О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа     служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа    (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ιερρχην Αθηνν (    ) и 4-го гласа    (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν φωσφρον σου, Παμμκαρ, μνμην σβω. Θεοφνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν ορανοφοτην μυσταϒωϒν (      ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен. Иконография И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

http://pravenc.ru/text/293742.html

встречаются изображения в саккосе и митре), с Евангелием в руках. Е. представлен в числе участников V Вселенского Собора в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса ряда балканских и нач. XVI - кон. XVII в. рус. храмов (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота,- в главе о том, как надо писать «Святые Вселенские Соборы», Е. назван 2-м после папы Римского Вигилия, стоящим у престола имп. Юстиниана (Ерминия ДФ. 1868. С. 180). Изображение святого устойчиво встречается в минейных циклах под 6 апр. в миниатюрах рукописей: в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Fol. 49r (97). Иверский мон-рь на Афоне, 1-я четв. XI в.) - оплечно и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 109) - в рост, старцем с седыми вьющимися волосами длиной до середины ушей и окладистой бородой, облачен в полиставрий, в покрытой правой руке держит Евангелие, левой прикасается к нему; в настенных минологиях церквей: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, св. Апостолов [Св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - во 2-м ряду сверху, 6-й в группе слева, святитель в лиловой фелони и синем хитоне, с Евангелием в левой руке, на рус. иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене; нач. XIX в., УКМ) или «Минея на апрель» (кон. XVI в., ЧерМО); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722; в саккосе и митре) и И. К. Любецкого (1730; в саккосе). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о Е. говорится: «…поживе лет 70; подобием лицеем и брадою аки Иоанн Златоустый, ризы святительския, саккос и омофор. Сей бе в лето 6046 и на пятом Вселенском Соборе бысть» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 146). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 87; Менолог. С. 357, 371, 386; Евсеева. Афонская книга. С. 294; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 23, 133. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187544.html

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 130-131; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988; Lampe P. Olympas//ABD. 1992. Vol. 5. P. 15; idem. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries/Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003; Fitzmyer J. A. Romans: A New Transl. with Introd. a. Comment. N. Y., 1993; Osborne G. R. Romans. Downers Grove (Ill.), 2004; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2006. А. Е. Петров Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Семьдесят Святых апостолов и внешний вид их» О. (Олимпасий) назван старцем (Ерминия ДФ. § 7. С. 158. 53). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (XVIII в.) предлагают 2 варианта изображения святого: О. обликом подобен вмч. Димитрию Солунскому или, со ссылкой на «киевские печатные листки»,- св. бессребреникам братьям Косме и Дамиану; т. е. в 1-м случае он может быть представлен безбородым юношей, во 2-м - человеком молодым, но не юным, имеющим небольшую бороду ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 47). О. предписывается изображать в традиционном для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения, держащим в руках Евангелие: «…риза санкирь, с белилом, во амофоре, книга в руках» (Там же; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189). Акад. В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) в описании облика святого указывает: «...по имени - типа греческого; молод, но не юн, ближе к средним летам; с малою бородой в хитоне и фелони без омофора» (С. 137). Вместе с апостолами Петром и Иродионом (Родионом) О. представлен в сцене мучения на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 173, 1-я четв. XI в.) - тело самого юного из апостолов (с едва показавшейся бородой) с вытянутыми вперед связанными руками простерто ниц, усеченная глава лежит рядом; облачен в длинный сине-зеленый хитон. Ростовой образ святого в паре с ап. Иродионом представлен под 15 марта на миниатюре в минейной части греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 103 об.): О. обликом темноволосый средовек с бородой средней длины. В мучении О. показан в настенном минологии в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386), под 10 нояб., вместе с апостолами Ерастом, Квартом, Иродионом, Сосипатром, Терентием,- обезглавленные тела лежат на земле. Также в цикле на нояб., но стоящим в группе апостолов, вместе с Ерастом и Иродионом, О. изображен в росписи притвора нартекса архиеп. Даниила II в Пече, Косово и Метохия (1561).

http://pravenc.ru/text/2578315.html

Мученичество А. представлено: на миниатюре Минология Василия II - у святой, привязанной к столпу, мучители усекают груди, рядом мученица представлена томящейся в темнице (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 373); в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 14r); в настенном минологии в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия во Влахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сказано, что А. скончалась в темнице (Ч. 3. § 22. Февр. 5). В поздней рус. традиции иконография святой не претерпевает значительных изменений - А. изображается в хитоне и мафории вместе с др. святыми, напр., на иконе XVI в. «Константин и Елена, мц. Агафия» (собрание А. Попова в Париже); на иконе «Достойно есть» с избранными святыми 1602 г. (ГТГ) - А. представлена на поле; на вологодской минейной иконе на февраль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XVIII в. (ЦАК МДА) - с крестом в правой руке. Изображения святой широко распространены в искусстве Зап. Европы. Иконогр.: Schultz R. W. , Barnsley S. H. The Monastery of St. Luke of Stiris in Phokis. L., 1901. Tf. 36-37; LCI. Bd. 5. Sp. 45, 47; Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Lpz., 1936. Tf. 47; Molajoli B. La basilica eufrasiana di Parenzo. 1940; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327. Fig. 24a. Pl. 64; MenolBas. P. 373; R é au. Vol. 3/1. P. 27-32; Kunstle. II 37-39; Rohault de Fleury Ch. Les saints de la messe et leurs monuments. P., 1893-1900. II 1ff.; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 275; Менолог. С. 274, 333, 356, 368, 369, 384; Ерминия ДФ. С. 207; «Sammlung Popoff»: 50 russische Ikonen vom 15.-19. Jh. Recklinghausen [o. J.]. S. 14-15, илл.- на обложке; Антонова, Мнёва. Каталог. 692. С. 259. Илл. 96; Chamzidakis N. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 195. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий

http://pravenc.ru/text/63220.html

По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ρδβλθυοτεΑτριπτον, συνθη (    ), нач.: Δδου μοι ν νοξει το στματς μου λγον, Χριστ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεον. Σ. 79). Евергетидский Типикон ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов. А . А . Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143. Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост.

