Закрыть Война и мир в духовной жизни человека. О нашей «свободе» Часть 2 01.07.2019 1250 Время на чтение 21 минут Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» второй материал выдающегося современного византолога и нашего постоянного автора - доктора юридических наук Алексея Михайловича Величко, который продолжает публикацию из серии четырех эссе , посвященных бытованию христианской веры и молитвы, на этот раз в современном социуме. Исихазм как политическое явление. Часть 1 «Некоторые говорят: ныне нет мученического подвига. Несправедливо. Умри греху и будешь мучеником». Авва Афанасий «Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны. Пребываем в райской радости. Молитесь Богу с распростертыми руками. Это - тайна святых». Преподобный Порфирий Кавсокаливит -I- Для чего мы живем? В чем смысл нашей жизни? Даже людям, далеким от умозрительного философствования, рано или поздно приходят на ум эти вопросы. Они же напрямую подводят к главному: кто мы, что такое человек? Случайный каприз, возникший из неразумной природы, игра химических реакций и пыль на дороге истории? Или образ Божий, Божье творение, причем не только самое высшее, но и любимое. Для сколь-либо разумного сознания ответ очевиден. Как и главная задача человека на земле, заповеданная Создателем, - обожиться, стать тем, кем мы должны быть . Но как уподобиться Христу? Для этого нужно пройти по жизни Его путем, или, как писал один русский священник, «ту чашу, которую Ты просил пронести мимо, позволь пригубить и мне, недостойному рабу Твоему» . А это далеко не просто - «можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20: 22). Ведь «будете ненавидимы всеми за имя Мое... Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10: 22-25). Но это и означает стать сопричастным Христу, самой нашей жизнью засвидетельствовать верность Ему.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/02/...

     Беседа с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем, в прошлом ученым-астрофизиком, сотрудником Национального аэрокосмического агентства США (NASA). – Владыко Николай, как вы из ученого-астрофизика стали монахом? – Моя жизнь действительно была полна научного поиска. Я занимался исследованиями в области физики, астрофизики, инженерии и, наконец, медицины. Пытался синтезировать все эти науки и с помощью высшей математики постичь особенности функционирования человеческого сердца… Но потом со мной случилось нечто удивительное. Я поставил перед собой конкретную научную цель и все силы прикладывал для ее достижения. Очень хорошо помню, что 1 февраля 1984 г. я достиг своей цели, исследование в области определенных действий сердца было завершено. Научный успех, открытия имеют свойство опьянять. И я был уверен, что буду полностью удовлетворен. Однако даже притом, что в итоге я получил нечто гораздо большее, чем то, что прогнозировал в гипотезе, чувство у меня было такое, будто я пытался выпить стакан воды, но на дне постоянно что-то оставалось! И тогда я сказал сам себе: «Либо Бог есть, и все ради Него. Либо Его нет, и тогда наша сказка закончилась: ничего не имеет смысла». Когда я был ученым, для меня не существовало неразрешимых задач. Пока в жаркий полдень я совершенно случайно не оказался перед Распятием: как мертвое Тело, висящее на Кресте, может быть Царем славы? Это логика Евангелия, она – иная. Когда происходит нечто несправедливое, человек в соответствии с духом мира сего ропщет и противится. «Этого не должно было со мной произойти!» – говорит он. Совершенно при этом забывая: главное, что должно с нами произойти, – спасение, – основано на величайшей несправедливости – Крестной смерти Христа. Из ученого-монаха я попробовал стать монахом Божиим. На исходе зимы 1984 г. 24 февраля я был уже полностью уверен в своем решении. Святая Гора Афон      – Как вы впервые встретились со старцем Паисием? – Моя первая встреча со старцем Паисием произошла так: когда мы с моими друзьями-сокурсниками подошли к нему, он спросил: «Ребята, чем вы интересуетесь?» – «Мы – физики», – ответили мы. «Послушайте, раз уж вы физики, вы должны достичь главного – распада атома собственной самости, чтобы высвободилась очень тонкая энергия, при помощи которой вы сможете избежать земного притяжения и объять умозрительное Солнце, которое есть Христос».

