Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Об иконографии Успения Божией Матери можно прочесть в статье Светланы Липатовой «Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси» . vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский) vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. XVI-XVII век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XI век. Слоновая кость

http://pravoslavie.ru/55704.html

Глава первая. Чинопоследования, относящиеся к закладке и освящению храмов I. Чин, бываемый основанию церкви и потчение креста. В древней Руси, как и теперь, к построению храма приступали не иначе, как с ведома и разрешения епархиальной власти. Желающие построить церковь , обращались обычно к епископу с челобитной, прося его благословить «на новый храм лес ронити и храм воздвигнути». Архиерей выдавал, в таком случае, особую грамоту на строение церкви» 11 . Самый акт закладки храма в древней Руси сопровождался особыми молитвословиями и обрядами. До самого конца XV и начала XVI в. в рукописных требниках и служебниках мы встречаемся лишь с отдельными молитвами на основание церкви и потчение кресту «, иногда, с весьма краткими указаниями на те или иные обрядовые действия 12 . И только с XVI в., взамен указанных молитв, наши рукописные требники дают место особым чинам на рассматриваемый случай церковной практики 13 . Отсюда, можно признать XVI век временем постепенной замены отдельных молитв «на основание храма», развившимися на основе этих молитв особыми чинопоследованиями на тот же случай. Так было в нашей русской церкви, и в этом отношении, ее практика согласовалась с практикой церкви греческой, ибо и в последней указанная замена отдельных молитв целыми чинопоследованиями совершалась, насколько позволяют судить об этом греческие богослужебные памятники 14 , за тот же, приблизительно, период времени – с XV по XVI в. в. Так как XVI в. является, как сказано, временем постепенной обработки «чина основания храма«, то, естественно, что в богослужебных памятниках этого времени, рассматриваемый чин отличается неустойчивостью и разнообразием в своих деталях. В общем же, совершение закладки церкви на основании рукописных памятников XVI в. 15 можно представлять в следующем виде. Пришедши на место закладки храма, священник облачался в малое облачение («в патрахель и фелонь»), и возгласом «Благословен Бог наш« полагал начало чинопоследованию. В то время, как чтец читал обычные начальные молитвословия и по «Отче наш» – псалом 83, священник «кадил место церковное на четыре страны«, брал, затем, три камня, полагал их на месте будущего престола 16 , и среди этих камней водружал деревянный крест – «и потычет крест древян» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Православие в Алжире Храм блаженного Августина. Аннаба Местоположение : Северная Африка; граничит на западе с Марокко, а на востоке – с Тунисом, с севера омывается Средиземным морем. Вторая по величине территории страна на африканском континенте. Площадь : 2 381 740 км 2 . Численность населения : 32 930 091 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык : арабский. Краткая история страны. Самым первым государством на территории современного Алжира была основанная берберами в III веке до Р. Х. Нумидия. В I веке до Р. Х. она становится частью Римской империи. В V по Р.Х. веке сюда вторгаются племена вандалов, которые спустя столетие были разбиты войсками византийского императора святого Юстиниана Великого. В VII веке страну захватили арабы. С X века в Алжире правят местные династии – Фатимиды, Альморавиды и Альмохады. В XVI веке испанцы оккупировали северные африканские порты и обложили Алжир данью; это вынудило местную знать передать страну под власть султана Османской империи. В начале XIX века Франция захватила север Алжира, превратив почти на полтора века страну в свою колонию (официально – с 1834 года). К 1930 году здесь проживало уже около 5 млн. европейцев. В 1954 году в Алжире вспыхнула национально-освободительная война, в результате которой в июле 1962 года страна стала независимым государством, провозгласившим официальной религией ислам, что привело к массовому исходу европейцев и немусульман. После отмены результатов выборов 1991 года, по которым к власти должны были прийти радикальные мусульмане, в стране разгорелась гражданская война (1992–1998), унесшая жизни свыше 100 000 человек. Только к 2000 году правительству удалось подавить и расформировать Исламскую армию спасения, небольшие отряды которой до сих пор продолжают действовать и устраивать теракты. Религия : мусульмане – 99 %, христиане и все прочие – 1 %. Православие. Христианство стало распространяться здесь во II веке, когда страна была провинцией Римской империи. Значительная часть городского населения приняла Христову веру, однако донатистский раскол бербера-христианина Доната (IV век) ослабил местную Церковь, и число христиан среди берберов стало снижаться. Самым знаменитым святым отцом Церкви, родившимся на территории современного Алжира, был блаженный Августин (354–430). Здесь, в древнем г. Тагасте (ныне – Сук-Ахраст), жила и его мать, святая Моника. Святительской кафедрой блаженного Августина был город Иппон (ныне – Аннаба). Кроме того, с этой частью Африки связаны имена Тертуллиана (II век), святого Киприана Карфагенского (III век), святой Юлии Карфагенской (V век) и др.