http://pravenc.ru/text/161493.html

Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Изображения святого хорошо известны по памятникам минейного типа в циклах на февраль. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 380, 1-я четв. XI в.) П.- седовласый старец с короткой окладистой бородой, в фиолетово-сером подризнике, коричневой фелони, с омофором, показан в рост в 3/4-ном повороте вправо, в молении благословляющему его Господу (десница в небесном сегменте); от ног епископа, представленного на фоне горок с растительностью, начинается дорожка, ведущая к храму. Это белокаменное однокупольное строение с черепичным покрытием, с апсидой с одной стороны (условная ориентация на восток определяется расположением десницы Божией в правом верхнем углу композиции) и галереей с другой. Образ П. есть также на миниатюре в Минологии с циклом на февраль-июнь из университетской б-ки Мессины (Messan. Salvad. 27. Fol. 12v, XI в.; см.: Менолог. С. 191). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58, XV в.) П. изображен дважды: в части с образами, показанными по чинам святости (Л. 45 об.; оплечно, с проседью в темных волосах, с плешью над лбом, с клиновидной средней длины бородой, на плечах - омофор) и в части минейной, под 7 февр. (Л. 99; седовласый, с клиновидной бородой средней длины, в епископском облачении, в отведенных вправо руках держит Евангелие) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 196, 275). В настенных минологиях образ П. под 7 февр. представлен в росписях притворов ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - в рост вместе с прп. Лукой Элладским, чья память приходится на тот же день, и ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) (см.: Менолог. С. 356, 369), а также на зап. стене юго-вост. компартимента трапезной Великой Лавры на Афоне (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Стрелицас-Бафас) ( Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημεακς ζωγραφικς το Αγου Ορους, 10ος-17ος ανας. Αθναι, 2010. Σ. 92) и в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост (см.: Менолог. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

под властью господаря Михая Храброго, на короткий срок объединившего Трансильванию с Молдавским и Валашским княжествами, была образована 1-я в Трансильвании правосл. митрополия (присутствие некоторых правосл. митрополитов было впервые документально зафиксировано еще в 1377 г.). В 1737 г. он сумел усилить позиции епископии путем перевода резиденции ближе к центру Трансильвании, из Фэгэраша (ныне в жудеце Брашов, Румыния) в Блаж, где материальные возможности были выше и где униат. епископия получила обширные владения. Доходы епископии позволили ей заключить 30 марта 1738 г. с архитектором Венского имп. двора Йоханном Баптистом (Джованни Баттистой) Мартинелли контракт на строительство комплекса епископских сооружений, состоявшего из храма, базилианского мон-ря и школы. Кафедральный епископский собор в честь Св. Троицы был построен в стиле барокко в 1738-1749 гг. по модели церкви иезуитов в Клуже. В мае 1737 г. М.-К. заключил контракт с иконописцем Ш. Тенецки на выполнение икон для иконостаса по моделям валашских правосл. мон-рей Козия (близ совр. Рымнику-Вылча, Румыния) и Хурези (Хорезу) (на территории совр. г. Хорезу, Румыния). 180 икон объединили традиции визант. иконографии с художественными элементами национального румын. брынковянского стиля и зап. влияниями иконографии. Этот иконостас самый крупный на территории, заселенной румынами. Также М.-К. планировал создание греко-католич. теологической семинарии в Клуже, в 1740 г. он направил первых румын. студентов-униатов, в т. ч. Петру Павла Арона (преемник М.-К., греко-католич. еп. Фэгэрашский в 1752-1764), Григоре Майора (греко-католич. еп. Фэгэрашский в 1773-1782), Силвестру Калиани (настоятель базилианского мон-ря и член консистории Блажской греко-католич. епископии) в Рим на учебу в Урбанианскую коллегию по распространению веры (Collegium Urbanum de propaganda fide), созданную папой Римским Урбаном VIII . М.-К. как глава униатской Церкви Трансильвании делал акцент на политическом аспекте унии румын с Римом в ущерб теологической стороне.

http://pravenc.ru/text/2563184.html

Образ Е. включался в большинство церковных декораций средне- и поздневизант. периода, если там изображались св. жены. В монументальной живописи Е. также нередко изображается со св. женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) Е. представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Е. изображена: в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (40-е гг. XI в.); в ц. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166); в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия) (1180-1190); в ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191); в ц. св. Луки в Которе, Черногория (1195); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Греция (кон. XIII в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). При отсутствии сопроводительных надписей образ Е. определяется по особенностям иконографии: роспись XII в. храма Богородицы на Акрополе (древний Парфенон) в Афинах, в наосе пещерной ц. св. Иоанна Предтечи близ Хрисафы, Греция (1290/91), в ц. св. Иоанна Предтечи в Зупене (Айи-Анарьири), Греция (кон. XIII в.). Иконописные изображения Е. во многих случаях связаны по происхождению с мон-рем вмц. Екатерины на Синае: ранняя житийная икона - «Вмц. Екатерина с 12 клеймами жития» (нач. XIII в.); с вмц. Мариной Александрийской Е. представлена, напр., на иконе XI в.; среди избранных святых - на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Вмч. Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четв. XIII в.) (все находятся в монастыре вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й пол. XI - нач. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1348); под 24 нояб.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390). В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Е.

http://sedmitza.ru/text/881040.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010