Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI (V) Аплухир [греч. Ιωννης Απλουχρης/Απλοχειρ], патриарх Антиохийский (1106 - после мая 1134 (1140?)). Происходил из византийского аристократического рода. В. Грюмель , основываясь на одной из статей Девольского договора 1108 г. между визант. имп. Алексеем I Комнином и норманнским герц. Боэмундом Тарентским ( Ann. Comn. Alex. XIII 12), считал, что до Патриаршества И. был клириком храма Св. Софии в К-поле. Он вступил на патриарший престол в тот период, когда Антиохия была захвачена крестоносцами и ее патриархи, избиравшиеся из среды греч. клира, жили в изгнании в К-поле, в мон-ре Богородицы Одигон , активно участвуя в церковно-политической жизни Византии. Известно о присутствии И. на К-польском Соборе 26-27 апр. 1117 г., на к-ром был осужден Никейский митр. Евстратий (RegPatr, N 1003). В 1134 г., после кончины К-польского патриарха Иоанна IX Агапита , обсуждался вопрос об избрании И. его преемником. Однако Свящ. Синод К-польской Церкви отклонил эту кандидатуру, решив, что И. не может считаться архиереем без кафедры (σχολζων), поскольку, несмотря на постоянное пребывание в К-поле, он за 28 лет произвел многочисленные хиротонии и назначения в подчиненных ему митрополиях. Сведения о синодальном акте по этому вопросу сохранились в виде схолии на комментарии Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона на Антиох. 18. Текст был впервые опубликован Беверегием (1672) и переиздан Ж. П. Минем, однако лишь Грюмель на его основании включил И. в список Антиохийских патриархов. Сохранилась печать, вероятно принадлежавшая И. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1965. Vol. 5/2. N 1526). Мелькитский летописец XVIII в. Юханна аль-Уджайми относит кончину И. к 1140 г., однако не ссылается на к.-л. источники. Ист.: PG. 137. Col. 1323-1326. Not.; Антиохийские патриархи в арабском списке свящ. Иоанна Жеми 1756 г.//ТКДА. 1875. 3. С. 479. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 758; Grumel V. Les patriarches grecs d " Antioche du nom de Jean (XIe et XIIe siècles)//EO. 1933. Vol. 32. P. 279-281, 298-299; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 721-724. К. А. Панченко, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469628.html

(в обитуарии мон-ря Сен-Виктор названа др. дата - 23 сент.). И. был похоронен в крипте монастырской церкви, где сохранилась надгробная плита (70-80-е гг. XI в.) - памятник романской скульптуры. Пространная эпитафия из 10 строк занимает основную часть плиты, перекрывая рельефное изображение тела И. так, что видны лишь голова и ноги святого, а также верхняя часть аббатского посоха. Почитание И. возникло сразу после его смерти. Во 2-й пол. XI в. ему поклонялись как главному святому мон-ря Сен-Виктор, новому основателю обители и наследнику св. Иоанна Кассиана. Однако широкого распространения почитание И. не получило, и вскоре вновь стали молиться «древним» святым мон-ря - мч. Виктору и св. Иоанну Кассиану. В 60-х гг. XIV в. Римский папа Урбан V , бывш. аббат Сен-Виктора, канонизировал И. и перенес мощи святого из крипты в верхнюю церковь. Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт, надгробие И. помещено в городском музее (впосл. возвращено в церковь). До кон. XIX в. почитание И. сохранялось в еп-ствах Памье и Марсель, где его память праздновалась под соответственно 25 и 26 сент. Ист.: BHL, N 4477; ActaSS. Sept. T. 6. P. 736-749; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 2; Favreau R. Corpus des inscriptions de la France médiévale. P., 1989. Vol. 14: Alpes-Maritimes, Bouches-du-Rhône, Var. P. 99-102. Лит.: Histoire littéraire de la France. P., 1749. T. 7. P. 556-558; Guérard B. E. Ch. Cartulaire de l " abbaye de St.-Victor de Marseille. P., 1857. T. 1. P. xxiii-xxiv; Rey G., de. Les saints de l " église de Marseille. Marseille, 1885. P. 185-204; Rouillard Ph. Isarno//BiblSS. Vol. 7. Col. 945-946; Amargier P. Les «Scriptores» du XIe siècle à St.-Victor de Marseille//Scriptorium. Brux. etc., 1978. Vol. 32. Pt. 2. P. 213-220; idem. Un moine pour notre temps. Marseille, 1982; S igal P.-A. Le travail des hagiographes aux XIe et XIIe siècles//Francia, 1987. Zürich etc., 1988. Bd. 15. P. 149-182; Lauwers M. Un écho des polémiques antiques?: À Saint-Victor de Marseille à la fin du XIe siècle//Inventer l " hérésie?: Discours polémiques et pouvoirs avant l " Inqisition/Éd. M. Zerner. Nice, 1998. P. 57-66; Mazel F. La noblesse et l " Église en Provence, fin Xe - début XIVe siècle. Aix-en-Provence, 2002. P. 164-169. В. С. Ярных Рубрики: Ключевые слова: ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон ЕВСТАСИЙ (ок. 560-629), ученик прп. Колумбана, настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция), прп. (пам. зап. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/293826.html

