А.А. Половцов Гауке (Hauke), Маврикий Федорович Гауке (Hauke), граф Маврикий Федорович, генерал от инфантерии, военный министр Царства Польского. Гауке производят себя от фламандской фамилии «Van der Haacken», известной с XV века и получившей свое имя благодаря своему гербу, на котором была изображена железная лапа. Отец Маврикия, Фридрих Гауке, сблизился с молодым графом Брюлем, поступил к нему в секретари и вместе с ним выехал в Польшу, по приглашению польского короля Станислава-Августа Понятовского, для основания сети военных школ. В Варшаве он основал пансион для детей польских дворян, который вскоре приобрел большую популярность благодаря выдающимся качествам его основателя. Фридрих Гауке умер 10 июня 1810 г. в Варшаве, 73-х лет от роду. Жена его, мать Маврикия, урожденная Соломея Швепенгаузер (Schvepenhauser), умерла в 1833 году. Маврикий Гауке родился 25 октября 1775 года в Seiferdorf " е, имении графов Брюль в Саксонии. Он воспитывался вместе с детьми графа Маврикия Брюля, жившими в этом имении. Семи лет от роду он выехал вместе со своим отцом в Варшаву. Вначале он воспитывался дома, под наблюдением своего отца, а 14-ти лет поступил в Артиллерийский корпус, бывший лучшим военно-учебным заведением того времени в Варшаве. Благодаря своим выдающимся способностям он быстро прошел все то, что нужно было знать офицеру, но за молодостью своей не мог еще получить этого звания. В 1792 г. вспыхнула война между Польшей и Россией. В этой войне в рядах польской армии впервые выступил Г., в чине подпоручика. Ему было тогда всего лишь 17 лет, когда в битвах при Несвиже, Изабелине и Гродно он начал свою военную карьеру. В 1794 г. Г. сражался под Краковом и Варшавой в рядах польской армии, руководимой Костюшко, против соединенных сил России и Пруссии. Пробыв затем некоторое время дома, он серьезно занялся своим образованием, в особенности математикой, к которой питал постоянное влечение, и помогал своему отцу в его занятиях в пансионе, давая уроки математики, географии и других предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. И. Григорович. Фототипия. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ) Виктор Иванович (30.04.1815, г. Балта Подольской губ.- 19.12.1876, г. Елисаветград Херсонской губ.), филолог и историк, славист. Род. в семье укр. чиновника. Обучался в униат. василианском ДУ в г. Умани, в 1830-1833 гг.- в Харьковском ун-те, затем изучал классическую филологию и философию в Дерптском ун-те. В 1839 г. занял открывшуюся кафедру истории и лит-ры слав. наречий в Казанском ун-те, преподавал греч. язык, читал лекции по слав. лит-ре, написал научные работы: «Исследования о церковнославянском наречии, основанные на изучении его в древнейших памятниках, на исторических свидетельствах и отношении его к новейшим наречиям» (1840; не сохр.), «Краткое обозрение славянских литератур» (УЗ Казанского ун-та. 1841. Кн. 1. С. 93-153), где рассматривал богословские, исторические и законодательные памятники. В 1842 г. Г. была присуждена магист. степень за соч. «Опыт изложения литературы славян в ее главнейших эпохах» (Там же. 1843. Кн. 3). В диссертации была сделана попытка проследить общие закономерности развития лит-ры слав. народов на разных этапах, дана периодизация истории слав. лит-ры - от времени возникновения до XIX в., в значительной мере опирающаяся на события религ. жизни (1-й период - до разделения Церквей, 2-й - до нач. XV в. (деятельность Я. Гуса ), 3-й - до 1-й трети XVII в. (порабощение Чехии иезуитами, основание Киево-Могилянской коллегии), 4-й - до сер. XVIII в. (появление крупных национальных писателей), 5-й - до зарождения романтизма, 6-й - совр. Г. лит-ра). Основная часть исследования была посвящена 2 первым периодам. Г. заметно опередил свое время в вопросе создания сравнительной истории слав. лит-р, не встретив понимания коллег. Работа вызвала критику П. И. Прейса , к-рый возражал против самой идеи исследования, позднее В. Ягич писал, что диссертация «заслуживала бы большего внимания, чем выпало на ее долю».

