Построен новый корпус в сербском монастыре святителя Николая Монастырь Св. Николая в Кончуле, Сербия Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий в монастыре святого Николая в Кончуле, область Рашка, отслужил литургию, после которой освятил новый келейный корпус, построенный трудом наместницы, матушки Екатерины, ее сестер и многих жертвователей. В продолжении был устроен праздничный обед для многочисленных паломников в монастырской трапезной. По этому случаю монастырская община выразила свою благодарность всем спонсорам и учреждениям, помогавшим построить новый корпус и участвующим в деле восстановления этой древней святыни, основанной в XIV в. Монахини во главе с игуменией Екатериной пришли возобновлять Кончульскую обитель в 1999 г., когда были изгнаны албанцами из своего прежнего монастыря Святой Троицы в Косово, который был сожжен . Несмотря на выдавливание сербского населения из Косова, продолжающееся все последние годы, этот край переживает возрождение монашества, так что сейчас Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Произошедшее событие – лишь малая видимая грань этого процесса. По мнению владыки Артемия, «только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы и геноцид (этнические чистки) сербского народа в течение последних восьми лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии, держится и живет, хотя и лишена всех существующих прав человека».   Старинный монастырь возвращен Церкви Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, что в пригороде Тамбова, передан Православной Церкви. Два года назад владыка Феодосий обратился к властям с просьбой об этом, и вот наконец она была удовлетворена. Трегуляевский монастырь был основан в 1688 г. святителем Питиримом. На протяжении нескольких столетий обитель пользовалась большой известностью среди жителей Тамбовского края. После революции обитель постигла та же участь, что и многие другие: она была упразднена, а храмы и монастырские стены разрушены. В последнее время на территории монастыря размещалась воинская часть.

http://pravoslavie.ru/5016.html

Автор не только предлагает общую картину развития культуры и искусства в этом регионе, но и переосмысляет новейшие научные данные. Внимание фокусируется на главных храмах Сербии - признанных шедеврах византийского искусства. Настенные росписи, выполненные в 1335-1350 годах в монастыре Высоки Дечаны во время правления царя Душана, когда Сербия достигает наивысшего расцвета и могущества, состоят из более чем тысячи изображений и на начало XXI века является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Сейчас этот исторический объект находится под эгидой ЮНЕСКО. Самое интересное и новое в предлагаемом подходе - рассмотрение средневекового наследия Балкан в максимально широком мировом контексте. Отмечая неразрывную связь памятников культуры Косово и Метохии с сербской православной традицией, для которой этот край являлся своеобразной исторической колыбелью, автор на многих примерах убедительно показывает, что анализируемые памятники составляют неотделимую часть общевизантийской традиции, существовавшей на огромной территории от Средиземноморья до Северной Руси. В условиях практической опасности дальнейшего подрыва национально-культурных оснований человеческого бытия, связанную с глобализмом, хаотическим смешением наций, рас и культур, что представляет реальную опасность для национальных государств и культур — идеи Православного Возрождения XIV-nepboй половины XV вв. могут стать основой для нового процесса Возрождения России и бывших стран Византийского Содружества Наций, новым культурным проектом. В сегодняшней реальности идея Византийского Содружества в эпоху Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. могла бы стать основой для последующего культурного Возрождения стран православной ойкумены и способствовала бы дальнейшему развитию всей мировой цивилизации на основе христианских ценностей. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/10/uc...

Церковь канонизировала мучеников Второй мировой войны, принявших смерть в сербских землях. Примерно 700 000 человек заколото в страшных концлагерях Ясеновац , Стара Градишка и других, и они канонизированы, как святые. На днях прославлены 40 детей и 2 священника, которых турки заживо сожгли еще в XIX веке. Ожидается канонизация мучеников из Превлаки в Черногории. Мощи этих мучеников благоухают сильнее, я думаю, чем мощи всех других мучеников Православной Церкви. Они приняли мученичество еще в XVI веке, и в сознании Церкви они — святые, но случилось так, что не было фактической канонизации. Это непременно произойдет, но Церковь не спешит, мы ждем, когда Архиерейский собор объявит их мучениками. Мы помним и новомученицу Яглинку времен Второй мировой войны. Немецкие солдаты подожгли дом, куда согнали всю ее семью, кроме нее самой — ее солдаты держали для забавы. Чтобы спасти свою девственность, она вырвалась из их рук и бросилась в огонь. Церковь считает ее новомученицей, как и одну девушку из Крушевца, которая, чтобы защитить свою девственность от разбойников, спрыгнула с 11 этажа. Они еще не канонизированы, но считаются мучениками, которые страдали за свою веру. Но больше всего, после Второй мировой войны, мучеников, погибших под бомбами НАТО, на Косово и в других сербских землях. — Есть такое высказывание: «Кровью новомучеников спасемся». Это значит, что новомученики молятся за народ, и народ за их молитвы спасается, так? — Это так. Нас спасает молитва новомучеников. Сербский народ проходил через невыносимые испытания. Например, в Первой мировой войне погиб каждый третий мужчина, во Второй мировой войне погибло больше миллиона человек. Это огромные потери для народа, чья численность тогда составляла около 6 миллионов. Так что единственное, на что мы надеемся, — это молитвы новомучеников. Мы часто употребляем термин «Небесная Сербия», подразумевая под ним именно новомучеников, пострадавших за свою веру. Мы надеемся, что сейчас они молятся за нас, в этот тяжелый для нашего народа период. Надеемся, что они помогут нам обелиться их кровью и стать христианами, как завещали святой князь Лазарь и мученики косовские, еще в XIV веке пострадавшие за Христа. Им было предложено принять ислам, перейти на сторону турок и сохранить жизнь или погибнуть, но сохранить веру и сподобиться Царствия Небесного.

