Невольно, вспоминается Косово поле. Место, где погибла сербская свобода, отмечено огромным величественным памятником-башней. Свое поражение маленький, но, по-хорошему, гордый, бодрый духом народ, сумел превратить в нравственную и духовную победу над завоевателями. У нас нет такой красивой легенды как у сербов, есть лишь разной степени достоверности летописные варианты описания произошедшей катастрофы и из них самая известная, - ростовская версия этого события, взятая в качестве «компресса», наложенного на болезненный ушиб национального самосознания хитроумным «последним летописцем» Н.М. Карамзиным, множимая до сих пор всевозможными учебниками. Зато, ещё относительно недавно, у нашего народа была память о тысячах патриотов и их несчастливом вожде, что собрались с оружием в руках, чтобы повернуть колесо истории в обратную сторону, разгромить и выгнать с нашей земли варварскую орду пришельцев, но пали жертвой некомпетентности, жертвой, отнюдь не напрасной. Прежние церковные власти поддерживали в народе благочестивую память о национальной трагедии в храме, построенном на месте её. Существующая с XIII в. церковь с приделом в память князя Юрия Всеволодовича (память 17.02) являлась главным памятником мемориального комплекса, включавшего соседний монастырь, несколько часовен и крестов над курганами, и другими памятными местами в ближней округе. Ныне, на огромном кургане рядом с руинами церкви, поставлен новый крест. Ожидать большего от Сонковского благочиния, по-видимому, не приходится. Более на просторах «погружённого в летаргический сон Сонковского района» (выражение местного краеведа) о минувшей трагедии не напоминает уже ничего. Место, выбранное великим князем для стана и ставшее последней точкой организованного сопротивления сил Владимиро-Суздальской Руси, в настоящее время окончательно на государственном уровне не определено. Произошло это по многим понятным причинам: из которых, сейчас важно выделить основную - борьбу двух версий, привязанных, каждая к конкретным участкам местности (разделенным между собой огромными болотами), осложненную давним соперничеством двух соседних губерний, на границах коих и разыгралась Сицкая трагедия, к которой добавляется равнодушие центральных научных и властных инстанций. Это и привело к появлению двух памятников Сицкой битве: первого - в верховьях реки, у с. Божонка Сонковского района Тверской обл., в виде фрагмента кремлевской стены(?!), размером и толщиной со стандартную секцию железобетонного забора и другого - в среднем течении её у с. Лопатино Брейтовского района Ярославской, достаточно представительного, достойного события, которому посвящен. Под обеими версиями, изначально выдвинутой М.П. Погодиным, и позднее - Л.П. Сабанеевым, лежит пласт местных преданий и соответствующая топонимика. Обе повлекли шлейф достаточно убедительных доказательств.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 6 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Пред­стоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3–5) и кончина — как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 7 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась “пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа” 8 . Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику 9 . Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

http://pravmir.ru/triodnaya-pamyat-muche...

