«Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях свт. Филарета Московского и св. Иоанна Кронштадтского Источник Историкам богословской мысли, кажется, не трудно согласиться между собой в том, что две основные проблемы составляют стержень «Синодального богословия» – это проблема существа и границ Церкви и проблема слова. Действительно, XVIII век поставил Русскую Церковь в совершенно новое для нее положение в мире. Все вековые устои ее существования в эту эпоху подверглись если не разрушению, то уж, во всяком случае, сомнению и пересмотру. Светский быт образованного круга вступил в прямое противоречие с бытом церковным; латынь научного богословия провела черту между Писанием и Преданием, государственные структуры вросли в Церковь , духовники лишились главного инструмента своего духовничества – права наложения епитимий, западные учения беспрепятственно вошли в общество – одним словом, необходимо было вполне заново решить: где Церковь ? И этот вопрос, поставленный всем XVIII веком, на протяжении всего XIX стоял как насущный перед церковными и нецерковными авторами: от святителя Филарета до еп. Михаила Грибановского и св. Иоанна Кронштадтского , от свт. Игнатия до сщм. Илариона Троицкого , от Лопухина до Хомякова и участников Религиозно-философских собраний – все так или иначе были озабочены им. Но и проблема слова – слова Писания прежде всего, а в сущности проблема сакральной значимости слова вообще – также постоянно присутствует в духовной жизни русского общества в эти два столетия. XVIII веквек зарождающейся рефлексии русского богословского сознания – в Пролегоменах архиеп. Феофана Прокоповича дает представление о Слове Писания, слове Откровения как своего рода особом «творении» Божием, доступном научному изучению, подобно звездному небу. И хотя замечено, что для Прокоповича Писание служит посредником, заполняющим бездну 1 между Богом и человеком, но, быть может, точнее было бы сказать, что оно только «закрывает собой» эту бездну, ибо, безусловно, для преосвященного Феофана находится всецело на «тварном» ее берегу, ведь иначе невозможно было бы и его научное изучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Борьба с идеями эпохи (XVIII век) Е. Гергей. История папства За всю свою долгую историю папство, наверное, ни в одном столетии не вступало в столь жесткие противоречия с эпохой, как в век Просвещения, завершившийся Великой французской революцией. В XVIII веке папство было вынуждено все время обороняться; политически - против просвещенных абсолютных монархий, духовно же - против буржуазных идей Просвещения, которые привели рационализм и секуляризацию к окончательному триумфу. Просвещение было идеологией вырывавшейся на авансцену буржуазии. К одному из самых глубоких кризисов религии привело утверждение рационализма, явившегося идейной основой всеобщей секуляризации XVIII века. Под воздействием английского Просвещения (Бэкон, а за ним - Локк и его единомышленники) его философскую систему разработали немецкие философы Лейбниц, Вольф и в первую очередь Кант. Но во Франции Просвещение стало антифеодальной и антиклерикальной мировоззренческо-революционной политической программой. Вольтер - путем завоевания абсолютного авторитета разума, Дидро и энциклопедисты - систематизацией человеческой науки и культуры, Руссо - возвращением человека к природе разрушили до основания средневековое миропонимание и основывающуюся на нем католическую церковную духовно-идеологическую монополию. Мыслители эпохи Просвещения ставили в центр буржуазного мировоззрения природу, человека и человеческую мысль. Поэтому они заявили, что преследование еретиков папской церковью является антигуманным, целибат - противоестественным, а догмы - противоречащими здравому смыслу. Культ разума, характерный для Просвещения, был направлен не против Бога, не против веры, а против искажающего веру института - против церкви. Вольтер говорил: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать», но в адрес папства и церкви он разразился проклятьем: «Раздавите эту гадину!» Выдающиеся монархи эпохи пытались поставить идеи Просвещения на службу монаршей власти. Фридрих Великий, Иосиф II и императрица Екатерина II опирались на просвещенный рационализм, а не на застывшую на уровне конца средневековья церковь. Они и саму церковь стремились организовать рационально, с тем чтобы она стала органической частью рационализированной государственной машины.