http://pravenc.ru/text/168103.html

Никольск. Собор Сретения Господня. Сретенский собор Карта и ближайшие объекты Строительство Сретенского собора приходилось на 1788-1833 г.г. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников. Возведение церкви на Руси всегда считалось делом благородным. И крестьяне, и горожане всем миром в конце 18 века пытались возобновить богослужения в новом Сретенском соборе после пожара, который 27 октября 1776 года постиг прежде существовавшую деревянную церковь. Сретенский собор состоял из двух этажей: тёплой и холодной церквей. Тёплая церковь была освящена в 1790 году, холодная – в 1835 году. В храме имелось три престола: главный – в нижнем этаже – во имя Сретения Господня, второй – в нижнем этаже – во имя святых великомучеников Флора и Лавра и один – в верхнем этаже – во имя святителя Николая. После упразднения Дуниловской пустыни в Сретенском соборе находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Расположен в центре города, рядом с городским парком. Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней построена " кораблём " . Никольская часовня была построена на позднее XV века - в ней хранилась обретенная здесь икона святителя Николая Чудотворца. Когда при часовне возник Никольский погост (слобода), вместо часовни был возведен храм. Позднейшие клировые ведомости сообщали, что " из писцовых книг Юрия Строжигова со товарищи " 1620 года следовало, что деревянная церковь во имя святителя Николая существовала уже гораздо ранее. Деревянная Никольская церковь сгорела в пожаре 1786 года. С 1788 по 1833 год на месте старой церкви был возведен каменный Сретенский собор. Собор строили всем миром: и крестьяне, и горожане, и иные благотворители. Губернский архитектор Пётр Бортников удачно выбрал стиль здания, учтя запрос на обширный храм. До 1810 года церковь была одноэтажной, а к 1833 году был надстроен верхний холодный храм. Колокольня была пристроена чуть позже. Близ собора сохранялось старое кладбище. Службы в соборе продолжались до 1929 года. В период богоборческих гонений храм был отнят у верующих, колокольня разобрана. Здание собора горело в 1937 году, но было восстановлено. Долгое время здесь размещался дом культуры. После пожара 1987 года собор снова пытались реконструировать, он обрёл почти прежний облик, но остался бесхозным. В 2005 году очередной пожар уничтожил кровлю и внутреннее убранство храма, оставив лишь стены. После этого собор был заброшен и стал быстро ветшать, на 2013 год стены рушились.

http://sobory.ru/article/?object=02739

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. свящ. Сергий Широков Исторические акты и летописи Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т.1–5. СПб., тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841–1842. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографическою комиссиею. Т. 1–3./Под ред. Н. Калачева. СПб., тип. Акад. наук, 1857–1884. Бычков АФ. Краткий Летописец Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СПб., 1865. Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись Келейная//Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. Изд. 2. 1805–1807. Досифей (Немчинов), архимандрит Соловецкого монастыря. Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429–1833 гг. Изд.3. М., университет, тип., 1833. Лавров Н.Ф. Заметки о Никоновской летописи//ЛЗАК 1927. Т. 34. С. 55–90. Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., Пг., Л., 1862–1929. Львов Н.А. Летописец русской от пришествия Рурика до кончины Царя Иоанна Васильевича/Изд. Н. Львов. СПб., 1792. 5 ч. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей, изд. Археографическою комиссиею. СПб., 1841– [продолжающееся издание]. Т.1: Лаврентьевская и Тфоицкая летописи. СПб., 1846. Т. II: Ипатиевская летопись. СПб., 1843. Т. III: Новгородские летописи. СПб., 1841. Т. IV: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848. Т. V: Псковские и Софийские летописи Соф. лет.]. СПб., 1851. Т. VI: Софийские летописи Соф. лет.]. СПб., 1853. Т. VII: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. Т. VIII: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. Т. IX Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою летописью. 1862. Т. XV: Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863. Русская летопись по Никонову списку./Имп. АН. СПб., 1767–1792. Ч. I–VIII. Русский Временник, сиречь Летописец, содержащий Российскую историю от лета 862 до лета 1681, разделенный на две части. М., 1790. 2 ч. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813–1828. Ч. 1–5. Софийский Временник, или Русская летопись с 862 по 1534 г./Изд. П. Строев. Ч. 1–2. М., 1820–1821. История Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕВРОКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Неврокопска епархия (митрополия)] Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы и мон-ри БПЦ на территории обл. Благоевград (Болгария). Кафедра - г. Гоце-Делчев (до 1951 Неврокоп); кафедральный храм - во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Гоце-Делчев). Разделена на 5 наместничеств: Неврокоп, г. Благоевград, г. Петрич, г. Разлог и г. Сандански. Правящий архиерей - митр. Серафим (Динков; с 19 янв. 2014). История Исследователи связывают учреждение епископской кафедры в г. Никополе (Никополис-ад-Нестум, основан имп. Траяном во II в. до Р. Х., развалины находятся в 7 км от Неврокопа) с путешествием ап. Павла в 51 г. в Филиппы (ныне Греция). Во время археологических раскопок в Никополе были раскрыты фундаменты раннехрист. памятников, в т. ч. епископской базилики. Известны 4 епископа Никополя: Марцелий (451), Амантий (518), безымянный участник VII Вселенского Собора (787; иногда в лит-ре указан как Иоанн) и Николай (879; см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 347). Периодически кафедра являлась самостоятельной, но чаще входила в состав соседних митрополий К-польской Церкви: Зихнийской (см. ст. Зихнийская и Неврокопийская митрополия ), Филиппийской, Серрской (г. Серры (Сере), ныне Серес, Греция), Драмской (г. Драма, ныне в Греции) или Меленикской (г. Меленик (Мелник), ныне в Болгарии). После завоевания османами (между 1374 и 1383) Неврокоп, значимый христ. населенный пункт, стал центром военного зиамета (феода). На протяжении XV-XVI вв. число мусульм. жителей в нем неуклонно росло: от 4% (167 мусульманских и 315 христ. хозяйств) в 1464 г. до 42% (281 мусульманское и 385 христ. хозяйств) в 1569-1570 гг. ( Радушев Е. Помаците: Християнство и ислям в Зап. Родопи с долината на р. Места, XV - 30-е гг. на XVIII в. София, 2005. Ч. 1. С. 370; Ч. 2: Прил. С. 56). Войны, эпидемии и экономический упадок привели к снижению общего числа населения: в 1723 г. в Неврокопе были зарегистрированы только 86 мусульманских и 42 христ. хозяйства (Там же. Ч. 2. С. 135-136), действовали 10 джамий и 5 мусульм. молитвенных домов (Там же. С. 147-159). В 1808-1811 гг. правосл. жители построили небольшую ц. архангелов Михаила и Гавриила, а в 1833-1841 гг.- собор Успения Пресв. Богородицы, ставший кафедральным в епархии.

