С. Б. Сорочан Византийские денежные единицы, меры измерений и их эквиваленты Денежные единицы 1 солид золота=12 милиарисиев (милиаренсов) серебра 1 солид=250 фоллов (фоллисов) меди (V в.) 1 солид=180–210 фоллов (VI в.) 1 солид=288 фоллов (VII-XI вв.) 1 солид=6000–11520 бронзовых нумиев (VI-VII вв.) 1 солид=23 кератия серебра (VI в.) 1 солид)=2 семисса золота=3 тремисса золота=4 серебряные монеты по 1/4 солида=6 полутремиссов серебра=24 силиквы (кератия) серебра (VI в.) 1 солид=24 кератия серебра (средневизантийский период) 1 солид (номисма)=1 динарий 1 солид=1 статер 1 солид=1 динар золота 1 солид=15 дирхемов серебра 1 семисс=полуномисма золота=6 милиарисиев (милиаренсов)=12 силикв (кератиев) (VI-VII вв.) 1 тремисс=1/3 солида=4 милиарисия=8 силикв (кератиев) (VI-VIII вв.) 1 милиарисий (милиаренс)=1,25 дирхема серебра 1милиарисий (милиаренс)=одна тысячная золотого литра (фунта)=около 4 г серебра 1 милиарисий (милиаренс)=2 силиквы (кератия)=24 фолла (средневизантийский период) 1 кератий золота=1 силиква=1/24 солида (VI в.) 1 кератий=7,5–8 фоллов (VI в.)=около 2,6 г серебра и меньше 1 кератий=1/3 обола (VI в.). 1 кератий=12 фоллов (средневизантийский период) 1 литра (позднеримский либр; фунт) серебра=5 номисм 1 литра золота=72 номисмы (до XI в.) 1 литра золота=96 номисм (XII в.) 1 литра золота=144 номисмы (начало XIV в.) 1 иперпир (перпер)=4/5 номисмы (1092–1204 гг.) 1 иперпир (перпер)=12 трахей (трахи) из электра (сплава золота и серебра)=48 биллоновых трахей (трахи)=864 медных тетартерона (конец XI в.) 1 перпер=12 трахей из электра=288/384 биллоновые трахеи (трахи)=768 (?)/1728 (?) (XII-XIII вв.) 1 перпер=7–9 аргириев серебра (XII-XIII вв.) 1 «венецианский перпер»=2 венецианских серебряных дуката – метапана=12 грошей (конец XIII – первая половина XIV вв.) 1 перпер=12 серебряных василиконов=96 биллоновых торнезе=384 медные трахеи (трахи)=384–768 медных ассариев (конец XIII – первая треть XIV вв.) 1 аспр из электра (сплав золота и серебра)=1/3 перпера (после 1092 г.) 1 аспр низкопробного серебра=1/16 счетного перпера (XIV-XV вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лекция XIII РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО XI И XII ВВ. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ЕГО ОТРАЖЕНИЕ. ДВА ВЗГЛЯДА НА ЭТОТ ПАМЯТНИК. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПРАВДЫ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕРАБОТАННОГО СВОДА МЕСТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЫЧАЕВ ДЛЯ ЦЕРКОВНОГО СУДЬИ XI И XII ВВ. ЗНАЧЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ В РЯДУ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПРАВА. ВИЗАНТИЙСКАЯ КОДИФИКАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ НА РУССКУЮ. ЦЕРКОВНО-СУДНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВДЫ. ДЕНЕЖНЫЙ ПРАВДЫ И ВРЕМЯ СОСТАВЛЕНИЯ. ИСТОЧНИКИ ПРАВДЫ. ЗАКОН РУССКИЙ. КНЯЖЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СУДЕБНЫЕ ПРИГОВОРЫ КНЯЗЕЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДУХОВЕНСТВА. ПОСОБИЯ. КОТОРЫМИ ОНИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ. Я кончил изображение политического порядка, установившегося на Руси в XI и XII вв. Теперь я должен обратиться к более глубокой, зато и более сокрытой от глаз наблюдателя сфере жизни, к гражданскому порядку, к ежедневным частным отношениям лица к лицу и тем интересам и понятиям, которыми эти отношения направлялись и скреплялись. Впрочем, я ограничусь лишь лицевою юридической стороной гражданского быта. До сих пор господствует в нашей исторической литературе убеждение, что эта частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права, в Русской Правде. Прежде чем взглянуть на частные юридические отношения чрез это зеркало, мы должны рассмотреть, насколько полно и верно отразило оно в себе эти отношения. С этой целью я остановлю предварительно ваше внимание на вопросе о происхождении и составе Русской Правды и потом изложу в главных чертах её содержание. ДВА ВЗГЛЯДА В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей