Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549—1917). Вена, 1924. Светозаров П.Л. – см. Павел Любопытный. Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII – XIX веков А.Н. Пыпиным (ПДПИ. Т. XLIV). Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). История о отцех и страдальцех соловецких//Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1—2. М., 1912. Синод: Постановления. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I—II. Синодик – см. Сводный старообрядческий синодик. Сказание Авраамия Палицына/Под ред. О. Дружининой. М.—Л., 1955 Скворцов Г. Патриарх Адриан//Православный собеседник. 1912. Т. I—II. Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. Скрижаль. М., 1655-1656. Смирнов Е. Иоаким патриарх Московский. М., 1881 Смирнов П. Правительство Б.И.Морозова и восстание в Москве 1648 г.//Труды Средне-Азиатского университета. Серия III. Вып. 2. Ташкент, 1929. Смирнов П.П. Города Московского государства первой половины XVII века. Т. 1. Вып. 1-2. Киев, 1917-1919 (оттиск из журнала “Университетские известия” за 1918 г.). Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования//Христианское чтение. 1910. Т. V—VI. Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2-е изд. СПб., 1895. Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Христианское чтение. 1906. 7. Смирнов П. Морозов и восстание 1648 года//Труды Средне-Азиатского университета. Ташкент, 1928. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1914.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

V, с. 15–31. См. ЧОИДР, 1871, кн. 1, отд. II, с. 63–66. В кн.: Фонкич Б. Л. Греко-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977, с. 64–65. Цит. по: Фонкич Б. Л. Цит. соч., с. 58. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 154. Там же. Цит. по: Каптерев Н. Русская благотворительность монастырям Святой Горы Афонской в XVI, XVII и XVIII столетиях. ЧОИДР, 1882, январь-апрель, ч. I, с. 113–114. Там же, с. 114. Пешеходца Василия Григоровича — Барского Плаки Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778, с. 690. Там же, с. 696. Там же, с. 694. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 155–156. Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 1877, с. 37. Донесения В. И. Григоровича об его путешествии по славянским землям. Казань, 1915, с. 249. См. Петровский Н. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям. ЖМНП, 1915, часть 59, октябрь, с. 250. Там же, с. 249. Краткая записка о путешествии магистра Казанского университета В. Григоровича. ЖМНП, 1847, часть 54, с. 28. Цит. по: Порфирий (Успенский), архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847, с. 2–3. Там же, с. 3. Там же, с. 3–4. Цит. по: Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского). Т. I. СПб., 1910, с. 726. Письмо графу А. П. Толстому от 4 окт. 1858 г. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. УИ. СПб. 1901, с. 372. Нынешний Руссик или Русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Изд. 3-е. СПб., 1869, с. 13. Флоринский И. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880, с. 61–62. Цит. по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП.ч. 213, с. 161. См. Муравьев А. Н. Афон Руссик. ТКДА, 1880, ноябрь, с. 440–441. (Сам Муравьев совершил путешествие на Афон в 1874 г. с целью умиротворения греков с русскими на Афоне, которое состоялось уже после смерти его.— Авт.). Смирнов Алексей. Две недели на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Смирнов Александр Васильевич — Смирнов Александр Алексеевич — выпускник Вифанской Духовной семинарии (1876) и Московской Духовной академии (1880); священник Богоявленской церкви в Дорогомилове, позже — протоиерей и законоучитель Первого московского кадетского корпуса (с 1893 г.) — 258 Смирнов Дионисий Дмитриевич (? –1905) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1881); псаломщик петербургской Введенской церкви; позже окончил петербургское Пехотное юнкерское училище, поручик 94–го пехотного Омского полка (в 1890–х гг.); брат Д. Д. Смирнова — 228, 231, 232, 238, 313 Смирнов Дмитрий Дмитриевич (1855–?) — студент Санкт–Петербургской Духовной Академии; в 1880 г. пострижен в монашество, возведен в сан иеромонаха и отправлен миссионером в Японию; автор книг: «Руководство к изучению японского языка» (СПб., 1890) и исторического очерка «Четки» (СПб., 1905) — 101, 102, 104, 109–111, 116, 142, 151, 158, 160, 165, 167, 169, 173, 175, 176, 182, 184, 187, 192, 196, 197, 202, 204, 213, 214, 216, 219, 221, 222, 224, 232 Смирнов Михаил Иванович (1838–1892) — секретарь при В. Б. Бажанове — 86, 87 Смирнов Н. И. — см. Смирнов М. И. Смирнов Сергей Константинович (1818–1889) — выпускник Московской Духовной академии (1844), магистр (1852), профессор Миссионерского отделения этой академии (с 1857 г.), доктор богословия (с 1873 г.) и ректор (с 1878 г.) этой академии, протоиерей; историк церкви, председатель Комитета по изданию «Творений Святых отцов» (см.: Протоиерей Сергей Константинович Смирнов//Церковный вестник. 