Теряево. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена. В 2005 обрушился свод четверика, сейчас начат ремонт трапезной. Дата основания кон. XV в. Дата постройки последнего здания 1812-1825. Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена. В 2005 обрушился свод четверика, сейчас начат ремонт трапезной. Обиходные названия Вознесенская церковь; Ильинская церковь; Ильи Пророка церковь; Пророко-Ильинская церковь. Пятиярусная колокольня церкви Вознесения Господня видна еще издали. Построенная в XIX веке (1812-1825) она органично вписывается в панораму теряевского ландшафта. После разрушения колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря, который раскинулся по соседству, она является единственной осью в архитектурном ансамбле церквей этого района с времён Второй мировой войны. Вереницы машин с прихожанами Иосифо-Волоцкого монастыря и других местных храмов редко останавливаются около этой церкви. Только любознательный путешественник, еще чаще фотограф-любитель, который ищет редкий кадр, способен свернуть с большой дороги и оказаться перед когда-то восхищающим, а сейчас щемящим сердце зрелищем. Первоначально церковь была построена в конце XV века, далее последовала череда перестроек, основные из которых прошли в XIX веке, когда к основному объему здания были пристроены трапезная и колокольня. К началу XXI века ансамбль построек, а в особенности основная часть, представляет собой обветшалое, наполовину разрушенное здание. Оно некогда являлось пятиглавым храмом, четверик которого обрушился в 2005 году. Постановлением Правительства Московской области от 30 сентября 2004 г. N 596/38 он был признан памятником архитектуры, но меры по его спасению приняты не были и не предпринимаются в полной мере до сих пор. Не так давно в трапезной была вновь начата приходская деятельность.

http://sobory.ru/article/?object=06277

Можайск. Церковь Петра и Павла (Старо-Никольский собор). Старо-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Одноглавый четырёхстолпный храм на подклете приблизительно повторяет формы предшествовавшего здания рубежа XIV-XV вв. - старого городского собора, выстроенного можайскими князьями и обрушившегося в 1844. До нач. XIX в. храм именовался Никольским, после 1812 - Ильинским, после восстановления в сер. XIX в. освящен как Петропавловский. Закрыт в 1930-х. С 1960-х занят городским историко-художественным музеем, отдан верующим в 2003. Храм строился из кирпича в 1849-1853 гг. на фундаментах рухнувшего в 1844 старого белокаменного Никольского собора конца 14-начала 15 вв. Чертежи собора подписаны архитетором А.М.Шестаковым, строителем был крестьянин села Борисовского Добрынинской волости Владимирской уезда и губернии Прокофий Михайлович Щеглов. Причем, он был восстановлен в том облике, который сложился к 19в. - с четырехскатной кровлей вмето прежнего позакомарного покрытия, с новой, " барочной " формой главы. В отличие от нового, храм освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Тогда же пристроена западная паперть. В советское время церковь была закрыта и полностью утрачена внутренняя отделка, устроено междуэтажное перекрытие. В 1980-х б.храм использовался детской музыкальной школой, затем Можайским краеведческим музеем. В 2003 г. церковь была возвращена верующим. В дальнейшем была разобрана " барочная " глава и устроена новая " луковица " в традициях 17в. Ныне храм действует и вновь расписан. Кирилл Аминов 28 января 2015 г. Первый храм града Можайска был выстроен примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Был он построен тогда конечно же из дерева. При удельном Можайском князе Андрее, сыне великого князя Дмитрия Донского, собор в конце XIV- начале XV века перестраивается в камне. Освящён был во имя свт. Николая Чудотворца. По виду он напоминал Успенский собор на Звенигородском городке. Вероятно, их строила одна артель мастеров. В 1450-1475 гг. к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь св. Георгия. С кон. XV столетия этот главный храм Можайской крепости, да и всего города, можайцы стали называть в честь покровителя города - свт. Николая Можайского.