Церковь Богоматери претерпела ряд перестроек. Ок. 1267-1270 гг. был сооружен новый готический хор, от к-рого частично сохранились 2 капеллы. В 1688-1692 гг. вместо деревянной кровли был возведен ложноготический свод на нервюрах. После закрытия мон-ря храм быстро обветшал. В 1802 г. был взорван хор, остальное здание использовалось как каменоломня до 1824 г. Заботы о консервации руин проявила семья Лепель-Куанте, владевшая храмом с 1852 г. К кон. XIX в. Ж. становится знаменитым благодаря В. Гюго, назвавшему его «самой прекрасной руиной Франции». С 1947 г. Ж. принадлежит гос-ву. Помимо церквей в Ж. сохранились руины зала монастырской гостиницы (1-я пол. XII в.) с геометрическими фризами и масками на зап. фасаде, привратницкая с готическим сводом XIII-XIV вв., остатки клуатра, сооруженного в XVI в., и дом аббата XVIII в. Из скриптория Ж. происходит много рукописей X-XII вв. (в т. ч. ряд англосакс. манускриптов), хранящихся в наст. время в муниципальной б-ке Руана. Лит.: Anfray M. L " architecture normande, son influence dans le nord de la France aux XIe et XIIe siècles. P., 19394; Jumièges: Congrès scientifique du XIIIe centenaire. Rouen, 1955. 2 vol.; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800 to 1200. Baltimore, 1959. P. 278-280; Liess R. Der frühromanische Kirchenbau des 11. Jh. in der Normandie. Münch., 1967; Musset L. Normandie romane. St.-Léger Vauban, 1974. Vol. 2: La Haute-Normandie. P. 61-123; L " architecture normande au Moyen Âge. Condé-sur-Noireau, 1997. 2 vol.; Le Maho J. L " abbaye de Jumièges. P., 2001; L " architecture normande en Europe: Identités et échanges du XIe siècle а nos jours/Éd. M. Meade, W. Szambien. Marseille, 2002. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Реликварий с мощами св. Иудикаэля. 2-я пол. XV в. (приходская церковь в Пемпоне) С нач. X в. до сражения при Тране (939) Бретань подвергалась разрушительным нападениям норманнов и страдала от междоусобиц правителей. Прелаты и монашествующие переселялись во внутренние области Франции, увозили мощи святых и др. реликвии. В этот период монастырь св. Мевенна, как и мн. др. обители, фактически прекратил существование. Реликвии святых Мевенна и И. были вывезены во Францию, однако сведения источников противоречивы. Согласно «Бретонской хронике», где это событие датировано 919 г., мощи св. Мевенна были помещены в мон-ре св. Флорентия (Сен-Флоран-ле-Вьей), а мощи И.- в монастыре св. Иовина (Сен-Жуэн-де-Марн) в обл. Пуату. Возвращение мощей св. Мевенна в хронике датировано 1074 г. В XVII в. Альбер Ле Гран утверждал, что реликвии святых были вывезены в 878 г. в мон-рь Сен-Жуэн-де-Марн. Согласно «Истории св. Флорентия Сомюрского» (XIII в.), мощи Мевенна и И. были первоначально вывезены в обл. Пуату, а при аббате Роберте († 1011) их поместили в монастыре Сен-Флоран в Сомюре (Chroniques des églises d " Anjou/Éd. P. Marchegay, É. Mabille. P., 1869. P. 261). О мощах Мевенна и И., хранившихся в кон. XI в. в Сомюре, упоминается в картулярии мон-ря Сен-Флоран (см.: Jankulak. 2000. P. 158). Тем не менее в 1130 г. в аббатстве Сен-Жуэн-де-Марн были обретены мощи святых, перенесенные во время нашествий норманнов, среди них - мощи И. ( Lerosey A.-L. Ension ou Saint-Jouin-de-Marnes. Poitiers, 1906. P. 55, 71). В «Хронике Сен-Бриё» (кон. XIV в.) утверждается, что мощи И. хранились во Фландрии (Chronicon Briocense: Chronique de Saint-Brieuc/Éd. G. Le Duc, C. Sterckx. Rennes, 1972. Vol. 1. P. 124-125). Широкое распространение почитания И. в Бретани и окончательное формирование агиографической традиции святого связаны с возрождением аббатства Сен-Меэн (1-я четв. XI в.). Согласно акту утверждения земельных владений мон-ря (1024), восстановление обители началось в 1008 г. по инициативе герц. Бретани Алана III и членов его семьи. Герцог пригласил в мон-рь общину бенедиктинцев во главе с Хинветеном, аббатом мон-ря Сен-Жакю-де-ла-Мер. Построенная герцогом церковь аббатства Сен-Меэн была освящена во имя Девы Марии, св. Мевенна и И. (Recueil d " actes inédits des ducs et princes de Bretagne (XIe, XIIe, XIIIe siècles)/Éd. A. de La Borderie. Rennes, 1888. P. 3-6).

