В мероприятиях участвовали представители 300 вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. Более 50 архиереев возглавили работу мероприятий Чтений. Площадками проведения Чтений стали Совет Федерации Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, здание Правительства города Москвы, Храм Христа Спасителя, храмы и монастыри Москвы, Патриаршие палаты Московского Кремля, синодальные отделы, вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, духовные семинарии, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи, театры, социальные учреждения всего около 70 площадок. Ставшие уже традиционными секции Рождественских парламентских встреч прошли в Совете Федерации 25 января. Пленарное заседание VI Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации возглавили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время пленарного заседания состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». На секциях Парламентских встреч обсуждались актуальные вопросы взаимодействия государства и Церкви в ходе открытого плодотворного диалога с участием сенаторов, руководителей федеральных собраний, Аппарата Правительства Российской Федерации, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов Русской Православной Церкви, сотрудников министерств и ведомств, представителей духовенства и мирян. После обобщения некоторых итогов XXVI Рождественских чтений состоялось награждение победителей XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», который проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений с 2005 года. На протяжении 12 лет в нем принимают участие ребята со всех концов мира: Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Молдова, Сербия, Англия, Эстония, Азербайджан, ФРГ, Казахстан, Болгария, Кипр, Италия, США, Южная Америка, Израиль. Но самое большое количество участников из России. В этом году на второй этап конкурса поступило более трех тысяч работ юных художников.

http://patriarchia.ru/db/text/5137630.ht...

Победители, занявшие первые места во всех номинациях, были награждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в рамках Рождественских парламентских встреч. В рамках церемонии закрытия Чтений грамоты призерам конкурса вручили ответственный секретарь Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений игумен Митрофан (Шкурин) и статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский. В номинации «Основная тематика» за второе место в возрастной группе до 8 лет были награждены: В номинации «Основная тематика» за второе место в возрастной группе с 9 до 12 лет награждены: В номинации «Основная тематика» за второе место в возрастной группе с 13 до 17 лет награждены: В номинации «Православная икона» за второе место награждены: В номинации «Роспись по фарфору» за второе место благословенной грамотой и ценным подарком награждены: Затем состоялось награждение победителей XII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Его история насчитывает одиннадцать лет — впервые конкурс проводился в 2006 году в Центральном федеральном округе, с 2008 года он приобрел статус всероссийского. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурс ежегодно проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования и науки Российской Федерации, являя пример успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. По итогам конкурса в 2017 году первое место заняла Любовь Николаевна Урбанович, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской православной духовной семинарии. По традиции награду победителю вручили Святейший Патриарх Кирилл и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 25 января 2018 года во время открытия VI Рождественских парламентских встреч.

http://patriarchia.ru/db/text/5137630.ht...

Традиция проведения форума возникла в 1992 году, когда в Москве впервые прошла конференция православных педагогов столицы. Сегодня это глобальное, широкомасштабное мероприятие, которое ставит перед собой задачи не только развития православного образования и духовно-нравственного просвещения общества, но и переосмысления с позиции православного мировоззрения различных вопросов науки, культуры, социальной и молодежной работы, межгосударственных и межконфессиональных связей. Работа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений будет вестись по 16 направлениям, участники обсудят многие насущные проблемы, среди которых просветительское и социальное служение, вопросы образования и воспитания, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства и другие. Рождественские чтения проходят под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Чтения начались 24 января 2018 года Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25 и 26 января пройдет работа по направлениям. Заявки на участие в мероприятиях чтений поступили из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. 25 января состоятся VI Рождественские Парламентские встречи в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Они будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. Планируется участие сенаторов, руководителей Федерального Собрания, аппарата Правительства Российской Федерации, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов, сотрудников министерств и ведомств. Некоторые мероприятия чтений в этом году отмечают свои юбилеи. Так, в 20-й раз в рамках чтений в Кремле пройдет конференция «Церковные древности». В этом году она будет посвящена истории и святыням Архангельского собора Московского Кремля. Оргкомитет конференции возглавляет генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина. Также в 20-й раз состоится конференция «Православное краеведение и просвещение», посвященная в этом году подвигу женщин в истории Церкви, поскольку в 2018 году отмечается 100-летие образования первого в России Союза православных женщин.

http://patriarchia.ru/db/text/5136005.ht...

