Мн. составленные Г. мелодические версии стихир встречаются в рукописях и отдельно - вне его Стихираря или Доксастария. Наиболее часто переписчиками копировались распевы Г. для следующих стихир: в Великую пятницу «Тебе одеющагося» на 1-й плагальный (5-й) глас (Doch. 354, нач. XIX в.; Pantel. 970, 977, ок. 1815-1820 гг.; 945, 1824 г.; Dionys. 693; 696, 1844 г.; 707, 1858 г.); в Великую субботу «Солнце скрывшееся» (Τν λιον κρψαντα) на 1-й плагальный глас, к-рое поется «на входе погребения вместо «Святый Боже»» (Doch. 411, ок. 1825 г.), творение «Малакса, мелос же кир Германа» (Doch. 338, 1767 г.; Lesb. Leim. 230, ок. 1700 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 5, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 278, 1-я пол. XVIII в.; 300; Doch. 329; 400, 1723 г.; 317, 1747 г.; БАН. РАИК. 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; 64, сер. XIX в.; Pantel. 1019, ок. 1720-1740 гг.; 969, ок. 1730-1750 гг.; Gregor. 33 на Пасху «Воскресения день» на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.- ркп. Афанасия Ивирита ; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Doch. 339, 1768 г.); на освящение воды (может надписываться и как «славник святых бессребреников» - Paul. 37, 2-я пол. XVIII в.) «Источник исцелений» на 4-й глас (Pantel. 969; 994, сер. XVIII в.; Xeropot. 366, сер. XVIII в.; в нотации нового метода: Pantel. 1018, 1-я пол. XIX в.- ркп. Николая Дохиарита; Dionys. 693 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата), эта же стихира встречается в последовании на освящение воды вместе с богоявленским тропарем «Руку твою прикоснувшуюся» на 1-й плагальный глас и со стихирой «Призри на моления» на 4-й глас (Dionys. 693, 722, 767, сер. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Dionys. 710, 2-я пол. XIX в.); на память свт. Николая Мирликийского (6 дек.) «Вострубим трубою песней» на 1-й плагальный глас (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 230; 459; 238, ок. 1700 г.; 231, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. 37, нач. XVIII в.); в предпразднство Рождества Христова «Исаия, ликуй» на 4-й глас и др. (Dionys. 693; 767 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата, автограф); на Рождество Христово «Небо и земля» на 1-й глас Κε и др.

http://pravenc.ru/text/164757.html

В композиции «Собор Киево-Печерских святых», в ее расширенном варианте, оформленной в 80-х гг. XVII в., П. занимает место в группе преподобных (чьи мощи почивают в Дальних пещерах лавры) справа от центра с изображением Великой Успенской церкви лавры и чудотворной иконы «Успение Пресв. Богородицы». В поярусной схеме композиции П. было определено замыкающее место в «пятерице» святых 7-го снизу ряда (слева-направо: Захарий Постник, Вениамин, Софроний Затворник, Лаврентий Затворник, П.). Как правило, святой показан с опущенной головой и взором, направленном «долу» (или к центру); он в монашеском облачении, в схиме, с куколем на голове; в надписи, в нимбе, при имени значится: «Затворник». Устойчивая последовательность такого иконографического строя отмечается в наиболее ранних гравюрах с композицией «Собор Киево-Печерских святых» (по датировке Д. А. Ровинского - кон. XVII и нач. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507), а также в копиях и повторениях этого изображения, взятого с единого киевского образца (напр., работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. (Там же. С. 623-625. 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517)). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ»), образ П. соответствует варианту, представленному, напр., на гравюре В. Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах, а так же эстампах, но с разной степенью выраженности разворота головы вверх. Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (частное собрание). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579806.html