http://pravenc.ru/text/1237777.html

В XI в., особенно во 2-й половине столетия К., в т. ч. «мемориальные», получили распространение во Франции. Составлялись и К. смешанных типов. Напр., в «Книге о восстановлении грамот» (Liber de reparatione chartarum) мон-ря Сен-Шафр (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086-1136), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Chaffre du Monastier, ordre de Saint-Benoît, suivi de la chronique de Saint-Pierre du Puy et d " un appendice de chartes (570-1370)/Publ. U. Chevalier. P., 1884). Ок. 1065-1096 гг. в аббатстве Клюни был создан крупнейший франц. К. (в наст. время разделен на 3 кодекса - см.: Atsma, V é zin. 2000); его 1-я часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во 2-й части собраны ок. 3000 частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории мон-ря подчеркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910-1088 гг. ( Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles//RBen. 1992. Vol. 102. P. 135-191). Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в к-рых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т. д.). Для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределенные по географическому принципу ( Zerner. 2009). Аналогичная схема использовалась при составлении К. мон-ря Сент-Обен в Анже (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Aubin d " Angers/Publ. B. de Broussillon. P., 1903. 3 vol.), где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей ( Chassel J.-L. Dessins et mentions de sceaux dans les cartulaires médiévaux//Les cartulaires. 1993. P. 153-170).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

