242 Архимандрит Евгений (Кибардин) (+1914). Управлял Верхотурским Свято-Николаевским монастырем с 1903 по 1905 год. 253 Епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) (+1933). В 1922–1925 годах – епископ Тюменский и Ялуторовский. В 1922 году примкнул к обновленческому расколу, но уже в конце года принес покаяние Патриарху Тихону и был оставлен на Тюменской кафедре. В 1923 году Тюменским ревтрибуналом приговорен к 7 годам лишения свободы, в 1924 году амнистирован. Осенью 1924 года на краткий срок был переведен на Подольскую кафедру, потом вновь стал епископом Тюменским. В июле 1925 года был назначен на Великоустюжскую кафедру. 254 Каноны допускают возвращение монашеского сана человеку, раскаявшемуся в отказе от него. Более того, в древней Церкви люди, не каявшиеся в отречении от обетов и не возвращавшиеся к монашескому образу жизни, подлежали анафеме (7-е правило Халкидонского Собора, толкование преподобного Никодима Святогорца ). В Русской Церкви сложилась другая практика: человек, снявший с себя монашество, не отлучался от Церкви, а только умалялся в гражданских правах. При этом законы не препятствовали ему, при условии сугубого покаяния, вернуть себе монашеское звание. В Своде законов Российской империи в статьях 410–413 среди причин, препятствующих пострижению, не значится отречение от монашества. 259 Иоанниты – члены секты, возникшей в 1880-х годах. Иоанниты почитали наравне с Христом протоиерея Андреевского собора в городе Кронштадте Иоанна (Сергиев Иван Ильич; 1829–1908), причтенного впоследствии Русской Православной Церковью к лику святых. Суть учения секты – в проповеди приближения конца света и в отказе от брака. Члены секты не посещали православные храмы, хотя и хранили православную обрядность, создавали свои домашние церкви. Нужно отметить, что сам святой праведный Иоанн Кронштадтский относился к этой секте крайне отрицательно. 260 В частности, в своих показаниях отец Даниил говорит о знакомстве с Уфимским епископом Иовом, вероятно имея в виду епископа Иова (Гречишкина), викария Уфимской епархии (1924–1936), последователя епископа Андрея (Ухтомского). Отец Даниил утверждает, что познакомился с ним по рекомендации некоего иоаннитского священника. Далее он сообщает, что у епископа Иова встретился с афонским монахом Андреем (Садовским). Последний в обвинительном заключении по этому делу назван «епископом иоаннитов».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вожделенное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее же воскресение, буквально через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен Господу Богу. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству. 2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую. Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. Был арестован и подвергнут пыткам настоятель монастыря епископ Иркутский Зосима (Сидоровский). 1 февраля в монастыре арестовали видных иерархов Сибири, приехавших на поклонение мощам святителя Иннокентия: епископа Барнаульского Гавриила (Воеводина, U 1938), епископа Петропавловск (Красноперова, U 1921), епископа Березовского Иринарха (Синеокова-Андреевского, U 1933). В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, U 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении...