http://sedmitza.ru/lib/text/441668/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Права личности и Католическая Церковь в XVIII–XX веке: из истории идей Период с XVIII по XX век стал эпохой того философского противостояния секулярного мира и Церкви, в котором вопрос о личных правах и свободах сыграл решающую роль. Католическая Церковь всегда занимала наиболее явно выраженную и четко обоснованную позицию по отношению к доктрине прав человека. Однако такая позиция не могла оставаться неизменной перед натиском трагических военных событий XX века. Перемены в оценке прав человека происходили в несколько этапов. Их подробное описание приводит Ирина Борщ в данной публикации. Статья Отношение христианской Церкви к праву, а, следовательно, и к индивидуальным правам и институту прав человека – это огромное поле для исследования и размышления . В этой статье мы ограничимся взглядами Католической Церкви в XVIII–XX веках, поскольку именно это время становится эпохой того философского противостояния секулярного мира и Церкви, в котором вопрос о личных правах и свободах сыграл решающую роль, а католическая иерархия всегда занимала наиболее явно выраженную и четко обоснованную позицию. Прежде всего, следует различать права личности как таковые и доктрину прав человека, выступившую в публичное обсуждение в век Просвещения и Французской революции. Эта доктрина помещает индивидуальные права и свободы в основание общественного правопорядка. Она предлагает не просто инструмент правовой зашиты, но картину человеческой жизни, в которой право индивида становится центральным принципом жизни. Именно эта идея была негативно встречена католической иерархией того времени, и это негативное отношение только усиливалось на протяжении всего XIX века, когда революционное движение затронуло уже не только Францию, но и Германию, и в особенности Италию.

http://bogoslov.ru/article/4792771

О монашестве в Малороссии в XVIII веке в контексте секулярной политики российских императоров В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) XVIII век стал временем коренных изменений всего строя жизни русского общества, в том числе и в церковной сфере. Император Петр I упразднил патриаршество и ввел синодальную систему управления Русской Церковью по протестантскому образцу. Свое отношение к монашеству Петр I высказал в одном из указов в самом конце своей жизни . Монашество, как и всю Русскую Церковь, Петр решил максимально возможно употребить для службы Российскому государству. С этой целью он издал ряд ограничительных указов. Преемники, а точнее преемницы, Петра I на всероссийском престоле императрицы Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II с большей или меньшей интенсивностью проводили секулярную государственную политику как по отношению ко всей Русской Церкви, так, в частности, и по отношению к монастырям и монашеству. История русского монашества к этому времени насчитывала уже восемь столетий. По всей Руси были основаны сотни монастырей, в которых просияли подвигами добродетельной жизни тысячи известных и безвестных подвижников. Святая киевская земля не только хранит память о крещении русского народа, но также является и колыбелью русского монашества. В XVIII веке административное устройство Российской империи было весьма неоднородным. Малороссия почти на протяжении всего XVIII столетия имела особенности в управлении, хозяйстве, культурной и церковной жизни. Если в государственном отношении левобережная Украина вошла в Московское царство в 1654 году, то в церковном отношении воссоединение Киевской митрополии с Москвой произошло несколькими десятилетиями позже – в 1687 году. Однако еще целое столетие уже внутри Российского государства церковная жизнь Малороссии определялась не только культурными, но и законодательными особенностями. В данной статье будет рассмотрено законодательное регулирование монашества в Малороссии по сравнению с Великороссией, освещены вопросы поступления в монастырь и принятия пострига.

http://pravoslavie.ru/36015.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Внешние силы пытаются противопоставить интеллигенцию Церкви» Анатолий Степанов о визите петербургских писателей-публицистов в Петрозаводскую митрополию 15.09.2015 1417 Время на чтение 7 минут 11-12 сентября делегация петербургских писателей-публицистов в составе секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева, главного редактора литературного журнала «Родная Ладога» Андрея Реброва и главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова посетила Петрозаводск. Об итогах поездки и своих впечатлениях рассказывает главный редактор РНЛ Анатолий Степанов : Мы поехали в Петрозаводск по приглашению правящего архиерея митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова). Я впервые был в Петрозаводске и некоторой неожиданностью стало понимание того факта, что наши города Санкт-Петербург и Петрозаводск очень многое роднит. Конечно, прежде всего, тот факт, что оба города были основаны великим русским Императором Петром Алексеевичем, что нашло отражение в самих названиях. Но не только имя Петра Великого является общим. Как оказалось, два наших города связаны еще и именем святого благоверного князя Александра Невского, чьи мощи пребывают в Александро-Невской лавре, а кафедральный собор Петрозаводска носит его имя. Связано это было с тем, что Петрозаводск в свое время посетил Император Александр I, и в память его посещения был построен собор в честь его небесного покровителя – святого князя Александра Невского. Поэтому наша поездка была приурочена ко дню памяти великого русского государственного деятеля, великого русского святого князя Александра Невского. Как выяснилось, еще один важный штрих, который свидетельствует о глубинном родстве городов, связан с двумя святыми. В XVIII веке Петербург просиял святой блаженной Ксенией Петербургской. XVIII век – тяжелый век в нашей истории, время отхода от Православия значительных слоев элиты, распространение всевозможных пагубных течений среди интеллигенции. И в это время в Петербурге явлена была святая Ксения, просиявшая забытым подвигом юродства, блаженства. Но оказывается, в XVIII веке и в Петрозаводске был святой блаженный Фаддей Петрозаводский, который пока является месточтимым святым Карельской епархии и мощи которого, к сожалению, пребывают под спудом, находятся на месте разрушенного в безбожные послереволюционные времена кафедрального собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/15/vn...

