Через пять лет отстоять собор уже не удалось. Наступление началось с проверенной практики подготовки общественного мнения. 12 и 13 июня во всех 30 предприятиях и учреждениях города прошли собрания, итог которых был предопределен. Днем позже Солецкий РИК изъял у общины Ильинский собор, а 29 июня уже Новгородский облисполком утвердил это решение и разрешил исполкому переоборудовать здание под городской Дом культуры, на что выделил 100 000 рублей. В архиве епархиального управления остались два ходатайства о сохранении собора. Его настоятель о. Николай Прокофьев в августе 1960 г. обратился к правящему архиерею: «… ценнейшая внутрицерковная живопись известных русских мастеров Васнецова и Нестерова покрывает стены. Арки, колонны и купола картинами из жизни Ветхого и Нового заветов… в нем венчался великий русский полководец фельдмаршал Кутузов. По заявлению старожилов города, до революции в храме находилась мемориальная доска об этом событии». Архиепископ Сергий (Павел Александрович Голубцов), специалист в художественно-реставрационном деле, так же направил письмо в патриархию: «Ильинский собор является архитектурным украшением города, а своею живописью, мастерски передающую кисть художника Нестерова и Васнецова, по праву может быть назван уникальным художественным достоянием Новгородской области. Дом культуры в соборе так и не разместили. На крыше были разрушены четыре барабана. На том реконструкция и закончилась. Здание на двадцать с лишним лет превратили в склад. Только в 1990 г. его вернули верующим.   И. Д. Савинова. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917-1991. Историческое исследование. Новгород 1998 с. 76-77, 83-84 ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ по статье А. Н. Трифоновой в журнале " София " (Новгород) При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой дороги, на берегу ручья Крутец, стоит белоснежная церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная в стиле высокого классицизма. В документации, хранящейся в Управлении охраны памятников Новгородской области, Ильинская церковь датируется по-разному: то рубежом XVIII-XIX вв., то второй половиной XIX столетия. Принятое здесь, а также в текущем епархиальном делопроизводстве название - " Ильинский собор " - позднее. Оно появляется, очевидно, в конце XIX - начале XX вв. Так именуется храм на почтовой открытке 1901 г. и в аннотациях к фотоснимкам П. П. Покрышкина, выполненным в 1914 г. В документах Псковской духовной консистории на протяжении XVIII - XIX вв. и даже в начале XX столетия сохраняется старое название: " Ильинская церковь погоста (или посада) Сольцы Порховского уезда Псковской губернии " .

http://sobory.ru/article/?object=02103

Понимая все сложности, на заре 1990-х годов я приступил к изучению проблем взаимоотношений Церкви и государства конца XIX–haчaлa XX вв., частично обобщив свои исследования в монографии «Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России», вышедшей в издательстве Русского Христианского гуманитарного института в 1996 г. В книге рассматривались важнейшие проблемы, стоявшие перед Церковью в период после Первой российской революции и вплоть до Февраля 1917 года. Монографическим продолжением и развитием настоящей темы стало появление в 2002 г. в Москве работы «Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.)», в которой существенное внимание было уделено подготовке и началу церковных реформ, работам Предсоборного Присутствия 1906 г. и положению Церкви после падения самодержавной власти в России. Однако многие вопросы настоящей темы оказались за рамками этих книг, получив свое развитие в статьях. Кроме того, я составил краткий очерк основных событий русской церковной жизни последних лет императорской России, который в популярной форме позволял бы заинтересованному читателю ознакомиться с материалами, исследованными в двух названных выше книгах. Этот очерк – своего рода введение в тему. Он и открывает настоящий сборник. Следующий материал посвящен истории парадного портрета Императора Николая II. Совсем небольшой текст является по сути комментарием к изображению, волею истории ставшему символом. Впервые текст появился в Московском церковном вестнике (2002, 14–15). Следующий текст посвящен Саровским торжествам 190 г., в которых учувствовала и Царская семья. Он был опубликован в материалах V Всероссийской исторической научно-практической конференции, посвященной 100-летию канонизации прп. Серафима Саровского (Саров,2004 г.). Продолжающая настоящую книгу работа о должности обер-прокурора Святейшего Синода в начале XX столетия, посвящена вопросу о юридическом статусе главы ведомства православного исповедания накануне революции 1905 г. Эта работа, как и следующая за ней статья «Православная Церковь между двух революций», публикуется впервые. Хронологически указывается, с названной выше, и статья о церковном реформаторстве начала XX века, посвященная старообрядческому епископу Михаилу (Семенову), бывшему православному архимандриту и профессору С.-Петербургской Духовной Академии. Статья увидела свет в сборнике памяти В. С. Дякина и Ю. Б. Соловьева («Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX–XX вв.». СПб, 1999 г.). С тем же связана и другая проблема, оказавшаяся востребованной в наши дни – проблема канонизации Императора Павла I. Именно в начале ХХ века вопрос о святости сына Екатерины II всерьез стал обсуждаться в церковных и околоцерковных кругах. Статья об этом увидела свет в сборнике памяти Ю. Д. Марголиса (СПб, 2000 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два святых с именем Ипатий помещены на иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко (Москва; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оба - в левой части иконы, вполоборота вправо, среди иноков, мощи которых обретаются в Ближних (Антониевых) пещерах. Старец в 8-м ряду 1-й от центра изображен с покрытой куколем головой, его борода с проседью доходит до груди. Святой в 7-м ряду 1-й слева больше соответствует описанию подлинника: руки в молении, куколь на плечах, на лбу большие залысины, короткие волосы и борода, убеленные сединами. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры) И. изображен необычно - с покрытой куколем головой. В тиражной графике образ И. также включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых» (Д. А. Ровинский приводит сведения о 15 известных ему гравюрах этой иконографии), напр. на гравюре на меди, созданной в Киеве В. Белецким (1751, РГБ). На гравюре по металлу 1-й четв. XIX в. (РГБ), иконографически близкой к листу 1513 г. из собрания Ровинского, И. изображен оплечно в 4-м ряду 1-м слева, без индивидуальных особенностей, в монашеском облачении, с куколем на голове, надпись на нимбе: «    ». Оглавное изображение И. как средовека представлено на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской Абрамова (ГРМ): святой - 2-й справа в 4-м ряду, не имеет выраженных индивидуальных черт, на голове куколь, надпись на нимбе: «      ». На тоновой литографии 1893 г. из типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ) И.- с волнистыми волосами, разделенными на прямой пробор, с седыми усами и бородой. Образ И. присутствует на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) и на хромолитографиях 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) и кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Изображения И. известны в академической монументальной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

