Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны. Что такое ЦАК? ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области. Сергиев Посад. Интерьер Елизаветинской залы Царских Чертогов Московской Духовной Академии. Время создания фотографии: 1911 – 1917 гг. (?) Автор фотографии неизвестен. Издательство неизвестно. Размер листа и изображения: 139х89. Собрание открыток ЦАК      Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны. ЦАК, 2016 г.      История создания Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812–1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет. В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

http://pravoslavie.ru/99603.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове и его женских портретах рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 5. 12.03.2021 23:00 Елена Александровна Смирнова Передача посвящена искусству Нестерова как мастера удивительных женских портретов. Всем известно выражение «нестеровская девушка». Сразу в памяти возникают его чистые, одухотворенные лики белиц в старообрядческих сарафанах и шалях, на фоне раздольной русской природы с ее тонкими березками, бескрайними волжскими просторами, таинственными скитами, навеянными Мельниковым-Печерским. Образ Святой Руси... Но и портреты его супруги и дочери тоже неразрывно связаны с мыслями о небесном предназначении русской женщины, особенно важном в переломную пору истории нашей страны на фоне начавшегося разрушения святых устоев, веры, патриархальной старины... О творчестве Нестерова-портретиста, воспевающего сокровенную духовную красоту русских женщин, рассказывает Анастасия Федоровна Миронова — кандидат искусствоведения, государственный эксперт по культурным ценностям, дочь художника-фронтовика Федора Савостьянова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/03/12/23-0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове как портретисте рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 6. 14.03.2021 19:00 Елена Александровна Смирнова После октябрьского переворота, который Михаил Нестеров не принял как православный христианин, его творчество претерпевает изменение. Он теперь не только, как и всегда, призывает русского человека вернуться ко Христу, но и зовет к истинному покаянию («Отцы-пустынники и жены непорочны» и под.). Внимательно и страстно вглядываясь в лица и души современных ему людей, интеллигенции, основным жанром своих произведений он делает именно портрет. Причем портрет не только своих близких, своих друзей, но в большинстве — это портреты творческой и научной интеллигенции: С.Булгакова и П. Флоренского («Философы»), В. Васнецова, С.Тютчевой, художников братьев П. И А.Кориных, хирурга С.Юдина, скульптора И.Шадра, физиолога И.Павлова и других. О творчестве Нестерова-портретиста, гениально передающего современную ему историю России в лицах, рассказывает Анастасия Федоровна Миронова — кандидат искусствоведения, государственный эксперт по культурным ценностям, преподаватель Института искусства реставрации, дочь художника-фронтовика Федора Савостьянова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/03/14/19-0...

– А искусство религиозно по своему глубинному порыву? – Если мы смотрим живопись XIX века в Третьяковской галерее, центральным полотном будет «Явление Христа народу». Если мы зайдем в зал икон, там центральное место занимает «Троица» Рублева и «Звенигородский чин». И мы понимаем, что русская культура – христоцентрична. И Достоевский христоцентричен, и Василий Шукшин, и Валентин Распутин, и Лесков. И другие наши великие художники: Суриков, Васнецов, Нестеров. Русская культура – христоцентрична. И Святая Русь – это не явление прошлого. Святая Русь – жива! Иногда говорят, что нельзя идти в Святую Русь с повернутой назад головой. Говорящие это совершенно не понимают, что такое Святая Русь. Святая Русь – это не явление прошлого. Это понятие «совечное», вневременное, как напоминал преподобный Иустин (Попович). И Святая Русь жива. Как отец Николай Гурьянов говорил, что она никогда и не умирала. Пока последний храм стоит на нашей земле и служится Литургия, значит, Святая Русь жива. И художники, и писатели, трудившиеся в категориях Святой Руси, в эту вечность всегда стремились. И стремились, чтобы центром жизни был Христос. И стремились к Троице. Как говорил Георгий Свиридов, Россия – страна Христа, страна минора, страна печали. Святитель Лука, исповедник – Вы держитесь этого пути? – Я стараюсь держаться этого направления, данного нашими великими предками в иконописи золотого века и в живописи золотого века. Чаще пишу для монастырей: иконостасы, иконы крупного размера. Творчески решаю сложнейшие задачи создания образов тех святых, которых Русская Церковь прославляет. Мне довелось написать иконы новопрославленных святых: святителей Луки Крымского и Иоанна Шанхайского, адмирала Феодора Ушакова, святой Матроны Московской, Царственных страстотерпцев и Патриарха Тихона. – Вы успеваете создавать портреты современников? – Один мудрый человек мне посоветовал писать тех, кто уходит. Я успел написать и духовников-старцев, и профессуру, и ветеранов. У меня есть портреты композитора Георгия Свиридова, писателей Василия Белова и Валерия Ганичева. Духовники отмечали, что нужно видеть свет вечной жизни в глазах верующих людей. И я ищу свет вечной жизни в очах портретируемых. Сколько было удивительных встреч! Я писал Владимира Крупина, замечательного прозаика. Он у меня изображен странником. Помню, как он пришел в мою мастерскую в весенней куртке, было тепло… У меня в студии есть верхние окна и очень хороший свет. И я на полотне поместил Владимира Крупина в те земли, где проходит Вятский крестный ход. И он у меня получился как крестоходец. Он пожелал быть таким путником. Мы все – странники в этом мире. Александр Иванов на картине «Явление Христа народу» себя изобразил как путника, в шляпе и с посохом.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/hudozh...

