Сортировать по Исключить новости А за книгу Набокова отдала спекулянтке бриллиантовое кольцо бабушки Писатель, которого воспитали два книжных шкафа – о «времени большого чтения», самиздате и нелюбви к власти. Библиотека иностранной литературы и интернет-портал «Правмир» продолжают цикл встреч «Книги и люди, определившие мою жизнь» памяти директора Библиотеки иностранной литературы Екатерины Гениевой. Гостем очередной встречи стала Людмила Улицкая. Людмила Улицкая – писатель, драматург, сценарист, лауреат национальных литературных премий «Русский Букер», «Большая книга», «Проза года». Ее произведения переведены более чем на 30 языков и отмечены престижными литературными премиями Франции, Италии, Австрии, Китая и других стран. Людмила Улицкая является офицером Ордена Почетного легиона и кавалером французского Ордена искусств и литературы. История человека — история его чтения Чтение во времена нашей молодости было совершенно потрясающим занятием. Второго такого поколения , я думаю, не т и не бу д ет — потому что, как вы знаете, развлечений у нас других почти не было. Единственное, что у нас было, — это книги. Причем каждый проходил по своему индивидуальному пути с чтением. Мы это время помним, мы понимаем, что оно было уникальным. Сегодня мне хочется вспомнить и о том, что мы читали, и о тех, кто это фантастическое чтение обеспечивал, потому что все это было очень непросто. Весной этого года я была в районе Перпиньян , во Франции, где находится огромное количество пещер: и знаменитая пещера Ласко, в которую уже не пускают, и много других пещер , в которых нашли следы человеческого присутствия от 40 тысяч до 12 тысяч лет до нашей эры . Сначала он увидел мамонтов и всяких шерстистых носорогов, а потом обратил глаз на того, кто с ним рядом. В пещере, в которой 12 тысяч лет обитали или по крайней мере туда забредали наши предки, можно увидеть первые портреты, которые человек начал рисовать с самого себя. И это совершенная фантастика , но и сугубый реализм. Потрясающие рисунки, п о мощности воздействия их можно сравнить с фаюмскими портретами, хотя процарапано на камушке — но это выразительно, с характером, c большим совер шенством .

http://pravmir.ru/lyudmila-ulitskaya-per...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Скачать epub pdf Межцерковные и межконфессиональные отношения Что такое синагога? иеромонах Иов (Гумеров) Слово синагога греческое (synagoge; от syn – вместе, ago – веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагогапереводится как «сонмище» (см.: Мф. 4: 23; 12: 9 ; Мк. 1: 21 ) Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, – надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до Р.Х.). За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее. Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма). Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме – на храм (после разрушения – на место, где он стоял). Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне – на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения. Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима), а на нем – стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х(г)а-кодеш (святой ковчег). Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всего заметнее, и потому всего прискорбнее высказались для нас два главные уклонения в вашей среде, т. е. в худшей половине ее, от прямого и уставного пути вашего ученического развития, – именно: стремление учиться и развиваться секретным и непозволенным способом, посредством чтения книг не из нашего книгохранилища и без нашего одобрения; а во-вторых стремление по своему устроить образ своей ученической жизни по возможности без нашей педагогической опеки и надзора, а на свободе – ничем невозмущаемой и небеспокоимой, особенно со стороны лиц, нарочито для сего поставленных и обязанных глядеть за вами непрерывно. Можно бы указать еще на то досадное обстоятельство, что некоторые из вас считали себя в праве увольнять себя от всяких занятий наукой, не любили никакого чтения ни позволенного и рекомендуемого, ни запретного, а целый год по возможности прохлаждались и развлекались разными шалостями и похождениями. Но явление лени и рассеянности есть обычное явление в школах, над которым подсмеиваются, а следовательно и не одобряют сами же школьники, и следовательно это явление, так сказать, не заслуживает того, чтобы об нем распространяться для вас. Но трудно сказать, что чего хуже и нежелательнее в указанном мною выше направлении, которое рассудилось взять некоторым заблудшим из вашей братии. Говорить об нем нашел я нужным потому, что оно так наглядно дало об себе знать, и так не мало нашло себе сторонников, увлекшихся к совокупному и стадному действованию для своих неразумных целей, даже с проявлением грубости и невежественной дерзновенности по отношению к начальственным лицам, что мы вынуждены были долгом и совестию прибегнуть к решительным и последним мерам изгнания из вашей среды той жалкой кучки или толпы, которую нашли наиболее вредною и соблазнительною для вашего общества, а к другим приложены были нами хотя и строгие, но все же временные меры наказания, так как провинившиеся успели показаться нам все-таки более увлекшимися примером других к незаконным и нетерпимым выходкам своеволия и