Вскоре по восшествии патриарха Антония на престол (1389) патриарший экзарх мон. Григорий был отправлен в занятые османами зап. епархии для сбора церковных доходов. Для решения спорных вопросов Антоний IV неоднократно посылал своих представителей в Валахию (1395, 1397) и на Русь (в 1393 архиеп. Михаил Вифлеемский разбирал вопрос о передаче Нижнего Новгорода и Городца из Суздальской епархии в прямое подчинение митрополиту). В 1394 году особым указом патриарх Антоний утвердил устав (типик) Афона . Около 1397 года патриарх писал на Русь к кн. Василию Дмитриевичу и митр. Киприану, призывая оказать денежную помощь; в ответ в Константинополь была послана значительная сумма. Антоний IV проявлял интерес к делам других восточных патриархатов. Скончался в 1397 году. Литература ActaCP. T. 2. P. 112-114, 156-292; История РЦ. Кн. 3. Прил. 3, 11-12 грамоты к новгородцам; к кн. Василию; о пособии]; Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб., 20002. Т. 1. Прил. 4. С. 456-463 [грамота о Пимене и Киприане, 1389] Γεδεν Μ. Πατριαρχικο Πνακες. Κωνσταντινοπολις, 1885. Αθνα, 1996r. Σ. 337-340; Карташев. Очерки. Т. 1. С. 334-338; Barker M. Manuel II Palaeologus, 1391-1425: A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick, 1969. P. 105-110, 150-153; М. О аутентичности светогорског типика nampujapxa Ahmohuja од мaja 1394//ЗРВИ. 1970. T. 12. С. 79-90; Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. Camb., 1981. P. 75-76, 236-240, 253-257, 307-310; Sorlin I. Un acte du patriarche Antoine IVe en version slave//REB. 1985. T. 43. P. 253-258. Использованные материалы П. И. Жаворонков. " Антоний IV "http://Православная энциклопедия, т. 2, с. 656 http://www.pravenc.ru/text/116044.html Редакция текста от: 08.07.2018 16:32:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677999.h...

337 . Ковалевский Ε. П. Афонское дело//Голос Москвы. 18.03.1914 (64). 338 . Командировка архиепископа Никона на Афон//Утро России. 16.05.1913 (112). 339 . Командировка на Афон//Московские ведомости. 17.05.1913 (113). 340 . Конец владычеству ислама на Старом Афоне//Русский Инок. 1913. 11. 341 . Кончина схимонаха Илариона//Сергиевский листок. Париж. 1936. 1–2. 14–16. 342 . Косвинцев Ε. Н. Черный бунт (странички из истории «афонской смуты»)//Истор. вестник. 1915 (январь). 139. 137–160; 1915 (февраль). 140. 470–487. 343 . Котляревский С. Судьба Афона//Русская молва. 10.02.1913 (61). 344 . Крупенский Г. Открытое письмо члену Г. Думы епископу Анатолию//Новое время. 3.05.1914 (13699). 345 . Крупенский Г. Письма в редакцию//Новое время. 1.09.1913 (13460). 346 . Кто виноват?//Церковно-общественный вестник. 1913. 29. 1–2. 347 . Кто причастен к разгрому афонских обителей//Русские ведомости. 26.07.1913 (172). 348 . [Кунцевич Л. 3.] Переписка с отшельником Иларионом, автором книги «На горах Кавказа»//Ревнитель. Воронеж. 1915. 3. 23–38. 1995. 1–4. 182–199. же://Начала. 1998. 1–4. 194–211. 349 . Ликвидация процесса имябожников//Речь. 24.04.1914 (110). 350 . Ликвидация суда над имябожниками//Утро России. 24.04.1914 (94). 351 . Линдеман К. Афонские монахи на родине//Голос Москвы. 12.03.1914 (59). 352 . Лопатин Н. Ватерлоо архиепископа//Утро России. 9.07.1913 (157). 353 . Лукинский А. Учение афонских имябожников//Россия. 22.03.1914 (2561). 354 . Лукьянов Г., Харламов Н. С Афона//Русская речь. 1913 (2266). 355 . Львов А. Что это значит?//Дым отечества. 27.02.1914 (9). 356 . М. А-ин. Афонские монахи//Речь. 27.07.1913 (202). 357 . М. К. Афонский бунтарь (от нашего сумского корреспондента)//Русское слово. 9.7.1913 (157). 358 . Материалы к спору о почитании Имени Божия. М. 1913. 1. 156. 359 . Материалы к спору о почитании Имени Божия. Издание 2-е: Дополнительные материалы. СПб. 1913. переизд.://Начала. 1998. 1–4. 248–273. 360 . Мельгунов С. Современные еретики и Синод//Русские ведомости. 4.09.1913 (204).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

