Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Псковский Детинец. Фотография. Нач. XXI в. Внутренняя крепость в составе деревянных или каменных укреплений средневек. города (X-XVII вв.), основное ядро древнерус. города, синоним «града»; военно-адм. и религ. центр (место, где размещались царский, княжий, наместнический или воеводский двор, церковь или городской собор); архитектурный ансамбль в центре рус. города XIV-XVII вв., сложившийся как сочетание символов светской и духовной власти, на территории к-рого находились дворец правителя, кафедральный собор, др. храмы и мон-ри, усадьбы аристократии. В. Б. Силина производит название «кремль» от слова, обозначающего «лес», строительный материал высокого качества, который использовался в сочетании со словом «город». Производным от этого словосочетания считается синоним К.- «кремник» («кремленик», «кремельник»), этим термином в летописях называют укрепления в Торжке (1315) и в Москве на Боровицком холме (1331). «Кремлеником» также названы расширенные укрепления в Твери, возведенные в 1317 г., после пожара 1316 г., уничтожившего прежний К., который существовал как княжеская резиденция в кон. XIII в. Особое название укреплений в центре Пскова - Кром (Крем, от «закрома», «кромьство» - внутренний, предназначенный для хранения) - известно по местным летописям и сохранилось до наст. времени. Кремль в Н. Новгороде. 1500–1512 гг. Кремль в Н. Новгороде. 1500–1512 гг. В домонг. период для центра важнейших городов Др. Руси характерно было наименование «детинец» (вероятно, от «дети, детский» - слуга, служащий) или «град», «град камен». Он мог быть возведен не только князем, как в Киеве, Новгороде или во Владимире, но и архиереем, как напр. в Переяславле Южном, на границе с печенегами, митр. Ефремом (ок. 1089). Форму и планировку этих центральных крепостей на раннем этапе (X-XIV вв.) определял характер окружающей местности, расположение возвышенностей и мысовых участков, близость рек и водоемов.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Н. В. Башнин, Л. В. Пушкина. Хозяйственные документы Вологодского архиерейского дома Св. Софии в последние месяцы жизни архиепископа Гавриила (Кичигина) и после его смерти   Истории архиерейских домов на Руси посвящено меньше исследований, чем монастырям.В Средневековье и раннее Новое время при владычных кафедрах составляли летописи, а в XVIII в. эта традиция трансформировалась в сбор исторических сведений об иерархах и архиерейских домах. А. А. Севастьянова изучила этот процесс и показала, что в разных регионах страны в XVIII–XIX вв. происходило накопление исторических материалов, это была эпоха становления исторической науки . Изучение работ XVIII–XIX вв. об архиерейских кафедрах в России допетровского времени показывает, что в провинциальной историографии прежде всего собирали фактические сведения по их истории, о личностях владык, уточняли хронологию событий. Часто исторические работы были приурочены к юбилеям. Подчеркнем, что первыми историю архиерейских домов в XVIII–XIX в. по поручению архиереев изучали их домовые люди. В последние десятилетия возник интерес к архиерейским библиотекам и личностям епископов, архиепископов и митрополитов .Вышли исследования о свт. Стефане Пермском , Митрофане Воронежском , посвященные Александру и Ионе Вятским , Афанасию Холмогорскому , епископам Коломенским , Рязанским , ростовским и сибирским иерархам .   А. В. Морохин исследовал биографии архиереев различных кафедр, живших во второй половине XVII ¾ начале XVIII в. Он показал, как по-разному реагировали иерархи на события переломной эпохи (раскол, церковные реформы Петра I) . Новый этап обобщения сведений об архиерейских домах и архиереях произошел в первые десятилетия XXI в. при работе над статьями в «Православной энциклопедии» , однако исследования об архиепископе Вологодском и Великопермском Гаврииле (Кичигине) в этом издании не вышло. Сведения о биографии этого иерарха в начале XIX в. собрал митрополит Евгений (Болховитинов), а опубликовал через несколько десятилетий Н. И. Суворов .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Наглимозеро, озеро. Наглимозерская (Аглимозерская) Артова мужская пустынь. Агимозерская пустынь /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1650. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, оз. Наглимозеро Координаты: 61.774733, 37.948029 Проезд:Тропа от северной оконечности Морщихинской (Лёкшмозеро) отмечена указателями " Тропа Предков " , через 4 км выводит к мостику на остров на Наглимозере. Далее по острову по заросшей тропе 2 км, крест и келейный домик находятся на берегу небольшой лахты в юго-западной части острова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшая Наглимозерская Артова мужская пустынь основана иноком Тимофеем в середине XVII в. В 1765 г. преобразована в приписную церковь. В начале XIX в. построена Тихвинская каменная церковь с Неопалимовским и Никольским приделами, разрушена в 1930-х гг. На месте церкви на высоком лесистом холме на рубеже XX-XXI вв. поставлен мемориальный крест. Внизу на берегу Наглимозера частично сохранилась историческая деревянная постройка, на вид не моложе первой половины XIX века. Постройка была двухчастной, сохранилась западная часть. Работники Каргопольского сектора Кенозерского Парка используют ее для размещения туристов, и называют " келья последнего монаха Аглимозерской пустыни " . Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в 1-й половине XVII в. в Каргопольском уезде, в 60–65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 г. она была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 г., а с 60-х гг. XVIII в. пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930–1931 гг. Историческое сведение об Аглимозерской пустыни Карг[опольского] уезда.