Вторую особенность служб первой седмицы составляет благословение в пятницу по заамвонной молитве колива (кутии) с пением тропаря и канона мученику Феодору Тирону. Он пострадал в царствование императора Максимиана (284–305), и память его высоко чтится Церковью как блюстителя духовной чистоты и достоинства христиан. Ему приписывается чудесное спасение константинопольских христиан от поругания. Юлиан Отступник повелел окропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках съестные продукты. Воздержавшись от покупок оскверненных продуктов и питаясь разваренным зерном, христиане избегли этого поругания. В память этого события установился в древней Церкви обычай приносить в день мученической кончины св. Феодора, 17 февраля, в храм коливо и вкушать его после церковного благословения. Так как 17 февраля очень часто приходится на дни великопостные, а Лаодикийский собор (364) постановил, что «не подобает в Четыредесятницу дни рождения (т. е. мученической смерти) мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные» 9 , то воспоминание кончины св. Феодора Тирона было перенесено на субботу первой недели поста, а принесение и освящение колива – на вечер пятницы, когда устав разрешал не только мирянам, но и монахам вкушение вареной пищи. Особенность третьего великопостного воскресенья составляет вынос Креста и поклонение ему. Историю его установления объясняет один из памятников XIII века Иерусалимской патриаршей библиотеки. «Третье поклонение, – говорит он (первое поклонение бывает 14 сентября, второе – 1 августа), – Святому Древу бывает в середине поста в память перенесения его из Апамеи при императоре Иустине. Эта часть Древа представляет собой подножие Христа. Епископ Апамей-ский Алфий принес ее в свой город из Иерусалима, получив ее от своего брата, архиепископа Иерусалимского. Другие же сообщают, что с блаженной Еленой отправились (ддя отыскания Креста Господня) многие епископы, в том числе и епископ Апамеи. Он выпросил у царицы часть Честного Древа для церкви, которую он намеревался построить, и, получив, отнес ее в Апамею. Когда она была открыта при Иустине, то одна часть ее была оставлена на месте, а другая отнесена к царю» 10 . При каком императоре Иустине имело место это событие – Иустине I (518–527) или Иустине II (565–578), памятник не говорит. Событие это получило значение общецерковного праздника, как объясняет синаксарь этого дня: «Понеже бо четыредесятодневным постом образом некиим и мы распинаемся… предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Но он не устрашился и продолжал проповедь. Однажды, когда на холме Виариал Хилл святой Иосиф говорил в праздник Рождества Христова о том, как Царь царей родился в хлеву и лежал в яслях, толпа стала требовать знамения. Тогда он услышал голос, говоривший ему, чтобы он воткнул свой посох в землю. Святой сделал так, и за несколько минут посох выпустил ветки, почки и расцвел. Видя такое знамение, народ уверовал. Это растение прижилось. Ботаники относят его к терновнику либо к одному из видов боярышника. Терновник Гластонбери не приживается путем посадки отростков, но его можно привить на родственное растение. Он не плодоносит, но зацветает в мае и в день Рождества Христова по юлианскому календарю. В 1582 году календарь в Англии был смещен на 11 дней в соответствии с календарем папы Григория XIII, введенным в Западной Европе. В день Рождества собралась толпа посмотреть, прореагирует ли растение на изменение даты Рождества. Однако дерево отказалось следовать календарю папы и зацвело на 11 дней позже. Так продолжается и по сей день. Протестанты уничтожили гластонберийский терновник, но побеги его сохранились, и терновник существует по сей день. Начиная с 1929 года вошло в обычай подносить эти цветы правящему монарху». Кстати, именно гластонберийский терновник держит в руке Богоматерь на Гластонберийском образе. Память праведного Иосифа Аримафейского в неделю жен-мироносиц. По другим преданиям, Гластонбери неоднократно посещал покровитель Уэльса святитель Давид (память 1/14 марта), который, возможно, основал здесь обитель, но сведений о ней почти не сохранилось. По некоторым преданиям, в Гластонбери какое-то время подвизались покровители Ирландии святитель Патрик († 493?, память 17/30 марта) и преподобная Бригитта Кильдарская († ок. 525, память 1/14 февраля). Британский миссионер и историк святой Гильдас Мудрый († 570), находясь в Бретани, писал, что обитель в Гластонбери в его время уже была известна как прославленный монашеский центр. С Гластонбери также связана память и об иных святых.

http://pravoslavie.ru/32093.html

Из статьи Н.Фролова Погост Нередичи или, как его еще называли, Николо-Нередичский погост, находился в 42-х верстах от Коврова вниз по течению Клязьмы, на правом берегу этой реки. История погоста начинается с очень давних времен. В XIII-XV столетиях вся округа Нередичского погоста входила в состав Стародубского княжества, а по распаду его попала в вотчину князей Кривоборских, старшей ветви Стародубской княжеской династии. Князь Федор Иванович Кривоборский стал и устроителем церкви в Нередичах. Об этом свидетельствует придел Никольского храма в честь великомученика Федора Тирона. Именно этот святой, память которого отмечается 17 февраля, являлся покровителем князя Кривоборского. В XVIII столетии в погосте существовали две деревянные церкви – Никольская и Ильинская. Погост Нередичи находился в полутора верстах к востоку от большой проезжей дороги из Вязников на Холуй. Деревянные храмы в погосте Нередичи простояли до начала XIX века. После пожара, который уничтожил обе церкви, в Нередичах на средства прихожан и доброхотных жертвователей началось возведение каменного храма. Строительство велось в течение 10 лет, и было завершено к 1821 году. Особое усердие в устройстве храма проявил церковный староста крестьянин деревни Юдиха Иван Мартьянов. Новопостроенный каменный пятикупольный храм во имя святителя Николая чудотворца имел один придел пророка Илии. Особых древних предметов в новой церкви никаких не осталось, так как все уничтожил еще огонь в старых деревянных храмах, включая древние акты по истории погоста и церковные летописи. Исключение составили лишь древний оловянный ковчег и серебряный наперсный крест, вызолоченный по краям и украшенный жемчугом, с частицами мощей многих святых: Меркурия, Иакова Пермского, архидиакона Стефана и Севастиана, Анны пророчицы, освященного Губа, Спиридона чудотворца, Лаврентия, мученика Федора Стратилата и Марии Египетской. Одновременно с каменной церковью на погосте была устроена такая же колокольня, а позднее и ограда. В 1834 году вместо тесовой кровли храм стараниями прихожан был покрыт железом. Последние же строительные работы в Нередичах были произведены в 1915 году, когда усердием шуйского купца Владимира Михайловича Павлова в церкви возобновили стенную роспись, а на средства крестьянки деревни Юдиха Марфы Ивановны Ульяновой произвели ремонт трапезного храма. В таком виде Никольская церковь стояла вплоть до разрушения в начале 1930-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=33464