В предреволюционные годы Н. вернулся к созданию большой картины на тему судьбы рус. Православия и написал полотно «Душа народа» («Христиане», «На Руси») (1914-1916, ГТГ), на к-ром представлен обобщенный образ русского народа, идущего по берегу реки в поисках Бога и правды. Впереди шествия изображен крестьянский мальчик, символизирующий душевную чистоту («Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф 18. 3); на первоначальных эскизах рядом с ним присутствовал образ Христа, однако в окончательном варианте Н. отказался от букв. истолкования, оставив на картине лишь икону Спасителя в руках участников крестного хода. Среди изображенных персонажей присутствуют как собирательные образы - царь, духовенство, юродивые, простонародные крестьянские и городские типажи, так и реальные фигуры - напр. портреты современников - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва. После Октябрьской революции Н. стал более активно заниматься портретной живописью, перенеся в этот жанр как лучшие художественные качества своих сюжетных картин, так и задачу поиска духовно-нравственного идеала. Н. писал портреты людей либо близких по духу, либо способных заинтересовать художника силой личности. Писатели и мыслители запечатлены Н. в момент философских раздумий - портреты Л. Н. Толстого (1907, ГМТ), П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917, ГТГ), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921-1922, ГРМ). Архиеп. Антония (Храповицкого) Н. изобразил произносящим проповедь в церкви московского Петровского монастыря («Архиерей», 1917, ГТГ). Среди портретов Н. есть тонкие и поэтические жен. образы: жены художника Е. П. Нестеровой (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда», 1923, ГТГ) - дочерей художника. Людей искусства Н. изображал в момент творческого или духовного напряжения - портреты В. М. Васнецова (1925, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930, ГТГ), И. Д. Шадра (1934, ГТГ), Е. С. Кругликовой (1938, ГТГ), В. И. Мухиной (1940, ГТГ), А. В. Щусева (1941, ГТГ). Принцип портретирования Н., показывающего модель за работой, часто в окружении профессиональных атрибутов, оказался близок ранней советской эстетике: в 1941 г. художник получил Сталинскую премию за портрет физиолога И. П. Павлова (1935, ГТГ), который отличает внутренняя сосредоточенность изображенного ученого. В апр. 1935 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом состоялась персональная выставка Н. В 1942 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. На картине П.Д. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Выставка «“Реквием”. К истории “Руси уходящей”», открывшаяся в ноябре 2013 года, будет продолжаться до 30 марта года текущего. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Горький покровительствовал Корину, и это давало художнику возможность спокойно работать. Реквием. Русь уходящая      Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А.Н. Толстого, ученого Н.Ф. Гамалеи, актеров В.И. Качалова и Л.М. Леонидова; посетив остров Валаам, пишет портрет М.В. Нестерова; позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С.Т. Коненкова, пианиста К.Н. Игумнова; к 1950-м годам относятся портреты художников М.С. Сарьяна и Кукрыниксов. Это монументальные произведения с совершенной композицией и цельным психологическим образом портретируемых. Александр Невский В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). Образ героического и величественного защитника Отечества был необходим Родине в эти скорбные для нее годы. В суровом до аскетичности образе князя Александра Невского выражены героизм и непоколебимая стойкость, олицетворяющие собою русское начало, осознанно необходимые советским людям в трудную военную годину. Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П.Д. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных.