1889. 8; Корсунский И. И. Протоиерей Сергей Константинович Смирнов, бывший ректор Московской Духовной академии. М., 1889) — 260, 284 Смоленский Степан Васильевич (1848–1909) — знаток православного церковного пения; казанский хоровой дирижер, регент хора в казанской Благовещенской церкви и преподаватель церковного пения в Казанской инородческой учительской семинарии — 297 Созонович Августа Павловна — воспитанница декабриста М. И. Муравьева–Апостола; автор воспоминаний о декабристах — 292

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

«Сие же необычное действо нецы, дивящеся, в зазор полагаху». Степ. кн. 1. 217 Степ. кн. 1. 32, 217 Стрыйковский именно говорит, хотя неизвестно, на каком основании, что «przyszli do Kijowa trzej archimendritowie cerncy, ludzie uczeni z Greciej i podnie?sli ko?sci dwu xi¹¿¹t... [в Киев явились три архимандрита-чернеца, ученые мужи из Греции, и подняли [из могилы] кости двух князей...» (польск.)] (Kronik. 1. 163. Warszaw., 1845 См.: Карф. Соб. прав. 26 в новоизд. Книге правил а разные толкования на означенные слова апостола — у Калмета в его коммент. на Св. Писание. Cfr. Bingham. Orig. ecclesiast. Lib. XI. C. 4. § 3, 4 М. Евген. Оп. К.-Соф. соб. С. 42–43 Фундукл. Обозр. Киева. С. 37–39 М. Евген. о древн., найденных в Киеве. Труд. Общ. ист. и древн. росс. 3. Кн. 1. С. 153–160 Снес.: ЖМНП. 1836. Ч. 12. Отд. 2. С. 275–278 ЖМНП. Там же. С. 269 Фундукл. Обозр. Киева. С. 31 и 51 В 1066 г. полоцкий князь Всеслав, взяв Новгород, и колоколы съима у св. Софие, говорит древняя Новгородская летопись, и понекадила съима (Собр. р. лет. 3. 2 Фундукл. Обозр. Киева. С. 38–41 ЖМНП. Ч. 41. Отд. 7, о киев. фреск. XI в. Общ. ист. и древн. росс. 3. Кн. 1. С. 154 О Константинопольском патриархе — Balsamon. Ad Marcum Patriarch. Alexandrin. resp. XXXVII... В одной из Кормчих XVI в., переписанной с Кормчей 1286 г., находится церковный устав Владимиров, где, как мы видели (прим. 13), великий князь говорит: «И прославих Бога, яко сподоби мя прияти таковую благодать преосв. митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего Собора почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха» (Опис. Рум. муз. С. 310; снес.: 312, 313 Впрочем, и сам патриарх даже в XII в. облачался в саккос только три раза в год: на Пасху, Пятидесятницу и Рождество Христово, как свидетельствует современник Валсамона Димитрий Хоматинский, архиепископ Болгарский (слова его приводятся apud Meursium in Glossario Graeco-barbaro, sub voce: Фундукл. Обозр. Киева. С. 27–29 П. собр. р. лет. 1. 65, 85 и др. Опис.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Примечания Белокуров С. Сношения России с Кавказом. М. 1889. Т. I. С. 223, 261; Белокуров С. Арсений Суханов//ЧОИДР. 1891. Т. I. С. 122. Романовский В.Е. Очерки из истории Грузии. Тифлис, 1960. С. 156—164; Allen W.E. A history of Georgian Nation. London, 1932. P. 172. Воссоединение Украины с Россией. Т. II. С. 267; отчет от 23 апреля 1653 года и письмо Никона от 14 мая 1653 года см.: Там же. С. 286, 364, 367 и сл. См. выше, гл. 6 этой работы. Харлампович К.В. Указ. соч. С. 130. Письмо Хмельницкого от 3 мая 1649 года см.: Воссоединение Украины с Россией. Т. II. С. 174. Соловьев С.М. Т. Х (1894). С. 1586. Воссоединение Украины с Россией. Т. II. С. 406—414. Каптерев Н.Ф. Характер отношений... С. 358; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России... С. 254. Каптерев Н.Ф. Указ. соч. С. 339-340. Каптерев Н.Ф. Приезд патриарха А. Пантеллария//Чтения в Общ. любит. духовного просвещения. 1889. С. 363. ААЭ. Т. III. С. 107, 127, сл.; Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. X. С. 22—23. Родес И. Указ. соч. Т. II. Форстен. Указ. соч.