Краткая редакция Е. в. к. представлена значительным числом списков, содержащих разный объем текста. Наиболее полный текст (вплоть до гл. 67) под заглавием «А се книгы тайны Божие, явление Еноховы» содержится в серб. (восходящей к западнорус. оригиналу) рукописи сер. XVI в. из Национальной б-ки Австрии (Vindob. Slav. N 125). С ним практически совпадает по составу погибший в 1941 г. серб. список XVI-XVII вв. из старого собрания НБС. 151 (443), опубликованный С. Новаковичем, а также содержащийся в сборнике 1701 г., находившемся в кон. XIX в. в собрании Е. В. Барсова. В лит. конвое т. н. Академического хронографа (ГИМ. Увар. 18-F, посл. треть XV в., и восходящий к нему список кон. XV в.- БАН. 45. 13. 4) помещена «Книга тайн Еноховых» (или «От потаенных книг, о восхищении Енохове праведнаго»), содержащая окончание жизнеописания Еноха и историю Мелхиседека; текст в том же объеме вошел в сборник XVI в. (РГБ. Троиц. Фунд. 793). Меньший по объему текст (озаглавленный «От тайных книг Еноховых о ереси Мелхиседека» и включающий историю Мелхиседека, часть гл. 70 и далее Е. в. к. до конца) содержится в сборниках РГБ. Собр. Д. В. Пискарёва. 143 (старый - М. 578), 1-я пол. XVI в., и ГИМ. Барс. 2729, XVII в. Наибольшее распространение в древнерус. книжности получила компиляция-пересказ (под заглавием «От книг Еноха праведного, прежде потопа и ныне жив есть») глав 41-65 Е. в. к., включенная в состав учительной части «Мерила праведного» - юридического сборника, составленного не позднее кон. XIII в. в Сев.-Вост. Руси ( Тихомиров М. Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968. С. 181-182). Старший (пергаменный) список сборника (РГБ. Троиц. Фунд. 15) тверского происхождения датируется сер.- 2-й пол. XIV в. (текст Е. в. к. по этой ркп. факсимильно изд. М. Н. Тихомировым и набран Р. Шнайдером). Позднейшие (XV-XVII вв.) списки «Мерила праведного» (обычно в соединении с Кормчей) исчисляются десятками, старшие из них датируются сер.- 3-й четв. XV в. (Пермь. НБ Пед. ун-та. б/н - см.: Демкова Н. С., Якунина С. А. Кормчая XV в. из собрания Пермского педагогического института//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 330-337; Пихоя Р. Г. Пермская кормчая: О предыстории появления Чудовской кормчей 1499 г.//Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 171-175), кон. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 187 - «Кормчая Ивана Волка Курицына»; текст Е. в. к. изд.: Мазуринская кормчая: Памятник межслав. культ. связей XIV - XVI вв. М., 2002. С. 630-633) и 1499 гг. (ГИМ. Чуд. 167); см. также: Мещерский. 1976. С. 204. Примеч. 52). Фрагмент текста в составе «Мерила праведного» идентичен во всех списках этого сборника, различия в орфографии.