http://sobory.ru/article/?object=02334

XV. Николай (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский и русская религиозная мысль XIX-XX веков Для многих сама идея настоящего доклада может показаться несколько странной: как можно сравнивать писания простого неграмотного Силуана, выросшего в крестьянской семье, в удаленной российской деревушке и не имеющего ни малейшего представления о философии, истории и даже культуре, с одним из богатейших и многообещающих явлений XX века – русской философией? И действительно, богословы, писавшие о преп. Силуане, такие как Th. Stylianopoulos 543 , никогда не проводили параллели между русской религиозной мыслью и учением преп. Силуана. На самом же деле, как мы увидим, эти два далеких, казалось бы, мира идей не так уж далеки друг от друга, Более того, в преп. Силуане мы находим ответы на почти все центральные вопросы, выдвинутые русской философией, и ответы, как я склонен думать, исчерпывающие. Два последних столетия были решающими для русской культуры в целом. Россия второй половины XIX века – это бурный и интенсивный поток мысли, попытка осмысления, что такое Россия, что такое русская нация, что она может предложить мировой цивилизации как независимый культурно-философский феномен. Со времен Петра I (1682–1725) Россия жила на перепутье культур между Западом и Востоком: с одной стороны, византийские корни русской культуры, уходящие вглубь времен Киевской Руси с ее патриархальным складом ума, с другой – новые идеи западной мысли эпохи Просвещения, охватившие Россию начиная с XVIII века. Результатом столкновения этих двух миров и является этот взрыв философской мысли XIX века. Прот. Георгий Флоровский называет это время философским пробуждением. Достоевский написал: «Это был момент, когда мы впервые взглянули на себя сознательно». Россия – это уникальное явление в плане философской мысли. Почему? Если на Западе развитие мысли проходило органично – эпоха Возрождения выросла из недр западного Средневековья, то восточное христианство не испытало интеллектуальной революции: идеи Просвещения, чуждые России, были просто импортированы и навязаны ей. Реакция славянофилов – прямое тому доказательство. Однако, как ни крути, русская мысль даже в своей чистой форме уже в той или иной мере была зависима от Запада. Даже славянофильство не вышло бы на философскую арену как независимый голос русской мысли, если бы не идеи немецких идеалистов (Boehme).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

инок Всеволод (Филипьев) IV период. Середина XV века – начало XX века Церковная письменность Третьего Рима Глава первая. Введение С падением в 1453 году Второго Рима – Константинополя центр Православия довольно быстро переместился в столицу Руси – Москву, в Третий Рим. Причем под символическим наименованием Третьего Рима более правильно понимать все Московское царство, выросшее затем в православную Российскую империю. С той поры и до 1917 года Россия являлась единственным мощным оплотом Вселенского Православия. Однако, история церковной письменности Третьего Рима начинается не с середины XV столетия, а с крещения Руси или даже с литературно-переводческой деятельности святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, то есть с IX века. Русская духовная литература распадается на два основных периода: до-петровский и после-петровский. В первый период духовная письменность – это собственно вся имевшаяся на Руси литература, другой просто не было. Отличительной чертой ее является несложность и немного-жанровость. Во второй период от духовной литературы отделилась светская литература. Усложнилась и сама духовная литература, максимально расширив свою жанровость и восприняв в себя схоластические, рационалистические и философские элементы. Вершины достигло и духовное содержание литературы в лучших ее образцах. Вместе с тем, постепенно в религиозной литературе получили развитие негативные тенденции – знамения отступления от чистоты православной веры. Указанные тенденции выявились прежде всего в так называемом русском религиозном ренессансе конца XIX – начала XX столетий. Однако, положительной чертой этой «религиозно-ренессансной» литературы было ее противостояние материалистическим, атеистическим и социалистическим воззрениям, как до революции, так и после нее. Обобщая, можно сказать, что к 1917 году русское церковное общество встало перед выбором между светло-духовным святорусским охранительным богословием св. прав. Иоанна Кронштадтского и сомнительно-духовным пред-обновленческим богословием Владимира Соловьева. Новомученики и исповедники Российские однозначно выбрали богословие св. прав. Иоанна Кронштадтского , а обновленцы и последующие за ними модернисты и экуменисты – богословие Владимира Соловьева. В русской церковной эмиграции также образовались два лагеря – православно-охранительный и модернистский. Однако, к концу XX века стало ясно, что Русская Церковь , несмотря на все испытания, в целом осталась верна живой православно-охранительной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