http://pravoslavie.ru/2901.html

Белозерск. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Архитектурная доминанта кремля, главный храм города — Спасо-Преображенский собор. Строительство его началось в 1668 году и продолжалось почти десять лет. А строился он «казною великого государя и подаянием всяких людей». Несмотря на время постройки—конец XVII века, храм выдержан в традициях соборного храма XVI века: массивный куб четверика, скорее горизонтальной, чем вертикальной ориентации, очень скупо декорирован — традиционные плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Выделяются на этом фоне перспективные порталы, декорированные также в стиле XVI века. Чтобы впечатление было более полным и верным, постарайтесь представить себе на фасадах не нынешние большие окна с барочными наличниками, растёсанные и декорированные в XVIII веке, а узкие, щелевидные окна-бойницы, и ощущение XVI века будет полным. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты — основания на лопатках. Традиционного карниза под закомарами нет — прясла стен органично переходят в закомары. Здесь мы опять-таки сталкиваемся с неясным пока моментом — каково было первоначальное покрытие храма? Некоторые исследователи считают, что оно было позакомарным и позднее переделано, причём пазухи между закомарами были заложены. Другие же (и их большинство) полагают, что покрытие собора изначально было более простым — четырёхскатным, что мы видим и сейчас. Здесь сходство с XVI веком кончается — стоит поднять взгляд на барабаны, и пышный декор выдаёт истинный возраст храма. Маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила» —это конечно же «узорочье», XVII век! Замечателен по форме центральный крест. Происхождение его неясно —точно известно только то, что он не «родной», привезён откуда-то в Белозерск (из Вологды?) и установлен уже в недавнее время. Известно также, что крест действительно старый, не «новодел». С западной стороны собор портит притвор XIX века в духе классицизма. Как все храмы города, да и вообще большинство храмов на Севере, Спасо -Преображенский собор поставлен на фундаменте из дикого камня. Как выяснилось в результате раскопок, фундамент уходит на очень большую глубину.

http://sobory.ru/article/?object=00364

II. Встреча с Западом 1. На распутье В жизни русского Запада XVI-й век был временем трагическим и тревожным. Это было время напряженной религиозной борьбы и богословских споров. В середине века вся Польша и особенно Литва охвачена реформационным возбуждением. Это возбуждение и беспокойство очень чувствовалось и в православной среде... Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины «чешских братьев…» В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно «арианами»). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно «либеральные» мотивы... Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Сигизмунда III (1587–1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной... Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о «великом грубиянстве и недбалости» местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, – «и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию» (отзыв Иоанна Вишенского)... XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию... Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание ... Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор... Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

" Слово Твое - светильник ноге моей... " Апостол Павел. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI века Апостол Петр. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI век Некоторые русские иконы последней четверти XV - нач. XVI вв. таят в себе прием, до сих пор, кажется, никем не истолкованный: гиматий на ноге соответственно у св. Иоанна Предтечи, у апостолов Петра и Павла, реже у Архангела Михаила, предстоящих в Деисисе (иногда и в других сюжетах), написан цветом более ярким, чем сам гиматий. Подобный акцент отсутствует в предыдущие столетия. Методичность его применения многими изографами свидетельствует о не случайности, а, наоборот, о продуманности этого приема. Стало быть, он на что-то указывал, что-то означал. Что? Прежде всего, следует обратить внимание на духовные проблемы, волновавшие русского человека в последние 25 лет XV века. Здесь первой - каждый назовет новгородско-московскую ересь, приверженцы которой получили название " жидовствующие " . За неимением места входить в подробности описания ереси, скажем: она носила антитринитарный, иконоборческий и противоиерархический характер. " Ересь жидовствующих была прежде всего брожением умов. " Явися шатание в людях и в неудобнех словесех о Божестве " , читаем в Никоновской летописи. " Ныне и в домех, и на путех, и на торжищех, иноци и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают " , писал преп. Иосиф " [ 1 ] . И как ересь, возникнув в Новгороде, перекинулась на Москву, так и названный прием сначала появляется у новгородских иконников, потом подхватывается москвичами. Область распространения его довольно заметна. Но коль еретики отвергали иконы, то, понятно, что прием надо рассматривать не в качестве поддержки " жидовствующих " , а как довод, направленный против них. Иконописцы, являясь членами Церкви и частью общества, просто не могли оставаться равнодушными, когда " вси о вере пытали " . Они должны были сказать свое слово, и они его сказали. Почему этот прием ограничивается кругом, как правило, из трех-четырех изображаемых святых? Ведь в деисисном чине помещаются и другие апостолы, а кроме Архангела Михаила, предстоит и Архангел Гавриил, на гиматии которого нет никаких акцентов. И наоборот, св. Иоанну Предтече Дионисий в Ферапонтовском иконостасе распространяет яркое пятно на весь бок - от ноги до руки, тем самым, следовательно, выделяя Крестителя Господня даже из апостолов и Архангелов.