Участники Чтений могут свободно посетить: С 23 по 28 января с 10:00 до 20:00 – Исторический парк «Россия – моя история» (57-й павильон ВДНХ; м. «ВДНХ» ). Для бесплатного входа на выставку надо будет предъявить билет пленарного заседания (Открытия) Чтений. Кураторы – Денисова Елена Владимировна, Середа Иван Васильевич. 25 января с 14:00 до 21:00 и 26–28 января с 11:00 до 18:00 – экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (Андроников монастырь; Андроньевская площадь, 10; м. «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская» ). Кураторы – Иващук Мария Николаевна, протоиерей Леонид Калинин. 25 января с 18:00 до 21:00; 26 января с 11:00 до 21:00; 27–28 января с 11:00 до 19:00 – Музей русской иконы (Гончарная ул., 3, стр. 1; м. «Таганская», «Марксистская» ) . Кураторы – Богатырев Сергей Евгеньевич, Анохина Светлана Александровна. РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ VI РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВСТРЕЧИ Сопредседатели Рождественских Парламентских встреч: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Председатель Международных Рождественских образовательных чтений Матвиенко Валентина Ивановна, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ответственный секретарь направления «Рождественские Парламентские встречи»: иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, официальный представитель Оргкомитета Чтений в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, media@pravobraz.ru Место проведения: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ул. Б. Дмитровка, 26. Проезд: ст. м.: «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская» Выставки будут размещены в правом фойе рядом с Большим залом заседаний Совета Федерации Вход только для приглашенных участников Рождественских Парламентских встреч Аккредитация журналистов на мероприятия в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется пресс-службой Совета Федерации и пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/109064.html

Состоялась братская беседа Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Патриархом Неофитом и членами Священного Синода Болгарской Православной Церкви, на которой обсуждались значение 140-летия освобождения Болгарии и необходимость сохранения исторической памяти о погибших русских воинах и болгарских ополченцах, состояние и пути развития традиционно братских отношений Русской и Болгарской Православных Церквей и окормляемых ими народов, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес. В ходе пребывания в Болгарии прошли встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководством Болгарского государства — Президентом Р. Радевым, Премьер-министром страны Б. Борисовым и председателем Народного Собрания Болгарии Ц. Караянчевой. Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на торжественной воинской церемонии в центре Софии и посетил Подворье Русской Православной Церкви, в крипте которого поклонился мощам святителя Богучарского Серафима (Соболева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Воздать хвалу Богу за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом на торжествах по случаю 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. 2. Подчеркнуть важность сохранения исторической памяти о русских воинах, павших за свободу единоверного болгарского народа. 3. Выразить благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту за гостеприимство, проявленное к делегации Московского Патриархата. 4. Отметить важное значение состоявшихся бесед Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества и укрепления православного единства. 5. Считать полезными состоявшиеся в ходе визита встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с государственными деятелями Болгарии.   ЖУРНАЛ 2 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» и VI Рождественских Парламентских встречах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5158127...

Иоанн Кронштадтский сугубо предостерегал и своих собратьев - священнослужителей, которым доверено важнейшее дело духовного сбережения народа: «Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина». И еще одна цитата: «Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. ... В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших - высшим, менее сильных - более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные - власти начальства, воспитанники - власти воспитателей... богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет...» 2. ХРАМЫ РУКОТВОРЕННЫЕ И НЕРУКОТВОРЕННЫЕ Еще во времена Смуты начала XVII века первый Патриарх Русской Церкви Иов (+ 1607) предупреждал: «Доброе дело - украшать и воздвигать церкви, но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». Это и случилось спустя триста лет, когда множество людей, сохраняя внешнюю церковную обрядность, желали, жаждали своими сердцами уже не жизни по заповедям Христовым, ради служения ближним и Отечеству, но «сладкой» жизни в свое удовольствие на земле, здесь и сейчас... «В Псалтири есть слова: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Вот когда сердце человеческое или сердце народа чего-то очень сильно восхочет, то Господь дает это. Таков духовный закон. Это может быть нечто доброе, но может быть и злое. Тогда Господь попускает и зло, если оно так желанно человеческим сердцем, его свободной волей, над которыми не властен даже Господь Бог. То, что произошло у нас в 17-м году, было последствием темных, но настойчивых желаний огромного количества сердец в России. И Господь попустил... Это, если хотите, было самое страшное, самое жестокое чудо в истории России...», - говорит современный богослов, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), секретарь Патриаршего совета по культуре, писатель и режиссер, ранее снявший фильм на эти темы «Гибель империи. Византийский урок». (А сейчас работающий над фильмом «Гибель империи. Российский урок», который, вероятно, мы скоро увидим).

