Паремии Скачать epub pdf – Мы знаем, что читаемые в храме отрывки из Ветхого Завета называются паремиями. Что означает термин «паремия» и почему он прилагается к ветхозаветными чтениям? – Ветхозаветные чтения называются паремиями уже в Типиконе Великой Церкви, то есть в уставе константинопольского кафедрального богослужения. Самые ранние рукописи этого Типикона датируются IX веком, хотя понятно, что традиция именовать ветхозаветные отрывки «паремиями» могла существовать и ранее. Почему «паремия»? Здесь два варианта: или потому, что часть паремий читалась из книги Притчей Соломона, название которой по-гречески звучит как «паримиэ», или же потому, что греческое слово «паремия» имеет значение «иносказание», «образ» (здесь характерен фрагмент из Ин. 16:25 : Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце) и паремиями названы чтения Ветхого Завета по той причине, что они в виде прообразов, как бы иносказательно описывают события Нового Завета. – Зачем в храме читается Ветхий Завет в виде паремий? Можно ли уверенно заявить, что без чтения паремий не может быть полноценно раскрыто содержание христианского праздника? – Думаю, да. Впрочем, ответ на этот вопрос предполагает разговор на гораздо более обширную тему важности Ветхого Завета для христиан. Два Завета неразделимы, Ветхий Завет – неотрывная часть Священного Писания . Празднуя событие новозаветной истории, Церковь всегда находит в Ветхом Завете какой-то прообраз этого события, иногда явный, иногда более скрытый. Здесь можно привести множество замечательных изречений святых отцов, ограничимся только двумя. Во-первых, вспомним известную фразу, автором которой называют блаженного Августина и которую многие цитируют: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». Во-вторых, менее известную цитату из свят. Амвросия Медиоланского : «Пей сначала Ветхий Завет, чтобы пить и Новый Завет. Если не будешь пить первый, то не сможешь пить второй. Пей первый, чтобы утолять жажду, пей второй, дабы наслаждаться с избытком. … Итак, пей из обеих чаш – Ветхого и Нового Заветов – ибо из каждой пьешь Христа. … Пей Христа, дабы пить Его проповедь; а проповедь Его есть Ветхий Завет и проповедь Его есть Новый Завет. Пьется Священное Писание и вкушается Священное Писание, когда в глубину ума и в природу души нисходит влага вечного Слова; наконец, не только хлебом жив человек, но всяким словом Божьим. Пей это слово, но пей в нужном порядке: пей сначала из Ветхого Завета, делай [это] спешно, чтобы пить и из Нового Завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания. СВЯЩЕННОЕ Писание нераздельно. Мы исповедуем, что оно состоит из Ветхого и Нового Заветов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Не случайно Христос часто ссылается на очень важные моменты из истории Ветхого Завета. Это во-первых. Во-вторых, Христос, как Он Сам говорит, пришел исполнить Закон. Мы, соединенные со Христом, должны исполнять тот же Закон, который исполняет Он, а этот Закон корнями своими уходит в Ветхий Завет: очень многие положения Ветхого Завета никто не отменял и они обязательны для исполнения любым христианином, любым человеком даже и сейчас. Ветхий Завет обладает неисчерпаемым свидетельством правды Божией о человеке, о Промысле, о неиссякаемом опыте Богообщения. Ветхий Завет – не набор нравственных требований, это история, как человек искал Бога, как он плакал без Бога, как он звал Бога, как он был найден Богом, и что он делал, когда обретал Бога, Которого он искал. Как опыт Богообщения, Ветхий Завет книга очень ценная, неиссякаемая. И читать его, говорить о нем, думать, размышлять над этим опытом, конечно, необходимо. Ведь мы же читаем жития святых, хотя они не входят в Священное Писание. В первую очередь мы читаем жития потому, что в них – опыт общения конкретного человека с Богом, опыт преломления Божественной благодати в конкретной человеческой судьбе и того, какие плоды она приносит. Точно так же человек искал Бога и задолго до Христа, и находил Его, и свидетельствовал о Нем, и жил с Ним. И потому опыт этот очень ценен и важен для нас. ИТАК, мы начинаем с самой первой главы самой первой Книги Ветхого Завета – Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О питании во время Великого поста Рецепты православной кухни. Великий пост - самый продолжительный и строгий пост, поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют начинающие поститься впервые. В основе великопостного питания особенно важна схема " щи да каша " , поскольку своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде обеспечивает необходимый энергетический запас для того, чтобы хорошо и плодотворно работать. Большую роль играют, домашние заготовки, которые получают все большее распространение в виде традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод. Все большее распространение получают полуфабрикаты в виде замороженных продуктов - особенно грибов, ягод, овощей, сладкого перца, зелени. Особенно выручают своевременно сделанные запасы зелени - корневой петрушки, сельдерея, укропа, которые можно солить впрок, сушить, замораживать и добавлять практически в любые блюда. Такие заготовки особенно полезны при приготовлении различных соусов, подливок, маринадов, ко вторым блюдам. Напоминаем, что растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице ). Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица - наиболее строгие. Рыбные блюда можно готовить только в праздничные дни - на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень во Иерусалим . Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения). РЕЦЕПТЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ САЛАТЫ Капуста свежая с маслом Капусту тонко нашинковать, посыпать солью, перетереть руками до образования сока и дать полежать 15- 20 минут. Отжать капусту, положить в салатницу, посыпать сахаром, полить уксусом и растительным маслом, перемешать и подать, посыпав нарезанным зеленым луком. Салат можно украсить клюквой или брусникой. 500 г белокачанной капусты, лук зеленый, 2 столовые ложки столового уксуса или лимонного сока, 1 столовая ложка сахара, соль, растительное масло.

http://zavet.ru/a/rss_1016184304.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Рецепты православной кухни Содержание: Введение Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост начался с благоговения к Богу и послушания Его святой воле. Указавши время поста. Господь указал и высокую цель его. Во-первых, - для спасительного участия в жизни, страданиях, смерти и славе Своей, во-вторых, - для освобождения от греха и единения с Богом. Только постом, и особенно строжайшим, человек может измениться и духовно усовершенствовать себя. " Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него - ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? " (Свт. Тихон Задонский) Пост - это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; если он превращается в цель тщеславия, то является орудием для самоубийства. Вредно невоздержание в пище, но вреден и неумеренный пост, ибо те, кто гнушаются пищей, ослаблены телом, и это не позволяет им совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. А пост всегда соединен с молитвой, ибо молитва - страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, истребление зависти, уничтожение неправды. Молитва борется с душевными страстями и, победив их, очищает человека. Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, делается из неправедного праведным, из злого - добрым, из нечестивого - благочестивым. Кто любит здоровье, пусть усердно предается посту. Но пост не только с воздержанием от пищи. Истинный пост - удаление от зла, гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи. Пост избавляет от рабства и дает свободу, исцеляет душевные раны и укрепляет ум, уничтожает страсти и смиряет помыслы. Пост смиряет тело, но просветляет душу, делает ее легкой и парящей в высоте.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа Автор: священник Марк , храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва, закончил московскую Духовную Семинарию и Академию, кандидат богословия. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения цензурного отдела Издательского совета Русской Православной Церкви. Работа посвящена полемике с сектантами, в первую очередь со свидетелями Иеговы. Просто и доступно изложены доказательства из Библии Божественного достоинства Христа и Святого Духа. Особенность работы состоит в специальной подборке Библейских текстов, приводимых в качестве аргументов: они подобраны таким образом, что сохраняют свою действенность и при использовании сектантами отличных от русского Синодального перевода изданий Библии. Известно, что сектанты часто пользуются не Синодальной Библией, а своим собственным переводом, или какими-либо другими протестантскими изданиями, где многие ключевые библейские тексты, подтверждающие православные догматы и традиционно включенные в догматические учебники, бывают переведены иначе. По этой причине вполне убедительными для них могут быть только те тексты, которые в протестантских и сектантских изданиях переведены точно так же, как в русской Синодальной Библии. Именно такие тексты преимущественно и были использованы при написании данной работы. Библия о Божестве Христа и Святого Духа Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют (Мф. 16, 18). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу .

http://zavet.ru/a/rss_1307277423.html

1859 год 67 Январь. День 1. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. Из Иверского монастыря отправлено письмо мое к синодальному обер-прокурору графу Александру Петровичу Толстому о моей находке бесед Фотия, патриарха Константинопольского . День 12. Получено письмо сего графа от 20 ноября прошедшего года. Я не отвечал на это письмо по недостатку у меня времени. Но теперь, при начертании «Книги бытия моего», во-первых, помещаю здесь выдержку из письма моего к графу от 4 октября 1858 года, во-вторых, повинность свою в неточном знании предмета, о котором писал мне Толстой. Выдержка. В книгохранилище Есфигменова монастыря есть греческое Четвероевангелие, написанное на пергаменте в 1311 году. На первых страницах его указан известный порядок чтений Апостола во весь круглый год, а в конце изложено соответствующее ему последование чтений Евангелия. В самом же начале этой рукописи сказано, что такой порядок и такое последование чтений бывает в кафолической и апостольской церкви великого града Божия Антиохии. Итак, вот где придуманы, избраны и установлены ежедневные чтения Нового Завета – в Антиохии! Греки составили из них особенный, отборный, рядовой Апостол и особенное, отборное, рядовое Евангелие. А славяне означали их в середине и на полях всех четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, в конце же прилагали указатели их сообразно с антиохийским уставом. Правда, и у нас употреблялось подобное греческому отборное Евангелие с отборным Апостолом; но рукописи этого рода очень редки, да и в числе их немногие писаны в XI веке: полных же Евангелий и Апостолов славянских с указанием в них чтений весьма много старинных и новых, рукописных и печатных. Такое отличие славянских изданий церковного Евангелия и Апостола от изданий греческих поясняется только тем, что для славян полный Новый Завет с указаниями ежедневных чтений оного переведен был ранее появления в греческой церкви отборного Евангелия и Апостола и что они прежнее сокровище свое постоянно предпочитали этому нововведению. Да и в библиотеках восточных я не видывал греческих рукописей такого Евангелия и Апостола ранее XI века. Впрочем, если бы и нашлись такие из них, кои писаны были в IX, VIII или VII столетии, то все-таки надлежит думать, что просветители и пастыри славян заблагорассудили переводить Новый Завет не с них, а с полных Четвероевангелий и Апостолов, дабы дать этому новопросвещенному народу полное новозаветное откровение с указанием чтений его на полях и в конце рукописей, как это водилось древле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А.В. Башкатов Критика утверждений Барта Эрмана о соотношении апокрифических и канонических Евангелий В рамках данного доклада предлагается рассмотреть утверждения Барта Эрмана о каноне Евангелий, в частности предполагается критика тезиса о соотношении апокрифических и канонических Евангелий. Предварительно следует представить краткую характеристику данного автора и его основные позиции. Барт Эрман, наш современник, американский библеист, признает себя агностиком, является профессором религиоведения Университета Северной Каролины. Он долгое время занимался изучением Нового Завета совместно со своим знаменитым учителем Брюсом Мецгером (1914–2007) В своих исследованиях раннего христианства (I-III вв.) опирается на теорию немецкого ученого Вальтера Бауэра (1877–1960). Бауэр в 1934 году издал свою работу «Ортодоксия и ересь в раннем христианстве» В ней он приводит доказательства о том, что в II-III веках православие не являлось ни первоначальным, ни повсеместно доминирующей формой христианства, а ересь (во всех ее многообразных проявлениях) не была вторичной и не вела свое начало из православия. Ранее христианство , по мнению немецкого ученого, состояло из конкурирующих вариантов веры и практик. Та форма религии, которую приняли христиане в Риме, по ряду причин социального, экономического и политического характера в итоге одержала верх, переписала церковную историю и стала именоваться православием (ортодоксией) Анализ теории Бауэра не является целью данного доклада, однако против ее правдоподобности можно сказать следующее. Во-первых, Бауэр не смог доказать, что ереси были так сильно распространены и так влиятельны, как на это указывает его теория Во-вторых, при использовании географического принципа исследования раннего христианства немецкий ученый не рассматривает без объяснения такие важные для Древней Церкви центры как Иерусалим, Лион, Карфаген и Рим В-третьих, многие из положений Вальтер Бауэр принимает по умолчанию, не подтверждая их фактами Вопрос соотношения Евангелий, вошедших в канон Нового Завета, и апокрифических евангелий у Эрмана возникает из положения о каноне Евангелий. Оно состоит в том, что победившая группа христиан (Эрман называет их прото-ортодоксами), переписав историю полемики с ересями, включили четыре Евангелия в Новый Завет, а другие евангелия рассматривали в качестве еретической подделки 8]. Исходя из того, что раннее христианство было разнообразным, Барт считает, что не существует единственной версии христианства, которая могла бы считаться стандартной и «изначальной» А так как между различными группами раннего христианства проходила богословская борьба, Эр-ман задается вопросом: а что если бы в богословской войне победила какая-нибудь другая секта, а не православие? Что было бы, если бы Новый Завет содержал не Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а Евангелия Фомы, Филиппа, Марии и Никодима 8]?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritika...