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Антоний 15 февраля 2019, 19:23 Дорогая Татьяна (15 февраля 2019, 14:44)! Давайте разделим Ваш вопрос на два: об историчности личности святого Валентина и о сущности современного праздника ДСВ как праздника блуда. Относительно первого очевидно следующее: в старых изданиях мартиролога Римско-католической церкви (например, в издании образца 1749 года, утвержденном Папой Бенедиктом XIV, являющимся дополненной версией издания времен Папы Григория XIII) 14 февраля среди прочих памятных дат отмечается день памяти двух святых с именем Валентин. Первый из них, как однозначно следует из приведенного в мартирологе жития - Валентин Римлянин, казненный при императоре Клавдии II. Мы отмечаем его память 19 июля. [продолжение следует] Татьяна 15 февраля 2019, 14:44 Знаю этот праздник лет 20. Прекрасно понимаю, что это коммерческий проект. Но вот только сейчас узнала, что это праздник блуда, как-то очень сильно делают на этом акцент, даже я бы сказала навязчивая ассоциация. Хотя, согласно официальной легенде, святой Валентин не к блуду призывал, а ВЕНЧАЛ влюбленных. И я всегда слышала это слово - ВЕНЧАЛ и молодежь сегодня также должна извлечь из этого праздника смысл - ВЕНЧАЛ ВЛЮБЛЕННЫХ. Блуд он не появился сейчас, он был всегда, а молодежь, которая живет " гражданским браком " , совершает блуд, недожидаясь 14 февраля... Иоанна_ 15 февраля 2019, 09:46 /Молодым людям с детства нужно прививать чувство чести, целомудрия, мужества, ответственности, любовь к Родине и традициям...//Если мы будем такой вот зашкаливающей " правильностью " заменять живое слово О ЛЮБВИ - молодёжь нас слушать не будет, и правильно сделает. М 14 февраля 2019, 17:27 Раба Божия 15 февраля 2014, 05:31 - Согласна с Вашим мнением полностью! Кира 14 февраля 2019, 17:21 Я по специальности торговый работник и оттого знаю, что этот праздник - чисто бизнес проект. Увеличиваются продажи, цветов, открыток, конфет, конечно, спиртного, причём не только молодые его покупают). Так же 23.02 и 8.03, то, что этот день попал в ряд этих праздников и способствовало его распространению у нас. Идеология одна: " реклама - двигатель торговли " . А то, что у нас многим любой праздник, включая день памяти Петра и Февронии - повод напиться, тема отдельная, и, на мой грешный взгляд, куда более важная, чем этот день, якобы сугубо склоняющий ко блуду. Блудили и задолго до него, высказывания, что раньше такого не было, не соответствуют действительности.

http://pravoslavie.ru/68444.html

88 Вскоре после преставления Прп. Сергия прп. Никон удалился от игуменства, чтобы подвизаться в безмолвии. Спустя шесть лет он снова стал Игуменом и оставался им вплоть до своей кончины († 1427, память 17 ноября). Житие прп. Никона написано Пахомием Логофетом. 89 Возраст Прп. Сергия в год его смерти (78 лет) вызывает сомнения, поскольку не согласуется с историческими событиями, упоминаемыми в Житии. 90 Имеется в виду Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле руководства еврейским народом во время завоевания земли Ханаанской. 91 Имеется в виду прп. Савва Освященный. 92 С 33-ей главы начинается текст Жития, написанный Симоном Азарьиным в 1646 г. 93 Мощи Прп. Сергия Радонежского были обретены 18 июля 1423 г. 94 Юрий Дмитриевич (1374—1434), с 1389 г. князь Галичский и Звенигородский, второй сын св. Димитрия Донского, дядя Василия II Темного. По его инициативе были построены в Звенигороде Успенский собор и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Юрий Дмитриевич вел междоусобную борьбу со своим племянником Великим князем Василием Темным за московский престол, не признавая установленного Димитрием Донским нового порядка престолонаследия от отца к сыну, а не по старшинству. 95 После того как монастырь в 1408 г. был сожжен татарским ханом Едигеем, Игумен Никон построил новый деревянный Троицкий храм в 1411 г., недалеко от того места, где был старый. Каменный храм Святой Живоначальной Троицы был воздвигнут Игуменом Никоном в 1423—1424 гг. над мощами Прп. Сергия вскоре после их обретения. 96 Свт. Алексий, митрополит Московский (на митрополичьем престоле в 1354—1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября — вместе со свтт. Петром и Ионой). Родился в нач. XIV в. в семье черниговского боярина Федора Бяконта, переехавшего в Москву во второй половине XIII в. Свт. Алексий поддерживал московских князей в политике, целью которой являлось объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства. Канонизирован в 1448 г. Житие свт. Алексия было создано пермским епископом Питиримом, а затем — Пахомием Логофетом (Сербом). В 30-х гг. XX в. после разрушения Чудова монастыря мощи свт. Алексия были перенесены в московский Богоявленский кафедральный собор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Скачать epub pdf Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель – преставление Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево-Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2-ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель – преставление

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010