Не менее важной, по свидетельству владыки, является работа направления «Церковь и школа, воспитание детей и молодежи». В нынешнем году по распоряжению Президента Российской Федерации в школах 19 регионов будет проводиться эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Владыка Меркурий особо отметил, что Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии России работают в тесном сотрудничестве с государственными структурами. «Очень важно участие представителей Министерства образования и регионов, которое поможет выявить и снизить возможные риски. Обсуждение имеющихся вопросов в спокойной деловой атмосфере — задача нынешних Чтений», — сказал он. Не пытаясь идеализировать школьную систему, Русская Православная Церковь, в то же время, свидетельствует о той положительной роли, которую играют педагоги в деле воспитания молодежи (вопрос об этом поднялся в ходе разговора о демонстрируемом по Первому каналу телевидения сериале «Школа»). «Совершенно не случайно в течение уже многих лет среди российских педагогов проводится замечательный конкурс " За нравственный подвиг учителя " . Это тема достойна осмысления и личного, и общественного. Слава Богу, у нас есть педагоги, которые этот нравственный подвиг в российской школе совершают», — сказал  владыка Меркурий. В.Р. Легойда обратил внимание прессы на то, что при преподавании в школах нового предмета важно, «не сглаживая особенностей различных религий, говорить об общем нравственном содержании, которое объединяет не только религиозные традиции, но и светскую этику. В противном случае, — добавил он, — мы столкнемся с серьезными проблемами». Владыка Меркурий рассказал и о направлениях «Семья в современном мире»; «Пути промысла Божия и святоотеческое наследие»; «Христианство и наука». В центре внимания Чтений также окажутся такие темы, как Предание и история Церкви, воспитание детей и молодежи, здравоохранение, профессиональная этика и другие актуальные вопросы современности. Протоиерей Всеволод Чаплин представил программу 27 мероприятий и тем предстоящего форума по направлению «Церковь и общество», которое курирует Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Отец Всеволод особо выделил несколько мероприятий:

http://patriarchia.ru/db/text/1047406.ht...

Отец Всеволод сообщил также, что архимандрит Тихон (Шевкунов) возглавит работу секции «Деятельность Церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы», которая пройдет 27-28 января в Центральном Доме журналиста. Также в рамках направления «Церковь и общество» 27 января в Олимпийском комитете России пройдет заседание секции «Православие и спорт» с участием представителей различных спортивных организаций и духовенства, которое работает со спортивным сообществом России. В.Р. Легойда рассказал о подготовке к работе Чтений по направлению «Церковь и культура», ответственность за проведение которого возложена на Синодальный информационный отдел. «При отборе докладов, которые будут представлены на секциях, мы руководствовались четкими и довольно жесткими критериями, — сообщил В.Р. Легойда. — Далеко не все доклады, которые предлагались, были приняты. Мы можем сказать, что состоится серьезный форум на хорошем академическом уровне. Это видно и по тем площадкам, на которых будут проходить мероприятия». В частности, 27 января в 16.00 на базе факультета международной журналистки МГИМО при участии Клуба православных журналистов пройдет секция «Церковь в информационном пространстве». Сопредседателем секции выступит декан факультета международной журналистики МГИМО профессор Я.Л. Скворцов. Глава Синодального информационного отдела рассказал также о круглом столе «Процесс передачи церковной собственности и святынь: правовые, этические и культурные аспекты», который пройдет 27 января в 12.00 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Участниками диалога станут представители Церкви, музеев, а также министерств, в компетенции которых находится решение тех или иных вопросов, связанных с указанной проблематикой. 28 января в Доме кино состоится круглый стол «Образ православного священника в современном кинематографе». Как сообщил В.Р. Легойда, свое участие в заседании подтвердили выдающиеся кинорежиссеры, которые обращались к данной тематике в своих работах, в том числе П.С. Лунгин и В.И. Хотиненко.