http://pravmir.ru/arximandrit-luka-anich...

Целование Иуды. Фреска. Сербия. Косово. Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов. XIV в.;      Если даже Иуду, о котором всё было известно заранее, Христос не прогоняет от Себя, но проявляет к нему великую любовь, то почему мы можем позволить себе прогонять людей, приходящих в храм? Они не к нам приходят туда, не для того, чтобы услышать наш суд о них, – они приходят к Богу, их туда приводит Сам Господь. И если даже в большинстве случаев они не могут выразить то, что они переживают, и еще ничего не знают о жизни Церкви, то это не означает, что у них нет веры. И когда их спрашивают, почему они пришли креститься, они зачастую просто не знают тех слов, которыми можно выразить их внутренние переживания. Причем эти переживания бывают настолько глубоко личными и сокровенными, что и поделиться ими подчас бывает страшно. Особенно когда холодным менторским тоном их начинают поучать и расспрашивать об этом. Господь как сказал? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Он же не говорил: кто знает Закон, спасен будет. Для крещения нужна вера. Приход человека к Богу – это всегда тайна, ведомая только этому человеку и Богу. Я вспоминаю, как я пришел к Нему. Когда я осознал, что есть Бог и что жить нужно с Ним, я был очень счастлив, но никому не смел об этом говорить. Это было настолько сокровенным, что я не дерзал никому открыть эту тайну. И молился я так, чтобы никто ни в коем случае не увидел этого. Я так делал совсем не потому, что стыдился своей веры, нет. А потому, что обретенная вера виделась мне такой драгоценностью, таким сокровищем, которое показывать никому нельзя. И, в общем, это так и есть. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Тогда, при советской власти, когда всё мое окружение было безбожным и даже родители не сразу бы поняли меня, я молчал и никому не говорил о своей вере. Но надо было креститься. Я сказал родителям, что хочу креститься. Они были удивлены и, конечно, задали вопрос: зачем? А что я мог сказать, как объяснить? Ничего толкового сказать не мог, поэтому отделался словами, что вы все крещенные и я тоже хочу таким быть. И я очень рад, что в то время (а это был 1981 год) в храмах не проводились никакие огласительные беседы. Особенно в том виде, как они проводятся сейчас в некоторых местах, – формально и неинтересно. Я знаю, о чем я говорю. И говорю я не обо всех храмах, конечно.

