Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Как правильно дать имя ребенку? Оглавление Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя? И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики. Вот пример: Иоанн. Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия. В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек. Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин. И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе. Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове. Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере. Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель. Иоанн Палестинский – выдающийся постник. Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени. Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время. То же наблюдаем относительно других известных имен. Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка. А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени. Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена? В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю ( Быт. 1:2-10 ), называя каждое светило его именем ( Ис. 40:26 ), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным ( Быт. 2:20 ) и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/paraskeva-pyatnica/

Об этом имени в сегодняшний день возвеселились и небо и земля. Чрез призывание с верою этого имени отныне человеческий род должен обрести великое лекарство и снадобие для бессмертного своего духа, для очищения всего естества своего. Об этом имени впоследствии, будут свидетельствовать апостолы, всякое колено подклонится: и небесное, и земное, и даже преисподнее. И нет иного имени, - изречет некогда апостол Петр, - которым надлежало бы спастися человекам под небесами. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Соединив с этим именем Свое Божественное Лицо, Личность, Господь даровал этому имени воистину божественные свойства относительно врачевания нашей природы. Этим именем Он заповедал призывать нам Его, Спасителя нашего, засвидетельствовав, что Небесный Отец, ради призывания имени Господа Иисуса Христа, обогатит нас всяким даром, и ниспошлет нам всякое благословение, и исполнит всякое благое прошение сердец наших. Вот почему Мать Церковь не пропустила, не оставила без внимания это святое имя, но вознесла его, так сказать, на знамя спасения, призывая всех своих чад благоговеть, трепетать пред этим именем и призывать его во спасение душ и телес наших. Древние учителя жизни во Христе свидетельствовали, что все без исключения христиане, без различия званий и состояний, призваны в течение дня, а, может быть, и ночи, обращаться ко Спасителю, освящая в душе Его святое превожделенное имя. Еще в 14-м столетии святитель Фесаллоникский Григорий Палама настаивал на том, что и мирские особы, живущие посреди шумного мира, призваны непрестанно вращать в уме и сердце это имя, и с его помощью достигать очищения и освящения души. Но особенно лица монашеского звания призваны возрастать в любви к имени Иисуса Христа. Не случайно в самое облачение входят четки – «меч духовный», который при пострижении вручается всякому постригаемому лицу с заповедью на всякое время и на всяком месте призывать имя Господа Иисуса Христа. Для них это уже не только предмет благого изволения, но долг и обязанность. Ибо, по наставлению преподобного Серафима Саровского, всякое внешнее послушание лица, отрекшегося от мира, принимает освящение по причине внутреннего возношения ума и сердца к Богу.

http://pravoslavie.ru/28947.html

7 фактов о преподобном Серафиме апреля 2016 Вспоминаем основные вехи жизненного пути одного из главных петербургских святых, 150 лет со дня рождения которого исполнилось 13 апреля. Факт 1: Несколько святых покровителей Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый. Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто - Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру - Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает " сын утешения " ). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий. При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