http://pravicon.com/info-2437

Тем не менее имя страстного поборника миссионерского дела преосвященного Владимира навсегда запечатлено среди других славных имен архипастырей Кавказских... Его детище – Владимирское братство, слившись позже с Андреевским, приняло новое название Андреевско-Владимирского братства. В течение ряда десятилетий оно неуклонно проводило в жизнь заветы своих первых учредителей – преосвященного Германа и Владимира по христианскому просвещению православной паствы Северного Кавказа. Покидая Ставрополь, владыка Владимир сказал: «Я у вас только клал камни... Теперь для епархии нужен иного рода строитель, строитель душ...». Таким человеком оказался преосвященный Евгений (Шерешилов) (1889 – 1893). О новом архиерее в Ставрополе ходили слухи, что он дряхл и немощен, так слаб, что не может держать в руках потира и едва стоит на ногах при отправлении архиерейской службы. Каково же было удивление встречавшего его в поезде на станции Армавир духовенства, когда перед ними предстал стройный, высокий, еще не старый муж, отличавшийся цветущим здоровьем. Он был остроумен, очень оживлен, подвижен и энергичен. С первых шагов своей деятельности в Ставропольской епархии владыка Евгений горячо занялся делами объединившегося при нем в одно целое в 1892 г. Андреевско-Владимирского братства. Его заботами были впервые организованы воскресные народные чтения и устроена первая народная читальня. Входя во все мельчайшие нужды братства, он на свои средства устроил при нем центральный книжный склад, который, не извлекая прибыли, по издательским ценам отпускал книги духовного содержания и школьные принадлежности. Во многих пунктах епархии братство учредило свои отделения и книжные лавки. Впервые введенные преосвященным Владимиром в Ставрополе внебогослу-жебные праздничные собеседования получили широкое распространение в епархии. Скоро не стало такого прихода, где бы они не велись. Одновременно в епархии было открыто 50 новых священнических вакансий для того, чтобы священники смогли по очереди отправлять службу на хуторах, где из-за отдаленности их населения от храма создавалась благоприятная почва для развития сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же был окончательно отстроен новый архиерейский дом и сооружено на купленном имении Алафузова новое здание епархиального свечного завода с церковью, школой на 60 детей и летней архиерейской дачей. При вступлении владыки Евгения в управление епархией в ней насчитывалось около 200 ютившихся в сторожках церковноприходских школ, в которых училось 6000 детей. Через несколько лет школ уже было 327, а число учащихся в них достигло 13000. За это время в приходах возникло 100 новых школьных зданий. Человек живого и острого ума и всестороннего образования, преосвященный Евгений с большим блеском проявил свои дарования в управлении епархией. В первое свое обозрение Кубанской области в 1890 году он интересовался состоянием старейших в епархии монастырей Екатерино-Лебяжьей пустыни и Марие-Магдалинской обители. Затем он предпринял поездку к верховьям р. Кубани, осмотрев древнехристианские храмы на Б. Зеленчуке и на горе Шоана. Этот последний храм был передан в ведение Александро-Афонского монастыря и также подлежал реставрации. Однако отсутствие средств еще долго не позволяло монастырю восстановить эти христианские святыни. Во время поездки преосвященный Евгений заинтересовался остатками русских крепостей в станице Исправной и в Хумаринском ауле. Он посетил расположенные у Мышиной тропы угольные копи Утякова, побывал в казачьем лагере вблизи станицы Баталпашинской, осмотрев место, где русский генерал Герман в 1790 г. разбил турецкую армию Батал-паши. Всюду в пути преосвященный Евгений беседовал с прихожанами, осматривал церкви и школы при них, горячо интересовался ходом миссионерской борьбы с сектантами. В том же году он выезжал в Князе-Михайловский миссионерский стан, где подробно познакомился с его работой и жизнью крещеных калмыков. В 1893 г. Кавказской епархии исполнилось 50 лет. В эту знаменательную дату Ставропольская епархия могла с удовлетворением оглянуться на пройденный ею за полвека путь. В первый год ее существования на всей территории Северного Кавказа насчитывалась 191 церковь . Теперь количество церквей утроилось. Окрепли и епархиальные духовно-учебные заведения, давшие краю несколько сот богословски образованных духовных пастырей. Епархия стала подлинным светочем христианства на Северном Кавказе. Любопытно, что в это же время снова возникал вопрос о создании единой Кавказской епархии, включая Ставропольскую и Владикавказскую епархии при двух викариатствах во Владикавказе и Екатеринодаре. Приезжавший в Ставрополь в этом юбилейном году преосвященный Владимир был столь