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

Классик геополитики, гениальный основатель цивилизационного подхода к истории Николай Яковлевич Данилевский (+1885) называл эту болезнь, «заразившую Россию... «европейничаньем». (Кстати, «Данилевский предвидел и предсказал, что проповедь " общечеловеческой цивилизации " породит тенденцию к созданию всемирного государства и установлению режима глобального управления. В его глазах это было бы худшим из всего, что может выпасть на долю человечества. " Всемирная ли монархия, - писал он, - всемирная ли республика, всемирное господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа - одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории... Большей клятвы (в смысле проклятия. - В.М.) не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление на земле единой общечеловеческой цивилизации... " В.Максименко). Поэт, мыслитель, дипломат Федор Тютчев (+1873) писал в 1851 году: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует... «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», ощущал Достоевский. Результатом воздействия - в течение нескольких поколений - этой мягкой, инфекционной, заразившей Россию силы «европейничанья» стало в конце концов заметное охлаждение к вере, о чем тревожно говорили святые Тихон Задонский (+1783), Серафим Саровский (+1833), Игнатий Брянчанинов (+1867), Филарет Московский (+1867), Иннокентий, апостол Сибири и Америки (+1879), Феофан Затворник (+1894), так же как и оптинские старцы на рубеже XIX-XX веков. Святитель Тихон Задонский отмечал: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство», и остерегал: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не уда­лилось из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий». Т.е. оно может уйти, «выветриться» незаметно... Уже в канун революции об этой опасности многократно предупреждал всю Российскую Империю и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). В особенности деятелей культуры и искусства, писателей, журналистов, интеллектуалов, которые имели большое воздействие на общество, на народ, «так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат».

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

МИФ Священники одобрили использование электронного звонаря. Безусловно, установка таких систем производится с благословения настоятелей, а в ряде случаев и управляющих той или иной епархии, но необходимо чётко понимать, что ДО СИХ ПОР НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ВЫРАЖЕННОГО МНЕНИЯ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ относительно этого устройства. Отметим, что изобретатели (ненамеренно или, скорее напротив, намеренно) постарались избежать вынесения идеи разработки и внедрения подобных систем и обсуждения этой темы в профессиональном звонарском сообществе. Общество церковных звонарей, Ассоциация колокольного искусства России, крупные звонарские центры по всей России высказали своё единодушное резкое неприятие электронной системы управления колоколами во время богослужения. В итоговом документе секции «Кампанология и звонарское мастерство», проведённой в Москве в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, содержится следующее положение: «Мы, учёные и звонари считаем, что Церковь – хранительница традиций не должна одобрять установку в храмах «электронного звонаря-робота». Необходимо довести до сведения настоятелей храмов недопустимость использования электронных установок». Документ был направлен председателю Патриаршего совета по культуре Русской Православной церкви епископу Тихону (Шевкунову) и подписан Архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием, доктором искусствоведения, руководителем Ассоциации колокольного искусства России А. С. Ярешко, доктором технических наук, руководителем «Общества древнерусской музыкальной культуры» Б. Н. Нюниным, доцентом кафедры церковно-практических дисциплин, преподавателем основ кампанологии Московской Сретенской Духовной семинарии Н. И. Завьяловым и ещё двенадцатью крупными учёными-кампанологами и церковными звонарями. Кстати, в 2015 году по итогам проведения фестиваля звонарей «Байкальский благовест» подобное письмо было направлено Высокопреосвященнейшему Вадиму, Митрополиту Иркутскому и Ангарскому, а в Беларуси в том же 2015 году был снят фильм о таких устройствах и их авторах с красноречивым названием «Бездушный звонарь».

http://radonezh.ru/2018/09/21/otorvannoe...