прот. Константин Борщ Часть седьмая. Хроника афонского дела 1176 Титульный лист Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион Беседа двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников Издание четвёртое, исправленное Санкт-Петербург, 1998 От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется . Москва, 7 (20) октября 1909 года . Цензор протоиерей Николай Боголюбский . Книга «На горах Кавказа» составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой. Первые листы книги «На горах Кавказа» Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие! Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века Составися книга сия во славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити ( 1Тим. 2:4 ) Един есть Ходатай пред Бога за человеки – Человек Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ) Яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым. О Сем ecu пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его всякому верующему в Онь ( Деян. 10:42–43 ) Будет Имя Его благословенно во веки. Прежде солнца пребывает Имя Его ( Пс. 71:17 ) Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасен будет ( Деян. 2:21 ) Яко превознесеся Имя Того Единого ( Пс. 148:13 ) Несть иного имени под Небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ) От Восток Солнца до Запад хвально Имя Господне ( Пс. 112:3 ) Яко возвеличил ecu имя святое Твое ( Пс. 132:2 ) Христианин есть тот, кто носит в сердце своём Христа. Леонтий, священноинок

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Касожский кн. Редедя предлагает единоборство кн. Мстиславу Владимировичу. Единоборство князей и смерть Редеди. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 83 об.) († 1036), кн. черниговский (с 1024). Сын св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Согласно Начальному летописанию (статья под 980 г.), у Владимира были 2 сына с именем Мстислав. Одним из них был 2-й (после Изяслава) из 4 сыновей от Рогнеды Рогволодовны, другим - 2-й (после Святослава) из 2 сыновей от неизвестной по имени «чехини» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 80). Поскольку до XV в. наречение 2 одновременно живущих сыновей одним именем не допускалось, возможны 2 варианта: либо двукратное упоминание имени Мстислав в перечне жен и детей Владимира является ошибкой, либо 1-й названный Мстиславом сын умер во младенчестве, а другой сын, родившийся позже, получил это же имя. До взрослого возраста дожил несомненно один М. В., поскольку только он фигурирует в др. перечне сыновей кн. Владимира (под 988 г.). Здесь М. В. указан седьмым, после Вышеслава, Изяслава, Ярослава (см. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый), Святополка, Всеволода и Святослава и перед святыми Борисом и Глебом , Станиславом, Позвиздом и Судиславом (Там же. Стб. 121). Скорее всего он был сыном «чехини», т. к. сын Рогнеды Мстислав (если он существовал) упомянут в перечне ее сыновей перед Ярославом, т. е. как старший по отношению к нему, при этом в перечне 988 г. М. В. фигурирует как младший и позднее, в ходе борьбы за власть Владимировичей в 20-х гг. XI в. он признавал старшинство Ярослава. При крещении М. В., согласно Любецкому синодику, получил имя Константин ( Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24). На этом основании Н. П. Лихачёв (1928) связывал с М. В. найденную в 1895 г. в Ступнице ок. Самбора (Зап. Украина) свинцовую печать, имеющую поясное изображение визант. императора (вероятно, св. равноап. имп. Константина I), а на обратной стороне греч. надпись: «Господи, помози рабу твоему Константину» ( Лихачев Н. П. Избр. тр. М., 2014. Т. 1: Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. С. 156-158). Однозначность атрибуции Лихачёва оспорил В. Л. Янин , которому были известны уже 5 соответствующих булл, найденных не только на Украине, но и в Смоленске и Ст. Рязани; по его мнению, печати могли принадлежать владимиро-волынскому и смоленскому кн. Игорю Ярославичу ( 1060), крестильное имя к-рого остается неизвестным (Актовые печати. Т. 1. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2564286.html

Псалом 74 В конец. Да не растлиши. Псалом песни Асафу. Этот псалом содержит пророчество о скончании мира и праведном суде Божием, о наказании грешников и о чести праведников, как изъясняет Феодорит. Посему он учит всех взирать на конец жизни сей и не погублять себя грехами. Некоторые: «да не растлиши», принимают за: не греши. Об Асафе и прочих словах надписи мы сказали в предисловии к псалмам. По словам Феодорита и этот псалом написан от лица находившихся в Вавилонском плене евреев (1). (1) В переводе Симмаха этот псалом имеет следующую надпись: победная песнь. Почему Ориген говорит: Это высочайшее слово о нетлении предопределенном для праведников, которым и сокровища наград уготованы за победу, почему и названо в надписи победным, и указываете нам на конец, о котором говорит Апостол: потом конец, когда препобедившие здесь добрый подвиг получат нетленную жизнь. По словам Афанасия сей псалом сказывается от лица Апостолов, увещевающих людей оставить нечестие и поставляющих им на вид страшный и Божественный будущий суд. Пс.74:2 .  Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое Мы, говорит, иудеи, освободившись от рабства, будем благодарить Тебя, Господи. Повторение речения: исповемыся, выражает напряжении удостоверенив благодарности (1). При том и имя Твое будем призывать, имя, бывшее в поношении у врагов Твоих. А я думаю, что сии слова относятся к тем, которые имели уверовать во Христа, над которыми наречено имя Христово, почему они и названы христианами. (1) Слова Евсевия: Соответственно двоякому образу исповедания дважды употреблено речение: исповедываться, из коих одно означает исповедывание во грехах, а другое – благодарность за дарование им благ. Оригена : Поелику никто не может так призывать имя Господне, чтобы мог получить сказанное: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, если не отречется прежде от греха и не исповедается в греховных своих действиях: то посему церковь и требует исповедания. Итак, если и мы желаем оказаться в числе призывающих и вместе с ними спастись, то станем обвинять себя во грехе и совершенно оставим его. Исихия: Желая призвать Бога, мы должны приносить Ему двоякое исповедание словами и делами, словами в молитве, а делами в отступлении от того, в чем заключаем мы исповедание и раскаяние. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных. Феодора: Твоим именем, говорит, будем называться, вместо того, чтоб сказать: будем признавать Тебя Владыкою, благодетелем, заступником, соответственно тому, что мы получили, будучи наказываемы на пользу. Ибо свойственно людям получать наименования от господствующих над ними или благодетелей их, подобно тому, как и мы говорим: это раб, или домашний такого-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 70 Имена ваши написаны суть на небесех ( Лк. 10:20 ). Сии слова сказал Господь Иисус семидесяти ученикам Своим, и в лице их всем Своим последователям, которые будут Его учение сохранять и в Него веровать. Одно из святых имен, написанных на небесах, прославленных Богом и прославляемых св. Церковию, украшает Благочестивейшего Государя нашего, – имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Сие святое имя дано Ему Церковию, без сомнения, согласно с волею царственных родителей, но прежде нежели дано Ему на земле, уже наречено было на небе Тем, Кто предъизбрал Его и предназначил Царем нашим. Имя Николая знаменует народопобедителя. В знаменованы имени заключалось предсказание победы. Люди не могли проникать в будущее: оно открыто было только единому Богу. Откуда возникла мысль в царственных родителях дать своему царственному Сыну такое имя, которого не было в роде Романовых и которого не представляет нам история знаменитых христианских Царей? По-видимому, не представлялось другого побуждения к наименованию царственного сына именем Николая, кроме всеобщего в нашем отечестве почитания Св. Николая Чудотворца, и кроме всеобщего верования в Его особенное покровительство и заступление Русского народа, особенно христолюбивого воинства. Но под сим благочестивым побуждением сокрыто было особенное намерение промысла Божия, осуществившееся впоследствии в жизни Императора Николая. Имя Николая всею полнотою своего знаменования напечатлелось в духе Царя нашего и осуществилось в Его делах. Кому неизвестны блистательные победы, которые совершены в благополучное царствование Николая I. Кому неизвестно, сколь имя Его, прославленное великими делами, могущественно в обуздании своевольных и буйных людей, победоносно в покорении непокорных, грозно для злоумышленников, сильно в сохранения всеобщего мира, охранительно от влияния западной нравственной заразы? Что все это значит, как не исполнение предвестия, сокровенного в самом имени, как не осуществление знаменования сего имени?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Губительная язва, опустошившая всю Азию, Африку и Европу в половине XIV ст., известная под именем черной смерти проникла и в наше отечество (1350 г.). Она появилась в Пскове, достигла Новгорода и потом разлилась по всей России. Жертвы ее были бесчисленны: вымирали не только целые селения, но и города. Среди сих ужасов, в Москве скончался М. Феогност, двадцать четыре года правивший Церковью русскою (11 март. 1353 г.). Спустя около сорока дней за ним последовал в гроб и В. Князь Симеон Иоаннович (26 апр.). М. Феогност, оставляя престол свой, не хотел иметь по себе другого преемника, кроме своего любимого старца и наместника, возведенного им на кафедру владимирскую, Епископа Алексия. В К. Симеон, в своем предсмертном завещании, заповедовал своим братьям во всем слушать того же Епископа Владимирского: «слушали бы есте отца нашего Владыки Алексия» 2 . Кто же был этот утешитель стенающей Руси, которому вверялось в кормило Церкви и попечение о Государстве? Шестидесятилетний старец 3 , от юности посвятивший дни свои