Д.И. Глазистов Определение границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века Скачать epub pdf Введение В настоящей работе будет выполнен обзор исследований русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века по настоящей проблеме с целью наиболее точного определения понятия «границы Церкви», и будет осуществлена попытка оценки правомочности этих определений. Для этого будут использованы как непосредственно труды русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века , так и критические работы, посвященные их трудам. На основе полученных результатов будет проведен их сравнительный анализ и критическая оценка. Тема исследования: Определение понятия границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века . Актуальность исследования: В настоящее время существуют критически или враждебно настроенные организации, группы людей, высказывающие суждения, игнорирование которых со стороны Православной Церкви может привести к нежелательным для нее последствиям. К этим суждениям относятся т.н. теории «ветвей» или «невидимой Церкви». Суть данных высказываний сводится к следующему: Мы не можем четко определить границы Церкви. Из этого делается вывод, что любой человек, какого вероисповедания бы не придерживался в настоящий момент, после смерти, к собственному удивлению, может быть опознан как принадлежащий к Церкви. Это утверждение приводит к религиозному плюрализму, что прямо наносит вред проповеди православия, мешает людям придти в Церковь , и тем самым обрести спасение. Дополнительной проблемой является то, что в самой Церкви не утверждено четкое учение о границах Церкви. 1 Таким образом, необходимость тщательного изучения этой проблемы становится очевидной. Краткий обзор источников по теме: Тема церковности и границ Церкви подробно рассматривается в отечественной богословской науке второй половины XIX – первой половины XX века. В настоящей работе будут рассмотрены исследования А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, свт. Филарета (Дроздова) , митр. Макария (Булкакова), свт. Илариона (Троицкого) , патр. Сергия (Страгородского) , прот. Георгия (Флоровского).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/opr...

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лекция о паломничестве на Святую землю в начале XX века прошла в Институте восточных рукописей апреля 2016 В Институте восточных рукописей Российской академии наук 20 апреля состоялась лекция кандидата старшего научного сотрудника ИВР РАН Александра Грушевого под названием " Российское паломничество на Святую землю в начале XX века " . Был рассмотрен феномен православного паломничества в освещении выдающегося русского византиниста Алексея Дмитриевского. Акцент был сделан на организационной, бытовой стороне странствий. Александр Грушевой отметил, что паломничество православных верующих на Святую землю было существенным элементом жизни царской России и важной частью русской православной культуры. Но до XIX века путешествия к святыням христианства были сопряжены с опасностями и поэтому не были широко распространены. Однако в XIX веке ситуация меняется: в связи с ослаблением Османской империи у многих православных верующих из России возникает желание стать защитниками христианских ценностей на Ближнем Востоке, и количество паломнических поездок на рубеже XIX-XX веков резко увеличивается. Со своей стороны, власти Российской империи принимают множество мер, облегчающих нахождение на Святой земле русских паломников. Для этих целей были созданы несколько крупных общественных организаций, призванных способствовать паломничеству: Палестинский комитет в 1859 году, Палестинская комиссия в 1864 году и в 1882 году - Императорское православное палестинское общество, которое существует до сих пор.  Создание Палестинского общества ознаменовало размах деятельности и рост финансирования паломнического движения. Одним из важных решений общества стало принятие соглашения о льготных тарифах для русских паломников. Был проложен маршрут по Черному и Средиземному морям из Одессы в Иерусалим. Средняя стоимость одного путешествия составляла 200 царских рублей. В начале XX века такие поездки совершали от 5000 до 10 000 человек в год. Паломники прибывали в Палестину на кораблях третьим классом в условиях полной антисанитарии, ночевали в трюмах, в которых обычно перевозили лошадей и прочий скот. С бортов кораблей перебирались на лодки местных жителей, багаж сверху кидали в лодки. Часто случалось, что телеги с багажом потом опаздывали на 2-3 дня, поскольку паломники добирались до Иерусалима на поезде. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

