Было подано на предзащиту 23 работы, успешно защитились 19 соискателей. Количество написавших дипломные работы в семинарии и на СЗО академии в этом году самое высокое за последние годы — 78, из них не защитились 7 человек. Нас радует преодоление психологического барьера у студентов, который появился после значительного ужесточения требований к диссертациям и дипломным работам. Полностью оправдала себя практика предзащит. Примечательно, что впервые в этом году Кафедрой церковной истории была проведена дистанционная предзащита посредством интернет-видеоконференции с Соединенными Штатами Америки. В течение учебного года профессора и преподаватели принимали участие в конференциях и общественно-церковных мероприятиях. Отметим наиболее значимые. Это ежегодные Международные Рождественские чтения, а также XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в которых по традиции принимают участие и члены нашей преподавательской корпорации. 19-21 сентября представители МДА приняли участие в празднованиях 160-летия семинарского храма и 15-летия возрождения Воронежской семинарии. На торжествах Учебный комитет и Московские духовные школы представляли профессора архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Максим Козлов, А.К. Светозарский и В.М. Кириллин. 2 октября в Афинах состоялось открытие греческой версии портала Богослов.ру, а 12 ноября во Фрибургском университете (Швейцария) в рамках Dies Academicus прошла презентация немецкой версии портала. 6 ноября заслуженный профессор МДА А.И. Осипов принял участие в семинаре для преподавателей Основного богословия в Киеве, где также прочитал ряд лекций. 11 декабря в рамках семинара для преподавателей курса «История Православия на Руси» состоялась встреча профессоров МДА В.М. Кириллина и А.К. Светозарского с профессорско-преподавательским составом Киевской духовной академии и других духовных школ Украины. В феврале 2009 года группа преподавателей и студентов Кафедры библеистики Московской духовной академии побывала с археологической экспедицией в ряде исторических мест Святой Земли.

http://patriarchia.ru/db/text/671256.htm...

10 . Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи в XV–XIX вв. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. 11 . Воробьев В., прот. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня/Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. – М.: ПСТБИ, 2002. С. 156–162. 12 . Воробьев В., прот. Особенности документов следственных дел 20–40-х годов/Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ 1997 г. – М.: ПСТБИ, 1997. С. 163–166. 13 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1: В 2 ч. – Репр. воспр. изд. 1901 г. (М.). – М., 1997. 14 . Давыденков О. , свящ. Догматическое богословие: Курс лекций: В 3 ч. – М.: ПСТБИ, 1997. 15 . Дашков С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. 16 . Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2005. 17 . Демченко А. Святой Патрик и Христианство [Электронный ресурс]. (25.09.2008). 18 . Душеполезное чтение: ежемес. богосл. журнал. 1860–1917. – М., 1895. 19 . Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Дисс. на соиск. учен. ст. магистра богословия. Машинопись. – Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1977. 20 . Евсевий Памфил. Церковная история [Электронный ресурс]/Библиотека Якова Кротова: [Web-caйm]. http://ww.krotov.info/acts/04/1/03240000.html. (25.09.2008). 21 . Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: В 2 ч. – М.: ПСТГУ, 2005. 22 . Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М.: Гносис, 1994 [Электронный ресурс]/Национальная энциклопедическая служба: [Web-caйm]. http://nterpretive.ru/slovari (14.09.2008). 23 . Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению: В 2 т. – Репр. воспр. изд. 1907 г. (СПб.). – М., 1996. 24 . Знаменский П. В. История Русской Церкви. Изд. 9-е, испр. – Париж; Москва, 2000. 25 . Иерофей Влахос , митр. Господские праздники. – Симферополь, 2002. 26 . Извеков М. Преподобный Антоний Великий /Христианское чтение: журн. Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1879. Ч. II. С. 66–130. 27 . Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. – Варшава, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