Богу. Св. Алексий был сын боярина черниговского Феодора Бяконта. Отец его, оставив свой город, разоренный в нашествие монгольское переселился в Москву, при Князе Московском Данииле Александровиче, и занял значительное место между боярами московскими, так что ему вверено было управление Москвой 4 . Алексий был старший между своими братьями, которых было четверо 5 . Он родился в Москве, в конце ХШ ст., и при святом крещении был наречен Елевферием 6 . Особенным знаком близости ко двору княжескому было то, что восприемником Елевферия от святой купели был сын Князя Даниила еще малолетний, Иоанн. Родители Елевферия, приготовляя своего сына к высшему служению гражданскому, озаботились» дать ему приличное воспитание, – с малых лет начали обучать его грамоте. Дитя полюбило заниматься книгами, не оставляя впрочем и удовольствий, свойственных юному возрасту. Но чтобы ни расчеты родителей, ни мирские занятия не отвлекли отрока от высшего служения, ему пред- назначенного, Господу угодно было заблаговременно указать ему сию цель его жизни и начать приготовление к ней. Однажды, когда Елевферий вышел в поле, чтобы по-детски позабавиться ловлею птиц, и утомленный ожиданием добычи заснул над своими сетями, он услышал голос, говоривший ему: «Алексий! что напрасно трудишься? будеши человеки ловя». Наименование новым для Елевферия именем, необычайность предсказания, неизвестность предсказателя, все это глубоко заняло душу отрока. Родители вскоре заметили в нем перемену – он сделался необыкновенно молчалив, бросил детские забавы; стал прилежать посту, молитве. Это было на двенадцатом году жизни Елевферия. Достигши пятнадцати лет, он почувствовал в себе решительную наклонность к жизни иноческой, вступил в Московский Богоявленский монастырь и, на двадцатом году постригшись, получил преднареченное ему имя: Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Вимпфен Владимир Федорович фон; 1873(1872), Москва - 6.07.1919, Астрахань), еп. Енотаевский. Род. в дворянской семье герм. подданного. По желанию отца был крещен в лютеранстве с именем Леопольд, но уже в сознательном возрасте под влиянием матери перешел в Православие. При миропомазании наречен Владимиром. В 1896 г. окончил Пензенскую классическую гимназию и поступил в КазДА. В 1897 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. В 1898 г. рукоположен во диакона и в том же году - во иерея. В 1898 г. принял российское подданство. Окончил КазДА в 1900 г. со степенью кандидата богословия (за соч.: Об общественной и пастырской деятельности, усвояемой монашескому званию в творениях древних учителей-подвижников и иноческих уставах). По окончании академии служил помощником смотрителя Уфимского ДУ. В 1902 г. был назначен настоятелем храма во имя св. мц. Аллы Готской в с. Ст. Потловка Сердобского у. Саратовской губ. В 1903 г. Л. стал членом Пекинской духовной миссии , был отправлен в Китай, где работал под рук. Переславского еп. Иннокентия (Фигуровского ; впосл. митрополит). С 1904 г. помощник смотрителя Вольского ДУ Саратовской епархии, инспектор Курской ДС. С 1906 г. архимандрит, настоятель посольской церкви в Афинах. С 28 сент. 1914 г. епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. С 12 февр. 1915 г. епископ Ереванский, викарий Грузинского Экзархата, штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы . С 24 марта 1916 г. епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии. С 16 дек. 1916 г. епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. В нач. 1917 г. Л. обращался к обер-прокурору Синода с жалобами на бедственное положение саратовского в честь Преображения Господня монастыря , бывшего местом его пребывания, и с просьбой о переводе его обратно в Оренбургскую епархию. Разногласия Л. с правящим архиереем периодически приводили к конфликтам. После Февральской революции 1917 г. Л. опубликовал не согласованные с правящим Саратовским еп. Палладием (Добронравовым) воззвания, в газ. «Саратовский листок» напечатал письмо, в к-ром объявлял о несогласии с еп. Палладием и обвинял его в принадлежности к сторонникам «распутинского строя». В апр. того же года епархиальным съездом духовенства еп. Палладий и Л. были смещены со своих кафедр. 5 мая 1917 г. указом Синода Л. был официально уволен с определением ему местопребывания в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре. После этого он обращался в Синод с просьбой о возвращении «на активную деятельность». Астраханский и Царёвский еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский ; впосл. архиепископ) ходатайствовал о назначении Л. викарием Астраханской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463515.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010