Игумен Силуан (Туманов) прочитал лекцию о Божественной литургии февраля 2018 Докладчик назвал два стереотипа, которые не выдерживают проверку фактами: утверждение о неизменности церковного обряда в течение веков и мнение, что до революции 1917 года богослужебная жизнь Русской Церкви была более " правильной " и каноничной. В строе богослужения на протяжении истории Церкви происходят те или иные изменения, причем часто - без соборных решений, стихийно. В качестве примера был приведен феномен изменения цвета богослужебных одежд на отпеваниях и панихидах в ХХ веке. С XVIII века, с похорон императора Петра II, и до середины ХХ века погребальные богослужения совершались в черных одеждах - в этом прослеживалось влияние католицизма, поскольку основная тема молитв и песнопений на католическом погребальном богослужении - грехи человека и Страшный Суд. Но в православном богослужении главная тема - грядущее воскресение мертвых, пасхальная надежда. Во второй половине ХХ века Русская Православная Церковь без всяких циркуляров перешла на белый цвет богослужебных одежд при всех погребальных и заупокойных службах. " Все перемены должны быть обусловлены внутренним развитием, внутренним состоянием паствы и пастырей. Поэтому странными, например, выглядят пожелания: " Давайте вернемся в первый век, век апостольской простоты! " Нет, не " давайте " . Простота - это не скудость внешних форм, а состояние духа. Первый век был молодостью нашей Церкви. Мы не можем собственной волей снова стать молодыми, а если попробуем влезть в одежду, которую носили в детстве, будем выглядеть комично " , - сказал докладчик. По мысли отца Силуана, на протяжении истории человечества большинство текстов и произведений искусства решает проблему двойного одиночества: одиночества среди людей и разрыва отношений с Богом. Проблема одиночества решается не так легко, а проблема богообщения - гораздо сложнее, ведь легко принять за Бога то, что Богом не является. Человек движется вслепую, руководствуясь памятью об утраченном рае, смутными религиозными интуициями.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

XVIII век Житие преподобного отца нашего, игумена Иова (в миру Иоанна, в схиме Иисуса) Анзерского 10 Память его празднуется месяца марта в 6-й день и месяца мая в 29-й день † 1720 Иов родился в Москве при царе Михаиле Феодоровиче в 1635 г. и назван Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего неизвестно, кроме того, что отец его именовался также Иоанном. По преданию, он происходил из духовного звания и, будучи воспитан в правилах доброй нравственности и благочестия, по достижении совершеннолетия рукоположен в иерея. С принятием священства врожденная в душе Иоанна ревность добродетельной жизни выказалась в полном свете. Он ежедневно совершал божественную службу и часто также становился на клирос и пел по киевскому напеву. Пение его, по природной способности, было сладостно и умилительно. Трогательное и благоговейное священнослужение о. Иоанна привлекло в его церковь многих посетителей, которые после службы спешили посетить его дом, чтобы принять от него благословенье и ближе познакомиться с ним. Впрочем, далекий от славолюбия, он неохотно принимать эти посещения и часто не удовлетворял любопытству видеть его в доме. О. Иоанн, более и более усовершаясь в добродетели, исполнял, кроме священнического, иноческое, молитвенное правило и, находясь в миру, как бы уже проводил жизнь монашескую. Он часто налагал на себя пост и уединение, затворяясь в своей опочивальне, где в коленопреклоненной молитве к Богу проводил ночи до рассвета. Во время ночной молитвы Иоанн обыкновенно со слезами взывал: «Помилуй мя, Господи; пощади мя, Господи» и проч. Утром неохотно прерывал он уединение прежде обычного выхода своего в церковь . Случалось, что упрошенные какими-либо посетителями прислужники Иоанна извещали его до начала церковного богослужения о гостях, пришедших с желанием принять благословение и наставление. Вынужденный усиленными просьбами, хотя и выходил он к посетителям, но с лицом унылым, тогда как в другое время о. Иоанн принимал приходивших к нему с искреннею пастырскою любовью и в простоте сердца беседовал с ними. Утверждая всех в христианских добродетелях, он умел применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого. Со старцами говорил об упражнении во всегдашнем богомыслии, с молодыми – об опасности страстей и прихотей, с отцами – о воспитании детей в страхе Божьем и т. п. Все наставления он основывал на Священном Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Он любил посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно приходил в чей-либо дом незваный, но его всегда с радостью принимали и с удовольствием слушали поучения его. Впрочем, внезапное посещение им кого-либо всегда имело какую-либо благодетельную цель. Как скоро, например, он узнавал, что в известном семействе возникли распри и несогласие, тотчас же спешил туда и старался восстановить мир. Как миротворец, он и сам, когда доводилось ему нечаянно оскорбить кого, немедленно сознавался в своем поступке и просил прощения у оскорбленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Енисейск. Часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах. Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Красноярский край, город Енисейск Проезд:Точное месторасположение не установлено Изменить описание объекта До настоящего времени остаются слабо изученными утраченные церковные постройки Енисейска XVIII века. К их числу принадлежит каменная часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах, игравшая в прошлом заметную роль в городском сакральном пространстве. Упоминание об этой часовне, наряду с другими аналогичными ей небольшими культовыми постройками, приписанными к енисейской Христорождественской церкви, находится в справочнике о церковных приходах, опубликованном енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году. Сведения об этой часовне, располагавшейся на Кузнечной улице Енисейска, весьма кратки, и не содержат данных ни о времени сооружения часовни, ни о материале ее стен. Известно, что в основу указанного справочника о церковных приходах Енисейской епархии были положены материалы клировых ведомостей, составлявшихся отдельно по каждой приходской церкви. Так, одна из таких ведомостей енисейской Христорождественской церкви, датированная 1866 годом, приводит следующие данные о часовне Николая Чудотворца: «В приходе сей церкви находится вроде часовни каменный столб, построенный неизвестно когда мещанами кузнецами, где находится несколько икон, принадлежащих им же кузнецам…». Из этого описания следует, что к моменту составления клировой ведомости в церковных архивах уже давно были затеряны сведения о времени и обстоятельствах сооружения часовни, а сама постройка, видимо, не имела особого значения в среде енисейских священнослужителей. При известной тщательности церковного делопроизводства скудность сведений о енисейской часовне Николая Чудотворца может быть отчасти объяснена особенностями процесса строительства этих небольших культовых сооружений в России в XVIII веке. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен.