http://sobory.ru/article/?object=32902

Кабаново. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Никиты Мученика перевезена из дер. Дубровки и поставлена в 1890 г. на средства местного фабриканта А.В. Смирнова. Церковь действующая. На рубеже XX-XXI вв. стены храма облицованы кирпичом. Многое испытал Никитский храм за свою долгую историю – ведь храмовое здание гораздо старше самого прихода, и Кабаново было уже третьим селением, в котором этот разборный деревянный храм был приходским – до этого с начала XVIII века до середины XIX храм стоял на Выркинском погосте близ Нестерово, а с 1860-х гг. до 1890 г. – в Дубровке (ныне район «Карболит» г. Орехово-Зуево). Само Кабаново известно еще с XVII века. В Российском Государственном Архиве Древних Актов хранится переписная книга князя Крапоткина и дьяка Лукина по Владимирскому уезду, датируемая 1637-1643 годами. В ней имеется описание деревни Кабаново, относящееся к этому времени: «Стан Сенег. Святейшего Иоасафа Патриарха Московского и всея Руси домовая Пречистыя Богородицы и великих Московских чудотворцев Петра и Алексея, и Ионы вотчина Сенежская волость. В Возминской половине… деревня Кобаново (именно так, через «о» - Е.С.) на суходоле, а в ней крестьян: Ивашко Карпов сын Богданов, во дворе Степанко Степанов да сын его Ивашко, да бобылей: во дворе Петрушка Потапов да сын его Ивашко, во дворе Ивашко Юрьев сын кузнец да сын его Фомка, во дворе Степанко Сидоров да сын его Тимошка, во дворе Ортюшка Степанов да сын его Стенька». Собственный храм в Кабанове появился лишь в 1890 году. До этого времени несколько веков Кабаново относилось к ореховскому приходу. Об основании кабановского прихода сохранились две выписки из церковно-приходской летописи, считающейся ныне утраченной. Приведем одну из них по акту обследования Кабановского храма благочинным Василием Лебедевым (1961 год): «Храм во имя Св. Великомученика Никиты в селе Кабанове выстроен в 1890 году и 30 января того же года освящен. Храм старый деревянный, перевезен из деревни Дубровки Богородского уезда, Московской губернии, одноэтажный на каменном фундаменте, снаружи обшит тесом, а внутри оштукатурен; выстроен с разрешения Его Высокопресвященства, Высокопреосвященнейшего Феогноста, архиепископа Владимирского и Суздальского. Строитель храма Покровский 1-й гильдии купец Алексей Васильевич Смирнов, житель деревни Ликина, Кудыкинской волости, Покровского уезда».