//ЖМНП. 1898. Т. IV. С. 329. См. выше, гл. 15—16 этой книги. Белокуров С. Арсений Суханов. Т. I. С. 255—256; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России... С. 265—267. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897. С. 33. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. Т. IX—X. С. 88—89. Николаевский П.Ф. Московский печатный двор//Христианское чтение. 1891. Т. II. С. 170—173; ЧОИДР. 1852. Т. VI. С. I-44 (смесь); Временник имп. о-ва истории и древностей российских. 1852. С. 133—134. Медведев С. Известие истинное/Под ред. С.Белокурова//ЧОИДР. 1885. Т. IV. С. 12, 13, 22; Белокуров С. Арсений Суханов. Т. II. С. 329. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. СПб., 1861. Т. I. С. 173; Николаевский П.Ф. Московский печатный двор//Христианское чтение. 1891. Т. II. С. 160—163. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/439517/

Например: «В лето 6849 (1341) архиепископ Новгородский Василий покры св. Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа, и кивот доспе» (Собр. р. лет. 3. 80 Или: «Лета 7214 (1706) повелением преосвященнаго Иова митрополита... в соборной церкви Премудрости Божии святыя образы, местные и в тяблех, и около столпов, и в приделех починили и олифили» (там же. С. 276). П. собр. р. лет. 3. 211 Метафраст. Опис. новг. Соф. собора. С. 6–14, 28–31 О мозаических изображениях Киево-Софийского собора преосвящ. м. Евгений заметил, что «они доказывают терпеливость художников в подборе цветных стекол, но не доказывают вкуса в выборе рисунков и предметов» (Опис. К.-Соф. соб. С. 31 Но фрески этого собора по искусству стоят еще ниже мозаики. Разумеем греческий месяцеслов, изданный по повелению императора Василия, с лицевыми изображениями святых (Menologium Graecorum... ed. Urbini, 1727 и другой греческий месяцеслов, составленный в X столетии неизвестным, также с изображениями святых (Allatius. De libr. Eccles. Graec. dissert. 1. 84 П. собр. р. лет. 1. 52 Изображение креста, найденного в развалинах Десятинной церкви, можно видеть у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28 и 29 Описание и изображения этих монет см. у Сахар. Летоп. русск. нумизм. 1. С. 30–31 и табл. 1, 2 также в Записк. СПб. археол. нумизмат. общ. Т. 1. С. 386–398. Табл. 18. 1; 22. 18 и в статье Волошинск. Опис. древних русских монет, найденных близ Нежина в мае 1852 г. Изд. Киев, 1853 Снес.: Северн. пчел. 1852. 194 Москвитян. 1852. 17 Изображения гробниц Владимировой и Ярославовой, также мозаик и фресков К.-Соф. собора см. у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28–29, 36–37, 38–39, 40–41 и еще ЖМНП. 1844. Кн. 1 в конце — снимок трех киево-софийских фресков. А изображение креста преподобного Авраамия Ростовского приложено к статье гр. Толстова: Древн. святыни Ростова Вел., помещ. в Чтен. Моск. истор. общ. Год 3. 2 Об изображениях на киевск. мозаике и фресках см. Беседы к глаголем. старообрядцу. С. 235–236. Изд. 3-е и ЖМНП. 1844. 1 А превосходные рисунки с мозаических икон константинопольского Софийского собора помещены в великолепном издании под заглавием «Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel von V bis XII Jahrhundert... von Salzenberg». Berlin, 1854

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Протокол заключается следующим определением: . На основании Священного и святоотеческого Писания, исповедуем, что имя Божие есть — Сам Бог. Имя Иисус–Христово есть Сам Господь Иисус Христос, равночестное с другими именами Божьими. Рецензию же инока Хрисанфа, как несогласную со Священным Писанием, признаем еретическою, которую с ее последователями от себя отвергаем, и, в знак твердости сего нашего исповедания, целуем Крест и св. Евангелие   . В Андреевском скиту, где споры вокруг почитания имени Божия продолжаются в течение всей осени 1912 и зимы 1912–1913 годов, абсолютное большинство иноков также придерживается имяславия. Однако страсти там с каждым днем накаляются. После того, как 19 ноября 1912 года игумен Иероним отправился по делам в Македонию, положение еще более осложняется. В декабре появилась некая»крамольная бумага», которая ходит по рукам монахов: в ней извещалось, что»во время ужина ударят в тарелки, и вслед за сим начнется избиение всех сторонников Иеронима». Имяславцы приписывали составление этой бумаги своимппротивникам, а те считали это провокацией имяславцев. В результате большинство монахов не явилось на ужин в тот вечер, на который было якобы запланировано избиение сторонников игумена Иеронима   . Все эти баталии происходят на фоне реальных военных действий, оказавших непосредственное влияние на судьбу Афона. 