Православные паломники из Бельгии и Голландии поклонились мощам свт. Василия Великого 19 июня 2007 г. 12:14 В субботу 16 июня по благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Льеж) совершили паломничество к мощам святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и к святой Крови Господней в бельгийский город Брюгге. Поклониться святыням приехали также православные прихожане из других городов Бельгии и Голландии. Сначала паломники совершили молебен с акафистом великому святителю и учителю вселенской Церкви Василию Великому (+379, память 1/14 января) в находящемся под базиликой нижнем храме св. Василия — единственном храме в романском стиле в западной Фландрии, построенном в первой половине XII века. По окончании молебна все присутствующие имели возможность приложиться к мощам (позвонку) святителя Василия и были помазаны маслом из лампадки, горевшей перед святыней на протяжении всего богослужения. Потом богомольцы поднялись в верхний храм — саму базилику, где служитель католической Церкви вынес ковчежец со святой Кровью для поклонения. После молитвы перед святой Кровью Господней, часть паломников, на обратном пути к вокзалу посетила еще католический храм в готическом стиле в честь Пресвятой Богородицы (Onthaalkerk, 13-15 век), который был основан еще святым равноапостольным сщмч. Вонифатием, просветителем Германии (+754, память 5/18 июня). Кроме широко известной статуи Мадонны с младенцем, сооруженной Микеланджело, в храме находятся частица честного Креста Господня и серебряная рака сщмч. Вонифатия (мощи находятся в основанном св. Вонифатием Спасском монастыре в немецком городе Фулда и в голландском городе Доккум, где св. Вонифатий скончался мученической смертью). Сайт Бельгийской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 24 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259739.htm...

Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла в Псковскую и Великолукскую епархию 19 августа 2010 г. 16:33 19 августа 2010 года в завершение визита в Псковскую и Великолукскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Псковское епархиальное управление. От лица сотрудников Его Святейшество приветствовал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , который преподнес в дар Предстоятелю икону Божией Матери «Знамение». Затем Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, где осмотрел уникальные фрески XII века, сохранившиеся в Преображенском соборе обители. Также Святейший Владыка посетил расположение 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии. Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к памятнику воинам 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й дивизии, погибшим в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года в Чечне, и возгласил им «Вечную память». Святейший Владыка осмотрел войсковую часовню в честь святого великомученика Георгия Победоносца и обратился к военнослужащим с Первосвятительским словом. Из расположения дивизии Святейший Патриарх Кирилл проследовал в аэропорт Пскова, откуда вылетел на Соловки. Его Святейшество провожали митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, губернатор Псковской области А.А. Турчак, мэр Пскова И.Н. Цецерский, представители администрации города. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1252476.ht...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

XI, 55–60 поместных XI, 60–84 монастырских XI, 84–86 V. В Лопце оброчных поместных XI, 86–90 своеземцевых XI, 90–91 VI. Михайловский погост оброчных XI, 91–99 поместных XI, 99–103 своеземцевых XI, 104–105 монастырских XI, 106 церковных XI, 106–107 VII. Никольск. с Город. оброчных XI, 107–110 поместных XI, 110 своеземцевых XI, 110 Ореховский уезд I. Спасский Городенский оброчных XI, 115–117 наместниковых XI, 117–119 поместных XI, 119–136 ямщиков XI, 136–137 своеземцевых XI, 137–139 XI, 826–832 XI, 139–141 монастырских XI, 142 II. Ивановский-Куйвошск. пог. оброчных XI, 142–152 намесников XI, 152–153 поместных XI, 153–171 172–176 своеземцевых XI, 