http://sobory.ru/article/?object=02464

Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОКИЗНИК вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей. К. продолжают традицию аналогичных теоретических руководств по визант. пению - Пападики . Название «кокизник» производно от термина древнерус. муз. теории - кокиза , аналогичного термину попевка . В качестве самоназвания термин «Кокизник» в рукописных источниках практически не встречается: подборки попевок чаще имеют иные заголовки. Однако данный термин является аутентичным: он применялся древнерус. распевщиками именно в значении собрания попевок, что отражено, в частности, в послесловии руководства «Сказание о зарембах»: «А старые де мастеры, которыя были в Московском государстве, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Иванне Васильевиче Всеа Русии. Поп Федор москвитин, а прозвище Крестьянин, и усолец Исайя, а прозвище Лукошко, и Логин, прозвище Корова, и их ученики, пели для науку, какизник, и подобник наизуст, потому оне согласие, и знамя гораздо знали, роспевали, и знамя накладовали наизуст…» (ГИМ. Син. певч. 219. Л. 376 об.- 377, ок. 1670 г.). Периодизация и типология В качестве самостоятельного вида теоретического руководства К. появляется в нач. XVII в. и продолжает существовать до наст. времени. История бытования этих руководств условно разделяется на 3 периода: древнерусский (XVII в.), старообрядческий (XVIII-XX вв.) и новейший (XX-XXI вв.). Наиболее ранние К. известны по рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922, написанной иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором в 1604 г.; они входят в комплекс музыкально-теоретических руководств, известных в исследовательской лит-ре под общим названием «Ключ знаменной» . Многие из К. сохранились в единичных списках, зачастую значительно более поздних, чем представленные в них руководства. Появление К. было вызвано рядом причин: во-первых - стремлением распевщиков располагать сводами попевок, в к-рых были бы соотнесены их названия, крюковые начертания и мелодическое содержание, во-вторых - необходимостью разъяснения условной (см. Тайнозамкненность ) графики попевок более простыми графическими средствами, в-третьих - задачами обучения знаменному пению, в-четвертых - необходимостью изучения путевого распева . Различное функциональное предназначение руководств определило формирование 4 типов К.: 1-й назван исследователями К.-перечислением, 2-й - К.-толкованием, 3-й - учебным К., название 4-го, «согласник», основано на терминологии древнерус. руководств. XVII в. К.-перечисление

http://pravenc.ru/text/1841718.html

В.Н. Мочульский В древнерусской письменности есть статья, заключающая в себе апокрифическое сказание о создании мира и человека. Это сказание встретилось нам в четырех почти однородных списках, носящих, при этом, разные заглавия: 1) «Слово о зачатии неба и земли» (в рукописи Киевской Духовной Академии, поступившей от Барсова; см. Петрова: Опис. рукописей, стр. 58); II) Ckaзahie трдолюбивыхъ мжей бголюбивыхъ списано изъ божественныхъ книгъ bacuлiя великаго, григория бгослова, ioahha дамаскина о преславныхъ npehiuxъ неведомых вещеи о безначалн господ бже нашем како бысть гдь саваоф прежде всея видимыя и невидимыя твари (в рукописях: 1) Императорской Публ. Библиотеки, NQ–XVII–22, XVII–XVIII вв. на Л. 963; 2) В. И. Григоровича, 56, XVIII в.); III) «Свиток божественных книг» (См. Пыпина: Ложные и отреченные книги старины. Рус. Слово 1862, кн. 2, стр. 52–56). Это же сказание мы находим в латинской письменности, а именно: в первой части «Liber S. Johannis», где оно окрашено густыми красками вероучения еретическо-богомильского. Кроме того следы этого сказания мы находим в южно-славянской письменности, где оно довольно часто является в соединении с «Беседой трех Святителей», составляя незначительный её ингредиент. Укажем для примера на следующее списки «Беседы»: 1) Сербский сп. Пражского Музея, XVI в. под 12, на Л. 115 а –118 а , имеющий заглавие: « слво небеси и земли» (изд. Поливкой в Starine, kn. XXI, Ss. 208–211); 2) Сербский сп. XVII в. Белградской Национ. библиотеки, под 273 на Л. 171 с заглавием: быmi глы хве; 3) Солунский сп. сербской рецензии, XVII–XVIII в., изданный Васильевым в «Книжици», кн. I, стр. 45–47; 4) Белградский сп. болгарской рецензии, под 106, на Л. 51, начинающийся статьёй: Слво ckaзahie 5) болгарский сп. XVIII в., находящейся у М. С. Дринова и начинающийся также: Слово сказание бытие. Во всех указанных списках «Беседы» наше сказание о создании мира является или в виде отдельной сокращенной статьи, носящей особое заглавие (в большинстве случаев: « Слово ckaзahie быmi»), или же сливается вместе с «Беседой», причем берутся лишь незначительные выдержки из нашего сказания, вследствие чего бывшее отдельное заглавие или совершенно уничтожается, отчего памятник является безымянным, или же заменяется названием «Беседы трех Святителей», и лишь в одном списке, а именно, в Сербском XVI в., Пражского Музея, заглавие: « слво небеси и земли» применено ко всему списку «Беседы трех Святителей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