назойливости, чем людьми с самостоятельной и застарелой порчей нравственной. Как бы то ни было, из всего этого вышло одно только дурное и недоброе нам и вашим родителям огорчения, а вам самим наичувствительные неприятности, для некоторых даже непоправимые теперь. Этот урок из прошедшего, мне кажется, лучше всяких теоретических бесед и нравоучительных разъяснений должен предостеречь вас на будущее время и внушить, что не должны повторяться между вами опрометчивые попытки к непослушанию и своеволию, особенно попытки стадные и совокупные, чтобы еще в большей степени не повторились над вами суровые, хотя и вовсе нежелательные для нас меры возмездия и исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Госдуме готовится законопроект о введении лицензий от традиционных конфессий на миссионерскую деятельность Ранее в Госдуму уже были внесены два законопроекта о миссионерской деятельности МОСКВА. Депутат Госдумы Максим Щепинов, представляющий в парламенте Оренбургскую область, разрабатывает законопроект, согласно которому миссионеры должны будут получать документ от традиционных конфессий, подтверждающий право на ведение миссионерской деятельности. Инициаторами законопроекта о миссионерской деятельности выступила группа священников в Оренбургской области. Об этом сообщает портал Православного правозащитного аналитического центра . «В Оренбурге, как и в других регионах, существует проблема, когда людей заманивают во всевозможные секты, прикрываясь псевдорелигией. Нам предложили внести законопроект, чтобы люди, которые занимаются миссионерской деятельностью, имели определенный документ на право занятия этим от православной конфессии, от мусульманской… Мы над этим законопроектом работаем, и, думаю, в ближайшее время внесем», — сказал Щепинов. По словам депутата, если человек или организация занимаются миссионерством, то их деятельность должна быть «как минимум прозрачной и аккредитованной, чтобы это не были люди, которые вовлекают в секты, отнимают имущество и доводят людей до самоубийства». Ранее в Госдуму были внесены два законопроекта о миссионерской деятельности. Первый касается самого понятие «миссионерская деятельность», которое до сих пор отсутствует в нашем законодательстве. Законопроект внесло на рассмотрения Госдумы Архангельское областное собрание депутатов в феврале 2016 года, однако до сих пор он не дошел даже до первого чтения. Архангельские депутаты предлагали закрепить понятие «миссионерская деятельность» в законодательстве, чтобы контролировать работу миссионеров, в том числе приехавших из-за границы.

http://sedmitza.ru/text/6337163.html

Д.Д. Смышляев Скачать epub pdf Предисловие В 1865 году я имел возможность посетить Синай и важнейшие места Палестины. Отрывки из моих путевых заметок были напечатаны в следующем году в «Записках для чтения», издававшихся при «Биржевых Ведомостях». Неожиданно лестный отзыв В. Н. Хитрово о моих заметках, помещенный в изданном им недавно «Библиографическом указателе русских книг и статей о Святых местах Востока», внушил мне мысль издать отдельной книжкой мои заметки о Синае и Палестине в пользу бедствующих семейств павших в битвах с турками черногорцев. Не имея других средств выразить сколько-нибудь существенно мое пламенное сочувствие доблестному и соплеменному нам народу, я буду счастлив, если вырученная от издаваемого труда сумма окажет временную помощь хотя нескольким осиротевшим семействам погибших в борьбе с исламом черногорских героев. Д. С. Синай От Каира до Синая. Синай Из всех путешествий к Святым местам на Востоке поездка на Синай представляется самою трудною. Дорога идет через степь, где не только нет годной для питья воды, но даже, по большей части, ни малейшего признака растительности. Нужно запасаться водою, провизиею, палаткою для защиты от степного ночного холода; единственный способ переезда – на верблюде, животном в высшей степени неприятном и справедливо названном «кораблем пустыни», так как путешествие на нем подвергает морской болезни непривычных к нему людей. Немало хлопот с приготовлением в такой путь. Со мною решился ехать тифлисский священник П. Ф. М-ч. Отправив вперед нанятых нами чрез посредство монахов Синайского подворья (Джувание) верблюдов с водою и тяжелою поклажею, мы выехали через три дня, 22 января нового стиля 1865 года, по железной дороге в Суэц. Железная дорога из Каира в Суэц существует с 1855 года; она чрезвычайно облегчила путешествие поклонникам на Синайскую гору, сократив путь на целых трое суток. Мы уже имели понятие о египетской железной дороге по переезду от Александрии до Каира. Сцены ожидали нас знакомые. В одном вагоне с нами сидели два грека, не имевшие билетов; кондуктор отбирал от них, вместо билетов, по пяти франков бахчиша. Греки без всякого стыда уверяли, что этот способ переезда по железной дороге в большом употреблении между европейцами, живущими постоянно в Египте и знакомыми с обычаями и злоупотреблениями страны; они уверяли, что было бы глупо покупать билет за шестнадцать франков, когда можно проехаться за пять. В вагонах курят трубки, наргиле, ставят жаровни и готовят на них кушанье, то есть жарят баранину. В Европе сочтут рассказ об этом, конечно, за выдумку. Выехавши из Каира в девять часов утра вместо назначенных восьми, мы прибыли в Суэц в два часа пополудни. Здесь существует превосходная гостиница Ост-индской компании, но в ней платят двадцать пять франков в день за пансион; для нас это было дорого и мы остановились в Hotel Victoria, где нам дали комнату, сквозь стены которой видно небо; но зато мы платили за пансион только десять франков и имели стол недурной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.