Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: " Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами " . Братия отвечала: " Нет, отче, не можем сотворить этого " . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу. Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа и день прославления (обретение мощей) - 17 апреля . (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства//Журнал Московской Патриархии. 1975. 1. С. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский//Журнал Московской Патриархии. 1978. 8. С. 73-76). Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших//Журнал Московской Патриархии. 1974. 12. С. 16-21).

http://patriarchia.ru/db/text/908527.htm...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Празднование памяти святителя Макария Московского 12.1.1999 на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 В день памяти святителя Макария Митрополита Московского на богослужении присутствовали братия святой обители и постоянные прихожане храма, а также редакция и авторы журнала “Альфа и Омега”. Всенощное бдение, Божественную Литургию и молебен совершил Архимандрит Макарий (Веретенников) в сослужении духовенства, среди которого были и иереи, сотрудничающие в нашем журнале. Архимандрит Макарий произнес проповедь, раскрывающую непреходящее значение празднично переживаемого Церковью события. Вот изложение некоторых мыслей, высказанных отцом Архимандритом. 11 и 12 января православные особенно ревностно возносят молитвы святителю Макарию Митрополиту Московскому, память которого приходится на 30 декабря по старому стилю. День блаженной кончины Святителя — 31 декабря, но Церковь положила перенести празднество на 30 декабря, не желая перегружать чрезвычайно напряженную в эти дни богослужебную жизнь. Это поистине не просто мудрое, но промыслительное решение: ведь 30 декабря ст. ст. — начало второго полугодия в школах нашей страны. А святитель Макарий и в земном житии, и в небесном своем предстательстве являет заботу об учащих и учащихся. “Писания отеческая возлюбил еси, блаженне святителю, и Церковь Премудрости Божия священными лепотами преукрасил еси, возвеличив ю учением богогласным” (Канон, песнь 3). Сотрудники и авторы журнала по большей части знакомы друг с другом заочно, встречались лишь на страницах “Альфы и Омеги”. И вот представилась счастливая возможность духовного и личного общения. Не случайно встреча была приурочена к этому дню. Дело в том, что святитель Макарий — покровитель православного просвещения и книгопечатания на Руси. Выдающийся иерарх XVI века, поистине добрый пастырь заботился об утолении духовной алчбы словесных овец. Он известен как собиратель православной письменности; достаточно упомянуть Макарьевские великие Четьи Минеи. Мы привыкли к тому, что практически каждый день наша Церковь совершает память святых, просиявших в Российской земле. Но необходимо понимать, что так было не всегда. Есть в тысячелетней истории Православия в нашей стране крайне значимый для поместной агиографии момент: в прославлении отечественных подвижников благочестия решающее значение сыграла первосвятительская деятельность Митрополита Макария. Он не только положил много трудов на составление служб, житий и похвальных слов святым поместной Церкви, предстоятелем которой был, — он совершил большее. На знаменитых Макариевских соборах было установлено общецерковное почитание угодников Русской земли; до этого прославление святых осуществлялось по благословению местных архиереев, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов. Соборное прославление святых — важнейшее событие в жизни Церкви.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-pamyati-s...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Макарий, Митрополит Московский декабря 1563 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 30 декабря/12 января Святитель Макарий родился в Москве в благочестивой семье, а при святом Крещении был назван Михаилом. В юности он поступил в Боровский монастырь преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где со временем принял монашество. В 1523 г. митрополит Даниил (1522–1539; †1547) возвел его в настоятели Можайского Лужецкого Рождество-Богородичного монастыря, возведя в сан архимандрита. С 1526 г. святитель Макарий возглавляет древнейшую архиерейскую кафедру Великого Новгорода и Пскова. Здесь он начинает составление Великих Четьих Миней – “всех чтомых книг на Руси” в XVI в. В 1542 г. Собором русских архиереев святитель Макарий был поставлен Митрополитом Московским и всея Руси. Великой заслугой нового главы Церкви был созыв в 1547 и 1549 гг. знаменитых Соборов с целью прославления русских святых. В 1551 г. святитель созвал столь же знаменитый Собор для устройства церковных дел – “Стоглав”. Под его руководством была составлена “Степенная книга царского родословия”. Святитель благословил начало книгопечатания в Московской Руси, тем самым ныне он явлен как покровитель церковного книгопечатания. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Прославляя святых, он и при жизни постоянно общался с подвижниками, которые позднее были канонизованы Церковью. При кончине Святителя было лицо его как свет сияющее. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Погребен митрополит Макарий был в Успенском соборе Кремля. В Сказании об иконописцах говорится о нем: “Предивный и пречудный Макарий, Митрополит Московский и всея России, писаше многия святыя иконы и Жития святых Отец. Той бе Макарий Митрополит написа образ Успения Пресвятыя Богородицы, и на Соборе правило изложи о писании икон”. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святитель Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский Аудио За время своего недолгого епископства святой Максим мудро управлял Христовой паствой и укреплял митрополию. Во время столкновения господаря Раду и молдавского господаря Богдана Кривого, прозванного Грозным, которые начали бессмысленную войну, святой Максим встал между войсками двух князей и сумел примирить их. Скачать MP3 (MP3 файл. Продолжительность 1:52 мин. Размер 1.4 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Максим , живший в XV–XVI вв., был сыном Сербского деспота святого Стефана Бранковича (10 дек.) и преподобной Ангелины. По смерти отца святой нашел убежище в Венгрии и получил титул деспота Срема, области, населенной в основном сербами (1486). Под влиянием благочестивой матери, но без ее ведома через десять лет Максим отказался от прав на княжеский престол и стал монахом в Купиновском монастыре. В 1506 г. вместе c матерью он был приглашен ко двору валашского господаря Раду Великого (1495–1508), который принял их с почестями и поставил святого Максима митрополитом Угро-Валашским. За время своего недолгого епископства (1507–1509) святой Максим мудро управлял Христовой паствой и укреплял митрополию. Во время столкновения господаря Раду и молдавского господаря Богдана Кривого, прозванного Грозным (1504–1517), которые начали бессмысленную войну, святой Максим встал между войсками двух князей и сумел примирить их. В 1509 г. он вернулся с матерью в Срем, и с помощью князя Иоанна Нягое Басараба построил Крушедольский монастырь . Здесь он долгое время терпеливо переносил болезнь и обрел вечный покой во Христе 18 января 1516 (или 1546) г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не вклю чена. Этот монастырь, основанный прп. Ангелиной, стал родовой усыпальниц ей Бра нковичей. Комментарии читателей 2013-01-31 12:44 Biljana Petrovic : Pomaze Bog!Hvala!Svako dobro zelim! Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Макарий Великий, Египетский, прп. Описания иконы Макарий Великий, Египетский, прп. - житие Преподобный Макарий Великий, Египетский (память 19января по старому стилю) Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (U 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвига[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 7929.jpg:   Размер: 237x780, 0.18 MPix, 51 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (221) , (7) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7930.jpg:   Размер: 618x1200, 0.74 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (204) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 19 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7931.jpg:   Размер: 344x1200, 0.41 MPix, 63 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (178) , (4) . Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Макарий, Онуфрий, Петр Афонский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 7932.jpg:   Размер: 1145x1456, 1.67 MPix, 471 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (256) , (11) . Описание: Преподобные Онуфрий Великий, Петр Афонский, Макарий Великий. Конец XVI - начало XVII в. Дерево, левкас, темпера. 31 х 25 см. Место создания: Центральная Россия. Государственный исторический музей. Файл 33185.jpg:   Размер: 457x571, 0.26 MPix, 107 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (118) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2315

Архив Пн В Пятигорской епархии молитвенно поддерживают родных и близких погибших и пострадавших в результате взрыва 27 декабря 29 декабря 2013 г. 12:31 Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт выразил соболезнования родным и близким погибших в результате взрыва на Черкесском шоссе Пятигорска 27 декабря 2013 года. Жертвами взрыва автомашины стали три человека, еще двое пострадали и находятся в больницах. По благословению правящего архиерея 29 декабря во всех храмах Пятигорска будут совершены панихиды по погибшим. «Это трагическое происшествие еще раз напоминает нам о быстротечности жизни, — отмечается в обращении владыки Феофилакта, — о необходимости ценить каждый ее миг, не откладывать на завтра добрые дела, всегда находить время для ближних». «Смерть не властна над нами, и лучшей память об ушедших будет жизнь, уверенная жизнь на своей земле, которую дал нам Господь, достойное воспитание детей», — говорится в обращении архипастыря. По словам епископа Феофилакта, семьям погибших и пострадавших будет оказана вся необходимая помощь. Пятигорская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3485731.ht...