История гонений христиан в Грузии в период персидских завоеваний в аспекте последующего создания Грузинского Экзархата Бажутина Т.Д. (Москва), Тихонов И.С. (ГАРФ) Церковно-государственный аспект жизни и деятельности представителей грузинских колоний в Москве, упокоенных в Некрополе Донского монастыря Багратион-Мухранели И.Л. (МГУ, ПСТГУ) Грузиноведение в России Бокучава А.М. (МГУ) Отдельные фрагменты российско-грузинских церковно-государственных отношений КРУГЛЫЙ СТОЛ: " СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ПО ВОПРОСУ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ " Начало заседания: 18.30 Место заседания: Студенческая трапезная, ул. Новокузнецкая, протоиерей Максим Чантурия (Грузинский храм вмч. Георгия, Москва) Современное состояние российско-грузинских церковно-государственных отношений и возможные пути дальнейшего сотрудничества Мельникова И.Е (ПСТГУ) История Грузинского Экзархата: прошлое и настоящее 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) 2 ЗАСЕДАНИЕ Начало заседания: 10.00 Место заседания: конференц-зал ректората, ул. Новокузнецкая, 23 СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) - БОГОСЛОВ, ИЕРАРХ, ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ священник Павел Хондзинский (ПСТГУ) Литургическое творчество святителя Филарета протоиерей Максим Козлов (МДАиС, ПСТГУ) Святитель Филарет и духовенство Московского университета Кондаков Ю.Е. (Санкт-Петербург, РГПУ) Святитель Филарет и политическая борьба в России в начале XIX века Сухова Н.Ю. (ПСТГУ) Участие Святителя Филарета в развитии академического богословия XIX века Журавлёва О.М. (Санкт-Петербург) Церковно-судебная практика Московского митрополита Филарета Курляндский И.А. (ИРИ РАН) Проблема улучшения состояния приходского духовенства в наследии Святителя Филарета Бежанидзе Г.В. (ПСТГУ) Учение Святителя Филарета и взгляды иеромонаха Климента (Зедергольма) о положении Церкви в государстве Перерыв 3 ЗАСЕДАНИЕ Начало заседания: 14.30 Место заседания: конференц-зал ректората, ул. Новокузнецкая, 23 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Изучение вопроса о материальном положении приходского духовенства начинается уже с эпохи «великих реформ», когда в 1860-х гг. стали появляться публикации, посвященные данной проблеме. Классическими трудами этого времени по истории духовного сословия в России являются две монографии профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского – «Приходское духовенство на Руси» и «Приходское духовенство в России со времен реформ Петра» 4 . Данные работы и доселе остаются наиболее солидным, полным, объективным и систематическим обозрением истории приходского духовенства за период XII-XIX вв. Такие проблемы, как материальное обеспечение священства, основные источники его дохода, положение клирика в приходе, назначение на место, взаимоотношения с землевладельцем были важны и в допетровский период. Эти вопросы освещены книге П.С. Стефановича «Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках» 5 . Многие проблемы, волновавшие представителей церковных кругов в начале XX в., активно обсуждались в правление императора Александра II в связи с преобразованиями, затронувшими все области жизни. О церковных реформах 60-х гг. XIX в. повествует богатая фактами монография С.В. Римского «Российская Церковь в эпоху реформ» 6 . Теме реформы прихода в XIX в. был посвящен доклад А.В. Прокофьева, представленный на ежегодной богословской конференции ПСТБИ 1999 г. 7 Вопросам церковной истории начала XX в. посвящена работа И.К. Смолича «Предсоборное Присутствие 1906 г. К предыстории Московского Поместного Собора 1917/1918 гг.» 8 . Наиболее фундаментальным трудом по истории всего синодального периода является работа И.К. Смолича «История Русской православной церкви (1700 – 1917)» 9 . Автор впервые проанализировал всю систему церковного устройства в Синодальный период, однако не имел доступа к российским архивам, поэтому анализ приводимых фактов представляется неполным. Нельзя безоговорочно согласиться с суждением И.К. Смолича о том, что Церковь располагала достаточными финансовыми средствами на проведение всех реформ, но не была способна использовать их рационально. Автор считает, что суммы, потраченные в форме пожертвований на деятельность храмов, были «огромными». Ошибочно его суждение о том, что иерархи Церкви не высказывали «никаких реформаторских устремлений» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Ламбетской конференции 1930 г. после принципиально важного согласия англикан с утверждением православных о том, что общению в таинствах должно предшествовать единство в вероучении, было решено создать Смешанную православно-англиканскую богословскую комиссию (Anglican-Orthodox Joint Doctrinal Commission)(CNAБK), в состав которой вошли представители Константинопольского Патриархата и  Церкви Англии. Комиссия начала свою работу в 1931 г. Участники Ламбетской конференции 1948 г. единодушно поддержали решение о дальнейшем развитии отношений с православными с целью восстановления единства вселенской Церкви. После Второй мировой войны диалог между нашими Церквами был возобновлен в 1956 году. Современный этап англикано-православного диалога открылся визитом архиепископа Кентерберийского Михаила Рамсея к Константинопольскому Патриарху Афинагору (Спиру) в 1962 г. Главы двух Церквей пришли к соглашению о необходимости воссоздания Смешанной богословской комиссии по диалогу с целью изучения тех вероисповедных различий, которые стояли на пути к единению в XIX и первой половине ХХ веков. В ноябре 1964 г. на третьем всеправославном совещании на острове Родос обсуждались и  отношения с Церквами Запада. Вопрос об отношениях с Кентербери не вызвал разногласий. Единодушно было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов, от каждой Православной Церкви». После всех предварительных встреч и собеседований диалог начался в 1976 году. Очередная сессия диалога завершилась несколько дней назад. У нас вызывает тревогу судьба этого диалога. Мы ценим предложение Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, сделанное в этом году, исключить из состава диалога представителей тех англиканских Церквей, которые не исполняют условий моратория на ординацию открытых гомосексуалистов. Но мы рассматриваем это предложение как полумеру, которая может спасти диалог на некоторое время. Диалог обречен на закрытие, если безудержная либерализация христианских ценностей в Церквах Англиканского содружества будет продолжаться.