http://pravenc.ru/text/Неврокопская ...

А.В. Слесарев Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.1. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.1.1. Элладская Церковь  и греческое государство накануне реформы С самого начала турецкого завоевания Византии в XV ст. в сердцах покоренных греков не угасали надежды на восстановление греческого национального государства. Частичное осуществление стремлений многих поколений произошло в 1830 г., когда была провозглашена независимость Греции, которая, однако, в территориальном отношении мало походила на некогда необъятную Византийскую Империю. Кроме того, множество греков в то время все еще проживало под властью турок на исконно греческих территориях. Именно в этих условиях первой половины XIX столетия зарождается и программно вызревает греческая великодержавная национально-освободительная доктрина «Μεγλη δα» («Великая Идея»). «Великая Идея» воплотила в себя греческую национальную мечту об освобождении всего народа и о воссоздании национального государства в пределах Византийской Империи. Начало в теоретическом построении этой идеологии было положено Адамантисом Кориасом (1748–1833) и Ригасом Фереосом (Велестинлисом) (1757–1838) 68 . Однако наиболее целостное оформление эта идейно-политическая программа получила в трудах влиятельного греческого политика (впоследствии премьер-министра) Иоанниса Коллетиса. Впервые И. Коллетис озвучил принципы «Великой Идеи» 27 января 1844 г. на заседании Греческого Национального Собрания, между прочим заявив и о том, что Собрание это призвано решать не только судьбу Греческого королевства, но и судьбы всей греческой нации, широко представленной на территории Европейской Турции и Малой Азии 69 . Осуществление «Великой Идеи» предполагалось при комплексном использовании политических, исторических, военно-стратегических, этнических и конфессиональных эллементов 70 . Наличие религиозной составляющей в национально-освободительной идеологии предполагало адаптацию внешней и внутренней деятельности Православной Церкви к требованиям «Великой Идеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ЦЕРКОВЩИНЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище " Церковщина " . Никольский храм История Житие прп. Феодосия Печерского повествует, что Великим постом он уединялся в лаврских пещерах, из которых иногда тайно уходил в загородную пещеру: ...отхождаху во едино монастырское село, и тамо в пещере, яже бе в сокровеннемъ месте, Богу единому ведуще, пребываше единъ. По преданию, эта пещера находилась в урочище Церковщина, в 12 км. южнее Лавры . Впоследствии здесь образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь. Разорения Киева в XIII – XV вв. стали причиной угасания обители, к XVI в. пришедшей в запустение. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка – искаженное Феодосиевка. Сведения о существовании в этой местности монастыря были утрачены. Весной 1832 г. пещеры вновь открыл архим. Иннокентий (Борисов) , настоятель Киево-Братской обители. Гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова (в 14 км к югу от центра Киева), он обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные подземелья. Они напоминали собой пещеры Киево-Печерской Лавры . Однако, в отличие от лаврских пещер, укрепленных и украшенных в XVII – начале XX вв. в связи с причислением погребенных в них подвижников к лику святых, подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид. В этом отношении пещеры под Пироговом являлись весьма назидательным памятником церковной истории. Желая положить конец запустению святыни и сделать ее доступной для обозрения, св. Иннокентий начал ходатайствовать о передаче Гадючьего лога из казенного ведомства в ведение Братского монастыря, каковая и состоялась в 1833 г. После этого в урочище был устроен хутор Братской обители, а в 1835 г. открылись для посещения пещеры. Паломники могли увидеть в них подземную церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.

http://drevo-info.ru/articles/11095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м. В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской . В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64). В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе . Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д. В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну. Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства. В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/171875.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010