Разберем Русскую Правду, чтобы проверить и оценить оба этих взгляда. Читая Русскую Правду, вы прежде всего узнаёте по заглавию над первой статьей памятника в древнейших списках, что это «суд» или «устав» Ярослава. В самом памятнике не раз встречается замечание, что так «судил» или «уставил» Ярослав. Первое заключение, к которому приводят эти указания, то, что Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память о Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда. Всматриваясь ближе в памятник, мы соберем значительный запас наблюдений, разрушающих это первое заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Дополнительная литература по Псалтири 53 Издания и исследования греческих и славянских текстов Ундольский В. М. Описание греческого кодекса Псалтири IX–XII в., с современными изображениями, принадлежащего А. И. Лобкову. М., 1860. 17 с. [Отд. отт. из: Сборник Общества любителей древнерусского искусства.] Срезневский В. Древний славянский перевод Псалтири: Исследование его текста и языка по рукописям XI–XIV вв. Т. 1–2. СПб., 1877. 88, 111 с., илл. Амфилохий [Казанский-Сергиевский], архим. Древлеславянская псалтырь Симоновская до 1280 года, сличенная с рукописными псалтырями XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII в. и старопечатными XV и XVII в., с греческим текстом X века из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии , Псалтирью 862 года, Псалтирью X века Норовскою и Псалтирью X–XI веков: 2-е изд., дополненное сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г., Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. Т. 1–4. М., 1880–1881. Соколов И. И. Мукачевская псалтырь XV века//Сборник статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского... СПб., 1883. С. 450–468. (Отд. отт. [СПб.,] 1883. 19 с.) Разбор и подробное описание. Jagi V. Словэнскаа псальтырь: Psalterium Bononiense. Vindonbonae etc., 1907. Погорелов В. А. Чудовская Псалтирь XI в.: Отрывок Толкования Феодорита Киррского на Псалтирь в древнеболгарском переводе. СПб., 1910 (Памятники старославянского языка. Т. 3. Вып. 1). V, 276 с. Он же. Толкования Феодорита Киррского на Псалтирь в древнеболгарском переводе. Варшава, 1910. 237 с. Синайская Псалтырь: Глаголический памятник XI в./Изд. С. Н. Северьянов. Пг., 1922. VIII, 392, с.; ил. 11с. (Памятники старославянского языка. Т. 4.) Psalterium Vindobonense: Der kommentierte glagolitische Psalter der Österreichischen Nationalbibliothek/Hrsg. von J. Hamm. Wien; Koln, 1967. XVI, 371 S. Болонски псалтир: Български книжковен паметник от XIII в./Фототип. изд. с увод и бележки от И. Дуйчев. София, 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Марий Эл - офиц. название с 1992], субъект РФ в составе Приволжского федерального окр. Территория - 23,4 тыс. кв. км. Адм. центр - Йошкар-Ола. М. Э. располагается в вост. части Восточно-Европейской равнины, в Ср. Поволжье. Граничит с Кировской областью , Республикой Татарстан, Чувашской Республикой и Нижегородской областью . Население - 687,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 45,1%, мари - 41,8, татары - 5,5, представители других национальностей - 7,6% (2014). М. Э. включает 14 муниципальных районов, 3 городских округа, 15 городских поселений (4 города, 11 поселков) и 105 сельских поселений (2015). История Процесс этнической консолидации марийской народности происходил в VIII-XI вв. В VIII в. древнемарийские племена осваивали правобережье р. Вятки, результатом чего стало смешение волжско-финских и прикамских традиций, формирование луговых и сев.