http://pravoslavie.ru/69117.html

О творчестве А.Г. Венецианова на его выставке в ГТГ рассказывает кандидат искусствоведения Ксения Шальме. Ведущая — Елена Смирнова. 14.01.2022 22:00 Благовест и набат русского реализма. Репортаж Елены Смирновой с выставки «Край вдохновения» в ЦДХ, памяти В.М.Сидорова. Рассказывает Э.Петрова 02.04.2021 19:07 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О народном художнике Валентине Михайловиче Сидорове вспоминает его сестра — Светлана Михайловна. Ведущая — Елена Смирнова. 14.03.2021 19:00 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове как портретисте рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 6. 12.03.2021 23:00 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове и его женских портретах рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 5. 16.02.2021 22:03 О творчестве народного художника В.М.Сидорова рассказывает кандидат искусствоведения Анастасия.Миронова. Ведущая — Елена Смирнова 19.12.2020 19:00 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 4. 18.12.2020 23:00 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 3. 13.12.2020 22:29 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 2. 04.12.2020 23:00 Благовест и набат русского реализма. Изобразительное искусство. О Михаиле Нестерове рассказывает искусствовед Анастасия Миронова. Ведущая — Елена Смирнова. Часть 1. 29.10.2020 20:23 Благовест и набат русского реализма: изобразительное искусство. Беседа журналиста Елены Смирновой с художником Егором Зайцевым. Ч. 2. 22.10.2020 19:06 Благовест и набат русского реализма: изобразительное искусство.

http://radonezh.ru/2-0

«Я благодарен ему, что он не противился моему поступлению в Училище живописи и дал возможность идти по пути мне любезному, благодаря чему жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, что отец задолго до своего конца мог убедиться, что я не обманул его доверия». Именно В. Перов научил юного Михаила реалистично, без поэтических прикрас, находить и выражать «душу темы» За училищем последует Петербургская Академия художеств, в которой Нестеров проведет три учебных года, показавшихся ему вечностью, так как его неудержимо тянуло в Москву к любимому наставнику – художнику В.Г. Перову. Именно он научил Михаила реалистично, без поэтических прикрас, находить и выражать «душу темы». Умение видеть за «внешней оболочкой» внутреннюю драму, кроющуюся в глубинах изображаемого, поможет Нестерову в дальнейшем стать одним из лучших портретистов своего времени. «Ты прекрасна своей душой» Портрет жены, Е.П. Нестеровой, 1905 До встречи с Марией Мартыновской в набросках, эскизах и этюдах Нестерова никогда не появлялся женский образ. Ольга Михайловна Шретер (урожденная Нестерова), дочь живописца, вспоминала о своей матери: «Красоты в обычном, трафаретном смысле в ней не было. Была лишь неуловимая прелесть, природная оригинальность (как говорил отец) и удивительная женственность, так привлекавшая не только отца, но и всех знавших ее… Слова отца “Ты прекрасна своей душой” ярко характеризуют весь ее облик. Вот если можно уловить эту неуловимую прелесть, быть может, “не от мира сего” – будет и сходство, и понятно станет ее влияние на творчество отца». О браке с Мартыновской в родительском доме и слышать не хотели: невеста была без должного образования и состояния, а ее брат сослан в Сибирь по делу о народовольцах. Вступить в брак без благословения родителей Михаил не решался, так как послушание в религиозной семье всегда считалось исполнением заповеди Божией. Все решил случай: когда Нестеров уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника, то тяжело там заболел, а Мария Ивановна в дикую весеннюю распутицу примчалась из Уфы в Москву и выходила жениха. Поступок девушки оказался судьбоносным – молодые обвенчались, решив обойтись без родительского благословения. Но семейное счастье длилось меньше года – Мария умерла от «родовой горячки» и была похоронена в Даниловом монастыре.