http://pravenc.ru/text/189989.html

сопровождал Бориса Годунова в поход в Серпухов, по крымским вестям, и 1 августа подписался в ряду окольничих под грамотой об избрании Годунова на царство; в 1599 г. участвовал в приеме шведского королевича; в 1600 г. Борис Годунов возвел его в достоинство казначея, поручив ему заведование государевой казной, драгоценными вещами и управление казенным приказом; с 16 декабря 1601 по 6 февраля 1602 г. он был в ответе с датскими послами. Скончался Т. в 1604 г., перед смертью приняв пострижение с именем Иоасафа. Дела польские, в Московск. архиве мин. иностр. дел, 21, лл. 318–507 – Дела шведские, там же, 5, лл. 202–257. – Местнические дела, в Московск. архиве минист. юстиции, 1069, л. 76. – Выпись из писцовой книги по Можайску, там же. – Собрание рукописей Беляева, в Румянцевском музее, 126/1619. – «Дополнения к Актам Истор.», т. I, стр. 273. – «Акты Археографич. Экспедиции», т. II, стр. 42. – «Древняя Российская Вивлиофика», т. XII, стр. 50, 54, 58, 61, 63–64; т. XIII, стр. 83, 113–114, 219, 254, 294; т. XIV, стр. 448, 454, 455, 492, 493; т. XIX, стр. 389; т. XX, стр. 58. – «Синбирский Сборник», стр. 61, 72, 79, 81, 82, 141–143, 145. – «Сборник Импер. Русск. Историч. Общ.», т. XXXVIII, стр. 104. – «Собрание Государств. Грамот и Договор.», т. II, стр. 87. – «Büsching’s Magasin», 1773, т. VII, стр. 315, 316. – М. Г. Спиридов, «Сокращенное описание служеб российских дворян», Москва 1810. – Карамзин, «История госуд. Российск.», изд. Эйнерлинга, т. IX, стр. 245, 254; прим. 551, 727, 729; т. X, стр. 31, 67, 95; прим. 117, 187, 194, 284, 300, 315. – С. М. Соловьев , «История России», изд. т-ва «Обществ. Польза», кн. II, стр. 578–579, 584–585, 658. – Белокуров, «Сношения России с Кавказом», стр. 320. – Далин, «Geschichte des R. SchwedL», гл. XV, стр. 134. – «Histor. Russiae Monum.», II, XIX. – H. П. Лихачев, «Разрядные дьяки», стр. 223; прилож., стр. 54. – Бантыш-Каменский, «Словарь достопамятных людей русской земли», ч. III, СПб. 1847, стр. 412–414. – «Справочный энциклопедич. словарь» Крайя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Jacob A. Une version géorgienne inédite de la liturgie de S. Jean Chrysostome//Le Muséon. 1964. Laurent, V. Le rituel de la proscomidie et le métropolite de Crète Élie/V.Laurent. – RÉB , 1958. Vol. 16. – P. 116–142. Liturgies eastern and western. Being the texts original or translated of the principal liturgies or the Church. Edited with introductions and appendices by F.E. Brightman, M.A. Vol. I. Eastern liturgies. Oxford, 1965. Mandalà, M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco/M. Mandalà. – Grottaferrata, 1935. – 187 p. Pitra J.B. Spicilegium solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera. Vol.4. 1852. Афанасьева, Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты/Т.И. Афанасьева. – М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 393 с. – (Серия: Исторические источники). Афанасьева, Т.И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.)/Т.И. Афанасьева. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. – 448 с. – (Серия: Исторические источники). Вопрошание Кириково. . Голубцов, А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике/А. П. Голубцов. – Сергиев Посад, 1918. – 286 с. Дмитриевский, А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке/А.А. Дмитриевский. – Казань, 1884. – 578 с. (Прилож.). М.М. Бернацкий, диакон Михаил Желтов. Вопросоответы митрополита Илии Критского: свидетельство об особенностях совершения Божественной Литургии в нач. XII века//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Вып. 14, 2005. – С. 23-53. Муретов С. Чин проскомидии в греческой Церкви с XII до половины XIV века (до патриарха Филофея)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Февраль. С.203). Муретов, С. О поминовении Бесплотных сил на проскомидии/С. Муретов. – Москва : типография Г. Лисснер и А. Гешель, 1897. – VIII + 135 с. Пентковский А. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. Петровский А.В. Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование проскомидии//Христианское чтение. Тафт, Р.Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов/Р.Ф. Тафт; [пер. с англ. С. Голованова]. — 2-е издание. — Омск: Голованов, 2011. – 544 с. Тафт Р. Диптихи/Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С. Голованова]. – Омск: Голованов, 2012.