М. Кульбакин. «Хиландарские листки», отрывок кирилловской письменности века. Издание Отделения русск. языка и слов. И. Академии Наук. Спб. 1898. Так называемые «Хиландарские Листки», – отрывки 3 и 4 Огласительных слов св. Кирилла иерусалимского , – найдены покойным В.И. Григоровичем в 1844 году, во время путешествия его в славянские земли, в Хиландарском монастыре, что на Афоне и принесены в дар Новороссийскому Университету, в библиотеке которого хранятся и по ныне (под 28). Это – два пергаментных листка, очень дурно сохранившихся, in 4, в два столбца, по 25 строк в каждом. Наш памятник занимает видное место в ряду источников для изучения древнего церковно-славянского языка. Григорович, классифицируя известные ему старославянские памятники, глаголические и кирилловские, признает «Хиландарские Листки» (и «Люблянские жития», т. е. Супрасльскую рукопись), «не только древнейшими, но и писанными непосредственно на месте перевода». Новейший исследователь (г. Кульбакин) не считает большой ошибкой, признав «Хиландарские Листки» менее древними, чем Зографское Евангелие, поставить их на ряду с такими, как Мариинское и Glagolita Glozianus. Еще Григорович заметил, что «переводчик славянский следовал тексту, коего чтения сходны с чтениями рукописи Коислиновой библиотеки», так что древнейший славянский перевод не совпадает ни с греческим текстом, изданным у Mignéя, ни русским – в Творениях Святых Отцов (т. XXV. М. 1855 г ). В самом деле, I Аа, 7–9 1 : «къто оуже крещени благочьстоуетъ»; у Mignéя: «τς στι βαπτσματος καταφρονν εσεβς»=кто из благочестивых пренебрежет крещением; но в cod. coisl. вместо «στι εσεβς» – «τι εσεβε» (ср. Roe и Casaub.). I Аа, 21–23: «и тъ прич(стис) тхъжде»; у Mignéя: «και ατς παραπλησως μετσχε τν ατν»=и Той тхже; в др.-слав., значит, пропущено «παραπλησως»; нет его и в cod. Coisl.; I Ab, 10: «въ оустхъ – «ν τ στματι»; так в рукоп. Coisl., в других, напр. Roe., Casaub., – «φθαλμ»; ΙΙ Aa, 3 2 : «о заповеди», у Mignéя: «περ τν δκα δογμτων=о десяти догматах; но в codd. Coisl., Roe, Casaub. – νδεκα;

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отсутствие финансирования - главная преграда на пути развития «Русского собрания» Председатель РС Анатолий Степанов о проблемах и перспективах организации в связи со второй годовщиной со дня ее создания 07.12.2015 1045 Время на чтение 4 минуты 6 декабря в день памяти святого благоверного Александра Невского исполнилось ровно два года с основания международной общественной организации «Русское собрание» . Об итогах деятельности «Русского собрания» в связи с двухлетней годовщиной со дня создания размышляет председатель организации, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов . «Русское собрание», как известно, было создано в 2013 году как некий итог знаменитой Валдайской речи Президента России Владимира Путина , посвященной теме национальной идентичности. В своей речи Президент страны, по сути, обратился к общественности с призывом принять участие в разработке основ национальной государственной идеологии, «идеологии развития», как выразился Глава государства. Собственно, речь Путина и стала толчком к учреждению нами организации. К тому времени «Русская народная линия» выступила инициатором проведения целого ряда круглых столов, посвященных темам идеологии, поэтому речь Президента пришлась как нельзя кстати. На первом этапе нашей деятельности был определенный энтузиазм, идея организации идеологического движения была подхвачена нашими единомышленниками не только в Москве , но и в других городах. В первый год своего существования «Русское собрание» учредило несколько отделений: в Перми, Твери и Казани. Был проведен целый ряд форумов. В их числе оригинальные в своем роде «Калязинские чтения». Чем был отмечен второй год «Русского собрания»? Из заметных событий второго года нашего существования, конечно, стоит отметить создание отделения организации в родном для «Русской народной линии» городе — Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургское отделение «Русского собрания» сегодня по факту является самым активным из отделений РС. Здесь, в рамках «Русского собрания» возрождена традиция проведения ежемесячных тематических собраний православной общественности, посвященных актуальным темам общественно-политической и церковно-политической жизни, которая существовала несколько лет назад. В Санкт-Петербурге в этом году в рамках «Русского собрания» обсуждались проблемы бытия патриотических средств массовой информации на встрече с одним из самых известных петербургских журналистов Валерием Татаровым, проблемы православно-католических отношений и влиянии Ватикана на политические процессы в Европе с участием известного ученого, доцента МГИМО Ольги Четвериковой, проблема патриотического потенциала правящей партии «Единая Россия» в свете грядущих выборов и ряд других тем.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/ot...

