Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ [греч. Εϒριος; лат. Evagrius] († после 370), свт. (пам. зап. 6 марта), еп. К-польский, глава правосл. никейской партии. По сообщениям церковных историков Сократа Схоластика (Hist. eccl. IV 13) и Созомена (Hist. eccl. VI 13), после смерти в 370 г. архиеп. К-польского Евдоксия , главы арианской партии омиев, никейское правосл. меньшинство столичной паствы избрало епископом Е. Ариане выдвинули кандидатуру Димофила , еп. Веррии Фракийской, поддержанную имп. Валентом (364-378), к-рый, получив от сторонников Димофила известие о рукоположении Е., послал в К-поль войска. Е. был арестован и сослан в Египет. По-видимому, он скончался в изгнании еще при жизни Валента, т. к., когда в 380 г. на II Вселенском Соборе обсуждался вопрос о К-польской кафедре, имя Е. даже не упоминалось. Епископат Е. длился недолго. Правосл. Александрийский патриарх Евтихий (933-940) в «Анналах» пишет, что он был на кафедре до изгнания 2 месяца (PG. 111. Col. 1318). Однако хронология в данной части неточна, как и ряд других сообщаемых в ней сведений. Так, он датирует возведение на кафедру Е. 2-м годом правления Валента (365), и т. о. он оказывается предшественником свт. Григория Богослова , которому якобы было поручено этим императором (арианином) управление К-польской кафедрой. В «Хронографии» патриарха К-польского Никифора I († 828) Е. значится 30-м предстоятелем К-польской кафедры и помещен после Димофила. Созомен сообщает, что Е. был рукоположен св. Евстафием , архиеп. Антиохийским, что вызывает сомнение, поскольку Евстафий, низложенный арианствующим Антиохийским Собором (ок. 327), тогда же был сослан в Иллирик. Возможно, это был епископ Антиохии Писидийской (М. Азия). Память Е. значится в Римском Мартирологе, но дата не опирается ни на визант., ни на зап. традицию. Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 426; MartRom. Comment. P. 87; Socr. Schol. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 498-499; Sozom. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 1327; Nicephori archiep. Constantinopolitani Opuscula historica. N. Y., 1975. P. 115.

http://pravenc.ru/text/180851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР еп. Гермопольский (до 394 - ок. 403). Старший из 4 братьев, прозванных за высокий рост Долгими или Длинными (греч. ο Μακρο), подвизавшихся под рук. аввы Памвы во 2-й пол. IV в. в Нитрийской пустыне и бывших настоятелями скитов в Келлиях . Ок. 391 г., согласно повествованию Палладия Еленопольского, Д. уже имел сан пресвитера. Вскоре после этого по настоянию патриарха Александрийского Феофила Д. был вынужден против своей воли принять епископство и возглавить Гермопольскую митрополию , к которой относилась Нитрийская пустыня. Однако в 399/400 г. Долгие братья были незаслуженно обвинены патриархом Феофилом в оригенизме и соборно осуждены. На братьев и поддержавших их монахов началось гонение со стороны антропоморфитов . Д. подвергся нападению, поскольку считался главой преследуемой партии. Ему пришлось покинуть митрополию и вместе с монахами бежать через Палестину в К-поль, где они получили поддержку свт. Иоанна Златоуста (подробнее о Долгих братьях и гонении на них см. в ст. Аммоний Долгий ). Относительно кончины Д. существует 2 версии. Согласно «Церковной истории» Созомена , Д., как и его брат Аммоний, умер до разрешения вопроса на Соборе в предместье Дуб (403), осудившем свт. Иоанна Златоуста, и погребен в ц. мч. Мокия. После смерти братьев скитские монахи вели себя на Соборе нерешительно, просили прощения и были приняты патриархом Феофилом в общение, чего, по мнению Созомена, не произошло бы, если бы братья были живы. Сократ Схоластик подтверждает, что патриарх Феофил «вступил в сношение с сообщниками Диоскора», но, по его версии, Д. был тогда еще жив, а скончался после закрытия Собора и торжественно погребен в церкви предместья. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 9, 10, 16, 17 (рус. пер.: Сократ. Церк. ист. С. 247-252, 258, 260); Sozom. Hist. eccl. VI 30; VIII 12-17 (рус. пер.: Созомен. Церк. ист. С. 449, 569-581); Palladius. Hist. Laus. X 1; XII (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26, 30); Rufin. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94); idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi//PG. 47. Col. 5-82. Лит.: Thierry A. Le patriarche d " Alexandrie, les Longs-Frères et la première déposition de Jean Chrysostome//Revue de Deux-Mondes. 1867. T. 71. P. 73-131; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-142; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162; Chitty D. J. The Desert a City. L.; Oxf., 1966. P. 58; Coquin R. -G. Dioscorus//CoptE. Vol. 3. P. 915-916. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/178511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацидий [лат. Caesar Flavius Placidius Valentinianus Augustus] (3.07.419, Равенна - 16.03.455, там же), имп. Зап. Римской империи (официально с 23 окт. 425 г., провозглашен августом Запада в Риме). Сын Галлы Плацидии и патрикия Констанция, к-рый был провозглашен императором в 421 г. После разрыва Галлы Плацидии с имп. Гонорием в 423 г. В. с матерью переехал в Фессалонику, где они пользовались покровительством вост. имп. Феодосия II . В 424 г. провозглашен цезарем, также состоялась его помолвка с Лицинией Евдоксией, дочерью Феодосия II (свадьба в 437). В 425 г. в результате экспедиции вост. войск в Италию в Равенне был свергнут узурпатор Иоанн и В. стал законным императором Запада при регентстве Галлы Плацидии. Фактически он никогда самостоятельно не правил, до кон. 30-х гг. находясь в зависимости от матери,а затем от влиятельного магистра Флавия Аэция, к-рый пользовался поддержкой армии, галльской аристократии и готов. В этот период происходит дезинтеграция областей Зап. Римской империи. В 435 г. В. официально признал власть вандалов над Африкой, где образовалось их королевство; к кон. 30-х гг. значительная часть Юж. Галлии и Испании была занята вестготами. В 450 г. Аэцию во главе римско-гот. армии в битве на Каталаунских полях (Вост. Галлия) удалось сдержать натиск гуннов Аттилы на территорию империи. Тем не менее под непосредственным контролем западнорим. администрации к концу правления В. оставались только Италия и Иллирик. Император поддерживал военные экспедиции Вост. Римской империи в Африку против вандалов, однако не мог оказать реальной помощи. В 452 г. он не смог противостоять вторжению Аттилы в Италию; продвижение гуннов было остановлено на р. По после переговоров Аттилы с папой Римским Львом I Великим . После убийства по приказу В. Аэция (в 454) император вступил в конфликт с готами. 16 марта 455 г. В. был убит в своем дворце в Равенне готами Оптилой и Траустилой. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. 7; Prosperus Aquitaniensis. Chronica//MGH. AA. T. 9. P. 1; Hydatius. Chronica//Ibid. T. 11; Jordan. Getica//Ibid. T. 5. P. 1; Theoph. Chron. P. 84-108. Лит.: G ü ldenpenning A. Geschichte des Ostromischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885; Bury J. B. History of the Later Roman Empire. L., 1899. Vol. 1; Ensslin W. Valentinianus// Pauly, Wissova. Reihe 2. Bd. 7a. S. 2232 ff.; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 462-473; Томпсон Э. А. Римляне и варвары: Падение Западной империи. СПб., 2003. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ КАППАДОКИЕЦ еп. Александрийский (18 марта 339 - 25 июня 345). Происходил из Каппадокии. Ставленник проарианской партии Евсевия , еп. Никомидийского, пользовавшегося покровительством имп. Констанция II. Рукоположен Антиохийским Собором в кон. 338 или нач. 339 г., после принятого там же осуждения и низложения свт. Афанасия I Великого (основной кандидат, Евсевий , буд. еп. Эмесский, отказался от предложения занять Александрийскую кафедру). Свт. Афанасий во избежание конфликта внутри городской общины Александрии 18 марта 339 г. тайно покинул город накануне приезда туда Г. К. и вскоре отправился в Рим. Г. К. въехал в Александрию и вступил на престол при поддержке префекта Египта