http://bogoslov.ru/article/6176119

В дальнейшем я кратко остановлюсь на тех изменениях, которые появились в этом чине (в основном, во входящем в него архиерейском обещании) в России в XV–XVIII веках. Истории таинства хиротонии на Руси была посвящена монография ученика А. А. Дмитриевского А. З. Неселовского 606 , однако он не воспользовался многими из существующих рукописных источников, и поэтому в его реконструкции имеется ряд ошибок и упущений; сверх того, ограничиваясь канонической проблематикой, он не всегда умеет описать исторический контекст, в котором появилась та или иная инновация. В силу этого интересующая нас тема нуждается в новом исследовании. Как известно, в литургических текстах значима каждая буква, недаром старообрядцы были готовы умереть «за единый аз». Даже мелкие изменения, появлявшиеся в чине избрания и поставления, неслучайны и обладают своей исторической подоплекой. Во всех деталях инновации XV–XVIII веков проанализированы в моей работе 607 . В настоящем докладе я коснусь лишь наиболее важных из них, связанных с эпохальными событиями в истории Русской Церкви. Условно исторические рамки, в которых происходят изменения чина избрания и поставления, могут быть обозначены тремя периодами: (1) от начала преобразований чина в середине XV века до Большого Московского Собора 1666–1667 годов; (2) от Московского Собора до конца патриаршества и начала петровских преобразований (1700); (3) период подчинения Церкви верховной светской власти (1700–1917). Остановимся на основных моментах, характеризующих каждый из этих периодов. Первый период: середина XV века – 1666–1667 годы Московская редакция чина избрания и поставления архиерея сложилась в конце XIV – начале XV века на основании греческих чинов; архиерейское обещание, входившее в этот чин, было переводом греческого обещания, составленного при константинопольском патриархе Николае IV Музалоне (1147–1151) и дополненного на московской почве рядом вставок, обусловивших отличия этой редакции от греческой, южнославянской и киевской 608 . Наиболее ранний из дошедших до нас списков московской редакции находится в рукописи Мерила Праведного из собрания МДА (XV в., 187/578); по этому списку чин был издан А. С. Павловы м 609 , датировавшим эту редакцию 1423 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

VI отдел ТЕХАРОТ (Очищения; о ритуальной нечистоте). — 12 трактатов: Келим (Об очищении утвари), Микваот (О ритуальных омовениях) и др. Это деление (а также названия отделов и трактатов) одинаковы в Мишне и в обеих Гемарах. К ним добавляются: 1) Тосефта, 2) (Комментарий к Мишне). Мехилта (толкование на Исх 12-13, 20), 3) Сифра (толкования на Кн. Левит), 4) Сифре (толкования на Числ и Втор), 5) Барайта (позднейшие законы и комментарии к Библии), 6) Авот рабби Натана, Песикта (сборник раввинистических проповедей) и др. СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО—РИМСКОЙ ЭПОХИ СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКОЙ ЭПОХИ 1. РИМСКИЕ ЦАРИ (традиционные даты) Ромул 753-716 Нума Помпилий 716-673 Тулл Гостилий 673-648 Анк Марций 648-615 Тарквиний I Древний 615-578 Сервий Туллий 578-533 Тарквиний II Гордый 533-509   2. ИНДИЙСКИЕ ДИНАСТИИ МАГАДХИ Нанды 345-317 Маурьи — Чандрагупта 317-293 Биндусара 293-268 Ашока Приядарши 268-232 Сампади конец III b. Брихадрахта начало II b. Шунги 187-68 Канвы 68-22   3. ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ Птолемей Лаг I Сотер 305-282 Nmoлeмeй II Филадельф 282-246, 29 янв. Nmoлeмeй III Эвергет I 246-222 Nmoлeмeй IV Филопатор 222-205 Птолемей V Эпифан 204-180 Птолемей VI Филометор 180-145 Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (изгнание Филометора, 164/3) с 5 окт. 170 Птолемей VII Теос Филопатор 145-144 (совм. правд.) Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116 Клеопатра III и Nmoлeмeй IX Сотер II (Латир) 116-107 Клеопатра III и Птолемей Х Александр 107-101 Птолемей X, Александр I и Клеопатра Береника 101-88 Nmoлeмeй IX Сотер II 88-81 Клеопатра Береника и Птолемей XI, Александр II 80 Птолемей XII Авлет 80-58 Береника IV 58-55 Птолемей XII Авлет 55-51 Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47 Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44 Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион) 44-31, 30 авг.   4. СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ Филипп Арридей 323-316 Александр IV 316-312 Селевк I Никатор 311-281 Ahmuox I Сотер 281-261, 2 июня Ahmuox II Теос 261-246, лето