(По поводу сб. изд. Московского психологического общества 1902 г «Проблемы идеализма 1 ») Некогда Спаситель говорил фарисеям и саддукеям: лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете различать» ( Мф.16:3 ). Не желая подпасть осуждению нашего Божественного Учителя, мы – ученики Его должны чутко относиться к тому, что составляет «знамения времен», к тем веяниям мысли и чувства, из которых слагается общественное миросозерцание. Мы в этом отношении, полагаю, счастливее своих ближайших предшественников. Христианскому апологету по призванию недавнего времени обычно проходилось, констатируя факт неправомыслия или прямо безбожия тех или других сочинений, в критической не столько трудной, сколько нравственно тяжелой работе быть одинокими: в своих собратьях – светских мыслителях он не находил опоры. Теперь мы видим иное. Крайним отрицательным речам тех или других писателей отвечают из лагеря светской науки словами о вечном значении религии, христианства, отвечают лица, стоящие на одной и той же с отрицателями почве социальной науки. Позвольте мне, несколько предупреждая конечные выводы моего чтения, привести для ясности своей мысли такие два противоположные мнения самого последнего времени. «В мире нет никакого внешнего влияния, никакого участия сверхъестественного в человеческом. Все в мире относительно, все явления связаны между собою естественными законами, и человек черпает все из себя и из своих отношений к миру... Жизнь человека ограничивается исключительно землей»... Слова одного из новейших социологов – философов 2 . Все былое время этому т. н. последнему слову западной науки принадлежала чуть ли не монополия в наших толстых журналах и книгах. А теперь наряду с ним читаем и такие речи известного русского социолога: «идеалы свободной теократии, пересмотр, критика и переоценка при свете этого христианского идеала нашей теперешней социальной науки, социальных идеалов и общественной жизни – вот самое дорогое завещание, которое оставил нам В. С. Соловьев , и которое нам должно благочестиво исполнять. Вот тема для русских социологов, юристов и экономистов; этим, а не ученическим переписыванием и повторением книжек западной науки со всею ее исторической ограниченностью можно создать самостоятельную научную мысль в России» 3 . В какой степени утешительно читать подобные строки после той господствовавшей анархии мысли и чувства, которая нашла свое яркое выражение в известной философии сверхчеловека! И если критика отрицательных взглядов нужна для охранения в сознании верующих христианских истин, то не меньшую пользу всем нам может принести изложение и положительных элементов, замечаемых в настроениях русского общества последних дней...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Беседа на Евангелие двадцать пятой недели по Пятидесятнице Притча о благодетеле-самарянине (Должно любить других не одним чувством, но и делом) Какое Евангелие читалось сегодня? Притча о благодетельном Самарянине, изреченная Иисусом Христом вследствие двух вопросов, предложенных Ему Иудейским законником: 1) Что делать чтобы наследовать жизнь вечную? И за сим, когда указано было Иисусом Христом законнику, что для этого нужно исполнять предписанные в законе заповеди о любви к Богу и ближнему: 2) Кто мой ближний? Притчею этою Господь научает, что мы должны считать ближними своими и оказывать помощь не одним только своим единоверцам и единоплеменникам, но и всякому человеку, какой бы веры и какого бы рода ни был он ( Лк. 10:25–37 . Зач. 53). ... «Один законник подошел ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На сие сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез... в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из сих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010