171–172 176–193 монастырских XI, 193–198 церковных XI, 198–199 III. Воздвижен. Корбосельск. п. оброчных XI, 199–210 намесниковых XI, 210–212 поместных XI, 212–223 своеземцевых XI, 223–231 216, 231–232 монастырских XI, 232–235 IV. Келтушский погост оброчных XI, 235–238 наместниковых XI, 238–239 поместных XI, 239–243 своеземцевых XI, 244–245 XI, 91–97 XI, 245–251 монастырских XI, 251–255 церковных XI, 255–257 V. Егорьевский-Лопский пог. оброчных XI, 257–260 ямщиков XI, 260 поместных XI, 260–284 своеземцевых XI, 285–286 церковных VI. Дудоровский погост оброчных XI, 286–287 поместных XI, 287–341 VII. Ник.-Ижорский погост оброчных XI, 341–353 поместных XI, 353–426 своеземцевых XI, 427–431 VIII. Ник.-Ярвосольский пог. оброчных XI, 432 поместных XI, 432–463 монастырских XI, 463–464 Корельский уезд I. Городенский погост оброчных XII, 8–9 наместниковых XII, 9–10 ямщиков XII, 10–11 поместных XII, 11–13 своеземцевых XII, 13–30 монастырских XII, 30–32–33 церковных XII, 33 II. Михайловский-Сакульский п. оброчных XII, 33–36 ямщиков XII, 36–37 поместных XII, 37–45 своеземцевых XII, 45–64 монастырских XII, 64–76 церковных XII, 76 III. Васильевский-Ровдушский п. оброчных XII, 76–86 наместниковых XII, 86–87 ямщиков XII, 87 поместных XII, 87–91 97–104 своеземцевых XII, 104–113 монастырских XII, 113–120 IV. Богород.-Кирьяшский пог. оброчных XII, 120–122

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Прага 8/21. III.1924 9/22.III.1924 10/23.III.1924 12/25.III.1924 14/27.III.1924 15/28. III.1924 19.III/1.IV.1924 21.III/3.IV. 1924 23.III/5.IV.1924 26. III/8.IV.1924 28. III/10.IV. 1924 5/18.IV.1924 18.IV/1.V.1924 6/18.V.1924 19.V/1.VI.1924 26.V/8.VI.1924 28.V/10.VI.1924 30.V/12.VI.1924 6/19. V I.1924 10/23.VI.1924 11/24.VI.1924 23.VI/6.VII.1924 3/16. VII.1924 1/14. VIII. 1924 3/16.VIII.1924 5/18. VIII.1924 7/20.VIII.1924 8/21.VIII.1924 10/23.VIII.1924 12/25.VIII.1924 16/29.VIII.1924 17/30.VIII.1924 20.VIII/2.IX.1924 23.VIII/5.IX.1924 24.VIII/6.IX.1924 6/19.IX.1924 7/20.IX.1924 10/23.IX.1924 13/26. IX.1924 16/29.IX.1924 20.IX/3.X.1924 23.IX/6.X.1924 24.IX/7.X.1924 26.IX/9.X.1924 27.IX/10.X.1924 28.IX/11.X.1924 30.IX/13.X.1924 3/16.Х.1924 4/17.Х.1924 7/20.Х.1924 8/21.Х.1924 11/24.Х.1924 12/25.Х.1924 14/27.Х.1924 15/28.Х.1924 17/30.Х.1924 18/31.Х.1924 21.X/3.XI.1924 24.X/6.XI.1924 25.X/7.XI.1924 26.X/8.XI.1924 28.X/10.XI.1924 29.X/11.XI.1924 31.X/13.XI.1924 1/14.XI.1924 2/15.XI.1924 4/17.XI.1924 7/20.XI.1924 8/21.XI.1924 11/24.XI.1924 12/25.XI.1924 16/29.XI.1924 16/29.XI.1924 18.XI/1.XII.1924 19.XI/2.XII.1924 22.XI/5.XII.1924 23.XI/6.XII.1924 25.XI/8.XII.1924 26.XI/9.XII.1924 10/23.I.1925 14/27. V I.1925 16/29.VI.1925 17/30.VI.1925 Париж. 16/29. V II.1925 (в день исполнившегося 54-летия) Париж 18.IX/1.X.1925 23.IX/6.X.1925 27.IX/10.X.1925 20.XII/2.I.1924-1925 21.XII.1924/3.I.1925 22.XII.1 924/5.I.1925 28.XII.1924/10.I.1925 30.XII.1924/12.I.1925 31.XII.1924/13.I.1925 2/15.I.1925 День преп. Серафима 4/17.I.1925 7/20.I.1925 10/23.I.1925 11/24.I.1925 13/26.I.1925 16/29.I.1925 17/30.I.1925 18/31.I.1925 20.I/2.II.1925 23.I/5. II.1925 24.I/6.II.1925 25.I/7. II.1925 27.I/9. II.1925 28.I/10.II.1925 30.I/12.II.1925 31.I/13.II.1925 1/14.II.1925 3/16.II.1925 4/17.II.1925 7/20.II.1925 10/23.II.1925 12/25.II.1925 13/26.II.1925 14/27.II.1925 24.II/9.III.1925 25.II/10.III.1925 27.II/12.III.1925 28.II/13.III.1925 1/14.III.1925 3/16.III.1925 4/17.III.1925 6/19.III.1925 7/20.III.1925 8/21.III.1925 10/23.III.1925 11/24.III.1925 13/26.III.1925 14/27.III.1925 17/30.III.1925 24.III/6.IV.1925 29.III/11.IV.1925 17/30.IV.1925 18.IV/1.V.1925 21.IV/4.V.1925 22.IV/5.V.1925 23.IV/6.V.1925 24.IV/7.V.1925 25.IV/8.V.1925 26.IV/9.V.1925 28.IV/11.V.1925 29.IV/12.V.1925 3/16.V.1925 5/18.V.1925 6/19.V.1925 8/21.V.1925 10/23.V.1925 13/26.V.1925 17/30.V.1925 19.V/1.VI.1925 22.V/4.VI.1925 23.V/5.VI.1925 29.V/11.VI.1925 30.V/12.VI.1925 31.V/13.VI.1925 2/15. VI. 1925 3/16.VI.1925 4/17. V I.1925 6/19. V I.1925 7/20.VI.1925 9/22.VI.1925

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-duhovny...