http://pravoslavie.ru/211.html

119. 1492 г. декабря 12. Грамота новгородского архиепископа Геннадия соборному духовенству о пасхалии на восьмую тысячу лет и предисловие к самой пасхалии Из Церковного Устава XVI века, принадлежащего Москов. Архиву Мин. Иностр. Дел, 573 / 1074 ; л. 537–545. И грамота и предисловие изданы были, в обратном порядке, в «Истории Русск. Церкви» Макария, т. VI, стр. 372–383. I. Милостью Божьей смиренный Геннадий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, архимандритам и честным игуменам, такоже и собору святой Софии, протопопу с братией, также и старосте семисоборскому Ивану, и прочим старостам: старосте Иванского собора попу Юрию Михалицкому, да старосте Богородицкого собора попу Оксентею, да старосте Михайловского собора попу Ивану Богородицкому на воротах, да старосте Яковлевского собора попу Фаусту, да старосте Власиевского собора попу Григорию Бубанде, да старосте Четыредесятскому попу Корнилу. Что прислал к нам отец наш Зосима, митрополит всея Руси, свою пасхалию, написав на двадцать лет, а нам велел к себе прислать также написав пасхалию, на колко лет возможем. И мы послали к своему отцу митрополиту, написав пасхалии на семьдесят лет, вывед изо альфы 3052 по границам; и отец наш Зосима митрополит к нам отписал, что нет розни никакой нашей пасхалии с его пасхалией, да велел он таковую пасхалию посылать нам по своей епископии, каковую ко мне он прислал, написав на двадцать лет: занеже, деи, такова уже послана по всей митрополии русской земли. И аз написал вам ту пасхалию на двадцать лет, что ко мне митрополит прислал; да и ту свою пасхалию на семьдесят лет, что есми послал 3053 к митрополиту на Москву, также вам написал того деля: егда изойдет та двадцать лет, а Бог благоволит еще миру стоять, а в скончание жизни нашей лета не прейдут, ино того ради тако поставлено бысть, занеже та семьдесят лет прообразует век человеческого живота. О семь бо писал пророк Давид: «дни лет, наших, в нихже семьдесят лет». Да сии времена к человеческому житию обхожение имут, а век скончания не приемлет; такоже и альфа бесконечно имать обхоженье пасхалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Бычков Виктор Васильевич Часть вторая. На пути к новому эстетическому сознанию. XVII век О, прелесте! понеже еси пестра, и кто может из руку твоею исторгнутися, иже в мирских вещех мятется и ум свой пригвожден имать? Воистину никтоже… О, прелесте! понеже еси пестра: церковные стены созидаются, законы же ея раззоряются и злохульно укоряютя… иконное поклонение почитается, образы же святые яко непотребны отметаются… праздники святые празднуют, начальников же праздников раскольниками называют… идольскаго поклонения гнушаются, развращенные же образы яко святые почитаются… церкви украшаются, иконы же святыя яко непотребныя из церкви износятся и в темныя хранилища затворяются… попы поставляются, священники же яко враги сожигаются…. И конечне паки рещи: окаянная прелестем прелесть, пестра пестроумным, яко за истину почитают ю безумнии. Дьякон Федор Иванов. XVII век Процессы, подспудно назревавшие в русском обществе и культуре со второй половины XVI в., активно проявились буквально в первые годы нового столетия. Оно началось Смутой-многолетней гражданской войной и бурлило мятежами, бунтами, восстаниями до самого своего исхода (восстание стрельцов 1698 г.). В этом столетии завершается процесс окончательного закрепощения крестьян (Соборное уложение 1649 г.), дворянство укрепляет свою власть, полностью складывается самодержавие, переросшее во второй половине века в абсолютную монархию. В области культуры усиливаются контакты с Западной Европой, активизируется процесс проникновения идей и форм западной культуры и идеологии на Русь (в основном через Литву и Польшу), который возбуждает ответную мощную волну сопротивления со стороны традиционалистов, приверженцев и хранителей отеческой старины, средневековой обрядовости, древнего благочестия. В середине века Русь раскалывается на два лагеря непримиримых идейных противников 362 . Реформа Никона выводила русскую православную церковь на уровень современных ей церковных организаций Европы, открывала более широкие возможности для контакта как с другими православными церквами, так и с иными конфессиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). 22 марта, 2010 Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). 22 марта 1568 Митрополит Филипп (Колычев) обратился с обличительной речью к царю Иоанну IV Грозному В начале XIX в., в царствование Александра (Благословенного), необычный диалог завязался между двумя известными в Петербурге людьми. Первый из них был посланник Его Величества Короля Сардинии, философ, друг иезуитов Жозеф де Местр, а его собеседник – молодой русский публицист греческого происхождения и, как сейчас сказали бы, «консультант» государя, Александр Скарлатович Стурдза. Оба они были людьми светскими, однако достаточно сведущими в вопросах, касавшихся различий двух исповеданий. Де Местр отстаивал мнение, согласно которому Церковь в России «настолько слаба, что не смеет противиться беззакониям, а терпимость Православия – это лишь “синоним равнодушия”». Стурдза парировал: «терпимость – одно из высших свойств христианского характера, его проявление и мера». Все это служило своеобразной «разминкой» перед выражением двух различных взглядов на Церковь и ее отношения с внешним миром. Де Местр отстаивал преимущества хорошо управляемого административного здания, Стурдза – нерушимость Церкви как единства в Духе. Ничто иное, по его убеждению, не способно обнаружить действительное состояние Церкви в той мере, как способность к крестоношению и к исповедничеству. Именно тогда раскрывается истинное значение православной терпимости. И вот два примера: XVI век и век XX …