В.А. Мартинович Глава 7. Миграция новых религиозных движений В XIX-XX вв. благодаря развитию систем коммуникации и транспортного сообщения у НРД появилась возможность перерасти из небольших групп, действующих на территории одной, двух соседствующих стран, в огромные транснациональные корпорации, имеющие десятки филиалов на разных континентах. Многие из них успешно воспользовались этой возможностью, создав сотни своих представительств и центров в разных странах мира. Глобализация и интернационализация деятельности НРД оказали существенное влияние на феномен нетрадиционной религиозности в целом. Влияние, к изучению которого наука только приступает, т.к. проблема воздействия глобализации на НРД относится к разряду наиболее сложных и малоисследованных. Это связано прежде всего с тем, что для ее квалифицированного анализа необходим учет динамики НРД на территории многих стран одновременно, что в свою очередь практически не осуществимо силами одного или даже нескольких ученых. Вероятно, именно поэтому как в Беларуси, так и на Западе, отсутствуют работы, предлагающие всесторонний целостный анализ влияния процессов глобализации на деятельность НРД. Работы Доусона Л.Л. 630 , Гексама И. 631 , Ротштейна М. 632 , Андерсона А. и Холленвегера В. 633 , Робертсона Р. и Гаррета В. 634 , Байера П. 635 , посвященные глобализации НРД, констатируют факт интернационализации НРД, изучают трансформации, претерпеваемые отдельными сектами и сектантским учением при их распространении по всему миру, анализируют иные аспекты глобализации, но весьма далеки от представления целостной картины этих процессов с учетом конкретных материалов по разным странам мира. Одной из множества тем, связанных с анализом последствий глобализации НРД, является проблема миграции НРД. Миграция сект и культов как явление существовала задолго до глобализации и не является ее следствием. Однако если, например, в XVI или XVII в. переезд секты на территорию новой страны мира являлся достаточно редким событием, оказывавшим на нее значительное влияние, то в XX в. миграция становится распространенным и само собой разумеющимся явлением, сопровождающим жизнь большинства крупных сект и культов и многих НРД среднего масштаба и уровня развития. В современном мире секты и культы мигрируют намного чаще, чем это было раньше. Вопрос «Мигрировать или нет?» уже давно сменился для НРД на другой: «В каком количестве стран, на каких континентах и сколько филиалов стоит основывать?». Количество филиалов в разных странах мира окончательно закрепилось в качестве одного из важных показателей величины и силы конкретного НРД. При этом наиболее крупные и влиятельные секты и культы могут похвастаться присутствием в 160 и более странах мира. В результате в XX-XXI вв. процесс миграции НРД перестал быть чем-то экстраординарным и занял крепкие позиции в повседневной жизни НРД.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Книга Левит Название книги Третья книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальным словом своим «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к выслушанию левитских законов. Греческое же название сей книги есть «Λεβυτικον», т. е. ββλιον – «Левитская Книга», – поскольку она содержит свод законов относительно левитского служения ветхозаветных жрецов. Время и место написания Законы и обряды, содержащиеся и книге Левит, открыты Господом Моисею непосредственно после поставления Скинии. Свидения, в различные промежутки времени от половины первого месяца до половины второго месяца, во втором году после исшествия Евреев из Египта. Моисей же, вероятно, записывал сип законы по мере откровения их от Бога. Цель книги Цель книги Левит может быть усматриваема в том, чтобы увековечить для народа иудейского и для его священников законы, которыми определялась жизнь и деятельность того и других; а также начертать в прообразах сени грядущих таин в благодатном царстве великого первосвященника – Христа Иисуса. Обозрение содержания книги, о разделением ее на части по главным предметам содержания По главным предметам содержания, книга Левит разделяется на четыре части с заключением. I. Предварительно излагается чин ветхозаветного богослужения, состоявший в различных жертвах, – это первая богослужебная часть (гл. I–VII). II. После сего описывается учреждение самого жреческого чина, чрез поставление в оный Аарона и сынов его, – это вторая иерархическая часть (гл. VIII–XI.) III. Затем в третьей части излагаются законы, или правила жреческого служения: А. По отношению к народу: аа) правила при очищении различных внешних, или так называемых законных нечистот в народе израильском (отдел обрядовый – гл. XI-XVI). бб) Правила для искоренения различных нравственных нечистот народа (отдел судебный, или юридический – гл. XVII-XX). Б. По отношению к самим священникам: вв) Правила, определяющие качества жрецов и их отношения к святыням сынов израилевых, и к жертвенным животным (отдел канонический – гл. XXI–XXII). IV. В четвертой части начертывается круг годовых праздников ветхозаветных, с присовокуплением правил на некоторые частные случаи жреческой практики (гл. XXIII–XXV). V. Заключение имеет целью возбудить ревность к соблюдению изложенных обрядов и постановлений, и в частности обетов и десятин (гл. XXVI–XXVII). Гл. I–VII. Виды ветхозаветных жертв. Общие и некоторые особенные обряды жертвоприношений. Значение жертв

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010