   Римл. X:14 — 15.    Мф. XX, 25—27.    Мф. XVI, 19; XVIII, 17—18; Иоанн. XX, 23 и др.    Послание к Коринфянам, гл. XXXVII — XXXVIII стр. 138 русского перевода.    1 Корф. 4 — 10, 28 — 30.    1 Корф. XII, 12 — 13.    1 Корф. XII, 12 — 13.    1 Коре. XII, 13.    1 Коре. XII, 14 — 20.    1 Корф. XII, 26.    1 Корф. XII, 15 — 16.    1 Корф. XII, 25.    Еф. IV:16.    Еф. I:23.    Еф. I:22.    Римл. XII:5.    Еф. IV:15 — 16.    Еф. IV. 16.    Римл. XII, 6 — 8.    1 Корф. XII, 18.    1 Корф. XII, 28.    1 Корф. XII, 17.    1 Корф. XII, 29.    Слово 3-е о священстве, творения, т. 1 стр. 13 — 14.    214 письмо к Халкидонянам, т. 7, стр. 120 русского перевода.    В данном случае мы пользуемся обычными терминами католического богословия: de jure divino u de jure humano для обозначения существенного различия Божеских и собственно человеческих учреждений.    Мы называем волю Божию о Церкви «внешней основой» для всегдашнего существования в ней особых священнослужителей лишь для того, чтобы отчетливее представить отличие православного учения по этому предмету от протестантских заблуждений, также допускающих необходимость существования в Церкви особых церковнослужителей. Таким образом, термин «внешний» обозначает у нас самодовлеющий источник для существования иерархии помимо воли на то самого общества; но никак не хотим мы определить словом «внешний» самый характер священнослужения в нашей Церкви, так как оно является в действительности удовлетворением глубочайшей внутренней потребности самого общества верующих.    Мр. III:13 — 14; VI, 7; Лук. VI:13; Иоанн, XV, 16.    Лук. X:I, Этим местом и ограничивается евангельское указание на тех семьдесят учеников, которых церковное предание называет также апостолами и на которых большею частью видит указание в 1 Корф. XV, 7 ст.    Мф. XIX:28; Лук. XXII:30.    Иоанн. XV, 16, 19.    Мрк. XV:16; Мф. XXVIII:19 — 20; X, 1 — 40; Деян. I, 8 и др.    Мф. XVIII:18; Иоанн, XX, 22.    Мф. XXVIII, 19; Лук. XXII:19 — 20 и др.    Иоанн. XX, 21 — 23.    1 Корф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Понедельник 12 августа. Пятницд 22 августа. Понедельник 30 августа. Вторник 31 августа. Среда 1 сентября. Четверг 5 октября. Вторник 7 октября. Четверг 5 октября. Пятницд 12 ноября. Суббота 27 ноября. Воскресенье 30 ноября. Среда 1953 17 января. Суббота 25 февраля. Среда 20 марта. Пятница 4 апреля. Суббота 10 апреля. Воскресенье 2 мая. Суббота 8 мая. Пятницд 10 мая. Воскресенье 11 мая. Понедельник 17 мая. Воскресенье 19 мая. Вторник 27 мая. Среда 3 июня. Среда 13 августа. Суббота 24 ноября 1957 12 марта. Понедельник 30 марта. Пятница 14 апреля. Суббота 26 апреля. Четверг 30 апреля. Понедельник 2 мая. Среда 9 мая. Среда 19 мая. Суббота 21 мая. Понедельник 26 мая. Суббота 57.Х.1/14 Понедельник 1958 Генваря Вторник 12 февраля. Вторник 23 февраля. Суббота 2 марта. Суббота 8 марта. Пятница 15 марта. Пятница 30 июня 1959 8 марта 11 марта 4 августа 5 августа 31 августа 29 ноября Сорокоуст. 29 сентября (12-го октября) 1959 г. Христова ночь на 25 декабря 1960 1962 11 января. Воскресенье 13 января 25 января 24 июня 27 июня 26 июля 6 августа. Хотьково: Митина гора 24 сентября 10 августа 1963 8 января Рождества второй день 8 апреля. Марта 26-го. Понеделок Страстной 14 апреля 14 апреля 22 мая Диариус. 