периода, прежде всего его многолетняя работа по изучению произведений, посвященных св. князьям Борису и Глебу . В 1911 г. соч. Б. «Сказание о святых князьях Борисе и Глебе, приписываемое мниху Иакову (XI в.): Опыт критики текста памятника по 138 спискам» было удостоено золотой медали и премии им. Н. И. Пирогова Киевского ун-та. Готовя к изданию памятники о святых Борисе и Глебе, ученый обобщил свои наблюдения о принципах критики древнерус. текстов в кн. «Несколько замечаний к теории и практике критики текста» (Чернигов, 1913). Издание памятников борисоглебского цикла было начато Б. в 1914 г. в «Киевских университетских известиях» и было окончено изданием кн. «Украïно-руськи пам " ятки XI-XVIII вв. про khязib Бориса та Глiбa» (К., 1928). Обобщающим трудом по данной проблематике стала докт. дис. «Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе», к-рую Б. защитил 16 янв. 1940 г. в ИМЛИ. Опираясь на анализ 255 рукописей, Б. попытался установить первоначальные тексты анонимного «Сказания, и страсти, и похвалы святую мученику Бориса и Глеба» и «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» прп. Нестора . Согласно Б., «Сказание», положившее начало самобытному рус. лит. жанру княжеского жития, создано при жизни кн. Ярослава Мудрого (1019-1054) на основании летописной повести. В кон. XI в. на основе записей чудес, к-рые велись при церкви в Вышгороде, было составлено «Сказание чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида», присоединенное к анонимному «Сказанию». К этому же времени ученый относит написание службы и паремийных чтений, посвященных св. князьям. Работа по дополнению анонимного «Сказания» новыми чудесами была продолжена 2 авторами, один из к-рых писал ок. 1108 г., др.- между 1115 и 1125 гг. Вскоре после 1108 г. мон. Киево-Печерского мон-ря Нестор, используя материал анонимного «Сказания» и «Сказания о чудесах», а также летописной статьи 6523 (1015) г., написал «Чтение о Борисе и Глебе». По мнению Б., прп. Нестор, автор «Чтения о Борисе и Глебе» и Жития Феодосия Печерского, не принимал участия в летописании (К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп.

http://pravenc.ru/text/153545.html

ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_22.html

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. V; Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 559; Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 45-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 243. З. Н. Мехреньгина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/674101.html

XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 77) - везде в рост. Мучение А. представлено в Минологии Василия II - А. изображен побиваемым камнями и палками, на втором плане - храм арх. Михаила (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 31); в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 9v); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); в циклах настенных минологиев ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.; на фреске трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 41), и Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1) усваивают ему образ старца с короткой округлой бородой; в сцене мученичества «Ерминия» предписывает изображать А. «в первых летах мужества» (Ч. 3. § 22. Сент. 12). Ист.: BHG, N 198; ActaSS. Sept. T. 4. P. 14-19. PG. 115. Col. 692-697. Лит.: ЖСв. Сент. С. 262-67; Halkin F.//Byz. 1983. Bd. 76; SynCP. P. 35-37; Bardy G. Autonomus//DHGE. T. 5. Col. 823-824; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472; Т. 2. С. 279-280; Т. 3. С. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64; НКС. Т. 2. С. 60. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Tav. 30; BiblSS. T. 2. P. 635; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 296; Millet. Athos. Tf. 211, 3; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Менолог. С. 287, 318, 349. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)

http://pravenc.ru/text/63036.html

Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64374.html

(подобно святым Илариону , еп. Могленскому, и Михаилу Воину ) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до наст. времени. Память И. не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание И. прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям И. (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болг. книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642), но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Ист.: Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157; Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 87-88; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239; Жития на светите/Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский//Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346. Лит.: Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново//Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20; Христов Х. И. Патриарх Йоаким//Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49; Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор//ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131; Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217; Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия//СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386; Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999. Д. Чешмеджиев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468925.html

11, 27, 36, 63; 1672 г. 25, 36; Оп. 2. 620; Оп. 4. 52, 54-55, 57; ГИМ. Син. греч. 409; Син. грам. 1261, 2329. Лит.: Гиббенет Н. А. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1882-1884. 2 ч.; Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909-1912. 2 т.; он же. Хлопоты моск. правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида//БВ. 1911. 9. С. 67-98; 10. С. 209-232; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 1061-1062; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 245, 247, 401; Фонкич Б. Л. Греческо-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. док-ты моск. хранилищ. М., 1991; он же. Мелетий Грек//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 159-178; он же. Греческие рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 291-292, 323-334, 433-444; Патр. Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/Отв. ред.: В. Л. Егоров, Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 133, 135; Уханова Е. В. К вопросу о разрешительных грамотах вост. патриархов в России: Новые экземпляры в фондах ГИМ//Каптеревские чт. М., 2010. Вып. 8. С. 91-114; Τζουμρκας Π. Ο κδιξ υπ αριθμ. 393 της Αλεξανδρινς πατριαρχικς βιβλιοθκης ο λεγμενος του πατριρχου Αλεξανδρεας Πασου. Αλεξνδρεια, 2010; Чеснокова Н. П. Христ. Восток и Россия: Полит. и культ. взаимодействие в сер. XVII в. М., 2011; Курышева М. А. Автограф Александрийского патр. Паисия (1657-1678)//Изв. Уральского федерального ун-та. Сер. 2: Гуманит. науки. Екат., 2014. Т. 16. 1(124). C. 92-95; она же. Печать Александрийского патр. Паисия в греч. рукописи из собр. ГИМ//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. C. 264-289; eadem (Kurysheva M. A.). Impressions of 17th-Century Seals in Greek Manuscripts Collected in the State Historical Museum of Moscow//Byzantine and Rus " Seals: Proc. of the Intern. Colloquium on Rus " -Byzantine Sigillography. Kyiv, 13-16 Sept. 2013. Kyiv, 2015. P. 281-312. З. Е. Оборнева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2578657.html

На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) В. представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны - правой благословляет, в левой Евангелие. В «Соборе Муромских святых» В. изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр нач. XX в. к Повести о Василии Рязанском (СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. 50), выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до кон. 80-х гг. XX в. древней рукописью (обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, 50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей//Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126). В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апр. об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апр. или 28 янв. помещено в Строгановском (БАН. Строг. 66. Л. 97, кон. XVIII в.), Перетцевском (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 147, 30-е гг. XIX в.) подлинниках, в рукописи из собр. РНБ (Погод. 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.) и др. Лит.: Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/150489.html

Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в А. Г. м. над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В наст. время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении мон-ря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь А. Г. м.- частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом мон-ря является архиеп. Костромской и Галичский Александр, наместником - архим. Никандр (Анпилогов). К 2000 г. в обители было 40 чел. братии. Ист.: Чухломская писцовая книга 1628-1635 гг.//Материалы для истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных. Красноярск, 1902. Т. 1. С. 124-128; Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 27-34. Лит.: Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859; Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861; Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 111-117; Сооружение раки преподобного Авраамия в Чухломском Авраамиевом Городецком монастыре, с краткой историей самого монастыря. Кострома, 1896; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 64-70; Войтюк Т. В. Покровский Городецкий Авраамиев Чухломской монастырь//Костромская старина. 1991. 2. С. 22-25; Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996; Гневышев А. В. Землевладение и организация хозяйства костромского Авраамиева Городецкого мон-ря в кон. XVIII - нач. XX в.//ВЦИ. 2009. 3/4 (15/16). С. 319 - 322. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/62892.html

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Рыбаков А. А. Икона «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» 1778 г.: Реликвия Рус. Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в. М., 2014. Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2561290.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010