-вост. групп мари. В состав Волжской Булгарии Марийский край не входил, но до нач. XIII в. население края платило булгарским правителям подать (харадж) и налог с немусульм. населения (см. Джизья ). Торговля с булгарами способствовала экономическому и демографическому росту, развитию земледелия, скотоводства и ремесел. Начиная с рубежа XI и XII вв. некоторые группы марийского населения (в древнерус. письменных источниках - черемисы; экзоэтноним употреблялся до XX в.) платили дань рус. князьям, слав. поселения стали появляться на зап. и сев. окраинах марийских земель уже в XII в. (близ устья р. Оки, на р. Унже, на Ср. Вятке). К нач. 30-х гг. XIII в. рус. влияние на марийских землях в противовес булгарскому значительно усилилось. С сер. XIII в. Марийский край входил в состав Золотой Орды. Основная часть территории при этом была разделена на улусы, сотни и десятки, во главе которых стояли зависимые от ханской администрации сотники и десятники из местной знати. Марийцы, как и многие др. подвластные хану народы, должны были выплачивать ясак и ряд др. податей, а также нести повинности, в т. ч. воинскую. Установление золотоордынского господства в Ср. Поволжье не остановило процесс проникновения славян на марийские земли. Их поселения возникли на р. Пижме и Ср. Вятке, началось освоение Поветлужья, Окско-Сурского междуречья. На рубеже XIV и XV вв. владения князей и монастырей начали появляться на правом берегу р. Суры, где проживали горные марийцы. Ко времени образования Казанского ханства (сер. XV в.) в сфере влияния Московского великого княжества оказались марийцы правобережья Суры (значительная часть горных марийцев), Поветлужья (сев.-зап. марийцы), бассейна р. Пижмы и Ср. Вятки (сев. часть луговых марийцев). Менее затронутой рус. влиянием оставалась основная часть луговых марийцев (кокшайские марийцы, население бассейна р. Илеть, сев.-вост. части территории М. Э. и прилегающих к ней земель правобережья Вятки).

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

отв. ред. Д. С. Лихачев Память и Похвала князю Владимиру Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках: «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимира. Списано Иаковом мнихом» (нач.: «Паул святыи апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, глаголаше...»). Текст П. состоит из трех частей: 1) Похвала Владимиру; 2) Похвальное слово Ольге, с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»; 3) Житие Владимира (нач.: «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам...»). Известна редакция П., в которой отсутствует средняя часть. В некоторых случаях переписывалась одна 3-я часть. Оба эти вида восходят к полному тексту. Хронология и взаимные отношения частей П. не выяснены окончательно. Первые исследователи памятника (митр. Макарий, И. И. Срезневский , Е. Е. Голубинский ) относили его к XI в. и видели в нем древнейшее церковное сказание о Владимире. Затем были высказаны предположения о разновременности составных частей памятника. По гипотезе А. И. Соболевского, основой П. и наиболее ранней его частью является «древнее житие» (3-я часть), написанное в кон. XII – нач. XIII в. По гипотезе А. А. Шахматова, вначале существовал древний текст о князе Владимире, в котором слились два несохранившихся жития Владимира XI в.; этот текст был разорван вставкой Похвального слова Ольге. Последняя по времени точка зрения (С. А. Бугославского) сводится к тому, что все части П. имеют независимое происхождение и собраны вместе лишь в середине XIII в. По наиболее вероятному предположению И. И. Серебрянского, первоначальную основу П. составляет историческое похвальное слово князю Владимиру, написанное во 2-й пол. XI в. неким монахом Иаковом. Это произведение по форме было сочетанием похвального слова и жития (ныне 1-я и 3-я части П.). Похвала Ольге вставлена позднее. Владимир в течение долгого времени не признавался святым: его официальной канонизации противилась греческая константинопольская патриархия. Однако почитание его существовало уже в XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Богатырь Великого Новгорода Василий Буслаев 31.10.2023 956 Время на чтение 41 минут «...И ты, мой товарищ, ватажник каленый, И я, чернобровый гуслярник; А нас приволок сюда парус смолёный, А мы – новгородские парни...» В. Луговской «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанный Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский… Тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были они – русские» (Ф. Джен, английский историк флота) Русский героический эпос создавался, в основном, в двух центрах зарождения русской государственности, в Киеве и в Великом Новгороде. Однако, постепенно, в связи с приобретением Киевом — «матери городов Русских» центрального места в иерархии городов Руси, большая часть былин приобрела «киевскую прописку». Новгороду, являвшемуся, по словам В.