9 июля н/с 10 июля 18 июля 18 июля. Сергиев День 18 июля 1964 2 апреля 5 апреля (23 марта) 5 апреля (26 марта) 13 апреля (30 марта с/с) 2 июня 25 июля 26 ноября 1966 29 января 1966 г. мая 15-го 1966 г. июля 5-го с/с. Сергиев день. 22 июля 25 июля 1966 г. августа 11-го. Хотьково 1966 г. сентября 28-го 1967 11 февраля 7 августа 9 августа 10 августа 12 августа 14 августа 17 августа 16 августа 21 августа 23 августа 24 августа Август, 30-го 31 августа 2 сентября 4 сентября 1968 23 августа 23-29 августа. Помин 1970 Хотьково. 2 января. Среда «Остов мой, смысл бытия моего убогого...» Ю.М. Шульман Полный текст 1944 10 января .…О речениях псалтыри. Они как бы не связны, иное не внятны, отрывисты, вдохновенны, поэтичны, замкнуты для внешнего ока. Но имеющие удел духа (например, старец Феофан Соловецкий) вопияли: читай псалтырь, одну псалтырь!… В службе оной Субботе Великой гимны Божественному мертвецу чередуются с псаломскими стихами, в коих повторяются всё время речения «оправданий твоих незабых, оправданиими твоими поучухся».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Но у нас 1-му кругу луны соответствует «основание» 14, по которому уже для 31 марта получается 14-й, а для 2      апреля – 16-й день луны. Основание 13-го круга луны=16 года александрийской еннеакэдекаетириды с пасхальною границею 21 марта в древности было 24 [у πενταπλουντες χα ξαπλοντες; собственно 25], и день пасхальной 14-ой луны по нему получался действительно (30–24=6; 1 марта + 6=7 марта=30-й день луны; 74–1=8 марта=1 день луны, 8+13=21 марта – 14-й день луны) 21 марта. Но у нас, как и у Никифора Григоры и у других византийских пасхалистов XIV века, основание 13 круга луны есть 26, по которому 14-й день луны получается 19 марта (30–26=4; 1 марта +4=5 марта=30 день луны; 5+14=19 марта). С «основаниями» согласуется в существенном и «Лунное течение» наших Типикона и Следованной Псалтири. А так как «основания», принимаемые обычно за возраст луны 1 марта (что неверно в отношении к истинному значению «оснований» у византийских пасхалистов, но верно фактически, так как возраст луны 1 марта обычно принимается равным возрасту луны 1 января), полагаются обыкновенно нашими учебниками пасхалии в основу правил вычисления Пасхи, то происхождение мнимо-никейских правил объясняется, так сказать, само собою. Если бы наши «основания» действительно и для настоящего времени и для IV века означали возраст луны 1 января и 1 марта, и 14-е дни луны, высчитанные по этим основаниям, соответствовали бы полнолуниям, то Пасха у нас действительно совершалась бы не в 15–21, а в 17–23 дни луны, или, другими словами, переносилась бы действительно на 2-е воскресенье после полнолуния, если полнолуние приходится в пятницу, субботу и воскресенье, а самое раннее пасхальное полнолуние приходилось бы на 19 марта. Как ни плохи, однако, все наши учебники пасхалии, как ни жалки познания их авторов в истории церкви и даже времясчисления, далеко не все учебники решаются приписать такие постановления Никейскому Собору. В конце 18 века Макарьевский на Унже протоиерей Никифор Зырин 22 смело вывел из «оснований», что «16-й день Мартовской Луны, или день после которого по Полнолунии в следующее Воскресенье должны мы праздновать истинную Пасху [ее § 89, где 23 сказано: «Иудеи Пасху свою законом ( Исх. 12:18 и Чис. 9:3 ) были обязаны праздновать, начав с вечера 14 дня Луны Мартовской (т.е. с последнего дня до Полнолуния): мы же Христиане истинную свою Пасху должны праздновать, начав с Воскресного дня, имеемого наступить после Полнолуния, т.е. после 16 дни Луны Мартовской, дабы отдалиться от сопразднования с жидами (§ 1)], называется Пределом Пасхи или Пределом Пасхальным».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010