В восточнохрист. иконографии св. мучеников и воинов образ И. В. занимает особое место, поскольку, несмотря на к-польское происхождение почитания святого, мощи к-рого, согласно Житию, находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизант. мира, включая календарные циклы ( Евсеева. Афонская книга. С. 319). В искусстве Руси XI-XVI вв. они встречаются крайне редко и в основном имеют патрональный характер, хотя память И. В. присутствует в месяцесловах мн. рус. Евангелий и Апостолов XII-XV вв. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 395). За немногими исключениями, иконография И. В. представлена рус. памятниками XVII-XIX вв., чье обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства др. св. заступников, почитание к-рых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху (см.: Бусева-Давыдова И. Л. «Святые молитвенники»: к вопросу о происхождении и развитии иконографического типа//Источники по истории реставрации и изучения памятников рус. худож. культуры. XX в.: (Мат-лы науч. конф. 6-10 авг. 2003). М., 2005. С. 75-93), почитание И. В. в Русской Церкви не имеет параллелей в религ. жизни др. правосл. стран, где изображения И. В. и тем более посвященные ему престолы не встречаются даже в Новое время. Показательно отсутствие сведений об И. В. в монографии К. Уолтера о почитании и об образах св. воинов в Византии ( Walter Chr. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003; см. также: Kaster G. Johannes der Krieger//LCI. Bd. 7. Sp. 147 - приведены только рус. произведения XVII-XVIII вв.). Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Подобно др. воинам-мученикам, И. В. изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к к-рому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где И.