http://pravoslavie.ru/96292.html

  ПОЛИТИКА Этот новый, новый мировой порядок Роман Вершилло   Сегодня в ближневосточных войнах гибнет Новый Мировой порядок, как две Великие войны XX века уничтожили Имперское мироустройство. В отдельных очагах - Ливане, Палестине, Ираке - идут схватки на этнических, религиозных и государственных границах. В войну вовлечены такие ключевые страны, как США, Израиль и Ирак. Она происходит в месте священном - на Святой Земле, чуть ли не " на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят " (Откр. 11:8). Схватка идет не только за стратегические цели - контроль над нефтеносным регионом, но за " американский порядок " против того, что еще только готовится придти ему на смену. По этой причине стратегические союзники: США и Израиль, воюют тем не менее за разные идеальные цели. США - олицетворение и лорд-хранитель Нового Мирового порядка, и Израиль - с оружием в руках отстаивающий свое право на абсурд, право на преступление. С этой точки зрения, Израиль находится, скорее, в одном лагере с воинствующими исламистами, искореняющими все следы христианской государственности. Особенностью нынешнего времени является то, что ни одна из сторон новой Мировой войны не воюет за христианскую государственность. Борются лишь глобальные антихристианские проекты. Вспоминая о привычном уже Новом Мировом порядке " от Черчилля до Клинтона " , видишь, что это был действительно некоторый порядок. Нам понадобится совершить некоторое возвращение в историю, чтобы понять, в чем эта упорядоченность состояла, и в чем было зерно хаоса внутри этого мировоззрения.   Христианская философия и порядок   От понятия о порядке зависит сама возможность что-либо понимать в себе и в окружающем мире. Средоточием такого понимания всегда была философия. Но, странное дело, христианская философия занимает подчиненное место по отношению к догматической вере, вплоть до того, что возникает вопрос: а нужна ли вообще философия Христианству. Некогда И. Киреевский писал: " Возобновить философию Святых отцов в том виде, как она была в их время, невозможно. Возникая из отношения веры и современной образованности, она должна была соответствовать и вопросам своего времени и той образованности, среди которой она развилась. Развитие новых сторон наукообразной и общественной образованности требует и соответственного им нового развития философии. Но истины, выраженные в умозрительных писаниях Святых отцов, могут быть для нее живительным зародышем и светлым указателем пути " . 1)

http://moral.ru/Iran_vershil.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Узник Василий добивается справедливости! О рассмотрении апелляции В.В.Бойко-Великого об отмене продления его пребывания в СИЗО 24.03.2021 1562 Время на чтение 5 минут Завтра — 25 Марта 2021 года должно состояться заседание в Первом Апелляционном суде общей юрисдикции г. Москвы по апелляции известного православного общественного деятеля и производителя высококачественной молочной продукции Василия Вадимовича Бойко-Великого. Господи, вразуми судей, склони их поступить по справедливости! Недавно уже сообщал, что Московский городской суд 17 Февраля продлил содержание В.В.Бойко-Великого под стражей в СИЗО до 19 Мая. Само следствие давно закончено, более чем двухсоттомное дело по закону уже не может пополняться новыми допросами, документами и свидетельскими показаниями. Уже много месяцев обвиняемый В.В.Бойко-Великий и его защитники знакомятся с материалами дела. Когда следователи многократно ходатайствовали об аресте в СИЗО, они среди «аргументов» указывали на то, что Василий Вадимович, находясь на свободе, якобы может оказать давление на следствие, свидетелей или содействовать уничтожению каких-то документов, наконец, скрыться от следствия — сбежать за границу. Несмотря на умозрительность и нелепость такого голословного обвинения даже тогда, суды принимали его как истину в последней инстанции и продлевали арест либо отклоняли многократные апелляции и кассацию обвиняемого. Но и по завершении следствия ситуация ничуть не изменилась. Все другие штатные сотрудники банка «Кредит-Экспресс», по множеству эпизодов обвинения первоначально находившиеся в СИЗО, давно были освобождены под домашний арест или подписку. Только один молодой человек из них с лета прошлого года несколько месяцев продолжал сидеть в изоляторе, но и его на днях Апелляционный суд освободил под домашний арест. В чем же дело? Почему В.В. Бойко-Великий, который никогда штатным сотрудником банка не был, а потому никак не мог участвовать во внутрибанковских незаконных манипуляциях, до сих пор — вот уже год и более девяти месяцев продолжает сидеть за решеткой?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/24/uz...