9 октября 1912 года началась Первая Балканская война между Турцией и Балканским союзом, в который входили Болгария, Сербия, Черногория и Греция. В результате войны Турция потеряла почти все свои европейские территории, включая Афон, которым она владела с XV века. 2 ноября греческий десант, состоявший из 67 матросов под командованием Телемаха Курмуриса, занял Афон, изгнав оттуда турок и подняв над протатом вместо турецкого греческое знамя   . 3 ноября в афонскую пристань Дафни на транспортном пароходе прибыл десант из 800 пехотинцев, артиллеристов и кавалеристов греческой армии. Весь этот десант был поделен на отряды, которые совершили обход монастырей. Один из отрядов, возглавлявшийся Демосфеном Зантопулосом, 7 ноября прибыл в русский Пантелеймонов монастырь, где был торжественно встречен монахами   . В январе 1913 года во всех монастырях Афона, в том числе Пантелеимоновом, под видом паломников размещаются греческие солдаты   . Иноки греческих монастырей ходатайствуют о присоединении Афона к Греции; русские монахи, напротив, активно поддерживают идею преобразования Афона в независимую монашескую республику под протекторатом православных государств. Свою позицию они мотивируют тем, что русских монахов на Афоне более 5 тысяч, тогда как греков менее 4 тысяч   . Тем не менее, с момента захвата Афона греческим десантом в ноябре 1912 года Афон уже стал де факто территорией Греческого Королевства; де юре такое положение было закреплено Бухарестским договором великих держав от 26 августа 1913 года, по которому Афон отошел к Греции   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Василий Павлович Воскресенский (02.04.1884) – сын священника с. Яковлева, Барбашевской Богаделенской церкви Александровского уезда, Владимирской губернии. После смерти отца жил у брата священника Николая Воскресенского в с. Слотине Ботовской Волости. Окончил Переславское духовное училище (1898), Владимирскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910). Преподаватель Ржевского епархиального женского училища, преподаватель обличительного богословия Вологодской семинарии (с 04.08.1911). В 1912 г. перешел на службу в Министерство народного просвещения. Возможно, это тот же Василий Павлович Воскресенский, преподаватель двухгодичных учительских курсов в Загорске после 1944 г., о котором вспоминает Маргарита Киневская (М. Киневская. «Берегите русский язык!»//Городской портал Сергиева Посада ). См. Воскресенский Василий Павлович. Личное дело студента//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 821. Л. 3-7. Владимир Федорович Юнонин (14.07.1887-1931) родился в семье священника Никольской церкви с. Корчкодом Любимского уезда Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1908), Киевскую духовную академию (1912). Преподаватель Вологодской семинарии (с 07.09.1912 до 1918 г.). Вернулся на родину, женился и работал учителем в школе. С 1920 г. служил священником в с. Корчкодом. Арестован 04.02.1930 и скончался в заключении. См.: Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 3. Рыбинск, 2017. С. 354-356. ЦВ. 1912. 40. С. 376. Леонид Александрович Соколов (05.02.1870 – 25.04.1921) родился в семье священника Варженской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1890), Московскую духовную академию (1894). До 1895 г. профессорский стипендиат МДА. С 21.09.1895 преподаватель философских наук Вологодской семинарии. С 01.08.1907 преподаватель словесности и педагогики в Киево-Подольской женской гимназии. С 1912 г. доцент Киевской духовной академии, затем профессор. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 3. Киев, 2019. С. 187-188.