265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц. В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год ( Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов) . В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев . Святыни Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Чудеса П. не получили большого распространения: известны 8 списков текста. Первоначальная редакция с 29 чудесами сохранила прямую речь, имена персонажей и много подробностей об их происхождении (наиболее ранний список этой редакции: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 36. Л. 63-74, посл. четв. XVII в.; опубл. с разночтениями по списку РНБ. НСРК. Q. 61. Л. 219 об.- 235, кон. XVII - нач. XVIII в., в кн.: Ромодановская. 2005). В списке ОЛДП последнее датированное чудо относится к 1661 г.; 29 чудес перечислены также в рукописи: РГАДА. Ф. 196 (Мазур.). 1180, кон. XVII в. (24 л.) и в списке 2-й пол. XIX в.: РГБ. Ф. 178. 4306. Л. 85-98. Более поздние варианты текста, содержащие 44 чуда (напр., список РНБ. Тихан. 343. Л. 87-121 об., нач. XVIII в. (включает миниатюру с изображением П.)) или 47 чудес, более приближены к агиографическим канонам (к этой редакции относятся, в частности, список «Сказания об иерее Петре», введенный в научный оборот Н. П. Барсуковым (совр. шифр: ГИМ. Барс. 878, конволют 1-й пол. XVIII в. и кон. XVIII - нач. XIX в., последние чудеса датируются 1717-1718 гг. (42 л.)), и список чудес из собрания Суворовых: ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 97, сер. XIX в., изданный в 2011). В списке из собрания Барсова перечень чудес предваряется вступлением - «Сказанием о чюдесах святого священноиереа Петра новоявленнаго Черевковскаго чюдотворца», написанным на бумаге кон. XVIII - нач. XIX в., текст сопровождается похвалой П. Список РНБ. Тит. 4408, 2-я пол. XVIII в., содержит только фрагментарную запись чудес (c 29-го по 36-е). Обе редакции чудес свидетельствуют о существовании «панихидной памяти» или «панихидного празднования» П.: в тексте указывается как на пение панихид у гроба П., так и на служение молебнов святому; в одном из чудес поздней редакции отмечено, что одновременно «певше молебная и понихиду» (Чудеса святаго сщмч. иерея Петра, Черевковского чудотворца. 2011. С. 698). В 1658 г. по благословению архиеп. Вологодского и Белозерского свт. Маркелла (1645-1663) над гробом П. была сооружена часовня, сгоревшая в пожаре 1687 г. ( Копытков. 2007). Гроб, вероятно, был вынесен из огня и помещен под спудом в новой часовне. В нач. XVIII в. в ней был установлен надгробный памятник, который потом заменили ракой, украшенной посеребренной решеткой и позолоченным балдахином. В 1718 г. усердием прихожанина В. А. Калинина на гробницу был изготовлен образ П., о чем сообщается в предпоследнем, 46-м чуде. Записи чудес после 1718 г. неизвестны. В 1731 г. в Черевкове построили каменную ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

Фрагмент орнамента кафоликона мон-ря Мокви. XII в. Фрагмент орнамента кафоликона мон-ря Мокви. XII в. В приписках к Моквскому Четвероевангелию упоминается «моквский трапезник, протоиерей Георгий» (НЦРГ. Q 902. Л. 105), современник архиеп. Моквского Авраама (1-я пол. XIV в.). На омофоре из М. сохранялась запись о джварисмтвиртели (крестоносце) Кандиле (1-я треть XVI в.) ( Жордания. 1902. С. 4). В приписках к созданному в М. Мартвильскому метафрасу фигурирует имя диак. Афанасия (Авжардадзе) (1560-1578) (НЦРГ. Q 39. Л. 260 об.). Церковь М. в XVIII-XIX вв. В кон. XVII - нач. XVIII в. вслед. набегов абхазов и северокавказских горцев М. сильно пострадал: он был упразднен как епархиальная кафедра, иконы, утварь и книги были перенесены в др. мон-ри (большая часть их утрачена), храм постепенно разрушался ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 46; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845). В нач. XIX в. владетели Самегрело князья Дадиани ненадолго восстановили богослужения в М. и в соседних церквах Илори и Бедиа (АКавАК. 1869. Т. 3. С. 203). В 1-й пол. XIX в. храм был заброшен и разорен ( Бакрадзе. 1875. С. 102). В 30-50-х гг. XIX в. фресковая роспись и выложенный цветным мрамором пол кафоликона М. все еще сохранялись, однако паперти были обрушены, стекла выбиты. Фасады храма заросли растениями. Многочисленные строения мон-ря, в т. ч. архиерейский дом, были руинированы ( Нордман. 1838. С. 226; Муравьёв. 1848. Т. 3. С. 286; Brosset.1851. P. 111-112; Бакрадзе. 1875. С. 103). В нач. 60-х гг. XIX в. на территории М. располагался казачий пост. Владетельный кн. Михаил Шарвашидзе (1822-1866), после того как, по преданию, его матери во сне явилась Пресв. Богородица и велела навести порядок в церкви, обновил кафоликон. Князь нанял мастера-грека, который за 25 тыс. р. взялся отреставрировать фасады и интерьер и покрыть кровлю черепицей. Работы велись небрежно и закончились лишь в 1868 г. В мае этого года М. посетил еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) (с 30 мая 1869 до 1886 управлял Абхазской епархией).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