http://mospat.ru/2010/09/10/news25819/

На Ламбетской конференции 1930 года после принципиально важного согласия англикан с утверждением православных о том, что общению в Таинствах должно предшествовать единство в вероучении, было решено создать Смешанную православно-англиканскую богословскую комиссию (Anglican-Orthodox Joint Doctrinal Commission, СПАБК), в состав которой вошли представители Константинопольского Патриархата и церкви Англии. Комиссия начала свою работу в 1931 году. Участники Ламбетской конференции 1948 года единодушно поддержали решение о дальнейшем развитии отношений с православными с целью восстановления единства Вселенской Церкви. После Второй мировой войны диалог между нашими Церквами был возобновлен в 1956 году. Современный этап англикано-православного диалога открылся визитом архиепископа Кентерберийского Михаила Рамсея к Константинопольскому Патриарху Афинагору (Спиру) в 1962 году. Главы двух Церквей пришли к соглашению о необходимости воссоздания Смешанной богословской комиссии по диалогу с целью изучения тех вероисповедных различий, которые стояли на пути к единению в XIX и первой половине ХХ веков. В ноябре 1964 года на третьем всеправославном совещании на острове Родос обсуждались и отношения с Церквами Запада. Вопрос об отношениях с Кентербери не вызвал разногласий. Единодушно было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов, от каждой Православной Церкви». После всех предварительных встреч и собеседований диалог начался в 1976 году. Очередная сессия диалога завершилась несколько дней назад. У нас вызывает тревогу судьба этого диалога. Мы ценим предложение архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, сделанное в этом году, исключить из состава диалога представителей тех англиканских церквей, которые не исполняют условий моратория на ординацию открытых гомосексуалистов. Но мы рассматриваем это предложение как полумеру, которая может спасти диалог на некоторое время. Диалог обречен на закрытие, если безудержная либерализация христианских ценностей в церквах Англиканского содружества будет продолжаться.

http://patriarchia.ru/db/text/1272295.ht...

Самара 10-11 ноября 2006 г./отв. ред. П.С. Кабытов. Самара, 2006. С. 176 – 183. «Суровый владыка» или «милостивый архипастырь и отец»? Саратовский епископ Гермоген [Долганов] во взаимоотношениях с паствой и клиром в 1903 – 1912 гг.//Провинциальное духовенство дореволюционной России: сб. науч. тр./науч. ред. Т.Г. Леонтьева. Тверь: Славянский мир, 2006. Вып. 2. С. 175 – 198. Епископ Гермоген (Долганов) и семинарское образование в Саратове в начале XX в.//XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. М., 2006. Т. 2. С. 220 – 227. Физическая культура в учебных заведениях Саратовской губернии//Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 229 – 236 (в соавторстве с В.П. Тотфалушиным). Корреспонденты официальный изданий Саратовской епархии в начале XX в.//Там же. С. 237 –240. Саратовский епископ Гермоген и кризис среднего духовного образования (1903 – 1912)//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2007. 3. С. 32 – 52. Ликвидация начальных духовных школ России в 1917 – 1918 гг. (по материалам духовного училища в г. Петровске Саратовской губернии)//Вестник церковной истории. 2007. 2 (6). С. 61 – 72. Кризис духовной школы конца XIX - начала XX вв.//Платоновские чтения: материалы XIII Всероссийской конференции молодых историков г. Самара 23-24 ноября 2007 г./отв. редактор П.С. Кабытов. Самара, 2007. С. 135 - 138. Основные вопросы биографии архиепископа Алексия (Дородницына)//Государство, общество, церковь в истории России XX века. Материалы VII Международной научной конференции. Иваново, 13 – 14 февраля 2008 г. Иваново, 2008. С. 144 – 151. Национальный вопрос в системе взглядов епископа Гермогена (Долганова)//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История, международные отношения, вып. 1. 2008. Т. 8. С. 92 – 96. Судебный процесс против православного духовенства в Саратове в 1918-1919 годах//Отечественная история.