приятно удивлен успехами епархии, особенно в деятельности Андреевско-Владимирского братства, что выразил свою благодарность владыке Евгению глубоким земным поклоном прямо на улице в присутствии многочисленных свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благословив семинарию св. иконой Казанской Божией Матери, преосвященный Агафодор выразил надежду, что она по-прежнему будет служить светочем для епархии, воспитывая духовных пастырей и служителей православной церкви. Испытав в детские годы горесть сиротства и нищеты, владыка Агафодор был необыкновенно чуток и отзывчив к проявлениям подлинной нужды. Естественно, что с первых дней вступления на Ставропольскую кафедру он возложил на себя бремя забот о людях, нуждавшихся в материальной и нравственной помощи. Его частная благотворительность была весьма разнообразна: щедрые пожертвования, участие в просветительных и благотворительных учреждениях и прочие. Много внимания он уделял оживлению деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства, преследовавшего благотворительные и религиозно-просветительные цели. При нем братство содержало бесплатную столовую для бедных, убежище для бесприютных детей на 45 человек и дом для престарелых. Свою просветительную деятельность братство проводило через содержавшиеся им школу, читальню, книжный склад с брошюрами, а также путем религиозно-нравственных чтений. Под покровительством владыки Агафодора находилось Святоосиевское братство в Майкопе и Александро-Невское братство в Екатеринодаре. Любопытно, что только за время болезни в 1913 –  1914 гг. он пожертвовал на благотворительные цели 132 тыс. рублей. По духовному завещанию владыки Агафодора на эти же цели пошли и остававшиеся у него 50 тыс. рублей, которыми он распорядился перед смертью. Выйдя из беднейшей духовной семьи, владыка Агафодор очень мною сделал по созданию благотворительных учреждений для лиц духовного сословия. В 1897 г. была открыта Александро-Мариинская богадельня для престарелых и бездомных священноцерковнослужителей и их вдов с приютом для малолетних и безродных сирот епархиального духовенства. В 1894 году преосвященный Агафодор предложил ректору духовной семинарии Архимандриту Антонию учредить в Ставрополе Епархиальную церковно-археологическую комиссию «для изучения прошедшей жизни местной церкви от первого появления христианства до нашего времени». Одновременно был создан комитет для выработки устава церковно-археологического общества по образцу устава Сухумской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. обустроил епархиальное жен. ДУ, основанное при архиеп. Афанасии (Борисове). Заботами Е. и частью на его средства были построены здания для церкви, спален, столовой, квартир учащихся. По воспоминаниям современников, Е. «ежедневно приезжал на постройку, лазил по подмосткам и подвалам... делал указания - словом, вникал во всякую даже мелочь». К нач. ХХ в. здание уч-ща было одним из лучших в Астрахани в архитектурном отношении. По инициативе и благословению Е. Троицкая ц. бывш. астраханского Троицкого мон-ря была обращена в зимний собор. 23 нояб. 1885 г. Е. освятил его главный престол. При Е. совершилось возвращение отобранной у Астраханского муж. ДУ в пользу Астраханской гимназии ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. В гимназии, как и в др. светских учебных заведениях Астрахани, были устроены домовые храмы. 16 дек. 1889 г. Е. назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским. Его заботами в епархии были организованы воскресные народные чтения и открыты читальни. При войсковом Александро-Невском соборе Екатеринодара (ныне Краснодар) начало работу Александро-Невское братство, имевшее неск. складов с апологетической лит-рой. В Ставропольской епархии Е. занимался делами объединившегося при нем (1892) Андреевско-Владимирского братства. На свои средства Е. устроил при братстве центральный книжный склад, к-рый по издательским ценам отпускал книги духовного содержания и школьные принадлежности. В епархии братство открывало свои отд-ния и книжные лавки. На новой кафедре Е. ввел практику внебогослужебных бесед, открыл 50 священнических вакансий, чтобы священники могли по очереди отправлять службу на хуторах, где из-за удаленности населения от храма создавалась благоприятная почва для развития сектантства. Тогда же был достроен новый архиерейский дом и сооружено новое здание епархиального свечного завода с церковью, школой на 60 детей и летней архиерейской дачей. При вступлении Е. в управление епархией в ней насчитывалось ок. 200 помещавшихся при сторожках церковноприходских школ, в к-рых училось 6 тыс. детей. Через неск. лет школ было уже 327, а учащихся - ок. 13 тыс. За это время в приходах было построено 100 новых школьных зданий.