Филагрия и войска: по оценке Сократа Схоластика, в город было введено 5 тыс. солдат. Но властям не удалось избежать беспорядков и поджога: была сожжена ц. Дионисия. В 341 г. Г. К. присутствовал на Антиохийском Соборе и участвовал в освящении «Золотого храма» - новой главной городской церкви. Г. К. был осужден Сардикийским Собором. О правлении Г. К. в Александрии почти ничего не известно. Феодорит сообщает, что он снискал всеобщую ненависть (II 4). Но рассказ Созомена (III 7) позволяет предположить, что Г. К. придерживался относительно умеренной политики по сравнению с занимавшим Александрийскую кафедру позднее Георгием Каппадокийцем. Сведения Феодорита Кирского о том, что Г. К. был убит в Александрии (II 4), считаются недостоверными. После смерти Г. К. имп. Констанций позволил свт. Афанасию вернуться в Александрию. Ист.: Athanas. Alex. Apol. contr. ar.; Socr. Schol. Hist. eccl. II 10, 11, 14, 29; Sozom. Hist. eccl. III 5-7; Theodoret. Hist. eccl. II 4, 8; Chron. Pasch. Лит.: Simonetti. La crisi ariana; Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb., 1993. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/166845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРАКС [греч. Ιραξ] († после 408), прп. (пам. в субботу сырную). Сведений о жизни и деяниях И. сохранилось крайне мало. Известно, что И. жил в Египте и входил в группу нитрийских монахов во главе с т. н. Длинными братьями ( Аммонием , Диоскором , Евсевием и Евфимием). Когда еп. Феофил Александрийский изгнал их из Египта, они пришли в К-поль просить заступничества у свт. Иоанна Златоуста (эту историю, не упоминая имени И., приводят неск. церковных писателей: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 12; Phot. Bibl. 1960. T. 2. P. 57-59). Нек-рую информацию об И. приводит в «Диалоге о житии блж. Иоанна Златоуста» еп. Палладий Еленопольский. По его словам, И. первым из егип. и фиваидских отшельников удалился на Порфирову гору (пик в горной цепи между Нилом и Красным м.), где пребывал в одиночестве 4 года, а затем 45 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Будучи изгнан из Египта вместе с др. нитрийскими монахами, И. пробыл с ними в К-поле нек-рое время, а после смерти Аммония, наступившей ок. 403 г., незадолго до начала Собора в предместье Дуб, возвратился в пустыню. Следует отличать И. от др. Иеракса, ученика прп. Антония Великого , самого старшего из нитрийских монахов (во времена Палладия ему было ок. 90 лет), о к-ром упоминается в той же главе «Диалога...». Два изречения И. содержатся в сб. Apophthegmata Patrum . Когда один из иноков спросил И., как спастись, тот ответил: «Сиди в келлии своей. Если голоден, ешь. Если жаждешь, пей. Но не злословь никого, и спасешься» (Великий Патерик. С. 28). В др. изречении И. предостерегал от мирских речей. В некоторых списках рус. святцев XVII в. память И. указывается 5 и 8 мая. Ист.: PG. 65. Col. 252 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П. 1993. С. 88); Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. XVII/Éd. par A.-M. Malingrey. P., 1988. T. 1. P. 338 (рус. пер.: Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер.: А. С. Балаховская. М., 2002. С. 110-111); Великий Патерик, или Великое Собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 136; Т. 3. С. 532. Ю. А. Казачков Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/293589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ФЕОДУЛ И ТАТИАН (Тациан) [греч. Μακεδνιος, Θεδουλος και Τατιανς] (сер. IV в.), мученики (пам. греч. 12 сент.). Пострадали при имп. Юлиане Отступнике (361-363), пытавшемся возобновить языческий культ в империи после утверждения христианства имп. Константином I Великим и начавшем новые преследования христиан. Сведения о М., Ф. и Т. сохранились у 2 историков Церкви V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 15) и Созомена ( Sozom. Hist. eccl. V 11), к-рые передают рассказ о мучениях святых почти слово в слово, за одним исключением: Т. у Созомена назван Грацианом. В г. Мер (Фригия, М. Азия) правитель