http://drevo-info.ru/articles/27221.html

Брюссельского и Бельгийского. За время управления Брюссельской и Бельгийской епархией стараниями В. были открыты 2 храма в Брюсселе и мон-рь в Первейзе. В новооткрытых храмах служба совершается на франц., в мон-ре - на фламанд. языке. В. много лет возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» (ВРЗЕПЭ), в к-ром опубликовал множество своих статей. Активно участвовал в общественной жизни РПЦ: входил в состав делегации Московского Патриархата на трех Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей на о-ве Родос (1961-1964) и на 4-м Совещании (1968) в Шамбези (Швейцария); решением Свящ. Синода от 5 авг. 1965 г. был назначен членом Межправославной богословской комиссии от РПЦ по диалогу с англикан. Церковью. В. принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ): летом 1963 г. работал на IV Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада), был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Уппсале в 1968 г. Присутствовал на XIX Международном конгрессе старокатоликов в Вене в сент. 1965 г. и на ежегодных богословских собеседованиях в Шевтони , а также на целом ряде богословских и экуменических форумов. Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г. Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г. В сент. 1963 г. В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне, однако вновь побывать на Св. горе он смог только в апр. 1977 г. В июне 1966 г. В. посетил Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

12-13. М., 2006. С. 67-77. (Вышел в свет в январе 2008.) Проклятый гетман//Аргументы и факты в Украине. 45 (586). Ноябрь 2007. С. 38. (В соавторстве с Жанной Шевченко.) «Чародейство наикрепчайше запрещается»: Законодательство о колдовстве в Российском государстве до 1917 года//Православная беседа. … 2007. С. … Дорофей (Филипп), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии/Православная энциклопедия. Том XVI. М., 2007. С. 26. Досифей (Васич), исповедник, митрополит Загребский/Православная энциклопедия. Том XVI. М., 2007. С. 51-52. (В соавторстве с иеродиаконом Игнатием (Шестаковым)). Елевферий (Воронцов), митрополит Ленинградский и Ладожский/Православная энциклопедия. Том XVIII. М., 2008. С. 282-287. (В соавторстве с М. В. Шкаровским.) Русская Православная Церковь Заграницей и православные приходы в Чехии и Моравии в годы Второй мировой войны//Труди 9. 2008. С. 162-196. (В соавторстве с М. В. Шкаровским.) Пражский период жизни протоиерея Сергия Булгакова/Российские ученые-гуманитарии в межвоенной Чехословакии: Сборник статей. М., 2008. С. 249-256. Чехословацкое государство и православное движение в Подкарпатской Руси (1919-1922)//Славянский альманах 2008. М.: «Индрик», 2009. С. 207-219. Чехословацька влада та Православна Церква в в роки//Труди 10. 2009. С. 247-266. О выходе ума из сердца. Рецензия на книгу: Сальвестрони С.Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура/Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 237 с. — ISBN 5-89647-145-9//Научный богословский портал «Богослов.RU»: Дайджест 2009. С. 50-54. Церковная жизнь украинской эмиграции в Чехии в 1920-1930-е гг.//XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. Т.1. М.: ПСТГУ, 2009. С. 294-299. Вторая мировая война и судьбы православия в в Огляд Випуск перший. К., 2009. С. 115-119. Латеранские соглашения: 80 лет в Огляд Випуск перший. К., 2009. С. 133-136. В поисках утраченного времени, или еще раз о событиях 1054 в Огляд Випуск перший.

http://drevo-info.ru/articles/13679779.h...

1 (38). С. 136-143. «Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг. и епархиальное управление в Православной Российской Церкви» — доклад на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» (Москва, Храм Христа Спасителя, 11 октября 2007 г.)//Богослов.ru, 24 октября 2007. Перевод: Ларше, Жан-Клод Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы//Богословские труды. 2007. 41. С. 146-211. Перевод: Ларше, Жан-Клод Исцеление психических болезней. Опыт христанского Востока первых веков. При поддержке Благотворительного фонда «Вольное дело»//Larchet, Jean-Claude (1992): Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Editions du Cerf (Théologies). М.: Сретенский монастырь, 2007. «Всеправославный саммит: Разрывы и связи»//Богослов.ru, 19 октября 2008 (в соавторстве с В. В. Бурегой) «Резолюции Епархиального собрания Парижской митрополии“ 1927 года: проведение в жизнь определений Собора 1917-1918 гг.?»//XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: ПСТГУ, 2008. Т. 1. С. 251-255. Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата//Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. XIX. С. 608-610. С. 752. Епархиальные реформы. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2011. Игумен Савва (Тутунов): Семинария и академия — целый пласт жизни//официальный сайт Московской духовной академии, 9 августа 2011 г. Ходатай о русском единстве — памяти архипастыря русских приходов в Западной Европе//Богослов.ru, 22 января 2013 (в соавторстве с епископом Нестором (Сиротенко)). Епископ Савва (Тутунов). Быть русским . — М.: Издательская компания «Просветитель», 2023. — 128 с. Награды: Церковные: 2007 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.; 2018 г. — медаль «Патриаршая благодарность»; 2019 г. — орден  блгв. кн. Даниила Московского III ст.; 2019 г.

http://patriarchia.ru/db/text/672987.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010