http://pravenc.ru/text/186993.html

На Соборе 1919 г. была образована Черноморская и Новороссийская епархия, правящим епископом стал Сергий. С 1920 г. в эмиграции, жил в сербском монастыре Привина Глава в ведении заграничного ВВЦУ. II. Клирики Беловидов Петр Иванович (1869–1940), протопресвитер, – на Соборе член III отдела – «О церковной дисциплине». Родился в Ставропольской губернии. К 1900 г. священник Троицкого собора в Ставрополе, преподаватель в епархиальном женском училище, член Императорского православного палестинского общества и Ставропольского церковного Андреевско-Владимирского братства. Позднее настоятель приходов в Карсе и Новороссийске, благочинный 1-го Черноморского благочиннического округа. Два его сына погибли в рядах Белой армии. Эмигрировал в Югославию. Участник Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. В 1924–1940 гг. – настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Белграде (подворье Московской Патриархии), протопресвитер. Законоучитель в 1-й русско-сербской гимназии в Белграде. 234   Востоков Владимир Игнатьевич (1868–1957), протопресвитер, – на Соборе член I отдела – «Об организации Временного высшего церковного управления» и 1-й комиссии – «По составлению грамот и воззваний», общественный деятель, проповедник, публицист, издатель. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в Московской губернии в семье сельского священника. Окончил Коломенское духовное училище в 1882 г. и Московскую духовную семинарию в 1888 г. В 1891 г. рукоположен в сан священника в Успенском соборе Московского Кремля. С 1891 г. служил в сельских храмах Московской епархии. В 1905 г. назначен епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирского храма при Московском епархиальном доме. В 1906 г. после конфликта с о. Иоанном Восторговым по поводу участия священников в деятельности политических партий переведен в храм Петра и Павла на Якиманке. Издавал журнал «Отклики на жизнь». Член Московского религиозно-философского общества и Русского монархического собрания. А. Д. Самарин пригласил его стать законоучителем для своих детей. В 1912 г. великая княгиня Елизавета Федоровна предложила ему место лектора при Марфо-Мариинской общине милосердия. После выступления против Распутина покинул Москву. По распоряжению В. К. Саблера переведен в Коломну, лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор Охранного отделения. Приняв приглашение епископа Андрея (Ухтомского), в 1916 г. приехал в Уфу, где продолжил издание журнала. В 1917 г. возвращен митрополитом Московским Тихоном (Беллавиным) в Москву настоятелем храма Космы и Дамиана на Таганке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—174— I. Владимирское православное Братство святого благоверн. Великого Князя Александра Невского. Отчёт о деятельности Братства за 1894–5 год. Вязники, 1896. II. Отчёт о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского Братства за 1895 год. Тамбов, 1896. III. Отчёт Ставропольского епархиального противо-сектантского миссионера, священника Симеона Никольского , о миссионерских его поездках в 1895 г. и 1896 г. Издание Ставропольского Андреевско-Владимирского Братства. Ставрополь-Кавказ. 1896. Перед нами три книжки однородного, хотя и не совсем одинакового содержания, – три „отчёта“ с точно выписанными выше заглавиями. С словом «отчёт» так естественно соединяется представление о сухой канцелярщине, о длинных горизонтальных и вертикальных рядах непонятных цифр и т.п., что нисколько неудивительно, если произведения этого рода не возбуждают особенного интереса к себе в обыкновенной читающей публике (разумеем под этим названием тех, кто не вынуждены читать отчёты по необходимости) и не привлекают на себя её любопытствующего внимания. Весьма возможно, что и читатели „Богословского Вестника“, заглянувши в подзаголовок настоящей статьи и увидевши, что в ней предполагается вести речь по поводу каких-то „отчётов“, не —175— ощутят в себе желания ближе вникнуть в то „кое-что о современном расколе и сектантстве и о борьбе с ними“, которое здесь обещается. Поэтому, начиная статью с названным заглавием и подзаголовком, считаем не излишним предварительно сделать попытку рассеять хотя отчасти то обычное предубеждение против всякого рода отчётов, о котором мы только-что упомянули. Допустим, что предубеждение это в иных случаях справедливо, и что большинство отчётов представляют произведения трудночитаемые и малоинтересные, но ведь возможны же – надо полагать – и исключения, и ведь – значит – находят же в них кто-нибудь что-нибудь интересное и заслуживающее внимания, коль скоро считают нужным обнародовать некоторые из них путём печати. Так оно и есть на самом деле; по крайней мере, в отношении к трём вышеназванным отчётам, познакомившись с ними обстоятельно, мы считаем возможным заявить, что они вполне заслуживают и обнародования в печати, и внимания читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...