В 1031 или 1033 г. аббат Одилон составил новое Житие М., сохранившееся в 3 версиях (BHL, N 5182-5183; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 279-290; PL. 142. Col. 943-962). Одилон стремился не столько изложить биографию святого (для этого он отсылает читателей к пространному Житию), сколько описать его добродетели. Вводная часть Жития посвящена значению деятельности святых, которые хранили истинную веру, укрепляли и защищали Церковь. Отождествляя святость и монашеский подвиг, Одилон представляет монахов как духовных наследников апостолов и мучеников (происхождение монашества возводится к прор. Илии и св. Иоанну Крестителю). Агиограф прослеживает преемственность аскетической традиции от св. Бенедикта, создателя универсального общежительного устава, и клюнийскими монахами (см.: Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe et XIIe siècles// Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 162-163). Пример М., идеального наставника монахов, показывает, что святость всегда присутствует в Церкви: в нем воплотились все добродетели и исполнились заповеди блаженства. Являясь усердным последователем святых, М. стал мудрым учителем для всех своих современников. Одилон указывает прежде всего на высокую репутацию М., перечисляя императоров, королей и др. правителей, к-рые чтили святого и руководствовались его советами. После кончины М. его святость была подтверждена чудесами, к-рые совершались у его гробницы. В дополненной версии Жития (BHL, N 5183) повествуется также о пленении святого сарацинами, которое стало поводом для их изгнания из Прованса. Изгнание сарацинов и победа Фульхерия, отца М., над волком-людоедом рассматриваются как аллегории победы Христа над сатаной. Житие, составленное Одилоном, получило в бенедиктинских мон-рях более широкое распространение, чем ранние тексты (известно 20 рукописей). По-видимому, Житие было задумано Одилоном как гомилия-панегирик; оно предназначалось для богослужебного чтения. Впосл. в Клюни и нек-рых других мон-рях его текст делили на 8 чтений для оффиция в день памяти М. (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 34-40). Одилон составил также 4 гимна в честь святого (Bibliotheca. 1614. Col. 291-292; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 47). По его распоряжению в монастыре Сувиньи, где был погребен М., записывались чудеса от мощей святого. Сказание о чудесах сохранилось в 5 рукописях XI-XII вв. (BHL, N 5186; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1787-1814; ActaSS. Mai. T. 2. P. 690-700; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 43-44). В единственной, утраченной ныне рукописи нач. XI в. из Меца содержался текст письма некоего монаха о кончине М. Адресатом письма мог быть св. Вильгельм из Вольпиано (BHL, N 5187; изд: Sackur. 1891; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 44-46).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Соч.: L " empire romaine d " Orient au IVe siècle et les traditions politiques de l " hellénisme: Le témoignage de Thémistios//TM. 1968. Vol. 3. P. 1-242; Les moines et la ville: Le monasticisme à Constantinople jusqu " au concile de Chalcédoine (AD 451)//Ibid. 1970. Vol. 4. P. 229-276; Minorités ethniques et religieuses dans l " Orient byzantin à la fin du Xe et au XIe siècle: L " immigration syrienne//Ibid. 1976. Vol. 6. P. 177-216; Le christianisme dans la ville byzantine//DOP. 1977. Vol. 31. P. 3-25; Le culte des images dans le monde byzantin//Histoire vécue du peuple chrétien/Éd. J. Delumeau. Toulouse, 1979. Vol. 1. P. 133-160; Le saint, le savant, l " astrologue: Étude de thème hagiographique à travers quelques recueils de «Questions et réponses» des Ve-VIIe siècles//Hagiographie, cultures et sociétés (IVe-XIIe siècles). P., 1981. P. 143-155; «Ainsi rien n " échappera à la réglementation»: État, Église, corporations, confréries: À propos des inhumations à Constantinople (IVe-Xe siècles)//Hommes et richesses dans l " Empire byzantin/Éd. V. Kravari. P., 1991. Vol. 2. P. 155-182; Juifs et Chrétiens dans l " Orient du VIIe siècle//TM. 1991. Vol. 11. P. 17-273; Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//Ibid. P. 313-357; Judaiser//Ibid. P. 359-380; L " iconoclasme et l " établissement de l " orthodoxie (726-847)//Histoire du christianisme, des origines à nos jours. P., 1993. T. 4: Évêques, moines et empereurs: (610-1054). P. 93-165; La politique missionaire//Ibid. P. 216-226; Formes et fonctions du pluralisme linguistique à Byzance (IXe-XIIe siècles)//TM. 1994. Vol. 12. P. 219-240 (рус. пер.: Формы и функции языкового плюрализма в Византии (IX-XII вв.)//Чужое: опыты преодоления/Под ред. Р. М. Шукурова. М., 1999. С. 160-193); Contemporary Image and Influence of Byzantium//Byzantium: Identity, Image, Influence: 19th Intern. Congr. of Byzantine Stud. (18-24 Aug., 1996). Major Papers/Ed. K. Fledelius, P. Schreiner. Copenhagen, 1996; Священные образы и проблема портретного сходства//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Под ред. А. М. Лидова. М., 1996. С. 19-43; Byzance entre le djihâd et la croisade: Quelques remarques//Le concile de Clermont de 1095 et l " appel à la croisade. R., 1997. P. 325-337; «Восточный цезаропапизм»: История и критика одной концепции//GENNADIOS: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. М., 1999. С. 80-99.