На лл. 25–30 отрывок из службы 2 февраля. 810. Сборник избранных служб и общих святым , в четвертку, без начала, 160 лл., полууставом XVI в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, поразбит; несколько листов подклеено, 80 и 82 листы запачканы. Нет нескольких листов между 151 и 152 листами. Конец текста, писанный другим почерком, принадлежит другой рукописи XVI в. – Минее за месяц август и заключает службы на 30 (только конец) и 31 числа этого месяца. 811. Сборник служб русским и славянским святым , в четвертку, 158 лл., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 145 и 146, 155 и 156. Службы: 1) 24 августа – Петру митрополиту (1–18); 2) 26 августа – Сретению иконы Владимирския Божия Матери (18–33 об.); 3) 28 октября – Арсению архиепископу Сербскому (33 об.–44); 4) 29 октября – Авраамию Ростовскому (44–60); 5) 14 января – Савве Сербскому (60–77); 6) 9 июня – Кириллу Белозерскому (77–96); 7) 17апреля – Зосиме и Савватию Соловецким (96–118); 8) 2 июня – Иоанну Сочавскому, пострадавшему в Белграде (118 об.– 133 об.); 9) 15 июня – Исаии Ростовскому (133 об.–144); 10) 30 сентября – Григорию Пельшемскому (144– 149 об.); 11) 10 января – Павлу Обнорскому (149 об.– 158 об.). 812. Сборник избранных служб , в четвертку, 147 лл., полууставом нескольких почерков XVI в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Правый угол всех листов оторван, иногда с ущербом для текста. Нет нескольких листов между 124 и 125 листами. На л. 147 об. следующая запись полууставом: «Описана бысть сиа книга глаголемая Трефолой при благочестивом великом князе Василие Иваяовиче всея Руси и при митрополите Даниле а при великой княгине Елене и при архиепископе Ростовском Кирилле на память иже в святых отца нашего Кирилла чудотворца Белоезерского … до месяца августа 29 день рукою многогрешного и худаго имрек Зотика» На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви пророка Илии, что на Большей Елме». На л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Емилиан, муч. при Юлиане. Апокрифичные акты мученичества изданы в AASS., июль, IV, 373−376. Память 18 июля. Епифаний еп. Кипрский, † 403 г. (Болланд.). Происходил из финикийской деревни около Елевферополиса. Житие, составленное учениками Иоанном и Поливием, весьма интересное бытовыми подробностями, но содержащее целый ряд явных исторических измышлений (например, крещение Аркадия и Онория Епифанием, по исцелении их сестры, стр. 88) и заимствований из других житий, так, например, чудо с размытыми житницами богача (стр. 92), повторяет чудо Спиридона Тримифунтского. Напечатано у Migne, P.G., 41, 23−112 стр. Память 12 мая. Ефрем Сирин , преп. † 378 г. (Болланд.). Происходил из Эдессы. Подробная обработка сказаний о нём, принадлежащая Метафрасту, издана у Migne, P.G., 114, 1253−1268. Память 28 января. Игнатий патриарх Константинопольский, † 878 г. (Болланд.). Житие, написанное ритором Никитой Давидом Пафлагонским и содержащее подробный, враждебный Фотию, рассказ о придворно-церковных интригах эпохи. Издано у Mansi («Conciliorum amplissima collectio», XVI, 209−292) и Migne, P.G., 105, 488−574. Память 23 октября. Иларион Великий, преп. † 371 г. (Болланд.). Происходил из Газы от зажиточных родителей. Древнее латинское житие блаж. Иеронима, издано в AASS, октябрь, IX, 43 и сл., и у Migne, P.L. 23. Греческая обработка жития, сделанная Софронием (по свидетельству самого Иеронима: Migne, P.L. 23, 755 стр.), издана Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, V 82−137. Память, 21 октября. Илия Новый, мученик, † 795 г. (Лопарев, Греческие жития, 406). Происходил из Илиополиса, жил в Дамаске. Интересное для истории византийской культуры в первые века по завоевании, житие, составленное в X в. (Лопарев, 407). Издано Пападопуло-Керамевсом в «Правосл. Пал. Сборнике», 1907, 42−59. Память, 1 февраля. Ипатий еп. Гангрский, жил при имп. Константии. Происходил из Пафлагонии от бедных родителей. Позднее, риторичное, наполненное классическими реминисценциями, житие (стр. 258, 260:267), рассказывающие о давно ставших преданием чудесах Ипатия (м. пр. чудо с драконом), напечатано в Mνημεα γιολογικ, 251−268. Память 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010