Дональд Карсон (баптист) Читая Послания Послания в древнем мире Современному читателю, впервые открывающему Новый Завет, покажется, наверное, странным, что из 27 его книг 21 представляет собой письма (послания) или нечто, очень похожее на письма, и что они составляют 35 процентов текста. Почему выбрана именно такая форма? Здесь надо учитывать по меньшей мере четыре фактора. Во–первых, мы часто забываем, какой богатый выбор у нас сегодня в области коммуникации, почти совершенно не известный церкви I в. Послания тогда (как мы увидим) представляли собой устоявшиеся формы связей личного и общественного характера; других было немного. Существовали древние эквиваленты городским глашатаям, имели место некоторые виды книжных публикаций (но не в печатном виде), пьесы, разнообразные речи, однако большинство из них не годилось для того вида сообщений, которые приходилось посылать руководителям местных церквей. Во–вторых, быстрый рост церкви в первые десятилетия ее существования требовал подвижного, недорогого и быстрого средства связи с верующими, рассеянными по всей империи. Трудно представить лучшую альтернативу из всего набора вариантов, имевшихся в то время. В–третьих, возрастая, церковь все чаще сталкивалась с вопросами, которые ей было нелегко разрешить. Некоторые из них были обусловлены тем, что она вырастала из религии ветхого завета, а другие проистекали из ее противостояния язычеству греко–римского мира. Таким образом, быстрый рост и обширная география сочетались с разнообразием и актуальностью встающих перед церковью вопросов. По Божьему провидению благодаря этим проблемам первое поколение верующих, ведомое Духом, училось выражать и отстаивать веру, многообразно выражая истину. Обратиться к этим сложным проблемам удобнее всего было именно в посланиях, и потому неудивительно, что под Божьим водительством они стали своего рода церковными хартиями. И, наконец, в древнем мире послания представляли собой укоренившиеся средства создания «эффекта присутствия». Мы называем это «поддерживать отношения или дружбу». Для того чтобы достичь этой цели, мы, живя в западном мире, прежде всего, наверное, обратились бы к телефону или факсу. В Римской империи – к посланиям, которые, вне всякого сомнения, становились тем более ценными, что между получениями посланий возникала некоторая пауза. Очевидно, что во многих случаях новозаветные писатели (по разным причинам) стремились создать «эффект присутствия» (напр.: 1Кор. 5:3–5 ; Гал. 4:19,20 ; 1Фес. 5:27 ) даже несмотря на то, что целиком восполнить недостаток общения, обусловленный расстоянием ( 1Фес. 2:17 – 3:8 ; 2Ин. 12 ), было невозможно. Виды посланий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 106. О законе Евангелия, называемом новом законом, как таковом Соблюдая должную последовательность, мы переходим к рассмотрению закона Евангелия, который ещё называют Новым Законом; во-первых, мы исследуем его как таковой; во-вторых, сопоставим его со Старым Законом; в-третьих, рассмотрим все то, что содержится в Новом Законе. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) [о том] каким именно является этот закон, то есть, является ли он писаным законом или же он всеян в сердце; 2) о его действенности, то есть, оправдывает ли он; 3) о его начале, [то есть] был ли он дан от начала мира; 4) о его конце, то есть, будет ли он продолжаться до конца мира или же вместо него будет дан другой закон. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ПИСАНЫМ ЗАКОНОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон – это писаный закон. В самом деле, Новый Закон суть то же, что и Евангелие. Но Евангелие изложено на письме, согласно сказанному [в Писании]: «Сие же написано, дабы вы уверовали» ( Ин. 20, 31 ). Следовательно, Новый Закон – это писаный закон. Возражение 2. Далее, закон, который всеян в сердце – это естественный закон, согласно сказанному [в Писании]: «[...