http://sobory.ru/article/?object=36408

Крайова. Церковь Илии Пророка. Biserica Sf. Ilie Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:Между 1889 и 1896. Архитектор:Фр. Шпрингер Адрес: Румыния, Долж, Крайова; Strada C. S. Nicolaescu Plopor 3, Craiova 200733, Румыния Координаты: 44.316837, 23.796443 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Пророка Илии (Biserica Sf. Ilie) - одно из самых важных мест поклонения в центральной части Крайовы и митрополичий параклис. Расположенная в непосредственной близости от улицы Липскани, главной торговой артерии старого торгового центра города, и Административного дворца, нынешняя церковь была построена на месте более старой церкви, построенной в XVIII веке боярами Отетелишану. Церковь в честь Пророка Илии, основанная Илие Отетелицану, она была построена в XVIII веке. Хотя оригинальная надпись церкви не сохранилась, в надписи, размещенной в 1890 году и видимой сегодня, упоминается 1751 год как год постройки этой первой церкви: «Вместо старой церкви, построенной представителем Илие Отетелишану около 1751 года, она была построена. святая церковь… На троне страны находятся король Карол I и королева Елисавета, наследник принц Фердинанд, епископ Д. Д. Генадие, основатели Мария К. Отетелишану и сыновья, представленные дядей-хранителем Савой Ломанеску и основателями майора П. Отетелицану. Адтори Барбу Ионеску, Б. Риоджиану, кассир Д. Истрати, секретарь Д. Кузиана, архитектор Ф. Спрингер, предприниматели К. Тролли и К. Барделли. Краеугольный камень этой церкви под покровительством Святого Илии был заложен 7 июля 1889 года и завершён 30 августа 1890 года» . Однако в архивах монастыря Гурези было обнаружено завещание Илие Отетелишану от 11 декабря 1732 года, в котором ворник упоминает «моя сладкая надежда, моя церковь в Крайове», в котором он хочет «закончить свой храм и покрыть новой битумной черепицей». Завещание Отетелицану доказывает, что в 1732 году церковь Святого Илии просуществовала уже несколько лет, чтобы оправдать необходимость ремонта. Основываясь на этой информации, профессор и историк Петре Гырбовичану определяет периодом строительства церкви 1710-1725 годы, причем 1720 год считается наиболее вероятной датой завершения строительства этого места. Таким образом, церковь Святого Илии считается самой старой каменной церковью, построенной в XVIII век в Крайове.

http://sobory.ru/article/?object=52833

Образы русских святых в современной ростовской финифти Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского (1314-1392, канониз. 1452), Димитрия Ростовского (1651-1709, канониз. 1757)  и Серафима Саровского (1759-1833, канониз. 1903). Ростов  Великий – родина Сергия Радонежского и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского. Потому-то и изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – нач.ХХ вв., но и в современной. Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи , но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений . Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.   Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.

http://pravoslavie.ru/321.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010