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Материалы для истории академии наук». – «Летопись русской литературы и древностей», т. V, стр. 1–36, – «Русский Архив», 1865, 4, стр. 446, 447, 448, 450, 454, 457, 459, 460, 461, 466, 467. – Там же, год 3–и, изд. 2-е, стр. 559, 663, 564, 567, 568, 569, 572, 574, 577, 578, 587, 588, 594, 600. – «Записки Императорской Академии Наук» т. VII, стр. 121, 122, 125, 250, 252, 294; приложение, стр. 70, 71. – «Русская Старина», 1870, изд. 2-е, стр. 197. – «Чтение в Обществе Истории и Древн. Рос.», 1866, 4, стр. 134. – Письма Эйлера к T., там же, отд. «Смесь», стр. 130–133. – Письма T. к Козицкому и прошение его к Екатерине, там же, 1876, 3, стр. 4–7, – «Полное Собрание Законов», т. XIV, стр. 202; т. XV, стр. 857. – «Сборник Имп. Русского Истор. Общества», т. VII, стр. 42, 349; т. X, стр. 21, 22, 41; т. XVII, стр. 315, 317. – «Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим написанная», перев. с немецкого, «Сборник отдела русского языка и словесности Имп. академии наук», т. XIII, стр. 36, 38, 50, 56, 57–62, 90, – 93, 98–101, 103, 104, 106, 109, 111, 114, 118, 119, 121, 122, 132–144, 152, 153, 176–182, 186, 187, 191, 193–195, 211, 212, 215, 216, 219–224, 227, 228, 231, 232, 238, 241, 243, 246, 247, 250, 252, 255, 256, 259, 260, 263–267, 272, 273, 283, 286, 287, 311, 325, 327, 339, 340, 344. – «Письма Шлецера к Тауберту», там же, стр. 359–386. – Биография T. помещена в словаре Новикова и в «Словаре русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России», митрополита Евгения, стр. 204, 254, 255. – П. Бартенев, «Осмнадцатый век», т. II, Москва 1869, стр. 327, 430, 431, 474, 475. – Д. Поленов, «А. Я. Поленов, русский законовед восемнадцатого века» (отдельный оттиск для Публичной библиотеки), стр. 2, 3, 4, 6, 7, 12, 14, 17, 18, 25, 27, 35, 44, 47, 48, 51, 57, – Билярский, «Материалы для биографии Ломоносова», СПб. 1865, стр. 16, 17, 66, 191, 229, 246, 283, 287, 322, 368, 385, 387, 430, 440, 481, 492, 493, 494, 495, 496, 524, 527, 528, 529, 551–557, 566, 569, 570, 589, 595, 596, 603, 604, 608, 610, 611, 637, 652, 669, 673, 712, 724, 730, 731, 752, 790, 791. – С. М. Соловьев , «История России с древнейших времен», т. IV, стр. 419; т. V, стр. 249, 545, 563, 564; т. VI, стр. 210, 211, 223, 231, 242, 243, 244, 247, 263, 270. – П. Пекарский, «История импер. академии наук», СПб. 1870, т. I. – Его же, «Дополнительные известия к биографии Ломоносова», приложение к VIII тому «Записок Имп. Академии Наук», 1865, 7, под 1765 годом. – Ламанский, «Ломоносов и Императорская академия наук». – П. А. Ефремов, «Материалы для истории русской литературы», СПб. 1867. – Н. Пыпин, «История русской литературы», СПб. 1903, т. III, стр. 497, 534.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель) С. 184-185 . Там же. С. 185 . Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Примечательно, что в письме Елизаветы Федоровны написано: «Я встала только, когда мы причалили». Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 185 — 186. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 186. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 187. Великокняжеский – фр. (прим.пер.) Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 187. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 187. «Иконостас этот устроен в 1697 году на пожертвование Императора Петра I , после первого посещения им обители»//Голос Долга. 1915. 3. С. 187. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель) С. 187 — 188. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Л. 96-103. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 15 апреля, 2023 19 марта, 2022 6 марта, 2019 4 сентября, 2018 23 августа, 2018 30 апреля, 2018 13 февраля, 2018 18 января, 2018 1 июня, 2016 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/soloveckij-monastyr-gl...