протопресвитер Александр Киселев Часть 1. Святые иконы и иконопись К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, Кто плач и воздыхание мое приимет, Кто паче Тебе в напастех защитит? К кому возопию, аще не к Тебе Пренепорочной Заступнице нашей и Ходатаице неусыпной. Людям свойственно привыкать к тому, что они часто видят или слышат. Это может иногда способствовать притуплению внимания. К сожалению, нечто подобное бывает и у церковных людей. Когда мы церковны только по привычке, а не по глубокому убеждению, от нас может ускользнуть то, что поражает взор человека постороннего. Так некогда любимые сокровища Православия для известной части русского просвещенного общества стали со временем только привычными, признаваемыми только по традиции. Дальше – больше. Пришли к тому, что теперь можно спросить себя: начиная с XVII века и по XIX век включительно много ли насчитаем мы русских образованных людей, которые понимали свою русскую икону как нечто глубочайшее во всей русской культуре и как одно из мировых сокровищ? Боюсь, что немного. До того, как в конце XIX века началась, я бы позволил себе сказать, эпоха, положившая начало расчистке икон, мы два с лишним века скользили вниз по наклонной плоскости. От духовных высот нашей иконописи – Андрея Рублева, Дионисия – мы сползли в низины нечестия к «богомазам», к работающим на скорую руку. Докатились до такого греха, когда писались только лик да кисти рук, а бессмысленные складки риз из дешевой блестящей фольги прикрывали все недописанное. Сними фольгу – и увидишь голову и обрубки рук, – и это все. Тела, фигуры нет, пустая доска. Как это назвать? Не вариант ли это иконоборчества? Это не икона, это фальсификация иконы. Это образ развоплощения, отрицающий, подобно древней ереси, подлинность воплощения Сына Божия. Виноваты, конечно, не те, кто по неведению такие иконы имел, а те, кто такими их изготовлял. Конечно, не все иконы так «фабриковались». Приведенный пример – предел падения. Но в каком-то смысле не так страшно даже само это падение, как страшен происшедший в нашем сознании сдвиг, обвал, благодаря которому такое стало возможным: в XV веке подобный ужас в иконописании вообще немыслим, а в XIX веке он нашел себе место.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Дмитров. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Подлипичье известно с XVXVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Ныне существующая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божий Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита была построена в 1735 году на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово. В 1735 году храм был освящен. Главный придел храма посвящен иконе Казанской Божией Матери. Здесь находится трехъярусный резной иконостас 1867 года. Слева от Царских врат – храмовая икона Казанской Божией Матери, хранящаяся здесь со времен основания храма. В 1778 году с левой стороны к трапезной храма был пристроен теплый (зимний) придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» В 1884-1886 годы на средства И.А. Лямина Скорбященский придел был расширен по проекту московского архитектора И.М. Самарина. В 1898 году на средства вдовы Е.С. Ляминой обновили и переименовали придел Георгия Хозевита. Новый престол по ее просьбе получил наименования Усекновение главы Иоанна Крестителя в память об Иване Артемьевиче Лямине. Усадьба Подлипичье с XVII века принадлежит г. Пятову, далее до конца XVIII века – роду Хитрово. В середине XIX века усадьбой владела Н.А. Пономарева, а в 1890 году она перешла к Ляминым, которые пожертвовали свою усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. После революции 1917 года Казанская церковь в Подлипичье не закрывалась. По книге: «Святыни Земли Дмитровской», 2005 г. Подлипичье известно с XV-XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Начало строительства нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово относится к 1735 году. Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 года. Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола тщанием П.П. Хитрова в 1779 году поставлена часовня, а новый храм и кладбище обнесены каменной оградой. В 1778-1779 годах с левой стороны трапезной части Казанской церкви на средства помещика устроили теплый придел в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " .

http://sobory.ru/article/?object=03498

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рахманово. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты По преданию, Вознесенская церковь стоит на месте бивуака войска св. Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре. На пути из Москвы в Лавру преп. Сергия паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове. Храм построен в 1802 году в стиле русского классицизма на месте ранее разобранной деревянной церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Придел храма во имя свт. Николая. Храм был ограблен большевиками, но практически не закрывался и был единственным действующим в округе до 1988 года. Иконостасы начала XX века. Стенная роспись 50-х годов XX века. Большая часть икон конца XIX - начала XX века. Храм является памятником архитектуры, охраняется государством. Всего в километре от деревни Сафарино (ныне Софрино), на Ярославской дороге расположено историческое село - Рахманово, отмеченное церковью в честь Вознесения Господня, построенной в 1802 г. взамен обветшавшего деревянного храма. Вознесенский храм имеет два придела - во имя св. вмч. Димитрия Солунского и свт. Николая чудотворца, которые были перестроены в середине XIX века. По предположению известного историка русского искусства М.А. Ильина, первый храм в этом селе мог заложить святой благоверный князь Димитрий Донской в честь своего Небесного покровителя. Существует предание, что здесь останавливались войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре, и полководцу во сне явился великомученик Димитрий, который обещал победу над татарами, что позже подтвердил также и преподобный Сергий Радонежский. Свое название село получило от имени владельца - Алексея Никитича Рахманова. В начале XV века это село было куплено для Троицкого монастыря преемником преподобного Сергия, игуменом Никоном. В конце сентября 1608 г. недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И.И. Шуйский, и поляками во главе с паном Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но подвел Федор Головин, по каким-то причинам покинувший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. После поражения в этой битве началась шестнадцатимесячная осада польскими оккупантами Троицкой обители.

http://sobory.ru/article/?object=00445

Москва. Церковь Воскресения Словущего в Крутицах. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена на месте деревянного храма в 1498 г. Первоначально храм назывался в честь Успения Божией Матери. После строительства в 1689 г. нового Успенского собора храм был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В подвалах храма находится усыпальница епископов (15 века). Церковь обновлялась в 17-18 веках. В 1788 г. в связи с закрытием монастыря и подворья храм был упразднен. В 1816 г., после размещения в помещениях монастыря казарм, начата разборка храма, остановленная по требованию общественности. В помещениях храма долго находился армейский склад. Храм недействующий. Расположена справа от Митрополичьих палат. Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. Посетивший в XIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А. Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты. В 1839 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон. В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм. Храм действующий, в нем проводятся службы.

http://sobory.ru/article/?object=05431

Папство и буржуазное общество (1878-1958) Е. Гергей. История папства Отход папства от прошлого и подключение его к историческому «сегодня» произошли во время понтификата Льва XIII. В последней трети XIX века папа осознал необходимость и возможность новой политики «разрешения и связывания». Идейной идеологической основой позднего сближения церкви, папства с деформированным за счет внутренних противоречий буржуазным обществом был неотомизм. К концу века папа успешно вывел церковь из изоляции. Это стало возможным благодаря историческому процессу, происходившему в последней трети XIX века, в результате которого усилились консервативные силы в ущерб радикальным, демократическим и либеральным направлениям. В буржуазном обществе укрепилась готовность к отказу от прежнего лаицизма и к соглашению с клерикализмом. Таким образом, папство вновь стало духовной мировой державой и вследствие этого могло превратиться в важный фактор международной политики, хотя этому в течение полувека препятствовала его враждебная позиция по отношению к итальянскому национальному государству. Позднее подключение к буржуазным преобразованиям носило критический характер. Программу преодоления опасностей, вытекающих из «нового связывания», выдвинул Пий X, первый папа XX века и последний святой среди пап. Однако наряду с важными пастырскими последствиями внутреннего реформирования церкви в идейно-политической области наступил регресс. Папство снова стало нетерпимым по отношению к современным теологическим и христианским политическим тенденциям, стремившимся ускорить реальное обновление. В бурные годы первой мировой войны (1914-1918) папство, несмотря на все свои попытки, не смогло оказывать никакого влияния ни на воюющие стороны, ни на завершившую войну Парижскую мирную конференцию. В период революционного кризиса, развернувшегося в мировом масштабе под влиянием Октябрьской социалистической революции в России, новый папа, Бенедикт XV, понял, что для устранения этой опасности, грозившей и консервативной церкви, следует открыть широкую дорогу направлениям, мобилизующим народные массы, организованные в христианско-демократическое и христианско-социальное движения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010