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Симеон, отец, начальник живописной мастерской Троице–Сергиевой лавры — 285 Синарева С. П, — 221 Скарятин Николай Яковлевич (1821–1894) — губернатор Казани; тайный советник — 299, 301 Скачков Константин Андреевич (Андрианович) (1821–1883) — синолог, собиратель документов по истории Китая; автор книг и брошюр о Китае, в частности, «Очерки Китая» (М., 1875) — 123, 158, 162 Скворцов, протодиакон — вероятно, Скворцов Стефан Григорьевич — протодиакон Успенского собора в Коломенском — 274 Скворцов, флаг–офицер адмирала Штакельберга — 82 Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) — генерал–адъютант; участник многих войн России, в том числе русско–турецкой войны 1877–1878 гг., известен под именем «белого генерала» — 158 Скопин Михаил — Скопин–Шуйский Михаил Васильевич (1586–1610) — князь, боярин; русский полководец, в 1610 г. во главе русско–шведской армии освободил Москву от поляков — 177 Скрыдлов Леонтий Илларионович, помещик села Гайдуново, знакомый отца Николая — 310 Скрыдлов Николай Илларионович (1844–1919) — адмирал, участник русскотурецкой войны 1877 г. — 310 Скрыддова Анна Викторовна, жена Л. И. Скрыдлова — 310 Сладовникова Ф. А. — см. Солодовникова Ф. А. Слуцкий — 255 Смарагд, отец — Смарагд (Троицкий Стефан Михайлович) (1835–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1865); инспектор Виленского Духовного училища (с 1865 г.) и его смотритель (с 1867 г.); помощник настоятеля (с 1868 г.) и настоятель посольской церкви в Константинополе (1871–1885); архимандрит (с 1871 г.), епископ Ковенский и викарий Литовской епархии (с 1885 г.) (см.: Несколько слов ковенца на память о почившем в Бозе, преосвященнейшем Смарагде, епископе Ковенском//Литовские епархиальные ведомости. 1886. 48. Отдел неофициальный. С. 476–477; Воспоминание о преосвященнейшем Смарагде//там же. С. 474–476) — 314 Смирнов, священник княгини М. А. Мещерской — возможно, Смирнов Николай Константинович — протоиерей Большого собора Зимнего Дворца (с 1879 г.) — 290 Смирнов, товарищ отца Николая в г. Белом — возможно, Смирнов Андрей — однокурсник отца Николая по Смоленской Духовной семинарии — 290

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Александр Андреевич Вячеславов (01.04.1882-15.09.1931) – сын священника Варженской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1902), помощник инспектора Вологодской семинарии с 1909 г. по ее закрытие. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: http://s-sokolov.ru/trees/dobroumovs.php Иван Александрович Тюрнин (07.11.1866-январь 1941) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), Московскую духовную академию (1892), помощник инспектора Вятской духовной семинарии (08.10.1892), преподаватель греческого языка (16.02.1895), затем церковной истории (1902) Вологодской семинарии. За сочинение «Книга пророка Софонии. Историко-экзегетическое исследование» утвержден в степени магистра богословия. «Благородный, деликатный до изящества» (см. далее, л. 384). ВЕВ. 1908 С.146; ВЕВ. 1899. 15. С. 320. Сергей Васильевич Смирнов – сын священника Ярославской епархии, окончил Ярославскую духовную семинарию (1895), Московскую духовную академию (1900), преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии с (24.05.1901). Инспектор Вологодской семинарии с 1916 г. до ее закрытия. После революции состоял делопроизводителем в «школе 9[тилет]ке» (см. далее Л. 399 об). Иван Степанович Бачалдин (18.01.1875-1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1894) и Московскую духовную академию (1898). Преподавал в Вологодской семинарии (1898), затем в Вологодском учительском институте (1912), после революции в Пролетарском университете. «…Был одним из лучших и талантливых преподавателей по словесности и литературе. Отличался независимым характером, слыл либералом и не пользовался особенным расположением и доверием со стороны начальства» (далее, л. 390). См. о нем в воспоминаниях Б.В. Ильинского. Вологодские семинаристы. С. 79; Л.С. Панов. Бачалдин Иван Степанович//Вологодская энциклопедия. Т. 1. Вологда, 2006. С. 56. Михаил Александрович Соснин (1868-1912) – сын священника Вонгодской Преображенской церкви Устюжского уезда, окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 15.08.1888 по 26.08.1889 надзиратель Устюжского духовного училища, далее - священник Устюжской градской Стефановской кладбищенской церкви. С 14.06.1906 председатель совета Велико-Устюжского Стефано-Прокопиевского братства. См. Священник Михаил Александрович Соснин (некролог)//ВЕВ. 1912. 7-8. С. 181-187. Родственник Н.А. Ильинского: жена брата Н.А. Ильинского В.А. Ильинского .А.И. Ильинская (Попова) имела сестру Н.И. Соснину (Попову), которая была замужем за М.А. Сосниным. Соснины и Ильинские близко дружили семьями – см. Вологодские семинаристы на перекрестке эпох.

http://bogoslov.ru/article/6176964

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010