http://pravoslavie.ru/86888.html

Интересным и редким является сюжет «Наложение печати на гроб». Он отсутствует в Библии Пискатора. Известно только три более ранних его изображения: на фресках церкви Спаса в Дечанах (XIV в., Сербия, сейчас Косово), на иконе «Распятие с клеймами Страстей» (XVI в.) в Благовещенском соборе Московского Кремля, на фресках церкви Троицы в Никитниках (1653 г.). В этом сюжете рассказывается об освидетельствовании и запечатывании гроба с целью удостовериться в истинности смерти Иисуса Христа. По толкованию святого Феофилакта Болгарского такое наложение печати было произведено «по Божию устроению, дабы Воскресение совершилось при засвидетельствовании сего врагами». Эта сцена пропитана осознанием непоправимости утраты. Следом за этим сюжетом размещена фреска «Воскресение Господне», завершающая евангельский цикл. Галерея Ученые считают, что роспись галереи была сделана одновременно с росписью церкви. Сюжеты, изображенные на стенах галереи, делят на три группы: 1. Циклы «Дни творения» и «история Адама, Ноя и Авраама», расположенные в северном крыле; 2. «Исход евреев из Египта» в южном крыле, 3. «Апокалипсис» в западной части. В откосах окон помещены изображения ангелов и святых. Росписи, расположенные в северной части галереи, составляют сюжеты библейской книги Бытия. В восточной части свода размещен обширный цикл «Сотворение мира», который включает семь композиций, соответствующих семи дням творения. В западной части свода расположен цикл истории Адама, не имеющий четкого разделения и связанный общим пейзажным фоном. На стенах галереи изображены композиции «Ной собирает животных в ковчег» (на торце галереи), а также изображения, посвященные Аврааму (на южной внутренней стене галереи). В южной части галереи представлен цикл изображений на сюжеты библейской Книги Исхода. В первом сюжете изображено явление Бога в купине Моисею. Купина (несгорающий терновый куст) изображена в виде большого дерева, на кроне которого видна фигура Богородицы Знамение. Также на стенах изображены сюжеты: приход Моисея к фараону и чудо с превращением жезла в змею, Исход евреев, Потопление фараона, поклонение золотому тельцу, битва израильтян с амаликитянами, медный змей и другие. Завершением цикла Исхода является фреска, относящаяся к апокрифическому сюжету, которая изображает борьбу архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея. Она расположена в юго-восточном углу галереи. На торце южной части галереи расположена фреска «Лествица» Иоанна Лествичникова, который описал «в своей книге путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование, залогом которого является отречение от мира и аскетический монашеский подвиг». На фреске изображены праведники, взбирающиеся по лестнице на небо.

http://sobory.ru/article/?object=00589

Светильники веры – святые подвижники – плод особого благочестия своего народа. И когда благочестие ослабевает, то бывает, что не находится молитвенника, спо- —11— собного предотвратить надвигающуюся беду. Куликово поле в России – поле славы и победы русского воинства. Косово поле в Сербии тоже может засвидетельствовать о героизме сербских воинов во время происшедшей здесь в 1389 году битвы с турками. Но исход сражения из-за предательской измены одного из сербских военачальников оказался трагическим для истории страны. Сербия подпадает под пяти-вековое османское иго. Завоеватели утверждают свою власть в покорённой стране, сея повсюду смерть и разрушение. Спасаясь от турок, многие видные деятели сербской культуры из числа образованного монашества, духовенства, людей разных профессий – переводчиков, писцов, иконописцев – эмигрируют в Россию. В связи с этим в конце XIV – начале XV веков усиливается южнославянское влияние на русскую культуру. Среди видных духовных лиц, нашедших убежище в России, можно назвать митрополита Киприана (в последствии Киевского и Московского), Пахомия Логофета, митрополита Григория Цамблака. В своих трудах, написанных вдали от родины, всю свою надежду на освобождение от поработителей турок они возлагали на Россию, как это видно, например, из главы «Русского хронографа» – «Царство сербское и запустение его». В XIV веке искусство Византии переживало период своего наивысшего расцвета, получившего название «палеологовского возрождения». Сербские художники не только были хорошо знакомы с достижениями византийцев, но и нисколько не уступали им в своём искусстве. Русская иконопись своим приобщением к художественным достижениям палеологовской эпохи и к идеям исихазма во многом обязана не только грекам, но и прибывшим в Россию славянским мастерам. Память о себе они оставили во многих созданных в России храмовых росписях и иконах, среди которых можно назвать иконы «Предста Царица одесную Тебе» и «Богоматерь с акафистом» в Успенском соборе, а также «Деисус» и «Царь славы», находящиеся сейчас в Третьяковской галерее. Под непосредственным влиянием