когда язычники] по природе законное делают, ...они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2, 14, 15 ). Таким образом, если бы закон Евангелия был всеян в наши сердца, то он бы ничем не отличался от закона природы. Возражение 3. Далее, закон Евангелия принадлежит тем, которые пребывают в состоянии Нового Завета. Но всеянный в сердце закон общ как тем, которые пребывают в Новом Завете, так и тем, которые пребывают в Ветхом Завете, поскольку [в Писании] сказано, что божественная Премудрость, «переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7, 27 ). Следовательно, Новый Закон не всеян в наши сердца. Этому противоречит следующее: Новый Закон – это закон Нового Завета. Но закон Нового Завета всеян в наши сердца. В самом деле, апостол [Павел], ссылаясь на слова [пророка] Иеремии: ««Вот, наступают дни», говорит Господь, «когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет »» ( Иер. 31, 31–33 ), говорит, разъясняя, о чем идет речь: «Вот, Завет, который завещаю дому Израилеву... вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» ( Евр. 8, 8–10 ). Следовательно, Новый Закон всеян в наши сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Богословие Протоиерей Игорь Цветков. Религиозно-философские взгляды Альберта Швейцера (продолжение) Учение апостола Павла как эсхатологическая мистика Вторая по значению и объему богословская работа Швейцера была задумана автором как продолжение исследований «жизни Иисуса» еще в первых годах столетия. Ее первая часть, «История павлинистических исследований от Реформации до настоящего времени», вышла в свет в 1911 году, вся же книга закончена была лишь в 1929-м. Столь длительный перерыв был вызван началом врачебной деятельности Швейцера в Африке (1913 г.), затем – сложными перипетиями его судьбы во время первой мировой войны, далее сосредоточением сил для работы над основным мировоззренческим произведением «Культура и этика» и, наконец, изнурительным трудом по восстановлению и расширению госпиталя Ламбарене Работа над «Мистикой апостола Павла», по свидетельству самого Швейцера, продвигалась медленно, «глава за главой», и была завершена во время возвращения из одной из регулярных поездок в Европу, «на корабле между Бордо и мысом Лопец». После ее окончания с «последовательно эсхатологической» точки зрения был истолкован уже весь Новый Завет . Для подтверждения своей концепции происхождения христианства из эсхатологических воззрений позднего иудейства Швейцеру очень важно было, во-первых, продемонстрировать непрерывность соответствующей традиции в раннехристианской общине и, во-вторых, объяснить процесс, в ходе которого эта традиция была вытеснена другой, приведшей, в конце концов, к формированию церковного учения об искуплении, таинствах и обожении. Требуемым соединительным звеном и явилось, согласно его совершенно новому и весьма неожиданному подходу, мистическое учение апостола Павла о «соучастии избранников мессианского Царства вместе с Иисусом Христом в некоей новой телесности, которая, будучи подвержена действию сил умирания и воскресения, способна к достижению образа бытия, реализуемого в воскресении прежде, чем произойдет общее воскресение мертвых» [IV, 170]. Уже из этой краткой формулировки явствуют основные черты, составляющие, по Швейцеру, своеобразие мышления Апостола: эсхатологизм, мистицизм и сакраментальность. 1. Отличие мистики апостола Павла от эллинистической

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010