XIII. А. Л. Беглов. Святоотеческое сознание русского старчества (XIX -начало XX века) 451 Проблема, которая будет обсуждаться в этой статье и которая вынесена в ее заглавие, на первый взгляд может показаться совершенно неуместной. Неужели русское старчество периода самого своего расцвета не имело святоотеческого сознания? Неужели оно не питалось токами Предания? Сегодня мало у кого могут возникнуть такие вопросы. Однако совсем иначе смотрели на это современники описываемых событий. Вспомним, какое количеств страниц посвящено именно доказательству святоотеческих корней старческого руководства, его вполне церковного характера в первых жизнеописаниях старцев Оптиной пустыни и первых теоретических работах, посвященных старчеству. К этим произведениям можно присовокупить и писания самих русских старцев первой трети XIX века, например преподобного Зосимы (Верховского) 452 . Названные и многие другие памятники русской аскетической письменности представляют собой буквально апологетику старчества. Эта – как нам сейчас представляется – сугубо православная практика на протяжении всего XIX века нуждалась в апологии, в защите. И такие апологетические выступления появлялись не на пустом месте. Они были ответом на критику, сомнения и упреки, исходившие на протяжении всего рассматриваемого периода из самых разных кругов – от высокопоставленных церковных иерархов до простых новоначальных иноков и инокинь, задававших вопросы о необходимости для них безоговорочного послушания старцу. Действительно, вся история русского старчества XIX – начала XX веков окружена конфликтами разной природы и разного характера. Можно сказать, что эти конфликты развиваются по нескольким направлениям. Первая линия таких конфликтов – это отношения старцев с епархиальной/центральной церковной властью. Яркий пример такого рода конфликтов дает нам жизнь первого оптинского старца преподобного Льва (Наголкина) , духовного внука великого делателя старческого руководства – преподобного Паисия (Величковского) . Постоянное перемещение по распоряжению архиереев из одного монастыря в другой, строгие указания, имеющие целью ограничить доступ паломников к старцу уже после водворения в Оптину пустынь, непосредственные словесные столкновения с калужским преосвященным – постоянный фон жизни преподобного Льва. Вместе с тем, как прекрасно показала в своей недавней работе И. П. Коровушкина-Пярт, старчество продолжало быть «неудобным» явлением для вышестоящих церковных властей не только на самом раннем этапе своей истории, но и в начале XX века. Так, Святейший Синод предпринимал специальные расследования деятельности (прежде всего – хозяйственной, но не только) таких известных в это время духовных наставников, как преподобные Гавриил (Зырянов) , старец казанской Седмиезерной пустыни, и Герман (Гомзин) , возобновитель старчества в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В обоих случаях расследования закончились удалением старцев из их обителей (в случае с преподобным Германом удаление оказалось временным) 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Аудио] " Русский консерватизм начала XX века: актуальность идейного наследия " " Русская линия " и " Народный собор " провели круглый стол 23.05.2008 466 Время на чтение 6 минут Вчера, 22 мая в Москве в Институте философии РАН состоялся круглый стол " Русский консерватизм начала XX века: актуальность идейного наследия " , организованный ИА " Русская линия " и общественным движением " Народный собор " . В ходе конференции были затронуты актуальные вопросы идейного багажа русских консерваторов прошлого, обсуждались возможности его использования в условиях современной России. Вел круглый стол главный редактор РЛ, историк русского монархического движения Анатолий Степанов. Во вступительном слове А.Д.Степанов отметил тот вклад, который сотрудники РЛ вносят в изучение истории русского консерватизма, рассказав собравшимся о таких публикациях как составленная им книга статей одного из вождей черносотенного движения начала XX века В.А.Грингмута " Объединяйтесь, люди русские! " , и подготовленной совместно с д.и.н. профессором Харьковского университета Александром Каплиным книге работ выдающегося русского общественного деятеля, ученого, публициста, председателя фракции правых III Государственной Думы А.С.Вязигина " Манифест созидательного национализма " ; отметил недавно выпущенную редактором РЛ к.и.н. Андреем Ивановым книгу " Верная гвардия. Русская смута глазами офицеров-монархистов " , напомнил о ранее вышедшей книге " Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века " (сост. А.Д.Степанов и А.А.Иванов), о монографиях редакторов РЛ к.и.н. Дмитрия Стогова " Правомонархические салоны Петербурга-Петрограда (конец XIX - начало XX в.) " и Андрея Иванова " Последние защитники монархии " . Рассказал А.Степанов и о таком проекте как историческая энциклопедия " Черная сотня " , над которым трудилось несколько десятков специалистов-историков, отметив, что книга эта в самом ближайшем времени должна поступить в продажу. Выступивший вслед за ним один из руководителей " Народного собора " Владимир Хомяков в своем докладе " О перспективах монархической идеи в современной России " , отметил важность правильного освещения этой идеи, которая не должна восприниматься как " пережиток прошлого " .