О. Ключевского « старшим сыном России, родившимся, однако ж, прежде матери », осталось всего несколько героев. И если, например, Михайло Потык – «змееборец» и, наверное, единственный русский богатырь совершивший путешествие в загробный мир и вернувшийся обратно, Садко – идеал удачливого торгаша, то Василий Буслаев – «буйный и непокорный сын» «Господина Великого Новгорода». К рассказу о нём мы и переходим. Но вначале несколько слов о специфике новгородского бытия, чтобы нам было понятно в каких условиях формировались «Новгородцкии молодци» – ушкуйники, ярким представителем которых и был Василий Буслаев. Предоставим слово историку: «Инициатива в пушной и иной торговле на речных путях Восточной Европы IX-XI вв. в конечном счете от скандинавов и финнов перешла к славянам (русским), а пушнина Севера оставалась устойчивым и значимым компонентом экономики Русского государства до конца XVII в... Именно в ходе этих событий славянское население достигло прибрежья Финского залива Балтийского моря и в IX-XI вв. установило определенную степень контроля над устьем Невы и обоими берегами Финского залива. Процесс этот сопровождался, видимо, и определенной консолидацией и перегруппировкой финноязычной «чуди», в частности его результатами можно считать оформление этносов ижор и карел, вошедших в XI-XIII вв. в качестве союзников-«федератов» в состав Новгородского государства» ( Лебедев Г.С. «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси »).

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/31/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛАРУСЬ [Республика Беларусь, Белоруссия], гос-во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо-западе с Литвой , на севере с Латвией , на северо-востоке и востоке с Россией , на юге с Украиной , на западе с Польшей ; расположена на западе Восточно-Европейской равнины. Население: более 9951 тыс. чел. (2002). Белорусы составляют ок. 81,2% населения, остальные национальности - русские (11,4%), поляки (3,9%), украинцы (2,4%), евреи, татары, литовцы, латыши, цыгане, немцы и др. За пределами Б. проживает ок. 3 млн белорусов (Россия, Украина, США, Польша, Латвия, Литва, Канада, Аргентина). Гос. устройство. Б.- президентская республика. Глава гос-ва - Президент Республики Беларусь. Представительный и законодательный органы - Палата представителей и Совет Республики, исполнительная власть принадлежит Совету министров Республики Беларусь во главе с премьер-министром. Гос. языки - белорус. и рус. Основной закон - Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями референдума от 24 нояб. 1996). Местное управление и самоуправление осуществляются через местные советы, их исполнительные и распорядительные органы. В Б. 6 областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилёвская и Минская) и 117 районов. Политическая и гражданская история Б. В V-VIII вв. по Р. Х. с юга по территории Б. началось расселение слав. племен, сопровождавшееся контактами с местными балтскими племенами (родственными совр. литовцам и латышам), в результате чего нек-рые локальные группы балтов были частично ассимилированы, а частично (в зап. областях Б.) составили смешанные общности славяно-балтского населения. К IX-X вв. территория совр. Б. была почти полностью заселена слав. союзо-племенными общностями кривичей, дреговичей, радимичей, частично волынян, древлян. Полоцкая группа кривичей составила ядро 1-го на землях Б. слав. гос. объединения - Полоцкого княжества. В кон. X в. возникло Турово-Пинское княжество. Часть сев.