Напомнив слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о важности катехизации, В.Р. Легойда подчеркнул, что в свете этого призыва появление Катехизиса митрополита Илариона является очень важным событием. Обращаясь к присутствующим, митрополит Волоколамский Иларион, прежде всего, процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные в 2012 году на заседании Высшего Церковного Совета : «Наша Церковь продолжает активно заниматься вопросами катехизации. Катехизация — это, в сущности, ликбез, который мы должны проводить. Но этот ликбез касается отнюдь не только членов общины — он касается всех, кто живет стереотипными представлениями о Православии. Масштаб катехизации, которую мы сегодня проводим, — это масштаб всей страны, всего канонического пространства нашей Церкви. Когда мы говорим, что у нас в стране 80 процентов православных, то говорим социологическую правду. Но нам часто пеняют: какие же это православные, если они не знают элементарных вещей про церковную жизнь, не знают основных молитв, не участвуют в Таинствах и так далее? Но это пример снисходительности и любви, которые проявляет Церковь. Если человек называет себя православным, но еще не знает всех церковных праздников, не знает, почему в среду и пятницу надо соблюдать пост, мы не говорим ему: " Нет, ты не вправе называть себя православным, потому что не соблюдаешь или не знаешь те или иные церковные правила " . Церковь должна с любовью принимать каждого человека в свою общину, не отказывая ему в праве считать и называть себя православным. Но если перед нами православный человек, который не знает элементарных истин Православия, не имеет никакого опыта жизни в Церкви, то наша задача заключается в том, чтобы и " статистические " православные становились активными членами Церкви». В своем выступлении митрополит Иларион далее сказал: «Очень часто слово " катехизация " применяется исключительно к подготовке тех или иных лиц к принятию Таинства Крещения, будь то собственное крещение, крещение своих детей либо крещение своих близких. Но, как показывают слова Святейшего Патриарха, задача, которая стоит перед Церковью, гораздо более масштабна. Речь идет о том, что у нас в стране насчитывается почти 80 процентов православных христиан, то есть тех, кто на вопрос о вероисповедании назовут себя православными, но если мы посмотрим, каково число людей, которые приходят, например, в храм на Пасхальное богослужение, то увидим, что это не 80 процентов и даже не 8 процентов населения. Каким образом, при помощи чего преодолевать имеющийся колоссальный разрыв между христианами номинальными и христианами реальными? Первая задача для того, чтобы люди сознательно воспринимали свою веру, — это катехизация, научение людей истинам веры.

http://patriarchia.ru/db/text/5137355.ht...

У представляемого сегодня " Катехизиса " очень короткая история и очень долгая предыстория. Все началось с того, что еще при приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии Синодальной библейско-богословской комиссии, которую тогда возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет , было поручено подготовить новый Катехизис Русской Православной Церкви. Задача была сформулирована таким образом: это должен быть не просто краткий сборник, посвященный основам вероучения, а фундаментальный труд, который отвечает на основные вопросы, касающиеся вероучения, литургической практики и нравственности. Работа над Катехизисом началась внутри Синодальной -библейско-богословской комиссии, мне было поручено возглавить работу соответствующей рабочей группы. Позже, когда Предстоятелем Русской Православной Церкви стал Святейший Патриарх Кирилл, а я возглавил Синодальную библейско-богословскую комиссию, эта работа была продолжена. Итогом ее стал очень большой по объему текст, который был разослан на отзывы в епархии. Когда мы стали получать отзывы, среди многих похвальных слов, сказанных в адрес этого текста, неоднократно звучала и такая мысль: это не тот катехизис, который можно дать людям, готовящимся к крещению, это не та простая и короткая книга, которую человек мог бы прочитать за пару дней и усвоить из нее хотя бы какие-то основные истины, касающиеся Православной Церкви. По мере чтения отзывов я понимал, что у нас есть нужда в некоем кратком пособии, в кратком Катехизисе, где по возможности в простых современных и доступных формах излагались бы основы православного вероучения, нравственности и основы церковной жизни.  Зная, как работает Библейско-богословская комиссия и каким трудом даются коллективные тексты, я понимал, что никакой комиссии подготовку такого труда поручить невозможно, и в конце концов взялся за это сам, имея в виду, что, конечно, это будет Катехизис авторский, не претендующий на какую-то общецерковную значимость, подобный уже достаточно многим существующим ныне авторским катехизисам.

http://patriarchia.ru/db/text/5137355.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010