Рождество Христово Мог ли Христос не родиться? Казалось бы, странный вопрос. Предвечный Совет и откровения древних пророков, чаяния народов и обетование о семени Жены, стирающем главу змия, – мы привыкли к этим истинам, как к путеводным звездам на небе. Но разве Бог подвержен фатуму? Разве над Воплощением Сына Божия тяготела судьба или ничем не изменяемый рок? Бог абсолютно свободен – никто не довлеет над Ним, ничто не может быть навязано Ему извне. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды? (Ис. 40, 13–14). Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его (Иов. 23, 13). Бог мог не творить наш мир, не рождаться на земле как человек, не страдать за все наши грехи и падения. Однако в Священном Писании нам открыто: Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Он есть Любовь неизреченная, всеобъемлющая, жертвенная. Вспомните близкого человека, который вас по-человечески беспредельно любил, не чаял души, согревал теплым взглядом, готов был сделать для вас всё, но и такая любовь – лишь блеклая тень любви Божией. Самая чистая человеческая любовь, бескорыстная и самоотверженная – лишь слабое отражение любви Божией, неизреченной любви Неизреченного. А разве может подлинная любовь остаться невоплощенной? Любовь всегда обращена к другому, непременно в чем-то выражается Истинная любовь не пребывает пассивной, не сосредоточена на себе, всегда обращена к другому, непременно в чем-то выражается. Если ты сидишь дома, закрывшись от всех, и при этом думаешь, что всех любишь, то ты глубоко ошибаешься. Это не любовь, а эгоистичное самоуспокоение, себялюбие. Любовь не даст тебе успокоиться, пока ты не поможешь тому, кого любишь. Любовь непременно воплощается в каком-либо действии ради любимого: пожертвовать своим временем, силами, даже просто подарить цветы. Подлинная любовь не может быть умозрительной, она непременно воплощается. Один подвижник благочестия рассказывал о своем детстве: он сильно заболел, вплоть до угрозы смерти, и его мама, переживая, от самого сердца сказала отцу: «Я готова отдать себя на растерзание, только бы он выздоровел». Такова любовь подлинная, жертвенная, когда ты готов воспринять участь того, кого любишь, отдать свое здоровье, благополучие, самую жизнь, не ожидая взамен ничего – лишь бы спасти того, кто погибает. Святитель Василий Великий как-то произнес удивительные слова: «У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его». Подобная любовь у людей существует лишь по образу любви Божией. Святые отцы сравнивают Божественную любовь с переполняемой чашей. Такая любовь не знает границ и пределов, и потому она изливается через край.

http://pravoslavie.ru/109980.html

Подпишитесь на наш Телеграм Святой праведный воин Феодор Ушаков. Икона храма Николая Чудотворца на крейсере «Аврора». Художник А. Н. Усалев. 2007 г. Чем-то удивительным кажется канонизация адмирала Федора Ушакова , день памяти которого сегодня, 15 октября. Прославлен был не монах, не мученик, не молитвенник, не епископ, не праведный правитель, не человек, отметившийся подвигами благотворения, а профессионал, спец в своем деле, который, по большому счету, просто образцово выполнял свой долг. Канонизация адмирала легитимизировала для христианина, освятила общественное разделение труда. Все предшествующие канонизации — стихийные или проведенные в соответствии с определенными процедурами — с точки зрения социально-экономической почти всегда производились по сословному признаку: новый святой принадлежал либо к духовному сословию (монахи, конечно, сколько угодно могли быть из крестьянства, но святости они достигали не как крестьяне, а как монахи), либо к самым сливкам аристократии, которая de facto брала на себя функцию по руководству христианской общиной в масштабах государства. Все исключения сводятся к тому, что профессиональная деятельность, например, врача, для канонизируемых была чем-то привходящим, а в качестве существенного основания для прославления выступало, скажем, чудотворение или мученичество. Памятник адмиралу перед собором Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске Митрополит Варсонофий в 2001 году, выдвигая основания для канонизации Ушакова, сослался на примеры Александра Невского и Димитрия Донского. Проблема в том, что и тот и другой в первую очередь были главами средневековых христианских государственных образований, то есть, по сути, светскими епископами. Адмирала же Ушакова канонизировали именно за то, что он адмирал, за то, что исполнение им обязанностей флотоводца приближалось к некому умозрительному идеалу. Как Ушаков трактовал этот идеал, мы знаем от него самого: «Я изображаю себе защитника Отечества, неустрашимого, искусного и равнодушного во бранях, неутомимого в трудах, мудрого в советах и начертаниях, неусыпного в рачении о пользе общей, преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия, руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей, пекущегося о благе войск своих как отец и подавающего им пример соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями» («О средствах завести хороших офицеров», 1811).