120 GeanacoplosJ. Greek Scholars. P. 128–130. 121 Сказкин С. Д. И тальянские войны. С. 162–163. Глава третья СВЯТАЯ ГОРА АФОН 1 Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 547. 2 Иконников В. С.  М аксим Грек и его время. Здесь собрана большая информация о книжных сокровищах Афона, в частности, Ватопеда, сохранявшихся к концу XIX – началу XX века, и указана обширная литература. 3 Преп. Максим Грек . Сочинения. М., 2008. Т. 1. С. 119–132. 4 Там же. С. 408. 5 Там же. С. 341–342. 6 «Двокровный – имеющий два жилья или этажа» (Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 138). 7 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 108–109; Фонкич Б. Л. Д ве палеографические заметки к изданию актов Кастамонита. – В кн.: Фонкич Б. Л. Г реческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII в. М„ 2003. С. 71–73. 8 Denissoff Е. Maxime le Grec et l " Occident. P. 99–100; Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 83. 9 Там же. С. 102–103. 10 Там же. С. 106–107. 11 Там же. С. 110–111. 12 Там же. С. 112–113. 13 Там же. С. 104–105. 14 Там же. С. 114–115. 15 ПСРЛ. Т. 13. С. 118. 16 О предшествующих связях в начале XVI века см.: Россия и греческий мир. С. 131–136, 142–149, 153 4–6, 15, 17, 18, 23–29, 35). 17 Там же. С. 153–158 36–40). 18 Там же. С. 336–338. «Там же. С. 307; Сборник Русского исторического общества. СПб., 1895. Т. 95. С. 370, 427, 438, 441. Глава четвертая МОСКВА 1 . ПСРЛ. М„ 2000. Т. XIII. С. 28; М., 2001. Т. VIII. С. 263 (с лаконичным названием «О митрополите»); М., 2001. Т. 6. Вып. 2. С. 413 (здесь механический случайный пропуск одной строки с именем Максима). 2 . Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подг. Н. Н. Покровский ; под ред. С. О. Шмидта. С. 118–119. Здесь записаны показания «свидетелей» на одном из допросов, Максимова келейника Афанасия, Сербян Федора и Арсения, они передавали слова обвиняемого по поводу практики поставления русских митрополитов; среди прочего он якобы рассказывал, что, принимая митрополита Григория, великий князь не принял патриаршеского благословения «и чести ему никоторые не учинил. И митрополит его с иконами не встретил, разве как пришел к нему, и митрополит его через порог благословил». Далее в ходе очной ставки к этому эпизоду не возвращались, во всяком случае, какиелибо записи по этому поводу отсутствуют. Вероятно, это была слишком деликатная тема, касавшаяся особ великого князя и митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Одним из 20 ставропигиальных патриарших монастырей, имеющих право собственности на Афоне, считается русский монастырь вмч. Пантелеймона. Из 12 скитов 2 русских: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор). «К лету 1914 г. на Святой Горе еще проживало 4285 русских насельников: в Пантелеимоновском монастыре – 2217, в Свято-Андреевском скиту – 700, в Свято-Ильинском скиту – 412, в келлиях и каливах – 956». 110 Православные афонские общины (образованные как до, так и после 1917 г.), хотя и находились в юрисдикции Вселенского Патриарха, не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям, в начале 1930-х гг. возникшим на основе прежде единой Русской Зарубежной Церкви. Большинство священнослужителей и мирян испытывали большое влияние Русской Православной Церкви за границей. 111 В середине 1920-х гг. греческое правительство стало проводить политику эллинизации Афона. Одним из следствий этого стало запрещение вывозить со Святой Горы богослужебные книги, изданные русскими обителями и служившие делу религиозного просвещения славянских народов. «Несмотря на некоторый приток эмигрантов, численность русских монахов на Афоне в рассматриваемый период (19201940-е гг.) постоянно сокращалась. С 1920 г. по 1938 г. их количество уменьшилось с 2110 до 700». 