Из настенной надписи 1511/12 г. известно, что нартекс был обновлен и украшен фресками, от которых сохранилось только изображение «Успения Пресв. Богородицы» в люнете над входом в зап. нартекс. Фрески парекклисиона св. Иоанна Предтечи над зап. нартексом, выполненные в 1525/26 г., при проте Гаврииле, расположены в 2 зоны на вост. и юж. стенах алтаря. Особенностью иконографической программы парекклисиона св. Иоанна Предтечи является изображение в апсиде особо почитаемых в Охриде святых: свт. Константина Кавасилы, сщмч. Еразма, равноап. Климента Охридского, свт. Феофилакта Болгарского. Возможно, выбор этих святых связан с тем, что прот Гавриил был славянином. Как установил Г. Суботич, те же мастера выполнили фрески и иконостас церкви келлии вмч. Георгия Плакари и иконостас ц. Рождества Пресв. Богородицы келлии Фласка. Эти произведения он приписал одной из южнослав. артелей, вероятно, связанных с Кратово или с Охридом. В 1534 г. был расписан сев. нартекс (фрески которого обновлялись в сер. XIX в.). В XVII в. были поновлены фрески в конхе апсиды центрального храма, в 1686 г. над входом в жертвенник были добавлены сцена «Благовещение» и Нерукотворный образ Спасителя. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот расписал свою келлию (1711), взяв за образец стиль и иконографию фресок храма Протата: к живописи Панселина восходят изображения Христа Пантократора и «Спаса Недреманное Око» ( Βασιλκη. 1999. Σ. 48-49. Εικ. 5, 7; Βαφειδης. 2004. Εικ. 7). Лит.: Георгиевский В. Т. Фрески Панселина в Протате на Афоне: Альбом. СПб., Millet G. Monument de l " Athos. P., 1927. Т. 1. Pl. 5-56; С. Majcmopu старог српског сликарства. Београд, 1955. С. 19-24; Xyngopoulos A. Thessalonique et la peinture macédonienne. Athènes, 1955. P. 29-33; idem ( Ξυγγπουλος Α.). Μανουλ Πανσληνος. Αθναι, 1956; Hallensleben H. Die Malerschule des Königs Milutin. Giessen, 1963. S. 148-152; П. Делото на зографите Михаило и Eymuxuj. Ckonje, 1967. С. 203-212; Σωτηρου Μ. Η Μακεδονικ σχολ κα λεγμενη σχολ Μιλοτιν//ΔΧΑΕ.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 71-80 (англ. пер.: Amponis D. G. Construction History of the Holy Church of the Protaton//Manuel Panselinos from the Holy Church of the Protaton. Thessal., 2003. P. 71-80). Крещение. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Устная традиция, закрепленная в XVIII в. письменными свидетельствами, связывает создание фресок храма Протата с именем Мануила Панселина . В первый раз Панселин упоминается в соч. «Объяснение настенной живописи» (Ερμηνεα τς ζωγραφικς το τοχου, нач. XVII в.) и в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), но без указания его как автора фресок Протата. Впервые в этом качестве Панселин был назван В. Г. Григоровичем-Барским (1744) и худож. Х. Жефаровичем († 1753). Из-за отсутствия сведений о времени жизни Панселина исследователи XIX - нач. XX в. предлагали датировки фресок храма Протата в пределах XI-XVI вв. В 1917 г. Г. Сотириу указал на сходство этих фресок с росписями парекклисиона прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике, которые были созданы в 1302/03 г., и отнес их к нач. XIV в. С этой датировкой согласились Г. Милле ( Millet. 1927) и А. Ксингопулос ( Xyngopoulos. 1955; Ξυγγπουλος. 1956). Ряд серб. исследователей и Х. Халленслебен высказали мнение, что фрески храма Протата принадлежат Михаилу Астрапе и Евтихию ( 1955. С. 19-24; Hallensleben. 1963. S. 148-152; 1967. С. 203-212 и др.). В наст. время эта гипотеза считается устаревшей, хотя и поддерживается отдельными искусствоведами ( 2004. С. 111-112). М. Сотириу и Д. Мурики отметили, что выполненные мастерами Михаилом и Евтихием фрески церквей Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295) и вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1317-1318) отличаются от росписи храма Протата массивностью, тяжеловесностью фигур, дробными моделировками письма и ярким колоритом с резким контрастом цветовых поверхностей, в результате чего образы приобретают резкость, иногда даже грубоватость, а их напряженная экспрессия лишена красоты и духовности, к-рые характерны для ликов на фресках храма Протата ( Σωτηρου. 1969. Σ. 10-20; Mouriki. 1978. P. 58, 64-65, 80-81; о сравнении стиля этих мастеров см. также: Лазарев. 1986. С. 174; Джурич. 2000. С. 57-58). Возможно, сходство ряда композиций храма Протата и церквей, расписанных Михаилом и Евтихием, объясняется использованием общих иконописных образцов ( Βασιλακρης. 2001. Σ. 22-23).

http://pravenc.ru/text/1681041.html