Амахий по распоряжению Юлиана Отступника открыл языческий храм, находившийся в запустении, и собирался начать там языческие церемонии. Три отважных христианина из местной общины, желая воспрепятствовать возрождению идолопоклонства, ночью проникли в капище и сокрушили статуи богов. Произведенное Амахием расследование этой вылазки не выявило тех, кто были к ней причастны. Тогда правитель взял в заложники невиновных людей из числа местных христиан, угрожая казнить их, после чего М., Ф. и Т. сами пришли к правителю и признались в содеянном. За отказ принести жертву идолам их по приказу Амахия подвергли пыткам. Затем мучеников положили на раскаленную решетку, однако мужество не покинуло М., Ф. и Т., и они говорили, что если палачи хотят как следует их поджарить, то нужно перевернуть тела на другой бок, потому что непрожаренное мясо невкусно. После жестоких мучений угодники Христовы предали свои души Господу. Похожие обстоятельства кончины приводятся в Мученичестве сщмч. архидиак. Лаврентия Римского († 258 (?); пам. 10 авг.; см. в ст. Лаврентий , мч. (пам. зап. 10 авг.)); святой также был положен на раскаленную решетку и предлагал палачам перевернуть его на другой бок, т. к. с одной стороны тело его уже испеклось. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память М., Ф. и Т. есть под 12 и под 13 сент., сказание о мучениках помещено под 13 сент. (SynCP. Col. 38, 40, 42). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ошибочно сказано, что М., Ф. и Т. были усечены мечом ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 130). Ист.: MartRom. Comment. P. 392-393. Лит.: Janin R. Macedonio, Theodoulo, Taziano//BiblSS. 1963. Vol. 8. Col. 445-446; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 285; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий (Симонопетрский). М., 2011. Т. 1: Сент.-Окт. С. 180-181. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561506.html

Аркадия и Е. созвали Собор «у Дуба» (по названию предместья р-на Халкидон), на к-ром свт. Иоанн Златоуст был заочно осужден и затем выслан из К-поля (403). Это вызвало народное неудовольствие, к-рое совпало с землетрясением в К-поле и одним происшествием в покоях Е. (речь может идти либо о выкидыше у Е., либо о внезапной смерти ее дочери Флакиллы). Эти события напугали императрицу, и она распорядилась вернуть свт. Иоанна Златоуста в К-поль. Но через неск. месяцев (кон. 403) к-польским префектом Симпликианом в городе на пл. Питтакион была установлена статуя Е. на порфирной колонне (чего не удостаивалась до нее ни одна императрица) и устроены по этому поводу всенародные празднества. В ответ свт. Иоанн произнес в храме проповедь, в к-рой намекал, что видит в происходящем проявления язычества, и сравнивал Е. с Иродиадой (этот факт также под сомнением). В результате отношения свт. Иоанна и Е. испортились окончательно, так что имп. чета даже проигнорировала Рождественскую службу 403 г., к-рую возглавлял святитель. Перед Пасхой (17 апр. 404) ему было предписано имп. Аркадием покинуть храм, однако епископ не послушался. Столкновение с войсками привело к кровопролитию в церкви, а затем храм выгорел. Антииоанновская коалиция вместе с Е. ходатайствовала перед имп. Аркадием о ссылке свт. Иоанна Златоуста, и 20 июня 404 г. тот был окончательно низложен и сослан в г. Кукус в пров. М. Армения, по пути в г. Питиунт (ныне Пицунда), к новому месту ссылки, он скончался (407). Е. умерла в преждевременных родах и была похоронена в к-польской ц. св. Апостолов. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8-23; Sozom. Hist. eccl. VIII 7-20, 27; Philost. Hist. eccl. XI 6; Zosim. Hist. V 3, 18, 23; Marc. Diac. Vita Porph. 36, 38, 39; Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 776-781; Phot. Bibl. Cod. 96; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 51; Marcellinus Comites. Chronicon/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 64, 68. Лит.: Seeck O. Aelia Eudoxia// Pauly, Wissowa. Bd. 6. Sp. 917-925; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles.