http://pravmir.ru/v-molchanii-slovo-ili-...

Во II тысячелетии христианской истории Православная Церковь значительно сократила масштабы внешней миссии. Только Русская Церковь вела проповедь сначала среди своих язычников, с XVI века – среди мусульман, а с XVIII века – среди буддистов Бурятии и Калмыкии. Позднее началась проповедь среди индейцев Аляски , а в конце XIX – начале ХХ столетий русские миссионеры активно трудились уже за пределами России – в Китае, Японии, Корее, Монголии. Остальные Поместные Церкви находились под турецким игом и не имели возможностей вести активную внешнюю миссию. Именно ХХ век стал поворотным для возрождения миссии, причем послужили этому во многом печальные события. В минувшем столетии для членов всех Поместных Церквей возникли тяжелые условия, вынудившие их покинуть обжитые места и расселиться «по лицу земли». В России это были революция, гражданская война и Вторая мировая, в Сербии, Болгарии и Румынии – приход коммунизма, в Греции – гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов – возросшее давление со стороны иноверного окружения. В результате ХХ век стал временем широчайшего распространения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в большинстве стран. И вместе с ними возникали православные приходы. Это создало условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, и такое знакомство привело к росту обращений в Православие. В свою очередь это уже поставило вопрос о полноценной миссионерской работе. Конечно, православная миссия слаба, она испытывает нехватку и в людях, и в финансах, и в организационной поддержке. По большей части только греки, русские и отчасти антиохийцы имеют сейчас полноценные зарубежные миссии, тогда как другие Поместные Церкви, за небольшими исключениями, пока не показывают миссионерской активности. Ниже будет предложен краткий обзор состояния православной мисси во всем мире с некоторыми характерными примерами. Африка Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к 7 миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращенные коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией занимаются по преимуществу греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны, в ЮАР трудятся сербские миссионеры. Миссия интенсивно развивается. Например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключением мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или прямо запрещена, или сильно ограничена.

http://pravoslavie.ru/60957.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010