112 Значительный вклад в историю не только Афона, но и Русской Православной Церкви внесли два русских эмигранта – Сергий Сахаров (архимандрит Софроний) и Всеволод Кривошеий (архиепископ Василий). Еще до начала Второй мировой войны русские обитатели Афона стали испытывать значительные материальные трудности, поскольку лишились всех подворий в России, банковских счетов, а позднее и земельных владений на острове (правительство Греции передало их греческим беженцам из Турции). О том, насколько критическим было положение, говорит «Воззвание о помощи русским келлиям и пустынникам Афона», написанное 2 октября 1932 г. «Братством русских обителей (келлий) во имя Царицы Небесной» (к концу 1930-х гг. оно под давлением греческих властей прекратило свое существование).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 36), имя мифического фракийского гиганта Афона (ρδβλθυοτεΑθως, ρδβλθυοτεΑθων - догреч. происхождения; др. название Ακτ - Утес), была малонаселена и известна гл. обр. своей величиной. Мн. греч. авторы приводят древнее изречение, что вершина А. затеняет статую быка на о-ве Лемнос. У юж. скал А. во время греко-персид. войн в 493 г. до Р. Х. потерпел крушение персид. флот Мардония, и через 12 лет царь Ксеркс во время греч. похода приказал прорыть для прохода своих судов в самом узком месте полуострова канал; высохшее русло «Ксерксова канала» различимо до сих пор в местности, носящей название Провлакас. С IV в. до Р. Х., как и вся Халкидика, А. входил в состав Македонии. Легенда гласит, что знаменитый архит. Динократ предложил превратить А. в статую Александра Великого, совершающего ритуальное возлияние в виде потока, текущего меж 2 городов на противоположных склонах горы ( Strabo. Geogr. XIV 1), но Александр счел за благо оставить А. в покое. Св. Гора Св. Гора Со II в. до Р. Х. полуостров входил в состав Римского гос-ва. На его территории и в непосредственной близости к нему было расположено неск. небольших городов-полисов: Афос, Аканф, Акроафоон (Акрофои), Аполлония, Асса, Дион, Клеоны, Олофикс, Пилор, Сана, Сарта, Сермилия, Синг, Стратоникия, Фисс ( Plin. Hist. nat. IV 10; Steph. Byz. Ethnica, passim; см.: Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 110-112). В один из них, Аполлонию, находившуюся у перешейка, связывавшего А. с Халкидикой, по пути из Амфиполя в Фессалонику заходил ап. Павел, однако проповедь его не имела здесь успеха (Деян 17. 1). Предание о пребывании апостола спустя много веков сохранилось среди жителей возникшего на месте древней Аполлонии г. Иериссо ( Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 134-135). Ко времени гонений нач. IV в. в Аполлонии уже было немало христиан; здесь пострадали мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Перегрин и градоначальники Руф и Руфин. Окончательно христианство утвердилось в этих краях во времена равноап.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Мы, однако, можем заметить здесь, что описанными в Каталоге и двумя лишь указанными г. Ламбросом библиотеками, из коих в одной (ватопедской) имеется весьма порядочный каталог рукописей и заведён образцовый порядок в библиотеке, а в другой (лаврской), хотя и отсутствует каталог, но опытный знающий библиотекарь не позволяет занимающемуся её рукописями чувствовать его недостаток, ещё не исчерпывается рукописное богатство современного Афона. Так, им совершенно не упоминается о библиотеке рукописей 110 в русском Андреевском ските, пожертвованных туда большей частью покойными П.И. Севастьяновым и А.Н. Муравьевым 111 и потом благоприобретённых самим скитом 112 о библиотеке Кавсокаливского скита 113 , Лаккосского скита и др. 114 Немало рукописей можно находить в одиночных, весьма многочисленных и разбросанных по всему Афону кельях 115 , из которых некоторые считают историю своего существования целыми столетиями и даже в руках ксиромахов – бесприютных бедняков, нередко сбывающих свои весьма редкие рукописи по недорогой цене в русский Пантелеимоновский монастырь, библиотека которого год от года всё расширяется и пополняется новыми приращениями. Но, если не принимать во внимание указанную неполноту Каталога г. Ламброса, то он, бесспорно, явление в науке отрадное, и обнародование его в печати ожидалось с нетерпением всеми, кто интересуется