-вост. и юго-вост. земель Б. входила в состав Смоленского и Черниговского княжеств. В XI-XIII вв. в зап. Б. существовали также Гродненское и Новогрудское княжества. В X-XI вв. начались процессы сглаживания этнокультурных особенностей восточнослав. объединений на территории совр. Б., Украины и части России, что было связано с вхождением их в единое древнерус. гос-во - Киевскую Русь, где господствующей религией было Православие. В результате на территории расселения большей части вост. славян, в т. ч. в Б., начали складываться общие элементы культуры, письменности, языка, образа жизни и самосознания князей, их дружин, духовенства, горожан.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.) О ранней истории Новгородской епископии (к концу XII в. – архиепископии) источников сохранилось больше, чем о других древнерусских кафедрах, включая даже саму Киевскую митрополию. С другой стороны, их число все же очень ограничено, а сообщаемая ими информация, особенно за XI в., содержит такие лакуны, восполнять которые исследователю приходится только путем более или менее удачных гипотетических реконструкций. Новые источниковедческие исследования, прежде всего в области летописания, а также появление ряда собственно исторических гипотез, касающихся ранней истории Новгорода и Русской Церкви, предоставляют возможность заново поэтапно рассмотреть историческое становление Новгородской епископии в первые полтора века ее существования. История (архи)епископии как местного новгородского политического института (насколько можно прилагать этот термин к средневековым реалиям) начинается с 1156 г., когда зафиксировано первое избрание Новгородского владыки (Аркадия) с участием В предыдущий период Новгородская кафедра Св. Софии была этого качества лишена, что определяло более сложную картину ее положения на стыке интересов князей, горожан различного социального статуса и Русской (Киевской) митрополии Константинопольского Патриархата. Важнейшим источником по данной теме являются летописи, несмотря на то, что начальное русское летописание XI – начала XII в. не уделяло первостепенное внимание церковным делам (более информативными в этом плане оказываются киевские, владимиро-суздальские и новгородские летописи последующего периода). Летописные источники для данного периода представлены текстами «Повести временных лет» 10-х гг. XII в. (ПВЛ), Новгородской первой летописи старшего извода, дошедшего в Синодальном списке XIII–XIV вв. (Син., НПЛст.), младшего извода (НПЛмл., списки не ранее XV в.), в котором, в частности, отразился Начальный свод конца XI в., а также летописями XV в. Новгородско-Софийской группы (НСГ): Новгородской Карамзинской (НК1, особенно важны данные ее 1-й подборки летописных сведений), Новгородской четвертой (Н4), Софийской первой (С1) летописей .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Вахитовский район. Кремль. Кремль. Не действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 1555. Архитектор:Постник Яковлев, И.Ширяй Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль. Координаты: 55.796713, 49.108008 Проезд:По улице Кремлевской до ворот Спасской башни, на метро - до станции " Кремлевская " . Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. Благоприятные природно-географические условия данной местности издавна привлекали внимание первобытных обитателей края. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак. Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и др. свидетельствуют об освоении этой местности и в эпоху бронзы. Появление в VIII на Средней Волге болгарских племен неразрывно связано с дальнейшим развитием истории данного региона. В IX-X вв. в районе вдоль русла р.Казанки идет процесс формирования оседлых поселений, в том числе и древней Казани. История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже X-XI вв. и распологавшихся на северной оконечности Кремлевского холма. В домонгольский период, с XI по первую половину XIII века, Казань развивалась как военно-торговое поселение. Уже в XII веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века до первой половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.

http://sobory.ru/article/?object=17090

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010