http://pravenc.ru/text/187112.html

К. С. 360 г. должен был явить региональную рецепцию объединительной омийской формулы, которая, впрочем, претерпевала от Собора к Собору редакционные поправки. Первым вариантом ее была 4-я Сирмийская формула («датированная вера» 22 мая 359), вторым - никская вера, где из выражения «подобен во всем» были удалены последние 2 слова. К. С. 360 г. к вероизложению, повторявшему никское, добавил запрет употреблять термины «сущность» и «ипостась» в отношении Отца, Сына и Св. Духа ( Athanas. Alex. De Synod. 30). Омиусиане и даже никейцы могли принять то, что в этом тексте Сын Божий именовался «Единородным Сыном Божиим Христом, Господом и Богом нашим», «Богом от Бога», «Единым от Единого Отца». О «подобии родившему Его Отцу» говорится неопределенно, поскольку «рождение Его не разумеет (вариант: «не знает») никто, кроме лишь родившего Его Отца». Эта неопределенность могла нравиться арианам, но только как средство маскировки: сама терминология «подобия» противостояла аномейству, арианскому «неподобию». Антиарианство выразилось и в подтверждении Собором осуждения Аэтия, которого император сразу затем отправил в ссылку. Туда же последовали епископы-ариане, отказавшиеся подписать осуждение Аэтия. Партия омиев хотела оттеснить соперников-омиусиан. Поскольку они были безупречны в отношении веры, подписав омийские вероопределения, против них были выдвинуты обвинения канонические, и в результате были лишены кафедр и сосланы епископы Македоний I Константинопольский , Василий Анкирский , Евстафий Севастийский , был осужден и свт. Кирилл Иерусалимский . Определение К. С. 360 г. было послано на подпись всем вост. епископам; его подписали в т. ч. свт. Григорий, еп. Назианза (отец свт. Григория Богослова ), и Дианий Кесарийский, друг свт. Василия Великого . Ист.: Mansi. T. 3. Col. 327-336; Socr. Schol. Hist. eccl. II 41; Sozom. Hist. eccl. IV 24-25; Theodoret. Hist. eccl. II 29; Chron. Pasch. 1882. Vol. 1. P. 543-545. Собор 382 г. Созванный через год после II Вселенского Собора, этот К. С. имел примерно тот же состав и был его продолжением.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Ист.: Auxentii Epistula de fide, vita et obitu Wulfilae, apud: Diss. Maximini [contra Ambrosium]//Scripta arriana Latina. Pars 1/Ed. R. Gryson. Turnhout, 1982. P. 160-166. (CCSL; 87); Philost. Hist. eccl. II 5; Socr. Schol. Hist. eccl. II 41; IV 33; Sozom. Hist. eccl. IV 24; VI 37; Theodoret. Hist. eccl. IV 37; Iord. Get. 51. Лит.: Zeiller J. Les origins chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " Empire romain. P., 1918. P. 440-464; Die gotische Bibel. Tl. 1: Der gotische Text und seine griechische Vorlage/Hrsg. v. W. Streitberg. Hdlb., 19192, 20007; Friedrichsen G. The Gothic Version of the Gospels: a Study of its Style and Textual History. Oxf., 1926; Lippold A. Ulfila// Pauly, Wissowa. Bd. 9A/1. 