работами по первоисточникам, и сам работает в архивах и библиотеках, а для них-то главным образом и предназначал его составитель. «На сочувственное и благосклонное обсуждение друзей науки, на их одних, – писал Ламброс в своём отчёте по возвращении с Афона, – на их ходатайство и поддержку отдаю свой Каталог 5.766 афонских рукописей, состоящий более чем из 2.500 писанных страниц, в 4-ку, и питаю надежду, что когда-либо найдутся достаточные средства для их издания, чтобы тем обнаружилась моя работа и оправдались труды и мои собственные, и моих сотрудников» (κϑεσ., σελ., 23). «На сочувственное и благосклонное обсуждение друзей науки» г. Ламброс имел право рассчитывать всегда, потому что «друзья науки» уже давно обращают внимание на книжные сокровища св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Томск, 1972. Вып. 7–8. 97. Рабочие на сибирских золотых промыслах. Историческое исследование В.И. Семевского. Т. III. Изде И.М. Сибирякова. СПб., тип. М. Стасюлевича. 1898. 98. Ради благоденствия России. От Волжско-Камского банка до акционерного общества «Промышленно-строительный банк». 1870–1995. СПб., 1996. 99. РГАЛИ. Ф. 202 Златовратский. Оп. 1. Ед. хр. 192. Письма И.М. Сибирякова к Н.Н. Златовратскому. 100. РГАЛИ. Ф. 552 Чертков. Оп.1. Ед хр. 2530. Письма И.М. Сибирякова к В.Г. Черткову от 26 марта 1886 г. и 27 марта 1886 г. 101. РГИА. Ф. 857. Оп. 1. Д. 762. Письмо Сибиряковой Анны Михайловны Зарудному Александру Сергеевичу от 2 июля 1911 г. 102. РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 3. Л. 1. 103. РГИА. Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 442. 1896. Ед. хр. 1649. Отчет о состоянии Финляндской епархии. Л. 8 (оборот.). 104. РГИА. Ф. 796. Оп. 177. Ед. хр. 2288. Об укреплении за Линтульскою женскою общиною недвижимого имения, жертвуемого Иннокентием Сибиряковым. Начато 30 ноября 1896 г. Кончено 10 марта 1897 г. На 9 л. 105. РО ИРЛИ. Ф. 313. Оп. 3. Д. 289. 106. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. Иркутск, 1993. 107. Румянцев Н.В. С Горы Афон//Церковный вестник. 1900. 108. С Афона (от собственного корреспондента)//Монастырь. 1908. 109. Самарин Д. Ф. Поборник вселенской правды. СПб., 1890. 110. Самарин Ю.Ф. Сочинения: В 12 т. М., 1877–1911. 111. Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета. Житие. М., б. г. 112. Святитель Феофан Затворник . Письма о духовной жизни. М., 1996. 113. Серафим, иеромонах . Путевые впечатления. Поездка в Иерусалим и на Афон в 1908 году. СПб., 1910. 114. Сибирский портрет XVIII – начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. Издательство АРС СПб., 1994. 115. Сибиряков И.М.//Исторический вестник. 1901. Т. 86. 116. Соловьева Б.А. Иннокентий Михайлович Сибиряков//Природа. 2001. 117. Соловьева Б.А. Род Сибиряковых и книга//Книжное дело в России в XIX- начале XX века. Сборник научных трудов. Вып.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Церк. истор. кн. 1, гл. 19, стр. 82. Спб. 1850 г. Созомен. Церк. истор. кн. 2, гл. 24, стр. 132–133. Спб. 1851 г. Бл. Феодорит. Церк. истор. кн. 1, гл. 24, стр. 88. 90. Спб. 1852 г. Валез. Примеч. на церк. истор. Сократ, кн. 1, гл. 19. Филосторг. Церк. истор. Евагрия, стр. 324, 332, 334. Спб. 1853 г. Волуев. Истор. и статист. сборн. ч. 1, стр. 295. Москва, 1846 г. 191 Первоначально Христианство проповедано в Абиссинии св. апостолом Варфоломеем, который оставил там евангелие от Матфея на еврейском языке. Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл. 10, стр. 281, 282. Спб. 1848 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 19, стр. 82. Спб. 1850 г. 192 Абиссинцы называют его аввою саламою, а историки – индейским или ефиопским апостолом. Волуев. Истор. и статист. сбор. ч. 1, стр. 294. Москва, 1846 г. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 135. Москва, 1842 г. 193 Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 19, стр. 82–84. Спб. 1850 г. Созомен. Церк. истор. кн. 2, гл. 24, стр. 132–136. Спб. 1851 г. Бл. Феодорит. Церк. истор. кн. 1, гл. 24, стр. 88–89. Спб. 1852 г. 195 Амгара. Ныне называется так одна из областей амгарского (в Абиссинии) государства. Волуев. Истор. и стат. сборн. ч. 1, стр. 295. Москва, 1846 г. Справочн. энцикл. словар. т. 1, стр. 252. Спб, 1857 г. 196 Сальт. Путешеств. по Абиссинии стр. 466 и след. Лондон, 1814 г. Рюппел. Путешествие в Абиссинию, т. 2, стр. 345. 197 Впоследствии некоторые из них возвратились в Христианство. В память сего, Абиссинцы установили ежегодно погружаться в небольшой реке, близь Адовы. Некоторые писатели, упуская это из виду, выдают настоящий простой обряд, соответствующий нашему погружению в воду после ее освящения в крестных ходах, за повторение крещения абиссинцами. Волуев. Истор. и стат. сбор. ч. 1, стр. 299. Москва, 1846 г. 199 Это известно обо всех митрополитах Абиссинии, о которых только сохранились нам известия, до самого тринадцатого века. Одни из них или сами вынужденными находились бежать от абиссинцев, или же насильно свергаемы были с кафедр; а другие были или заключаемы в темницы, иди заменяемы самозванцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Таким образом, недалек от осуществления греческий план полной эллинизации Афона и изгнания с Афона всех славянских монахов. Заметим кстати, что один греческий министр, некий Папа-Анастасиу, создал и более радикальный план реформы Святой Горы. А именно, по его проекту с Афона следует удалить вообще всех монахов и превратить его в громадный международный курорт с игорным притоном вроде Монако. С большим трудом греческим монахам удалось помешать осуществлению проекта предприимчивого министра. Все же и в настоящее время пред всем православным миром остро стоит вопрос, сохранит ли Афон свое великое историческое значение духовного центра Православия и символа единства греко-славянского мира или в ближайшем будущем превратится в имеющую лишь местное значение группу греческих монастырей. Если Православные Церкви полагают, что второе решение афонского вопроса не отвечает интересам Православия и даже самого греческого народа, поскольку только в единении со славянством он может выполнить свое историческое назначение, то следует теперь же, пока еще не закончено политическое переустройство мира: А) выбрать конкретный проект относительно: а) будущего международного, б) междуцерковного положения Афона, в) его внутреннего гражданского, г) церковного устройства; Б) принять меры к осуществлению этого проекта. А) О проекте будущего положения и устройства Афона мы будем говорить только в общих чертах. а) При решении вопроса о будущем международном положении Афона, которое бы отвечало интересам славянства и Православия, нужно прежде всего принять во внимание те, можно сказать, катастрофические последствия, которые имело для идейного значения Афона и для его славянского населения включение его в состав Греции. Рассматривая Афон лишь как часть своей территории, греки делали на нем все, что хотели, не обращая внимания на международные договоры. Отсюда следует, что нужно изменить международное положение Афона и что Афон должен быть признан субъектом международного права, подобно Ватикану или Триесту. И вот тут является вопрос, не следует ли теперь осуществить проект Лондонской Конференции 1913 года относительно провозглашения Афона как самостоятельной монашеской республики под протекторатом государств, в которых большинство населения принадлежит к Православной Церкви. В таком случае международное положение Афона было бы аналогично положению Ватикана по Латеранскому договору от 11 февраля 1929 года, действительность которого в конце 1946 года признало и нынешнее правительство Италии, причем роль Италии в отношении Афона играл бы кондоминиум упомянутых государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1121 Докл. комит. в П. С. 3. XXX, 23122. Подробное изложение всего дела см. в стат. О способах содерж. дух. учил. Странн. 1860, кн. X и в Ист. спб. акад. 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010