http://blog.predanie.ru/article/svyatoj-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иконописец Владимир Ермилов об иконографии праздника Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех 09:36 27.05.2023 458 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, а во время работы. Об иконографии Вознесения рассказывает Владимир Ермилов – иконописец, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии (теперь иконописного факультета). Вознесение Христово, икона преподобного Андрея Рублева – Разговор про иконографию «Вознесения Христова», наверное, лучше начать с иконы преподобного Андрея Рублева начала XV в. из праздничного чина Успенского собора во Владимире, которая хранится в Третьяковской галерее. – Я думаю, это классический, наиболее глубокий и точный вариант иконографии, где все продумано до малейших деталей. Вознесение Господне – это завершение искупительного подвига Спасителя. Икона Праздника очень важна, ведь на ней показан последний момент, когда Господь был здесь, на земле, телесно. Вообще, любую икону нужно рассматривать как историческую и богословскую трактовку Евангельского события, и только таким образом можно осмыслить и то, как она написана, и как построена композиция. Для того чтобы войти в какую-либо дверь, нужен ключ, – так же и к иконе нужен свой ключ. Чтобы правильно рассмотреть икону, прикоснуться к ее глубине, необходимо ее изучать через сюжеты, построение и композицию, открыть смысл всего построения конкретной иконы. – В чем особенность композиции этой иконы? – Вся композиция иконы разделяется на две части горкой по горизонтали, аналогичных горок нет в других композициях. Данная горка подчеркивает, что действие происходит одновременно в двух сферах: в Небесной, Горней части, где изображен Спаситель в сиянии славы с двумя ангелами, и в нижней, земной части, где остались Богородица и двенадцать апостолов.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/27/ikonop...

Дальше Писание говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Есть такое понятие «Страшный суд». Суд – категория юридическая. Слово «суд» встречается в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова, и это есть образ. В сегодняшнем чтении как раз и говорится, в чем этот суд состоит. Не Бог, восседая на судейском престоле, говорит: Я тебя осуждаю за твои злые дела, и ты пойдешь во тьму кромешную; а тебя Я прощаю, ты иди в жизнь вечную. Нет, это делает сам человек – он сам себя судит своим собственным выбором. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». В греческом языке, на котором написан Новый Завет , слово «меч» означает и «разделение». Весь мир разделен Христом. Каждый человек, каждый народ стоит перед выбором, принять Христа или отвергнуть. И каждый либо Его принимает, либо Его отвергает – другого нет. Если любой непредвзятый человек прочтет Евангелие, он прекрасно поймет, что оно требует от него сверхъестественной нравственности, но не все на это способны. Новый Завет совсем не для всех – это для избранных, это для мужественных, ответственных и сильных людей. Поэтому путь в Царствие Небесное очень узкий, а путь в погибель очень широкий. Евангелие обращено к каждому и ко всему миру, но совсем не каждый примет слово Божие. Наоборот, весь мир отошел от Христа. Мы живем в конце двадцатого века, когда уже все народы, и даже наш народ, русский, Русь Святая, отвергли Христа совершенно, во всей полноте. Сохранился только малый остаток тех, которые Христа принимают и хотят учиться исполнять Его волю, хотят Царствия Небесного достичь. Основная масса людей желает пожить здесь, здесь обрести определенное количество суррогатов, которые заменят им блаженство; временную жизнь они предпочитают жизни вечной. Но и из тех, кто ходит в храм, и читает Священное Писание , и пытается утром и вечером молиться, совсем не все принимают Христа. Большинство из нас с вами принимают Его только умозрительно, потому что палец о палец не ударяют для того, чтобы исполнить волю Христову; неизвестно на что надеются и не исполняют ни одной заповеди; ходят в церковь – но никакого исправления жизни, никакого желания действительно сделать шаг навстречу к свету, движения никакого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