http://pravenc.ru/text/471095.html

6.2. Иерусалим в первые века христианства и в эпоху Вселенских Соборов 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды 6.4. Патриархат в XIXXX вв. Учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847) 6.5. Синайская Автономная Церковь Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии 7.2. Грузинская церковь под арабским и турецким владычеством (VIII – XVIII вв.). Разделение на Католикосаты 7.3. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви. Восстановление автокефалии в 1917 г. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском 8.2. Церковь в Османской империи и 8.3. Митрополия – Патриархат в Австро-Венгрии 8.4.Черногорская Митрополия 8.5. Сербская Православная Церковь в ХХ в. 8.6. Современное состояние Сербской Православной Церкви 8.7. Македонская Православная Церковь Глава 9. Румынская Православная Церковь 9.1. Распространение христианства на территории современной Румынии. Церковное устройство до турецкого завоевания 9.2. Румынская Церковь в условиях османско-фанариотского владычества 9.3. Образование румынского государства. 9.4. Сибиуская и Буковинская митрополии 9.5. Румынский Патриархат в XX в. и его современное состояние Глава 10. Болгарская Православная Церковь 10.1. Христианство в Болгарии до завоевания ее Византией 10.2. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат 10.3. Болгарская Православная Церковь в эпоху турецкого господства 10.4. Болгарская Православная Церковь в XX в. и ее современное положение Раздел IV. Православие на Кипре Глава 11. Кипрская Православная Церковь 11.1. Возникновение Кипрской Церкви и её развитие до латинского завоевания 11.2. Латинское господство на Кипре (1191 – 1489) 11.3. Кипрская Церковь в условиях турецкого господства (1571 – 1878) 11.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI-XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах. В зале археологических находок помещены золотые и серебряные украшения древних славян. Особый зал занимает коллекция мелкой пластики. Среди экспонатов XII-XVII вв. - резные по камню, дереву, кости нагрудные иконки, кресты и панагии в золотых и серебряных оправах. Многие из них поистине уникальны. В этом посетители могут убедиться, нажав на маленькую кнопку на витрине, - миниатюрный шедевр плавно повернется и явит себя со всех сторон. В зале, посвященном прикладному искусству Москвы XVI-XVII вв., внимание посетителей привлекает знаменитая чудотворная икона " Богоматерь Корсунская " XVI в. с богатым убором из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Здесь же можно видеть многочисленные вклады царей, князей, именитых государственных и церковных деятелей. Это - церковная утварь вклада князей Шуйских, потир царей Ивана и Петра и царевны Софьи, кадило митрополита Геласия, иконы в серебряных окладах, связанные с родом князей Пожарских. В отдельных витринах собраны прекрасные произведения черни и эмали XVI-XVII столетий. Среди серебряных произведений, украшенных гравировкой и чеканкой, представлены работы как столичных, так и местных мастеров-серебряников. Особый зал отведен для памятников лицевого шитья XVI-XVII вв., среди которых искусно шитые шелком, пряденым золотом и серебром покрова и пелены, хоругвь и покровцы. На втором этаже экспозиции представлены экспонаты XVIII - начала XX века. Они расположены в витринах с так называемым круговым обходом. Обращают на себя внимание иконы и предметы церковной утвари, украшенные пышным орнаментом в технике чеканки, гравировки, черни, а также образцы живописной эмали. Среди произведений орнаментального шитья - церковные облачения и покровцы, шитые жемчугом, бисером, перламутром, металлическими нитями. На примере серебряной посуды XVIII столетия можно судить о переменах в русском быту этого времени. Две витрины с интерьерными комплексами показывают убранство стола и драгоценные украшения рубежа XIX-XX веков.