http://pravenc.ru/text/168616.html

военная и гражданская власть в провинциях переходит к фемным стратигам; термин Д. применяется для обозначения полковых командиров среднего звена. С X в. должность Д. возрождается: так начинают называться военные губернаторы новообразованных округов (Халдия, Антиохия, Фессалоника, Адрианополь, Месопотамия, Диррахий, Отранто). В X-XI вв. Д. иногда называют доместика схол - главнокомандующего войсками империи. В XI в. по мере разукрупнения фем их стратиги попадают в подчинение начальникам крупных округов в чине Д. или катепана. В XII в., при Комнинах, на отвоеванных у сельджуков землях М. Азии были созданы новые крупные территориальные единицы, по традиции именуемые фемами, во главе с военными командирами в чине Д., под надзор к-рых были поставлены гражданская администрация и взимание налогов. При Комнинах появился титул «Д. флота», или «великий Д.» (μϒας δοξ, мегадука), к-рый носил главнокомандующий имперского флота. В XIII-XIV вв. военное значение фемных Д. падает, их главными функциями становятся гражданское управление и суд. Титул «Д.» носили губернаторы провинций в Эпирском царстве и Трапезундской империи. В варварских королевствах, возникших на территории Зап. Римской империи, термин «Д.» сохранялся в качестве одного из высших титулов (провинциальные Д. в Вестготском королевстве; дукаты Аквитания, Эльзас, Алеманния и др. во Франкском королевстве; лангобардские дукаты Фриуль, Тридент, Сполетий, Беневент). Постепенно звание Д. стало наследственным, трансформировавшись в одну из степеней западноевроп. феодальной иерархии (франц. duc; англ. duke, испан. duque; итал. duca; традиц. рус. перевод «герцог» восходит к нем. кальке этого слова - Herzog, букв.- воевода). Лит.: Seeck O. Dux// Pauly, Wissowa. 1905. Bd. 5. Sp. 1869-1875; Glykatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l " administration de l " empire byzantin aux IXe-XIe siècles//BCHell. 1960. T. 84. P. 65-70; Wasilewski T. Les titres de duc, de catépan et de pronoétès dans l " Empire Byzantin du IXe jusqu " au XIIe siècle//Actes du XIIe Congr. Intern. d " Études byzantines. Beograd, 1964. T. 2. P. 233-236; История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 168, 258, 302-304; Т. 3. С. 41, 44, 48; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. T. 2. P. 535-563; Oikonomidès N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Wolfram H. Intitulatio. W., 1967, 1973. Bd. 1-2 ; Cheynet J.-C. Du stratège de thème au duc: chronologie de l " évolution au cours du XIe siècle//TM. 1985. T. 9. P. 181-194; Kazhdan A. Doux//ODB. Vol. 1. P. 659; Klein R., Weiss G., Borgolte M., Delogu P. Dux, Dukat//LexMA. Bd. 3. Sp. 1485-1491. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ позднеантичное и средневек. христ. гос-во в Средиземноморье со столицей в К-поле в IV - сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347)