С другой стороны, лишь испытания способны обнажить этические проблемы. В тяжёлых житейских условиях этика заметна. Каждый правильный поступок критически важен, а каждый неправильный — опасен. Если идёшь по доске над пропастью, каждый неверный шаг может обрушить тебя вниз. Но если под тобою ровный пол, можно не очень-то обращать внимание, насколько твёрдо ты шагаешь. Поэтому долгое время в нашем обществе рассуждения на этические темы носили большей частью умозрительный характер. Мы обсуждали абстрактные максимы, не заботясь о том, чтобы прикладывать их к себе. Это позволяло нам считать себя моральными людьми, тогда как обыденная жизнь была достаточно благополучной независимо от качества наших повседневных поступков. В результате запас прочности системы оказался исчерпан, и нас потихоньку выносит за пределы благополучия. Мы вступаем в своего рода экзаменационный период. Либо мы вернёмся в пространство, где этическая составляющая является главной, либо нас ждёт провал. Это справедливо на любом уровне субъектности: экзамен придётся держать и каждому человеку, и любому сообществу, включая Церковь, народы и всё человечество. Провал означает прекращение бытия в прежнем статусе. А насколько глубокой окажется деструкция (деградация) и чем закончится падение, знает лишь Бог. Андрей Владимирович Карпов , главный редактор сайта «Культуролог» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 3. Единственный путь Человеку свойственно ошибаться. Отсюда очевидно, что идеология гуманизма подчиняется второму закону термодинамики и стремиться к саморазрушению. Закон Божий, закон духа неподвластен законам материи, он безэнтропийный или даже обладает свойствами отрицательной энтропии. Единственный путь для спасения -это признать его и следовать ему. 2. Хорошая статья Андрей, спасибо за хорошую серьёзную статью. Но скорее всего ждёт провал. А жаль. 1. Хорошая статья, есть о чём поразмышлять

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/04/en...

«Самое главное, о чем я вообще прошу вас, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что имею сказать. Остальное – либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда» (из «Завещания» священника Павла Флоренского 1918 года). В 1956 году отец Павел Флоренский был реабилитирован за отсутствием «доказательств виновности в антисоветской деятельности». «Если умозрительно соединить места, где побывал отец Павел Флоренский, – говорит Павел Васильевич, – Германия, куда ездил в детстве; Оптина пустынь, куда ездил в начале прошлого века за благословением к старцу Анатолию перед тем, как принять священство (промыслительно, что мне довелось присутствовать при обретении мощей старца, а перед поездкой в Петербург ездил молиться Оптинским старцам с группой паломников); Дальний Восток – начало крестного пути; Закавказье, где родился и обратился к Богу, и, наконец, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), то получится крест. И если мысленно поднять его, опирая на основание – Дальний Восток, то как бы обозначится место упокоения христианина, лицом к востоку, чтобы, встав в день страшного суда, увидеть крест как знак воскресения и крест – отпечаток земной жизни. А в месте пересечения линий, где сердце, окажется Сергиев Посад – место подвига». 8 декабря 2007 года фонд «Андреевский флаг» проводил в память о жертвах, убиенных 70 лет назад, молитвенно-покаянную миссию в Санкт-Петербурге. Миссия проходила в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» как продолжение крестного хода Соловки–Бутово. В организации акции приняли также участие Русское Афонское общество, благотворительный фонд «Родная Балашиха» (Московская область), Сретенская духовная семинария, священники Адмиралтейского благочиния Петербургской епархии, петербургские школа народного искусства императрицы Александры Федоровны и музей-квартира Александра Блока, где в завершении памятного дня прошел вечер, посвященный духовному и научному наследию отца Павла Флоренского.

http://pravoslavie.ru/1138.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010