http://pravoslavie.ru/17155.html

Именно этот, преисполненный символов и метафор язык византийской гимнографии, определяет степень адекватности прочтения текста и является краеугольным камнем в понимании или непонимании современным человеком византийских поэтических текстов. Поэтому исследование проблемы экзегезы в византийской гимнографии, то есть того, как интерпретировали тексты Священного Писания византийские гимнографы, позволяет современному человеку на принципиально ином, более глубоком, уровне прочесть древние византийские поэтические тексты. Отметим, что отдельные попытки объяснить символический язык гимнографии предпринимались уже в Византии. К примеру, монахом Феодором Продромом было составлено толкование на каноны Господских праздников Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина (ГИМ. Син. Греч. 210. Нач. XIV в.). В XIX-XX вв. появились литургико-гимнографические объяснения песнопений двунадесятых праздников и Пасхи М.Скабаллановича 591 , В.Ильина 592 . Первыми систематическими справочниками по семиотике византийских гимнографических текстов стали «Богородица в гимнографии» Софрония (Евстратиадиса), митрополита Леонтопольского 593 , «Опыт словаря литургических символов» А.Г.Кравецкого 594 и «Церковнославяно-русские паронимы» О.А.Седаковой 595 . Однако отдельных исследований по интерпретации гимнографического языка создано не было. Это связано с тем, что первостепенное внимание в науке XIX-XX вв. уделялось поиску, изданию и текстологическому анализу не известных по печатным книгам гимнографических текстов из рукописных Миней IX-XV вв. 596 Исследователи византийской литературы делали лишь общие замечания относительно принципов работы с источниками того или иного гимнографа 597 . Наиболее подробно ими было проанализировано творчество Романа Сладкопевца 598 , Космы Маиумского 599 , Андрея Критского 600 , Иосифа Песнописца 601 . В данной статье нам хотелось бы предложить вам поразмышлять о символическом языке богослужебной поэзии и ответить на вопрос о том, как донести богослужение до ума и сердца христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В последующие годы появилось достаточно много исследований, посвященных истории деятельности миссионеров в отдельных епархиях, статей справочного характера по истории и деяниям миссионерских съездов. И все же целостного труда по анализу организации миссии РПЦ в конце XIX – начале XX вв., до настоящего времени не написано. Неизвестно хотя бы относительно полного изложения деятельности Всероссийских миссионерских съездов этого периода, тем более миссионерских вопросов, рассмотренных на съездах монашествующих и Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. В рамках проекта Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в г. Москве по изданию документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., запланирован выпуск тома, содержащего первоисточники, связанные с миссионерской деятельностью РПЦ, а именно документы Отдела о единоверии и старообрядчестве, Отдела о внутренней и внешней миссии, Отдела о соединении инославных церквей и др. Однако, время выхода данного тома в свет точно не определено. В связи с изложенным, исследуемая тема состояния миссии РПЦ в конце XIX – начале XX вв. и особенно значения для ее развития всероссийских миссионерских и монашеских съездов, Поместного Собора 1917–18 гг. представляется весьма актуальной. Автор настоящего исследования опубликовал ранее ряд статей и брошюр на заявленную, и связанные с ней, темы. Исследования содержали концентрированное, но все же краткое изложение миссионерских аспектов деятельности РПЦ, в частности, ряда ее съездов и Поместного Собора. Но, например, монашеские съезды начала XX в. в большей степени рассматривались и исследования посвящались их связям с реалиями миссионерских деяний сегодняшнего дня. В настоящей работе акцент будет поставлен на отражении состоявшихся дискуссий и задач миссии (в узком и широком смыслах), определенных в соборных документах, указанных выше церковных органов, выявленных в последующих воспоминаниях их участников, затронутых в новых исследованиях ряда авторов. При проведении научного исследования использовались следующие источники и литература.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В статье описывается эволюция взглядов Джорджа Тиррелла, английского католического священника, члена ордена иезуитов, религиозного писателя и деятеля модернистского движения рубежа XIX–XX вв. в Католической церкви. Как отмечает автор, основной целью Тиррелла было примирение Католической церкви с современным ему миром; в своих экклезиологических взглядах он оспаривал авторитет папства в учительстве, что привело к его немилости у церковной власти, а в конце жизни пришел к мысли об отсутствии у современной цивилизации необходимости в церковной организации. Автор статьи анализирует вклад Тиррелла в развитие движения католического модернизма, конечным итогом которого стал II Ватиканский собор. По словам автора, несмотря на официальное осуждение Тиррелла Католической церковью, многие его взгляды были восприняты в либеральных богословских тенденциях XX–XXI вв. и продолжают развиваться до сих пор. Сергий (Барабанов), иером . Реорганизация высшего католического образования в конце XIX – начале XX в. как следствие идей социального католицизма//Богословский вестник. 2023. 3 (50). С. 149–171. Автор статьи анализирует различные вызовы и проблемы, с которыми столкнулась Католическая церковь в период понтификата Льва XIII, влияние этих проблем на богословские и философские позиции католицизма, рассматривает борьбу против антиклерикализма и распространения протестантских организаций в Италии, развитие католического высшего образования, основанного на принципах неотомизма и социального католицизма. Солонченко А. А . Эсхатология надежды Г. У. фон Бальтазара: между инфернализмом и универсализмом//Богословский вестник. 2023. 3 (50). С. 97–110. В статье рассматривается ответ Бальтазара на критику со стороны приверженцев универсалистских и инферналистских взглядов. А. А. Солонченко описывает интерпретацию Бальтазаром эсхатологических мест Нового Завета, отличия эсхатологии надежды Бальтазара от учения об апокатастасисе, представления о Боге в инфернализме, о соотношении надежды на спасение всех и проблемы свободы, взгляды Бальтазара на тему Страшного Суда, ада и окончательной судьбы диавола. В заключение автор приводит оценки эсхатологической концепции Бальтазара, данные различными исследователями, и приходит к выводу, что его учение вызывает ряд вопросов.

http://bogoslov.ru/article/6194745

В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря — Варвара и Викторина — дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения... В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов). Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356 Монастырь был основан в 1386 году на древней дороге,идущей от Кремля на Кучково ноле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она стала исключительно «богомольной» и самой короткой радиальной улицей Москвы. Собор был возведен по образу и подобию храма Спасо-Андроникова монастыря. Факт. Стена монастыря со стороны бульвара нашла свое место на картине Перова «Тройка», на которой трое детишек тащат обледенелую бочку с водой. Из газеты " Антенна " , сентябрь 2008 г. 2-го класса необщежительный монастырь, въ Беломъ городе, на полугоре, подъ которою протекала речка Неглинная, на углу Рождественки и Трубной площади. Основанъ около 1386 г. матерью кн. Андреевича Храбраго, кн. въ схиме Марфой (+ въ 1389 г.). Въ 1525 г. здесь была насильственно пострижена супруга вел. князя III — Сабурова.

http://sobory.ru/article/?object=03342

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010