19612. Sp. 512-531; Леонтьев А. А. К проблеме авторства «вульфилианского» перевода//Проблемы сравн. филологии: Сб. ст. к 70-летию В. М. Жирмунского. М.; Л., 1964. С. 271-276; Thompson E. A. The Visigoths in the Time of Ulfila. Oxf., 1966. P. XIII-XXIII; Simonetti M. L " arianesimo di Ulfila//Romano-Barbarica. R., 1976. T. 1. P. 297-323; Sch ä ferdiek K. Wulfila: Vom Bischof von Gotien zum Gotenbischof//ZKG. 1979. Bd. 90. S. 253-292; Gryson R. Scolies ariennes sur le concile d " Aquilée. P., 1980. P. 143-172. (SC; 267); Wolfram H. History of the Goths. Berkeley, 1988. P. 75-85; The Goths in the 4th Cent./Comp. P. Heather, J. Matthews. Liverpool, 1991. P. 133-173; Ebbinghaus E. A. The Date of Wulfila " s Episcopal Ordination//Neophilologus. Dordrecht, 1991. Vol. 75. P. 311-313; Sivan H. The Making of an Arian Goth: Ulfila Reconsidered//RBen. 1995. Vol. 105. P. 280-292; idem. Ulfila " s Own Conversion//HarvTR. 1996. P. 373-386; Лавров В. В. Готское общество в IV в. н. э.//Античный мир. СПб., 1998. С. 399-413. Д. Г. Мыршану Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин

http://pravenc.ru/text/ВУЛЬФИЛА.html

Кроме того, существует 2 греч. Жития Е., а также эпитома минология «Царской Минеи». Все они основаны на известиях Феодорита; в них расширено повествование, добавлены рассказы о чудесах. Подобным же образом была создана и сир. версия Жития, основанная на несохранившейся греч. редакции. На Западе почитание Е. оставалось неизвестным до времени составления Римского Мартиролога Цезарем Баронием (XVI в.). Однако благодаря Мартирологу блж. Иеронима на Западе уже в V в. утвердилось почитание под 21 июня памяти еп. Евсевия Кесарийского. Бароний счел невозможным поместить память Евсевия в Римском Мартирологе и заменил ее памятью Е., к-рую нашел в греч. памятниках, сохранив, однако, прежнюю дату - 21 июня. В России до свт. Димитрия Ростовского были известны только краткие проложные сказания о Е., его пространное Житие было фактически заново составлено свт. Димитрием Ростовским на основании «Церковной истории» Феодорита с учетом совр. ему научной критики (болландистов, Барония). Ист.: BHG, N 2133-2135; BHO, N 294; Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4; Theodoret. Hist. eccl. II 31; IV 13-15; V 4; ActaSS. Iun. T. 4. P. 237-242; MartRom. Comment. P. 247-248; SynCP. Col. 763; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau//PO. T. 10. P. 42, 80, 100, 111, 122. Лит.: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. C. 458-459, 543-546, 552-553; Wijenborg R. De authentitate et sensu quorundam epistolarum S. Basilio Magno et Apollinario Laodiceno adscriptam//Antonianum. 1958. Vol. 22. P. 202-220, 387-413; Spanneut M. Eusèbe (29) de Samosate//DHGE. T. 15. Col. 1473-1475; Halkin F. Une Vie greque d " Eusèbe de Samosate//AnBoll. 1967. Vol. 85. P. 5-15; Devos P. Le dossier syriaque de S. Eusèbe de Samosate//Ibid. P. 195-239; idem. La vie syriaque de S. Eusèbe de Samosate//Ibid. 1972. Vol. 90. P. 360-362; idem. Aspects de la correspondance de S. Basile de Césarée avec S. Eusèbe de Samosate et avec S. Amphiloque d " Iconium//Ibid.

http://pravenc.ru/text/187319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010