http://ruskline.ru/news_rl/2008/05/23/ru...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» отца Георгия Митрофанова — пожалуй единственный адекватный курс русской церковной истории XX века на данный момент. Попытка честного, не ангажированного изложения. Как и подобает подлинно церковному историку, отец Георгий Митрофанов делает акцент на новомучениках и исповедниках — история Церкви суть история святых, а история Русской Церкви XX века, была историей мучеников. «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» — литературно обработанные магнитофонные записи лекций Митрофанова. Предлагаемый здесь вариант «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» Митрофанова не полный — до 1920 г. Отец Георгий Митрофанов в предисловии к «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» пишет: «новейший период русской церковной истории уникален: трагизм времени и судеб, невиданный в предшествующие эпохи расцвет подвижничества и исповедничества. Все это делает изучение истории Русской Православной Церкви XX века одним из важнейших средств духовно–нравственного воспитания современных православных христиан.Для православного читателя данная книга может быть полезна еще и потому, что содержащаяся в ней картина русской церковной жизни периода 1900–1927 гг. позволяет лучше представить великое значение подвига новомучеников XX века, канонизация которых является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России. […] Хронологические рамки данной книги (1900–1927 гг.) выбраны неслучайно. На рубеже XIX–XX веков обострились все противоречия русской жизни: социальные, политические, духовные. Поместный Собор 1917–1918 гг. восстановил каноничное Высшее Церковное Управление в Русской Православной Церкви. Совпавшее с периодом проведения Поместного Собора начало многолетних гонений на Церковь богоборческого коммунистического государства обусловило не имеющую прецедентов эпоху русской истории. Однако все первое десятилетие своего существования в условиях непрекращавшихся гонений Русская Православная Церковь сохраняла каноническое единство всего православного епископата и последовательно пыталась не допустить вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Лишь в 1927 г., в результате изменений, внесенных митрополитом Сергием в политику отношений с коммунистическим государством, стало неизбежным формальное отделение от митр. Сергия как части епископата Русской Православной Церкви, находившегося в эмиграции, так и многих авторитетных церковных иерархов, осуществлявших свое служение в Советской России.»

http://pravbiblioteka.ru/book/istoriya-r...

Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калужская область, с.Льва Толстого, ул. Советская, 19 Координаты: 54.604706, 36.038343 Проезд:с Киевского вокзала экспресс или электричка до г.Калуга, далее автобусом, 174 км от г. Москвы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела. В течение XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского. В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-haчaлe ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07088