http://pravoslavie.ru/33685.html

10. Протодиакон Александр Пушкарев, преподаватель Почаевской Духовной семинарии. «Старец Паисий Святогорец о воспитании». 11. Суржиков Александр Андреевич, председатель Наблюдательного Совета «АСВ Аудит». «Значение Священного Писания в жизни современного общества». 12. Твердохлебов Александр Евгеньевич, преподаватель Почаевской Духовной семинарии. «Значение жизненного подвига и письменного наследия русских святых отцов и подвижников благочестия XVIII–XIX веков в деле христианского воспитания». 13. Пешков Алексей Адольфович, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии. «Свобода как нравственная ценность. Современный и святоотеческий взгляд». 14. Священник Константин Иванченко, редактор газеты «Одигитрия»; Лукашенко Марина Владимировна, психолог Винницкого медицинского колледжа (Винница). «“Результаты” гендерного воспитания молодежи». 15. Петров Валентин Васильевич, доцент Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, д. филос. н. «Наследие Александра Васильевича Суворова и военно-патриотическое воспитание юношества». 16. Челнокова Елена Викторовна, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. «Патриарх Фотий – учитель, воспитатель, наставник». 17. Балашова Елена Григорьевна, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. «Советы оптинских старцев о воспитании детей». Презентация сборника секции «Святоотеческое наследие и воспитание юношества» XIII Международных Рождественских образовательных чтений 2005 года. Наверх 3.2. Церковь и школа в документах Архивного Фонда Российской Федерации Председатель: епископ Элистинский и Калмыкский Зосима Сопредседатели: игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых; иерей Олег Митров, член Синодальной Комиссии по канонизации святых; Иноземцева Зинаида Петровна, научный сотрудник ВНИИДАД, член Правления Российского общества историков и архивистов, к. ист. н. Куратор: Коршунова Татьяна Николаевна, заместитель директора ЦАОПИМ, секретарь Секции личных фондов Российского общества историков и архивистов.

http://pravoslavie.ru/425.html

По результатам работы делегаты и участники Конгресса сочли необходимым обратиться в Государственную Думу с предложением разработать и утвердить программу по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья, профилактике абортов. XVIII Конгресс педиатров России прошел в Москве . В работе Конгресса приняли участие более 6300 руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, ученых-педиатров, детских врачей и специалистов амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений разных уровней здравоохранения из 138 городов всех федеральных округов. В работе Конгресса также участвовали 238 иностранных делегатов из 38 государств. Инициатива Предстоятеля Русской Православной Церкви по выведению абортов из системы ОМС активно обсуждается в СМИ, на тематических встречах и форумах. Участниками дискуссий становятся профессиональные врачи и представители общественных организаций. Многие из них выступают в поддержку данной инициативы. Святейший Патриарх Кирилл выступил в Государственной Думе в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. В своем выступлении Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что одной из главных бед России остается огромное число абортов. «Церковь, следуя заповеди Божией " не убий " , всегда видела в умерщвлении не родившегося ребенка тяжкий грех», — свидетельствовал Патриарх Кирилл. По словам Его Святейшества, преодоление этой проблемы требует комплексных мер, одна из которых — сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. «Полагаю морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты», — сказал Предстоятель. В настоящее время на сайте АбортамНет.рф идет сбор подписей в поддержку данной инициативы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/09/op...