http://pravoslavie.ru/156739.html

Получив признание как выдающийся портретист эпохи, Н. не оставлял работу над религ. сюжетами. Для религиозно-философских работ 30-х гг. XX в., как и для портретов кисти Н. того времени характерен отход от созерцательного начала в сторону деятельного. Сюжетами нового цикла картин 1932 г., посвященного прп. Сергию Радонежскому, стали не монастырские труды святого, а труды по защите родной земли («Небесные всадники», «Пересвет и Ослябя», «Дозор», «Гонец»). В послереволюционном творчестве Н. получил новое толкование образ Христа - мимолетно встреченного, но неузнанного путника («Путник», 1921, Обл. картинная галерея, Тверь). Итогом темы рус. Православия в творчестве Н. стала картина «Страстная седмица» (1933, ЦАК МДА), символизирующая путь рус. народа через страдания и Голгофу к буд. Воскресению. Н. не занимался преподавательской деятельностью, его единственным учеником был П. Д. Корин , с которым он познакомился во время работы над росписями Марфо-Мариинской обители. В 1913 г. Н. подарил г. Уфе собственное собрание картин рус. художников, на основе к-рого создан Уфимский художественный музей (ныне Башкирский гос. худож. музей им. М. В. Нестерова), наполнением фондов к-рого художник занимался и в дальнейшем. Помимо живописного Н. также обладал лит. талантом - в 1942 г. вышло 1-е издание его мемуарных очерков «Давние дни», оформленное худож. Е. Е. Лансере, где не только содержатся воспоминания художника, но и сформулированы мн. идеи и принципы его творчества. Соч.: О пережитом: 1862-1917 гг.: Восп. М., 2006; Давние дни: Встречи и восп.: (Очерки). М., 2017. Лит.: Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. М.; Л., 1949; он же. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1965, 19762, 20043; Михайлов А. М. М. В. Нестеров: Жизнь и творчество. М., 1958; Никонова И. И. М. В. Нестеров. М., 19842; Русакова А. А. Михаил Нестеров. М., 1990; Климов П. Ю. Монументальная живопись М. В. Нестерова: АКД. СПб., 1994; Хасанова Э. В. Религиозная проблематика в живописи М. В. Нестерова советского периода: АКД. Екат., 2005; Громова Е. В. Михаил Нестеров. М., 2011; Михаил Нестеров, 1862-1942: (Кат.)/Ред.: П. Ю. Климов, А. Г. Низамутдинова. СПб., 2012; Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр им. И. Э. Грабаря: Страницы истории/Ред.-сост.: А. А. Горматюк. М., 2012. Т. 1; Бобровская Л. Н. Нестеров - портретист//Третьяковская галерея. М., 2013. 1(38). С. 100-117; Бубчикова А. Михаил Нестеров - монументалист и иконописец//Там же. С. 50-61; Колузаков С. В. Творческий союз М. В. Нестерова и А. В. Щусева: Неизв. работы//Там же. С. 62-77; Михаил Нестеров: В поисках своей России: К 150-летию со дня рождения/Ред.: А. А. Ефимова, Л. Л. Правоверова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

кнн. Бориса и Глеба на Поварской был уничтожен в начале 1960-х гг. – Ред. 184 Земский начальник – административно-судебное должностное лицо в русской деревне. Назначался губернатором и утверждался министром внутренних дел, осуществлял контроль над органами крестьянского общественного управления, утверждал должностных лиц и волостных судей. Ему передавались функции мирового судьи. – Ред. 185 Предводитель дворянства – выборная общественная дворянская должность. Дворянское собрание избирало губернского предводителя дворянства и под его председательством обсуждало сословные дела, избирало чиновников на административно-судебные должности, имело право делать представления губернатору, министру внутренних дел и даже непосредственно обращаться к царю. – Ред. 186 Священник Александр Ельчанинов (1881–1934) – русский духовный писатель, проповедник, педагог. Школьный друг ученого и богослова о. Павла Флоренского. О. Александр был первым секретарем религиозно-философского общества имени В. Соловьева. В 1926 г., находясь в эмиграции, принял сан. – Ред. 188 Савва Иванович Мамонтов (1841–1918) – крупный русский промышленник и видный деятель русского искусства. – Ред. 189 Валентин Александрович Серов (1865–1911) – русский живописец, выдающийся портретист, пейзажист. Бывал в Абрамцево. – Ред. 191 Александра Саввишна Мамонтова (1878–1952) – младшая сестра В. С. Самариной (Мамонтовой). – Ред. 192 Абрамцево – подмосковное имение Мамонтовых (оно принадлежало Е. Г. Мамонтовой и потому сохранилось при разорении Саввы Ивановича в 1899 г.). Абрамцево стало центром художественной жизни: здесь собирались виднейшие русские художники и музыканты И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин, Ф. И. Шаляпин. – Ред. 193 Почетные попечители – выборная внесословная должность. Попечители содействовали увеличению средств учебных заведений, следили за хозяйственной частью и за ходом управления, имели право присутствовать на педагогических советах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010