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Николай Чудотворец. Фреска в наосе храма Вознесения Господня, XIV век. Монастырь Високи Дечани. Косово. Сербия.      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:55 мин. Размер 3.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Празднуя сегодня память великого угодника Божия, святителя Николая, мы празднуем радость побеждающей любви. Его жизнь была подвигом – и аскезы, и подвигом молитвы, и подвигом защиты и борьбы за веру православную, за истину, и в этом подвиге он не взирал на лица, шел до конца, до конца всего себя отдал Церкви Божией и Христу, своему Божественному Учителю. И свидетельствовал нам о том, что путь креста, страдания, подвига на самом деле является путем радости и победы духовной над злом этого мира, над страстями и над дьяволом. Господь особым образом благоволил именно в этом угоднике Божием явить эту всепобеждающую радость. Многие из нас испытали ее в своей жизни, совершенно незаслуженно и неожидаемо, когда обстоятельства нашей жизни говорили о том, что нет никакого выхода, никакой помощи, именно через Николая Чудотворца Господь посылал нам это утешение, и малое, и великое, и многие могут об этом рассказать, и помнят, и знают, какой особой благодатью обладал этот святитель. А достиг он этого именно тем, что в своей жизни проявлял настоящую любовь – любовь, которая не ищет своего, любовь, которая не радуется неправде, а сорадуется истине (см. 1 Кор 13, 47). Когда он видел неправду, он боролся с ней, когда он видел какую-то несправедливость, или грех, или зло, совершающееся с ближними, Николай тут же делал все для того, чтобы это пресечь, чтобы помочь. Мы сейчас живем в мире, где очень много узнаем о том, какие несчастья происходят с людьми, живущими рядом с нами. И мы уже привыкли к тому, что мы радуемся этим несчастьям – так построено информационное пространство, что все время сообщают о том, что кто-то попал в тюрьму, кто-то под судом, а мы смотрим на все это как на какое-то развлечение и где-то в глубине себя даже радуемся, переживаем не за этого человека, чтобы ему стало лучше, а за то, чтобы ему стало еще хуже. А вот святитель Николай совсем противным образом поступал и тайно, и явно совершал добрые дела. Сегодня, в день его памяти, мы должны вспомнить о тех благодеяниях, которые мы испытали в своей жизни, и вспомнить о том, сколько у нас есть времени, сколько у нас есть сил, чтобы втайне совершать добрые дела, чтобы радость побеждающая о Господе Иисусе Христе наполняла нашу жизнь и вела нас к спасению нашей души и встрече с Господом в Царствии Небесном. Аминь.

http://pravoslavie.ru/109301.html

Однако, такая позиция Евросоюза и США – не удивительна. Фашистские методы уничтожения неугодных народов применяются ими уже не первый раз. И пример этому – ситуация в Косово. Как сообщает сайт «Седмица.Ru», «Недостроенный храм Христа Спасителя в Призрене превращен в общественный туалет. Ранее в храме уже совершалась Божественная литургия, а его фундамент и крест были освящены во время строительства, которое должно было быть законченно в 1999 году, но этому помешали военные действия. Осквернение святыни совершено после того, как на церковном участке около храма образовался поселок цыган, прибывших с территории Албании». Фотографии оскверненного храма размещены на сайте «Косово. com » . «Раньше в Призрене проживало 40 тыс. сербов. Во время мартовского погрома в городе была сожжена единственная церковь свт. Николая, и сейчас сербское население полностью покинуло город. Храм Христа Спасителя лишен какой бы то ни было защиты и в любой момент может быть взорван экстремистами, стремящимися уничтожить последние следы присутствия сербского народа и Церкви в городе, основанном в XIV веке святым королем Милутином». Происходящее является очередным свидетельством полного коллапса миссии ООН в Косове и Метохии. Рашко-Призренская епархия требует принять срочные меры по стабилизации положения в крае, «который ускоренно превращается в террористический рай и джамахирию, где нет возможности для существования всему, что носит знак креста и признаки европейской цивилизации». «Россия и Сербия высказались за скорейшую реорганизацию гражданской и военной миссии в Косово», - со ссылкой на РИА «Новости» передает тот же сайт. «Разработан маршрут возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери» , - сообщается на официальном сайте   Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Америке. «18 июня будет совершено Всенощное бдение с акафистом перед Тихвинской иконой в Свято-Троицком кафедральном соборе Чикаго. 19 июня там же состоится Божественная литургия. 20 июня самолет из США с реликвией на борту возьмет курс на Ригу. Латвийская земля примет его 21 июня. 23 июня икону самолетом доставят в Москву. Его прибытие ожидается около 16.00. Вечером состоится поклонение чудотворному образу в храме Христа Спасителя. В столице России Тихвинская Богоматерь пробудет до воскресенья 27 июня. … В северной столице образ будут встречать утром 28 июня. … 8 июля в 8.00 спецвагон с иконой отправится с Московского вокзала в Тихвин. После встречи и крестного хода в Тихвине состоится вечернее богослужение. 9 июля, в День празднования чудесного явления иконы, в город приедет Патриарх Алексий Второй, и состоятся торжества в Тихвинском монастыре».

http://pravoslavie.ru/4891.html

Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва О Николае Чудотворце на «Правмире»: Фильмы о Николае Чудотворце Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Чудотворец» Православие. Молитва. Акафист Святителю Николаю Беседы с батюшкой. Принесение мощей свт. Николая Азы православия. Николай Чудотворец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2024 году Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса. Обратите внимание на другие материалы сайта «Правмир»: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-19-d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010