Словакия 187, 240, 297, 359 Словения 216, 248, 268 Смоленск 259, 275 Соль Колобжегская, см. Колобжег сорбы, см. Лужицы, лужичане (сорбы) Сполето, г. и герц-во в Юж. Италии 117, 238 Старгард, см. Ольденбург (Старгард) Стиклестадир, населенный пункт в Норвегии 136 стодоране, см. гаволяне (стодоране) Страсбург, г. в Эльзасе 119, 309 Стугна, прав, приток Днепра 59 Стырь, прав, приток Припяти 187,187 Стэмфордбридж, г. в Англии 135 Судетские горы, между Силезией и Чехией (см. также: Чешский лес) 250 Суздаль, г. и обл. 349, 349, 354, 354 Сурож (соврем. Судак), г. в Крыму 249 Тамиш (по-венгерски – Темеш, по-румынски – Тимиш), лев. приток Дуная 360 Тан, р. якобы на родине татар 330, 330 Танаис, античное назв. Дона (см.) 151, 226 Таранто (античный Тарент), г. и митр-я 164 татары (монголы, монголо-татары), нар. 13, 330 Татры, горы между Польшей и Словакией 187, 187 Темеш, см. Тамиш (Темеш) Термодонт, античное назв. р. в Мал. Азии 148 Тимиш, см. Тамиш (Тимиш) Тиса, р. в Венгрии 34, 202, 210, 224, 290, 349, 355, 258, 360, 365, 368 Тихань, см. монастыри торки (узы), тюркский нар. 58, 145 Тоскана, тосканцы, обл. в Италии и ее население 193, 215 Трансильвания, обл. на зап. Румынии (см. также: Семиградье) 57–58, 155, 355 Траун, прав, приток Дуная в Австрии 32–33 Траунгау, обл. в Австрии 31–33, 288 Требеница, имение в Тюрингии 341 Трене, р. на датско-немецком пограничье 128 Трир, г. и архиеп-во на зап. Германии 42, 44, 47, 120–121, 120, 277, 340 трог(л)одиты, античный мифический нар. 166, 166 Труа, г. и еп-во во Франции 17 Тульн, г. в Австрии, несколько выше Вены по Дунаю 293, 335 Тунис, обл. в Сев. Африке 37 турки, одно из назв. венгров в византийских источниках 93, 93 турки-сельджуки, см. сельджуки Турку, г. на юге Финляндии 145 Туров, г. и кн-во на зап. Руси 61 Турция 18 Тюланн, зап. часть Сев. Ютландии (к сев. от Лим-Фьорда) 145 Тюрингия, тюринги 66, 216, 230–233, 231, 278, 328, 329, 342 тюрки, семейство нар. (см. также: печенеги, половцы, сельджуки, татары, торки, хазары) 58 Угорские горы, русское назв. Карпат (см.) 350

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв. [Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλβιος Μαυρκιος Τιβριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни ( Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия , комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской , в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь ( Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. ( Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

   Спор между ортодоксальными феодосианами из-за терминологии в ученин о Троице вели, с одной стороны, петриты, которых их противники обзывали тритеистами, с другой стороны, дамианиты (савеллиане и тетрадиты).    Повторяем в заключение этого отдела: эта чуждая и Западу, и на самом Востоке — другим православным негрекам — черта рационализирования над догматическими вопросами должна быть принята во внимание при постановке в нашу эпоху вопроса о воссоединении церквей. Нельзя подогнать все народы под одну мерку, тем более букву. Если греки и другие «восточные» не укладываются в латинские формы, то как же можно унифицировать в единой ментальности такие отличные от нас расовые миры, как Китай и Индия. Когда-то они выйдут из ученического возраста и переведут на манер своего мышления весь состав нашей классической догматики. Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (†565 г.) до Ираклия (610—641 гг.)    Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565—578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята у Византии в 568 г. лангобардами.    Не вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа.    В 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально о своей жене, детях, а императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением.    Преемником Тиверия (578—582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582—602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, а узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. Не льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2706...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010