Введение Часть I. На пороге философии Глава I. До эпохи Петра Великого Глава II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Г.С. Сковороды Глава III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII веке Часть II. XIX век Глава I. Философия в высших школах и её судьбы. Мистицизм начала XIX века. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм Глава II. «Архивные юноши». Д.В. Веневитинов, кн. В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев Глава III. Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь. Начало «славянофильства». А.С. Хомяков Глава IV. И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков Глава V. Гегельянские кружки. Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский Глава VI. А.И. Герцен Глава VII. Философское движение в высших Духовных школах в первой половине XIX века. Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.) Глава VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-е годы. (Н.В. Чайковский и «Богочеловеки») Глава IX. Полупозитивизм в русской философии XIX века. К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой Глава XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н.Н. Страхов. Ф.М. Достоевский Глава XII. К. Леонтьев, В.В. Розанов Часть III. Период систем Глава I. Общие замечания. Владимир Соловьев Глава II. Владимир Соловьев (продолжение) Глава III. В.Д. Кудрявцев. Архиепископ Никанор Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний Глава V. Н.Ф. Федоров Глава VI. Позднейшие гегельянцы. Чичерин, Дебольский, Бакунин Глава VII. Неолейбницианство в русской философии. Козлов, Аскольдов, Лопатин, Лосский Глава VIII. Неокантианство в русской философии. Введенский, Лапшин, Челпанов, Гессен, Гурвич, Яковенко, Степун Глава IX. Новейший позитивизм в России и поиски «научной философии». Лесевич, Грот и др., Вернадский, Мечников, dii minores. Часть IV. XX век Глава I. Общие черты последнего периода русской жизни. Материализм. Неомарксизм. Плеханов, Богданов, Ленин, т. наз. «советская философия» Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов) Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие Глава IV. Метафизика на основе трансцендентализма. Спир, Вышеславцев, Струве, Новгородцев, философские искания И.А. Ильина. Гуссерлианцы (Шпет, Лосев) Глава V. Метафизика всеединства, а) системы А.П. Карсавина и С.Л. Франка Глава VI. Метафизика всеединства, б) о. П. Флоренский и о. С. Булгаков Приложение Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Светильник под спудом. Часть 1. Житие преподобного отца монаха Герасима Краснослобожца Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь. Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь. Саровская пустынь... В XVIII и начале XIX века это был один из самых почитаемых в народе и авторитетных среди подвижников монастырей. Именно в Саров благословляли своих наиболее ревностных духовных чад опытные духовники. Пустынь славилась высоким подвижничеством, строгой монашеской жизнью. Именно в Сарове явился один из величайших (если не сказать – самый великий) святой нового времени – преподобный Серафим. При воспоминании о преподобном Серафиме невольно возникает вопрос: откуда вдруг в российской глубинке, в глухих темниковских лесах, в небольшом монастырьке Тамбовской епархии мог появиться светильник, подобный великим подвижникам древнего православного Востока, истинный боговидец, созерцатель и носитель нетварного света? Преподобный Серафим, несомненно, был знаком с творениями учителей древнего православного монашества, но не более, чем любой другой усердный русский монах его времени. Рукописное собрание Саровской пустыни (РГАДА, ф. 357) располагает не бедной, но и не уникальной подборкой литературы по данному вопросу, а печатные издания славянских и русских переводов святых отцов и основоположников монашества в то время еще не получили такого распространения, как с середины XIX столетия. Так что предположить здесь опыт в значительной мере книжный было бы неверно. Говорить же исключительно о сверхъестественных откровениях – значит подвергаться опасности спутать великую святость с прелестью. Единственный вывод, который напрашивается сам собой: святость преподобного Серафима – плод гениального ученичества, умения усваивать и преумножать духовный опыт наставников, сподвижников, сомолитвенников и сотаинников. Выдающаяся личность преподобного Серафима как бы невольно заслонила собой от взора потомков плеяду его предшественников и современников, подвизавшихся в Сарове.

http://pravoslavie.ru/3375.html

Творишичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Георгия в селе Творищичи известна с начала XVII в., нынешняя Преображенская церковь построена, согласно существовавшей на северной стене надписи, в 1850-1858 гг. на средства помещицы В. Безобразовой, в 1890-1900 гг. сооружена колокольня. Оригинальный храм в эклектико-романтической духе. Уникальное убранство интерьера (имитация горы Фавор) аналогично существовавшему в несохранившемся монастыре Вифании близ Троице-Сергиевой Лавры. Иконостасы относятся к рубежу XIX-XX вв., иконы – к XX в. В советское время действовала. Церковь Преображения расположена на окраине села Творищичи, на небольшом возвышении над долиной реки Судость. Известно, что в начале 17 столетия на этом месте стояла деревянная церковь в честь св. Георгия. Что касается нынешней Преображенской церкви, то она была сооружена в 1818 году при поддержке известной местной помещицы Варвары Безобразовой. На строительство Преображенской церкви ее подвигла потеря - смерть близких. Личная трагедия помещицы Безобразовой отразилась на виде церкви, возведенной на ее средства. Этот бескупольный храм с небольшой главкой для установки креста стал символом вдовства. В 1893 году к церкви Преображения пристроили колокольню и каменную трапезную. Колокольня находится примерно в шести метрах от храма и выполнена в несколько другом архитектурном стиле. Сегодня Преображенская церковь известна благодаря своему уникальному алтарю, который расположен на макете горы Фавор, на которой, согласно евангельской легенде, произошло Преображение Господне. Творишичи известна с начала XVII века, нынешняя Преображенская церковь построена, согласно существовавшей на северной стене надписи, в 1850-1858 годы на средства помещицы В. Безобразовой, в 1890-1900 годы сооружена колокольня. Оригинальный храм в эклектико-романтической духе. Уникальное убранство интерьера (имитация горы Фавор) аналогично существовавшему в несохранившемся монастыре Вифании близ Троице-Сергиевой Лавры. Иконостасы относятся к рубежу XIX-XX веков, иконы – к XX веку. К сожалению, варварская борьба с " дурманом народа " в прошедшие годы уничтожила скульптурное украшения фасада - профильный портретный барельеф устроительницы храма В. Безобразовой.

http://sobory.ru/article/?object=00683

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010