлено 23 мар 2017 16:43 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/5721/

А.А. Половцов Чертков, Дмитрий Васильевич Чертков , Дмитрий Васильевич, действительный статский советник и кавалер, воронежский губернский предводитель дворянства. Сын Василия Алексеевича и отец Александра Дмитриевича (см.). Печатные биографические сведения о нем очень скудны и потому приходится довольствоваться формулярным списком о его службе, составленным в 1821 г. Родился он 1-го мая 1758 г., а скончался 11 апреля 1831 г. В службу вступил в Преображенский полк ротным квартирмистром в 1771 г., апреля 16-го. В том же году, 22-го апреля произведен в вахмистры, а 2-го мая – в прапорщики. В 1772 г. (июля 22-го) произведен в подпоручики, в 1774 г. (марта 27-го) – в поручики, в 1775 г. (января 6-го) – в капитаны, в 1777 г. (июня 7-го) в секунд-майоры, в 1786 г. (января 1-го) в премьер-майоры, в 1787 г. (июня 19-го) – в подполковники. Состоя в военной службе, был в походах в Крыму (1782–1783 г.). 10-го марта 1788 г. определен советником в Воронежское наместническое правление, а 13-го июля 1792 г. – председателем 2-го департамента Воронежского Верхнего земского суда. За время гражданской своей службы получил орден св. Владимира 4-й степени. С 1-го января 1795 г. начинается его служба по выбору дворянства. Сначала он был назначен судьею в Воронежский Совестный суд, а 1-го января 1798 г. избран воронежским губернским предводителем дворянства и с тех пор, в течение девяти трехлетий, оставался в этом звании. 23-го февраля 1800 г. «за исправность, найденную в делах господами сенаторами при обревизовании Воронежской губернии» Всемилостивейше пожалован кавалером ордена св. Анны 2-ой степ. В 1802 г. (июня 19-го) принят в число юстицких кавалеров ордена св. Иоанна Иерусалимского; 31-го декабря 1804 г. произведен в статские советники; в 1811 г. награжден орденом св. Владимира 3-ей степ.; 26-го июня 1818 г. произведен в действительные статские советники. Женат был на дочери полковника, Евдокии Степановне Тевяшевой, от которой имел трех сыновей: Александра, Николая и Ивана. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Публичной библиотеке (см. ниже), говорит: «В 1810 г. начал я издавать собранные мною службы благородных русских родов под назв.: «Сокращенное описание»... etc., и две части напечатал, а семь еще, цензурою удостоенные, уже приготовлены были к печати, но все они сгорели в Москве вместе с домом моим, французами сожженном». Напечатанные томы представляют также величайшую библиографическую редкость. В Импер. Публичной библиотеке хранится (F, IV, 61, ч. I) рукопись С.: «Записки старинным службам русских благородных родов»: этот громадный и в своем роде знаменитый труд, заключающий в себе 15 частей in folio, состоит из компиляции фактов, часто малодостоверных, извлеченных из разрядных, степенных, летописных, статейных, чиновных, родословных и пр. списков, книг и рукописей; однако, он имеет ту громадную и незаменимую ничем ценность, что в нем сохранены показания многих документов и рукописей, или просто уже утраченных или же сгоревших в 1812 г. при московском пожаре. Наконец, Н. И. Лихачев в своем исследовании: «Разрядные дьяки ΧVΙ в.» приписывает С. еще один труд, именно – «Историческое известие о старинных чинах в России» (напеч. в «Древн. Росс. Вивлиофике», ч. XX, изд. 2-ое, М. 1791 г., стр. 131–277); автором этой обширной статьи обыкновенно считался М. М. Щербатов, что менее чем вероятно, так как в тексте Щербатов величается «знаменитейшим историком нашим», чего сам он, конечно, написать не мог. Характерной чертой этого труда С., как впрочем и других, является широкое пользование сведениями, почерпнутыми из так наз. вымышленных разрядных книг. Сопиков, «Опыт российской библиографии», СПб. , 1821 г.; новое изд. Суворина, СПб. 1904, 7732, 7832, 10428. – Г. Г. Геннади, «Русские книжные редкости», 111, 112. – Его же, «Словарь русских писателей», т. I, стр. 211, – А. Д. Чертков, «2-е прибавление к каталогу», М., 1845 г., 7, стр. 35. – П. И. Бартенев, «Каталог библиотеки А. Д. Черткова», M., 1863 г., 1278. – Межов, «Русская историч. библиография за 1800–1854 г.», т. II, 18796; т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Хронографическая редакция П. («О Смоленске граде»; «Явление пресвятыя богородицы и о святем Меркурии») является частью хронографической «Повести умильной о нашествии безбожного Батыя на Русскую землю». Хронографическая редакция читается в составе Русского временника (ГИМ, собр. Черткова, 115а, б; ЦГАДА, ф. 201, собр. Оболенского, 46; ЛОИИ, собр. Лихачева, 513; ГИБ, F.IV.244) и Летописца Хворостинина (ГИМ, собр. Уварова, 116). В одном списке (ГИМ, Синод. собр., 908) известна Жулевская, или «Народная», редакция («Слово о Меркурии Смоленском»), наиболее полно сохранившая, как считают многие исследователи, легендарную основу П. (см. о ней в работе Ф. И. Буслаева ). Вариант устной легенды о Меркурии был записан в XIX в. В. Н. Добровольским (Смоленский этнографический сборник. СПб., 1891. Ч. 1. С. 379). В 1882 г. С. П. Писарев опубликовал список П. Западнорусской: редакции: «Месяца ноября в 24 день. Повесть о святом и добропобедном мученике Меркурии Смоленском чудотворце, како победи царя Батыя и свободи град Смоленск от безбожных агарян в лета 6746 году, прежде славенского языка на полски язык преведено, ныне же паки с полскаго языка на славенский язык преложено в лето 7164» (варианты заглавия: «Месяца ноеврия 24 дня. Повесть о святом и победоносном мученику Меркурию, чудотворцу Смоленском»; «Житие и чудеса святого великомученика Меркурия Смоленского»). Лишь некоторые списки этой редакции имеют в заголовке помету о переводе на польский, а затем с польского языка на славянский. А. И. Соболевскому не был известен польский оригинал П. (Соболевский. Переводная литература. С. 217–218). Л. Т. Белецкий высказал предположение, что протограф Западнорусской редакции был написан «латиницей», но доказательств этому не найдено. Сравнительный анализ известных к настоящему времени списков Западнорусской (ЦГИА, собр. архива Синода, 1318; ГИМ, собр. Уварова, 136; ГПБ, F.XVII.16; ГБЛ, Музейн. собр., 735) и Минейной редакций показал, что протограф Западнорусской редакции отразил неизвестный вид Минейной редакции, существование которого тем неменее подтверждает служба Уваровской редакции (ГИМ, собр. Уварова, 681; ГБЛ, Рогож. собр., 829; ЦГИА, собр. архива Синода, 829).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010