на его средства палехские иконописцы изготовили для собора 6-ярусный резной позолоченный иконостас. В нач. марта 1854 г. по ходатайству игум. Георгия и по благословению Владимирского еп. Иустина в Б. п. был введен общежительный устав по образцу Саровской пуст. В кон. XVII в. пустынью управляли строители. Анания Фёдоров в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» сообщает, что в сер. XVIII в. в Б. п. был «начальствующий игумен с братиями» (С. 107); во 2-й пол. XVIII-XIX в. во главе мон-ря стояли попеременно строители и игумены, с 1894 г.- игумены. Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Б. п. подвизались ок. 7 насельников, после введения общежития - ок. 18 чел. К 1917 г. в пустыни жили настоятель, казначей, иеромонах, 1-3 иеродиакона, 1-2 монаха, 6-13 послушников. Б. п. владела капиталом в 58133 р. в гос. процентных бумагах, ей также принадлежали 17 дес. пахотной земли, 15 дес. сенокосной, 137 дес. леса, 9 дес. земли под болотами, озерами и огородами и под кладбищем, а также мельница на р. Лух в Гороховецком у. В Б. п. хранился почитаемый Казанский образ Божией Матери в драгоценном окладе с частицами мощей. Древняя монастырская икона Св. Троицы была украшена серебряной золоченой ризой, устроенной тщанием еп. Мефодия. Почитавшаяся в мон-ре чудотворная икона свт. Николая в драгоценном окладе, по преданию, была пожертвована в первый храм обители, посвященный свт. Николаю, кн. И. Д. Пожарским. Во Владимирском музее хранится рукопись с записью чудес от иконы, происходивших в XIX в. В силу устойчивости предания о существовании в Б. п. в XVII в. Никольского храма и почитании образа свт. Николая пустынь начиная с 50-х гг. XIX в. именовалась Борковской Николаевской. Особо почиталась жителями слободы Холуй монастырская икона мц. Фотинии Самаряныни с изображением Иисуса Христа, сидящего у кладезя. В обители совершались крестные ходы: в день Св. Троицы - в Троицкую ц. слободы Холуй, в день Св. Духа и в престольный праздник ап. Иоанна Богослова (26 сент.) - из Троицкой и Тихвинской церквей слободы в Б.

http://pravenc.ru/text/153199.html

Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

В составе святых на иконах «Собор Киево-Печерских святых» М. изображен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 5-й ряд, за преподобными Ипатием Целебником, Павлом Послушливым, Кассианом и Руфом Затворниками. Как правило, это оплечный образ святого, вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Наиболее ранняя композиция «Собора Киево-Печерских святых» представлена на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ): М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте, обращенным влево, к центру; старец с окладистой бородой, вьющимися седыми волосами чуть ниже ушей, со спадающей на высокий лоб прядью (куколь лежит на плечах). Данный тип изображения, а также месторасположение М. в композиции повторяются на ранних иконах «Собор Киево-Печерских святых», напр. на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116. Ил. на с. 117); посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28), автор которой несколько усилил (в нек-рых случаях утрированно) заданную первоначальной иконографией характеристику каждого образа: так, М. представлен в профиль, с устремленным вверх взором; сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в г. Саранске (Мордовский республиканский объединенный краевед. музей; Фролов Д. В. Шедевры неизв. мастеров: Иконы XVII-XVIII вв. из собр. МРОКМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2012. Кат. 13. Ил. на с. 65). К раннему варианту иконографии восходят и изображения «Собора Киево-Печерских святых» в XIX в., напр.: на палехской иконе (1-я пол. XIX в., частное собрание; в подписях имен в нимбах опущены эпитеты, данные по характеру подвига преподобных; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на ростовской эмалевой иконе (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия); на тонолитографии (1893, ГЛМ).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010