Соглашаясь с критиками, что в рамках экспериментального курса (34 часа) невозможно дать детям полное представление о православной культуре, он представил свое видение перспективы создания непрерывной системы православного образования, которое должно осуществляться с детского сада и до вуза. В связи с объявленным в России Годом учителя предстоятель РПЦ подчеркнул особое значение личности учителя в преподавании курса основ религиозной культуры. Говоря о плодотворном сотрудничестве и достигнутом взаимопонимании Церкви и государства в вопросах преподавания духовно-нравственной культуры, Патриарх Кирилл отметил: «Соединение наших духовно-организационных потенциалов во имя достижения важнейшей педагогической цели, стоящей перед современной российской школой, неизбежно создаст синергийный воспитательный эффект, благотворность которого сумеют, надеюсь, в будущем по достоинству оценить даже наши сегодняшние критики». Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, со своей стороны, с удовлетворением говорил о взаимодействии с РПЦ в освоении новой образовательной области – духовно-нравственной культуры. «Достигнуто понимание на самом высоком уровне – не компромисс, а взаимное обогащение», -- сказал министр. Он также коснулся темы разделения учащихся по соответствующим религиозным группам в ходе эксперимента. С одной стороны, он видит в этом «мощный фактор сплочения общества», с другой – говорит о «рискованности» такого разделения. «Мы считаем, что сможем этот путь пройти», -- заверил А. Фурсенко, добавив, что в предложенной схеме преподавания основ религиозной культуры предусмотрено, что ученики будут собираться на общие уроки, где получат представление о том, что «нравственные основы едины» для всех религий. В отличие от прошлых лет, когда выступления министра встречались участниками Рождественских чтений весьма недружелюбно (его освистывали и захлопывали), на открытии XVIII чтений его заявление о достижении взаимопонимания с РПЦ вызвало одобрительные аплодисменты. Далее с докладом выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он поэтично охарактеризовал Рождественские чтения как «возможность посмотреться в зеркало вечности, чтобы увидеть отражение наших душ». По сложившейся традиции, Лужков отчитался перед участниками форума о проявлении своей заботы о нравственном состоянии общества. В частности, он очень жестко высказался о планах проведения гей-парада в столице, который обещал не допустить никогда. «Здесь давно пора не разводить жижу дискуссий о правах человека… Не либеральный пряник здесь нужен, а социальный кнут или что-то посерьезнее», -- сказал он под аплодисменты зала.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нижневартовск, 2010 г.), секции «Социально-педагогическое сопровождение в условиях социальной адаптации учащихся к современному обществу» Городской научно-практической конференции «Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе» (г. Москва, 2011 г.), двух секционных заседаний в рамках XVIII и XIX Международных Рождественских образовательных чтений: «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» (г. Москва, 2010 г.) и «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи» (г. Москва, 2011 г.). 2009-2012 гг. В рамках деятельности учреждений дополнительного образования учащихся при Департаменте образования г. Москвы осуществлял методическое сопровождение разработанной и внедрённой им, утверждённой Московским научно-практическим центром наркологии программы первичной профилактики зависимого поведения учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений Юго-Восточного административного округа г. Москвы. 2010 г. За проделанную работу и активную деятельность в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых стал лауреатом ежегодной Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. 2011 г. Награждён грамотой Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы «За большой вклад в развитие процесса обучения и воспитания системы дополнительного образования детей, активное участие в создании благоприятных условий для выявления талантливых и поддержки одарённых детей Юго-Восточного административного округа г. Москвы. В июле 2013 года, после защиты диссертационного исследования по приглашению главного нарколога Краснодарского края Любченко Д.А. прибыл в г. Краснодар для развития регионального сегмента реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением, где до 30 ноября 2013 года осуществлял свою деятельность в должности заместителя главного врача по медицинской части (реабилитационной работе) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/04/...

Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России Основ духовной культуры и светской этики. Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс. Хотел бы от имени присутствующих здесь, а также огромного множества других людей, которых неспособен был бы вместить никакой зал, выразить особую признательность политическому руководству страны за проявленное понимание важности приобщения молодого поколения к основам нашей национальной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции. Неслучайно 2010 год объявлен Годом учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность. Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время и потрясающие общественное сознание. В качестве знаковых событий этого ряда нужно упомянуть о произошедших на протяжении двух прошлых месяцев жестоких убийствах православных священников: иерея Даниила Сысоева и протоиерея Александра Филиппова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эти два преступления, не исчерпывая всей глубины проблемы, тем не менее, демонстрируют современный уровень нравственного состояния человеческих душ. В сознании слишком многих людей как бы « раздрася завеса », отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания. В этих условиях голос Церкви — не просто выражение ее оценки и позиции как массового и влиятельного института гражданского общества. Это тревожный набат, отсутствие реакции на который способно привести к самым печальным последствиям. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что с нашей серьезной озабоченностью солидаризируются все здоровые силы общества, что нас поддержат и с нами разделят наши труды все, кому дорого Отечество и его будущее. В связи с этим следует сказать, что школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков. Быстро сменяющие друг друга технологии и постоянно обновляющаяся информационная повестка дня настолько побуждают современного человека пытаться предвосхищать ожидающие его события, что в этой погоне за грядущим днем в массовом сознании стало постепенно девальвироваться все связанное с прошлым, с памятью, с ощущением исторической преемственности поколений. Массовая культура приучает человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая все то, что было новым и важным вчера. То, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. Молодой человек, столкнувшийся с явлением прошлого, превосходящим возможности его воображения, но так и не ставшим фактом его собственной духовной биографии, привычно говорит себе: «В крайнем случае, если понадобится, прочту об этом в Интернете». В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Являлся организатором следующих мероприятий: Круглого стола «Современные подходы к лечению и реабилитации лиц с зависимым поведением. Проблемные вопросы современной антиалкогольной политики и антинаркотической работы» в рамках Всероссийской конференции «Роль общественных организаций в решении демографических и социальных проблем» (г. Брянск, 2007 г.), заседания комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской Городской Думы на тему: «Легальный наркорынок в России» (г. Москва, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Создание региональных систем социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых как инструмента социальной модернизации страны в рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» (г. Нижневартовск, 2010 г.), секции «Социально-педагогическое сопровождение в условиях социальной адаптации учащихся к современному обществу» Городской научно-практической конференции «Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе» (г. Москва, 2011 г.), двух секционных заседаний в рамках XVIII и XIX Международных Рождественских образовательных чтений: «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» (г. Москва, 2010 г.) и «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи» (г. Москва, 2011 г.). 2009-2012 гг. В рамках деятельности учреждений дополнительного образования учащихся при Департаменте образования г. Москвы осуществлял методическое сопровождение разработанной и внедрённой им, утверждённой Московским научно-практическим центром наркологии программы первичной профилактики зависимого поведения учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений Юго-Восточного административного округа г. Москвы. 2010 г. За проделанную работу и активную деятельность в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых стал лауреатом ежегодной Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/04/...

  2. В ходе воссоздания института военного духовенства следует обратить особое внимание на опыт сотрудничества Русской Православной Церкви с Вооруженными силами и другими силовыми структурами Российской Федерации в течение последних пятнадцати лет. Необходимо сохранить и закрепить существующие организационные формы и методы совместной работы, которые проверены практикой и доказали свою эффективность. Военная секция Рождественских чтений рекомендует епархиальным военным отделам и органам военного управления продолжать сотрудничество на местах на нештатной основе, развивать добрососедские отношения между православными приходами и воинскими частями.   3. Введение института штатного военного духовенства требует дальнейшего повышения внимания к образовательной сфере. В области военного образования представляется необходимым дополнить образовательные программы военных учебных заведений, а также курсов переподготовки и повышения квалификации специальными темами и разделами учебных дисциплин, которые позволили бы командирам, начальникам и другим должностным лицам Вооруженных сил Российской Федерации овладеть основами работы со священнослужителями и верующими военнослужащими. В области подготовки военных священнослужителей необходимо разработать соответствующие стандарты знаний, умений и навыков, которыми должен владеть кандидат на замещение штатной должности в структурах военного духовенства. Реализация этих стандартов могла бы осуществляться совместными усилиями Министерства обороны Российской Федерации и религиозных организаций, имеющих своих представителей в штате военного духовенства.   4. Участники военной секции Рождественских чтений приветствуют развитие взаимоотношений между традиционными религиями России, принимающими совместное участие в духовно-нравственном воспитании защитников Отечества. Эта работа проводится в соответствии с российским законодательством, на основе взаимного уважения религиозных традиций и верований. Военная секция положительно оценивает опыт участия представителей духовенства различных вероисповеданий в учениях, морских походах, выполнении других учебно-боевых задач. Этот опыт необходимо обобщать и распространять. При этом особое внимание следует обращать на воспитание культуры межконфессионального общения в воинских коллективах, развитие взаимопонимания и сотрудничества между различными религиозными организациями в деле духовно-нравственного окормления военнослужащих.

http://patriarchia.ru/db/text/1052112.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010