http://pravenc.ru/text/180553.html

О взаимовлияниях с галликанским обрядом свидетельствует, напр., сходство молитвы praefatio мессы на Рождество Христово в беневентанском Миссале X в. (Benev. VI. 33) с аналогичной молитвой в галликанской традиции (Missale francorum/Ed. L. K. Mohlberg. R., 1957. P. 171, 174). Сохранились рукописи (напр., Vat. Ottob. lat. 3), содержащие песнопения с беневентанской нотацией, надписанные как «амвросианские» (cantus ambrosianus). Хотя из сообщения о запрещении папой Стефаном X († 1058) «амвросианского пения» в Монте-Кассино следует, что в этом регионе и в эту эпоху «амвросианским» могли называть всякое пение, отличное от рим. (Chronicon Cassinense. II 94), исследователи находят в этих рукописях амвросианские (а также визант.) элементы. Характерные для миланской традиции обозначения интроита и оффертория - «ingressa» и «offerenda» - засвидетельствованы и в памятниках Б. о. (напр. в Градуалах: Benevento. Archivio di Stato. VI. 40, VI. 38, VI. 35). Схожей с амвросианской является и беневентанская схема воскресных евангельских чтений. Влияние визант. обряда имело место, вероятно, в VI-VIII вв. (в этот же период визант. песнопения появились и в пасхальной вечерне старого рим. обряда), проявилось в наличии в беневентанских рукописях (напр. Vat. lat. 4470, X в.) антифонов на поклонение Кресту в Великую пятницу на лат. и греч. языках, к-рые являются заимствованиями из визант. обряда, напр. «O quando in cruce confixerant» - «λδβλθυοτεΟτε[σε] σταυρ προσλωσαν» (         - тропарь 2-го гласа на 9-м часе Великой пятницы) ( Wellesz. P. 72-73). Ист.: Baumstark A., Dold A. Vom Sakramentar Comes und Capitulare zum Missale. Beuron, 1943; Le Codex 10673 de la Bibliothèque Vaticane, Fonds Latin (XIe siècle). S. l., 1931. Berne, 1971r, 1995r (Paléographie musicale; 14); Le codex VI. 34 de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent (Xie-XIIe siècles). Tournai, 1937. (Paléographie musicale; 15); Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 1968. Pars 2. P. 77-78, 217, 253; Loew E. A. A New List of Beneventan Manuscripts//Collectanea vaticana. 1962. T. 2. P. 211-244; Huglo M. Liste complementaire de manuscrits bénéventains//Scriptorium. 1964. T. 8. P. 89ff.; Le Missel de Bénévent VI-33/Introd. par J. Hourlier, tables par J. Froger. Berne, 1983. (Paléographie musicale; 20); Les Manuscrits en écriture bénéventaine de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent. P., 1984. Vol. 1.; Ottawa; P.; Turnhout, 1997. Vol. 2, 3; Beneventanum troporum corpus/Ed. J. Boe and A. E. Planchart. Madison (Wis.), 1989-1994. 2 vols; Benevento, Biblioteca capitolare: [Codex] 40: Graduale/A cura di N. Albarosa e A. Turco. Padova, 1991; Les témoins manuscrits du chant bénéventain/[Sous la dir. de] T. F. Kelly. Solesmes, 1992. (Paléographie musicale; 21).

http://pravenc.ru/text/78018.html

Powstanie organizacyi kocioa aciskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 19052. Т. 2-3; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 374, 384, 390. М., 20032. С. 206, 211, 214; Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 214-225; Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3 (по указ.); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 155-157; idem. L " organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles//Byz. 1971. T. 40 (1970) (перепеч.: idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982. 8); Воробьёва Е. В. , Тиц А. А. Анализ и реставрация собора XII в. в Галиче//Сов. Арх. 1983. 1. С. 213-230; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 40-42, 50-51; Иоаннисян О. М. Зодчество Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси и романская архитектура: к проблеме междунар. связей в древнерус. искусстве XII-XIII вв.//Др. Русь: новые исслед. СПб., 1995. С. 125-142; Макарий. История РЦ. Кн. 2, 3; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира (XIII в.). СПб., 2004. А. В. Назаренко XIV - нач. XVI в. К 1303-1304 гг. относятся первые сведения о Галицкой митрополии, когда она упоминается в «Notitia episcopatuum», составленных при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии I . Инициатором учреждения митрополии стал кн. Юрий Львович, правитель Галицко-Волынской Руси, стремившийся создать на территории своих владений церковную орг-цию, независимую от Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. Границы Галицкой митрополии соответствовали границам владений кн. Юрия: в ее состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская и Туровская епархии. 1-м Галицким митрополитом был Нифонт . Его преемником должен был стать свт. Петр , игум. Ратского мон-ря на Волыни, отправившийся в 1305-1306 гг. для поставления в К-поль. Однако в июне 1308 г. патриарх Афанасий совершил хиротонию Петра на Киевскую митрополичью кафедру. Как Галицкий митрополит позднее упоминается Гавриил, о деятельности к-рого нет никаких сведений.

http://pravenc.ru/text/161539.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010